Правописание не с глаголами конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: опорный конспект; толковый словарь Ожегова, Шведовой; карточка № 1 15 штук; лист с правилом; текст инсценировки; дифференцированные задания для работы в классе и дома.

I. Организация начала урока.

Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда:
И та награда – в нём самом!

2. Приветствие гостей.

II. Актуализация знаний.

1. Запись на доске: “Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”. (А.Югов)

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Что значит “огнепышущая, живая часть речи?” (глагол обозначает действия, движения,без него невозможно передать события, представить будущее, узнать прошлое)
- Глагол – в переводе с латинского языка означает “слово, речь”.
- В толковом словаре…

2. Работа в тетрадях (следить за посадкой), запись предложения в тетрадь.

- Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить основные признаки глагола. Озвучить опорный конспект блок А (ответ учащегося оценить, прокомментировать)

III. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Чтобы ближе подойти к теме нашего урока, нужно уметь выделять глаголы среди других частей речи.

Ваша задача: из текста карточки № 1 найти и выписать в столбик глаголы (3 мин.)

Несколько лет подряд мы ездили по туристической путёвке на юг. Каждый раз мы видели много интересного. Нас водили на экскурсии. Мы любовались чудесными горными вершинами, слушали беспрерывный шум моря.

2. Взаимопроверка. На доске открываются слова:

ездили
видели
водили
любовались
слушали

- Какой смысл имеют выписанные вами глаголы: положительный или отрицательный? (+, т.к. действие, которое обозначают данные глаголы происходят)
- Что произойдёт со смыслом глаголов, если я допишу к ним частицу не? (Дописываю)

(глаголы стали иметь отрицательный смысл)

- Почему? (действие, которое обозначают глаголы с не, не происходят)
- Как пишется частица не с глаголами? (раздельно)
- Обобщите свои рассуждения.

На доске появляется лист: чтение хором

Не выучил, не делай.
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
НЕ с глаголами пиши раздельно.
Например: не ходил, не знал.
Только помни об исключениях:
НЕНАВИДЕЛ и НЕГОДОВАЛ.

- Почему слова ненавидел, негодовал являются исключениями? (без НЕ не употребляются)

4. Формулирование темы и цели урока учащимися.

V. Работа по закреплению материала. Самостоятельная работа.

Учащиеся получают задание дифференцированно, выполняют 5-7 минут, сдают работу учителю. Получают карточку с грамматическим заданием. Учитель в это время проверяет работы, оценивает.

1 группа – красная карточка.

Списать текст, раскрыв скобки. Найти и подчеркнуть глаголы с отрицательной частицей НЕ.

Ленивая кошка (не) ловит мышей.
Ленивый мальчишка (не) моет ушей.
Ленивая мышка (не) выроет норку.
Ленивый мальчишка (не) любит уборку.

2 группа – синяя карточка.

Спишите пословицы, вставляя отрицательную частицу НЕ, укажите вид глаголов.

Шила в мешке – …утаишь.
Лежа хлеба…добудешь.
Одна ласточка весны…делает.
После драки кулаками…машут.

3 группа – зелёная карточка.

Собрать пословицы, записать, раскрывая скобки.

Волков бояться – того (не) говори.
Чего (не) знаешь – ищи добра.
(Не) ищи красота – в лес (не) ходить.
Шила в мешке – (не) накинешь платок.
Друга иметь – (не) утаишь.
На каждый роток – себя (не) жалеть.

Дополнительно – карточка с грамматическим заданием:

Вставить пропущенные буквы, недостающие знаки, раскрыть скобки, выполнить грамм. разбор.

Л…ж…т д…ска (на)б…лоте (не)сохнет (не)гниёт (не)ржавеет.

- Задания были разными, но что объединяло ваши карточки? (Глаголы с частицей НЕ)

VI. Инсценировка – импровизация.

Сказка “Сила любви”

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный ГЛАГОЛ. Трудной и печальной была эта любовь. Он признавался: “Люблю!” А она ему… Как вы думаете? (“Не люблю”) он говорил: “Верю”. А она…(“Не верю”)

И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул. А что было дальше, мы сейчас узнаем.

- Слезь со стула!
- Не слезу!
- Упадёшь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Приедешь?
- Не приеду!
- Придёшь?
- Не приду!
- Услышишь?
- Не услышу!
- Слезаешь?
- Не слезаю!
- Мечтаешь?
- Не мечтаю!
- Молчишь?
- Нет, не молчу!
- Конфетку, может хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу.

Частица никогда не подходила к глаголу близко. Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: “ Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь”.

Вздохнул ГЛАГОЛ печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: “Негодую! Ненавижу!”. И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях ГЛАГОЛА. Так ГЛАГОЛ доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

Вывод. (озвучить опорный конспект блок в.

Кр. карт. – записать 5 правил поведения, используя частицу НЕ.

Син.кар. – найти антонимы к глаголам.

Заботиться (не)годовать
Радоваться (не)спешить
Любить (не)беспокоиться
Торопиться (не)навидеть

Составить и записать два простых распространённых предложения, разобрать синтаксически.

Зел.карт. – озаглавить текст, списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, произвести грамматические разборы.

Лес ст…ял тихий и х…лодный. Со…нце (не)проб…валось сквозь густые ветки д…рев…ев. Лучи е..о падали косо. Только маленький лучик пр…брался среди ств…ло… (у)д…роги, упал (к)к…рням м…л…дой ёлки.

VIII. Итог урока.

- Со словами какой части речи работали на уроке?
- Что нового узнали о правописании глаголов?
- Какое значение имеет частица НЕ?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Цель данной работы:

Продемонстрировать умения организовывать урок в системно-деятельностном подходе.

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.

В настоящее время в практике преподавания учебных предметов наметились тенденции к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико – методических систем обучения.

Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им.

Предлагаемая методическая разработка урока русского языка представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся начальной школы и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, обучение пользоваться мультимедийными средствами, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально- образного мышления.

Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это общение более близким и человечным, чем ранее. Их применение даёт возможность использовать многообразные формы предъявления материала.

По своей структуре данный урок является уроком открытия новых знаний.

Контроль за деятельностью учащихся проводится в ходе всего урока. Оценки выставляются после проверки самостоятельной работы с дифференцированным заданием.

Для закрепления материала использовались следующие формы работы:

  • индивидуальная,
  • работа в парах,
  • самостоятельная работа

Был использован дифференцированный подход ( разноуровневое задание)

На уроке используется компьютер и мультимедиа проектор, подготовлена мультимедийная презентация, помогающая обобщить знания детей о глаголе. На уроке применялась интерактивная доска. На ней фиксировались основные этапы урока: задание для орфографической минутки – для ясности и чёткости видения слов, букв для самопроверки; фиксации цели и задач урока, темы, интерактивные модели (предлоги, союзы, частицы) на этапе постановки проблемы с целью активизации познавательной деятельности учащихся и экономии времени на уроке.

Предполагаемые результаты:

Формирование языковой компетенции:

Закрепление знаний учащихся о значении глаголов в речи. Формирование умений правильно писать не с глаголами. Закрепление навыков грамотного письма.

Формирование коммуникативной компетенции:

Формирование правильной речи. Обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме. Формирование умения работать с мультимедийным оборудованием.


Цель: обобщить, закрепить и систематизировать знания о глаголе.

1. Развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;

выработать навык правильного письма частицы не с глаголами на

основе алгоритма; закрепить умение находить глаголы в тексте,

ставить к ним вопросы; дифференцировать глаголы настоящего,

прошедшего и будущего времени по вопросам и времени действия.

2. Развивать умение употреблять глаголы в речи; формировать навыки

самостоятельной работы, работы в паре; развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; коррекция зрительного и слухового восприятия, логического мышления, памяти, внимания.

3. Воспитывать интерес к родному языку, чувство коллективизма, воспитание культуры учебного труда.

Оборудование: занимательные стихотворения, карточки с названиями улиц города Глагольска, карточки с заданиями.

1. Настрой на работу.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Предлагаю вам совершить экскурсию по городу, название которого вы узнаете из стихотворения.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – все в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья.

И рожь в полях цветет. (В. Кондрашов)

- Как называется эта часть речи?

- Как вы догадались?

*Учитель ещё раз читает стихотворение, дети называют глаголы.

- Итак, ребята, сегодня на уроке мы отправимся на экскурсию в город Глагольск (карточка).

Чистописание (улица Чистюль).

1. Дайте характеристику букве и звукам.

2. Назовите имена собственные на данную букву.

3. Подберите глаголы на данную букву.

III . Повторение (переулок Повторяек).

Беседа по вопросам:

- Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяются глаголы?

- Назовите времена глаголов.

- Глаголы какого времени изменяются по родам?

IV. Введение в тему урока.

Бульвар Внимание.

Учащимся предлагается карточка с буквенным рядом.

Задание: зачеркните каждую вторую букву и тогда вы сможете прочитать тему урока:

Н Р Е У С Я Г Е Л Х А Ь Г Й О Т Л Б А В М Ц И

- Сегодня на уроке мы продолжим упражняться в правописании частицы не с глаголами.

2. Наблюдение за смысловым значением глаголов с частицей НЕ и без неё (проспект Отрицания).

* На доске запись: Правила поведения на уроке.

Правила поведения на уроке.

Опаздывать на урок.

Разговаривать на уроке.

Мешать соседу по парте.

Рисовать на парте, стуле.

Жевать после звонка.

- Согласны ли вы с этими правилами?

- Как нужно правильно сказать? Что нужно добавить? ( Частицу не)

- Что обозначает эта частица? (Отрицание, запрет).

- Как пишется она с глаголами?

* Делается вывод учителем в виде шуточной памятки:

НЕ выучил – не делай!

НЕ знаешь – не спеши!

С глаголами раздельно

Частицу НЕ пиши!

Практикум (улица Пословиц).

1). Работа с пословицами.

* Учащиеся записывают на доске пословицы с комментированием, объясняют орфограмму.

Умелые руки не знают скуки.

Лень человека не красит.

Под лежачий камень вода не течёт.

Надо трудиться, а не лениться.

- На какую тему эти пословицы и поговорки? (О трудолюбии и лени)

2). Работа в парах (карточка №1).

Задание: некоторые пословицы потеряли частицу не; исправь недочеты (см. приложение).

*Контроль: № 1, 2, 4, 6, 8.

- Запишите пословицы в тетради о дружбе (пословицы под № 4,5,6).

* Оксана, Эдик, Вика – записывают две на выбор.

Физминутка (улица Артистическая).

а). Артистическая мастерская.

- Сейчас я произнесу глаголы в утвердительной форме, а вы в отрицательной форме.

Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как ведут себя дети, когда капризничают?

Стану – не стану!

Кричу – не кричу!

б). Шуточные стихи (читают Петя, Вика, Влад, Оксана).

Мальчик: Завести велели мне

Никогда девчонок не

Дёргать за косички!

Девочка: Никогда с братишкой не

Драться за обедом!

На уроках больше не

Говорить с соседом!

Мальчик: Я согласен даже не

Рисовать на карте.

Я согласен даже не

Танцевать на парте!

Девочка: Но не смейте делать мне

Если даже я и не

- Назовите глаголы с НЕ.

- Как пишутся глаголы с частицей НЕ?

Самостоятельная работа.

3). Работа в парах (карточка№2)

Задание: замени выражение глаголом с отрицательной частицей НЕ (см. приложение).

*Проверка работы.

Творческая работа (улица Творческая).

- Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.

Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Вы зерна и крошек!

- Где уместно разместить такой текст?

- Кто мог написать этот текст? (Наверное, так говорят те, кто любит природу).

- Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написала этот текст на плакате. Обратилась к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу.

- А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу).

Карточка № 3.

Прочитай внимательно текст и подумай, перед какими глаголами нужно поставить частицу не. Прочитай. Запиши текст в тетрадь.

Друзья природы.

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры, разоряет муравейники. Друзья природы оставляют мусор в лесу. Они рвут в лесу и в поле редкие цветы.

Планируемые результаты: учащиеся 4 класса научатся применять правило правописания частицы не с глаголами.

Ход урока

Организационный момент

Любые конспекты уроков начинаются с организационного момента и мотивации детей к учебной деятельности. В данном конспекте - это загадка.

Учитель: Ребята, отгадайте загадку, о какой части речи мы будем сегодня говорить?

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду -
Все в действие придет:

Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет. (глагол)

- Все верно, глагол!
- Запишите в тетрадях число, классная работа.

Прием "Кластер"

Работа в группах
Учитель: Работая в группах обобщим наши знания об этой части речи.
Задание: систематизируйте свои знания и составьте схему по теме "Глагол". (Работают на листочках)

Схема по теме

Схема по теме "Глагол"

Ученик выходит и составляет кластер на доске.
- Оцените свою работу в листе самоконтроля. (Проводится проверка по образцу на доске, самоконтроль и самооценка)

Целеполагание

- Ребята, соедините слова первого и второго столбика, где это возможно. (Один ученик читает полученные словосочетания)
табл
- Почему не со всеми словами первого столбика мы смогли соединить слова второго столбика. Какое мы с вами вспомнили правило?
- Почему у нас это получилось со словом не?

Проблемный вопрос

- Сможем ли мы без ошибок записать получившиеся словосочетания? Почему?
- Какую цель поставим себе на уроке? (Узнать как правильно писать глагол с не)
- Откроем учебник на стр. 91 и проверим себя. (Дети читают тему урока в учебнике)

Стадия осмысления

Учитель: Откройте учебник на странице 92. С помощью рубрики "Давай подумаем" попробуем ответить на вопрос: Как правильно писать не с глаголами?
- Прочитайте пословицы и сделайте вывод о правописании частицы не с глаголами.
- Выскажите мнение, почему слова: неволить, ненавидит, нездоровится пишутся слитно? Может в учебнике опечатка?

- Можно ли сказать: волить, навидит, здоровится?
- Проверьте себя, прочитав рубрику "Тайны языка".

Первичное закрепление материала

- Прочитайте басню И.А. Крылова "Волк и журавль". Найдите и подчеркните глаголы с частицей не. (Самоконтроль и самооценка)
- По окончании выполнения задания оцените свою работу в листе самоконтроля.

- Проверьте себя по эталону. Образец на доске.
- Какое значение придает глаголу частица не?

Индивидуальная работа

Работа по учебнику: c. 93 упр. 1
- Какое вы будете использовать правило для выполнения данного задания?

Физминутка

Работа по учебнику на стр. 94 упр. 3

1 группа слов: в поле, с землей, с тобой, до того места, у нас, на нее, от нас, на себя, на шаг, от нее, за нами, от нас, на расстоянии, к ней.

2 группа слов: выходим, соединяется, соединяет, дойти, посмотреть, удаляется, отодвинется, помчимся.

3 группа слов: не получалось, не дает, не придешь.

Самоконтроль знаний в форме индивидуальной работы. Тестирование

Тест

1. Отметьте верное высказывание.
а) Частица НЕ пишется с глаголами слитно.
б) Частица НЕ пишется с глаголами раздельно.
в) Частица НЕ с глаголами не пишется.

2. Отметьте строку, в которой все глаголы со слитным написанием НЕ.
а) (не)навидеть, (не)домогать, (не)сдобровать, (не)взлюбить.
б) (не)сорить, (не)желать, (не)видеть, (не)узнавать.
в) (не)годовать, (не)доумевать, (не)роптать, (не)подставлять.

3. Что обозначает глагол недомогать?
а) выполнять работу против своей воли;
б) сомневаться, восхищаться;
в) находиться в болезненном состоянии.

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, давайте вернемся к нашему кластеру, что бы вы добавили в него нового.

- Какую цель мы поставили вначале урока?
- Смогли ли мы ее достигнуть?

Читайте также: