Прочитайте текст и выполните одно из предложенных заданий составьте краткий конспект текста

Обновлено: 08.07.2024

1) определение и алгоритм составления тезисов и конспекта;

2) листы с практическими заданиями;

3) текст для работы дома.

Первый урок

I. Теоретическая часть.

1. Оргмомент (приветствие и запись темы урока).

2. Определение понятий (словарная работа).

На этом этапе урока учащиеся по учебнику или словарю знакомятся только с понятиями тезиса и конспекта, типами, назначением и сферой их применения (прежде всего, использование в учебной деятельности). Последнее выясняется в ходе беседы с учащимися:

- на каких предметах уже использовали конспект (тезисы)? При выполнении каких заданий?

- в каких жизненных ситуациях это может пригодиться? и т.п.

Определения понятий записываются в тетрадь.

Лучше заранее распечатать теоретические сведения урока в виде раздаточного материала для каждого понятия отдельно. (Приложение 1)

3. Слово учителя.

- С чего начать работу над конспектом? Как увидеть самую важную информацию, как экономно и рационально ее записать? Эти и многие другие проблемы мы попытаемся решить вместе. Наша цель - овладение навыками конспектирования и составления тезисов, то есть краткой логичной записи прочитанного или услышанного. Работа над конспектом - это создание “вторичного” текста.

- Прежде всего, надо внимательно прочитать текст, чтобы определить его тему и понять цель автора (основную мысль). Затем следует проанализировать содержание каждого абзаца и выделить в них самую главную мысль. Иногда абзацы нужно объединять.

- Исключив из абзацев часть информации: авторские отступления, ссылки на других авторов, иллюстрации, примеры, не играющие особо смысловой роли в понимании содержания, мы и получим тезисы.

- Записав тезисы в логической последовательности, снабдив их примерами (не больше двух), мы получим конспект.

Учитель по ходу объяснения составляет на доске “зрительную картинку” излагаемого материала (это опять же будет примером выделения главного). Желающие могут перенести схему в тетрадь:

тема цель автора

основная мысль абзаца (-ев)

без примеров с примерами

- Более подробная инструкция по составлению тезисов и конспекта перед вами. (Лучше, чтобы учащиеся получили этот материал в личное пользование)

4. Знакомство с рекомендациями по составлению (тот же печатный материал Приложения 1):

- изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки;

- в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы;

- не приводите факты и примеры;

- сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность, убедительность;

- по окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника (не исказился ли смысл?), затем перепишите и пронумеруйте.

- ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы;

- выделите информационно значимые места текста;

- составьте “черновой” план текста (он поможет вам в логике изложения группировать материал);

- выделите в тексте тезисы (опирайтесь на план);

- запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами;

- текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц;

- используйте речевые формулы: автор считает…, рассказывает (автор);

(В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку).

II. Практическая часть. (Листы с заданиями на каждой парте)

1. Прочитайте текст и ответьте, о чём в нём рассказывается.

Для ответа выбери подходящее начало из предложенных речевых образцов: Автор текста (статьи) рассказывает нам о том. В тексте (статье) рассматривается (что?), говорится (о чём?), даётся оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?).

У японцев бытует любопытный обычай: в день свадьбы молодым преподносят чудесный дар природы - морскую корзиночку (ажурную губку), в которой сидят два рачка, символизирующих верность, преданность. Рачки эти заползают в корзиночку-губку в детском возрасте, растут в ней и остаются вместе на всю жизнь, так как не могут выбраться через небольшое отверстие. Такой свадебный подарок называется корзинкой Венеры.

(Возможный ответ. Из заметки стало известно, что у японцев есть обычай дарить молодожёнам морскую корзиночку с двумя рачками, символизирующими супружескую верность.)

2. Уберите лишнюю информацию, не относящуюся к заметке.

Автор балета “Спящая красавица” - Пётр Ильич Чайковский. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского “Евгения Онегина” подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. “Содружество” двух гениев дало миру прекрасное произведение.

(Ответ. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского “Евгения Онегина” подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. “Содружество” двух гениев дало миру прекрасное произведение.)

3. По заголовкам определите тему статей (возможно несколько вариантов).

(Темы в), г), д) - для слабых учащихся, остальные - для сильных)

а) Здоровье нации - дело каждого и всех.

б) Человек и компьютер.

г) История государства Российского.

е) Из жизни лингвистических терминов.

(Возможные варианты:

а) о здоровом образе жизни; о негативных последствиях вредных привычек;

б) роль компьютера в жизни современного человека; сравнительные возможности компьютера и человека;

в) о садоводстве;

г) вопросы исторического развития России; хроника Российской истории;

д) экологические проблемы земли;

е) популярное изложение научных понятий лингвистики.)

4. Прочитайте текст. Назовите предложение, которое несёт главную смысловую нагрузку.

Не реже двух раз в год книги в домашней библиотеке надо чистить щёткой или тряпкой. Пыль и сырость - враги книг, книги следует потереть сухой тряпкой. Шкафы нужно оставить открытыми, чтобы они хорошо проветривались.

(Ответ. Пыль и сырость - враги книг.)

5. В предложенном тексте (без абзацев): а) найдите его “подтемы”; б) в каждом предложении ключевые слова; в) определите главную мысль текста. (Задания а), б) для сильных уч-ся, в) – для слабых.)

Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкусдыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А есть память на запахи. Людям во всём помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему выручали, о них надо заботиться: тренировать и развивать.

а) ключевые слова выделены жирным шрифтом;

б) подтемы: память бывает разная; людям помогают разные виды памяти; в) главная мысль: любой вид памяти надо тренировать и развивать.)

6. Подведение итогов.

В конце урока следует ещё раз повторить определения основных понятий темы: конспект, тезис, тема и главная мысль текста, ключевые слова.

Домашнее задание. Знать определения и алгоритмы составления конспекта и тезисов.

Второй урок

1. Фронтальный опрос учащихся:

- Что такое конспект? тезисы?

- Перечислить основные правила составления конспекта и тезисов.

- Что такое подтема? ключевые слова? и др.

Практическая часть (продолжение)

2. Прослушайте текст и к каждому предложению составьте вопросы (письменно).

Старейшие действующие часы находятся на здании собора в английском городе Солсбери. Они не имеют циферблата. Сигнал о ходе времени осуществляется при помощи колокольного боя. Часы созданы в 1368 году. В 1956 году подвергались капитальному ремонту.

(Ответ. - Где находятся старейшие действующие часы?

- Что у них отсутствует?

- Как осуществляется сигнал о ходе времени?

- Когда часы созданы?

- Когда их ремонтировали капитально?)

3. Прочитайте текст (текст не разделен на абзацы):

а) разбейте текст на абзацы (подтемы);

б) определите, сколько основных тем развивается в данном тексте, назовите их.

Опыт космических исследований околоземных орбит, находящихся на расстоянии сотен километров от поверхности Земли, показал, что с высоты видно не только дальше, но и глубже. Это относится к наблюдению материков и океанов. Вода в морях и океанах не мешает наблюдению глубоководного рельефа дна. При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабные картины строения Земли, на которых иногда проявляются глубинные структуры нашей планеты. Однако как через поверхность суши, так и через морские глубины просматриваются только крупномасштабные объекты и образования, в которых практически невозможно различить небольшие детали. Не так ли и в истории человечества? Из глубины веков до нас доходят только значительные события, явления и самые выдающиеся личности. Время отсеивает всё мелкое, второстепенное, отбирает для последующих поколений только наиболее значительное, крупное. Поэтому из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного (размытого) для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности, оказавшие большое влияние на развитие человеческого общества. Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде, рассеяние вещества в материках, распространение (рассеяние) информации в человеческом обществе - эти, казалось бы, такие различные явления, имеют и общие черты. Во всех этих явлениях рассеяние участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.

а) Не так ли и в истории человечества? – 2 абзац.

- Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде… - 3 абзац.

б) Две основные взаимосвязанные темы:

1) описание и анализ опытов фотографирования из космоса;

2) перенос, распространение результатов исследования на другие сферы жизни и деятельности человека.)

4. Вспомните и скажите, строка из какого стихотворения С.А. Есенина может стать главной мыслью статьи из задания № 7. – не беда, если уч-ся этого не знают, учитель коротко может процитировать известные строки.

(Ответ. “Большое видится на расстоянии”.)

5. Прочитайте последний абзац текста и скажите, можно ли его опустить. Если нет, то объясните почему?

(Ответ. Нет, поскольку абзац содержит общий вывод по теме.)

6. Составьте и запишите тезисы:

а) раскрывающие подтемы текста;

б) раскрывающие главную тему (для более сильных учащихся).

(Ответ. а) При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабную картину строения Земли.

- Из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности.

- Рассеяние в различных явлениях природы участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.

б) Во многих явлениях, как-то: рассеяние света в морской воде, облачном покрове; распространение информации в человеческом обществе и т. д. проявляются общие черты. Их объединяет такое понятие, как “рассеяние”, участвующее в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.)

Правильные ответы обязательно давать учащимся для самоанализа и как образец.

7. Подведение итогов в форме беседы (чему учились на уроке? что освоили? и др.)

Напишите конспект статьи на лингвистическую тему (дается текст каждому учащемуся, лучше несколько вариантов и из заданий к ГИА).

Есть внутренняя культура — та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.

Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил.

Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.

Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле.

Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или учёному, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удаётся добиться серьёзных результатов.

1) Составь план текста.

2) Подчеркни в тексте две характеристики культурного человека.

3) В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Подчеркни (выдели маркером) любые три предложения.

6) Каково, по твоему мнению, влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведи два-три объяснения.

Аватар

1) Составь план текста.

(1) Внутренняя культура

(2) Как стать культурным человеком?

(3) Кто такой культурный человек?

(4) Каким должен быть культурный человек?

(5) Что если удастся прикоснуться к культуре?

2) Подчеркни в тексте две характеристики культурного человека.

Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.

Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле.

3) В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Подчеркни (выдели маркером) любые три предложения.

Внутренняя культура — та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.

Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком.

Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.

Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил.

Да это возможно. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры. В развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или ученому удается добиться серьезных результатов.

Ломоносов не только занимался науками, но и увлекался изобразительным искусством. Бородин был не только великим композитором, но и химиком. Пушкин знал французский, изучал произведения Байрона в оригинале.

6) Каково, по твоему мнению, влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведи два-три объяснения.

Именно культура играет важную роль в жизни человека и общества. Она формирует тот или иной тип личности: общее историческое прошлое, историческую память, групповую совесть, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, биосоциальный опыт, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям.

Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется её социализацией – приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Noekyz

1) Соствует содержанию фрагмента: Без сохранения культурных ценностей прошлого невозможно развитие культуры. Прогресс культуры невозможен при неуважении культуры разных народов.

Не соствует содержанию фрагмента: Развитие культуры преимущественно выражается и созидания нового. Прогресс культуры происходит независимо ни от чего.

2) Людям важно и нужно беречь, уважать свою культуру, для собственного развития.

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…

Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

(По Л.И. Скворцову)

1. Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).

2. Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.

3. Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).

4. Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.

5. Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.

Задание №2. Прочитайте текст и выполните после текстовое задание.

Современного человека трудно удивить вопросами, что такое электричество или как происходит передача тепла – каждый имеет по этим поводам свое мнение. Кто –теоретическое, основанное на изучении физики, а большинство – памятуя незабываемые ощущения от удара током в процессе починки розетки при неотключенном напряжении на щитке или от случайного прикосновения к раскаленному утюгу. Но, конечно, гораздо меньшее число читателей знакомо с явлением термоэлектричества.

История открытия и последующего изучения термоэлектpичества насчитывает более двух веков и начинается с дискуссии между Луиджи Гальвани и Алессандро Вольта.

В середине XVIII века популярной темой в науке стало изучения электрических явлений, в том числе и животного электричества, например, порождаемого электрическими скатами. Ввиду этого профессор Болонского университета физиолог Луиджи Гальвани стал изучать, что происходит с препарированной лягушкой при пропускании через нее тока. В результате многочисленных экспериментов Гальвани убедился, что электричество свойственно самому животному: от нервов к мышцам как бы протекает флюид и образуется цепь.

1) В тексте широко используется лексика в переносном значении (незабываемые ощущения, животное электричество, протекает флюид), намеренное столкновение разностилевой лексики (ввиду этого, памятуя незабываемые ощущения от удара током при пропускании через нее тока).

2) Текст относится к официально-деловому стилю, так как информирует читателя о развитии учения о термоэлектричестве, в тексте содержатся конкретные фамилии и факты.

3) В тексте преобладают простые осложнённые и сложноподчинённые предложения, предложения с вводными конструкциями и причастными оборотами.

4) В тексте употребляются публицистические речевые клише (современный человек, свое мнение), яркие метафоры (передача тепла, образуется цепь), воздействующие на читателей, глаголы в форме повелительного наклонения.

5) В тексте преобладает абстрактная лексика, научные термины (физика, термоэлектричество, электричество), сочетания терминологического характера (напряжение на щитке, электричество свойственно), отглагольные существительные со значением действия (напряжение, прикосновение, изучение, ощущение), слова, указывающие на связь и последовательность мыслей (конечно, в том числе, например).

Задание №3. Прочитайте текст и выполните после текстовое задание.

В этом году исполнилось 20 лет космическому туризму. В апреле 2001 года американский предприниматель итальянского происхождения Деннис Тито стал первым космическим туристом в мире. Итоги его полета следующие: 8 месяцев подготовок, 7 дней в космосе, 128 вращений вокруг орбиты Земли, минус 20 миллионов долларов.

1) Данный текст-фрагмент эссе. Его цель – поразмышлять об особенностях космического туризма, В начале текста приведена краткая справочная информация, объясняющая проблему, что свойственно для аналитического эссе.

2) В тексте используются лексические средства выразительности, характерные для публицистического стиля речи: общественно-публицистическая лексика (предприниматель, сделаны предположения, основатель корпорации), использование речевых стандартов (итальянского происхождения, развитие отрасли, имеет возможность, подавал заявку).

3)Текст относится к научному стилю, так как основная его функция- информировать читателя, в тексте содержатся конкретные цифры и факты.

4) В тексте употребляются отглагольные существительные (предположения, подготовка, падение), отыменные предлоги, специфические обороты официальной речи, сказуемые выражаются возвратными глаголами (20 лет исполнилось, развитие началось), страдательными причастиями в краткой форме (озвучена, совершен, сделаны, отклонена). Все это признаки официально-делового тиля речи.

5) Это текст публицистического стиля, потому что он предназначен для широкого круга читателей ввиду общественной значимости обсуждаемой проблемы.

Задание №4. Прочитайте текст и выполните после текстовое задание.

Эволюция подарила человеческому организму два способа избавляться от излишков тепла: во-первых, расширяются кровеносные сосуды, проводя тепло к поверхности тела и далее в окружающее пространство, а во-вторых, на коже выступает пот, охлаждающий ее при испарении. Когда эти механизмы не срабатывают, человек умирает. Звучит просто, но на самом деле это сложный каскадный процесс.

По мере того как внутренняя температура жертвы теплового удара повышается, сердце и легкие работают все более напряженно, накачивая кровь в расширившиеся сосуды. В какой-то момент сердце перестает справляться. Артериальное давление падает, что приводит к головокружению, походка становится неуверенной, речь – неразборчивой. Падает уровень соли в организме, и мышцы сводит судорогой. У многих жертв путаются мысли или даже начинается бред, и они не понимают, что им нужна немедленная помощь.

Поскольку кровь устремляется к перегретой коже, внутренние органы получают ее меньше, что приводит к ряду реакций, повреждающих или разрушающих клетки. Некоторые жертвы умирают, когда внутренняя температура их тела достигает всего 40 градусов Цельсия, другие могут несколько часов выдерживать температуру 42 градуса. Прогноз обычно менее благоприятный для очень молодых и для пожилых людей. Даже здоровые пожилые люди находятся в безусловно невыгодном положении: потовые железы с возрастом уменьшаются в размере. Жертвы теплового удара часто не чувствуют жажды, и потому не пьют. Потоотделение уже не может спасти, поскольку в организме не остается влаги, которой он мог бы пожертвовать. В этот момент у слабого человека может случиться инфаркт, а у более выносливых через некоторое время начинается сужение зрительного восприятия, возникают галлюцинации, а порой люди начинают срывать с себя одежду, которая – из-за возбуждения нервных окончаний – начинает казаться сделанной из наждачной бумаги.

1) Данный текст-фрагмент статьи журнала. Его задача – убедить читателя в необходимости защищать организм от чрезмерного перегревания. Текст образный, эмоциональный.

2) В тексте используются синтаксические средства выразительности, характерные для публицистического стиля речи: сложноподчинённые предложения с придаточными времени, следствия, изъяснительные, предложения с однородными членами, вводные конструкции.

3)Текст относится к научному стилю, так как используются предложения со структурой определения термина, вставные конструкции с пояснениями.

5) Это текст научного стиля, потому что с точки зрения морфологии в нем отмечаем численное преобладание существительных и прилагательных над глаголами, употребление имен существительных среднего рода, которые обозначают абстрактное понятие (испарение, реакции, положение), преобладание описательных прилагательных (артериальное, неразборчивый, пожилой, выносливый, зрительный).

Задание №5. Прочитайте текст и выполните после текстовое задание.

Водородная энергетика занимает важное место в выполнении планов по борьбе с углекислым драконом. В самом деле, если электричество можно генерировать с помощью безуглеродных источников, то с безуглеродным топливом и сырьем для химической и металлургической промышленности имеются очевидные трудности. Здесь-то и пригодится водород в качестве переносчика зеленой электроэнергии. Его можно заправлять в топливный бак автомобиля, и тот станет при движении выдавать не букет вредных продуктов горения бензина, а чистую воду; им можно одновременно отапливать дом и получать для него электричество с помощью высокотемпературного топливного элемента. Металлурги заменят им уголь в качестве восстановителя, а химики, используя в смеси с атмосферным углекислым газом, откажутся от ископаемого углеводородного сырья.

Конечно, есть и альтернативы. Так, в качестве энергоносителя можно выбрать твердый алюминий, обращаться с которым несравнимо проще, чем с газообразным водородом, или сжиженный воздух, который хотя бы не взрывоопасен. Однако стараниями экспертов, консультирующих лидеров ЕС, цивилизация, видимо, пойдет по пути безальтернативного использования именно водорода для этих нужд.

1) Данный текст относится к учебно-научному подстилю, потому что его отличают логичность, объективность, абстрактность и обобщенность, что выражается на лексическом уровне в использовании терминов (водородная энергетика, химическая и металлургическая промышленность, атмосферный углекислый газ, углеводородное сырье).

2) Текст актуален, общественно значим по тематике, эмоционален, что выражается в метафорах (борьба с углекислым драконом, букет вредных продуктов).

3) Среди характерных для публицистического стиля речи языковых средств можно отметить непосредственное обращение к собеседнику, оправданный повтор слов, ряды однородных членов, отвлеченная лексика (выполнении, трудности, использования).

4) Научность данного текста на синтаксическом уровне выражается в использовании союзов, вводных слов логического характера (однако, конечно, так, видимо).

5) Задача данного текста информировать читателя о развитии водородной энергетике в современной России, дать точные сведения, имеющие практическое значение, а также рекомендации, указания.

Задание №6. Прочитайте текст и выполните после текстовое задание.

Современная оценка потерь советского народа во время Великой Отечественной войны (около 27 млн.) получена методом демографического баланса. Специалисты по возможности аккуратно сравнили данные довоенных переписей с послевоенными и, пересчитав по годам, установили, что при сохранении нормальных условий смертности и рождаемости в стране к концу 1945 года должно было бы быть на 27 млн. взрослого населения больше, чем оказалось в действительности. Причем 15—16 млн. из этого исчезнувшего сверхнормативного объема — мужчины призывного возраста. Метод не слишком строгий, но другого, имея в виду отвратительное качество учета, пока не придумали.

Что же до Первой мировой, то наиболее серьезные исследователи — в том числе царский генерал Н. Н. Головин, советский демограф Б. Ц. Урланис и задолго до него Е. З. Волков — независимо друг от друга дают оценки смертельных потерь русской армии в интервале от 1,7 до 2,0 млн. В среднем 1,8 млн плюс-минус 10 %. То есть жертв было на порядок меньше, а точность учета на порядок выше.
А потом со страной и описывающей ее статистикой что-то случилось. Поменялись нормы.

1) Данный текст относится к учебно-научному подстилю, потому что в нем содержится иллюстрированный материал, примеры и тщательные пояснения.

2) Языковые средства текста (антонимы смертность и рождаемость, эпитеты строгий, отвратительное, фразеологизм имея в виду) являются средством создания образа и передачи эмоционального состояния автора.

3) Текст относится к научному стилю, потому что характеризуется тщательным подбором слов, которые используются в прямом значении, использованием терминов и специальной лексики.

4) В тексте уделяется особое внимание частным и вроде бы случайным обстоятельствам и ситуациям, за которыми можно увидеть типичное и общее (Причем 15—16 млн. из этого исчезнувшего сверхнормативного объема — мужчины призывного возраста. Жертв было на порядок меньше, а точность учета на порядок выше.).

5) В тексте использованы существительные, обозначающие понятия признака или состояния (оценка, данные, население, учет).

Читайте также: