Презентация астафьев фотография на которой меня нет конспект урока 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Виктор Петрович Астафьев

Описание презентации по отдельным слайдам:

Виктор Петрович Астафьев

Виктор Петрович Астафьев


«Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя , сотвори ещё раз ч.

Зеркальная камера для съёмок. Начало XX века

Зеркальная камера для съёмок. Начало XX века

Мне вспомнились детства далёкие годы…

Мне вспомнились детства далёкие годы…

Мальчишки, мальчишки…

«Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти.

Особенности речи бабушки Диалекты Народные обороты Приметы Присловья Искажён.

Особенности речи бабушки Диалекты Народные обороты Приметы Присловья Искажённые общеупотребительные слова

Учителя и ученики

Учителя и ученики



«Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе. А узнать всех м.


Как много желтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг о.

Как много желтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных фотографий: Огнем, враждой Земля полным-полна, И близких всех душа не позабудет… (Н. Рубцов)

И близких всех душа не позабудет…

И близких всех душа не позабудет…

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 552 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.02.2018 6467
  • PPTX 16.1 мбайт
  • 567 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Куликова Татьяна Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Учащиеся должны знать, как анализировать прозаическое произведение, опираясь на вопросы и задания, как готовить рабочие материалы для написания сочинения. Учащиеся должны получить представление о художественном мире В. П. Астафьева.

2. Учащиеся должны уметь пользоваться текстом для подтверждения своего мнения, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать устную монологическую речь, способность эмоционально откликаться на затронутые писателем проблемы, словесно созданные образы.

3. Учащиеся развивают навыки самоорганизации, взаимопомощи, осуществляют сотрудничество в ходе практической работы с текстом; формируют мотивацию, связанную с интересом к учебному материалу, осознают потребность вдумчиво и внимательно читать художественную литературу; вырабатывают личное отношение к событиям прошлого.

Урок литературы в 8 классе

Тема памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет

Тип урока: изучение нового материала

1. Учащиеся должны знать, как анализировать прозаическое произведение, опираясь на вопросы и задания, как готовить рабочие материалы для написания сочинения. Учащиеся должны получить представление о художественном мире В. П. Астафьева.

2. Учащиеся должны уметь пользоваться текстом для подтверждения своего мнения, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать устную монологическую речь, способность эмоционально откликаться на затронутые писателем проблемы, словесно созданные образы.

3. Учащиеся развивают навыки самоорганизации, взаимопомощи, осуществляют сотрудничество в ходе практической работы с текстом; формируют мотивацию, связанную с интересом к учебному материалу, осознают потребность вдумчиво и внимательно читать художественную литературу; вырабатывают личное отношение к событиям прошлого.

Методы и приемы: эвристическая беседа, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, проблемный вопрос, элементы сочинения.

1.Оргмомент: 1 мин

2. Этап актуализации знаний: 2 мин.

У меня в руках старый семейный альбом. Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает он. Хранить старые фотографии – добрая традиция на Руси. Раньше фотографий было мало. Их вешали в русской избе в рамке на стену. Поэта Н. Рубцова старые семейные фотографии заставили о многом задуматься:

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

И близких всех душа не позабудет…

Мне кажется, что эти слова могут стать хорошим началом нашего урока.

Что поэт считает важным?

Найдите ключевые слова в стихотворении Н. Рубцова.

Все необходимые слова, важные мысли мы будем записывать в карточку. Эти записи станут рабочими материалами для написания сочинения.

Поэтому я попрошу вас, оставив место для записи темы урока, записать ключевые слова из стихотворения Н. Рубцова.

Значит, о чем мы будем говорить?

Главный вопрос урока: Память. Что это: наказанье или дар божий? Помогает она нам жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

Сколько вопросов. А где же ответы?

3.Этап мотивации: 2-3 мин. ( просмотр семейных фотографий)

Обратимся к нашему опыту:

На урок вы принесли любимую старую фотографию вашей семьи.

Расскажите, какие эпизоды запечатлены на этих фотографиях?

Почему они так вам дороги?

(Учащиеся комментируют свои фотографии).

Ребята, возьмите в руки ваши фотографии. На них самые близкие для вас люди.

Писатель В. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири.

4. Выявление восприятия: 3 мин.

О чем этот рассказ? Что показалось необычным?

Как вы думаете, почему рассказ назван именно так?

Писатель рассказывает о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой.

Я обращаю ваше внимание на высказывания известных писателей, философов, мудрецов. Они обращают нас к опыту поколений.

Используя их, давайте дадим имя нашему уроку.

Какое высказывание писателей и философов точнее других отражает содержание рассказа? Чем становится для него прошлое?

Прошлое – родина души человека. (Г. Гейне)

Боюсь не смерти я. О. нет!

Боюсь исчезнуть совершенно. (М. Лермонтов)

Природой дарована нам недолгая жизнь, но память о прекрасно прожитой жизни вечна.

Пусть эти слова станут именем нашего урока.

Какую задачу мы можем поставить перед собой, обращаясь к этому конкретному рассказу?

5. Определение задач урока: Почему эти воспоминания так важны для

Какие наблюдения мы сделали? О ком должны сегодня поговорить?

(о герое, о бабушке, об учителе, о школе и жителях деревни)

6. Работа в группах: 20 мин.

Задание 1 группе.

Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?

Проведите наблюдение над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение.

(учащиеся заранее выносят результаты своей работы на интерактивную доску)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обpазовательная – углубить знания учащихся о личной и творческой биографии В.П.Астафьева; выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом; пpовести детальный анализ рассказа; опиpаясь на вопpосы, pаскрыть своеобpазие pассказа; способствовать фоpмиpованию потpебности читать внимательно и вдумчиво художественную литеpатуру.

Pазвивающая – формировать навык исследовательской работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать развитию речевых навыков.

Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.

Урок литературы в 8 классе

Обpазовательная – углубить знания учащихся о личной и творческой биографии В.П.Астафьева; выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом; пpовести детальный анализ рассказа; опиpаясь на вопpосы, pаскрыть своеобpазие pассказа; способствовать фоpмиpованию потpебности читать внимательно и вдумчиво художественную литеpатуру.

Pазвивающая – формировать навык исследовательской работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать развитию речевых навыков.

Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.

1.Оргмомент. Приветствие.

2.Вступительное слово учителя.

У меня в руках старый семейный альбом… На каждой странице – фотографии. Такие разные…На них - самые близкие для меня люди. Вот на одной из фотографий я - совсем маленькая, у мамы на руках…А вот здесь я пошла в первый класс. Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает этот альбом. Он совсем старый, невзрачный, но очень дорог мне и моей семье.

Хранить старые фотографии – добрая традиция на Руси. Раньше фотографий было мало. Их вешали в русской избе в рамке на стену. Потом появились вот такие альбомы. Поэта Анатолия Берлина старые семейные фотографии заставили о многом задуматься:

Дальних лет мгновенные картинки,

Как магнит, приковывают взгляд

Магией старинных фотоснимков,

Что на нас из прошлого глядят.

В срезах нашей памяти ожившей,

памяти отцов и матерей –

дар, крупицы жизни сохранивший,

как окаменелость в янтаре.

Человеческая память… Она хранит то, что было самым важным. . Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной.

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

Жизни мгновенья летят, словно ветер,

И не поймать их, не остановить.

И только фото мгновения эти

Нам помогают в сердцах сохранить…

Фотографии, пожалуй, можно считать запечатлёнными мгновениями жизни. Особое место занимают снимки школьной поры. Эта добрая традиция живёт, наверное, в каждой школе – фотографироваться всем классом вместе с учителем на фоне школьного здания. Вот их сколько! Выпускники нашей Красносельцовской школы разных лет… (на классной доске ). Спустя годы, глядя на старенькие фотографии, мы с интересом разглядываем лица и наряды школьников, кажущиеся нам несовременными, немного забавными.

Писатель только тогда писатель, когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно такой писатель - Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Чем дорожил? Во что верил? Кто для нас Виктор Петрович Астафьев?

Он умер /по временным меркам сравнительно недавно/ в ноябре 2001 года и похоронен в родном селе Овсянка. Давайте совершим туда заочную экскурсию

4. Заочная экскурсия в деревню Овсянка.

5. Слово учителя.

Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей.

Память – это:

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.

2.Воспоминание о ком – чём-нибудь.

3.То, что связано с умершим (воспоминания о нём).

Вернёмся вместе с Астафьевым в 30-е годы, перечитывая рассказ и обращая внимание на детали, штрихи этой жизни.

7. Беседа с элементами комментированного чтения

- Каков сюжет рассказа?

- В какое время и где происходят события в рассказе?

- Что мы узнаём из рассказа Астафьева о жизни сибирской деревни в 30-е годы?

-Какие детали указывают на бедность жителей деревни

- Почему вся деревня решает где поселить фотографа на ночь?

-Почему Витька и Санька ведут себя плохо? Расскажите или прочитайте

- Почему Саньки и главного героя не оказалось на фотографии?

-Какой вы представляете себе бабушку?

- А теперь наши ассоциации соотнесем с художественным образом бабушки Катерины Петровны. Какой Астафьев изобразил свою героиню?

- Почему автор так тщательно воспроизводит речь героини?

- Какие ещё воспоминания Виктора связаны с бабушкой?

/окна в доме/

/отношение бабушки к людям/

Екатерина Петровна - хранительница семьи, защитница детства, ей бьёт земной поклон автор книги. Она была самым дорогим для него человеком.

-Почему писатель говорит о чувстве вины?

Именно бабушке отведено в рассказе особое место

-Какие ключевые слова мы можем записать, обобщая образ бабушки, Катерины Петровны?

Вывод: автору дорого в ней всё. Она научила внука жить по совести.

-Вспомним, с какой целью приезжает фотограф в деревню?

-Кто был инициатором этого события?

Может быть, кому-то непонятно, почему такие добрые слова звучат об учителе, ведь он просто делает свою работу. Как часто мы не замечаем того, что делают для нас близкие (я говорю не только об учителе, но и о бабушке), считаем это само собой разумеющимся.

-Как относились деревенские жители к учителям?

- В какой школе они начинали работать? Зачитайте.

-Как учил их преподаватель, когда к весне тетрадки исписались, краски искрасились, карандаши исстрогались?

- А давайте вспомним эпизод со змеей. С какой целью Астафьев приводит эту историю?

- Почему главный герой запомнил своего учителя?

Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе. Память сохранила даже внешность умного , интеллигентного человека, чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.

Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдали себя учительской работе.
Учителя заботились не только о школе, но и о жителях деревни, учитель уважает и ученика, который заболел и пропустил важное событие.

Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню, а ведь они – городские жители, молоды, у них маленький ребенок, нет условий, но они не сдаются.

- Какие ключевые слова мы запишем, говоря об учителе ?

Вывод: Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна – это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына.

- Живя рядом с такими личностями, каким должен вырасти, по вашему мнению, Витя?

- Каким предстаёт перед читателями лирический герой В. Астафьева?

–Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было?

–Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию?

Вывод: Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее.

-Вернемся к главному вопросу: Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?

-А что эта память дает нам?

-Обратитесь к тем ключевым словам, которые мы записали. Прочитайте их.

Все перечисленные слова составляют тот духовный опыт, который нужен нам сегодня.

Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей.

Правила написания синквейна:

Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.

Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.

Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.

Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.

Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.

9. Творческая работа учащихся . /Учащиеся пишут синквейны и зачитывают их/

10. Слово учителя.

Закончить урок сегодня мне хочется высказыванием известного академика Д.С.Лихачёва:

11. Домашнее задание

Вернувшись сегодня из школы, найдите дома и возьмите, по­ли­стай­те фо­то­аль­бо­мы своей семьи. Посмотрите, какие со­бы­тия изоб­ра­же­ны на ваших се­мей­ных фо­то­гра­фи­ях? Какую ис­то­рию может по­ве­дать ста­рая фо­то­гра­фия? Если вам неиз­вест­на ис­то­рия ваших се­мей­ных фо­то­гра­фий, об­ра­ти­тесь к маме, папе, род­ствен­ни­кам, чтобы они вам рас­ска­за­ли эту историю, по­то­му что фо­то­гра­фия – это наша па­мять.

12. Итог урока

Презентация к уроку литературы

Презентация к уроку литературы "Фотография, на которой меня нет" ( литература, 8 класс)

Презентация к уроку литературы

Презентация к уроку литературы "Фотография, на которой меня нет" ( литература, 8 класс)

Презентация к уроку литературы

Презентация к уроку литературы "Фотография, на которой меня нет" ( литература, 8 класс)

Презентация к уроку литературы

Презентация к уроку литературы "Фотография, на которой меня нет" ( литература, 8 класс)

Презентация к уроку литературы

Презентация к уроку литературы "Фотография, на которой меня нет" ( литература, 8 класс)

Презентация к уроку литературы

Презентация к уроку литературы "Фотография, на которой меня нет" ( литература, 8 класс)

Презентация к уроку литературы

Презентация к уроку литературы "Фотография, на которой меня нет" ( литература, 8 класс)

Презентация к уроку литературы

Презентация к уроку литературы "Фотография, на которой меня нет" ( литература, 8 класс)

Презентация к уроку литературы

Читайте также: