Православная культура россии свидетельствует 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Урок в специальной (коррекионной) школе по Православию посвящен жизни Богородицы.

Содержимое разработки

Тип урока: изучение нового материала.

- дать учащимся информацию о жизни Пресвятой Богородицы;

- вселить в души учащихся уверенность в необходимости почитания Божьей Матери в наше время;

- воспитывать любовь и уважение к своим родителям;

- способствовать возвращению системы духовно-нравственных ценностей и национальных традиций в современную школу.

- формирование способности к духовному развитию учащихся на основе нравственных установок и моральных норм;

-воспитание нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях;

-принятие учащимися базовых национальных ценностей, национальных и духовных традиций.

1. Организационно – подготовительный этап

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.

- по звонку занять своё место;

- настрой учащихся на работу, организация внимания;

- проверка готовности к уроку;

2. Основной этап

2.1. Подведение учащихся к усвоению нового материала.

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

Есть светлый на земле приют

Любовь и верность там живут

Все что порой приснится нам,

Навеки приютилось там.

То – сердце матери! Оно

Так нежно, верно! Суждено

Ему жить радостью твоей,

Нести ярмо твоих скорбей… (Л. Койдула)

- Как вы думаете, ребята, с жизнью какого святого человека мы познакомимся на сегодняшнем уроке? Ответ (С житием Пресвятой Богородицы).

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.

Вступительное слово учителя:

Икона Божьей Матери стоит на полочке на кухне. Висит на лобовом стекле в кабине автобуса. Спрятана в паспорте у народного артиста. Зажата в руке раненного солдата далеко на Кавказе. Выгорает на солнце в чистом поле, над деревянным срубом колодца. Трещат кузнечики, лучится кроткий взгляд. В церкви глаза Божьей Матери встречают нас повсюду, и непонятно, грустят они или улыбаются. Называют Русскую землю Домом Пресвятой Богородицы. Всю её перекрестила Божия Матерь своими чудотворными иконами. В сердце России поставила Владимирскую икону, на Дальнем Востоке – Порт – Артурскую. В Белоруссии явила Жировицкий образ, вырезанный из камня, на Украине – Почаевский.

Так уж повелось на Руси, что иконы Божией Матери здесь чтут даже больше, чем образ Спасителя.

За иконой, как за окном, стоит другой мир. Как сквозь тусклое стекло, заглядываем мы в него – но нет, не видно ничего, не дал Господь зрения! А Пресвятую Богородицу глаза и сердце видят отчётливо. Земная была Она, человек из плоти и крови – а стала Матерью Бога и всего человечества. Ею и останется во вся дни.

- А сейчас я даю возможность некоторым ученикам познакомить вас с житием Пресвятой Богородицы.

Подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетические памятники, гимнографическое богослужебное наследие. Предание свидетельствует о том, что на рубеже двух эр мировой истории, разделенных рождением Христа, в г. Назарет жили немолодые и бездетные супруги, святые праведные Иоаким и Анна.


Святые праведные Иоаким и Анна .

Церковное Предание доносит до нас ряд значимых обстоятельств события Рождества Богородицы. Иоаким и Анна очень страдали из-за своего бесплодия, в котором ветхозаветная мораль видела наказание Божие. Иоакиму даже препятствовали приносить в храме жертвы, считая, что он неугоден Богу, поскольку не создал потомства израильскому народу. Иоаким знал, что многие ветхозаветные праведники, например Авраам, так же, как и он, до самых преклонных лет не имели детей, но затем Бог по их вере и молитвам все же посылал им потомство. Иоаким удалился в пустыню, устроил там палатку, где молился и постился в течение 40 дней и ночей. Анна, подобно мужу, горько оплакивала свою бездетность. И ее, как и супруга, уничижали за бесплодие окружающие. Но однажды, когда Анна гуляла в саду и молилась Богу о том, чтобы Он даровал ей ребенка, как некогда даровал потомство престарелой Сарре, перед Анной предстал ангел Господень и пообещал ей, что скоро она родит, и о потомстве ее будут говорить во всем мире. Анна дала обет посвятить своего ребенка Богу. В то же время ангел явился и Иоакиму, возвещая, что Бог внял его молитвам. Иоаким возвратился домой к Анне, где вскоре совершились зачатие и Рождество Богородицы.


Рождество Богородицы .


Введение во храм Пресвятой Богородицы.


Праведный Иосиф.


Благовещение .


Праведная Елисавета.

- Сегодня на уроке мы познакомился только с частью жизни Пресвятой Богородицы, на следующем уроке мы продолжим наше знакомство с житием Пресвятой Богородицы.

3. Закрепление полученных знаний

Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу.

- Для закрепления изученного материала предлагаю вам разгадать загадки.

На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.
Ответ: храм

В жизни вечен, в любви бесконечен.
Ярче солнца светит, крепче мамы любит.
Ответ: Бог

Богу и Мать и Дочь.
Ответ: Богородица

Этот дом - не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола.
Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.
Кто-то с мамой, кто один
Помолиться в этот дом
Ходит в трепете святом
По утрам и вечерам.
Это –(ответ) православный храм!

Что у Бога нет, а у нас есть?
Одежду грязь пачкает, а душу?
Ответ: Грех.

Огонек горит - молитва к Богу лежит.
душа с Богом говорит.
Ответ: Свечка.

На земле жили - душу часто мыли.
С земли ушли - к Богу пришли.
Ответ: Святые.

Грязь смывает, душу к Богу возвращает.
Ответ: Исповедь

Нет головы, а есть уши, нет рта, а есть язык.
Ответ: Колокол

Покаянья проповедник
И Завета он наследник,
Был в утробе он отмечен,
Звался Иоанн  .
Ответ: Предтеча

Есть в церкви она обязательно,
Глядят с неё очи внимательно,
Кто мимо идёт – ей поклонится
И тихо, неспешно помолится.
Ответ: Икона

4. Заключительный этап

Цель – сделать вывод и подвести итог того, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

Вопросы на понимание изучаемого материала:

- В каком городе жили Иоаким и Анна?- Спустя какое время была услышана молитва Иоакима и Анны?

- Сколько дней и ночей молились Иоаким и Анна для того, чтобы их вилитва была услышана?

- Какой обед дала Анна после рождения дочери?

- Как звали первосвященника, который ввёл Марию в Святая Святых?

- Кто является отцом Иоанна Крестителя?

По окончанию урока привести организм ребёнка в относительно спокойное состояние, создать установку на отдых, организационно окончить урок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Регистрационный номер работы № 20050.8.3.2018

________И. Д. Ряснова

Методическая разработка урока

Срок реализации: 2 часа

Возраст детей: 10 – 12 лет

учитель математики и информатики

Уварова Светлана Николаевна

помочь сформулировать цель изучения курса.

Задачи урока:

Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга, воспитание культуры речи

Развивающая: через игровые моменты способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, мировая художественная культура.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Форма урока: лекция-монолог, индивидуальная и групповая работы учащихся, дискуссионная группа и др .

Оборудование:

презентация (приложение № 1);

раздаточный материал( приложение № .

Орг. Момент (сл. 1)

Здравствуйте, ребята!

Закройте глаза, протяните ладошку. Что это такое? На что похожи эти горошины? А ещё горошины похожи на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. Найдите место для горошины, чтобы она не укатилась.

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном, светлом, согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, прочитав пословицы и поговорки (сл. 3):

С Богом хоть за море, а без Бога ни до порога.

Если говоришь, что думаешь, так думай, что говоришь.

Молитва — полпути к Богу.

На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.
Не мудрён привет, а сердца покоряет.

Всяк про себя, а Господь про всех.

Кабы не Бог, кто бы нам помог?

С Богом пойдешь — до блага дойдешь.

Береги одёжку снову, а честь – смолоду.

Не стыдно помолчать, кои нечего сказать.

С умным разговаривать - ума набраться.

Тот не унывает, кто на Бога уповает.

Кто живет в добре - тот ходит в серебре.

Добрые дела красят человека.

-О чем эти пословицы? (О Боге и мудрости речи, добре)

-Какую мысль они в себе несут? (Что нужно жить честно, быть добрым, жить по Божьим заветам)

-Какими понятиями можно обобщить эту мысль? (Религия и культура, Православие и культура) (сл. 4)

-Что такое человек вкладывает в культуру?

-Какие мысли несет религия?

-Ответы на эти вопросы мы с вами и попытаемся найти на данном уроке

Объяснение нового материала

Работа с учебником (сл. 5)

Учитель: Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе.

(сл. 6) Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. (Сл. 7) Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина. (сл. 8)

-Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.

-Какие слова у вас есть и в одной и в другой колонке? (любовь, дружба, человек, радость, духовный, книга, спокойствие и др.) (сл. 11)

-Какие еще у вас возникают ассоциации при упоминании этих понятий? (добро, строительство, музыка, воспитание и др.)

Работа с учебником (сл.12)

-Чему учит нас культура? (Дружить, заступаться за правду, любить родных )

- (сл. 13) Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.

В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили: (сл. 14)

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

По отчеству зовут даже крестьян.

Черный хлеб любят больше белого.

Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.

-Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

(сл. 17)Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Физкультминутка (сл. 20)

-Давайте немного отдохнем и для этого проведем физкультминутку (демонстрируется видео с пошаговыми действиями)

-Как же православие и культура связаны между собой?

-Мы уже с вами говорили о том, что культура –это все, что создает человек, а что же он создает? (книги, музыка, живопись, памятники архитектуры и др.)

Работа с дополнительным материалом

-Кто был создателем письменности? (Кирилл и Мефодий)

-Благодаря развитию письменности что мы можем узнать?(можно узнать о событиях тех лет)

Рефлексия (сл.29) (приложение № 3)

-Молодцы! А теперь я попрошу вас посмотреть на таблицу перед вами и рассмотреть понятия, которые вам предложены, прошу вас отметить плюсами те, которые вы знали ранее, которые вы узнали сегодня и те, которые вы бы хотели узнать (в таблице есть понятия, которые им предстоит узнать на следующем уроке, тем самым наведя их на тему следующего урока)

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в с. Коломенском

Церковь Троицы в Никитниках

Церковь Троицы в Никитниках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Жатва. Сцена из деяний пророка Елисея. Фреска церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1680 г.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Спасская башня Московского Кремля (шатровый стиль)

Живопись XVII в. Появляются новые художественные идеалы, отражающие новые взгляды на мир человеческих отношений, науку, культуру. Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков (1626-1686). На протяжении всего XVII в. очень медленно, но последовательно происходит освобождение от канона и превращение иконописца в живописца, а иконописи – в живопись. Творчество С. Ушакова позволяет проследить этот процесс.

Иконописная условность постепенно преодолевается во второй половине XVII в. В 1680-90-е годы русские художники создают уже значительные произведения парсунной живописи. Царь Федор Алексеевич. Парсуна. 1686 г. Н.К. Нарышкина (мать Петра I ). Портрет. 1680-1690 гг. Н.К. Нарышкина (мать Петра Великого).

Расширение связей с западноевропейскими государствами приводит к созданию профессионального театра в России. В 1672 г. В Москве был создан первый придворный театр. При Славяно-греко-латинской академии сложился школьный театр. Широкое распространение получил бродячий театр. C:\2009-10\7г\РЫБКИНА\Придворный театр 17 века.jpg

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ: Каким же было главное направление развития русской культуры? С переходом от средневековья к новому времени культура стала освобождаться от незыблемых канонов (установленных правил). Творения писателей и художников обрели индивидуальные, личностные черты. Так XVII век, внешне еще верный традиции, постепенно готовил культурный переворот Петровской эпохи.

Автор: Рыбкина Любовь Ивановна, учитель истории Быковской СОШ № 14

Предварительный просмотр:

Сопроводительный текст к презентации урока по теме:

"Русская культура в XVII в. "

Сл. 1 . XVII век является переходным временем в развитии русской культуры. В нем тесно переплетается новое и старое, передовое и консервативное. В это время происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской культуры к культуре нового времени.

Сл. 2 Литература обретала новые черты, постепенно освобождаясь от груза отживших традиций, переставая быть только церковной. Появляются первые "светские" произведения, новые литературные жанры.. Появляются первые записи произведений устного народного творчества (исторических песен, былин, пословиц, поговорок).

Новые жанры литературы: бытовые повести, автобиографические и биографические повести, сатирические произведения. Большой популярностью у образованных людей пользовалась зарубежная художественная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы, плутовские новеллы, приключенческие повести, юмористические рассказы.

Сл. 3 Не сразу Русь оправилась после потрясений Смутного времени. Москва и другие города долго лежали в развалинах. Только в 1619 г. возобновилась деятельность Каменного приказа, началось восстановление городов и новое строительство. В Кремле был возведен трехэтажный каменный Теремной дворец (1635-1636) для повседневной жизни царя. Архитектура дворца демонстрировала отступление от традиций древнерусского зодчества. Возросшее техническое мастерство позволило строителям стены дворца сделать тоньше, усовершенствовать отопление помещений, оконные рамы. Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами. Все это придавало ему сказочный вид.

Сл. 4 В XVII в. продолжается строительство деревянных дворцов и храмов. "Восьмым чудом света" называли деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Во дворце насчитывалось 270 комнат. Затейливую кровлю покрывала деревянная черепица. Дворец казался поистине сказочным. Увы, жилые деревянные постройки, даже в хороших климатических условиях, редко сохраняются более 80 лет. В 1768 г. обветшалый дворец был разобран.

Сл. 5-6 Новые архитектурные решения особенно проявились в одном из наиболее совершенных произведений русского зодчества XVII в. - церкви Троицы в Никитниках, построенной в 1631-1634 гг. на средства купцов Никитниковых. Для украшения храма применялся специально формованный (штучный) кирпич. Белокаменные наличники окон и порталы церкви покрыты были растительным орнаментом и изображениями сказочных птиц. Стены церкви расписаны фресками. Храм производит впечатление увеличенной точеной игрушки.

Сл. 7 В 1652 г. завершилось строительство московской церкви Рождества Богородицы в Путинках. В облике этой церкви с наибольшей полнотой отразилось все новое, что привнес в архитектуру XVII век: многочисленные кокошники и наличники, провисающие "гирьки" шатрового крыльца, особая кирпичная кладка, наконец, храм венчают шесть шатров, три из которых - декоративные. Это придавало церкви дворцовый, светский облик. В 1652 г. ставший патриархом Никон, борясь с "обмирщением" в церковной архитектуре, запретил строить в столице каменные шатровые храмы.

Сл. 10 Ради воплощения в камне идеи превосходства "священства" над "Царством" Никон повелел выстроить на берегах Истры единый православный центр - Новый Иерусалим. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656-1685) в плане точно повторяет храм Гроба Господня в Иерусалиме. Долгое строительство осуществлялось русскими мастерами по чертежам, моделям и описаниям, составленным паломниками, побывавшими в Святой земле. Никон хотел видеть храм суровым и аскетичным, а русские мастера создали "красоту неизглаголенную": в камне как бы претворились мечты о райской красоте, о светлой счастливой жизни.

Сл. 11 Московский Кремль также пережил реконструкцию: в 1624-1625 годах на приземистой прежде Спасской башне Б. Огурцов надстроил еще один ярус и украсил его белокаменными узорами и статуями. Под руководством английского мастера Х. Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне. К концу века архитектурные украшения получили и другие башни Московского Кремля.

Сл. 12 В конце XVII в. в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинского или московского барокко. Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов). Наиболее яркими примерами московского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.

Этот новый стиль как бы подвел черту под средневековым этапом развития русской архитектуры. "Деревянные сказки" и "каменные песни" оставили нам в наследство наши предки, россияне семнадцатого столетия.

Сл. 13 Живописные произведения в XVII в., как и прежде, представлены в основном иконами. Новым было то, что усиливалось стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей. На протяжении всего века очень медленно, но последовательно происходит освобождение от церковных канонов (установленных правил) и превращение иконописи в живопись. Творчество одного из самых знаменитых живописцев - Симона Ушакова (1626-1686) - позволяет проследить этот процесс. Он писал фрески, иконы, миниатюры, резал гравюры. Художник был как бы укоренен в классической древнерусской традиции. Однако уже в иконе "Великий архиерей" (1656-1657), написанной для церкви Троицы в Никитниках, проступают элементы реализма (так, автор старается передать реальную форму глаз - со слезничками и даже ресницами - немыслимые в предшествующую эпоху детали!). Наиболее известным его произведением, неоднократно повторяемым автором, был "Спас Нерукотворный".

Сл. 14. Новым явлением в русской живописи в XVII в. стало возникновение и развитие портретной живописи. Первые портреты "с живства"(с натуры) стали называть парсунами. Одни из самых ранних - парсуны с изображением царя Федора Ивановича и воеводы князя М.В. Скопина-Шуйского. Оба портрета написаны в иконописной манере. Однако, несмотря на традиционность, уже очевидно, что на смену лику, столь характерному для изображения святых, приходит лицо - узнаваемое, со своими неповторимыми чертами. Именно таким представляется на парсуне 1686 г. лицо юного царя Федора Алексеевича - не отстраненное от мира, а задумчивое, с едва заметной, робкой, глубоко затаенной улыбкой.

В 1680-90-е годы русские художники создают уже значительные произведения парсунной живописи. Сохранились портреты матери Петра Великого и его дяди (Л.К. Нарышкина). В этих портретах художник отразил, уже без оглядки на старину, внутренний мир человека. Изменилась техника работы художника: тени получают реальный цвет. Глубже стало понимание самого живописного искусства.

Сл. 16-17. Новым явлением для русской культуры стало открытие в 1672 г. при дворе Алексея Михайловича первого в России театра. До этого театральное действо разыгрывалось лишь в ярморочные дни скоморохами и лицедеями для толпы.

Царь Алексей Михайлович под влиянием своей второй жены Натальи Нарышкиной и боярина А.С. Морозова разрешил завести при царском дворе "комедийную хоромину". Подготовка первого спектакля была поручена жившему в Немецкой слободе лютеранскому пастору Иоганну Готфриду Грегори. Первая труппа - 60 иностранцев, сюжет пьесы - библейская история. Представления длились обычно несколько часов, зрители - царь, его семья и придворные.
В 1675 г. на русской театральной сцене был впервые показан балет, главным действующим лицом которого стал мифологический Орфей. Благочестивый Алексей Михайлович смущался от того, что при дворе устраиваются соблазнительные пляски под музыку, но его переубедили: при всех европейских дворах это принято.

Но после смерти сначала Г. Грегора, затем Алексея Михайловича в 1676 г. его наследник сын Федор (ему еще не было 16 лет) большого интереса к театру не проявил, и никому другому до подобных увеселений дела не было. Театр снова возродится лишь спустя 30 лет при Петре 1.

Сл. 18. Подведем итоги. Главной отличительной чертой развития русской культуры XVII в. стало начало процесса уменьшения зависимости отечественной культуры от церкви. На смену средневековым представлениям пришло новое миропонимание. Достижения культуры XVII в. подготовили почву для последующего развития русской культуры в XVIII в.

Автор: Марина Анатольевна Милютина

Организация: ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский

Населенный пункт: п.г.т. Волжский Самарской области

Цель урока: Пробудить интерес и желание учащихся жить по нравственным законам, данным человечеству Богом (смирение, послушание)

  • Учить детей отличать материальные богатства от духовных.
  • Дать понятие, что следование заповедям блаженств позволяет христианам чувствовать себя счастливыми в любых жизненных обстоятельствах.

Ход урока.

1. Проблемная ситуация.

- Бабка Матрена, ты счастлива? – спрашивает Ванюшка.

- Да где там, отвечает она ему, вот было бы у меня хлебушка белого вдоволь, вот тогда бы я была счастлива.

Отправился Ванюшка к купцу в богатый дом, хлеба и всего у него в достатке. Пришел и спрашивает:

- Дяденька, ты счастлив?

- Да где там, отвечает он, вот был бы я царем…

Отправился Ванюшка к царю. Пробрался в палаты царские. Красота, богатство, всего вдоволь. Сидит царь на троне понурый да злой.

- Батюшка царь, спрашивает его мальчуган, а ты счастлив?

Разозлился на него царь

- У меня проблем разных хватает, а ты с глупыми вопросами лезешь. И приказал он слугам выгнать мальчишку.

Выскочил Ванюшка из палат царских и думает:

- Значит, счастья- то на земле нет.

Беседа с классом.

-Согласны ли вы с Ванюшкой? А вы как думаете, есть ли счастливые люди?

-А в чем же оно, счастье?

- Давайте попробуем вспомнить, когда вы были счастливы?

(Дети вспоминают счастливые моменты жизни, учитель подытоживает: купили игрушку, телефон, компьютер, вещь какую-то, отдохнули на море…).

- Как долго длилось ваше счастье?

- Обычно – день, два, неделю, чуть больше или меньше. Так? А потом снова хотелось чего - ни будь, еще чего-то не хватало для счастья.

Вспомните бабку из сказки А.С. Пушкина. (…) Казалось бы все у нее было, а радости не было. Так и мы смотрим иногда на богатых людей, думаем, какие они счастливые, у них все есть. А им все мало, они хотят большего, нет у них радости.

Вывод: человек всегда стремится к счастью, но не всегда понимает, что это такое счастье.

2. Повторение заповедей Божиих.

Первые люди в раю были счастливы? (ответы учеников).

Да были. А нужны им были дворцы, машины, деньги? (ответы учеников).

У них было самое главное для радости – что? (ответы учеников).

Общение с Богом и всего им было достаточно. Ни красивые наряды им были не нужны, ни виллы, ни яхты. Им было радостно, они были счастливы, пока не узнали греха. Пока не нарушили заповедь. Адам и Ева имели 2 выбора: поверить Богу и не вкушать запретного плода или послушать лукавого и вкусить. Давления на них не было (в отличие от нас – СМИ, телевидение, интернет…). Что произошло с ними после нарушения заповеди? Они прячутся от Бога! Бессмысленный поступок! Бог все видит. Они потеряли разум и потеряли рай! В жизнь людей вошел грех? Гордыня, зависть, злоба.

Бог снова приходит на помощь людям: дает заповеди. Через кого и сколько? (ответы учеников).

Через пророка Моисея на горе Синай 10 заповедей. Они ограничивают человека, удерживают от безнравственного поведения. Но иудеи снова их нарушают: соорудили себе золотого тельца (идола) и стали ему поклоняться.

3. Объяснение нового материала.

- Давайте познакомимся с этими удивительными Заповедями Блаженства.

На холме близ Капернаума Господь произнес проповедь, которая называется Нагорной.

Отправимся и мы на этот холм, послушать заповеди блаженства.

«Христос, уча, взошел на гору,

Стоит вокруг народ толпой.

Кому свет жизни мил и дорог,

Христа послушай, здесь постой.

Послушай, за Христом последуй,

Всем сердцем доверяй Ему.

В тебе Он совершит победу,

Так вот здесь, на холме, Господь окружен тесною толпою народа. Все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться, хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу. И никто не уходит от Него без утешения. И здесь он и дает людям эти Заповеди.

Сейчас они звучат каждый день во всех уголках мира, даже в Антарктиде в храмах на литургии. А вот так они звучат в монастыре на острове Валаам. Давайте послушаем.

(Клип Заповеди Блаженства. Песнопение монахов Валаамского монастыря – несколько заповедей)

Блаженство – это гармония, духовная гармония для человека. Когда человек радостен, за все благодарит Бога, не испытывает чувства зла, зависти, видит красоту вокруг.

Обратите внимание: каждая заповедь – это ступенька лесенки. А куда ведет она? (Ответы детей в царство небесное, рай)

- А как вы думаете, где он находится? Многие легенды говорили о Рае, как о какой-то очень далекой и недостижимой стране или о каком- то месте, в которое души летят после смерти тела.

- Когда - то давно, когда я впервые услышала эту заповедь, я была очень удивлена. Как это? Нищие духом, а им будет дано Царство Небесное. Мы привыкли слышать, что человек должен обладать высоким духом. И вдруг нищий.

Все мы очень любим, когда нас хвалят, любим, когда на нас обращают внимание. Нам это очень нравится, мы тешим свою гордыню: какие мы молодцы! Тем, более, что с экранов телевизора нам постоянно говорят, что мы не такие как все, мы достойны большего.

И вдруг нам кто- то делает замечание: родители, учителя, старшие или вообще наши ровесники. Что там у нас внутри происходит, только честно…(ответы детей). Да, мы бунтуем, злимся, негодуем.

Ведь мы то, такие хорошие, а кто - то учится лучше нас. Пятерки, пятерки у него, хвалят этого человека. А что мы от этого чувствуем? Да, зависть, такую, что она все внутри выжигает, мы злимся, теряем покой. И совсем не можем переносить достоинства других людей, тех, кто поет, рисует или что – то другое делает лучше нас.

А вот недостатки их, как бы через микроскоп рассматриваем. И с величайшей нетерпимостью относимся к ним. Отсюда и происходит тяжелейший грех нашего времени – осуждение. Кого только и за что только мы не осуждаем, начиная с высокопоставленных чиновников, учителей, родителей, сверстников. Мы - то лучше знаем, как надо жить. А начало всему - гордыня наша. Мы лучше других…

Вот все это перечисленное живет в нас.

Вывод: Но если мы сумеем вырвать это все из нашего сердца – мы встанем на первую ступеньку Блаженства. И обретем царство небесное внутри себя: радость, покой, любовь. Нищета духовная (смирение )- это не слабость. Это великая сила. Поэтому будем хотя бы мелкими шажочками учиться смирению, учиться видеть свои недостатки и исправлять их. И за это Господь обещает блаженство.

Вторая часть мультфильма.

Идет Ванюшка мимо храма, а там человек сидит на ступеньках. Ни валенок у него нет, ни одежды теплой.

-Вот еще один горемыка, - подумал Ванюшка.

-Какой – же я, горемыка,- отвечает ему старичок. - Я счастливый. А глаза у него, так и светятся радостью.

Давайте на время спустимся с этой горы к подножию нашей жизни.

Читайте также: