Природа искусства как исходная категория поэтики конспект

Обновлено: 06.07.2024

Пояснительная записка

Будучи тесно связанным с основным, обязательным программным материалом, данный курс обладает определенной содержательной автономностью и не предполагает тесной связи с программой какого – либо класса. Это дает возможность свободного включения курса в учебный процесс на различных этапах литературного образования (9, 10 или 11 кл.)

Важнейшей ЦЕЛЬЮ курса являе5тся повышение общей культуры ученика, развитие у него художественного вкуса, пробуждение в нем стремления к вдумчивому чтению, формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом специфики искусства слова, строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, соотнося различные точки зрения, информационно перерабатывать текст.

ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ данного элективного курса являются важнейшие категории науки о литературе, освоение которых способствует углублению навыков интерпретации художественного текста. Это позволяет активизировать исследовательскую деятельность учащихся, привлечь их внимание к фундаментальным вопросам литературоведческой науки.

Курс ориентирован на решение следующих литературоведческих ЗАДАЧ:

- дальнейшее постижение учащимися специфики литературы как вида искусства;

- систематизация уже имеющихся знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов, расширение терминологического багажа, отработка навыка использования термина и понятия на инструментальном уровне;

- обучение целостному анализу художественного произведения, умению вычленить и прокомментировать совокупность художественных принципов и приемов, использованных художником в конкретном произведении, выявляя индивидуальную авторскую манеру письма;

- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;

- дальнейшее формирование навыка создания собственного текста о художественном произведении, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;

- содействие в области профессионального самоопределения.

В программе четко определен курс теоретико – литературных понятий, без освоения которых невозможно формирование читательской культуры, знания по теории литературы рассматриваются как необходимая основа для постижения художественной специфики рассматриваемых произведений.

Итогом работы по данной программе становится самостоятельно выполненная учащимися исследовательская работа, содержащая целостный анализ рассказа – миниатюры или стихотворения. Защита исследования проходит в конце учебного года.

Содержание элективного курса

1.Введение (1ч.)

Предмет и задачи элективного курса. Художественное произведение как эстетический объект. Состав и строение литературного произведения, его художественная целостность.

Лекция учителя с элементами беседы, работа по анализу художественного текста с выходом на проблему целостности художественного произведения.

Литературный материал:

2. Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения (1ч.)

Л.Н. Толстой об авторском и читательском видении идеи произведения. А.А. Потебня об идее смысловой неопределенности художественного произведения. Идея доступности содержания произведения. Точка зрения М.М. Бахтина на вопрос о взаимодействии автора и читателя. Диалог между автором, читателем и исследователем.

Лекционное изложение материала с включени5ем дискуссионных вопросов:

- Какая часть наиболее ценна в художественно произведении – форма или содержание?

Литературный материал:

3. Природа искусства как исходная категория поэтики (1ч.)

Обращенность поэтики к проблеме творчества. Познание, созидание, самовыражение, и общение как основа творчества. Творчество как сплав осознанного и непреднамеренного.

Аналитическая беседа с привлечением высказываний писателей и мыслителей о природе творчества, биографических фактов из жизни писателей, отображающих особенности творческого процесса.

Литературный материал:

4. Вопрос о назначении искусства (1ч.)

Сущность и назначение искусства слова как вечная тема в литературе. Проблема соотнесения искусства и действительности. Обыденная жизнь и творчество как две реальности человеческого сознания. Тема поэта и поэзии в русской классической литературе.

Литературный материал:

5. Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения (2ч.)

Художественное произведение как целостная система. Выделение и систематизация элементов художественного текста.

Форма и содержание как философские категории и литературоведческие понятия. Единство формы и содержания. Содержание как органичный сплав изображенного и выраженного. Форма как содержание в его непосредственно воспринимаемом бытии. Понятие целостности художественного произведения. Проблема дисгармоничного и гармоничного соотношения формы и содержания. Анализ художественного произведения: условность выделения отдельных элементов художественной формы и содержательных планов произведения. Формальные элементы художественного текста (стиль, жанр, композиция, ритм). Элементы художественного текста, носящие содержательный характер ( тема, фабула, конфликт, характер, обстоятельства, идея, проблема и др.)

Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Эвристическая беседа на основе сопоставления высказываний писателей и критиков о проблеме соотношения формы и содержания. Анализ Художественных текстов с актуализацией проблемы взаимозависимости формы и содержания.

Литературный материал:

6. Герменевтика. Интерпретация художественного произведения (2ч.)

Лекция с элементами дискуссии, обсуждение вопросов:

- Возможно ли абсолютно точное, адекватное авторскому замыслу истолкование текста?

- В каком отношении с точки зрения постижения идеи произведения находятся автор и читатель?

- В каком случае читателя можно назвать творцом и соавтором?

- Как соотносятся индивидуальное начало исследователя и смысл произведения, вложенный в него автором?

Литературный материал:

7. Автор в художественном произведении (2ч.)

Литературный материал:

8. Сюжет художественного произведения (2ч.)

Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Л. Андреева с точки зрения особенностей сюжета и фабулы.

Литературный материал:

9. Композиция художественного произведения (2 ч.)

Урок – практикум с отработкой навыка характеристики композиции художественного текста на примере ранее изученных произведений и нового для учащихся текста.

Литературный материал:

10. Роль и место конфликта в поэтике произведения (2ч.)

11. Художественный образ (2ч.)

Художественный образ как центральная категория поэтики и его функции: обобщение и объяснение действительности, выражение авторской оценки, преображение явлений действительности. Образная система произведения. Классификация образов по объекту изображения: образ автора, образ героя, образ времени, образ народа, образ природа и др. Классификация образов по смысловой обобщенности: образы индивидуальные, характерные, типические.

12. Образ человека в литературе и аспекты его анализа (2ч.)

Урок – семинар с отработкой навыков анализа литературного персонажа.

Литературный материал:

13. Пейзаж и его функции в произведении (2ч.)

Образ природы в литературе. Способы его создания. Соотнесенность трех планов: человек, природа космос. Пейзаж по объекту изображения: природный, урбанистический, космический. Пейзаж и его связь с литературными направлениями: сентиментальный, романтический, реалистический. Характеристика пейзажа: лирический, экзотический, идиллический, условный, символический, философский. Функции пейзажа: фон действия, создание настроения, действующее лицо, символическое обобщение.

Урок – практикум с опорой на изученное в основной школе и в рамках данного курса.

Литературный материал:

14. Функция портрета в художественном произведении (2ч.)

Урок – семинар с опорой на сравнительное рассмотрение портретных характеристик персонажей, принадлежащих перу разных авторов.

15. Художественная деталь. Символ. Подробность текста (2ч.)

Урок – практикум с опорой на детальный текстовой анализ произведения.

Литературный материал:

16. Стиль (1ч.)

Стиль: история понятия. Стиль как явление языка и как явление искусства. Влияние особенностей эпохи, литературного направления на стиль писателя. Признаки стиля: лексическая окраска, ритмико – синтаксический строй повествовательной фразы, явственность или приглушенность авторского голоса, метафоричность, темп изложения, место диалога в произведении, особенности композиции, своеобразие сюжетной формы. Предметная изобразительность (характер портрета, пейзажа, интерьера др.), символизация особенности пространства и времени, наличие нескольких стилевых пластов. Великие индивидуальные стили в русской классической литературе.

Урок – семинар с самостоятельным анализом литературного материала.

Литературный материал:

17. Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы (2ч.)

Виды тропов. Сравнение, эпитете, метафора, овеществление и олицетворение. Метонимия, синекдоха. Стилистические фигуры: инверсия, хиазм, анаколуф, бессоюзие, многосоюзие, апосиопеза (умолчание), анафора, эпифора, параллелизм (прямой и отрицательный), риторический вопрос, эллипсис, оксюморон, гипербола, литота, мейозис, ирония.

Урок – семинар с опорой на работу с фрагментами текстов и обобщением в виде контрольного среза.

Литературный материал:

- подборка цитат из разных произведений русской литературы;

- лирика (по выбору учащегося.

18. Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения (3ч.)

Проза и поэзия как две формы художественной речи. Понятие литературного рода как важнейшая категория поэтики. Жанровые разновидности лирики, эпоса, драмы.

Проблема анализа стихотворения. Условность плана анализа стихотворения. Лирический сюжет. Лирический герой. Принципы ритмической организации стихотворного текста. Системы стихосложения. Строфа. Поэтический синтаксис. Звукопись, музыкальность стихотворения. Размеры. Рифма и способы рифмовки.

Урок – беседа с привлечением ранее изученного материала. Анализ художественных текстов с опорой на их жанрово – родовую принадлежность. Урок – практикум на основе анализа поэтического текста.

Литературный материал:

19. Комплексный анализ незнакомого художественного текста с последующим обсуждением результатов самостоятельной работы учащихся. Подведение итогов изучения курса (3ч.)

Баевский В.С. История русской поэзии: 1730 – 1800 гг. М.,1994.

Бахтин Н.Н. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Борев Ю.В. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003.

Введение в литературоведение / под ред. Л.В.Чернец. М., 1999.

Гинзбург Н.Я. О лирике. М., 1974.

Западов А.В. В глубине строки. М., 1975.

Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. 2-е изд. М., 2000.

Литературный энциклопедический словарь / под ред. В.М. Кожевникова и Н.А. Николаева. М., 1987.

Основы поэтики, Теория и практика анализа художественного текста, 10-11 класс, Зинина Б.А., 2007.

Учебное пособие содержит материал по теории литературы и задания для работы в классе и дома.
Пособие поможет старшеклассникам обучиться искусству анализа художественного текста, углубить представление о литературоведении как науке, определить свои читательские предпочтения.

Оглавление.
Дорогие друзья!.
Тема 1. Введение. Художественное произведение как эстетический объект.
Тема 2. Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения.
Тема 3. Природа искусства как исходная категория поэтики.
Тема 4. Вопрос о назначении искусства.
Тема 5. Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения.
Тема 6. Герменевтика. Интерпретация художественного произведения.
Тема 7. Автор в художественном произведении.
Тема 8. Сюжет художественного произведения.
Тема 9. Композиция художественного произведения.
Тема 10. Роль и место конфликта в поэтике произведения.
Тема 11. Художественный образ.
Тема 12. Образ человека в литературе и аспекты его анализа.
Тема 13. Пейзаж и его функции в произведении.
Тема 14. Функция портрета в художественном произведении.
Тема 13. Художественная деталь. Символ. Подробность текста.
Тема 16. Стиль.
Тема 17. Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Тема 18. Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения.
Тема 19. Итоги курса.

ВложениеРазмер
elekt_kurs_po_lit._3.docx 33.61 КБ

Предварительный просмотр:

_________ Л.И. Кузьмина

Теория и практика литературоведческого

(программа элективного курса)

Программа обсуждена и одобрена на заседании МО гуманитарного цикла

Руководитель МО __________ Е.А.Елистратова

I раздел. Пояснительная записка

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе для 10-11 классов предполагает знакомство с произведениями литературы ХIХ, ХХ и начала ХХI веков. Однако количества часов, отводимого программой на изучение литературы недостаточно для углубленного изучения произведений этого периода. Между тем они представляют интерес не только сами по себе, но и как факт жизни эпохи. В них нашли отражение те процессы, которые происходили в обществе и культуре ХIХ, ХХ и начала ХХI веков.

Предлагаемый элективный курс призван восполнить этот дефицит. Его особенность заключается в том, что, будучи курсом, углубляющим школьную программу по литературе, он в то же время позволяет не только приобрести дополнительные знания, но и формировать исследовательскую компетенцию, приобщать учащихся к исследовательской деятельности.

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и рассчитана на два года обучения по 36 учебных часов в год.

Поскольку данный курс ориентирован на знакомство учащихся с основными методами литературоведческого исследования, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы все занятия носили практико-ориентированный характер: самостоятельное учебное исследование; поиск, анализ, обобщение и систематизация информации по учебным, научным, литературно-критическим и литературно-художественным источникам; работа индивидуальная и в парах. Защита исследовательских проектов предполагает серьёзную самостоятельную работу учащихся и использование ими мультимедийных средств; совершенствование владением научным стилем в письменной и устной речи.

Элективный курс включает в себя блок повторения основных сведений по теории литературы, способствующих анализу литературного произведения как идейно-художественного целого. Выявление особенностей эпических, лирических, драматических произведений позволит избежать ошибок при анализе художественного текста.

Цель курса – совершенствование литературоведческой и развитие исследовательской компетенций учащихся.

Практические задачи курса – познакомить учащихся с методологией литературоведения, видами и этапами исследовательской деятельности.

По окончании работы над курсом учащийся должен приобрести общее представление о методологии современного литературоведения и уметь:

- применять полученные знания в области литературоведческого анализа и интерпретации текста в собственной учебно-исследовательской деятельности;

- уметь проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик (на примере конкретного текста художественного произведения с формулировкой аргументированного умозаключения и выводов);

- владеть умениями подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания;

Формы контроля включают в себя текущий контроль: доклады и участие в научно-практических конференциях, и итоговый контроль: итоговую исследовательскую работу по избранной теме.

Концепции искусства в истории эстетики.Гераклит считал, что искусство подражает красоте в природе. По Платону предметы — те­ни идей, искусство же подражает предметам и есть отражение отраженно­го (тень тени), а потому явление низшее. Доступ ему в идеальное государ­ство должен быть ограничен (гимны богам).

Каждому роду искусства присуще, по Аристотелю, свое наслаждение. Так наслаждение, доставляемое комедией, проистекает от зрелища смеш­ного, которое не причиняет боли, веселит и развлекает. В основе наслаж­дения картиной — узнавание в изображении истинной природы вещей.

Аристотель признает воспитательную роль искусства, что отражает ситуацию в античном обществе, где искусство и право составляли основу воспитания. Обществу небезразлично направление воздействия искусст­ва, поэтому допустимые в музыкальном воспитании инструменты, музы­кальные лады, системы мелодики должны контролироваться цензурой.

В эпоху барокко Тассо, отталкиваясь от суждений Аристотеля, утвер­ждал, что предмет искусства — человек.

По Буало, главный предмет искусства — красота государственной жизни, равная добру и целесообразности.

По Баумгартену художественное познание отличается от научного чувственной формой. Он опирается на концепцию Вольфа, согласно кото­рой удовольствие возникает благодаря совершенству чувственно познава­емого. Вольф, а вслед за ним и Баумгартен различали низшую познава­тельную деятельность (постижение прекрасного искусством) — и вы­сшую (постижение истины наукой). Баумгартен высказал мысль, позже полно выраженную Гегелем: логическое (понятийное) мышление выше художественного (образного).

Кант разделяет искусство на 1) приятное (низшая, неполноценная форма художественного творчества, связанная с практическими целями); 2) прекрасное (настоящее, не связанное с практическим интересом, эсте­тическое, изящное искусство, мерило которого — рефлектирующая спо­собность суждения, а не чувственное ощущение; искусство как свободная игра человеческих познавательных способностей; это искусство гения) (См.: Кант. 1898. С. 175-176).

Символическое искусство — начальная стадия познания абсолютно­го духа (идея оформилась в действительности, но еще не нашла соответ­ствующей формы); полно воплощается в архитектуре древнего Востока. В символическом искусстве форма преобладает над содержанием. Этим соотношением формы и содержания характеризуется 1) символический этап развития искусства; 2) категория комического; 3) особо значимый для этого этапа вид искусства — архитектура, в которой материальное на­чало (форма) превалирует над духовным (содержание).

Дальнейший рост содержания (развитие духовного начала) и состав­ляет суть истории искусства.

Классическое искусство (вторая стадия развития искусства — антич­ность) — возросшее духовное содержание приходит в соответствие с формой. Этим гармоничным соотношением формы и содержания харак­теризуется 1) классический этап развития искусства; 2) ведущая катего­рия классического искусства — прекрасное; 3) особо значимый для этого этапа вид искусства — скульптура, в которой материальная форма адек­ватна содержанию.

Духовное начало продолжает нарастать, и вскоре гармония содержа­ния и формы нарушается. Классическое искусство, полное гармонии и красоты, по Гегелю, подобно прекрасной, быстро облетающей розе.

Романтическое искусство (третья стадия — христианское искусст­во Средних веков, Возрождения, Нового времени) — духовное содержа­ние превалирует над формой. Этим соотношением формы и содержания характеризуется 1) романтический этап развития искусства, 2) ведущая категория романтического искусства — возвышенное; 3) особо значимые для этого этапа виды искусства — живопись, которая дает лишь иллюзию предметов; музыка, в которой духовное содержание выражается как чув­ство через соотношение звуков и ритмов; поэзия, — абсолютное проявле­ние духа, освобожденного от всего материального.

Христианское искус­ство сосредотачивается на внутреннем содержании жизни духа, а не на форме. Это противоречит конкретно-чувственной природе искусства. Происходит отрицание искусством самого себя. Оно погибает и наступа­ет более высокая ступень познания духа. На смену искусству в XIX в. при­ходит философия — высшая форма самопознания абсолютного духа. Белинский отмечал зависимость содержания художественных произ­ведений от содержания жизни народа.

Марксизм из совокупности общественных факторов, определяющих развитие искусства как формы общественного сознания, выделял в каче­стве первопричины экономику (способ производства).

Французский философ-позитивист Ж.М. Гюйо полагал, что искусст­во — функция общественного организма.

Функции и цели искусства.

Иску́cство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной], так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Теоретики во все времена видели в искусстве явление, которому присущи различные, в зависимости от конкретной концепции, функции и свойства. Это не значит, что цели искусства остаются неясными, просто существовало множество разнообразных причин для создания разных произведений искусства и множество их толкований. Некоторые из функций искусства перечислены ниже и группируются по степени их осознания на мотивированные и немотивированные.

Немотивированные функции искусства.

Немотивированными целями искусства называют такие, которые составляют неотъемлемую часть природы человека, не могут быть сведены к особенностям личности творца и служить какой-либо посторонней, например, утилитарной цели. В этом смысле искусство и вообще креативность — нечто, к чему человека толкает его собственная природа (так как никакой другой вид животных и людей кроме H.sapiens не создавал искусства), и что выходит за пределы просто полезного.

4. Обращение к неограниченному кругу лиц. Искусство позволяет автору произведения вольно или невольно обратиться к целому миру. Некоторые авторы сознательно оставляют свои творения в малодоступных местах, например, на горных вершинах. Это тоже способ обратиться не к ограниченному кругу зрителей, а к миру в целом.

Мотивированные функции искусства.

2. Искусство как развлечение. Целью искусства может быть создание такого настроения или эмоции, которая помогает расслабиться или развлечься. Очень часто именно для этой цели создают мультфильмы или видеоигры.

4. Искусство для психотерапии. Психологи и психотерапевты могут использовать искусство в лечебных целях. Специальная техника, основанная на анализе рисунков пациента, применяется для диагностики состояния личности и эмоционального статуса. В этом случае конечной целью является не диагностика, а оздоровление психики.

5. Искусство для социального протеста, ниспровержения существующего порядка и/или анархии. Как форма протеста, искусство может не иметь какой-либо определенной политической цели, а ограничиваться критикой существующего режима или каких-то его аспектов.

6. Искусство для пропаганды или коммерциализации. Произведения искусства нередко используются с целями пропаганды, чтобы незаметно изменить вкусы и настроения публики. Аналогично нарочитая реклама создается с целью продвижения коммерческого продукта путем создания положительного к нему отношения у потребителя. В обоих случаях целью создателя является манипуляция эмоциональным или психологическим настроем в отношении к некоторому объекту или идее.

Описанные выше функции искусства не являются взаимоисключающими и могут перекрываться. Например, искусство для развлечения может сочетаться со скрытой рекламой продукции, фильма или видеоигры. Одна из характерных черт искусства эпохи постмодерна (после 1970х) — рост утилитарности, функциональности, нацеленности на коммерциализацию, в то время как немотивированное искусство или его использование в символических и ритуальных целях становится все более редким.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составитель: учитель русского языка и литературы Шендрикова Е.А.

Пояснительная записка

Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

Положения о рабочей программе элективных и предпрофильных курсов МБОУ Веселовская СОШ № 1 (Приказ № 416 от 01.09.2014);

Образовательной программы среднего общего образования МБОУ Веселовская СОШ №1 (Приказ №316 от 03.09.2014год);

Устава школы, утвержденного Постановлением Администрации Веселовского района

(Приказ №348 от 18.05.2012);

Учебного плана среднего общего образования МБОУ Веселовская СОШ №1 на 2015-2016 учебный год (Приказ №326 от 22.06.2015г.);

Календарного учебного графика МБОУ Веселовская СОШ №1 на 2015-2016 учебный год (Приказ №326 от 22.06.2015г.).

Назначение программы Предметом изучения данного элективного курса являются важнейшие категории науки о литера­туре, освоение которых способствует углублению навы­ков интерпретаций художественного текста. Это позволя­ет активизировать исследовательскую деятельность уча­щихся, привлечь их внимание к фундаментальным вопросам литературоведческой науки.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт самостоятельного анализа художественных произведений; при этом особое внимание уделяется раз­витию монологической речи, как устной, так и письмен­ной. С целью предотвращения перегрузки учащихся учеб­ный материал ограничен произведениями малой формы, что соответствует принципу доступности.

Материал для практической работы составляет рус­ская классическая литература XIX—XX вв., при этом де­лается упор на текстуальное, а не на обзорное рассмотре­ние отобранных произведений. Принципы отбора худо­жественных текстов определялись не только задачами развития аналитических умений старшеклассников, но и соотнесенностью материала с возрастными особеннос­тями старшеклассников, спектром их интересов, зада­чами развития личности ученика-читателя. Програм­ма элективного курса позволяет познакомить учащихся с некоторыми особенностями поэтики В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф. И. Тют­чева, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, В. М. Гаршина, Н. Г. Чернышевского, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, М. Горького, М. А. Булгакова, А. Платонова и др. Осо­бое положение в учебной структуре курса занимают произ­ведения И. А. Бунина, дающие богатый иллюстративный материал к теоретическим разделам.

В программе четко определен круг теоретико-литера­турных понятий, без освоения которых невозможно фор­мирование читательской культуры школьника, однако освоение этого круга знаний не становится самоцелью: знания по теории литературы рассматриваются как не­обходимая основа для постижения художественной специфики рассматриваемых произведений. Таким обра­зом, учебный материал структурирован с опорой на важ­нейший круг терминов и понятий, а сама логика его изложения подчинена последовательному освоению уча­щимися основных принципов анализа художественного текста. Итогом работы по данной программе становится са­мостоятельно выполненная учащимися исследователь­ская работа, содержащая целостный анализ рассказа-ми­ниатюры или стихотворения. Защита исследования про­ходит в конце учебного года.

Важнейшей целью курса является повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художествен­ного вкуса, пробуждение в нем стремления к вдумчиво­му чтению, формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом специфики искусства слова, строить речевое высказыва­ние в письменной и устной форме, вести дискуссию, со­относя различные точки зрения, информационно пере­рабатывать текст и т. д.

Реализация вышеназванных методологических установок в целом направлена на раз­витие эмоциональной, интеллектуальной и эстетической сфер личности ученика-читателя. В программе нашел отражение Деятельностный, личностно-ориентированный подход, который, прежде все­го, проявляется в установке на формирование у школьни­ков потребности и способности личностно-значимого, творческого чтения как эстетической деятельности. Ос­воение конкретного литературного материала предусмат­ривает личностную трактовку учащимися художествен­ного произведения, т. е. собственную интерпретацию текста при учете существующих точек зрения на конк­ретное произведение.

Курс ориентирован на решение следующих задач:

дальнейшее постижение учащимися специфики лите­ратуры как вида искусства;

систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточне­ние понимания отдельных терминов и понятий, расши­рение терминологического багажа, отработка навыка ис­пользования термина и понятия на инструментальном уровне;

обучение целостному анализу художественного произ­ведения, умению вычленить и прокомментировать сово­купность художественных принципов и приемов, исполь­зованных художником в конкретном произведении, вы­являя индивидуальную авторскую манеру письма;

формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых
интерпретаций;

дальнейшее формирование навыка создания собствен­ного текста о художественном произведении, развитие
интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;

содействие в области профессионального самоопреде­ления.

Количество часов в год: 33 часа, т.к. в календарном учебном графике на 2015-2016 уч.год 33 учебных недели.

Количество часов в неделю: 1 час в неделю.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Планируемые результаты освоения элективного курса:

В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.

В результате изучения курса обучающиеся должны

знать историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;

вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;

уметь создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;

владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования.

Читайте также: