Правописание гласных на конце наречий 4 класс 21 век конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Учебник: Русский язык: 4 класс: в 2 ч. Ч.2/С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко и др. М.:Вентана-Граф, 2014. - 192с.
УМК: Начальная школа XXI века. УМК Н.Ф. Виноградовой
Учитель МАОУ СОШ №14 имени А.Ф.Лебедева: Воспитанюк С.А.
Тема урока: Правописание гласных на конце наречий
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: формирование навыков правописания гласных -О,- А на конце наречий.
- уточнить представления детей о наречии;
- познакомить с правописанием суффиксов -а и -о в наречиях;
- графически объяснять написание гласных на конце наречий.
- развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий;
- развивать навык самостоятельной работы, коллективных способов обучения (умение работать в парах, группах) как средств формирования учебной деятельности;
- развивать логическое мышление, память, внимание, речь, языковое чутьё.
- воспитание таких качеств личности как целеустремлённость, внимательное отношение друг к другу.
Систематизировать знания учащихся о наречиях.
Формировать умения применять орфографические правила написания суффиксов в наречиях.
Совершенствовать умение проверять выполненную коллективную и самостоятельную работу.
Использовать наречия в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.
Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию, выполнять анализ, сравнение, делать умозаключения, выводы, обобщения.
Применять общий способ действия (алгоритм) для решения конкретных практических задач.
Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.
Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.
Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий.
Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Развивать навык сотрудничества в группах, парах;
Развивать самостоятельность в суждениях и тактичное отстаивание своей точки зрения;
Развивать навык оценивания своих достижений.
Эпиграф на доске:
Направо пойдешь - счастье найдешь,
Налево пойдешь - надежду найдешь,
Прямо пойдешь - человека найдешь,
Никуда не пойдешь - ничего не найдешь! (С.Острова)
- Чему учит эта притча?
- Вернёмся к нашему эпиграфу. Назовите слова, которые выделены в тексте. Что вы знаете о них? (наводящие вопросы - к какой части речи относятся эти слова, что вы знаете о наречии)
На доске слова: добел. занов. докрасн. издавн. начист. влев. вправ. издалек. снов. справ.
- Попробуйте поработать в паре с соседом по парте и разбейте их на две группы.
- Почему у нас получились разные варианты? В чём была трудность задания? Что мы ещё не знаем?
(Дети делают вывод, что не у всех получилось правильно вставить букву на конце наречия, потому что мы этого ещё не изучали).
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание гласных на конце наречий". Цель: знакомство с правописанием гласных -о и -а на конце наречий.
Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века)
Галинченко Елена Викторовна
учитель начальных классов
Тема: Правописание гласных на конце наречий
Цель: знакомство с правописанием гласных –о и –а на конце наречий.
Планируемые результаты:
предметные: знания о наречии, умение составлять алгоритм решения орфографической задачи, навык правописания гласных на конце наречий;
метапредметные: умение анализировать и обобщать информацию; контроль собственных действий в соответствии с алгоритмом; понимание информации, представленной в виде модели; обогащение словарного запаса учащихся; осуществление оценки/самооценки действий;
личностные: познавательный интерес к русскому языку, соблюдение культуры общения в группе со сверстниками.
Оборудование:
проектор, компьютер, презентация;
стенд с планом урока;
карточки для работы в парах,
карточки для рефлексии и самооценки.
Формы работы:
Методы работы:
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I этап. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)
Цели этапа:
- создание ситуации готовности к уроку;
- включение в деловой ритм.
У.- Послушайте, какая тишина
Это в школе начались уроки.
Мы не будем с вами тратить время зря,
А приступим дружно к работе.
У. -Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок для вас будет очень полезным. Вы будете наслаждаться общением друг с другом. А самое главное вы пополните багаж ваших знаний.
Проверяют организацию рабочего места.
Настраиваются на рабочий лад.
Личностные: - самоопределение;
Регулятивные: - целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цели этапа:
- активизация знаний учащихся;
- создание проблемной ситуации.
- Мы продолжаем исследовать наречие как часть речи. Но, чтобы продолжить наши исследования, мы должны обязательно вспомнить то, что мы уже знаем о наречии и выделить то, над чем нам нужно с вами поработать.
- Для этого я приготовила для вас блиц-опрос.
- Ваша задача – читать вопрос и отвечать полным ответом на данный вопрос.
- Пожалуйста, кто желает нам показать свои знания?
1. От чего зависит написание букв о и а на конце наречий?
2. На какие вопросы отвечает наречие?
3. Каким членом предложения чаще всего бывает наречие?
4. С какими частями речи может быть связано наречие?
5. Что обозначает наречие как часть речи?
6. Как изменяется наречие?
7. Как образуются наречия?
Блиц-опрос. Отвечают на вопросы
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:
общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели,
логические - формулирование проблемы
Личностные:
мотивация к изучению данной темы
III. Открытие нового знания.
1. Постановка учебной задачи.
2. Построение проекта выхода из затруднения.
На доске вопрос
У.- От чего зависит написание букв о и а на конце наречий?
Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня? Сформулируйте.
(Правописание гласных на конце наречий)
Слайд 1 (прочитайте громко тему урока)
У. - Откройте тетради, запишите число, тему урока.
Что бы вы хотели узнать на уроке, чему хотели бы научиться??
Я хочу узнать…(в каких случаях пишется в наречии о и а?)
Я хочу научиться…(правильно писать наречия с гласными а и о)
У. – Мы можем приступить к изучению нового материала?
Тему определили, цели поставили, можно изучать тему? Мы все этапы прошли?
Д. – Нет. Мы не составили план работы.
У. – А зачем нам нужен план?
Д. – Чтобы мы правильно работали с планом и пошагово выполняли учебные действия.
Над чем мы теперь должны подумать?
(Над планом работы)
У. - На доске пункты плана, но их нужно расположить в правильном порядке.
У. – Чтобы открыть что-то новое, мы должны сначала наблюдать и исследовать.
У. – Затем, что мы должны делать? (открывать новые знания)
У. - Мы составили план наших действий. А оценивать вы будете себя на листах самооценки, которые лежат у вас у каждого на столе.
-Согласно критериям вы будете самостоятельно оценивать свою работу, либо работу вашей пары или группы.
- Помимо вопроса, который мы определили для себя, мы еще с вами будем продолжать формировать умение работать в парах, группах, а самое главное, что вас сегодня ждет интереснейшая работа по составлению модели правила.
Вернемся к 1 пункту плана.
Мы будем исследовать и наблюдать.
У. – Что мы сейчас будем исследовать и наблюдать? Мы будем сейчас выполнять работу по карточке №1
Карточка №1
Распределите слова по группам в зависимости от буквы гласного на конце наречия.
Слева, вправо, справа, направо, изредка, досыта, начерно, засветло, запросто, дочиста.
Сделайте вывод: от чего зависит написание букв о и а на конце наречий?
У. - Может кто-то что-то заметил?
(Я заметил велосипедик. Это, значит, мы будем работать в парах)
- Прочитайте задание и задайте мне вопросы на понимание этого задания, если они есть.
- По окончанию работы, вы должны будете оценить работу своей пары, критерии у вас в листах самооценки.
-Как мы работаем в паре?
Дети показывают готовность пары.
Проверка. Читают задание из карточки.
Какой вывод мы можем сделать?
Как работала ваша пара? (Я считаю, что наша пара работала хорошо, потому что…)
Лист самооценки
-Оцените как работала ваша пара (поставьте значок в таблице)
- Выполняя данное задание, на какой вопрос вы ответили? (цель урока)
- Можем ли мы сказать, что справились с этим заданием? (Да)
- Но правильно ли мы сделали вывод? Как нам это узнать?
К чему нам нужно обратиться? (К учебнику)
Чтение правила вслух.
У. – Можно ли сказать, что мы с вами на правильном пути?
У. - Я вам предлагаю преобразовать правило и выполнить работу, о которой я говорила вначале урока. Работу по составлению модели правила
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- владение монологической и диалогической формой высказывания;
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
Регулятивные:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
Познавательные:
- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;
- моделирование;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
IVэтап. Первичное закрепление. (10 мин)
Проверка осознанности восприятия детьми материала. Первичное обобщение. Организует проверку самостоятельной работы
Цель: знакомство с правописанием гласных –о и –а на конце наречий.
Планируемые результаты:
предметные: знания о наречии, умение составлять алгоритм решения орфографической задачи, навык правописания гласных на конце наречий;
метапредметные: умение анализировать и обобщать информацию; контроль собственных действий в соответствии с алгоритмом; понимание информации, представленной в виде модели; обогащение словарного запаса учащихся; осуществление оценки/самооценки действий;
личностные: познавательный интерес к русскому языку, соблюдение культуры общения в группе со сверстниками.
Оборудование:
проектор, компьютер, презентация;
стенд с планом урока;
карточки для работы в группах,
алгоритм работы по правилу,
треугольники /карточки для рефлексии и самооценки/,
карточки с домашним заданием,
1. Мотивация к учебной деятельности
- Начинаем наш урок.
- Прочитайте пословицу (Слайд 2):
Выучишь правило – выполнишь ….. задание.
- Какое слово пропущено? (верно)
- Какой частью речи оно является? (наречие)
- В тетради запишите число и спишите пословицу. Она подскажет, чем мы сегодня займемся на уроке.
- Что мы сегодня будем делать на уроке? Какие цели и задачи поставим перед собой? Сформулируйте предложения, используя глаголы (повторять, изучать, применять). (Слайд 3)
2. Планирование учебной деятельности
- Исходя из вышеизложенного, давайте познакомимся с планом сегодняшнего урока (на стенде).
Повторение: такие разные наречия
Составление алгоритма действий
Применение нового правила
Такие нужные наречия (составление предложений с использованием наречий)
3. Актуализация знаний:
- Что мы уже знаем о наречиях?
Наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и признак предмета.
Наречия отвечают на вопросы где? когда? как? зачем? в какой мере?
Наречия образуются от качественных имен прилагательных и от формы творительного падежа имен существительных.
Наречия не изменяются.
Наречия примыкают к главному слову и могут пояснять глагол, имя прилагательное, реже имя существительное.
Наречия чаще всего в предложении являются обстоятельствами, но иногда могут быть определением.
Чаще всего наречие поясняет глагол, реже прилагательное или существительное.
- К какому слову относится наречие в пословице? На какой вопрос отвечает? (Слайд 5)
- Каким членом предложения является слово верно в пословице?
2) работа с фразеологизмами: повторение изученных орфограмм (Слайд 6)
- Замените фразеологизм наречием:
Рукой подать (близко)
За тридевять земель (далеко)
Положа руку на сердце (честно)
В два счета (легко)
На вес золота (дорого)
- Назовите, какие орфограммы встретились в словах? (правописание проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, суффикс –о на конце наречий)
4. Знакомство с темой урока: выявление места затруднений (Площадь Грамотности)
- Настало время познакомиться с темой урока.
- Почему часть улиц, ведущих на площадь Грамотности зеленые, а другие белые? (известные и неизвестные правила) (Слайд 7)
- Какие орфограммы, встречающиеся при написании наречий, мы знаем? (безударные проверяемые гласные, парные и непроизносимые согласные, правописание приставок) (Слайд 8)
- А сегодня мы познакомимся еще с одним правилом. Как вы думаете, в какой части слова встретится это правило? В суффиксах или в окончаниях наречий?
- Я очень надеюсь, что вы сможете раскрыть тайну правописания суффиксов наречий. (Слайд 9)
- Вы будете совершать свои открытия в группах по 4 человека.
- Посмотрите на экран. На слайде наречия разбиты на 3 столбика. Каждая группа должна ответить на свой вопрос. В случае затруднения можно воспользоваться подсказками.
1 группа: Что общего в составе слова у наречий 1-ого столбика?
(нет приставок, оканчиваются на –о)
Подсказки (1 группа)
1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?
2. Каким способом образованы наречия?
3. Есть ли у наречий приставки?
4. Какой суффикс пишется на конце наречий?
2 группа: Что общего в составе слова у наречий 2-ого столбика?
(есть приставки в-, на-, за-, оканчиваются на –о)
Подсказки (2 группа)
1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?
2. Каким способом образованы наречия?
3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?
4. Какой суффикс пишется на конце наречий?
3 группа: Что общего в составе слова у наречий 3-его столбика?
(есть приставки с-, из-, до-, оканчиваются на –а)
Подсказки (3 группа)
1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?
2. Каким способом образованы наречия?
3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?
4. Какой суффикс пишется на конце наречий?
4 группа: Распределить по столбикам слова сух_, досух_, насух_. Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.
Подсказки (4 группа)
1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?
2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и 3-его столбиков.
3. Какой суффикс пишется на конце наречий?
5 группа: Распределить по столбикам слова дочист_, чист_, начист_. Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.
Подсказки (5 группа)
1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?
2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и 3-его столбиков.
3. Какой суффикс пишется на конце наречий?
6 группа: Определите общее между наречиями каждого столбика.
Попробуйте предположить, когда на конце наречий пишется –о, а когда –а.
Подсказки (6 группа)
1. Есть ли приставки у наречий каждого столбика? Если есть, то какие?
2. Какой суффикс пишется на конце наречий каждого столбика?
3. От чего зависит написание суффиксов на конце наречий?
Ответы докладчиков. (Слайды 11-17)
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали,
На носочках потянулись
И друг другу улыбнулись!
Как пружинки мы присели
И тихонько вместе сели.
7. Составление алгоритма действий по правилу (Слайд 18)
- Давайте обобщим все сказанное и составим алгоритм действий по правилу.
- От чего зависит написание суффиксов –о и –а на конце наречий? (от приставок)
- Какой вопрос поможет начать рассуждать? (Есть ли у наречия приставка?)
- Если у наречия нет приставки, какой суффикс надо писать? (-о)
- Какой вопрос мы задаем, если у наречия есть приставка? (Какая приставка?)
- Если у наречия есть приставки за-, на-, в-, какой суффикс надо писать? (-о)
- Какие приставки указывают на суффикс –а? (из-, до-, с-)
/Выключить проектор!/
8. Применение правила
Работа по учебнику:
- Можно ли сказать, что эта тайна для нас уже раскрыта?
- Давайте выполним упражнения из учебника. В случае затруднений пользуйтесь
алгоритмом на карточке.
1) с.68 упр.1 – Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтальная работа с объяснением)
2) с.68 упр.2 – Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону на слайде (Слайд 19)
/Включить проектор для проверки!/
3) с. 69 упр.3 – Включение в систему знаний (работа в парах)
4) * Докажите, что вы запомнили правило. Работа в рабочей тетради на печатной основе: с.12 упр.1 – дополнить правило
9*. Составление предложений/ Рефлексия (Слайд 20)
- Кто хочет прочитать предложения, которые у него получились?
10. Подведение итогов
- Вспомним, какие задачи ставили на урок. (Слайд 22) Достигли?
- Какие пункты плана мы не выполнили?
- Какую тайну открыли?
- Переверните свой треугольник и оцените свою работу на уроке (заполнение оценочного листа).
- Прикрепите на доску желтые треугольники, как лучи солнца, и голубые треугольники, как капли дождя из тучки.
- Посмотрите на слово известно и доверчиво. (Слайд 23) Почему они не подчиняются нашему алгоритму?
- Но об этом мы узнаем завтра… А если найдутся желающие разгадать эту тайну сегодня – я буду рада.
11. Домашнее задание (Слайд 25)
Работать в Веб-Грамотее (50 слов) или вставить пропущенные буквы на карточке
с.69 упр.4 (выписать наречия с суффиксами –о, -а, объяснить их написание)
* А почему. - Попытаться объяснить написание слов известно и доверчиво (по желанию)
Оценить 1539 0
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Читайте также: