Правовые основы антитеррористической политики российского государства конспект урока 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

План урока: Повторение ранее изученного материала А) Процессуальное право (повторение + задание) Б) Гражданский процесс (повторение + задание) В) Арбитражный процесс (повторение + задание ) Г) Уголовный процесс (повторение + задание) Д) Административная юрисдикция (повторение + задание ) Е ) Конституционное судопроизводство (повторение + задание ) Ё) Правовые основы антитеррористической политики Российского государства (повторение + задание) Изучение нового материала: А) Правовая база противодействия терроризму в России Б) Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму В) Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму Г) Человек и глобальные вызовы современного общества Д) Человек в мире информации Е) Человек и ценности современного общества 3 . Задания для закрепления и рекомендации

Процессуальное право Повторение ранее изученного материала Задание №1 ГРУППА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА ОТРАСЛИ ПРАВА . право Конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, экологическое право, семейное право и др. Процессуальное право Гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др.

Гражданский процесс Повторение ранее изученного материала Гражданско-процессуальное право регулирует рассмотрение гражданских дел в суде, в том числе порядок и последовательность процессуальных действий, права и обязанности участников процесса. Задание №2. Соотнесите процессуальные действия и виды процессов, в рамках которых могут быть осуществлены данные процессуальные действия. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ВИД ПРОЦЕССА А) Предъявление иска 1) уголовный Б) Издание судебного приказа 2) гражданский В) Вынесение приговора Г) Возбуждение исполнительного производства Д) Проведение обыска

Арбитражный процесс Повторение ранее изученного материала Арбитражный процесс – это процесс прохождения дел в арбитражных судах. Его цель – рассмотрение и разрешение экономических споров, споров в области бизнеса и других дел, отнесённых к компетенции арбитражных судов.

повторение + задание Задание №3 Установите соответствие между функциями судопроизводства и видами, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ФУНКЦИИ СУДОПРОИЗВОДСТВА ВИДЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА A) защита личности от необоснованного обвинения Б ) изобличение подозреваемого, 1 ) уголовное судопроизводство обвиняемого в совершении преступления B ) разрешение экономических споров 2) арбитражное судопроизводство Г) принятие решения о виновности обвиняемого судом Д) защита прав субъектов хозяйствования

Уголовный процесс и Административная юрисдикция Повторение ранее изученного материала Уголовный процесс – это упорядоченная уголовно-процессуальным кодексом деятельность специально уполномоченных на то субъектов, направленная на установление события преступления, лиц, виновных в его совершении, а также принятие всех предусмотренных законом мер для их наказания в соответствии с уголовным законодательством. Административная юрисдикция в своем основании содержит рассмотрение и урегулирование дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административных правовых спорах в порядке и объеме, которые определенны административными процедурами и административно-процессуальными нормами.

повторение + задание Задание №4 Установите соответствие между видами проступков и предусмотренными за них санкциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. САНКЦИИ ВИДЫ ПРОСТУПКОВ A) взыскание неустойки 1) административные Б) лишение прав управления транспортным средства 2) гражданско-правовые B) объявление выговора 3) дисциплинарные Г) увольнение Д) возмещение убытков

Конституционное судопроизводство Повторение ранее изученного материала Понятие Конституционное судопроизводство

Конституционное судопроизводство Повторение ранее изученного материала Цель Конституционного судопроизводства Целью конституционного правосудия является охрана и защита конституции, обеспечение ее верховенства и прямого действия на всей территории государства, т. е. установление конституционности в обществе и государстве. Задачами деятельности КС служат обеспечение, охрана и защита основ конституционного строя, фундаментальных конституционных ценностей и достижение конституционных идеалов.

Конституционное судопроизводство Повторение ранее изученного материала Судьи Конституционного Суда 1)Состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 2)Конституционный Суд осуществляет деятельность при наличии ¾ состава. 3)Судьей может быть: гражданин РФ, с безупречной репутацией; высшим юридическим образованием; стаж-15 лет; 4)Назначение рассматривается в течении 2 недель 5)Подчиняются только Конституции РФ 6)Судья не может быть депутатом 7)Занимать государственные или общественные должности 8)Иметь практику и т.д 9)Разрешается преподавательская, научная , творческая деятельность 10)Не могут принадлежать к политическим партиям и движениям, вести агитацию 11)Возраст- от 40-70 лет, кроме председателя 12)Снимаются с должности решением Конституционного Суда

Конституционное судопроизводство Повторение ранее изученного материала Основные принципы Конституционного Суда Независимость судей Коллегиальность Гласность Устность разбирательства Язык судопроизводства Непрерывность судебного заседания Состязательность и равноправие сторон

Конституционное судопроизводство Повторение ранее изученного материала Основные стадии Конституционного судопроизводства 1. Обращение в КС РФ. Поводом к рассмотрению дела в КС РФ является обращение в КС РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы Основание для рассмотрения дела- правовая неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор. 2. Предварительное рассмотрение обращения Секретариатом. Обращения, поступающие в КС РФ, подлежат обязательной регистрации, после чего изучаются Секретариатом, который обращает внимание на формальные несоответствия, например: обращение явно не подведомственно КС РФ; по форме не отвечает требованиям закона; не оплачено гос. пошлиной.

Конституционное судопроизводство Повторение ранее изученного материала 3 .Предварительное рассмотрение обращения судьями. По указанию Председателя КС РФ один или несколько судей анализируют обращение и дают предварительный ответ на вопрос, заданный в обращении. 4. Назначение и подготовка дела к слушанию. 5. Судебное разбирательство. Решение КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного оправа судей. Решение КС РФ считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. 6. Вынесение постановления

Повторение + задание: Задание №1 В конце 90-х годов вышел закон, согласно которому администрация предприятий обязана была увольнять работников пенсионного возраста, имевших трудовой стаж, достаточный для получения полной пенсии. Несколько уволенных на этой основе пенсионеров за восстановлением своих прав обратились в 1) Европейский Суд по правам человека 2) Верховный Суд 3) Арбитражный Суд 4) Конституционный Суд

Повторение + задание: Задание №2 Возвращаясь с работы в 8 часов вечера, гражданин Р. начинает в квартире ремонтные работы, которые заканчиваются около полуночи, что мешает отдыхать соседям. Соседи обратились в суд. Этот спор подведомствен суду 1) мировому 2) присяжных 3) конституционному 4) арбитражному

Задания для закрепления и рекомендации: Задание №4 С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека рабо­тают с жалобами отдельных граждан ? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению ? Почему ? Задание №5 Как организована защита прав чело­ века в рамках Совета Европы ?

Международная защита прав человека Повторение ранее изученного материала Полномочия международного уголовного суда Целый ряд международных преступлений был совершён в последнее десятилетие. В 1993 г. решением Совета Без­опасности ООН был создан временный Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц , ви­новных в преступных нарушениях прав человека на терри­тории бывшей Югославии . Работа Трибунала по Югославии и ряду других государств, где в ходе гражданских войн и межнациональных конфликтов совершались преступления против человечности, выявила серьёзные проблемы, напри­мер: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям. Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута — начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международ­ного права . Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообще­ство приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от долж­ностного положения.

Международная защита прав человека Повторение ранее изученного материала Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека В основу законодательства всех стран должны лечь об­щепризнанные правовые принципы и нормы, что приведёт к созданию единого правового пространства. Создание еди­ного правового пространства — долгосрочная цель, дости­жение которой не означает, однако, полной унификации национальных систем права, но единообразный подход ц толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Особенно важно признание всеми государствами при­оритета международного права над внутригосударствен­ным. (У нас этот принцип закреплён в статье 15 Кон­ституции Российской Федерации.) Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств. Успешность создания глобального правового пространства зависит и от оптимизации деятельности международ­ных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные ре­шения в адрес отдельных государств. Для этого государ­ствам придётся отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.

Задания для закрепления и рекомендации: Задание №6 Что такое международное пре­ступление? Какие подобные преступления вам известны? В чём специфика судебного преследования за совершение международ­ных преступлений ? Задание №7 Каковы причины организации Международно­го уголовного суда? Задание №8 Эффективен ли по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

Изучение нового материала Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму Основные направления государственной политики в области противодействия тер­роризму определяет Президент Российской Федерации. Он устанавливает компетенцию федеральных органов ис­полнительной власти по борьбе с терроризмом, принимает решение об использовании за пределами территории нашей страны формирований Вооружённых сил Российской Феде­рации и подразделений специального назначения для борь­бы с террористической деятельностью. Координацию деятельности федеральных органов испол­нительной власти , органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации и органов местного самоуправ­ления осуществляет Национальный антитеррористический комитет во главе с директором Федеральной службы без­опасности (ФСБ ). Основные направления деятельности НАК: координация деятельности по профилактике терро­ризма (разработка общегосударственных мер; координация и контроль деятельности антитеррористических комиссий в субъектах РФ; международное сотрудничество в области противодействия терроризму); координация деятельности по борьбе с терроризмом (организация оперативного реагирования на террористиче­ские угрозы; планирование применения сил и средств опе­ративных штабов при проведении контртеррористических операций и др .); информационная деятельность (взаимодействие со СМИ в области информационно-пропагандистского сопро­вождения деятельности НАК; противодействие распростра­нению среди населения искажённой или недостоверной ин­формации о преступлениях террористов); аналитическая деятельность (разработка и сопро­вождение автоматизированных информационных систем в сфере противодействия терроризму и др.).

Изучение нового материала Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму Особую роль в борьбе с терроризмом играют средства массовой информации . Ор­ганизаторы террористических актов заинтересованы в ши­роком освещении этих событий в масс-медиа с тем, чтобы посеять панику среди населения, дестабилизировать поли­тическую ситуацию. В истории борьбы с террором бывало, что СМИ становились трибуной для пропаганды взглядов террористов, когда журналисты брали интервью у их гла­варей. Бывало, что позиции террористов подавались как проявление национально-освободительной борьбы. В этих случаях СМИ создавали своего рода информационное при­крытие для террористической деятельности. Средства массовой информации обязаны сообщать об актах терроризма. Но освещение таких событий требует особого подхода и целого ряда ограничений. Союз журна­листов России принял этические принципы профессиональ­ного поведения журналистов, освещающих акты террориз­ма и контртеррористические операции . В целом проблема предупреждения и пресечения терро­ризма в Российском государстве является общенациональ­ной , только общими согласованными действиями государ­ства, общества и граждан можно положить конец преступ­ным действиям террористов.

Изучение нового материала Человек и глобальные вызовы современного общества Глобализация экономики, политики, культуры заставила учёных поставить вопрос о глобальных угрозах человечеству и соответственно проблемах , от реше­ния которых зависит сохранение цивилизации и выжи­вание человечества на планете Земля . Не только на уро­ках обществознания, но и на уроках истории и географии вы уже изучали глобальные проблемы человечества, воз­никшие в процессе развития индустриального общества. Однако при переходе общества на следующую ступень они не исчезают, а во многом углубляются. На них оказывает влияние значительное ускорение социально-экономического развития в условиях глобализации, которое даёт заметные преимущества развитым странам. Ускорение развития со­провождается борьбой за лидерство. Страны стремятся к лидерству не только в развитии технологий, но и в воз­можности политического доминирования на международ­ной арене . Для поиска путей решения глобальных проблем очень важно изучать условия, приводящие к проявлению и обо­стрению ситуации; иметь экономические возможности и политическую волю ; использовать все преимущества меж­дународного сотрудничества; изменять отношение людей к природе и обществу и т. д. Для формирования осознанного отношения к глобальным проблемам нужно также распо­лагать информацией о ситуации в стране, регионе и мире в целом. Человек, живущий в современном мире, должен осо­знавать, что от его личной деятельности , ответственно­сти, компетентности, информированности и знаний во многом зависит будущее человечества.

Задания для закрепления и рекомендации: Задание №2, №3 Автор называет причины трансформации проблемы мирового терроризма. Назовите два любых приведённых автором фактора. Приведите по два примера, иллюстрирующих проявление каждого из них. (Сначала указывайте причину, затем приводите примеры, которые её иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто .) Автор пишет, что для решения проблемы международного терроризма требуются совместные усилия всех государств. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три меры, которые в общепланетарном масштабе могут способствовать решению этой проблемы. Обострение глобальных проблем на рубеже XX и XXI веков стало отличительной чертой современного этапа развития мирового сообщества. Они превратились в реалии, во многом определяющие сегодняшние особенности международных отношений и основные направления мировой политики. Участие в международном сотрудничестве по преодолению глобальных проблем следует оценивать как специфическую форму продолжения внутренней политики государства за его пределы в мировое геополитическое пространство. Цели и результаты такого участия свидетельствуют о таких компонентах жизни государства, как его политическая ориентация, его социальный и культурный уровень, степень научного и технологического развития. В политической глобалистике традиционно выделяют группу общечеловеческих проблем, связанных со сферой международных отношений. К этой группе с периода возникновения глобалистских исследований относили в качестве центральной проблему сохранения мира или, как её ещё расширительно обозначают, военно-политическую глобальную проблему. В последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений. Современный всплеск международного терроризма представляет собой проявление острых противоречий, вызванных в первую очередь неравномерностью в развитии стран мира. Эта трансформация обусловлена, по нашему мнению, следующими причинами. Во-первых, международный терроризм, к сожалению, получает всё более широкое распространение в планетарном масштабе. Во-вторых, международный терроризм представляет собой серьёзную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. В-третьих, для борьбы с международным терроризмом недостаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. В-четвёртых, всё более явной и наглядной становится связь современного феномена международного терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности. Проблеме международного терроризма присущи многие общие черты, характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления; большая острота; негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает; потребность неотложного решения и т. д. В то же время глобальная проблема международного терроризма имеет и специфические, характерные для неё черты. Прежде всего следует обратить внимание на то, что проблема международного терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм. Международный терроризм является в наши дни неотъемлемой частью процесса распространения транснациональных преступных организаций. Ещё одной специфической чертой глобальной проблемы международного терроризма является её труднопрогнозируемость . Кроме того, терроризм часто рассматривают как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены какими-либо иными методами. ( по А. А. Похилько )

Задания для закрепления и рекомендации: Задание №6 Верны ли следующие суждения об информационном обществе? А. Ведущим социальным лифтом в информационном обществе является образование. Б. Социальная структура информационного общества характеризуется приростом численности занятых в сфере услуг и сфере высоких технологий. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

1) ознакомить учащихся с основными положениями, закреплёнными в различных источниках правового характера, регулирующих деятельность по противодействию терроризму;

2) охарактеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма;

3) показать роль СМИ в проведении антитеррористической политики государства;

4) раскрыть и закрепить круг ключевых понятий по теме;

5) сформировать понимание неизбежности определённого ограничения гражданских прав в условиях нарастания террористической угрозы;

6) выработать понимание роли права и правовых механизмов в антитеррористической деятельности.

II. Место темы в системе учебных занятий

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. 1-й и 2-й часы проводятся в форме комбинированного урока в логике изложения материала в учебнике.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Российские и международные документы, регулирующие деятельность по противодействию терроризму.

2. Органы власти и силовые структуры, обеспечивающие противодействие терроризму.

3. Роль СМИ в борьбе с терроризмом.

1. Начать рассмотрение первого вопроса целесообразно с создания у учащихся общего представления о совокупности правовых документов, регулирующих антитеррористическую деятельность в нашей стране. Школьники знакомятся с первым разделом параграфа и самостоятельно заполняют вторую колонку таблицы (см. с. 242).

Основная направленность, цели, объекты регулирования

Уголовный кодекс РФ

Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приёмах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Статья 3. Основные понятия. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

2) террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

3) террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

4) противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

Статья 5. Организационные основы противодействия терроризму

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом;

3) принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооружённых Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации:

. 2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;

3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

С учётом значительного объёма документа работу над ним целесообразно организовать по группам. Каждая группа изучает определённый фрагмент документа и отвечает на поставленные вопросы. В дальнейшем проводится общее коллективное обсуждение, что поможет избежать фрагментарности в осмыслении документа.

Группа 1 знакомится со ст. 2.

Вопросы и задания:

1. Сгруппируйте приведённые в статье принципы в два блока: а) принципы, отражающие общие юридические установки правового государства; б) принципы, отражающие особую опасность данного вида преступной деятельности. 2. Объясните, почему нельзя идти на политические уступки терроризму. 3. Чем вызвано требование конфиденциальности сведений о специальных средствах, технических приёмах, используемых в борьбе с терроризмом?

Группа 2 изучает ст. 3.

Вопросы и задания:


Группа 3 знакомится со ст. 5.

Вопросы и задания:

1) Заполните таблицу.

Организационные основы противодействия терроризму

Функции и полномочия Президента и Правительства в противодействии терроризму

2) В 2011 г. в эту статью был добавлен пункт 5. Чем, на ваш взгляд, это было вызвано?

Рассматривая терроризм как уголовное преступление, целесообразно остановиться на некоторых статьях УК РФ (ст. 205-207). Внимание учащихся обращается на то, что уголовная ответственность за преступления террористического характера по ряду статей наступает с 14 лет. Предлагается вопрос: чем вызван низкий возраст уголовной ответственности за данные преступления?

Можно привести также дополнительные сведения об этом органе.

Национальный антитеррористический комитет создан указом Президента России в 2006 г. Этот орган призван обеспечивать координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по противодействию терроризму. Председателем НАК по должности является директор ФСБ. В Комитет входят представители спецслужб, силовых ведомств, депутаты Государственной думы, другие должностные лица.

3. Заключительный пункт плана посвящён раскрытию роли СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. На занятии целесообразно рассмотреть основные положения Антитеррористической конвенции, принятой в 2003 г.

Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции). Извлечения

В целях обеспечения общества достоверной информацией СМИ имеют право и обязаны содействовать открытому обсуждению проблемы терроризма, информировать общество о ходе контртеррористических операций, проводить расследования, сообщать людям информацию о реальных проблемах и конфликтах.

Мы уверены, что угроза терроризма не должна использоваться как повод и оправдание для введения ограничений в отношении прав на свободу мнений и средств массовой информации. Вместе с тем, осознавая опасность, связанную с терроризмом, а также ответственность работы с информацией в этих условиях, мы считаем необходимым добровольно принять следующие правила поведения СМИ и обязуемся руководствоваться ими в своей работе:

1. Работники СМИ обязаны понимать, что в период теракта и контртеррористической операции спасение людей и право человека на жизнь первичны по отношению к любым другим правам и свободам.

2. В случае получения информации о готовящемся теракте или о его начале до обнародования данной информации журналист обязан сообщить её руководству своего СМИ.

4. Руководство СМИ обязано незамедлительно передавать в распоряжение Оперативного штаба или официальных органов ставшую им известной информацию, которая могла бы быть использована для спасения жизни людей.

5. Исходя из того что доступ к СМИ с целью изложения своей позиции в большинстве случаев является одной из главных целей террористов, СМИ не должны:

— брать у террористов интервью по своей инициативе во время теракта, кроме как по просьбе или с санкции Оперативного штаба;

— предоставлять террористам возможности выйти в прямой эфир без предварительных консультаций с Оперативным штабом;

— самостоятельно брать на себя роль посредника (за исключением случаев, когда это санкционировано и сделано по просьбе Оперативного штаба); если представитель СМИ оказался в числе переговорщиков, он должен воздерживаться от собственных публикаций до разрешения кризиса;

— брать в руки оружие и надевать камуфляжную или иную униформу; понимать, что взяв в руки оружие, работник СМИ перестаёт быть таковым;

— предлагать террористам, заложникам, другим вовлечённым в конфликт лицам предпринимать какие-либо действия для получения удачных видео- или фотокадров;

— оскорблять и унижать террористов, в руках которых жизнь заложников.

— помнить, что прямой теле- и радиоэфир может использоваться террористами для передачи условных сигналов сообщникам в других местах;

— избегать детальных подробностей о действиях профессионалов, занятых спасением людей;

— быть тактичными и внимательными к чувствам родных и близких жертв терроризма; проявлять особую чуткость к очевидцам событий как к источникам информации;

— избегать излишнего натурализма при показе места события и его участников, с уважением относиться к нравственным, национальным и религиозным чувствам своей аудитории;

— быть внимательным к употреблению тех или иных терминов в освещении событий; нельзя идти на поводу у террористов, использующих выгодные для себя самоназвания;

— отдавать себе отчёт в том, что заложники террористов являются и заложниками ситуации, в определённый момент превращающимися в инструмент давления на общественное мнение;

— избегать идентификации родственников и друзей заложников и потенциальных жертв без их согласия.

Комментируя положения документа, следует обратить внимание учащихся на следующие моменты. В преамбуле сформулированы основные задачи журналиста, они сохраняют своё значение в любых обстоятельствах его деятельности. Важнейшая среди этих задач — добывать достоверную информацию. Вместе с тем опасность терроризма делает работу журналиста в этих условиях особенно ответственной и неизбежно накладывает ряд ограничений. Журналисты должны исходить из того, что в период теракта и контртеррористической операции спасение людей и право человека на жизнь первичны по отношению к любым другим правам и свободам.

Среди ограничений, накладываемых на журналистов в этой ситуации, — запрет брать в руки оружие и надевать камуфляжную или иную униформу; журналисты должны понимать, что, взяв в руки оружие, работник СМИ перестаёт быть таковым.

Известен такой случай: в одной из стран Латинской Америки журналист шёл в строю, был одет в камуфляж, нёс оружие, словом, ничем не отличался от солдата. Его убили, и страховая компания отказалась выплачивать страховку. Она доказала, что в момент, когда он взял оружие, он перестал быть журналистом.

Как бы негативно журналист ни относился к террористам, в руках которых жизнь заложников, он не должен прибегать к оскорблениям. Следует помнить, что свою растущую в этом случае ненависть террорист выместит на ни в чём не повинных людях.

Показывая место события и его участников, журналист должен избегать излишнего натурализма, с уважением относиться к нравственным, национальным и религиозным чувствам своей аудитории. Некоторым СМИ это не удалось сделать, в частности, при освещении теракта на Дубровке. Освещая теракты и антитеррористические операции, журналист должен помнить о своей обязанности информировать общественность, а не сеять панику; следить не только за смыслом сказанного, но и за тоном.

Для закрепления можно использовать обобщающие задания: 1) Охарактеризуйте правовую базу противодействия терроризму в Российской Федерации. 2) Докажите, что с правовой точки зрения терроризм — тяжкое уголовное преступление.

Кроме того, целесообразно использовать следующие задания формата ЕГЭ:

1. Какое понятие является обобщающим в предложенном ряду?

1) Антитеррористическая комиссия Москвы

2) Национальный антитеррористический комитет

3) Федеральный оперативный штаб

4) аппарат Антитеррористической комиссии

2. Какое положение входит в правила поведения представителей СМИ в условиях террористического акта и контртеррористической операции?

1) работник СМИ должен самостоятельно провести расследование при получении информации о готовящемся террористическом акте

2) если предоставляется возможность, журналист должен взять интервью у террориста во время антитеррористической операции

3) работник СМИ самостоятельно решает, становиться ли ему посредником в ходе переговоров с террористами

4) журналист должен по первому требованию властей или руководителей контртеррористической операции предъявить редакционное удостоверение

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических положений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Учебник, § 29, вопросы для самопроверки, задания.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Завершающая тема раздела "Правовое регулирование общественных отношений".

Правовые основы антитеррористической политики РФ. Решетова Л.Н. Приморский край.

Правовые основы антитеррористической политики РФ.

План урока Правовая база противодействия терроризму. Органы власти проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

Нормативные правовые акты о противодействии терроризму

Классификаций терроризма существует множество:

  • по сфере действия - государственный и международный;
  • в зависимости от идентичности субъекта – этнический и религиозный;
  • по средствам, используемым в террористических актах – терроризм с применением обычных средств поражения и терроризм с применением средств массового поражения;
  • по средствам протекания террористических актов – наземный, морской, воздушный, космический, компьютерный;
  • по социальной направленности – социальный, националистический, религиозный.

Последняя классификация является самой распространенной среди исследователей.

Терроризм Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного само-управления или международными органи-зациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного само-управления или международными органи-зациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий , устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Террористический акт -

совершение взрыва, поджога или иных действий , устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Террорист и террористическая группа террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме; террористическая группа - группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности;

Террорист и террористическая группа

Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:

  • Основной целью борьбы против диверсионных и террористических актов является сохранение здоровья и жизни граждан, нормального функционирования общества и систем его жизнеобеспечения.

Перечь основных нормативных правовых актов

  • определить компетенцию федеральных органов исполнительной власти, а также органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области противодействия терроризму;
  • повысить эффективность противодействия идеологии терроризма;
  • закрепить основные требования обеспечения антитеррористической защищенности объектов промышленности, критически важных и потенциально опасных объектов, объектов транспортной инфраструктуры, топливно-энергетического комплекса, санаторно-курортных учреждений;
  • повысить эффективность выявления и перекрытия каналов финансирования терроризма;
  • регламентировать порядок сил и средств в ходе подготовки и проведения контртеррористических операций и нормативно закрепить механизм управления силами и средствами.
  • повысить эффективность борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
  • обеспечить выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в целях компенсации причиненного ущерба в результате террористического акта и возмещения вреда, причиненного при пресечении теракта правомерными действиями;
  • обеспечить социальную реабилитацию и возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью лицам, пострадавшим в результате террористического акта или принимавшим участие в борьбе с терроризмом;
  • - сформировать порядок применения оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта или его пресечения в воздушной среде, во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и подводной среде, а также при участии в проведении контртеррористической операции.

С 2006 по 2015 год при участии Национального антитеррористического комитета

50 федеральных законов;

25 указов Президента Российской Федерации;

64 постановления и 44 распоряжения Правительства Российской Федерации;

75 межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов;

4 модельных акта.

  • 50федеральных законов;25указов Президента Российской Федерации;64постановления и44распоряжения Правительства Российской Федерации;75межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов;4модельных акта.

Совершенствование нормативной правовой базы противодействия терроризму в 2013-2015 гг. Принято: 17 федеральных законов 7 Указов Президента Российской Федерации 23 постановления Правительства Российской Федерации

Совершенствование нормативной правовой базы противодействия терроризму в 2013-2015 гг.

Законы Российской Федерации о ратификации различных международных документов.

Федеральный закон "О ратификации международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма« подписал Президент России В.В. Путин

Российские законы, регулирующие общественные отношения в сфере противодействия терроризму.

Он устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, правовые и организационные основы применения Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

К террористической деятельности в РФ закон относит следующие действия: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности .

К террористической деятельности в РФ закон относит следующие действия:

  • организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
  • подстрекательство к террористическому акту;
  • организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
  • информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
  • пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности .

В 2009 г. была утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Она определяет основные принципы государственной политики, цель, задачи и направления развития системы противодействия терроризму, требования к нормативно-правовой базе противодействия терроризму.

Виды преступлений против общественной безопасности:

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по :

Основными причинами терроризма в РФ могут быть:

  • Нерешенность социальных, национальных, религиозных проблем.
  • Расслоение общества по уровню материального состояния, культуре и образованию.
  • Существование незаконных организаций (религиозных, сектантских и других).
  • Организованная преступность и криминализация ряда государственных и коммерческих структур.
  • Нежелание части населения выполнять требования законов.

Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму Организаторы террористических актов заинтересованы в широком освещении этих событий в массмедиа с тем, чтобы посеять панику среди населения, дестабилизировать политическую ситуацию. В истории борьбы с террором бывало, что СМИ становились трибуной для пропаганды взглядов террористов, когда журналисты брали интервью у их главарей.

Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму

Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму

В настоящее время в мире насчитывается свыше 5 тысяч таких сайтов.

В 1998 году их было всего 12.

Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции были одобрены VII съездом Союза журналистов России 16.05.2003 года. Они предполагают, что при сборе информации журналист должен прежде всего думать о жизни заложников и потенциальных жертв; журналист должен быть особенно аккуратен и осторожен в подаче материала о террористическом акте и контртеррористической операции; при работе в зоне проведения контртеррористической операции журналист должен принять необходимые меры по обеспечению собственной безопасности.

Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму

  • Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции были одобрены VII съездом Союза журналистов России 16.05.2003 года.

Они предполагают, что при сборе информации журналист должен прежде всего думать о жизни заложников и потенциальных жертв;

журналист должен быть особенно аккуратен и осторожен в подаче материала о террористическом акте и контртеррористической операции;

при работе в зоне проведения контртеррористической операции журналист должен принять необходимые меры по обеспечению собственной безопасности.

Источник: Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Ю. И. Аверьянов и др.]. — М. : Просвещение, 2014.

  • Следующая публикацияЧеловек в XXI в. (Заключение)
  • Предыдущая публикацияМеждународная защита прав человека

Наука и образование

Наука и образование

Автор: ayratmusin · Published 01.11.2018 · Last modified 16.12.2018

Массовая культура

Массовая культура

Автор: ayratmusin · Published 01.11.2018 · Last modified 16.12.2018

Деятельность — способ существования людей

Деятельность — способ существования людей

Автор: ayratmusin · Published 01.11.2018 · Last modified 16.12.2018

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читайте также: