Правописание гласных на конце наречий 4 класс 21 век конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Учебник: Русский язык: 4 класс: в 2 ч. Ч.2/С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко и др. М.:Вентана-Граф, 2014. - 192с.

УМК: Начальная школа XXI века. УМК Н.Ф. Виноградовой

Учитель МАОУ СОШ №14 имени А.Ф.Лебедева: Воспитанюк С.А.

Тема урока: Правописание гласных на конце наречий

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формирование навыков правописания гласных -О,- А на конце наречий.

- уточнить представления детей о наречии;

- познакомить с правописанием суффиксов -а и -о в наречиях;

- графически объяснять написание гласных на конце наречий.

- развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий;

- развивать навык самостоятельной работы, коллективных способов обучения (умение работать в парах, группах) как средств формирования учебной деятельности;

- развивать логическое мышление, память, внимание, речь, языковое чутьё.

- воспитание таких качеств личности как целеустремлённость, внимательное отношение друг к другу.

Систематизировать знания учащихся о наречиях.

Формировать умения применять орфографические правила написания суффиксов в наречиях.

Совершенствовать умение проверять выполненную коллективную и самостоятельную работу.

Использовать наречия в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию, выполнять анализ, сравнение, делать умозаключения, выводы, обобщения.

Применять общий способ действия (алгоритм) для решения конкретных практических задач.

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.

Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.

Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий.

Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Развивать навык сотрудничества в группах, парах;

Развивать самостоятельность в суждениях и тактичное отстаивание своей точки зрения;

Развивать навык оценивания своих достижений.

Эпиграф на доске:

Направо пойдешь - счастье найдешь,

Налево пойдешь - надежду найдешь,

Прямо пойдешь - человека найдешь,

Никуда не пойдешь - ничего не найдешь! (С.Острова)

- Чему учит эта притча?

- Вернёмся к нашему эпиграфу. Назовите слова, которые выделены в тексте. Что вы знаете о них? (наводящие вопросы - к какой части речи относятся эти слова, что вы знаете о наречии)

На доске слова: добел. занов. докрасн. издавн. начист. влев. вправ. издалек. снов. справ.

- Попробуйте поработать в паре с соседом по парте и разбейте их на две группы.

- Почему у нас получились разные варианты? В чём была трудность задания? Что мы ещё не знаем?

(Дети делают вывод, что не у всех получилось правильно вставить букву на конце наречия, потому что мы этого ещё не изучали).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание гласных на конце наречий". Цель: знакомство с правописанием гласных -о и -а на конце наречий.

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века)

Галинченко Елена Викторовна

учитель начальных классов

Тема: Правописание гласных на конце наречий

Цель: знакомство с правописанием гласных –о и –а на конце наречий.

Планируемые результаты:

предметные: знания о наречии, умение составлять алгоритм решения орфографической задачи, навык правописания гласных на конце наречий;

метапредметные: умение анализировать и обобщать информацию; контроль собственных действий в соответствии с алгоритмом; понимание информации, представленной в виде модели; обогащение словарного запаса учащихся; осуществление оценки/самооценки действий;

личностные: познавательный интерес к русскому языку, соблюдение культуры общения в группе со сверстниками.

Оборудование:

проектор, компьютер, презентация;

стенд с планом урока;

карточки для работы в парах,

карточки для рефлексии и самооценки.

Формы работы:

Методы работы:

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I этап. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)

Цели этапа:

- создание ситуации готовности к уроку;

- включение в деловой ритм.

У.- Послушайте, какая тишина

Это в школе начались уроки.

Мы не будем с вами тратить время зря,

А приступим дружно к работе.

У. -Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок для вас будет очень полезным. Вы будете наслаждаться общением друг с другом. А самое главное вы пополните багаж ваших знаний.

Проверяют организацию рабочего места.

Настраиваются на рабочий лад.

Личностные: - самоопределение;
Регулятивные: - целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цели этапа:

- активизация знаний учащихся;

- создание проблемной ситуации.

- Мы продолжаем исследовать наречие как часть речи. Но, чтобы продолжить наши исследования, мы должны обязательно вспомнить то, что мы уже знаем о наречии и выделить то, над чем нам нужно с вами поработать.

- Для этого я приготовила для вас блиц-опрос.

- Ваша задача – читать вопрос и отвечать полным ответом на данный вопрос.

- Пожалуйста, кто желает нам показать свои знания?

1. От чего зависит написание букв о и а на конце наречий?

2. На какие вопросы отвечает наречие?

3. Каким членом предложения чаще всего бывает наречие?

4. С какими частями речи может быть связано наречие?

5. Что обозначает наречие как часть речи?

6. Как изменяется наречие?

7. Как образуются наречия?

Блиц-опрос. Отвечают на вопросы

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:

общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели,
логические - формулирование проблемы

Личностные:
мотивация к изучению данной темы

III. Открытие нового знания.
1. Постановка учебной задачи.
2. Построение проекта выхода из затруднения.

На доске вопрос

У.- От чего зависит написание букв о и а на конце наречий?

Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня? Сформулируйте.

(Правописание гласных на конце наречий)

Слайд 1 (прочитайте громко тему урока)

У. - Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Что бы вы хотели узнать на уроке, чему хотели бы научиться??

Я хочу узнать…(в каких случаях пишется в наречии о и а?)

Я хочу научиться…(правильно писать наречия с гласными а и о)

У. – Мы можем приступить к изучению нового материала?

Тему определили, цели поставили, можно изучать тему? Мы все этапы прошли?

Д. – Нет. Мы не составили план работы.

У. – А зачем нам нужен план?

Д. – Чтобы мы правильно работали с планом и пошагово выполняли учебные действия.

Над чем мы теперь должны подумать?

(Над планом работы)

У. - На доске пункты плана, но их нужно расположить в правильном порядке.

У. – Чтобы открыть что-то новое, мы должны сначала наблюдать и исследовать.

У. – Затем, что мы должны делать? (открывать новые знания)

У. - Мы составили план наших действий. А оценивать вы будете себя на листах самооценки, которые лежат у вас у каждого на столе.

-Согласно критериям вы будете самостоятельно оценивать свою работу, либо работу вашей пары или группы.

- Помимо вопроса, который мы определили для себя, мы еще с вами будем продолжать формировать умение работать в парах, группах, а самое главное, что вас сегодня ждет интереснейшая работа по составлению модели правила.

Вернемся к 1 пункту плана.

Мы будем исследовать и наблюдать.

У. – Что мы сейчас будем исследовать и наблюдать? Мы будем сейчас выполнять работу по карточке №1


Карточка №1

Распределите слова по группам в зависимости от буквы гласного на конце наречия.

Слева, вправо, справа, направо, изредка, досыта, начерно, засветло, запросто, дочиста.

Сделайте вывод: от чего зависит написание букв о и а на конце наречий?

У. - Может кто-то что-то заметил?

(Я заметил велосипедик. Это, значит, мы будем работать в парах)

- Прочитайте задание и задайте мне вопросы на понимание этого задания, если они есть.

- По окончанию работы, вы должны будете оценить работу своей пары, критерии у вас в листах самооценки.

-Как мы работаем в паре?

Дети показывают готовность пары.

Проверка. Читают задание из карточки.

Какой вывод мы можем сделать?

Как работала ваша пара? (Я считаю, что наша пара работала хорошо, потому что…)

Лист самооценки

-Оцените как работала ваша пара (поставьте значок в таблице)

- Выполняя данное задание, на какой вопрос вы ответили? (цель урока)

- Можем ли мы сказать, что справились с этим заданием? (Да)

- Но правильно ли мы сделали вывод? Как нам это узнать?

К чему нам нужно обратиться? (К учебнику)

Чтение правила вслух.

У. – Можно ли сказать, что мы с вами на правильном пути?

У. - Я вам предлагаю преобразовать правило и выполнить работу, о которой я говорила вначале урока. Работу по составлению модели правила

Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- владение монологической и диалогической формой высказывания;
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
Регулятивные:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
Познавательные:
- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;
- моделирование;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

IVэтап. Первичное закрепление. (10 мин)

Проверка осознанности восприятия детьми материала. Первичное обобщение. Организует проверку самостоятельной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство с правописанием гласных –о и –а на конце наречий.

Планируемые результаты:

предметные: знания о наречии, умение составлять алгоритм решения орфографической задачи, навык правописания гласных на конце наречий;

метапредметные: умение анализировать и обобщать информацию; контроль собственных действий в соответствии с алгоритмом; понимание информации, представленной в виде модели; обогащение словарного запаса учащихся; осуществление оценки/самооценки действий;

личностные: познавательный интерес к русскому языку, соблюдение культуры общения в группе со сверстниками.

Оборудование:

проектор, компьютер, презентация;

стенд с планом урока;

карточки для работы в группах,

алгоритм работы по правилу,

треугольники /карточки для рефлексии и самооценки/,

карточки с домашним заданием,

1. Мотивация к учебной деятельности

- Начинаем наш урок.

- Прочитайте пословицу (Слайд 2):

Выучишь правило – выполнишь ….. задание.

- Какое слово пропущено? (верно)

- Какой частью речи оно является? (наречие)

- В тетради запишите число и спишите пословицу. Она подскажет, чем мы сегодня займемся на уроке.

- Что мы сегодня будем делать на уроке? Какие цели и задачи поставим перед собой? Сформулируйте предложения, используя глаголы (повторять, изучать, применять). (Слайд 3)

2. Планирование учебной деятельности

- Исходя из вышеизложенного, давайте познакомимся с планом сегодняшнего урока (на стенде).

Повторение: такие разные наречия

Составление алгоритма действий

Применение нового правила

Такие нужные наречия (составление предложений с использованием наречий)

3. Актуализация знаний:

- Что мы уже знаем о наречиях?

Наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и признак предмета.

Наречия отвечают на вопросы где? когда? как? зачем? в какой мере?

Наречия образуются от качественных имен прилагательных и от формы творительного падежа имен существительных.

Наречия не изменяются.

Наречия примыкают к главному слову и могут пояснять глагол, имя прилагательное, реже имя существительное.

Наречия чаще всего в предложении являются обстоятельствами, но иногда могут быть определением.

Чаще всего наречие поясняет глагол, реже прилагательное или существительное.

- К какому слову относится наречие в пословице? На какой вопрос отвечает? (Слайд 5)

- Каким членом предложения является слово верно в пословице?

2) работа с фразеологизмами: повторение изученных орфограмм (Слайд 6)

- Замените фразеологизм наречием:

Рукой подать (близко)

За тридевять земель (далеко)

Положа руку на сердце (честно)

В два счета (легко)

На вес золота (дорого)

- Назовите, какие орфограммы встретились в словах? (правописание проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, суффикс –о на конце наречий)

4. Знакомство с темой урока: выявление места затруднений (Площадь Грамотности)

- Настало время познакомиться с темой урока.

- Почему часть улиц, ведущих на площадь Грамотности зеленые, а другие белые? (известные и неизвестные правила) (Слайд 7)

- Какие орфограммы, встречающиеся при написании наречий, мы знаем? (безударные проверяемые гласные, парные и непроизносимые согласные, правописание приставок) (Слайд 8)

- А сегодня мы познакомимся еще с одним правилом. Как вы думаете, в какой части слова встретится это правило? В суффиксах или в окончаниях наречий?

- Я очень надеюсь, что вы сможете раскрыть тайну правописания суффиксов наречий. (Слайд 9)

- Вы будете совершать свои открытия в группах по 4 человека.

- Посмотрите на экран. На слайде наречия разбиты на 3 столбика. Каждая группа должна ответить на свой вопрос. В случае затруднения можно воспользоваться подсказками.

1 группа: Что общего в составе слова у наречий 1-ого столбика?

(нет приставок, оканчиваются на –о)

Подсказки (1 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

2 группа: Что общего в составе слова у наречий 2-ого столбика?

(есть приставки в-, на-, за-, оканчиваются на –о)

Подсказки (2 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

3 группа: Что общего в составе слова у наречий 3-его столбика?

(есть приставки с-, из-, до-, оканчиваются на –а)

Подсказки (3 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

4 группа: Распределить по столбикам слова сух_, досух_, насух_. Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

Подсказки (4 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и 3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?

5 группа: Распределить по столбикам слова дочист_, чист_, начист_. Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

Подсказки (5 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и 3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?

6 группа: Определите общее между наречиями каждого столбика.

Попробуйте предположить, когда на конце наречий пишется –о, а когда –а.

Подсказки (6 группа)

1. Есть ли приставки у наречий каждого столбика? Если есть, то какие?

2. Какой суффикс пишется на конце наречий каждого столбика?

3. От чего зависит написание суффиксов на конце наречий?

Ответы докладчиков. (Слайды 11-17)

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг другу улыбнулись!

Как пружинки мы присели

И тихонько вместе сели.

7. Составление алгоритма действий по правилу (Слайд 18)

- Давайте обобщим все сказанное и составим алгоритм действий по правилу.

- От чего зависит написание суффиксов –о и –а на конце наречий? (от приставок)

- Какой вопрос поможет начать рассуждать? (Есть ли у наречия приставка?)

- Если у наречия нет приставки, какой суффикс надо писать? (-о)

- Какой вопрос мы задаем, если у наречия есть приставка? (Какая приставка?)

- Если у наречия есть приставки за-, на-, в-, какой суффикс надо писать? (-о)

- Какие приставки указывают на суффикс –а? (из-, до-, с-)


/Выключить проектор!/

8. Применение правила

Работа по учебнику:

- Можно ли сказать, что эта тайна для нас уже раскрыта?

- Давайте выполним упражнения из учебника. В случае затруднений пользуйтесь

алгоритмом на карточке.

1) с.68 упр.1 – Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтальная работа с объяснением)

2) с.68 упр.2 – Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону на слайде (Слайд 19)

/Включить проектор для проверки!/

3) с. 69 упр.3 – Включение в систему знаний (работа в парах)

4) * Докажите, что вы запомнили правило. Работа в рабочей тетради на печатной основе: с.12 упр.1 – дополнить правило

9*. Составление предложений/ Рефлексия (Слайд 20)

- Кто хочет прочитать предложения, которые у него получились?

10. Подведение итогов

- Вспомним, какие задачи ставили на урок. (Слайд 22) Достигли?

- Какие пункты плана мы не выполнили?

- Какую тайну открыли?

- Переверните свой треугольник и оцените свою работу на уроке (заполнение оценочного листа).

- Прикрепите на доску желтые треугольники, как лучи солнца, и голубые треугольники, как капли дождя из тучки.

- Посмотрите на слово известно и доверчиво. (Слайд 23) Почему они не подчиняются нашему алгоритму?

- Но об этом мы узнаем завтра… А если найдутся желающие разгадать эту тайну сегодня – я буду рада.

11. Домашнее задание (Слайд 25)

Работать в Веб-Грамотее (50 слов) или вставить пропущенные буквы на карточке

с.69 упр.4 (выписать наречия с суффиксами –о, -а, объяснить их написание)

* А почему. - Попытаться объяснить написание слов известно и доверчиво (по желанию)

Оценить 1539 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: