Причастный оборот конспект открытого урока

Обновлено: 07.07.2024

Педагогическая цель : Актуализировать знания о причастии как о части речи.

Закрепить пунктуационный навык обособления причастий.

✓ Развивать умение применять имеющиеся орфографические и

пунктуационные знания; способствовать р азвитию орфографической и

пунктуационной зоркости. Вести работу по предупреждению наиболее

распространенных и устойчивых ошибок в написании орфограмм и

пунктограмм. Развивать умение высказываться на определенную тему,

✓ Воспитывать мотивацию к обучению, бережное отношение к языку как к

Тип урока : урок закрепления, обобщения и систематизации.

проявляют позитивное отношение к правильной устной и п исьменной речи как

показателям обще й культуры и гражданской позиции человека ; ориентируются в

целях, задачах, ср едствах и ус ловиях общения, выбирают адекватные языковые

средства для у спешного решения коммуникативных задач при составлении

несложных монологических высказываний и письменных текстов.

имеют эстетические потребности, ценн ости и чувства; проявляют этические

чувства, доброже лательность и эмоц ионально - нравственную отзы вчивость,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока русского языка

(учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой)

формирование умения определять границы причастного оборота в предложении;

формирование практического умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами.

развитие логического мышления;

развитие интеллектуальных исследовательских умений: анализировать, обобщать, делать выводы;

развитие умения мыслить самостоятельно;

развитие умения работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

воспитание культуры общения;

формирование познавательного интереса к предмету;

воспитание любви к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные : знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом.

Метапредметные : применять приобретенные знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Формируемые универсальные учебные действия :

Познавательные УУД : анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение

Коммуникативные УУД : достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.

Личностные УУД : развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и регуляторов морального поведения.

Регулятивные УУД : постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.

Оборудование :

Организационный момент.

Орфографическая пятиминутка .

Проводится фронтально, устно (слайд с текстом).

Объясните правописание гласных в словах с пропущенными буквами.

Рано наступивш.. зимняя ночь, казалось, погрузила весь мир в сон и покой. Мы вышли в сад и заметили на небе первую ярко засветивш..ся звезду. Луна, показавш..яся из-за облачка, усиливала ощущение волшебства, окутавш.. землю. Опьяняющ.. морозный воздух бодрил и создавал веселое настроение, никак не сочетавш..ся с окружающ.. тишиной.

Лингвистические наблюдения на основе фронтальной беседы-повторения как освоение новой темы. Комплексная работа с текстом .

- К какой части речи относятся слова с пропусками? Докажите, вспомнив определение причастия. Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста.

- Может ли причастие быть зависимым словом? Иметь при себе зависимые слова? Приведите примеры из текста.

- Какова синтаксическая функция причастия?

- Перед вами тот же текст (слайд с текстом), но некоторые словосочетания в нем выделены. Это причастные обороты. Проанализируйте и сравните их строение и дайте определение причастного оборота. (ПО – это причастие с зависимыми словами.)

Рано наступившая зимняя ночь, казалось, погрузила весь мир в сон и покой. Мы вышли в сад и заметили на небе первую ярко засветившуюся звезду. Луна, показавшаяся из-за облачка , усиливала ощущение волшебства, окутавшую землю. Опьяняющий морозный воздух бодрил и создавал веселое настроение, никак не сочетавшееся с окружающей тишиной.

- Перед вами тот же текст без причастных оборотов (слайд с текстом). Сравните его с первоначальным вариантом.

Зимняя ночь, казалось, погрузила весь мир в сон и покой. Мы вышли в сад и заметили на небе первую звезду. Луна усиливала ощущение волшебства. Опьяняющий морозный воздух бодрил и создавал веселое настроение.

- Какую роль играет в тексте причастный оборот как оборот речи? (Использование причастных оборотов придает тексту динамику, образность, яркость описания, художественность.)

- Попробуйте вставить в этот текст другие причастные обороты, создающие картину ночи (слайд с вариантом текста).

Долго не наступавшая зимняя ночь наконец погрузила весь мир в сон и покой. Мы вышли в сад и заметили на небе первую только что появившуюся звезду. Луна, выглядывающая из-за облачка , усиливала ощущение волшебства, преобразившего землю. Опьяняющий морозный воздух бодрил и создавал веселое настроение, нарушавшее всеобщий покой.

Словарно-терминологическая работа .

- Обратите внимание на пунктуацию предложений с причастным оборотом. Некоторые из них выделены запятыми, т.е. являются обособленными определениями. Что значит обособить? Найдите корень в этом слове и подберите к нему однокоренные слова.

Обособить – выделить особо. ( Обособление, особенный, обособленный, обособиться )

Обособить – выделить особо, ограничить.

Обособление – выделение, ограничение.

Особенный – не такой, как все, исключительный.

Обособленный – стоящий особняком, отдельный.

Обособиться – выделиться из общего, изолироваться, занять особое положение.

Поисковая работа учащихся .

- Сравните два предложения и подумайте, от чего зависит обособление причастного оборота. (Слайд с предложениями)

1) Снаружи моросил дождь, | сопровождающийся небольшими раскатами грома | .

2) Снаружи моросил | сопровождающийся небольшими раскатами грома | дождь.

hello_html_m752a752e.jpg

- Каким он должен быть?

- Обязательно ли это человек?

- Согласны ли вы с мнением, что собака – лучший друг человека?

Несколько тысяч лет тому назад люди приручили дикого предка нашей собаки. Точно известно, что собака – это одно из самых первых домашних животных. Одомашнивание и искусственный отбор сказались на свойствах и строении тела собаки; а также привели к образованию более трёхсот пород собак. (Слайды с изображением разных пород собак.)

hello_html_m68249938.jpg
hello_html_14d20350.jpg

hello_html_m73fb585c.jpg
hello_html_3c93e8e2.jpg

hello_html_mc2dee03.jpg
hello_html_34b1188d.jpg

hello_html_m4a05378b.jpg
hello_html_m3d969c0f.jpg

hello_html_4ac30167.jpg

Уже в течение нескольких веков собака – помощник и друг человека.

Умело сочетая врождённые рефлексы этих животных и вновь появившиеся, люди научили собак выполнять десятки, сотни самых различных функций.

Задание : спишите текст, расставив знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Какую роль они играют в тексте?

Собака выр..сшая возле стада и обученная опытными чабанами ст..новится их незаменимым помощ(?)ником.

Собака выдре(с,сс)ированная с возр..ста щенка, наученная по зап..ху и следу находить людей и разные вещи несёт сыскную службу.

Это верный друг и спутник во многих делах. Собаки помогают людям потерявшим зрение.

Собака наученная отл..чать и находить дичь может достать упавшую в воду подстреленную птицу, выгнать зверя на выстрел охотника.

Пр..ученная к ст..рожевой службе собака хорошо сидит в засаде. Она оказывает неоц..нимую помощь нашим доблес..ным бойцам-пограничникам в охране рубежей Родины.

Творческие задания (дифференцированные).

Для сильных учеников:

Для основной части класса:

Для слабых учеников:

Итоги урока. Оценка деятельности класса.

Домашнее задание (дифференцированное).

Для слабых учеников : выполнить упражнение из учебника.

Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.

Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь.

Расцветавший только раз в год у нас на столе стоял кактус.

Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.

Это была вторая по счету, одержанному спортсменом, победа.

В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет.

Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяйкой.

Рассуждавший ученик о незнакомом материале выглядел смешным.

Для сильных учеников : работа с текстом (карточки с текстом раздаются учащимся).

- Всегда ли уместно употребление причастий?

- Почему этот текст вызывает улыбку?

- К чему приводит избыточное употребление причастий?

- Отредактируйте текст, сохранив, где это необходимо, причастные обороты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи: Дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову, познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.

Урок русского языка в 7-А классе

Цель и задачи: Дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову, познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение причастного оборота, синтаксическую роль причастного оборота (в предложении причастный оборот является одним членом предложения – определением), место причастного оборота по отношению к определяемому слову, условия выделения причастного оборота на письме; уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры

Тип урока: комбинированный

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; проблемный метод, индивидуальная, групповая, фронтальная форма.

Технология: элементы исследовательской деятельности, проблемное обучение

Оборудование: учебник, раздаточный дидактический материал, презентация.

I.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Осень … Это не просто три месяца в году, которые сменяют лето. Золотая осень – это целая философия. Медленно бредешь по лесу, шуршишь опавшей листвой. Осенью всегда немного грустно. Но только совсем немного. Да и грусть какая-то хрустальная, хрупкая, легкая. Она одаривает тебя вдохновением. Не упусти этот момент. Запечатлей его.

- Вот и мы сегодня совершим это путешествие в осень. Гуляя по лесу, мы встретим и своих старых знакомых: глагол, прилагательное и, конечно, причастие. Надо быть готовым к любым неожиданностям, быть внимательным.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проблемная беседа

- Что такое причастие?

- Что вам уже известно о причастии?

- Как их находить в предложении?

- Каково грамматическое значение причастия?

- Назовите морфологические признаки причастия?

- Расскажите о синтаксической роли причастий.

2. Проверка домашнего задания.

3. Выборочная работа.

- Из каждой пары словосочетаний выпишите словосочетание существительного с причастием. Вставьте пропущенные буквы. Какой приём вы использовали, чтобы отличить причастие от прилагательного?

Пушистый бельч..нок – прыгающий бельч..нок, лающая собач..нка – злая собач..нка, неуклюжий медвеж..нок – убегающий медвеж..нок, маленький клоч..к – оторванный клоч..к, весёлая девч..нка – смеющаяся девч..нка.

- Назовите орфограмму в словах.

III. Самоопределение к деятельности. Совместное определение цели и задач урока. Мотивация.

Конструирование словосочетаний. Работа в парах.

Из данных пар слов составьте словосочетания. Укажите главное, определяемое слово (х). К причастию подберите зависимые слова.

Плывущий, облака; зеленеющий, растения; трепещущий, осина; восходящий, солнце; летящий, снежинка; в, сверкающий, инее.

- Как называются причастия с зависимыми словами?

- На какие вопросы, исходя из темы урока, мы сегодня должны получить ответы?

- Над чем мы будем сегодня работать? Какие проблемы будем решать?

Цифровой диктант. (самостоятельная работа)Взаимопроверка

1вариант – выписать номера словосочетаний, где причастие является зависимым словом. 2вариант – выписать номера словосочетаний, где причастия являются главным словом

1. Засеянное поле,

2. засеянное пшеницей,

3. потемневший от дождя,

5 светящиеся окна,

6.плывущие по небу,

8.сорванный с ветки,

- обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.

КАРТОЧКА для проведения исследовательской работы

- У каждого из вас карточка-задание для проведения исследования. По ходу урока напротив каждого задания поставьте плюс, если вы достигли этой задачи

Узнать, что такое причастный оборот.

Научится отличать причастный оборот от одиночного причастия.

Знать, каким членом предложения является причастный оборот.

Узнать, к какому слову в предложении относится причастный оборот.

Как выделяется на письме причастный оборот?

IV. Изучение нового материала. Создание условий для осознанного восприятия нового материала.

- Продолжаем наше путешествие в осень.

1.Исследовательская работа

Осень – причудливая волшебница. Она расстилает желтые покрывала на поля, разбрасывает листья, которые раскрасила. Лес завораживает, околдовывает. Деревья объяты пламенем. Любуюсь осинкой, которая загорела ярко-красными огоньками. Стволы деревьев, которые потемнели от дождя, устали и хотят спать. Я иду по дорожке, которую засыпали листья.

Создание проблемной ситуации

- Какое слово часто повторяется?

- Что такое причастный оборот? Если кто забыл, может обратиться к другу-учебнику.

- Как можно схематично изобразить причастный оборот?

V. Закрепление новых знаний и их обобщение.

2. Задание – ловушка (на новую тему): предложения с причастными оборотами (знаки препинания не расставлены).

Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.

Расчищенная дорожка вела к морю.

Ветер гнал по дорожкам листья сорванные с дерева.

На пожелтевшей траве лежали опавшие листья

- Как вы расставите знаки препинания в этих предложениях? Почему это у вас не получилось? В чём заключается сложность?

- Определите синтаксическую роль причастного оборота. (Определение)

- Сравните два предложения и скажите, когда причастный оборот выделяется запятыми? Изобразите схематично причастный оборот. Подчеркните причастный оборот как член предложения.

Листья, опавшие с дерева, шуршат под ногами.

Опавшие с дерева листья шуршат под ногами.

(Причастный оборот на письме выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова – это обособленное определение)

4. Физкультминутка.

VI. Включение в систему знаний и повторение.

1. Тест. Выберите правильный вариант ответа постановки запятой при причастном обороте.(самостоятельная работа)

Я вышел в уже темнеющий сад(1) пошёл по дорожке (2) густо усыпанной шуршащими листьями (3) потом остановился перед орешником (4) застывшим в холодной неподвижности сумерек… (По Ю.Бондареву)

2. Работа с текстом. (Индивидуальная дифференцированная работа) Упражнение .

Работаем самостоятельно! ( 5 минут)

Задание, которое каждый выберет по своему уровню.

- Самооценивание

Рефлексивный итог урока.

-Какие знания помогали на уроке?

-Что вам мешало в работе на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

-Что хотелось бы повторить на следующих уроках?

- Проверьте карточку для проведения исследования – все ли задачи выполнены?


Цели: дать учащимся понятие об одиночном причастии и причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, определять границы причастного оборота.

Планируемы результаты

Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Метапредметные: применять приобретенные знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.

Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.

Содержимое разработки

Урок русского языка

Составила учитель русского языка и литературы Халилова Н.Н.

Тема урока: "Причастный оборот. Обособление причастного оборота"

Тип урока: комбинированный

Класс: 7 класс

Цели: дать учащимся понятие об одиночном причастии и причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, определять границы причастного оборота..

Планируемы результаты

Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Метапредметные: применять приобретенные знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.

Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.

Предметные: знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом.

Учебник: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова,О.В.Загоровская.2014.

Оборудование урока: компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы

Орг. момент.

Проверка домашнего задания.

Один ученик у доски делает синтаксический разбор предложения.

Второй – письменно объясняет орфограммы в словах: полосу, проезжей,запрещается, солнце, развесистом, лежит, седая, роса, прохладно, начинает, протекать, серебряная, выделяется.

Актуализация ранее изученного материала

1 группа Служащие родине

2 группа Скошенные косой;

3 группа Дремлющего океана;

Замешанные в претуплении

В написанных словах.

(Уцащиеся анализируют примеры и ошибки, если они есть. Далее учитель обращает внимание на то, что в словосочетаниях с причастием могут выступать не одно, а два и более слов (существительные, местоимения, неопределенная форма глагола)

Фронтальный опрос: ( проводят учащиеся, которые получали индивидуальное задание на дом )

– Что такое причастие?

- Назовите признаки прилагательного у причастия?

– Чем отличается причастие от прилагательного?

– Каковы признаки глагола у причастия?

– Чем отличается причастие от глагола?

– Как склоняются причастия? Каковы условия выбора окончаний в причастиях?

III. Объяснение нового материала.

Наблюдение над изучаемым материалом.

А. Окруженный садом дом стоял на горе

Б. .Дом, окруженный садом, стоял на горе

В. К окруженному садом дому подъезжали машины..

Задание № 1. Проанализировать предложения А и Б. Чем отличаются? Назвать определяемое слово.( А- причастие; Б-у причастия появились зависимые слова).После изучения правила сделать СР трех предложений .

Работа с учебником. Стр. 34, п. 9.(Что называется причастным оборотом).

Задание № 2. Проанализировать предложения Б и В. Сделать выводы о постановке разделительных знаков в предложении с причастным оборотом.

Слово учителя. А теперь обратимся к учебнику стр.35 и узнаем, правильные ли выводы были сделаны.

Постановка проблемы.

Итак, причастие с зависимыми словами в грамматике называется причастным оборотом.

– Сколько зависимых слов может быть в причастном обороте?

– А как вы думаете, какое причастие будет называться одиночным? (если причастие не имеет при себе зависимое слово, такое причастие называется одиночным).

Задание № 3. Составление опорной схемы по материалу параграфа.(работа в парах)

IV .Закрепление изученного материала.

Написанная картина (какая?)

/Написанная (кем?) художником/ картина

/Написанная (как?) маслом/ картина

/Написанная (когда?) известным художником прошлого века/ картина

Задание № 2 (устно)

( определить , в каких предложениях есть причастный оборот)

Физкультминутка.

Задание № 3. Подобрать к причастным оборотам определяемые слова.

Сбегавшие с гор, висевший в осеннем воздухе, усыпанные разноцветными листьями, протоптанная туристами, решенная учеником.

Задание № 4 Работа с текстом

– Прочитайте предложенный текст.

В поредевшем саду видна дорога к шалашу, усыпанная соломой, и шалаш. Сильно пахнет яблоками, особенно тут… (По И .Бунину)

Автор этого текста – Иван Алексеевич Бунин, человек, горячо любивший свою родину, восхищавшийся красотами ее природы.

– Ребята, как вы поняли, о чем этот текст? К какому типу и стилю речи его можно отнести? (описание, публицистический)

Синтаксический разбор предложения: В поредевшем саду видна дорога к шалашу, усыпанная соломой, и шалаш (ученик у доски)

Задание по тексту. (работа в парах)

– Выпишите из текста причастные обороты с определяемыми словами

– Объясните знаки препинания при причастных оборотах.

Задание № 5. Самостоятельная работа. Упр. 64.

V. Подведем итог:

– Что такое причастный оборот?

– Что такое определяемое слово?

– Каким членом предложения является причастный оборот?

– Ребята, а как найти причастный оборот в предложении и правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?

(Запишите на полях букву.)

VI. Домашнее задание: упр.66, выписать из произведений художественной литературы предложения с причастными оборотами, графически выделяя их (5-6 предложений)

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

На этом уроке я узнал, что.
- Мне было сложно, когда.
- Я удивился, когда …

Выставление оценок за урок.


-75%

Читайте также: