Правописание частицы не и ни с разными частями речи конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Попутное повторение пунктуации: знаки препинания при однородных членах предложения, в сложном предложении, при причастных и деепричастных оборотах.

Оборудование: дидактические карточки, репродукции картин Н.Рериха, опорные схемы, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Различение частиц НЕ и НИ”, вспомним пунктуацию в простом предложении с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, в сложных предложениях.

II. Актуализация опорных знаний

Цель: восстановить в памяти учащихся некоторые фрагменты прошлого урока

Обратиться к опорным конспектам (приложение 1)

НЕ с причастиями, деепричастиями ,глаголами группа “А”

НЕ и НИ с местоимениями группа “В”

НЕ и НИ с существительными, прилагательными и наречиями группа “С”

Проверить дифференцированное домашнее задание

“А” - составить текст из 5-6 предложений с риторическими вопросами и восклицательными предложениями с использованием частиц НЕ и НИ на тему “Летние забавы”;

“В” - составить словарную работу на тему “Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи” по главе из повести М.Горького “Детство”;

“С” – упражнение № 1052 по “Сборнику заданий по русскому языку” для 6-7 кл. Л.Д.Беднарской, В.В.Бабайцевой.

1. Словарная работа

Неопытный стажёр, ещё не использованные резервы, неисправный прибор, далеко не единственный, не способен лгать, неподдельный восторг, не исчезая надолго, неосуществимая мечта, не сиреневый туман, не прошлогодний снег, не смотря ни на кого; не яркий, а бледный; конверт не запечатан; неясный, но тёплый день; очень необычный, несмотря на пургу, не видящий в темноте, непиленые дрова, одет не по-модному, отнюдь не скромный.

А) Работа с пятью первыми примерами на доске

Б) Проверяем у группы “С” домашнее задание (по сборнику)

2. Шуточный диктант (комментированно, по “цепочке”)

Вовсе (не)сложно решить задачу с (не)сколькими неизвестными. (Не)вероятно трудно написать диктант с бесчисленным количеством (ни)кем (не)изученных орфограмм и никогда (не)преподаваемых пунктограмм. (Не)поддающиеся проверке ударением слова так и хочется написать (не)правильно, все союзы (не)пременно нужно разделить отнюдь (не)ровной чертой или никак (не)объяснимым дефисом. При этом, как бы учитель ни пытался подсказать интонацией необходимые запятые, (ни)кто (не)собирался прислушиваться.

  1. Вовсе (не)большой остров посетить отнюдь (не)просто.
  2. (Ни)кем (не)исследованный маршрут мы (не)сможем пройти за (н?)сколько минут.
  3. (Не)громкую песню (не)удастся сыграть далеко (не)маленькому оркестру.
  4. (Не)ожиданное появление (не)поддаётся объяснению.
  5. Человек, (не)стремящийся к общению, начал ценить уединение.
  6. Ваш (не)возмутимый вид (н?)кого (не)удивит.
  7. Долго (не)прекращающийся дождь продолжает причинять массу (не)удобств.
  8. (Не)любимый урок (не)сможет пойти впрок.
  9. (Не)навидящий людей сосед себе сумеет принести только вред.

Прокомментировать знаки или их отсутствие во 2, 5, 7, 9 предложениях.

3. Творческая работа (на экране текст, ученики работают устно, обсуждают варианты, учитель или консультант вставляет предложенные прилагательные).Учитель читает этот отрывок в подлинном виде из рассказа А.П.Чехова, отмечаем различие.

Отрывок из рассказа А.П.Чехова. Вставить вместо точек подходящие по смыслу прилагательные с НЕ. Объяснить постановку или отсутствие запятой перед союзом И.

Я возвращался домой и забрел в какую-то . (незнакомую) усадьбу. (Неяркое) . солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись . (неровные) вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стояли, как две сплошные . (непроходимые) стены. Я легко перелез через . (небольшую) изгородь и пошёл по этой . (необычной) алее. Еловые иглы на вершок покрывали землю.

Было тихо, темно, и только высоко на . (недосягаемых) вершинах кое - где дрожал . (неяркий) золотой свет и переливал радугой в . (невидимых) сетях паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут . (небывалое) запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались . (неподвижные) тени.

4. Из группы “А” один ученик рассказывает по опорному конспекту “Различение частиц НЕ и НИ” (приложение 2, приложение 3)

5. Всем раздаю листы с такими примерами:

  1. Где он ни был, все о нём помнили. (Могла ли остаться память, если он там не был?)
  2. Не получалось ничего, что бы он ни делал! (Он делал, но не получалось)
  3. И куда он ни обращался, он везде получал отказ. (Мог ли он получить отказ, если бы не обращался?)

НИ в придаточном предложении - “довесок” к относительным местоимениям, его можно убрать (читаем предложения без НИ).

  1. Куда бы путник ( не, ни) спешил, всегда усердную молитву он у часовни приносил. (М.Ю.Лермонтов)
  2. И кого (не, ни) спросит он, всем вопрос его мудрён. (А.С.Пушкин)
  3. А если спросит кто-нибудь. ну кто бы (не, ни) спросил, скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был.

7. Учитель обращает внимание детей на то, что такое риторическое восклицание, вопрос.

Риторический вопрос, восклицание - это стилистические фигуры, с помощью которых усиливается выразительность текста. Риторический вопрос не требует ответа. Например:

Кто не ошибался в юности? (т.е. всякий ошибался)

Риторика(греч.)- наука красноречия, изящесловие.

Ритор – учитель красноречия; красноречивый, речистый человек.

Риторить – говорить или писать речисто, цветисто, искусно и искусственно, старательно подражать изящным писателям, а потому и говорить напыщенно и холодно.

А) Из повести Пушкина “Станционный смотритель”:

Кто не знает станционных смотрителей?
. Кто ж и не знал её?
Уж я ли не любил моей Дуни!
Где он только не был!
Чего он только не делал!

Куда он только не обращался!(вопросительные и восклицательные предложения) НО. Бывало, кто ни приедет, всякий похвалит, никто не осудит. (т.е. всякий, кто приедет, похвалит )

Б) Из статьи В.Г. Белинского об И.А. Крылове (устно объяснить постановку НЕ и НИ, указать предложения с причастными и деепричастными оборотами и объяснить знаки при них, найти сложноподчинённое предложение, определить виды придаточных, найти устаревший союз).

Не был ли он и при жизни своей живым памятником Петербурга? Кто из петербургских жителей не знал его по крайней мере с виду? Кто не имел случая любоваться этим открытым широким лицом, на коем отпечатлевалась сила мысли и отсвечивалась искра возвышенного дарования? Кто не любовался этою могучею, обросшею седыми волосами львиною головою, недаром приданной баснописцу, который также повелитель зверей- этим монументальным, богатырским дородством, напоминающим нам запамятованные времена, воспетого им Ивана Богатыря? Кто, и незнакомый с ним, встретя его, и не говорил: вот “дедушка” Крылов! И мысленно не поклонился поэту, который был близок каждому русскому?

8. Задание: давайте перенесемся мысленно в картинную галерею на выставку картин Николая Рериха. Перед нами “картинка с выставки”. Представьте себя гидом. Прочтем текст(на доске – иллюстрации картин Н.Рериха “Гималаи”)



  • Докажите, что перед вами текст.
  • Определите тему текста, придумайте заголовок.
  • Найдите средства связи предложений и охарактеризуйте их. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
  • Выполните предложенные задания.

Кто (н. )слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием “Гималаи”?

Кто (н. ) оказывался на выставке всякий не мог остаться равнодушным. Не раз замечено что горы изображенные на полотнах могут повлиять на самочувствие хотя н. разу не проводилось н. каких исследований. Н. один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но н. запретить н. спрятать искусство не удастся н. кому.

  • Ученики из группы “А” – молча проверяют, объясняют по знаку учителя;
  • ученики из группы “С” – рассказывают о постановке НИ-НЕ;
  • ученики из группы “В” – комментируют постановку знаков препинания.

Эта работа не оценивается, дети проверяют себя, а на следующем уроке будет дифференцированная работа по подобному тексту .

Проверить домашнее задание у группы “А” (сочинить рассказ) .

9. Учитель: “А теперь продолжим знакомство с картинами Н.Рериха и заполним перфокарты, которые позволят очень быстро выявить уровень усвоения темы “Различение частиц НЕ и НИ”(раздаю карточки для каждой из групп).

I вариант – группа В

Горы производят незабываемое впечатление. Н. один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

Н. одного мгновения не хочется терять. Кто н. хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

Что н. говори, горы всегда прекрасны. Сколько н. смотри на это чудо, оно никогда не надоест.

Эту вершину пытались покорить н. раз. И н. разу восхождение не было легким. Вокруг н. души.

Равнодушно относиться к горам не могут н.. начинающие, н. опытные альпинисты.

II вариант – группа С

В предрассветной тишине не слышно н.. шороха.

Ощутить себя частичкой мироздания дано н.. каждому.

Н.. славы, н.. денег не требуют отважные путешественники.

Н.. раз художники пытались изобразить горы.

Но н.. один из них не смог превзойти своим мастерством Рериха.

Разве вы н.. мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?

Как н.. трудно приходится альпинистам, но никто из них не отчаивается.

На подготовку к восхождению уходит н.. один день.

Группа “А” по данным ниже опорным словам пишет мини-сочинение.

Работа по составлению текста на основе картины

Цель: формирование умения самостоятельно строить письменное высказывание

Легко ли описать картину, на которой изображены горы? Сейчас каждый из вас сможет ответить на этот вопрос. Допишите текст об этом прекрасном явлении природы, вдохновлявшем и художников, и поэтов.

Когда я вижу горы, то не могу . .

Не одно столетие . Ни ветер, ни солнце не властны . . Даже человек, сколько бы ни пытался , не способен . . Горы – это непостижимая тайна, и ни один из нас не . .

Сама пробую составить текст:

. не могу оторвать свой взгляд от этих снежных исполинов. . возвышаются они, устремив остроконечные вершины в бездонное голубое небо . над могучими созданиями, хранящими в себе много тайн и загадок природы. . не способен покорить эти таинственные (сфинксы) творения природы . . . не сможет сказать, что, встретившись с ними, остался равнодушным.

10. Работа по развитию речи

  1. Нельзя не восхититься восторжествованием красоты.
  2. Ни один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.
  3. Рассматривая картины Н.К.Рериха, нас не покидает желание оказаться рядом с окутанными туманом вершинами.

11.. Цель задания: объяснить правило написания НЕ и НИ с различными частями речи на текстовом, напечатанном материале; организовать поиск, т.е. увидеть, как написано, понять, почему написано так, а не иначе, увидеть, какому пункту конспекта соответствует тот или иной пример.

  1. И уже было не пятнышко.
  2. Только разве . по небольшим рожкам . можно было догадаться, что он не немец, и не губернский стряпчий, а просто чёрт.
  3. И несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ.
  4. Я совсем не хороша.
  5. Кумова жена была такого рода сокровище, каких немало на белом свете.
  6. Государыня не могла не улыбнуться, слыша такой комплимент из уст простодушного кузнеца.
  7. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат.
  8. Где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе.
  9. Не хочу . ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства.
  10. Пацюк – ни слова и доедал остальные галушки.
  11. Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски.
  12. Наконец поспешно спрятал в кармане и, как будто ни в чём не бывало, побежал дальше.
  13. В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц.

12. Материал для самостоятельной работы(на карточках либо через проектор)

  1. Недочитанная книга что (н)пройденный путь.
  2. С тех пор нам были уже не опасны (н)хищный зверь, (н)птица.
  3. Кругом (н)деревца.
  4. (Н)какая работа не страшна.
  5. Щенок уселся как (н) в чем не бывало.
  6. Утром мы (н)ждали ни дождя, ни грома.
  7. Что (н)спроси, растолкует, научит.
  8. (Н )когда печалиться, надо работать.
  9. Куда ворона (н)полетела, везде она будет хуже сокола.
  10. В зависти нет (н)проку, (н )радости.
  1. В предрассветной тишине не слышно н. шороха.
  2. Ощутить себя частичкой мироздания дано н. каждому.
  3. Н. славы, н. денег не требуют отважные путешественники.
  4. Н. раз художники пытались изобразить горы.
  5. Но н. один из них не мог превзойти своим мастерством Н.Рериха.
  6. Разве вы н. мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?
  7. Как н. трудно приходится альпинистам, но никто из них не отчаивается.
  8. На подготовку к восхождению уходит н. один день.
  9. Тот, кто побывал в горах, н. разу не пожалеет о проведенном времени.
  10. Мы должны добраться во что бы то н. стало.
  1. Н. стыдно н. знать, стыдно н. учиться.
  2. Н. брани и н. хвали того, кто н. испытан тобой н.. в деле, н.. в пути.
  3. Сад н..большой, но яблоки в нем крупные.
  4. Мальчик н..чаянно разбил стекло.
  5. По небу, н..сколько не торопясь, движутся облака.
  6. Анна была н.. в чем н.. виновата.
  7. Н.. разу я не был в туманном краю.
  8. Н..чего н..кому не скажу, так как н..кому говорить.
  9. Н.. раз пытался он постичь эту науку.

13. Дидактический сундучок.

  1. Сколько утка н.. бодрись, а лебедем не быть.
  2. Она н..чего н.. делает.
  3. Он все делает хорошо, что н.. поручи.
  4. Если б я только н..когда не жил, н..когда не пел и не любил.
  5. Н.. раз в бездонность рушились миры, н.. раз труба архангела трубила, но н.. была добычей для игры его великолепная могила.
  6. Нежно небывалая отрада прикоснулась к моему плечу, и теперь мне н..чего не надо, н.. тебя, н.. счастья не хочу.
  7. Н..смотря на трудности, мы сделали эту работу.
  8. Борис н.. о чем не думал, н.. на что не обращал внимания.
  9. Ружье оказалось (н..)заряженным.
  10. Печаль беде н.. помощник.

14. Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками, данными в скобках.

Иногда люди хотят, чтобы их н.. узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) н.. родственники, н.. соседи, н.. чужие (частицу можно опустить и заменить союзом И). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав н.. свет н.. заря (фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только н.. хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто н.. приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение (предложение сложное, частицу можно опустить, и смысл не изменится). Но как н.. старался (предложение сложное, частицу можно опустить, и смысл не изменится) этот скромный труженик, н.. одна (ничто) из его работ н.. доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника, потому что, по обычаю, все сгорало в огромном костре. Н.. раз (много раз) обижался мастер на эту традицию, но н.. разу (никогда) никому н.. жаловался (если опустить частицу, смысл изменится на противоположный), ведь он дарил людям радость.

(По Е. Пономареву)

1. Е.А.Полежаева “Современные открытые уроки русского языка” 7 класс - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002 г.

2. В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская. “Русский язык. Сборник заданий. 6-7 класс” к учебнику В.В.Бабайцевой “Русский язык.Теория.5-11 классы” - Москва: “Дрофа”, 2000 г.

3. С.А.Романова “Тематическая разработка уроков русского языка. 7 класс”. - Москва: “Школьная пресса”, 2004 г.

4. Учебник для ОУ под редакцией С.Н.Пименовой “Русский язык. Практика.7 класс”. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 13-е издание. - Москва: “Дрофа”, 2002 г.

5. В.В.Бабайцева “Русский язык.Теория.5-11 классы. Учебник для ОУ. 4-е издание. - Москва: “Дрофа”, 2002 г.

6. Д.Э.Розенталь “Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы”. – Москва: “Просвещение”, 1990 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- способствовать обогащению лексического состава речи, совершенствовать мыслительные операции.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Основные виды деятельности: развернутые ответы по теме урока, письменная работа, самостоятельная работа учащихся.

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса рассчитана на 140 часов и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. На повторение изученного в 5-6 классах предполагается по программе 39 часов.

Вступительное слово учителя. Здравствуйте, сегодня, ребята, тему урока вы определите сами. Для этого запишем под диктовку словосочетания и определим общую орфограмму для записанных слов. А в конце урока, когда повторим правило, проверим правильно ли вы записали все словосочетания и объясним написание.

Небольшой дом,

не думать ни о чем,

вовсе не интересно,

не сделав задание,

быть неряхой,

непридуманная история.

На слайде — таблица с примерами употребления частиц не и ни. Глядя на примеры, вы должны сами сформулировать правила, когда не и ни употребляются слитно или раздельно.

1. - ненавидеть, негодовать;

- ненавидя, негодуя;

2. - недоумевать;

- недоумевая.

(не употребляется без не)

1.- не знать, не читать;

- не зная, не читав.

(в остальных случаях не употребляется раздельно)

1. - неряха, невежа;

- небрежный, неряшливый;

- нелепо, небрежно;

(не употребляется без не)

2. - неправда (ложь),

недруг (друг);

- немаленький (большой),

немолодой (старый);

- неглупо (умно);

(не употребляется слитно, если можно подобрать синоним)

3. Весьма (чрезвычайно, крайне) неинтересный фильм;

(не употребляется слитно, если есть специальные слова)

4. Некогда, негде, никогда, нигде. (не и ни употребляются слитно с отрицательными наречиями)

1. - не друг, а враг;

- не большой, а маленький;

- не смешно, а грустно;

(не употребляется раздельно, если есть или предполагается противопоставление)

2. - вовсе (далеко, ничуть, отнюдь) не правда;

- вовсе (далеко, ничуть, отнюдь) не умный;

- вовсе (далеко, ничуть, отнюдь) не смешно.

(не употребляется раздельно, если есть или предполагается противопоставление)

1. Незаконченное письмо,

недописанный роман,

нетронутый снег.

(не употребляется слитно, если полные причастия не имеют при себе зависимых слов)

1. Не законченное вовремя письмо,

не дописанный автором роман,

не тронутый птицами снег;

(не употребляется раздельно, если полные причастия имеют при себе зависимые слова)

2. Не законченное, а только начатое письмо;

(не употребляется раздельно, если есть или предполагается противопоставление)

3. Письма не прочитаны,

роман не дописан.

(не употребляется раздельно с краткими причастиями)

1. - некому, нечем, некто;

(не употребляется слитно с неопределенными местоимениями без предлогов; частица не употребляется, если она в местоимении под ударением)

- никому, ничем, никто, никакой.

(ни употребляется слитно с отрицательными местоимениями без предлогов; частица ни употребляется, если она в местоимении не под ударением)

1. - не для кого,

(не употребляется раздельно с неопределенными местоимениями с предлогами; частица не употребляется, если она в местоимении под ударением)

(ни употребляется раздельно с отрицательными местоимениями с предлогами; частица ни употребляется, если она в местоимении не под ударением)

2. Не нам судить,

не мой кабинет.

(не употребляется раздельно с местоимениями других разрядов)

Теперь давайте проверим написание частиц в словосочетаниях, которые мы записали в начале урока.

Небольшой (слитно, т.к. можно подобрать синоним маленький) дом,

не думать (раздельно, т.к. не с глаголами употребляются раздельно) ни о чем (раздельно, т.к. отрицательное местоимение употреблено с предлогом; частица не под ударением, поэтому ни),

вовсе не интересно (раздельно, т.к. наречие употреблено со специальным словом вовсе),

не сделав задание (раздельно, т.к. деепричасия употребляются с не раздельно),

быть неряхой (слитно, т.к. данное существительное без не не употребляется),

непридуманная история (слитно, т.к. данное полное причастие не имеет при себе зависимых слов).

Сейчас на доске вы видите поговорки, в которых нужно выделить орфограмму на сегодняшнюю тему и определить правильное написание.

Друг познаётся в несчастье. (не употребляется без не)

Красна дружба не лестью, а правдой и честью. (есть противопоставление)

У неряхи да непряхи нет и путной рубахи. (не употребляется без не)

Головня на шесток упала – нечаянный гость. (не употребляется без не)

Небольшой дождишко, а лодырям отдышка. (можно подобрать синоним маленький)

И зубы есть, да нечего есть. (неопред. местоимение без предлога, под ударением)

Лодырю всегда нездоровится. (не употребляется без не)

Не давши слова – крепись, а давши – держись. (не с деепр. раздельно)

Не убив медведя, шкуры не дели. (не с глаг. и деепр. раздельно)

Итак, мы разобрали новый материал. В качестве проверки и закрепления сейчас мы проведем небольшую самостоятельную работу, а перед этим давайте еще раз повторим пройденный материал.

С какими частями может употребляться частица не? (с глаголом, деепричастием, существительным, прилагательным, наречием, причастием, местоимением)

С какими частями речи может употребляться частица ни? (с наречиями, местоимениям) От чего зависит написание частиц не и ни в наречиях и местоимениях? (частица не употребляется, если она в местоимении или наречии под ударением, частица ни употребляется, если она в местоимении или наречии не под ударением)

В каких случаях употреблении частицы не зависит от синонима к слову, с которым употребляется частица? (существительное, прилагательное, наречие; частица не употребляется слитно, если можно подобрать синоним)

В каком случае не или ни употребляется с местоимениями раздельно? (не или ни употребляется раздельно с местоимениями с предлогами)

1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А. Эта книга (не)интересная.

Б. Новая папка оказалась (не)нашей.

В. Я допустил (не)простительную ошибку.

Г. Мы с Ваней (не)разлучные друзья.

2. В каком ряду во всех словах пишется НЕ? Определите написание частицы во всех случаях и обозначьте.

А. н. сколько часов, н. которые вопросы, н. сколько н. устал.

Б. н. кто н. знает, н. где н. видел, н. о чём н. спрашивал.

В. н. где сесть, н. куда идти, н. разу н. опоздал.

Г. н. мог н. понимать, гулять н. пойдёшь, н. отдыхать.

3. В каком ряду во всех словах НЕ пишется раздельно? Определите написание частицы во всех случаях и обозначьте.

А. ещё (не)глаженное бельё, (не)решённая студентом задача, теорема (не)доказана.

Б. (не)отвечая на вопрос, (не)льзя, (не)медленно, а быстро.

В. (не)навидя плохую погоду, (не)далеко, (не)дочитанная статья.

Г. совсем (не)распустившийся бутон, комната(не)проветрена, (не) истово.

4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Определите написание частицы во всех случаях и обозначьте.

А. Лысый господин с (не)доумением рассматривал странного мальчика. (Андреев Л.)

Б. Из-за пушистого снега на дороге (не)слышно было даже своих шагов.(Тендряков В.)

В. Круглые булыжники мостовой были (не)похожи один на другой, как разные братья. (Тынянов Ю.)

Г. Корчма представляла собой едва ли (не)удвоенную в размерах крестьянскую хату.

Домашним заданием у вас будет упр. 25. В данном упражнении вы также должны будете определить правильно написание не и ни с разными частями речи и объяснить написание. Выполнить упражнение нужно письменно в рабочей тетради. (Комплексное употребление правил в предложениях; повторение материала, пройденного в классе; закрепление знаний и навыков)


Проверочная работа

1. Силы коняге набраться неоткуда. (М. Салтыков-Щедрин)

2. В рот ничего не возьму в вашем буфете! (М. Булгаков)

3. Короче говоря, полемизировать мне не с кем и не о чем. (Т. Толстая)

4. Неторопливым шепотом начала она объяснение.

5. Эти места почти не исследованы.

6. На столе лежала непрочитанная книга.

7. Ученик зашел в класс, не объяснив причину своего опоздания учителю.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

Открытый урок

в рамках недели русского языка

в 10-Б классе

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи .

Подготовила учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Будченко Антонина Петровна

Алушта,2018г.

Тема : Правописание НЕ и НИ с разными частями речи .

б ) развитие : орфографической зоркости ; мыслительных операций : наблюдения , анализа , обобщения ; умения аргументировать ответы ;

в ) воспитание : любви к родному отечеству, окружающей среде,

Организ . момент . Мотивация к учебной деятельности .

Учитель читает стихотворение , постановка темы , проблемы урока .

Побывал я однажды в стране ,

Где исчезла частица НЕ .

Посмотрел я вокруг с доуменьем :

Что за лепое положенье !

Но кругом было тихо - тихо ,

И во всём была разбериха .

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки .

И погода стояла настная ,

И гуляла собака счастная .

И , виляя хвостом уклюже ,

Пробегала пролазные лужи .

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый , причёсанный ряха .

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа .

А из школы , взявшись за ручки ,

Чинным шагом вышли доучки .

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна .

Очень жаль , что только во сне

Есть страна без частицы НЕ .

Давайте определим тему нашего урока :

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи .

Определите цели урока:

. Словарный диктант по материалам повторения .

Орфографический практикум . Задание : распределить в 2 столбика словосочетания с раздельным и слитным написанием не - ни с различными частями речи , дать объяснение : какая часть речи

Голубая незабудка , не друг , а враг ; невоспитанный недоросль , говорить неправду , не высокий , а низкий ; ненавидеть врагов , не остался в стороне , не глядя по сторонам , неспетая песня , песня не спета , неисправленные ошибки , не придуманная , а реальная история ; улицы не освещены , некого спросить , не у кого взять .

Актуализация изученного материала .

В данном вопросе есть своя изюминка : множество слов допускают употребление и НЕ - частицы ( пишется раздельно ), и НЕ - приставки ( пишется слитно ).

Приставка НЕ – это утверждение противоположного , возможна замена синонимом : неправда – ложь . Частица НЕ – отрицание , возможно противопоставление : не правда , а ложь .

НЕ всегда пишется раздельно : с глаголами , деепричастиями , краткими причастиями , прилагательными в сравнительной степени , числительными , предлогами , союзами , а также со словами , которые обычно выступают в функции сказуемого : рад , должен , обязан , согласен , намерен , надо , нужно .

НЕ пишется раздельно :

- с существительными , прилагательными ( полными и краткими ) и наречиями на – О , если есть противопоставление ;

- с полными причастиями , если есть противопоставление или зависимые слова .

Глаголы с – НЕДО чаще всего без НЕ не употребляются , но бывают случаи , когда слитное или раздельное написание НЕ определяется смыслом . Например : Семья у них бедная , они часто недоедают . ( мало , недостаточно едят ). Дети избалованны . Часто капризничают за столом и не доедают ( оставляют пищу на тарелке ).

Использование презентации

Работа с учебником: Стр.237 -местоимение , стр.242-не слитно; стр.244-различение не-ни

Выполнение упражнения 359

hello_html_m51a1ade2.jpg

З акрепление во внешней речи .

Раскройте скобки . Объясните слитное — раздельное написание НЕ с разными частями речи .

( Не ) разгаданные тайны влекут нас .( Употребляется без НЕ , причастие , противопоставления нет , значит пишем слитно ).

Он ехал ( не ) спеша .( С деепричастием пишем раздельно ).

Анатоль был отнюдь ( не ) находчив , ( не ) быстр и ( не ) красноречив ( Есть сигнал раздельности – слово отнюдь , следовательно пишу раздельно ).

Как же ( не ) находчив и ( не ) смышлён я тогда был .( Краткое прилагательное . Нет ни противопоставления , ни слов – сигналов раздельности , значит пишем слитно ).

Ты мне ничего ( не ) должен ( Краткое прилагательное , пишем раздельно ).

5. Работа класса с заданием на интерактивной доске .

Расставить ударения в выделенных словах и выписать словосочетания

1 вариант : НЕ – слитно

2 вариант : НЕ – раздельно .

Объяснить условия написания НЕ .

Ходатайствовать о ( не ) знакомце(на 2 слог)

Ржаветь ( не ) нужно(на 2 слог ударение)-предикатив

Позвонит ( не ) ожиданно –наречие

( Не ) иссиня – чёрный асфальт( 1слог)

Ещё ( не ) набравший запаха воздух-раздельно; причастие

Характерный ( не ) достаток

Калитка ( не ) закрыта-краткое прилагательное (может быть и причастием)раздельно

( Не ) напечатанный листок-слитно

Каталог ( не ) новый(3 слог)- слитно

Задание : объяснить правописание НЕ . Какова роль НЕ в композиции произведения ?

Морской воздух ( не ) подвижен и ( не ) приносит ни атома прохлады . Идёшь купаться , но морская вода тепла и густа , как кисель , как льняная припарка .( Не ) куда (предикатив) деваться от жары , а эти гнусные цикады своим ( не ) престанным(беспрерывный-синоним) яростным стрекотанием точно удесятеряют африканскую температуру .

К предикативам относятся слова (или, реже, формы слов) разных частей речи, но не во всех своих лексических значениях, а только в тех из них, которые закреплены за употреблением этих слов в функции сказуемого. Категория состояния некоторыми лингвистами рассматривается как особая часть речи .

Любое составное сказуемое (то есть выраженное не просто одним глаголом ) состоит из глагола-связки и предикативной части в виде имени , инфинитива или слова состояния.

6. Устранение грамматических ошибок .

Цель : формирование навыков грамотной речи .

1. Задание : укажите грамматически правильное продолжение предложения

Играя в шахматы

Развиваются мыслительные способности

Мне ( не ) было равных

Вы учитесь логическому мышлению

( не ) обходимо внимание

2. Отметьте номера предложений с грамматическими и речевыми ошибками .

1. ( Не ) вежа – человек , не читающий книг .

2.Он ( не ) знал , куда девать излишек своей энергии .

3.Грубого человека называют ( не ) веждой .

4.Человека , живущего за счёт других , называют эгоистом .

Невежа -грубый, неучтивый человек, тот кто позволяет себе грубость. Невежда -несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч

7. Рефлексия

Самостоятельное выполнение теста :

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно ?

А ) Нам ( не ) где было даже разложить свои документы на столе , заваленном книгами .

Б ) Было тихо , ( не ) жарко и скучно , как бывает в пасмурные дни .

В ) Окно на кухне было ( не ) занавешено .

Г )( Не ) истовый , срывающийся лай наполнил сад .

2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно ?

А )( Не ) смотря на сложность изучаемой темы , мы постараемся разобраться в ней как можно лучше .

Б ) Сегодня его слова звучали ( не ) тепло и ласково , как прежде , а холодно и как - то отчуждённо .

В ) Глаза его смотрели прямо и ( не ) подвижно .

Г )( Не ) взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость .

3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно ?

А ) Дождь хлынул на нас ( не ) укротимым потоком .

Б ) Наше внимание привлекла ( не ) высокая стройная лиственница .

В ) Дождь продолжался , но ( не ) сильный , как утром , а слабый , моросящий .

Г ) В молчании добро должно твориться , но ( не ) чего об этом толковать .

4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно ?

А ) Нужная книга ( не ) прочитана .

Б ) Клементьев ушёл , ( не ) ответив на наш вопрос .

В ) Герой оказывается орудием ( не ) понятой им силы и погибает .

Г )( Не ) высказанный упрёк светился в глазах Софьи .

5. В каком предложении НЕ / НИ со словом пишется слитно ?

А ) Характер дневниковых записей ( не ) совсем обычный .

Б ) Лиза ( ни ) когда раньше не видела моря .

В ) Автор ( не ) просто рассказывает о герое , а описывает его характер .

Г ) С течением времени мятежный пафос поэзии М . Ю . Лермонтова ( не ) исчезает .

6. В каком варианте ответа правильно указаны цифры , на месте которых в предложении пишется буква Е ?

Я н (1) верю , что есть на нашей земле места скучные и н (2) дающие никакой пищи н (3) глазу , н (4) слуху .

1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)3,4 4)1,2

5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры , на месте которых в предложении пишется буква Е ?

Как н (1) требовал врач завершить курс процедур , Илья к вечеру уехал из санатория , почти н (2) с кем н (3) простившись , чтобы н (4) разжигать понапрасну обиды .

1)1,2,4 2)2,3 3)1,4 4)3,4

( Ответы : 1-3, 2-2, 3-3, 4-4, 5-2, 6-4,7-4)

Задания даны на карточках . Слитно или раздельно? Задания А 18 прошлых лет ЕГЭ [1].

Обнаружен ( не ) опознанный летающий объект .

На столе только ( не ) допитый стакан сока .

У самой дороги чернели окнами ещё ( не ) заселённые дома .

( Не ) сумевший реализовать себя в жизни , Базаров проявляет лучшие качества перед лицом смерти .

Ключи до сих пор ( не ) найдены .

Дом у Петровых ( не ) большой , но очень уютный .

Тишина была ( не ) зловещей , а какой - то мягкой , спокойной .

Князя Андрея раздражал ( не ) пропускающий к себе в душу холодный взгляд Сперанского .

Марья Гавриловна , ( не ) ведающая о том , что скрывается под маской Дефоржа , идёт на свидание .

Нового слугу хозяйка ( не ) взлюбила .

( Не ) благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику .

На столе лежала ещё ( не ) пожаренная рыба .

Черты лица ( не ) лишены приятности .

В этом ( не ) прореженном лесу молодые деревья растут медленно

7. Домашнее задание . Стр .237 - местоимение , стр .241-242- не слитно ; стр .244- различение не - ни ; упр 36 5

Части ́ ца — служебная часть речи , которая вносит различные оттенки значения , эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова . В классе частиц объединяются постоянные служебные ( незнаменательные ) слова , которые : выражают самые разнообразные субъективно - модальные характеристики : побудительности , сослагательности , условности , желательности .

Частицы НЕ и НИ. Частица НЕ может писаться со словами слитно или раздельно, частица НИ пишется раздельно со всеми словами, кроме отрицательных наречий (ниоткуда, нигде) и местоимений без предлога (никого, но ни от кого). Чтобы правильно употреблять частицы НЕ и НИ на письме, необходимо разграничивать их значения.

Значения частицы НЕ

1. Отрицание: частица НЕ придаёт предложению или отдельному слову отрицательный смысл: Не ходите туда! — отрицательный смысл всего предложения; Эта вещь принадлежит не мне — отрицательный смысл отдельного слова.

2. Утверждение при двойном отрицании: повторяющаяся частица НЕ (первая не перед глаголом мочь, вторая не — перед неопределённой формой другого глагола) имеет утвердительный смысл: не мог не знать = знал. При этом возникает оттенок необходимости, долженствования: не мог не сказать = должен был сказать.

3. Утверждение в вопросительно-восклицательных предложениях: в подобных предложениях (риторических вопросах) частица НЕ имеет утвердительный смысл: Где я только не побывал! (= везде побывал); Кто у меня только не гостил! (= все гостили).

Значения частицы НИ

1. Отрицание в предложениях без подлежащего: частица НИ обозначает отрицание в предложениях без подлежащего при дополнении в родительном падеже: На небе ни тучки; Вокруг ни звука; Ни с места! Ни слова! Частица НИ в этом случае усиливает отрицание, которое подразумевается. Отрицательное слово НЕТ или сказуемое, при котором есть НЕ, опущены.

2. Усиление отрицания: если в предложении есть отрицание (слово нет, частица не при глаголе-сказуемом, причастии или деепричастии), то НИ усиливает это отрицание: На небе нет ни тучки; не говоря ни слова; не смотревший ни вправо, ни влево. В этом случае частицу НИ можно опустить, смысл предложения не изменится, пропадёт лишь оттенок усиления: У меня не было ни минуты на размышление. — У меня не было минуты на размышление. Подобные случаи нужно отличать от двойного употребления частицы НЕ для обозначения утверждения. Сравним: Он не мог не знать и не сказать — утвердительный смысл (он знал и сказал); Он не мог ни знать, ни догадаться — отрицательный смысл, ни можно отбросить (он не мог знать или догадаться).

3. Утверждение и обобщение после относительных местоимений и наречий в придаточном предложении: частица НИ придаёт обобщающее утвердительное значение словам кто, что, где, когда, сколько и т.д., которые служат средством связи придаточного предложения с главным. Кто ни придёт, всем здесь рады = любой человек придёт; Сколько ни вглядывался, ничего не заметил = долго, пристально вглядывался; Где ни бывал, везде находил друзей = бывал в разных местах. Подобные случаи надо отличать от тех сложноподчинённых предложений, в которых придаточные имеют отрицательное значение и в которых пишется частица НЕ. Сравним: Кто не прочитает эту книгу, тот многого не узнает — придаточное имеет отрицательное значение, действие не совершено (книга не прочитана); Кто ни прочитает эту книгу, всем она нравится — придаточное имеет утвердительный смысл, действие совершено (книга прочитана).

Обратите внимание! Повторяющаяся при однородных членах частица НИ рассматривается как сочинительный союз: Не было слышно ни звука, ни шороха.

Читайте также: