Предпосылки возникновения учения чарльза дарвина 11 класс конспект
Обновлено: 07.07.2024
Общественно-экономические предпосылки возникновения эволюционной теории Дарвина связаны с бурным развитием капитализма в Англии, который привёл к росту городов и развитию сельского хозяйства.
Возникла необходимость улучшения существующих сортов растений и пород животных, что привело к развитию селекции. Создавались новые породы животных и сорта растений. Становилось очевидным, что живые организмы могут изменяться и приспосабливаться к условиям .
На создание теории Ч. Дарвина повлияли также экономические учения А. Смита и Т. Мальтуса, которые выдвигали идеи свободной конкуренции , перенаселения , естественной гибели неудачливых конкурентов .
- развитие астрономии и геологии;
- успехи систематики растений и животных;
- развитие биогеографии и палеонтологии;
- развитие сравнительной анатомии и эмбриологии;
- создание клеточной теории;
- эволюционное учение Ламарка.
Накапливались факты, несовместимые с представлениями о неизменности природы. Так, немецкий философ И. Кант пришёл к заключению, что Земля и вся Солнечная система не существовали вечно, они возникли и постоянно изменяются .
Английский учёный Ч. Лайель утверждал, что поверхность Земли постоянно изменяется под воздействием климата и других факторов.
Появились и стали бурно развиваться сравнительная анатомия , эмбриология , биогеография , палеонтология . Накопившийся фактический материал о многообразии живых организмов, ископаемых формах, сходстве строения и этапов развития зародышей требовал осмысления и объяснения.
За время экспедиции Дарвин побывал в Африке, Южной Америке и Австралии. Он собрал богатейший материал, работа над которым и привела к созданию теории естественного отбора.
Учитель: Потребность в упорядочении быстро накапливающихся знаний привела к необходимости систематизировать их. Большой вклад в создание системы природы внес выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Ученый описал более 8000 видов растений и свыше 4000 видов животных, установил единообразную терминологию и порядок описания видов.
Слайд 9
За единицу классификации он принял вид- совокупность особей, сходных по строению.
• Выделил три царства: Растения, Животные и Минералы.
• Установил единообразную терминологию.
• Закрепил использование в науке бинарной (т.е. двойной) номенклатуры для обозначения видов. Каждый вид обозначается двумя словами. Например: Кошка домашняя (ливийская).
• Установил принцип соподчиненности: соседние категории связаны не только сходством, но и родством, но чем дальше друг от друга находятся категории, тем меньше степень их родства.
• Ошибочность его теории:
• Видов столько, сколько создал Творец.
Ученый во многих случаях правильно объединил виды организмов по сходству их строения. Однако произвольность в выборе признаков для классификации привела Линнея к ряду ошибок. Он сознавал искусственность своей системы и указывал на необходимость разработки естественной системы природы.
Учитель: Основы первого учения об эволюции органического мира были разработаны и опубликованы в труде французского естествоиспытателя Жаном Батистом Ламарком.
Слайд10
Жорж Кювье.
• Исследовал органы позвоночных;
• Установил:
• Все органы представляют собой части одной целостной системы;
• Ни одна часть тела не может изменяться без соответствующего изменения других частей;
• Установил, что вымирание древних животных и растений могло быть следствием крупных катастроф геологического характера.
Слайд 13
- Карл Бэр - российский ученый (1792-1876)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.
Цель урока: изучить научные и социально–экономические
предпосылки возникновения эволюционного
учения Ч. Дарвина; познакомиться с биографией
Задачи урока:
Изучить, доказывать и объяснять научные и социально-экономические предпосылки возникновения эволюционного учения Чарльза Дарвина.
Познакомиться с биографией Ч. Дарвина, маршрутом и результатами путешествия.
Создать условия для формирования и развития исследовательских способностей обучающихся.
Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.
развивать умение работать с дополнительными источниками, выделять главное, анализировать информацию, делать выводы;
формировать представления о познаваемости мира и роли человека в изучении природы.
Формирование опыта взаимодействия в группах.
Формирование опыта продуктивного слушания.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебные ресурсы, ватманы, маркеры, цветная бумага, ножницы, магниты.
Форма и виды работ: групповая
Организационный момент.
Разделение на группы
Правила работы в группе
Мотивация учебной деятельности.
тема урока (учащиеся самостоятельно определяют тему).
Итак, ребята, вы с вами на прошлом уроке говорили об эволюционных представлениях Линнея и Ламарка. Шведский натуралист Карл Линней предложил систему растений и животных ( виды, роды, классы), ввёл бинарную номенклатуру, НО считал каждый вид неизменным и постоянным.
Французский учёный предложил первую эволюционную терию он подверг критикеидеи о постоянстве и незменяемости видов. Говорил, что образование новых видов происходит медленно и незаметно. Но факторы эволюции вывел ошибочно: виды стремятся к совершенству не раскрыл движущие силы эволюции.
Наука не могла правильно объяснить движущие силы развития органического мира.
Как возникло огромное многообразие видов?
Мы в 9 классе говорили: Эволюция, доказательства эволюции. Что дальше, как вы думаете? Какие вопросы мы будем дальше рассматривать по логике?
Какова, на ваш взгляд,тема нашего урока сегодня?
Определение задач каждой группы ( 4 группы).
Работа групп.15 мин.
Затем презентация групп.
Изучение нового материала.
1группа Социально – экономические предпосылки.
Научные предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина( кластер)
Прежде чем рассмотреть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина, остановимся на предпосылках ее создания. Почему именно в Англии смог появиться ученый, который обобщил существующий материал, осмыслил его и создал логическую теорию эволюции органического мира?
Общественно-экономические предпосылки возникновения теории эволюции. Общественно-экономическая обстановка в Англии в середине 19 в. оказалась весьма благоприятной для развития эволюционной теории.
В результате роста заводов и фабрик увеличился рост городского населения и повысился спрос на сельскохозяйственное сырье и продукты питания. Промышленная революция обусловила аграрный переворот. Перед сельским хозяйством встала задача улучшения существующих сортов культурных растений и пород домашних животных. Этого можно было добиться, применяя различные
методы селекции. В ходе практической селекционной работы росла уверенность в том, что человек может быстро изменить растительные и животные организмы, приспосабливая их к своим потребностям. Опираясь на результаты селекционной практики как на своеобразную модель, Дарвин смог перейти к анализу процесса видообразования в природе.
численности населения. В противном случае сама природа установит равновесие (при помощи болезней, голода и т.д.), резко повысив интенсивность конкуренции.
Таким образом, в первой половине 19 в. в Англии широкое распространение получили идеи свободной конкуренции, перенаселения, естественной гибели неудачливых конкурентов. Вероятно, эти идеи и натолкнули Ч. Дарвина на существование в природе подобных аналогий и подготовили почву для объяснения эволюции органического мира.
Научные предпосылки. По мере развития различных отраслей естествознания накапливались факты, не совместимые с представлениями о неизменности природы. Немецкий философ Э. Кант (1724—1804) отверг миф о первом толчке и пришел к заключению, что Земля и вся Солнечная система — это нечто, возникшее во времени и постоянно изменяющееся.
Физика. Следующий удар по витализму был нанесен в 40-х годах 19 в., когда был открыт закон превращения энергии. Оказалось, что разные виды энергии (тепловая, механическая, электромагнитная), существующие в природе, являются особыми формами одной и той же энергии движения. В природе происходит превращение одной формы энергии в другую.
Биология. Выяснилось, что закон превращения энергии применим к живым организмам. Эта точка зрения нашла подтверждение в трудах русского ученого К.А. Тимирязева (1843—1920) при изучении процесса фотосинтеза у зеленых растений.
В 19 в. энергично накапливается фактический материал во всех областях биологии. Появляются новые отрасли биологической науки: сравнительная анатомия, эмбриология, биогеография, палеонтология. Возникают вопросы, которые нельзя разрешить с позиции креационизма. К таким вопросам относятся:
многообразие органических форм и их сходствоналичие гомологичных органовединство плана строения живых организмов в пределах типасходство зародышей позвоночных на ранних стадиях развития (закон К.М. Бэра)единство клеточного строения организмов (клеточная теория Т. Шванна)смена ископаемых форм во времениуниверсальность закладки зародышевых листков в эмбриогенезе многоклеточных животных (открыта Х.И. Пандером в 1817—1818 гг.) и др.
Возникновение и решение этих вопросов укрепило идею единства органического мира, подготовило почву для создания учения об историческом развитии природы. Таким образом, идея естественной эволюции уже витала в воздухе к тому времени, когда Ч. Дарвин взялся за эту проблему.
Достигнутые к середине 19 в. успехи в разных областях естествознания, а также общественно-исторические условия создали возможность для выдвижения идей конкуренции и отбора и явились теми предпосылками, которые подготовили почву для формирования научной теории биологической эволюции.
В разных областях биологии в первой четверти 19 века был накоплен огромный фактический материал, который нуждался в обобщении. Для этого обобщения нужны были новые подходы. Практика сельского хозяйства требовала создания теории, которая позволила бы развивать дальше методы селекционной работы. В это время Англия была одной из самых развитых капиталистических стран, с очень хорошо развитым сельским хозяйством, к тому же страной колониальной, что требовало изучения новых территорий. Поэтому в середине 19 века именно в Англии сложились условия для создания теории эволюции. Честь ее создания неоспоримо принадлежит Ч. Дарвину
группа Основные этапы жизненного пути и маршрут путешествия Ч. Дарвина ( презентация, схема маршрута на доске)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И
Дарвин замечает, что многообразие животного мира логичнее объяснить медленно текущими процессами изменения форм, чем отдельными актами творения. Находка ископаемых гигантских броненосцев – родственников ныне живущих форм – приводит его к выводу о родстве вымерших и существующих форм. Исследовав флору и фауну Галапагосских островов, Дарвин на примере различий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц увидел как бы сам процесс эволюции в действии.
Ч. Дарвин возвращается в Англию убеждённым эволюционистом. Начинается длительный период разработки стройной теории эволюции, основанной на вскрытии механизма эволюционного процесса.
Группа Экспедиционный материал, конкретные находки.( просмотр видеоролика о Галапагосских островах)
Особое внимание учителем обращается на близкие виды вьюрков, проживающих на островах. Создание проблемной ситуации, вопрос обучающимся: объясните различие формы клюва у вьюрков.
Далее учитель обращает внимание на фактический материал кругосветного путешествия, подтверждающий:
Сходства и различие между видами.
Приспособленность живых организмов к условиям существования.
Роль условий среды в видообразовании.
4группа. Результаты и плоды путешествия
Огромный фактический материал по геологии и зоологии, собранный Дарвином во время путешествия и в дальнейшем обработанный как им самим, так и другими исследователями, лёг в основу ряда капитальных произведений:
• геологические результаты путешествия, 3 тома:
• монография о современных ископаемых усоногих раках, 4 тома (1851—1854)
• большое количество статей по геологии, зоологии и другим вопросам, опубликованных в журналах (1837—1858)
Содержимое разработки
Классы: 11а, 11б.
Цель: познакомить учащихся с состоянием науки и особенностями социально–экономических условий начала 19 века.
Задачи:
- учить называть естественно–научные и социально–экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
- продолжить формирование навыков работы с текстом.
- развивать воображение, логическое мышление, память.
Методы и методические приемы: репродуктивные, частично–поисковый, рассказ с элементами беседы, демонстрация.
Оборудование: презентация, рисунки учебника, медиа-проектор.
Проверка Д/з.
1) § 4.2 вопросы 1-4 на стр. 204. Проверка работы с новыми терминами.
2) Обратная связь. Работа с заданиями (7 вопросов). Взаимоконтроль (даны критерии оценок). Суммативное оценивание.
А) Как переводится с лат. языка слово evolutio?
В) Когда возникли первые доклеточные организмы, давшие начало современным многоклеточным?
Г) С чем связано пополнение Евразии новыми видами растений и животных с 1492 г.?
Ж) Что являлось главным фактором эволюции по Ламарку?
И) Какой закон К. Бэра гласит: Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа
К) Напишите название корабля, на который Ч. Дарвин был приглашен в качестве натуралиста в 5-летнее кругосветное путешествие.
Введение.
Чтобы полнее оценить все значение переворота в биологической науке, совершенного Ч. Дарвином, обратим внимание на состояние науки в первой половине 19 века.
Объяснение нового материала.
Плавный переход к новой теме (зачитываю стих о работе Ч. Дарвина).
Чарльз Дарвин, известный ученый, Однажды синичку поймал.
Ее красотой увлеченный, Он зорко за ней наблюдал.
Он видел головку змеиную И рыбий раздвоенный хвост,
В движениях - что-то мышиное И в лапах - подобие звезд.
"Однако,- подумал Чарлз Дарвин,- Однако, синичка сложна.
С ней рядом я просто бездарен. Пичужка, а как сложена!
Зачем же меня обделила Природа своим пирогом?
Зачем безобразные щеки всучила, И пошлые пятки, и грудь колесом?"
. Тут горько заплакал старик омраченный. Он даже стреляться хотел!
Был Дарвин известный ученый, Но он красоты не имел.
Все предпосылки, способствующие созданию эволюционной теории Ч. Дарвина, можно условно разделить на:
Рассмотрим естественно-научные предпосылки. (презентация)
Матиас Шлейден и Теодор Шванн, немецкие биологи, создали клеточную теорию, утверждающую единство клеточного строения растений и животных.
В конце 20-х годов 19 века, Российский эмбриолог Карл Максимович Бэр, доказал происхождение хордовых животных. В последствии, обобщение Бэра были названы Дарвином законом зародышевого сходства и использовались им для доказательства эволюции.
В начале 19 века появилась первая эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
В 1830 году, английский ученый Ч. Лайель, обосновал идею об изменяемости поверхности Земли, под влиянием различных причин (дожди, ветра, вулканы, землятресение и т.д.).
Развитие органического мира, было подтверждено результатом палеонтологических исследований. Палеонтология – это (от греч. полиос- древний, онтос – существа) наука о вымерших растениях и животных, сохранившихся в виде ископаемых остатков. Рис. 99, стр. 206.
Французский зоолог Ж.Кювье описал большое число ископаемых форм и предложил определить по ним возраст геологических слоев, в которых они обнаружены. Выявил соответствие строения организмов друг другу и назвал его принципом корреляции, рис. 100, стр. 207.
Общественно – экономические предпосылки.
Развитие капитализма и резкий рост населения в развитых странах требовал быстрого развития сельского хозяйства. Достижения селекционеров свидетельствовали о том, что человек может изменять породы и сорта, приспосабливать их к своим потребностям, путем искусственного отбора. В Англии успешно развивалось животноводство и растениеводство. Были разработаны методы селекции, позволяющие изменить в нужном направлении породы животных и сорта растений.
Сделанные к началу 19 века географические открытия, освоение новых территорий, позволили собрать огромные коллекции растений и животных (Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Джеймс Кук).
Формированию взглядов способствовали и некоторые политико – экономические идеи. Адам Смит создал учение согласно, которому устранение неприспособленных особей происходит в процессе свободной конкуренции.
Особое значение имело учение о перенаселении, созданное английским экономистом Томасом Мальтусом. Идея перенаселения в живой природе, будет использовано Ч. Дарвином, для объяснения возникновения борьбы за существование.
Все перечисленные открытия, и многие другие ускорили процесс создания эволюционной теории.
III. Подведение итогов. Тестовые задания.
Основоположник клеточной теории
б) М. Шледен и Т. Шванн
2) Какой ученый выдвинул теорию, что развитие всех животных начинается с яйцеклетки.
б) М. Шледен и Т. Шванн
3) Кто выявил принцип корреляции, при котором в целостном организме, строение одного органа соответствует строению другого органа.
б) М. Шледен и Т. Шванн
4) Кто опроверг теорию катастроф и доказал, что поверхность Земли изменяется постепенно.
а) Ч. Лайель
б) М. Шледен и Т. Шванн
б) М. Шледен и Т. Шванн
г) Т. Мальтус
Ответы: 1- б; 2- в; 3- д; 4 –а; 5 – г.
V. Рефлексия.
-75%
Читайте также:
- Скачать по конспект урока по
- Опасности и чс возникающие при ведении военных действий обж 11 класс конспект
- Зависимость между синусом косинусом и тангенсом одного и того же угла конспект урока
- Квінт горацій флакк до мельпомени конспект уроку
- Конспект занятия по лепке в подготовительной группе на тему птица