Предпосылки государственных преобразований второй половины xix века конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Государственное и региональное управление
в середине второй половины XVIII в.
Схема 1.1 Органы суда по реформе 1775 г.
Сенат
Судебные палаты
По
гражданским
делам
По
уголовным
делам
Верхний
земский
суд
Губернский
магистрат
Верхняя
земская
расправа
Уездный
суд
Городовой
магистрат
Нижняя
земская
расправа
Совестный
суд

Схема 1.1 Органы суда по реформе 1775 г.
Управление губернией и уездом в конце XVIII в.
Губернатор
Губернский предводитель дворянства
Губернское правление
Губернское дворянское собрание
Вице-губернатор
Казенная палата
Уездный
казначей
Приказ общественного призрения
Капитан-исправник
Уездный предводитель дворянства
Нижний земский суд
Уездное дворянское собрание

Реформы и контрреформы государственного
управления в России во второй половине XIX в.
Схема 2.1 Предпосылки реформ второй половины XIX века
К началу ХIХ в. коллежская система перестала отвечать
потребностям
государственного
управления.
Постоянные
реорганизации
и
отсутствие
персональной
ответственности
отрицательно
сказывались
на
деятельности
центрального
государственного аппарата.
В 1802 г. началось проведение министерской реформы. 8 сентября
были образованы первые восемь министерств: военно-сухопутных
сил (в 1808 переименовано в Военное министерство), морских сил
(в 1815 г. переименовано в Морское министерство), иностранных
дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного
просвещения. Министры назначались и смещались императором и
несли ответственность только перед ним. Коллегии, вопреки
расхожему мнению, не были упразднены, а расписаны между
министерствами. Между министрами и коллегиями установились
довольно сложные отношения. Министры не вмешивались в
текущие дела коллегий и лишь наиболее важные дела разрешали
под свою ответственность. Этот период сосуществования новых и
старых
учреждений
был
необходим
для
передачи
опыта
управления, форм делопроизводства и должен был обеспечить
большую слаженность министерского аппарата.

В 1810 г. в системе министерств произошли небольшие изменения:
упраздняется Министерство коммерции (его функции перешли к
Министерству
финансов),
создается
Министерство
полиции
(выделилось из Министерства внутренних дел.)
Схема 2.2 Система высшего и центрального управления в
первой половине XIX в.
Император
Генералпрокурор
Председатель
Правительствующий
Сенат
Государственный Совет
Управляющий
Председатель
Собственная
Комитет
министров
Е.И.В.
канцелярия
Оберпрокурор
Председатели
Святейший
Синод
Особые
секретные
комитеты
Государственных
имуществ 1837
Императорского
двора и уделов
1826
Духовных дел
и народного
просвещения
1817-1824
Народного
просвещения
1802
Юстиции 1802
Финансов 1802
Коммерции
1802-1810
Полиции
1810-1819
Внутренних дел
1802
Иностранных
дел 1802
Морское 1802
Военное 1802
Министерства

Схема 2.4 Структура Собственной Е.И.В. канцелярии
Управляющий
Управляющий
Главный
начальник
Управляющий
Управляющий
Управляющий
Первое
отделение –
гражданская
служба
1826-1882
Второе
отделение –
кондификационное
1826-1882
Третье
отделение –
политическая
полиция
1826-1880
Четвертое
отделение –
Управление
учреждений
императрицы
Марии
1822-1880
Пятое
отделение –
гражданская
служба
1826-1882
первое
отделение –
гражданская
служба
1826-1882
Шеф жандармов
Штаб отдельного
корпуса жандармов

Схема 2.5 Государственное устройство Российской
империи по плану М.М. Сперанского
Император
Законодательная
власть
Государственная
дума
Государственный
совет
(законосовещательный)
Исполнительная
власть
Правительствующий
сенат
Судебная
власть
Судебный
совет
Министерства
Губернские
думы
Губернские
правления
Губернский
суд
Окружные
думы
Окружные
правления
Окружной
суд
Волостные
думы
Волостные
правления
Волостной
суд

Комментарий:
Главной идеей проекта государственных преобразований
Сперанского являлось разделение функций законодательных,
исполнительных и судебных органов власти. Этот принцип
последовательно проводился от центральных учреждений до
местных органов власти и управления.
Высшая исполнительная власть (министерства) ставилась под
контроль как со стороны Правительствующего сената и со
стороны Государственной думы. При этом все законодательные
и распорядительные органы избирались снизу вверх, выдвигая
своих представителей в вышестоящие учреждения. Суд
отделялся от администрации и также являлся выборным.
Правительство
лишь
надзирало
за
соблюдением
судопроизводства через представителей местных судов.
На нижнем уровне законодательной вертикали создавались
распорядительные волостные думы, которые избирались на три
года из всех земельных собственников и государственных
крестьян. В свою очередь, волостные думы избирали гласных в
окружные думы и судей в волостные суды, окружные думы –
гласных в губернские думы, советы окружных правлений и
судей в окружные суды, губернские думы выбирали гласных в
Государственную думу, советы губернских правлений и судей в
губернские суды.

Всю
исполнительную
власть
от
местных
правлений
до
министерств объединял и контролировал правительствующий
сенат. По проекту М.М. Сперанского Сенат предполагалось
восстановить в правах как высший судебно – административный
орган. В связи с этим предлагалось реформировать Сенат,
отделив его административную функцию от судебной, и создать
два
самостоятельных
учреждения

Судебный
сенат
и
Правительствующий сенат. Правительствующий сенат должен
был контролировать деятельность назначаемых императором
министров, губернаторов и проводить ревизии деятельности
местных органов власти и управления.
Все
части
управления
в
проекте
государственных
преобразований
М.М.
Сперанского
соединялись
в
Государственном совете и через него восходили к верховной
власти. Все законопроекты подготавливались Государственным
советом и после их одобрения императором направлялись в
Государственную думу для обсуждения. Так же как и местные
думы, Государственная дума возглавлялась председателем,
который избирался самой Думой и утверждался императором (в
Государственной
думе
предполагалась
еще
и
должность
канцлера). Впервые в российской административной практике
устанавливалось
различие
между
законом
и
указом
(распоряжением).
Верховная власть в государстве принадлежала монарху,
являвшемуся главой государства, источником, носителем и
выразителем державной власти в полном ее объеме.

Хотя ни один закон не должен был миновать Государственную
думу, в ее функции входило лишь обсуждение поступавших из
Государственного
совета
законопроектов,
право
же
законодательной инициативы и окончательного утверждения
законов принадлежало исключительно императору. Кроме того,
император мог не только в любое время прервать заседание
Думы, но и распустить ее, назначив новые выборы.
Проект государственных преобразований М.М. Сперанского стал
переворотом в понимании государственного устройства. Он
предлагал
стройную
систему
администрации,
которая
подчинялась закону и являлась ему подконтрольной. Так как эта
система управления строилась снизу вверх и сочетала в себе
бюрократические и выборные принципы, в перспективе она
могла
существенным
образом
потеснить
бюрократические
структуры и подготовить формирование в России эффективной и
ответственной администрации.
Схема 10.6 Начало реформ Александра II
В середине 19 в. в России начался острейший социально –
экономический и политический кризис, в основе которого лежала
отсталость феодально – крепостнической системы хозяйства. Это
тормозило развитие капитализма и определяло общее отставание
России от передовых держав. С особой силой кризис проявился
поражении России в Крымской войне.
Александр II начал подготовку проекта крестьянской реформы. В
1857 – 1858 гг. были созданы губернские комитеты, которые
разрабатывали проекты будущей реформы и направляли их в
редакционные комиссии.

Схема 2.7 Судебная система по уставам 1864 г.
СЕНАТ (кассационная
инстанция)
Министерство юстиции
Судебная палата
(апелляционная инстанция)
Уголовный
департамент
Съезд мировых судей
(апелляционная
инстанция)
Гражданский
департамент
Окружной суд
Управление
Мировой судья
Апелляция и кассация

Комментарий:
Наиболее значимой и прогрессивной стала судебная
реформа 1864 г., так как старые николаевские суды
вершили приговоры без общественного контроля, были
пристрастны,
грешили
произволом
и
взятками.
Подготовкой реформы руководили министр юстиции
Замятин и статс – секретарь Запрудный.
Новый суд основывался на бессословных началах, были
провозглашены несменяемость судей, независимость суда
от администрации, гласность, устность и состязательность
судопроизводства (обвинение в лице Прокурора и защита
в лице адвоката рассматривали обстоятельства дела, а
окончательное решение по делу выносили присяжные
заседатели, которых выбирали из различных сословий).
Прогрессивным новшеством было создание прокурорского
надзора и суда присяжных.

Схема 2.8 Земские положения по положению о
земствах от 1 января 1864 г.
Распорядительные органы
Исполнительные органы
Председатель
Председатель
(губернский предводитель дворянства)
Губернское земское собрание
Губернская земская управа
Председатель
Председатель
Уездное земское собрание
Уездная земская управа
(уездный предводитель дворянства)
Комментарий:
Новая судебная система соответствовала
развивающимся
буржуазным
отношениям
и
принципам
демократии, что вызвало острое недовольство со стороны
самодержавия. По этой причине в 60 – 70 гг. 19 в. Судебная
реформа была подвергнута пересмотру.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ КРЕПОСТНОЙ.pptx

Продается официант 25 лет, с женою и малолетним сыном, очень хороший ткач, он.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Продается официант 25 лет, с женою и малолетним сыном, очень хороший ткач, он.

Продается официант 25 лет, с женою и малолетним сыном, очень хороший ткач, он же умеет брить и кровь кидать; жена ж его может ходить за Госпожою и умеет все делать. Тут же продается дормез (большая дорожная карета, приспособленная для сна в пути), немного одержанный, самой лучшей работы. Желающие купить, могут обо всем узнать в 7 части 2 кварт, под. № 138, в приходе Афанасия Кирилла. В 15 части 2 кварт, под №183, в приходе Адриана и Натальи, во второй Мещанской, близ церкви, продается дворовый человек 25 лет, женский башмачник, знающий совершенно свое мастерство; при том исправляет все домашние Господские надобности, лакейскую и кучерскую должности и к столу приготовляет; у него жена 22 лет, знает шить, гладить, крахмалить, за Госпожою ходить и к столу кушанье готовить; у них дочь по 3 году. Продаются дворовые мастеровые Люди поведения хорошего: 2 портных, сапожник, часовщик, повар, каретник, колесник, резчик, золотарь и 2 кучера, коих видеть и узнать о цене можно в 3 части 4 кварт , под №51 у самого помещика. Тут же продаются 3 беговые молодые лошади, один жеребец и 2 мерена, и стая гончих собак, числом 50.



Крепостное право (барщину и оброк). Окончательно было при которой они наделяю.

Крепостное право (барщину и оброк). Окончательно было при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею различные повинности оформлено Соборным уложением в 1649 форма зависимости крестьян,

Крепостное право форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землё.

Крепостное право форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею различные повинности (барщину и оброк). Окончательно было оформлено Соборным уложением в 1649

(1796-1801) (1801-1825) (1825-1855) Павел I Александр I Николай I

(1796-1801) (1801-1825) (1825-1855) Павел I Александр I Николай I

Проблема: Почему только к середине XIX в. отмена крепостного права стала нео.

Проблема: Почему только к середине XIX в. отмена крепостного права стала необходимостью?

 Александр II (1855-1881)

Александр II (1855-1881)

Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губер.

- Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права? - Как вы.


1 группа – экономисты (выявляют экономические предпосылки); II группа – полит.

Причины отмены крепостного права Низкая производительность крепостного труда;.

Причины отмены крепостного права Низкая производительность крепостного труда; Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма Крепостное право - угроза общественного спокойствия Возможность потерять статус великой державы Безнравственность крепостного права

 Почему только к середине XIX в. отмена крепостного права стала необходимостью?

Почему только к середине XIX в. отмена крепостного права стала необходимостью?


Домашнее задание: § 68 читать, ответить письменно на вопрос № 3 Или Подготов.

Домашнее задание: § 68 читать, ответить письменно на вопрос № 3 Или Подготовить вариант реформы отмены крепостного права от имени крестьянина или дворянина

 Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Выбранный для просмотра документ ПРЕДПОСЫЛКИ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ.docx

Конспект урока по истории и обществознанию

Цель: сформировать у учащихся понимание неизбежности отмены крепостного права в России.

Образовательная : сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России; рассмотреть личность Александра 2, его личные и лидерские качества способствующие отмене крепостного права

Развивающая : - развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщать, вести полемику, определять и объяснять понятия, умения строить выводы

Воспитательная : воспитание чувства патриотизма, уважения к отечественной истории;

воспитание культуры диалога.

Требования к знаниям умениям и навыкам: знать факты, явления, связанные с темой урока; усовершенствовать умнея работы с историческими источниками, участвовать в групповой исследовательской работе; уметь формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, организовывать работу группы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

1 Организационный момент

Здравствуйте ребята, коллеги!

-Присаживайтесь, Я рада вас видеть.

Улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

-Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.

- Я верю в вас и знаю - у вас всё получится.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Обратите внимание на экран

Объявления о продаже крестьян

Продается официант 25 лет, с женою и малолетним сыном, очень хороший ткач, он же умеет брить и кровь кидать; жена ж его может ходить за Госпожою и умеет все делать. Тут же продается дормез (большая дорожная карета, приспособленная для сна в пути), немного одержанный, самой лучшей работы. Желающие купить, могут обо всем узнать в 7 части 2 кварт, под. № 138, в приходе Афанасия Кирилла.

В 15 части 2 кварт, под №183, в приходе Адриана и Натальи, во второй Мещанской, близ церкви, продается дворовый человек 25 лет, женский башмачник, знающий совершенно свое мастерство; при том исправляет все домашние Господские надобности, лакейскую и кучерскую должности и к столу приготовляет; у него жена 22 лет, знает шить, гладить, крахмалить, за Госпожою ходить и к столу кушанье готовить; у них дочь по 3 году.

Продаются дворовые мастеровые Люди поведения хорошего: 2 портных, сапожник, часовщик, повар, каретник, колесник, резчик, золотарь и 2 кучера, коих видеть и узнать о цене можно в 3 части 4 кварт , под №51 у самого помещика. Тут же продаются 3 беговые молодые лошади, один жеребец и 2 мерена, и стая гончих собак, числом 50. (слайд)

Искусство призвано дарить людям эстетическое наслаждение, но очень часто художники в своих произведениях стараются показать ту или иную социальную проблему, и эта проблема вызывает у нас совсем другие чувства. Подумайте, о какой социальной проблеме здесь идет речь? Внимание на экран. (слайд )

А любой социальной проблемы есть свои причины.

Попробуем определить тему сегодняшнего урока

Давайте предположим, что мы должны выяснить на уроке?

3. Актуализация знаний

Крепостное право, понятие не новое, но давайте попробуем вместе дать ему определение. Внимание на экран ( слайд ) ( зашифрованное определение)

Крепостное право- форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею различные повинности (барщину и оброк). Окончательно было оформлено Соборным уложением в 1649 (слайд )

- ребята скажите, пожалуйста, а в России кто-то поднимал вопрос о крепостном праве?

На экране вы видите портреты императоров, которые так или иначе пытались решить проблему крестьян. Ваша задача: правильно соотнести мероприятия с именем того кто их проводил (раздать бумажки, чтоб дети распределили ) Павел 1, Александр 1, Николай 1 (слайд)

Обрате внимание, к какому веку относятся представленные исторические лидеры?

Проблема: Почему только к середине XIX в. отмена крепостного права стала необходимостью? (слайд)

- Попробуем вместе ответить на этот вопрос в течение урока.

4. Усвоение новых знаний.

Обществознание

В сознании современников эпоха Освобождения прочно соединилась с именем императора Александра II . (слайд)

В процессе жизнедеятельности общества одни личности выдвигаются на доминирующие, ведущие позиции, другие занимают позиции ведомых. В первую категорию входят лидеры.

Существует множество типологизаций лидерства:

- формальное лидерство (влияние на людей с позиции занимаемой должности);

- неформальное лидерство (влияние на людей при помощи своих личных способностей).

По направленности действий лидер может быть:

- отрицательный

- положительный

По стилю руководства лидеры разделяются на:

- лидер-демократ (советуется с коллегами, прислушивается к их мнению);

- авторитарный лидер (устанавливает жесткую дисциплину, навязывает свое мнение);

- лидер-анархист (не настаивает, избегает столкновений конфликтов).

Разделение стилей весьма условно, чаще всего лидер чередует, комбинирует стили в зависимости от сложившейся обстановки.

Так каким же лидером был Александр II ?

На это вопрос нам предстоит ответить в ходе урока

Прослушайте краткую биографическую справку об Александре 2 .

У вас на столах лежат фрагменты высказываний об императоре исторических деятелей, ознакомьтесь с ними и ответьте на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности? (Подчеркните маркером в тексте черты личности императора, которые на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности)

Адольф Тьер (1797-1877), историк, президент Франции

"Ни один царь после Петра не сдвинул так Россию с реакционного пути восточной деспотии, как Александр II. Я помню, мы вместе были молоды. Тогда он кипел, работал, был великодушен, верил людям. О, если бы он и в старости остался таким! Какую блестящую эпоху внес бы он в нашу отечественную историю. Его мечты, я до сих пор без слез не могу думать о них.

Целые вечера, когда он был наследником, мы проводили вместе. В нашем воображении вся Россия покрывалась школами, гимназиями, университетами. Грамотный, свободный народ в раскрепощенном государстве! А потом? Его испортил двор, который как пчелиное гнездо дает мед одним и жалит других".

(великодушен, активен, доверчив, инициативный)

Граф Д.А. Милютин (1816-1912), фельдмаршал, военный министр

"Он призван был исполнить одну из труднейших задач, какие могут представиться самодержавному правителю: обновить до самых оснований вверенное его управлению громадное государство, упразднить веками сложившийся государственный порядок, утвержденный на рабстве, и заменить его гражданственностью и свободою, учредить суд в стране, которая от века не знала, что такое правосудие, переустроить всю администрацию, водворить свободу печати при безграничной власти, везде вызвать к жизни новые силы и скрепить их законным порядком, поставить на свои ноги сдавленное и приниженное общество и дать ему возможность двигаться на просторе. История едва ли представляет другой пример подобного переворота. ".

(решительный, справедливый)

"Он отличался от своих ближайших предшественников отсутствием наклонности играть в царя. Александр II по возможности оставался самим собой и в повседневном и в выходном обращении. Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался. Когда завязывалось сложное и трудное дело, дававшее досуг для размышлений, Александром овладевало тягучее раздумье, пробуждалось мнительное воображение, рисовавшее возможные отдельные опасности. Но в минуты беспомощности Александра II выручал тот же недостаток характера, который так вредил всему ходу его преобразовательной деятельности: эта его опасливая мнительность. Мнительность становилась источником решимости".

В.О. Ключевский (1841-1911), историк

"Александр II как великий реформатор знал, что Россия должна встать в один ряд с другими европейскими государствами. Он понимал, что свобода ей нужна, что свобода России кровно необходима. Свобода впервые, может быть, за всю тысячелетнюю историю России стала ценностью, это самое важное. А тот, кто её принёс, отдал за неё свою жизнь".

(Рассудительный, прогрессивно мыслящий, честолюбивый)

Исходя из вышесказанного, давайте охарактеризуем императора Александра II как лидера своей страны и своего народа. Для этого предлагаю вам заполнить следующую таблицу (внесите + в те графы с положениями которых вы согласны):

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект данного открытого урока раскрывает содержание рефор, произошедших в 19 веке, их назначение и отом, как государственные реформы охватили сферы общественной жизни. Из урока можно узнать о том времени, когда правил Александр II, а также ответить на вопрос, являются ли эти реформы великими?

Конспект урока изучения нового материала по теме: Государственные преобразования 60-70 х г.г. XIX в.

Тип урока: изучение нового материала Форма урока: семинар-исследование.

познавательные:

обеспечить освоение учащимися знаний: когда и какие реформы произошли; содержание реформ; умений объяснять значение реформ.

развивающие:

• развитие навыков мыслительных операций: анализ, обобщение, аргументация своей точки зрения; развитие памяти и внимания.

воспитательные:

• формирование интереса к изучению истории.

• помочь детям раскрыть для себя личностный смысл изучаемого на уроке материала.

Оборудование:

компьютерная презентация к уроку (Power point); персональный компьютер; раздаточный материал; учебный фильм.

Цель – развить умения работать с различными источниками информации, отбирать и обобщать материал.

Характер познавательной деятельности учащихся

Органи­зация начала занятий

Настрой учащихся на урок

Погру­жение в тему

50-е - 70-е гг ХIХв. - время правления Александра II. 17 апреля 1834г. в день 16 летия наследника престола Александра Николаевича на Урале был открыт новый минерал с необычными свойствами он менял свой цвет в зависимости от освещения: от синевато-зелёного при солнечном свете до красно-малинового при искусственном освещении. Камень в честь цесаревича, будущего Императора Александра II назвали александритом. Позднее историки увидели в этом факте связь с самой жизнью Александра II . В юности светлая, романтическая чистая, наполненная благородными стремлениями она с годами наполнялась горечью и закончилась кровавым исходом

Так можем ли мы назвать реформы, проведённые им, великими? - а что вы вкладываете в понятие великие?

Поэтому цель нашего урока: изучить реформы 60-х - 70-х гг. и сделать вывод, являются ли они великими?

По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их.

На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных.

Несоответствие уровня развития производительных сил характеру производственных отношений привело к тому, что крепостной строй становится тормозом дальнейшего экономического роста. Это несоответствие проявилось во всех сферах экономической жизни:

1. Сельское хозяйство.

а) Низкая производительность крестьянского барщинного труда.

б) Преимущества вольнонаемного труда перед крепостным при отсутствии широкого рынка наемной рабочей силы.

в)Вложение капитала в сельское хозяйство (покупка машин, оборудования) не давало больших результатов, так как крепостные не были заинтересованы в исправной работе этой техники. К машинам нанимали вольнонаемных рабочих.

а)Нехватка вольнонаемной рабочей силы тормозила развитие промышленности. Применение сложных машин при крепостном труде на мануфактурах было невозможно потому, что рабочие ломали машины.

б)Отсутствие квалифицированных кадров и сезонный характер работы при отходнической системе.

в)Отставание России в экономическом развитии от промышленных стран Запада, которое выявило поражение в Крымской войне.

Кроме того, существовали и политические предпосылки реформ.

Освобождение крестьян было тайной целью многих монархов на российском троне и внушало опасения нескольким поколениям российских землевладельцев.

Александр II предпринимал очередную попытку преодолеть сопротивление. Однако реформаторы в России всегда находились в необычайно сложном положении: правительство вынуждено было проводить свою политику под давлением не только слева, со стороны радикального революционного лагеря, но и справа, со стороны консервативно настроенного дворянства.

Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами Петра I.

"Холодная война" - период в развитии международных отношений и внешней политики СССР, длившийся почти 40 лет после окончания второй мировой войны. Сутью "холодной войны" было политическое, военно-стратегическое и идеологическое противостояние стран капиталистической и так называемой социалистической системы. "Холодная война" втянула в себя всю планету. Она расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-политические системы. Мир стал двухполюсным, биполярным. Возникла своеобразная политическая логика этого соперничества - кто не с нами, тот против нас. Все события в мире стали рассматриваться как бы сквозь эту "черно-белую" призму соперничества. Во всём и везде каждая сторона видела коварную руку противника, одновременно пытаясь любыми средствами досадить ему.

Термин "холодная война" был введен в обращение Черчиллем в ходе его выступления в Фултоне (США) 5 марта 1946 года. Уже не являясь лидером своей страны, Черчилль оставался одним из самых влиятельных политиков мира. В своей речи он констатировал, что Европа оказалась разделенной "железным занавесом", и призвал западную цивилизацию объявить войну "коммунизму".

На самом деле война двух систем, двух идеологий не прекращалась с 1917 года, однако, оформилась как вполне осознанное противостояние именно после Второй Мировой войны.

Почему же она началась только после Второй Мировой войны? Очевидно, это было продиктовано самим временем, самой эпохой. Из этой войны союзники вышли настолько сильными, а средства ведения войны стали столь разрушительными, что стало ясно: выяснять отношения прежними методами слишком большая роскошь. Тем не менее, желания извести противную сторону у партнеров по коалиции не убавилось. В известной степени инициатива начала "холодной войны" принадлежит странам Запада, для которых мощь СССР, ставшая очевидной в ходе Второй Мировой войны, оказалась очень неприятным сюрпризом. Итак, "холодная война" возникла вскоре после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить ее итоги. Что же они увидели? Во-первых,. Пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы. Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий. В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсной. В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, быстрее других и осознал Черчилль, провозгласив "холодную войну".




По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их.

На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных.

Несоответствие уровня развития производительных сил характеру производственных отношений привело к тому, что крепостной строй становится тормозом дальнейшего экономического роста. Это несоответствие проявилось во всех сферах экономической жизни:

1. Сельское хозяйство.

а) Низкая производительность крестьянского барщинного труда.

б) Преимущества вольнонаемного труда перед крепостным при отсутствии широкого рынка наемной рабочей силы.

в)Вложение капитала в сельское хозяйство (покупка машин, оборудования) не давало больших результатов, так как крепостные не были заинтересованы в исправной работе этой техники. К машинам нанимали вольнонаемных рабочих.

а)Нехватка вольнонаемной рабочей силы тормозила развитие промышленности. Применение сложных машин при крепостном труде на мануфактурах было невозможно потому, что рабочие ломали машины.

б)Отсутствие квалифицированных кадров и сезонный характер работы при отходнической системе.

в)Отставание России в экономическом развитии от промышленных стран Запада, которое выявило поражение в Крымской войне.

Кроме того, существовали и политические предпосылки реформ.

Освобождение крестьян было тайной целью многих монархов на российском троне и внушало опасения нескольким поколениям российских землевладельцев.

Александр II предпринимал очередную попытку преодолеть сопротивление. Однако реформаторы в России всегда находились в необычайно сложном положении: правительство вынуждено было проводить свою политику под давлением не только слева, со стороны радикального революционного лагеря, но и справа, со стороны консервативно настроенного дворянства.

Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами Петра I.

"Холодная война" - период в развитии международных отношений и внешней политики СССР, длившийся почти 40 лет после окончания второй мировой войны. Сутью "холодной войны" было политическое, военно-стратегическое и идеологическое противостояние стран капиталистической и так называемой социалистической системы. "Холодная война" втянула в себя всю планету. Она расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-политические системы. Мир стал двухполюсным, биполярным. Возникла своеобразная политическая логика этого соперничества - кто не с нами, тот против нас. Все события в мире стали рассматриваться как бы сквозь эту "черно-белую" призму соперничества. Во всём и везде каждая сторона видела коварную руку противника, одновременно пытаясь любыми средствами досадить ему.

Термин "холодная война" был введен в обращение Черчиллем в ходе его выступления в Фултоне (США) 5 марта 1946 года. Уже не являясь лидером своей страны, Черчилль оставался одним из самых влиятельных политиков мира. В своей речи он констатировал, что Европа оказалась разделенной "железным занавесом", и призвал западную цивилизацию объявить войну "коммунизму".

На самом деле война двух систем, двух идеологий не прекращалась с 1917 года, однако, оформилась как вполне осознанное противостояние именно после Второй Мировой войны.

Почему же она началась только после Второй Мировой войны? Очевидно, это было продиктовано самим временем, самой эпохой. Из этой войны союзники вышли настолько сильными, а средства ведения войны стали столь разрушительными, что стало ясно: выяснять отношения прежними методами слишком большая роскошь. Тем не менее, желания извести противную сторону у партнеров по коалиции не убавилось. В известной степени инициатива начала "холодной войны" принадлежит странам Запада, для которых мощь СССР, ставшая очевидной в ходе Второй Мировой войны, оказалась очень неприятным сюрпризом. Итак, "холодная война" возникла вскоре после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить ее итоги. Что же они увидели? Во-первых,. Пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы. Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий. В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсной. В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, быстрее других и осознал Черчилль, провозгласив "холодную войну".

Читайте также: