Природа наш дом конспект внеурочного занятия

Обновлено: 05.07.2024

2) Ну - ка, кто из вас ответит: н е огонь, а больн о жжет, и не пекарь, а печет ?

Учитель: Итак, ребята, какова же т ема сегодняшне го классного часа ?

Учитель: Да, это и бу дет темой нашего классн ого часа.

Вы сами сфо рмулировали ее. (Отк рывается запись на доске «Природа - наш

- Что же автор хотел донести д о нас этими словами м ы узнаем в кон це

Учитель: Сег одня мы поста раемся выяснить и ответить на в опрос: «Почему

Учитель: Планета Земля, на к оторой мы живем, огромна и прекрасна!

Учитель: Да, чу десен и таинстве нен мир прир оды. Чтобы вс я эта красота

была всегда. М ы должны пр ироду. (охранять и оберег ать). Чтобы оберега ть

природу , надо ее. (любить). А чтобы лю бить надо ее. (з нать). А чтобы

знать многое о природе надо у читься, т.е. знать «экологичес кие правила

Учитель: Сейчас м ы с вами раз берем несколь ко ситуаций (к ласс делится на 3

группы, решают проблемн ые ситуации, записанные на ка рточках,

1 группа: «О тправляясь в гост и к природе, не будьте только просителями ее

2 группа: Отд ыхая в лесу , вы подошли к родничку и увидели начавшийся

3 группа: Вес ной в лесу вы увидели ран еную березу , плачущу ю березу,

которая от пот ери сока может п огибнуть. Что бу дете делать?

- У каждого у ченика кружки 3 цветов: зел еный, желтый, к расный

Учитель: Сигнал ы этого светофора означают тоже самое, что и н а проезжей

зажигается тогда, когда поступки человека прино сят вред приро де. Желтый

свет - чтобы мы с облюдали оп ределенные прав ила поведен ия. Зеленый свет -

Мальчик собралс я в лес и рас сказал, что он взял с собой в рюкзаке. Дава йте

вместе поможем е му разобратьс я, что оставить в рюкзаке, а что нужно

обязательно выл ожить, так как эт и вещи на несут вред природе. Я бу ду

* Резиновые сап оги, чтобы поход ить по берегу озера. (желтый свет)

* Нож, чтобы с одрать бересту с березы для разжиг ания костра. (красный

* Зажигалку , чтобы когда устанет, посидеть у костра. (красный свет)

* Магнитоф он, чтобы послу шать новые з аписи. (красны й свет)

* Небольшое пл астмассовое ве дро, чтобы полить деревц а, которые он

посадил прошл ый раз по к раю оврага. (зел еный свет)

* Пакет с хлеб ом, крупой для уток живу щих на озере. (зеленый свет)

* Фотоаппа рат, чтобы сфото графировать лесных жителей. ( желтый свет)

Учитель: Мол одцы ребята, знаете чт о надо брать в лес чтобы не навредить

(на доске цветок с л епестками, на обратной ст ороне кото рых написаны

правила пове дения в природ е . Каждой группе по 2 ле пестка. Ребята по

очереди срываю т лепесток с цветка, читают по очереди пра вило поведения в

1) В лесу ходи п о тропинкам и д орожкам. Помни. (в траве обитает мн ого

маленьких жив отных, кото рых можно нечаянно раздав ить. Кроме того от

ходьбы уплотня ется почва, ог оляются корни де ревьев, погибают ре дкие

2) Не рви цвет ы охапками. (сорванные растения быстро погибнут и не дадут

семян. Не бу дет семян - не бу дет и цвету щих растений).

3) Не разру шай муравейник и… (муравь и по хвоинке, по сол оминке, долго

строят свой дом, любой тру д надо у важать. Му равьи - санитары леса, они не

4) Не оставляй му сор в лесу . Помни. (это д ом для животны х, в нем долж но

быть чисто. П ожар в л есу может возник нуть от брошенной стекляшки).

5) Не лови зайчат, ежат, бельчат и других ж ивотных… (лес - их родной дом,

6) Многие не лю бят эту птицу, она гу бит чужих птенцов. И все - таки она

очень полезна я - уничтожает м ного опа сных гусениц, даже таки х, которых не

Учитель: Хотел ось бы, чтобы вы о этих прав илах не забыва ли и напоминали

окружающим в ас людям. Ведь то, как ой будет наш а планета - Земля, зави сит

- О чем говорит п оэт? (предпола гаемые ответы : надо беречь и любить

природу , что нельзя убивать звере й) - Поэт призывает у бивать зверей вну три

себя. Как вы эт о понимаете ?(это жадность , глупость, зл оба, трусость,

подлость, безду шие. ) - Да, ребята, в ы правы! Зве ри вну три нас - это плохие

качества характ ера, которые ме шают нам полюб ить дру г друга, полюбить

мир, полюбить п рироду. И мы должны постоянн о убивать этих зве рей в

своем сердце. Т огда наши эк ологически е знания пойду т на пользу природе, а

Учитель: Итак, вначале классног о часа мы поставил и цель: бе речь и любить

природу . Зачем нам это надо? (чтоб ы жить, а это, чтобы возд ух, вода были

чистыми, птицы, зв ери, расте ния - не вымирали), т. е. чтобы при рода была

жива, а для этог о нужен поря док и чистота. Все в природе в заимосвязано. - А

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка внеклассного занятия по внеурочной

личностные: проявление интереса к окружающему миру; формирование

бережного отношения к природе; любви к растениям и животным; формирование гражданской идентичности личности в форме сознания как гражданина России;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи; строить речевые высказывания в устной форме; выделять существенную информацию из текста;

регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей при нахождении информации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу реализации, так и в конце действия при выполнении задания;

коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль; комментировать выполнение задания; умение контролировать действие партнера при игре в парах; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки

Ход занятия:

Организационный момент

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Чтоб пожелать вам счастья большого.

Удач, успехов и везенье!-

Чтоб пожелать всем в этом классе

А какое настроение у вас сейчас? (покажите кружками красный – плохое, зеленый – хорошее)

Ход занятия

Ребята, вчера мне пришло необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.

«Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я каждый день.

Всё в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок,

Знаю лес и лес люблю,

- Ну, что, ребята, примем приглашение веселого старичка – лесовичка?

В помощь, чтобы нам не заблудиться в нашем лесу, он прислал путеводитель, который не позволит заблудиться во владениях лесного хозяина. Итак, отправляемся в путь…

Старичок - лесовичок перед тем как пустить нас в свои владения хочет узнать у вас: Помните ли вы правила поведения на природе? Давайте проверим.

Как вы думаете, что запрещает данные знаки? (работа с презентацией)

Молодцы ребята. Лес наше богатство. Помните - мы в лесу не хозяева, а гости.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из различных растений, которые растут и на нашей солнечной поляне. А какие – мы сейчас и узнаем.

Какое лекарственное растение используют для лечения ссадин и ран? (Подорожник.)

Какое лекарственное растение определят даже слепые? (Крапива.)

Какие растения используют для лечения простуды? (Малину, липу, мать – и – мачеху.)

Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле:

Золотая середина и лучи идут кругом.

Это может быть картина? Солнце в небе голубом?(ромашка)

С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. (мята)

Почки этого хвойного дерева используют в народной медицине. Из свежих игл изготавливают напиток, богатый витамином С. (сосна)

Какая ягода заменяет лимон? (клюква)

Ребята, кто знает, что такое барометр?

Прибор для измерения атмосферного давления. А при изменении давления меняется погода, т. е. можно сказать, что барометр это прибор, используемый для наблюдения за изменением погоды.

Мы говорили о птицах, об их прекрасных трелях, которые раздаются то там, то тут. Но это не единственное их достоинство. Довольно часто наши пернатые друзья предсказывают погоду.

Ребята, какие народные приметы вы знаете, в которых по поведению птиц можно предугадать погоду?

- не летают низко – к дождю и ветру;

- летают высоко – к ветру ( к хорошей погоде);

- летают то вверх, то вниз – перед бурей.

- купаются в пыли – к дождю;

- сидят, напыжившись, - к дождю;

- летают кучками – к ясной погоде.

Птицы поют весело – к хорошей погоде.

Физкультминутка

Всюду животные нас окружают:

Прыгают, плавают, в небе летают,

В земле притаились, снуют под ногам…

Сколько всего их живет вместе с нами?

Наше прогулка в лес старичка – лесовичка продолжается. И не даром мы с вами провели физкультминутку о животных и птицах. И сейчас старичок – лесовичок хочет нас проверить: Знаете ли вы какие животные и птицы обитают в нашем лесу:

1. Трусливый бегун (Заяц)

2. Рыжая воровка (Лисица)

4. Серый разбойник (Волк)

5. Хозяин тайги (Медведь)

6. Полосатый веселый непоседа (Бурундук)

8. Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. (мышка)

9. трав копытами косаясь

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (олень)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

Как трещотка птица эта, одного с березой цвет. (сорока)

Синяя косынка, темная спинка. Маленькая птичка, звать ее (синичка)

В серой шубке перовой и в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится, не орел но все же птица (воробей)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Известная персона. Кто она? (ворона)

Вот мы и прошли весь путь, указанный в путеводителе, и настал черед встретиться с хозяином леса. А вот и он. Он рад нас приветствовать в своих владениях. Ему очень дорог его родной лес, и он хочет быть уверен, что и вы дорожите этим богатством. И для этого он создал криптограмму которую нам следует расшифровать.

В криптограмме скрыта русская пословица, и ее нужно разгадать.

Вместо чисел нужно вписать буквы, чтобы получились слова пословицы.

Каждому числу соответствует определенная буква в ответе на поставленный вопрос.

Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей. Расширять и уточнять представления детей о природе. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между природой и деятельностью человека. Развивать стремление самостоятельно находить пути решения поставленных задач, подводить итог этих решений. Воспитывать любовь к природе, побуждать желание заботиться о ней.

Ход занятия:

(дети заходят в группу, садятся на ковёр-полянку).

- Ребята, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в мир природы. Мир природы – это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый.

Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л. Дайнеко:

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

- Природа – волшебная царица, все мы живём в её царстве. У неё столько много дел и забот! А давайте сегодня поможем нашей природе? Смотрите, у меня есть карта, где изображено всё царство природы: лес, небо, горы, луга, моря и океаны.

- Глядите, ребята, сколько здесь разных птиц и животных! Но посмотрите внимательнее, что-то здесь не так (в лесу находятся и дикие, и домашние животные). А какие животные называются домашними? Какие дикими?

- Давайте всех домашних животных найдём, поместим в этот грузовик и отправим их домой на ферму. (Дети выполняют задание). Ну вот, первая помощь природе оказана!

- Ребята, на какие два вида делится природа? (на живую и неживую). В горах расположены картинки с живой и неживой природой. Мы сейчас с вами найдём изображения живой природы и отложим их вправо, и слева у нас будут изображения неживой природы. (дети выполняют задание, рассказывают, что относится к живой, а что к неживой природе).

- Какие же вы молодцы! И здесь мы помогли нашей природе!

Воспитатель: Ну вот мы и добрались до гор. Ребята посмотрите на карте есть маленькие чёрные точки. Этими точками отмечают вулканы.

Как вы думаете что такое вулканы?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята сейчас я расскажу вам одну легенду о вулкане.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Воспитатель: Ну что интересная легенда? (Да)

Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Ведь разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”.

Посмотрите внимательно какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верно. Как называется эта часть вулкана?

Дети: Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.

Воспитатель: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Вот сейчас я покажу вам как происходит извержение вулкана…

Посмотрите на эти горы. На них тоже есть вулкан и кратер и сейчас я попробую запустить этот вулкан. А вы внимательно смотрите что я делаю.

Воспитатель:. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?

Воспитатель: Но сначала нам надо повторить правила безопасности при проведении опытов.

Воспитатель: Хотите попробовать повторить этот опыт сами?

Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

А теперь на карте изображено (моря и океаны). (Дети переходят к зоне «моря и океаны).

- Что же случилось здесь? (вода в море загрязнена).

-Правильно. К сожалению, человек часто загрязняет реки, озёра, моря и океаны. Но нам нужна чистая вода, правда? Скажите, а кому вообще на земле нужна вода? (ответы детей). Всё живое на земле погибнет если не будет воды, вот почему так важно содержать её в чистоте. Люди создали специальные фильтры по очистке воды. И сейчас мы с вами поможем нашей природе – очистим воду в этом море!

- В небе столько птиц! Но, с наступлением осени, многие птицы улетают от нас на юг. Как называются такие птицы? А те, которые остаются у нас на зиму? Мы с вами должны назвать всех птиц и определить, какие из них перелётные, а какие зимующие. (дети выполняют задание). Как много мы уже помогли нашей природе, давайте сейчас немного отдохнём!

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ежик.

Прыгают, согнув руки перед грудью.

Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.)

- На лугах всегда очень красиво! Там растёт много чудесных полевых цветов. (дети замечают, что на лугу совсем нет цветов). Надо украсить луг цветами! Вот здесь есть много разных цветов, но разве все они растут на лугу? (дети берут только полевые цветы, а декоративные оставляют, затем наклеивают их на луг).

- Чтобы нам красиво и аккуратно наклеить, что надо делать? (наносить клей на клеёнке, использовать салфетку). Какой красивый луг у нас получился!

- Мы сегодня очень много помогли природе и можем заслуженно считаться её почётными помощниками! А в награду природа нам дарит чудесную песенку! Давайте её послушаем и, конечно, потанцуем!

Текст песни - Дивный цветок

1. Теплый вечер лег на плечи словно платок

И внезапно распустился дивный цветок

Распустил словно в сказке он лепестки

И светло сразу стало у реки.

Дивный, дивный, дивный цветок

Словно счастья первый росток

Дивный, дивный, дивный как сон

Словно признание в том, что влюблен.

2. И волшебным, и чудесным стал этот мир,

И мотив прекрасной песней в сердце возник.

Я цветку подарю песню свою

Я с цветком эту песню вместе спою.

3. Теплый вечер лег на плечи, словно вуаль.

То, что вечер тот не вечен – жаль, очень жаль.

Но останется песня в наших сердцах

Как цветок ароматный в юных мечтах.

- И вот мы снова вернулись в детский сад! Понравилось вам помогать природе? Что больше всего запомнилось вам сегодня? (ответы детей) Мы ещё много раз будем помогать природе оставаться такой же прекрасной, какая она есть сейчас!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: формировать представление учащихся об экологии, развивать экологическую грамотность; развивать умения находить нужную информацию по данной теме; воспитывать гуманность.

Личностные: у учащихся сформируется положительное отношение к окружающему миру.

Познавательные: учащиеся узнают о значение природы и необходимости её охраны.

Регулятивные: учащиеся научаться составлять письма по плану, делать предположения, выражать свои мысли.

Коммуникативные: учащиеся научаться взаимодействовать с учителем, в процессе решения задач занятия.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, письма, плакаты.

Читайте также: