Пришвин ребята и утята конспект урока 2 класс школа россии

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: знакомство с рассказом "Ребята и утята" и анализ его идейно-художественного содержания.

Задачи:

  • Познакомить детей с рассказом М. Пришвина "Ребята и утята".
  • Формировать умения составлять план и пересказ текста, давать характеристику героев.
  • Развивать умение определять авторскую позицию.
  • Воспитать бережное отношение к животным и любовь к природе.

Ход урока

Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Мотивация

- Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.
- Как называется раздел, который сейчас познаем? (О братьях наших меньших)
- Как вы понимаете его название, кто такие братья наши меньшие? (ответы учащихся)
- Произведения, каких авторов мы уже узнали?

  1. Б. Заходер "Плачет киска в коридоре…"
  2. В. Берестов "Кошкин щенок"
  3. И. Пововарова "Жила-была собака.."

- Сегодня мы узнаем интересный случай, который произошел с писателем Михаилом Пришвиным.

Подготовка к первичному восприятию

- Сегодня познакомимся с новым рассказом.
- Прочитайте название рассказа "Ребята и …".
- Пропущенное слово отгадать поможет загадка.

- Рассказ называется . "Ребята и утята". (учитель открывает тему урока)

Знакомство с писателем

- Ребята, рассмотрите портрет. Что можно сказать об этом человеке, глядя на портрет? (Учащиеся рассматривают портрет М. Пришвина, высказывают свое мнение)

- Михаил Михайлович Пришвин детям подарил много книг. Он был агрономом, охотником. У него мир особый. Он в окружающем нас мире открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас он делает умнее, добрее, великодушнее.

- С нами на уроке будет беседовать человек, влюбленный в свою землю, в Родину, в ее луга и леса, в ее птиц и зверей. Рассказы Пришвина надо читать неторопливо, внимательно. Надо очень внимательно вглядываться в каждое слово, пытаясь представить скрытую за словом картину.

Словарная работа

- На доске написаны слова, которые встретятся в рассказе. Для чего я выписал эти слова?
- Какое задание нам нужно выполнить? (раскрыть значение этих слов, чтобы понять содержание произведения)
- Вначале мы должны объяснить значения этих слов для того, чтобы лучше понять рассказ.

  • Чирок-свистунок – водоплавающая птица.
  • Верста – старая русская мера длины равна 1,06 км.
  • Паровое поле – поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков и удобрения почвы.
  • Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
  • Кузница – мастерская с печью для переплавки металлов, для подковывания лошадей.

Целепологание

- Ребята скажите, какие задачи мы с вами поставим на сегодняшний урок?

  1. Расположите их в правильном порядке.
  2. Познакомимся с рассказом "Ребята и утята".
  3. Разделим рассказ на части.

- Дадим характеристику героев.

Первичное восприятие

Учитель читает рассказ.
- Вам понравился рассказ?
- О ком он?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему?

Иллюстрация к рассказу М. Пришвина

Иллюстрация к рассказу М. Пришвина "Ребята и утята"

- А как вы думаете, в этом рассказе положительные или отрицательные герои? (Ответы детей)

- Прочитайте рассказ. Подумайте на сколько частей его можно разделить. (на три части)
- Где границы частей?
- Молодцы!

Физкультминутка

Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш . И опять настала тишь. (Сели)

Повторное чтение и анализ текста по частям

- Ребята, сейчас мы будем читать текст по частям.
- Давайте прочитаем первую часть.
- Куда решила перевести уточка своих утят? (На озеро)

- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? (Весной озеро разливалось)
- Сколько надо было идти до озера? (версты три)

- Мы уже знаем, что верста - это . (1,06 км)
- Как шла мать с утятами? (мать шла позади утят)

- Почему она шла позади? (чтобы не выпускать их из вида)
- Какая была уточка? (заботливая)
- Как мы с вами назовем эту часть? (Путь к озеру)

- Мы с вами видим, что путь был долог и опасен, но мать-уточка все же решилась на него. Во время пути уточка показала нам, что она заботливая мать.
- Давайте прочитаем вторую часть.
- Кто увидел утиную семью? (ребята)

- Как стали вести себя ребята увидев утят? (Они зашвыряли утят шапками)
- Что значит зашвыряли? (закидали)
- Зачем они начали ловить утят? (ради забавы)

- Думали ли они о последствиях? (нет)
- Как вела себя уточка, когда ребята ловили утят? Найдите в тексте, какие слова показывают волнения уточки.
- Кто подошел к ребятам? (автор рассказа)

- Как автор отнесся к поступку ребят? (ему не понравилось их поведение)
- Где была в этот момент мать-уточка? (сидела на холмике)

- Давайте прочитаем выразительно диалог автора и ребят.
- Как будем читать за детей? Как за автора?

- Теперь читаем третью часть.
- Как ребята отнеслись к требованию автора? (дети отпустили утят)
- Что сделала уточка, когда ее детей отпустили? (бросилась к ним)

- Как называет утят автор? (Сыновья и дочери)
- Почему он так говорит?
- Как автор попрощался с утятами? (снял шляпу)

- Как ребята отреагировали на этот жест? (ответы детей)
- Какой автор? (добрый, справедливый)
- Изменилось ли отношение автора к ребятам?

- Ребята поняли, что так поступать нельзя? (да)
- Что пожелали ребята уточке?

- Как назовем эту часть? (Спасение утят)
- И так ребята, все закончилось благополучно. Можно ли сказать, что ребята были жестоки? (нет)

Работа с пословицами

- Какая пословица подходит к этому рассказу?
- О чем нас заставляет задуматься автор?
- Придумайте конец истории.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по литературному чтению во 2 классе

познакомить детей с творчеством М. М. Пришвина.

развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить выделять смысловые части, составлять план рассказа.

воспитывать любовь к природе, к животным;способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Планируемые результаты обучения:

П р е д м е т н ы е : умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их,

составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует

автор для описания и характеристики героя.

Л и ч н о с т н ы е : умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание

и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

М е т а п р е д м е т н ы е :

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за

помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах. оценка действий партнера, умение с достаточной

полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Наглядность и оборудование: презентация к уроку, карточки с пословицами, карточки с заданиями, цветок - ромашка

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

Планируемые результаты обучения:

П р е д м е т н ы е : умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их,

составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует

автор для описания и характеристики героя.

Л и ч н о с т н ы е : умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание

и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

М е т а п р е д м е т н ы е :

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за

помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах. оценка действий партнера, умение с достаточной

полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Наглядность и оборудование: презентация к уроку, карточки с пословицами, карточки с заданиями, цветок - ромашка

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

Планируемые результаты обучения :

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

I .Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Прекрасно всё на небе!

Прекрасно на Земле!

Прекрасно всё вокруг!

Прекрасно всё во мне!

II .Актуализация знаний

-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением автор которого нам уже известен. По опорным словам догадайтесь, кто автор этого произведения.

Писал о природе

-Кто это? (М.М.Пришвин)

III .Определение темы, постановка задач урока:

Разгадайте анаграмму и вы узнаете, как называется произведение с которым мы сегодня познакомимся.

БЯ Р ЕТА И ТЯ У ТА.

-Как вы думаете о ком пойдет речь на уроке? ( О детях и утятах)

-Назовите тему урока.

-Какие задачи поставим перед собой? ( Познакомиться с жизнью писателя, с его произведением)

IV. Изучение нового материала.

Чтобы узнать больше об этом авторе вы поработаете в паре.

Вам будет дан текст, прочитав его, вы должны будете ответить на вопросы.

-Кем по образованию был Пришвин?

-Почему он выбрал именно эту профессию?

-С какой целью писатель отправлялся в путешествия?

-Какой цели мы достигли, выполняя задание? (познакомились с жизнью писателя)

-Что нам предстоит еще выполнить? (познакомиться с произведением)

-Что мы должны сделать, чтобы реализовать эту цель? (прочитать произведение)

Словарная работа

-В тексте вам встретятся незнакомые слова такие как - уточка чирок –свистунок.

Мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).

Чирок – свистунок. (Рассказ подготовленного ребёнка)

Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.

Первичное восприятие текста

А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова. (Читает рассказчик).

- О ком этот рассказ?

Как вы понимаете значение этого слова?

ХОЛМ - небольшой бугорок.

ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.

КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.

ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

ВОДА СПАЛА – меньше стало воды

МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.

- Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?

В ОБХОД ДЕРЕВНИ - обходя стороной, не заходя в деревню.

Физкультминутка

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют . (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

И опять настала тишь. (Сели)

V . Первичное закрепление изученного материала

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения . (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки? (Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)

Составим паспорт уточки.

Внешний вид-маленькая, дикая, чирок-свистунок

Где встречается-в лесу около озера

Анализ и выборочное чтение произведения

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? ( Мать.)
А какая она мама? ( Заботливая.)
– Вам её жалко?

– Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам? (Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок? (Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый?

Давайте порассуждаем о том, какие ребята.

-Что плохого они сделали?

-Что хорошего в их поступке?

-Представьте себе, что вы уточка. Попытайтесь рассказать эту историю от ее имени.

Составление плана

-Как можно озаглавить первый кадр (путь к озеру)

-второй (ребята и утята)

-третий( до свидания, утята!)

VI. Обобщающая беседа.

-Как вы понимаете пословицы, подходят ли они к рассказу? Поработайте в группах.

1) Всякий человек в деле познается. (По тому, что совершает человек, помогает другим или нет, можно сделать вывод, какой он человек)

2) Кто скоро помог - тот дважды помог. (Если скоро и во время помочь человеку, можно изменить всю его жизнь)

3) За правое дело стой смело. (Если дело хорошее и поможет другим, то за него нужно браться, чтобы помочь окружающим)

4) Любить природу- это наблюдать и помогать ей. ( За природой нужно всегда наблюдать и если увидишь, что кто-то нуждается в помощи, обязательно помочь)

VI I. Итог урока

-С творчеством , какого писателя мы познакомились?

-Как называется произведение?

- К чему нас призывает?

-С какой целью написан этот рассказ?

-Достигли мы задач? (да)

VIII .Рефлексия.

-Что понравилось на уроке?

-Что было трудно?

Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:

Мои молодцы друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе

учитель начальных классов

Лиховец Зинаида Сергеевна

с. Красный Яр
2017

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.

Реализуемые педагогические технологии: здоровьесбережение, дифференцированный подход, сингапурские технологии.

Оборудование: презентация к уроку, карточки обратной связи, телевизор, видеоролик.

І. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. А теперь поздоровайтесь с нашими гостями. Присаживайтесь.

Сегодня на уроке я желаю вам успехов и отличного настроения.

Давайте вспомним правила делового сотрудничества.

- Уважать чужое мнение;

- соблюдать тишину (работать вполголоса);

- слушать и слышать друг друга.

II. Проверка домашнего задания.

Сначала давайте проверим домашнее задание. С.129 наизусть (3-4 человека). Молодцы.

III. Актуализация знаний

А сейчас внимание на экран. (Видеоролик о животных)

- Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел "О братьях наших меньших")

- Что нас связывает с ними общее? (жизнь)

IV. Изучение нового материала. СЛ.1

- Сегодня вы познакомитесь с одной перелётной птицей. А написал о ней М.М. Пришвин. (Биографию о Пришвине М.М. рассказывает заранее подготовленный ученик)

А теперь отгадайте ребус: СЛ. 2

Сумка минус С, М=Т получается УТКА

- Как можно ласково назвать утку?

-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.

- Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).

Чирок – свистунок. СЛ.3

Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.

ЭЙ АР ГАЙД (сингапурская технология)

А сейчас посмотрите на таблички, которые лежат перед вами. В первой колонке напишите своё мнение на мой вопрос: Можно ли играть с дикими животными и птицами?

Отложите таблички, мы вернёмся к ним позже.

Знакомство с рассказом. Словарная работа.

Знакомство с текстом. СЛ.4

– А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова. (Аудиозапись).

– Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.

- О ком этот рассказ?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

2.Словарная работа. СЛ. 5-9

- Как вы понимаете значение этого слова?

ХОЛМ - небольшой бугорок.

ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.

КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.

ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

ВОДА СПАЛА – меньше стало воды

МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.

- Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?

Физкультминутка СЛ. 10

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

И опять настала тишь.(Сели)

Работа над рассказом. СЛ. 11

- Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя.

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки? (Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)

2 часть (вслух по цепочке.) СЛ.12
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
– А какая она мама? (Заботливая.)
– Вам её жалко?

– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам? (Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок? (Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения. (-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)

– Как мальчишки на это прореагировали? (Засмеялись.)
– Что приказал им сделать автор? (Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.131 и найдите строчки, которые к ней подходят. (И те самые шапки, запыленные на…)

Составление плана СЛ.15

А сейчас самостоятельно озаглавьте каждую часть и кратко расскажите о чём в ней говорится

1) Куда отправилась уточка с утятами?

2) Что случилось с ними во время путешествия?

3)Какова главная мысль 3 части?

IV. Закрепление. КОНЕРС (сингапурская технология)

Ребята, посмотрите внимательно на стены нашего класса. Там написаны пословицы.

Прочитайте их, и пусть каждый из вас подойдёт к той пословице, которая по его мнению больше всего к рассказу М.М.Пришвина и объясните почему вы так думаете.

Молодцы. Присаживайтесь на свои места.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Добрый пример лучше ста слов.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

Кто скоро помог, тот дважды помог

– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно?

– А кто нет? Почему?

- Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?

ЭЙ АР ГАЙД (сингапурская технология)

А сейчас давайте с вами снова вернёмся к нашим таблицам. В начале урока каждый из вас написал своё мнение на вопрос: можно ли играть с дикими животными и птицами?

Сейчас, если ваше мнение изменилось запишите его во вторую колонку и объясните почему вы изменили своё мнение.

V. Итог.

Давайте подведём итог:

- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

- Кто написал этот рассказ?

- Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).

- Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! СЛ.16

-Д.з. У. с. 130-132 пересказ 1 части. СЛ.17


VI. Рефлексия. Оцените свою работу используются сигналы


- Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.


Мне очень грустно, я не всё понял

Напоследок мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин. (Слайд 18)
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок отработки умений и рефлексии (структура системно-деятельностного урока).

Характеристика класса

Во 2 классе21 учащихся. Общеобразовательный класс со средним показателем качества обучаемости.

Литературное чтение. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий.

Литературное чтение. В двух частях. 2 класс. Москва. Просвещение. 2013г. Авторы.

Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий.

Литературное чтение. 1 часть. О братьях наших меньших.

Количество часов: Литературное чтение- 136 учебных часа в год (4 учебных часа в неделю).

Цели урока: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе, в парах, в мини - группах, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

Словесный, проблемно-поисковый, наглядный.

компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская презентация, учебная доска, карточки с заданиями, учебник, цветок - ромашка с заданиями.

коллективная, групповая, индивидуальная.

Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к интерактивным методам и формам обучения с включением постановки проблемы, научного поиска, проведения экспериментов, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся через организацию индивидуальной и групповой работы. Реализация данных форм и методов возможна при внедрении в учебный процесс системно - деятельностного подхода.

1 этап. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. (2мин) Формирование положительного настроя на урок . Ребята отгадывают загадку. Солнышко. Смотрят на неё. Берутся за руки и дарят друг другу улыбку и тепло.

2 этап. Актуализация опорных знаний.(4 мин) Проводим речевую разминку, для тренировки речевого аппарата, выразительного чтения. Ребята произносят скороговорку по слогам, с удивлением, сердито, весело.

3 этап. Постановка учебной задачи.(2мин) Ребята сами определяют цель урока, используя опорные слова. Мы познакомимся, мы вспомним, мы будем учиться, мы сможем поразмышлять.

4 этап. Закрепление. Работа над содержанием текста. Чтение по цепочке(4мин)

На предыдущем уроке рассказ разделили на части и озаглавили. Ребята читают первую часть по цепочке и придумывают самостоятельно свои вопросы. Они задают друг другу вопросы и отвечают.

Выборочное чтение (4 мин). Вторая часть. Ребята находят ответы в тексте и читают. Как стали вести себя ребята увидев утят? Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Могла ли утка кричать?

Физминутка. (3 мин) Танец маленьких утят.

Пересказ. (4мин) Четвёртая часть. Дети пересказывают и отвечают на вопросы. Что сделала мать – уточка, когда её детей отпустили? Как Пришвин попрощался с утятами?

Работа в парах. ( 3мин) На листочках записаны пословицы, ребята должны собрать их. Ещё определить к кому из действующих лиц она подходит.

Работа с иллюстрацией.(3 мин) Дети находят слова из текста, которые подходят к иллюстрации.

Придумывают свои картины и названия к ней.

Работа в мини группах.(4 мин) Ребята работают в группах. Они должны решить проблемы и высказать свою точку зрения.

Рефлексия.(3 мин) Дети продолжают предложения : Сегодня я узнал…

Было интересно…. Я понял, что…. У меня получилось… Меня удивило…

Урок дал мне для жизни .. Мне захотелось….

Возвращаемся к началу урока – к постановке цели нашего урока.

Данный урок, проведенный во 2 классе (средний показатель качества обучаемости), дал результат (по итогам самостоятельной работы) 70 % качества и 100% успеваемости. На протяжении всего занятия царила спокойная, насыщенная, рабочая обстановка, что говорит о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся. На уроке использовала презентацию. С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию заботливого и бережного отношения к животным.

Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение Бурейская Средняя Общеобразовательная Школа

урока литературного чтения

Автор: Самошкина С.Г.,

учитель начальных классов.

Технологическая карта урока литературного чтения

Дата проведения: 28.11.2017 г.

Цели урока: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах. оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Наглядность и оборудование: презентация к уроку, карточки с пословицами, карточки с заданиями, цветок - ромашка с заданиями.

Читайте также: