Превращение песен в симфонические мелодии конспект урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Жизнь русского человека всегда была непростой. В дореволюционные времена народная песня-плач сопровождала человека в разные моменты жизни. Например, когда молодого человека провожали в солдаты. Ведь в царские времена в солдаты человек уходил на 25 лет - почти на всю жизнь, и родные прощались с ним, плача, почти навсегда. С плачем отдавали девушку замуж, ведь она уходила в чужую семью, кто знает, как сложится ее жизнь. С плачем хоронили людей. Когда пелись плачи, то в них вставлялись настоящие рыдания и всхлипывания. Плачи иногда исполнялись специальными певицами-плакальщицами.
2.Слушая песни, определите, к какому жанру она относится и соедините линиями название жанра и песню.

Мы, как видите, красавцы,
И сердца у нас горят
Да к тому же мастера мы
Петь частушки для девчат.


Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.

Я танцую и пою,
И учусь отлично.
Да к тому же, посмотрите.
Очень симпатична.

Ох, девчонки, не волнуйтесь
Я ведь тоже не плохой,
И в учебе все в порядке –
Скоро буду я герой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок в 5 классе.

Тема: Литература и музыка

Превращение песен в симфонические мелодии.

Цель: сформировать представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных произведений и жанров.

1. Понятие о симфонии.

Вот уже почти три столетия существует симфоническая музыка, и самые значительные шедевры связаны с ней.

Каждый, кто любит музыку, знает имена В.Моцарта, Л.Бетховена, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, А.Бородина и других мастеров, которые создали симфоническую музыку разных жанров: симфонии, сюиты, увертюры, фантазии, поэмы, картины, концерты.

а) исполнение в разных вариантах и настроениях;

Вопросы к учащимся:

Эта музыка выразительная или изобразительная?

Какова динамика этого произведения? (от тихого до громкого звучания)

Есть ли в этой музыке тембровое развитие?

Что вы представляете, слушая её?

3. 1793 год. Франция.

Восставший народ изгоняет своего короля из Парижа и празднует победу, но король собирает свои войска и в городе начинаются баррикадные бои. С тех времен до нас дошли эти французские песни.

- Эта музыка по характеру какая? (танцевальная)

4. В наши дни композитор Н.Мясковский написал симфонию, посвятив её революционному движению.

О чем говорит эта музыка, что выражает? (радость, ликование).

Определите форму музыки (фрагмента) – 3-х частная.

Что вы представляете, слушая её? (много ликующих, радостных людей).

Какие потери понесла бы музыка, если бы не было литературы? (не стало бы песен, хоров, опер, балетов, поэм, ораторий, кантат, некоторых симфоний).

Какие жанры продолжали бы жить? (сонаты, прелюдии, концерты, фуги, квартеты, увертюры, симфонии)

Тяжело было бы музыке без литературы. И для небольшой песни, и для таких крупных произведений, как кантата, симфония, опера, балет, нужны слова, литературное содержание.

Если бы не было литературы, то во всем мире не существовало бы театров оперы и балета, а в филармониях или в концертных залах люди не услышали бы чудесных произведений, в которых звучат песни.


разработка урока по музыке в 5 классе" Мир русской песни". Цель урока: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России.

Получить представления о богатстве мира русской песни.

2. Выделять взаимосвязь между музыкой и поэзией.

3. Рассмотреть аспекты русской жизни отраженной в песне.

Содержимое разработки

УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ

Учитель музыки Лодягина Елена Евгеньевна

Тема урока: Мир русской песни

ЦЕЛИ: : формировать регулятивные УУД ( ставить цель, проводить самоконтроль, взаимоконтроль); познавательные ( проводить анализ, синтез), коммуникативные (работать в парах, вести диалог).

Воспитывать целеустремлённость, стремление оказывать помощь.

- по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценивать усваиваемое содержание, формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.

- по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

- по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные произведения; определять жанровую основу; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки, эмоционально воспринимать русскую народную песню; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

I.Организационный момент.

Рада видеть вас, ребята, и приветствовать сейчас,

И мы тоже очень рады здравствуйте , учитель наш!

II. Постановка целей урока.

Я очень рада новой встрече с вами. На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня продолжим этот разговор.

Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни.

III. Повторение изученного материала.

Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня.

Я предлагаю вам исполнить песню.

Слушая и исполняя эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении.

- Какие чувства вызывает у вас эта песня?

(любовь к родине, нежность)

- Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему?

IV.Изучение новой темы.

Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков:

Как кому на свете

Жизнь дает для песни

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки.

Даст ли день роскошный.

Тьму ли без рассвета-

В песне у поэта.

Песня русская в березах, в хлебах –

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Кто сложил ее, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова ее простые

Душу трогают до слез, столько песен из России,

Сколько в рощицах берез.

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие, что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать.

Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?

(русская песня рассказывает о жизни русских людей, то, что она душевная и добрая, что песен много и их не сосчитать)

Правильно, народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Вспомните жанры народных песен.

2.Слушая и исполняя песни, определите к какому жанру она относится и заполните таблицу.

Название песни

Во поле береза стояла

Солдатушки, браво, ребятушки!

Лебедин мой, лебедин

4.Расскажите об особенностях жанра плясовых песен.

В русской плясовой песне, который каждый участник старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости. Русские пляски исполняются в присядку, притопами, скачками, скольжениями. Участники при помощи этих движений показывают свою удаль.

Композиторы всех времен черпали свое вдохновение в народной песне.

(На доске – портрет композитора, на экране – иллюстрация русской плясовой).

В результате глубокого изучения особенностей народных песен, Глинка сумел найти такие приемы развития, которые характерны именно для русского музыкального фольклора, и создать произведения, отразившие существенные стороны народной жизни и народного характера. Проводится сравнительный анализ двух произведений .

Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Назовите её.

на доске слово из разбросанных букв ПВЧЕЕСУЬТ (певучесть)

4. Песни бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.

Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему.

Не смотрите так, девчонки,

Мы не заволнуемся,

Мы поучимся на славу

Мы, как видите, красавцы,

И сердца у нас горят

Да к тому же мастера мы

Петь частушки для девчат.

Я читаю очень быстро,

В школе все гордятся мной

Ни один мальчишка в классе

Не угонится за мной.

И учусь отлично.

Да к тому же, посмотрите.

Ох, девчонки, не волнуйтесь

Я ведь тоже не плохой,

И в учебе все в порядке –

Скоро буду я герой.

Ах, как мне не погордиться

Хороши мои дела,

Все контрольные работы

На пятерочки сдала.

- Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят)

V. Домашнее задание.

Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочините частушки о себе, своих друзьях, своем классе.

VI. Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.

- Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?

- Верители вы, что русская песня поется только хором?

- Верите , ли вы, что короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов называется частушкой?

- Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства?

(Да, поэзия и музыка)

Народная песня- это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Русь и в песне-то могуча,

Широка и глубока,

И свободна, и гремуча,

И привольна, и звонка!

Ребята, на доске три смайлика, передающих разные настроения: улыбающийся, серьёзный и грустный. Я прошу вас оценить свою работу на уроке, нарисовав на листочке одно из этих настроений.

Музыкальное прощание.

Учитель: до свидания, спасибо за урок;

Обучающиеся: до свидания, до свидания, до сви-да-ни-я!


-75%

5 КЛАСС. I ЧЕТВЕРТЬ

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

Урок 5. Слово и музыка. Два великих начала искусства

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— введение обучающихся в мир жанров, связывающих музыку и слово; исследование жанров песни и романса;

- умение выявлять связи и различие между литературными и музыкальными образами и темами, выразительными средствами музыки и литературы, рассуждать о них.

— совершенствование художественного вкуса в процессе восприятия классических образцов поэзии, музыки, живописи.

— формирование навыков сравнительного анализа литературной и музыкальной составляющих вокальной миниатюры.

Цели и задачи урока:

- учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- рассмотреть проявления взаимодействий, связанных с очевидным влиянием искусств друг на друга (слова и музыки);

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по сравнению литературных и музыкальных произведений.

Учебно-дидактическое обеспечение:

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Н. Заболоцкий

- Сегодня мы будем говорить о двух великих началах – Слове и Музыке. Как вы можете определить связь между ними?

2. Работа по теме урока. Взаимодействие слов и музыки

- Слово и музыка – два великих начала, две стихии (здесь: могучая сила) искусства. Эти два понятия тесно связаны между собой. Отношения между ними непростые. На протяжении многих веков они могут спорить или бороться между собой, а могут дополнять друг друга, приходить к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – это песни, романсы, оперы.

Стихотворный текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров, делает более доступной для понимания. Как вы думаете, а каждое ли стихотворение может стать основой музыкального произведения?

- Нет, не каждое, так как стихотворение должно состоять из таких слов, которые легко поются, у него должен быть особый удобный ритм.

- Действительно, стихотворение должно по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных - приятных на слух - слов, которые легко поются.

Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение. Так поэзия становится частью музыки. Её интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам музыки. Некоторые слова, не совсем подходящие по звучанию или неудобные для пения, заменяются другими.

Кроме того, произведение всегда предназначается для определённого голоса. Какие вы знаете певческие голоса?

- Сопрано, меццо-сопрано, дискант, альт, контральто, тенор, баритон, бас.

- Как вы думаете, исполнение музыкального произведения зависит от того, кто его поёт?

- Конечно, ведь тембр голоса придаёт дополнительные краски, эмоциональность, и дальнейшая жизнь музыкального произведения часто зависит от исполнителя.

- Вы правы, это придаёт музыкальному произведению тембровую неповторимость, не предусмотренную в стихотворении.

Рассмотрите портрет Фёдора Ивановича Шаляпина. Портрет выполнен художником Валентином Александровичем Серовым.


В. Серов. Портрет Ф.И. Шаляпина

Ф. Шаляпин был великим русским оперным певцом, обладавший глубоким низким голосом — басом.

3. Знакомство с романсом

- Талантливая музыка часто как бы заново открывает известное стихотворение. Кому знакомы эти замечательные строчки:

Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты.

Как мимолётное виденье

Как гений чистой красоты…

Скажите, кто является автором этого стихотворения?

- Это стихотворение написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

- Рассмотрите знаменитый портрет Пушкина, написанный Василием Андреевичем Тропининым.


В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина

Гениальные строки А. Пушкина учили наизусть и современники великого поэта, и их потомки. Оно посвящено Анне Керн, которой поэт искренне восхищался.

Это стихотворение – пример возвышенного и благородного отношения к женщине, преклонения перед красотой и поэзией человеческих отношений.


Сохранив прекрасный образ стихотворения, размер пушкинского стиха, Глинка придал ему широкое мелодическое дыхание, почеркнул переломы в настроении, внёс живое биение пульса в фортепианное сопровождение – и сумел стать равным мастеру стиха.

Подробнее о жизни и творчестве М. Глинки - см. Приложение 1.

Сейчас мы с вами послушаем это замечательное творение.

- На сколько частей можно разделить романс? О чём эти части рассказывают и как они звучат?

- Первая часть романса говорила о зарождении любви, о том, что это было чудное мгновение. Мелодия звучит легко, певуче, светло, ритм ровный.

- Средняя часть рассказывает о разлуке, чувствуется напряжение, тревога, сопровождение становится более резким, драматичным. Затем музыка постепенно успокаивается и замедляется, как бы подчёркивая строчки:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои:

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

- А в третьей части говорится о счастье новой встречи. Звучит тоже вдохновенная мелодия, что и в первой части.

Музыка чётко следует за содержанием стихотворения, она чётко откликается на каждое настроение, каждую фразу. Удивительно певучую мелодию невозможно отделить от фортепианного сопровождения – вместе они представляют единое художественное целое.

Франц Шуберт является автором более 600 песен. Шуберт писал песни на стихи как великих (например, И.В. Гёте), так и малоизвестных поэтов, своих современников.

Подробнее о жизни и творчестве Ф. Шуберта - см. Приложение 2.

В движенье мельник жизнь ведёт,

Плохой тот мельник должен быть,

Кто век свой дома хочет жить,

Вода примером служит нам,

Ничем она не дорожит

И дальше, дальше всё бежит,

Колёса тоже не стоя,

Стучат, кружатся и шумят,

С водою в путь они хотят,

Вертятся, пляшут жернова,

Кажись, бы им и не под стать,

Да ведь нельзя ж от всех отстать,

Движенье – счастие моё,

Прости, хозяин дорогой,

Я в путь иду вслед за водой,

Песня состоит из пяти куплетов: пять раз повторяется одна и та же музыка, сопровождаемая каждый раз новыми стихами. С каждым куплетом мы узнаём всё больше: о том, что вперёд движется и вода в реке, и крутящиеся колеса, и вращающиеся жернова мельницы.

Слушание, разучивание и исполнение песни.

5. Работа над нотными примерами

В романсе М. Глинки (нотный пример 4) ученики отмечают свободное волнообразное строение мелодии. Строчки стихотворения в мелодии отделены друг от друга паузами. Партия фортепиано также певучая и плавная, она поддерживает и подчёркивает красоту мелодии.

В песне Ф. Шуберта (нотный пример 5) фортепианное сопровождение изображает и приветливое журчанье ручья, и бодрую ходьбу юноши. А в вокальной партии мы слышим активные жизнерадостные интонации, близкие народным немецким и австрийским песням.

6 . Вокально-хоровая работа

- А иногда случается и такое, что музыка возрождает к жизни поэзию. Послушайте мелодию и назовите это произведение.

Учитель наигрывает мелодию на фортепиано.

- М. Таривердиев. Маленький принц.

- А теперь споём со словами. Итак, настраиваемся на первый звук, выравниваем унисон, стараемся петь, как один, слушая друг друга. Поём лёгким, полётным звуком.

Обучающиеся исполняют песню.

- Что получилось бы с только что пропетой песней, если бы не было слов, на которые она поётся? И могла бы тогда эта песня появиться на свет?

7. Выразительные средства музыкальных произведений

- Я от всей души хотела бы пожелать вам, чтобы вы всегда верили в то, что жизнь – это чудо, это сказка, только у каждого своя.

Я хочу, чтобы ваш парусник всегда мчался вперёд, навстречу ветру перемен, навстречу новым открытиям, новым свершениям, несмотря ни на что. Ведь сказал же замечательно светлый, солнечный, великий Моцарт, что жизнь – это улыбка, даже тогда, когда по лицу текут слёзы.

Ответьте мне на вопрос: кто такой человек? Чем он отличается, скажем, от животных?

- Он умеет разговаривать. А это может делать только человек.

- Совершенно верно. Но ведь разговор разговору – рознь.

- Нет, это же поэзия Пушкина, только как-то не так она звучит.

- А как должно звучать, расскажите.

- У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

- Видите, как замечательно разговаривает с нами Пушкин. Слова берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ, становятся живой, волшебной картиной.

Можно произносить слова просто так, бездумно, попросту болтать. А можно говорить взволнованно, с чувством; можно рассказывать о смешном или печальном, можно хвалить или бранить. Но самая замечательная речь та, в которой есть смысл, красота, чувства.

Так вот, ребята, музыка – это тоже речь, потому что в ней присутствует и смысл, и красота, и чувства. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения, даже чисто инструментального, можно услышать фразы и предложения, различные интонации, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи.

8. Итог урока

В далёкие времена музыка и слово ещё не были отделены друг от друга.

Человек трудился, грустил, танцевал и всегда при этом пел, так что и слово, и музыка, и танец возникли из одного источника, одной стихии.

9. Вопросы и задания

1) Каким должно быть стихотворение, чтобы оно зазвучало в музыке?

4) Заполни дневник музыкальных наблюдений на стр. 8.

Приложение 1

Из книги: Музыкальный словарь Гроува: пер. с англ. М., 2001. 1095 с.

Приложение 2

Из книги: Музыкальный словарь Гроува: пер. с англ. М., 2001. 1095 с.

Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями.

До конца XIX в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась неопубликованной и даже неисполненной. (С. 1025, 102 6.)

Читайте также: