Предпосылки возникновения учения чарльза дарвина 11 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Общественно-экономические предпосылки возникновения эволюционной теории Дарвина связаны с бурным развитием капитализма в Англии, который привёл к росту городов и развитию сельского хозяйства.

Возникла необходимость улучшения существующих сортов растений и пород животных, что привело к развитию селекции. Создавались новые породы животных и сорта растений. Становилось очевидным, что живые организмы могут изменяться и приспосабливаться к условиям .

На создание теории Ч. Дарвина повлияли также экономические учения А. Смита и Т. Мальтуса, которые выдвигали идеи свободной конкуренции , перенаселения , естественной гибели неудачливых конкурентов .

  • развитие астрономии и геологии;
  • успехи систематики растений и животных;
  • развитие биогеографии и палеонтологии;
  • развитие сравнительной анатомии и эмбриологии;
  • создание клеточной теории;
  • эволюционное учение Ламарка.

Накапливались факты, несовместимые с представлениями о неизменности природы. Так, немецкий философ И. Кант пришёл к заключению, что Земля и вся Солнечная система не существовали вечно, они возникли и постоянно изменяются .

Английский учёный Ч. Лайель утверждал, что поверхность Земли постоянно изменяется под воздействием климата и других факторов.

Появились и стали бурно развиваться сравнительная анатомия , эмбриология , биогеография , палеонтология . Накопившийся фактический материал о многообразии живых организмов, ископаемых формах, сходстве строения и этапов развития зародышей требовал осмысления и объяснения.

За время экспедиции Дарвин побывал в Африке, Южной Америке и Австралии. Он собрал богатейший материал, работа над которым и привела к созданию теории естественного отбора.




Учитель: Потребность в упорядочении быстро накапливающихся знаний привела к необходимости систематизировать их. Большой вклад в создание системы природы внес выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Ученый описал более 8000 видов растений и свыше 4000 видов животных, установил единообразную терминологию и порядок описания видов.
Слайд 9
За единицу классификации он принял вид- совокупность особей, сходных по строению.
• Выделил три царства: Растения, Животные и Минералы.
• Установил единообразную терминологию.
• Закрепил использование в науке бинарной (т.е. двойной) номенклатуры для обозначения видов. Каждый вид обозначается двумя словами. Например: Кошка домашняя (ливийская).
• Установил принцип соподчиненности: соседние категории связаны не только сходством, но и родством, но чем дальше друг от друга находятся категории, тем меньше степень их родства.
• Ошибочность его теории:
• Видов столько, сколько создал Творец.
Ученый во многих случаях правильно объединил виды организмов по сходству их строения. Однако произвольность в выборе признаков для классификации привела Линнея к ряду ошибок. Он сознавал искусственность своей системы и указывал на необходимость разработки естественной системы природы.
Учитель: Основы первого учения об эволюции органического мира были разработаны и опубликованы в труде французского естествоиспытателя Жаном Батистом Ламарком.
Слайд10




Жорж Кювье.
• Исследовал органы позвоночных;
• Установил:
• Все органы представляют собой части одной целостной системы;
• Ни одна часть тела не может изменяться без соответствующего изменения других частей;
• Установил, что вымирание древних животных и растений могло быть следствием крупных катастроф геологического характера.
Слайд 13
- Карл Бэр - российский ученый (1792-1876)



Нажмите, чтобы узнать подробности

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.

Цель урока: изучить научные и социально–экономические

предпосылки возникновения эволюционного

учения Ч. Дарвина; познакомиться с биографией

Задачи урока:

Изучить, доказывать и объяснять научные и социально-экономические предпосылки возникновения эволюционного учения Чарльза Дарвина.

Познакомиться с биографией Ч. Дарвина, маршрутом и результатами путешествия.

Создать условия для формирования и развития исследовательских способностей обучающихся.

Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.

развивать умение работать с дополнительными источниками, выделять главное, анализировать информацию, делать выводы;

формировать представления о познаваемости мира и роли человека в изучении природы.

Формирование опыта взаимодействия в группах.

Формирование опыта продуктивного слушания.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебные ресурсы, ватманы, маркеры, цветная бумага, ножницы, магниты.

Форма и виды работ: групповая

Организационный момент.

Разделение на группы

Правила работы в группе

Мотивация учебной деятельности.

тема урока (учащиеся самостоятельно определяют тему).

Итак, ребята, вы с вами на прошлом уроке говорили об эволюционных представлениях Линнея и Ламарка. Шведский натуралист Карл Линней предложил систему растений и животных ( виды, роды, классы), ввёл бинарную номенклатуру, НО считал каждый вид неизменным и постоянным.

Французский учёный предложил первую эволюционную терию он подверг критикеидеи о постоянстве и незменяемости видов. Говорил, что образование новых видов происходит медленно и незаметно. Но факторы эволюции вывел ошибочно: виды стремятся к совершенству не раскрыл движущие силы эволюции.

Наука не могла правильно объяснить движущие силы развития органического мира.

Как возникло огромное многообразие видов?

Мы в 9 классе говорили: Эволюция, доказательства эволюции. Что дальше, как вы думаете? Какие вопросы мы будем дальше рассматривать по логике?

Какова, на ваш взгляд,тема нашего урока сегодня?

Определение задач каждой группы ( 4 группы).

Работа групп.15 мин.

Затем презентация групп.

Изучение нового материала.

1группа Социально – экономические предпосылки.

Научные предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина( кластер)

Прежде чем рассмотреть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина, остановимся на предпосылках ее создания. Почему именно в Англии смог появиться ученый, который обобщил существующий материал, осмыслил его и создал логическую теорию эволюции органического мира?

Общественно-экономические предпосылки возникновения теории эволюции. Общественно-экономическая обстановка в Англии в середине 19 в. оказалась весьма благоприятной для развития эволюционной теории.

В результате роста заводов и фабрик увеличился рост городского населения и повысился спрос на сельскохозяйственное сырье и продукты питания. Промышленная революция обусловила аграрный переворот. Перед сельским хозяйством встала задача улучшения существующих сортов культурных растений и пород домашних животных. Этого можно было добиться, применяя различные

методы селекции. В ходе практической селекционной работы росла уверенность в том, что человек может быстро изменить растительные и животные организмы, приспосабливая их к своим потребностям. Опираясь на результаты селекционной практики как на своеобразную модель, Дарвин смог перейти к анализу процесса видообразования в природе.

численности населения. В противном случае сама природа установит равновесие (при помощи болезней, голода и т.д.), резко повысив интенсивность конкуренции.

Таким образом, в первой половине 19 в. в Англии широкое распространение получили идеи свободной конкуренции, перенаселения, естественной гибели неудачливых конкурентов. Вероятно, эти идеи и натолкнули Ч. Дарвина на существование в природе подобных аналогий и подготовили почву для объяснения эволюции органического мира.

Научные предпосылки. По мере развития различных отраслей естествознания накапливались факты, не совместимые с представлениями о неизменности природы. Немецкий философ Э. Кант (1724—1804) отверг миф о первом толчке и пришел к заключению, что Земля и вся Солнечная система — это нечто, возникшее во времени и постоянно изменяющееся.

Физика. Следующий удар по витализму был нанесен в 40-х годах 19 в., когда был открыт закон превращения энергии. Оказалось, что разные виды энергии (тепловая, механическая, электромагнитная), существующие в природе, являются особыми формами одной и той же энергии движения. В природе происходит превращение одной формы энергии в другую.

Биология. Выяснилось, что закон превращения энергии применим к живым организмам. Эта точка зрения нашла подтверждение в трудах русского ученого К.А. Тимирязева (1843—1920) при изучении процесса фотосинтеза у зеленых растений.

В 19 в. энергично накапливается фактический материал во всех областях биологии. Появляются новые отрасли биологической науки: сравнительная анатомия, эмбриология, биогеография, палеонтология. Возникают вопросы, которые нельзя разрешить с позиции креационизма. К таким вопросам относятся:

многообразие органических форм и их сходствоналичие гомологичных органовединство плана строения живых организмов в пределах типасходство зародышей позвоночных на ранних стадиях развития (закон К.М. Бэра)единство клеточного строения организмов (клеточная теория Т. Шванна)смена ископаемых форм во времениуниверсальность закладки зародышевых листков в эмбриогенезе многоклеточных животных (открыта Х.И. Пандером в 1817—1818 гг.) и др.

Возникновение и решение этих вопросов укрепило идею единства органического мира, подготовило почву для создания учения об историческом развитии природы. Таким образом, идея естественной эволюции уже витала в воздухе к тому времени, когда Ч. Дарвин взялся за эту проблему.

Достигнутые к середине 19 в. успехи в разных областях естествознания, а также общественно-исторические условия создали возможность для выдвижения идей конкуренции и отбора и явились теми предпосылками, которые подготовили почву для формирования научной теории биологической эволюции.

В разных областях биологии в первой четверти 19 века был накоплен огромный фактический материал, который нуждался в обобщении. Для этого обобщения нужны были новые подходы. Практика сельского хозяйства требовала создания теории, которая позволила бы развивать дальше методы селекционной работы. В это время Англия была одной из самых развитых капиталистических стран, с очень хорошо развитым сельским хозяйством, к тому же страной колониальной, что требовало изучения новых территорий. Поэтому в середине 19 века именно в Англии сложились условия для создания теории эволюции. Честь ее создания неоспоримо принадлежит Ч. Дарвину

группа Основные этапы жизненного пути и маршрут путешествия Ч. Дарвина ( презентация, схема маршрута на доске)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И

Дарвин замечает, что многообразие животного мира логичнее объяснить медленно текущими процессами изменения форм, чем отдельными актами творения. Находка ископаемых гигантских броненосцев – родственников ныне живущих форм – приводит его к выводу о родстве вымерших и существующих форм. Исследовав флору и фауну Галапагосских островов, Дарвин на примере различий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц увидел как бы сам процесс эволюции в действии.

Ч. Дарвин возвращается в Англию убеждённым эволюционистом. Начинается длительный период разработки стройной теории эволюции, основанной на вскрытии механизма эволюционного процесса.

Группа Экспедиционный материал, конкретные находки.( просмотр видеоролика о Галапагосских островах)

Особое внимание учителем обращается на близкие виды вьюрков, проживающих на островах. Создание проблемной ситуации, вопрос обучающимся: объясните различие формы клюва у вьюрков.

Далее учитель обращает внимание на фактический материал кругосветного путешествия, подтверждающий:

Сходства и различие между видами.

Приспособленность живых организмов к условиям существования.

Роль условий среды в видообразовании.

4группа. Результаты и плоды путешествия

Огромный фактический материал по геологии и зоологии, собранный Дарвином во время путешествия и в дальнейшем обработанный как им самим, так и другими исследователями, лёг в основу ряда капитальных произведений:

• геологические результаты путешествия, 3 тома:

• монография о современных ископаемых усоногих раках, 4 тома (1851—1854)

• большое количество статей по геологии, зоологии и другим вопросам, опубликованных в журналах (1837—1858)


Содержимое разработки

Классы: 11а, 11б.

Цель: познакомить учащихся с состоянием науки и особенностями социально–экономических условий начала 19 века.

Задачи:

- учить называть естественно–научные и социально–экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

- продолжить формирование навыков работы с текстом.

- развивать воображение, логическое мышление, память.

Методы и методические приемы: репродуктивные, частично–поисковый, рассказ с элементами беседы, демонстрация.

Оборудование: презентация, рисунки учебника, медиа-проектор.

Проверка Д/з.

1) § 4.2 вопросы 1-4 на стр. 204. Проверка работы с новыми терминами.

2) Обратная связь. Работа с заданиями (7 вопросов). Взаимоконтроль (даны критерии оценок). Суммативное оценивание.

А) Как переводится с лат. языка слово evolutio?

В) Когда возникли первые доклеточные организмы, давшие начало современным многоклеточным?

Г) С чем связано пополнение Евразии новыми видами растений и животных с 1492 г.?

Ж) Что являлось главным фактором эволюции по Ламарку?

И) Какой закон К. Бэра гласит: Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа

К) Напишите название корабля, на который Ч. Дарвин был приглашен в качестве натуралиста в 5-летнее кругосветное путешествие.

Введение.

Чтобы полнее оценить все значение переворота в биологической науке, совершенного Ч. Дарвином, обратим внимание на состояние науки в первой половине 19 века.

Объяснение нового материала.

Плавный переход к новой теме (зачитываю стих о работе Ч. Дарвина).

Чарльз Дарвин, известный ученый, Однажды синичку поймал.

Ее красотой увлеченный, Он зорко за ней наблюдал.

Он видел головку змеиную И рыбий раздвоенный хвост,

В движениях - что-то мышиное И в лапах - подобие звезд.

"Однако,- подумал Чарлз Дарвин,- Однако, синичка сложна.

С ней рядом я просто бездарен. Пичужка, а как сложена!

Зачем же меня обделила Природа своим пирогом?

Зачем безобразные щеки всучила, И пошлые пятки, и грудь колесом?"

. Тут горько заплакал старик омраченный. Он даже стреляться хотел!

Был Дарвин известный ученый, Но он красоты не имел.

Все предпосылки, способствующие созданию эволюционной теории Ч. Дарвина, можно условно разделить на:

Рассмотрим естественно-научные предпосылки. (презентация)

Матиас Шлейден и Теодор Шванн, немецкие биологи, создали клеточную теорию, утверждающую единство клеточного строения растений и животных.

В конце 20-х годов 19 века, Российский эмбриолог Карл Максимович Бэр, доказал происхождение хордовых животных. В последствии, обобщение Бэра были названы Дарвином законом зародышевого сходства и использовались им для доказательства эволюции.

В начале 19 века появилась первая эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

В 1830 году, английский ученый Ч. Лайель, обосновал идею об изменяемости поверхности Земли, под влиянием различных причин (дожди, ветра, вулканы, землятресение и т.д.).

Развитие органического мира, было подтверждено результатом палеонтологических исследований. Палеонтология – это (от греч. полиос- древний, онтос – существа) наука о вымерших растениях и животных, сохранившихся в виде ископаемых остатков. Рис. 99, стр. 206.

Французский зоолог Ж.Кювье описал большое число ископаемых форм и предложил определить по ним возраст геологических слоев, в которых они обнаружены. Выявил соответствие строения организмов друг другу и назвал его принципом корреляции, рис. 100, стр. 207.

Общественно – экономические предпосылки.

Развитие капитализма и резкий рост населения в развитых странах требовал быстрого развития сельского хозяйства. Достижения селекционеров свидетельствовали о том, что человек может изменять породы и сорта, приспосабливать их к своим потребностям, путем искусственного отбора. В Англии успешно развивалось животноводство и растениеводство. Были разработаны методы селекции, позволяющие изменить в нужном направлении породы животных и сорта растений.

Сделанные к началу 19 века географические открытия, освоение новых территорий, позволили собрать огромные коллекции растений и животных (Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Джеймс Кук).

Формированию взглядов способствовали и некоторые политико – экономические идеи. Адам Смит создал учение согласно, которому устранение неприспособленных особей происходит в процессе свободной конкуренции.

Особое значение имело учение о перенаселении, созданное английским экономистом Томасом Мальтусом. Идея перенаселения в живой природе, будет использовано Ч. Дарвином, для объяснения возникновения борьбы за существование.

Все перечисленные открытия, и многие другие ускорили процесс создания эволюционной теории.

III. Подведение итогов. Тестовые задания.

Основоположник клеточной теории

б) М. Шледен и Т. Шванн

2) Какой ученый выдвинул теорию, что развитие всех животных начинается с яйцеклетки.

б) М. Шледен и Т. Шванн

3) Кто выявил принцип корреляции, при котором в целостном организме, строение одного органа соответствует строению другого органа.

б) М. Шледен и Т. Шванн

4) Кто опроверг теорию катастроф и доказал, что поверхность Земли изменяется постепенно.

а) Ч. Лайель

б) М. Шледен и Т. Шванн

б) М. Шледен и Т. Шванн

г) Т. Мальтус

Ответы: 1- б; 2- в; 3- д; 4 –а; 5 – г.

V. Рефлексия.


-75%

Читайте также: