Презентация традиции русского речевого общения 7 класс конспект урока по родному русскому языку

Обновлено: 05.07.2024

СПАСИБО – спаси Бог
ПОЖАЛУЙСТА – пожалуй ста(окажи милость)
ЗДРАВСТВУЙ – здравым будь
ПРОЩАЙ – прости, не поминай лихом!
ПОКА – сокращенное от покамест (разг.)

ВЕЖЛИВОСТЬ
ЗАНОСЧИВОСТЬ
КОРРЕКТНОСТЬ
УЧТИВОСТЬ
ПРИВЕТЛИВОСТЬ
ГРУБОСТЬ
Какие синонимы в данном ряду лишние? Почему?
ЛЮБЕЗНОСТЬ
ВЫСОКОМЕРИЕ
ОБХОДИТЕЛЬНОСТЬ
ТАКТИЧНОСТЬ
СПЕСИВОСТЬ
ДЕЛИКАТНОСТЬ
ГАЛАНТНОСТЬ
ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ

ДЕРЖАТЬСЯ УВАЖИТЕЛЬНО
ГОВОРИТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО
ТОНАЛЬНОСТЬ ГОЛОСА – СПОКОЙНАЯ
АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ
ОБСТАНОВКА - КОМФОРТНАЯ

ДОПУСКАТЬ РЕЗКОГО ТОНА
ПЕРЕБИВАТЬ ОППОНЕНТА
ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КАК НА ВОЙНЕ
ОСКОРБИТЕЛЬНО ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ
НАСМЕШЛИВО ПЕРЕГЛЯДЫВАТЬСЯ

Уважай собеседника
Будь доброжелательным
Умей слушать
Рассказывай о том , что интересно другим
Не забывай говорить вежливые слова
Исключи из речи вульгарные и пошлые слова

Какие из них соответствуют правилам речевого
этикета ?
Разве можно так
поступать?
Это не ваше дело.
Простите, я этого не
хотел.
Это моё личное дело.
А вам-то что?
Я так больше не буду!
Какого мнения вы об этом
человеке?
А причём здесь я?
А вам какое дело?
Позвольте мне оставить
своё мнение при себе.
Это вас не касается.
Я воздержусь от
выражения мнения.

НЕ в службу, а в дружбу.
Сколько лет, сколько зим!
С лёгким паром!
Милости прошу к нашему шалашу!
Ни пуха, ни пера!
Лёгок на помине.
Чем богаты, тем и рады.
В каком стиле речи они чаще всего используются?

- Это главное этикетное условие!
Приведите допустимые примеры отказа.
Это абсолютно исключено!
Хоть убей не могу!
Наотрез отказываюсь!
И не подумаю!
Нет и ещё раз нет!
Ни за какие деньги!

К сожалению, я вынужден отказать.
С радостью бы, но я занят.
Извини, но вряд ли я смогу.
Не обещаю, но постараюсь.
Опасаюсь, что не смогу.

Какое важное значение
Имеет этикет общения.
Тактичным будь, любезным будь,
Уроки вежливости не забудь!
До свидания! Удачи!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это а нонимный памятник русской литературы XV века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.

Наиболее известен в редакции середины XVIв. на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки об этикете Умный не говорит, невежда не дает говорить. Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. Дед говорит про курицу, а бабка - про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит.

Пословицы и поговорки об этикете

  • Умный не говорит, невежда не дает говорить.
  • Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай.
  • Дед говорит про курицу, а бабка - про утку.
  • Вы слушайте, а мы будем молчать.
  • Глухой слушает, как немой речь говорит.

Позвони мне, позвони.

Позвони мне, позвони.

Правила разговора по телефону

Правила разговора по телефону

Речевые формулы телефонного разговора

Почему обиделась мама?

Работа над ошибками

САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС ) НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ.

САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС ) НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Презентация по родному языку Традиции русского речевого общения Задание: Проч.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация по родному языку Традиции русского речевого общения Задание: Проч.

Презентация по родному языку Традиции русского речевого общения Задание: Прочитайте фрагменты, в которых участвуют герои произведений русской литературы. Как называются такие слова? Героиня обращается к спутнику: – Скажите, я очень красна? – Вы прекрасны, а не красны! – заметил я, пользуясь случаем сказать _ _ _ _. (Достоевский) 2) А Егора на взгорке стояла и ждала Люба. Егор сразу увидел и узнал ее. В сердце толкнуло – она! И пошел к ней. – …да она просто красавица! Просто зоренька ясная. (Шукшин) 3) – Говорят, что бал будет очень хорош, – отвечала княгиня… – Все красивые женщины общества будут там. – Не все, потому что вас там не будет; не все, – сказал князь Ипполит, радостно смеясь… (Л. Толстой)

Прочитайте отрывок из рассказа. – Значит, так! – повернулась в мою сторону Та.

Вопросы по тексту Какие свои качества назвал герой рассказа, которыми гордитс.

Вопросы по тексту Какие свои качества назвал герой рассказа, которыми гордится или которых стесняется? Выпишите из текста слова и выражения, характерные для речи школьника. Выпишите фразеологизм из текста. Объясните его, подберите синонимичный фразеологизм: ума палата, крепок задним умом, себе на уме, набираться ума, уму непостижимо, не от большого ума, ни уму ни сердцу. Почему считается нескромным говорить о своих положительных качествах? Используйте для ответа данные пословицы или любые известные вам на эту тему: Хвастать – не косить: спина не болит. Коли хорошо, так не хвастай: тебя и так заметят. Хвастун да врун – одного поля ягоды.

Домашнее задание по родному языку Прочитать текст о Коломне (стр. 78 уч. «Род.


Технологическая карта урока - путешествия по стациям вежливых слов.

Содержимое разработки

План-конспект урока по родному (русскому) языку

составила Попкова Ольга Ильинична,

учитель русского языка и литературы

Дата проведения: 18 марта 2019 года

Предмет: родной (русский) язык

Раздел: Речь. Речевая деятельность. Текст.

Тема урока: Традиции русского речевого общения.

Цели урока: дать учащимся понятия о формулах речевого этикета, познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета, воспитание культурной личности.

Предметные УУД: -формулировать правила позитивного диалога,

-строить диалог, используя вежливые слова.

-составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета.

Познавательные УУД: — вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета;

— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;

— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;

— отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение;

— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога;

Личностные УУД: - возможность адекватно оценивать свою деятельность;

-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

-проявление интереса к изучению темы;

— желание помочь Ване корректно вести диалог;

— творческое отношение к составлению и оформлению диалога в соответствии с этическими нормами общения.

Регулятивные УУД: — планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять учебное действие в соответствии с правилами;

— учитывать характер ошибок, вносить коррективы;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- возможность формулировать цели урока;

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД: — слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;

— учитывать мнение партнёра при работе в паре;

— использовать речь и мимику для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речь для представления результата;

- возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию;

-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.

Средства обучения: Карточки с индивидуальными заданиями.

Межпредметные связи: литература, искусство.

Этап 1 . Организационно-мотивационный .

1.1 Организационный момент

Личностные результаты: самоопределение.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, организует обучающихся.

Теперь я вижу, что настроение у вас хорошее. Можно начинать урок. Благодарю вас, спасибо, садитесь.

Подготовка класса к работе.

1.2 Мотивация к деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся.

Метапредметные результаты:

Умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные результаты:

Умение оценивать поступки, объяснять оценки поступков.

Создает проблемную ситуацию, мотивирующую к деятельности.

В класс, входит опоздавший ученик и инсценирует диалог с учителем.

-Привет! Проходи в класс, займи своё место.

-Как вы можете оценить эту ситуацию ?

Анализируют ситуацию. Высказывают своё мнение по поводу сложившейся ситуации

1.3 Целеполагание

Проблемный, индивидуальная, коллективная работа учащихся.

Метапредметные результаты:

Умение формулировать цель деятельности.

Предметные результаты:

Самостоятельное формулирование цели.

Задаёт проблемный вопрос:

-Ребята, подумайте, что же надо нам сделать, чтобы не допускать подобных ситуаций?

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока

Этап 2. Информационно-аналитический.

2.1 Первичное усвоение новых знаний.

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

Умение извлекать информацию.

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Организует деятельность учащихся по изучению нового материала:

У каждой команды на столе лежат задания, разгадав их, вы узнаете тему нашей сегодняшней встречи.

Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице.

Задание 2. Собери пословицы.

На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

Умный не говорит, невежда не дает говорить.

Слово - стрела, выпустишь - не вернешь.

Время на эти задания 2 минуты.

(команда, которая быстрей всех справится с заданиями, получает 2 балла за скорость выполнения и по 1 баллу за правильный ответ).

(Командам по очереди задаются вопросы. Если команда дала неверный ответ, право ответа передаётся команде соперников. За каждый правильный ответ команда получает - 1 балл).

Вопрос №1: Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора (на доску вывешиваются таблички со словами):

-Какие слова, по-вашему, наиболее употребительные? (Варианты ответа: 1,4).

Вопрос №2: Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы:

2.Здравствуйте, позовите Машу.

3.Здравствуйте, извините, Маша дома?

(Вариант ответа – 3)

Вопрос №3: В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?

1.Тот, кому 8 лет.

2.Тот, кому 11 лет.

3.Тот, кто вежливее.

4.Уступать дорогу не обязательно.

(Вариант ответа – 3).

Вопрос №4: Вы едете в автобусе и хотите

пробраться к выходу. Какие слова вы бы произнесли при этом?

1.Простите меня, я выхожу.

3.Извините, можно пройти?

(Вариант ответа – 3).

Вопрос № 5: Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё раз при встрече?

3.Можно, но не обязательно.

4.Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.

(Вариант ответа – 4).

Вопрос №6: Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время?

1.Скажите, сколько сейчас часов?

2.Вы не подскажите, который час?

3.Скажите, пожалуйста, который час?

(Вариант ответа – 3).

Разыгрывают сценки, построенные по всем правилам современного русского речевого этикета.

Составляют диалоги по картинкам, подбирая слова, при помощи которых пострадавший и виновник происшествия могли бы смягчить неприятную ситуацию.

Выбирают докладчика от группы.

Представляют результаты самостоятельной работы в группах. Проверяют правильность выполнения заданий, исправляют и дополняют ответы одноклассников, аргументируя свою точку зрения.

2.2.Первичная проверка понимания.

Метод фронтальной организации учащихся.

Предметные результаты:

Овладение нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Метапредметные результаты:

Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Умение организовывать учебное взаимодействие в группе.

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Умение выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.

Личностные результаты.

Умение вырабатывать в противоречивых ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

Выносится ромашка, на лепестках которой написано:

Для того чтобы ваше общение было приятным и полезным, важно уметь сопровождать свою речь различными жестами и мимикой. Попытайтесь с помощью принятых в русском языке жестов и мимики изобразить различные состояния человека:

1.грусть, плохое настроение.

Команда, справившаяся с заданием лучше всех, получает 3 балла.

Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?

* Выходят представители команд, вытягивают по две ситуации.

Ситуация 3. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

Команда, справившаяся с заданием лучше всех, получает 3 балла.

Капитанам каждой команды задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)

2.При входе и выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? ( Первой заходит дама, затем мужчина, выходят – наоборот)

3.При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)

4.Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

5.Вы едите в переполненном автобусе, вам нужно выходить, обратитесь к стоящим рядом?

Сейчас каждой команде предстоит инсценировать неприятную ситуацию, в которой оказались два человека. Ваша задача – разыграть эту сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию. Максимальный балл за конкурс – 5.

1.официант опрокинул поднос с едой на посетителя.

2.мальчик попал мячом в старушку, сидящую на скамейке.

Пока каждая команда продумывает своё выступление, я предлагаю ответить на несколько вопросов болельщикам. Тот, кто отвечает правильно, приносит 1 балл для команды, за которую болеет.

1.В некоторых фразеологизмах русского языка, обозначающих разные эмоции, используются слова, которые называют цвет лица. Восстановите эти фразеологизмы.

1.покраснеть от …(стыда).

2.позеленеть от …(злости).

3.побелеть от …(страха).

4.порозоветь от …(удовольствия).

5.потемнеть от …(горя).

Каждый член жюри получает табличку с названием сказочного персонажа. Это могут быть как добрые, так и злые персонажи (например, Золушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга и др.). Задача команд по очереди сделать как можно больше комплиментов каждому герою, но так, чтобы им было это приятно. Повторяться нельзя. За каждый комплимент команда получает 1 балл.

Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. БАБА -ЯГА

Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка очень мудрый. КОЩЕЙ

Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая. Золушка.

Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться. Сивка-БУРКА

Задача команд написать команде соперников поздравительное письмо (тема поздравления – на выбор), используя в своём письме как можно больше этикетных формул. За каждую используемую формулу, команда получает 1 балл.

Выполняют задание в группах. Представляют свои ответы другим группам. Анализируют ответы друг друга. Делают вывод об употреблении этикетных слов на данные темы.

3 этап - оценочно-рефлексивный .

3.1 Информация о домашнем задании.

3.2 Рефлексия (подведение итогов занятия)

Предметные результаты:

1.Освоение базовых понятий лингвистики: диалог, ситуация речевого общения.

2.Овладение нормами речевого этикета.

Метапредметные результаты:

Умение соотносить поставленные цели с достигнутыми результатами.

Личностные результаты:

1.Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

2.Стремление к речевому самосовершенствованию.

3. Формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Подведение итогов жюри.

А теперь я попрошу каждую команду подумать над словами благодарности. Соперников поблагодарите за игру, жюри и гостей за внимание.

Объявление результатов, награждение команд.

Учитель: Знание правил поведения пригодятся в жизни всегда. Надеюсь, что некоторые уроки запомнились вам надолго, и вы будете использовать их в своей жизни.

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания (на выбор, с учетом уровня подготовки обучающихся).

1 вариант: составить словарь вежливых слов.

2 вариант: подготовить историю какого-либо этикетного выражения (слова).

Записывают домашнее задание (по выбору).

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Осуществляют оценку урока и самооценку.


-75%

Читайте также: