Правописание ча чу 1 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Методическая цель урока – знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч. Правописание сочетаний ча-чу.

Задачи урока:

1. Предметные :

формировать представление о звуке [ч'] как о мягком непарном согласном звуке;

познакомить с правописанием слогов ча, чу;

учить читать слоги, слова с новой буквой;

2. Метапредметные:

Познавательные: воспитывать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы.

Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: формировать внутреннюю позицию школьника правильно распределять своё время.

Планируемые результаты:

1. Предметные: знакомство с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; развитие фонематического слуха.

2. Метапредметные:

Регулятивные: контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные : владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учится работать в группах.

Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.

Современные образовательные технологии: игровые технологии, , здоровьесберегающие технологии, технология ИКТ, исследовательская работа.

Формы организации деятельности : фронтальная, групповая, парная.

Формы контроля: взаимоконтроль: самоконтроль, контроль учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 1 класса . Урок - путешествие включает много заданий на данную тему.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

КАЗАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Правописание слов с сочетаниями ча-ща,

Учитель начальных классов: Сидоренко Н.А.

Конспект открытого интегрированного занятия

(урок русского языка)

-выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

-создать условия для закрепления и проверки умения писать слова с сочетаниями ча - ща, чу–щу.

Образовательные:

- дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,

- учить сравнивать артикуляцию звуков,

- работать над обогащением словарного запаса.

- систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих Ч, Щ;

-формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями ча-ща, чу-щу;

- закрепить навыки правильного написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Коррекционные:

- развивать зрительное восприятие и память,

- развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.

- развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.

-расширять активный и пассивный предметный словарь;

Воспитательные:

- воспитывать желание говорить красиво и правильно,

- воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

- воспитывать общительность и активность на занятии.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

1.Формировать умение правильно писать сочетания ча-ща, чу-щу.

2.Продолжить работу по формированию умения оформлять предложение на письме.

3.Развивать словарный запас учащихся, фонематический слух.

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу.

2.Действовать по плану и планировать свои действия.

3.Адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму.

2.Проводить анализ, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры реч.

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Оборудование: презентация, маршрутные лист, карточки слов, словосочетаний, предложений; картинки сказочных героев, карточки с буквами, смайлики для самооценки.

Ход занятия

I. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности (Слайд 1.)

Давайте определим какие звуки там могут жить? (ж, щ, ш, ц, х,ч)

Но этот остров очень добрый здесь живут только мягкие шипящие. Какие? (щ, ч)

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Начинаем наше путешествие.

Артикуляционная гимнастика (Слайд 2.)

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки.

лягушата улыбаются (губы в улыбке)

-окошко (губы округлены)

-лопатка ( широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

-чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

Характеристика звуков ч-щ

Давайте вместе с вами произнесем звук Ч

-Какими должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произнесем звук ч?

-Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху

-Ребята звук ч гласный или согласный? (согласный)

-Какой он твердый или мягкий?(мягкий)

-Давайте с вами определим звонкий или глухой. (глухой)

Произнесите [щ]

Какой он согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Твёрдый или мягкий?

Чем же отличаются эти звуки?

- Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

Дети: Оба мягкие

- Чем отличаются эти звуки?

Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

III. Обобщение и систематизация знаний

1) Развитие фонемного восприятия.

-Если вы услышите звук ч , то хлопните в ладоши, а если звук щ, то топните ножками.

Звуки: ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч

Слоги: АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ.

Слова: вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.

-Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях. А так же писать слова с этими буквами.

2) Связь звука с буквой

-Ребята, что вы знаете о звуках?

(Звуки мы слышим и произносим.)

-Что вы знаете о буквах?

(Буквы мы видим, пишем и читаем.)

-Угадайтесь, о какой букве я вам сейчас скажу?

«Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

- Молодцы! Это буква Ч. Какой звук она обозначает?

-Угадайте следующую букву.

«На расческу Я похожа –

- Молодцы! Это буква Щ. Какой звук она обозначает?

- Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь выполните минутку чистописания заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу.

( 2 ребёнка делают показ на доске)

Дети записывают буквы в тетрадь. Саиооценка.

3). Развите звукового анализа на уровне слова (Слайд 5.)

- Как вы думаете, почему именно они оказались на этом острове?

( Их имена начинаются на Ч,Щ.)

- Щелкунчик и Чебурашка решили отдохнуть на лужайке, но вдруг услышали страшный грохот. Это началось извержение вулкана. Они перепугались и убежали, не собрав свои вещи. Давайте поможем им собрать вещи.

Слова со звуком Ч мы сложим в чемодан Чебурашки, , а слова со звуком Щ в ящик Щелкунчика ( картинки: очки, щетка, мяч, часы, ключ, удочка, ч щенок, щипцы, овощи, ящик, щит, плащ, прищепка)

-Молодцы мы с вами помогли собрать вещи Щелкунчику и Чебурашке.

-Оцените свою работу.

IV.Физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем!

Ча-ча-ча ,мы сидели молча.(встают, ходьба на месте).

Чу-чу-чу, снова прыгать я хочу.(прыжки на месте).

Жи- жи-жи, на плечи руки положи.(круговые вращения руками).

Щу-щу-щу, руки вниз я отпущу.(наклоны вниз с вытянутыми руками).

Ща-ща-ща, приседаем не пища.(приседания).

Ши-ши-ши, посидим теперь в тиши.(садятся за парту).

V. Обобщение и систематизация знаний

1). Работа на уровне слова

1) Послушайте сказку.

- Однажды на лесной полянке собрались все буквы и стали играть в прятки. Буковки, которые обозначают согласные звуки прятались, а гласные их искали. Буквы Ч и Щ спрятались в самой глухой чаще леса. Так спрятались, что сами и заблудились. Долго искали их гласные, да так и не нашли. Наступил поздний вечер. В лесу стало темно, страшно. Сидят буковки, дрожат от страха. А как найти дорогу обратно на полянку не знают. И решили позвать на помощь.

- Долго кричали, но никто их не услышал. И вот вспомнили Ч и Щ, что когда заблудишься в лесу, надо кричать: АУ! Стали они звать на помощь эти гласные.

А и У услышали, как их зовут на помощь. И не пугаясь темноты, они бросились в самую глухую чащу леса спасать своих друзей.

- Нашли, обрадовались! С тех пор шипящие дружат с гласными А и У!

Помните всегда кто спас шипящих в глухом лесу! Проговаривание правил: ча-ща -пиши с буквой а, чу-щу – пиши с буквой у!

2)Работа по карточкам. (Слайд 8.)

Выполнение задания на карточке.

___ ка , __ до, ро _, ча _, зада___, ту___

(Взаимопроверка по образцу. Слайд 9.)

- А в лесу заблудились не только буквы, но и животные. Родители потеряли своих детёнышей. Давайте поможем им найти друг друга. У вас на парте карточки - нужно найти пару. галка - галчата , белка - бельчата крольчиха - крольчата , зайчиха -зайчата , сорока - сорочата , волчиха -волчата .

(Работа в парах) Проверка по образцу (Слайд 11.)

Что общего в названиях детёнышей? Правильно, в словах есть сочетания ча. Как правильно писать это сочетание?

Запишите в тетрадь 1 вариант – название птиц,

2 вариант – названия зверей.

Молодцы! Оцените свою работу.

2).Работа со словосочетаниями.

(К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.)

Прощяльный вечер, вкусная пищя, чюдесное угощение, вкусный чяй, зубастая щюка.

- Что написано на карточке?

- Правильно ли они написаны?

-Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь.

Оцените свою работу.

3). Работа на уровне предложения (Слайд 12.)

На карточке слова, из них следует собрать предложения.

(Работа в группах)

Часовщик чинит часы.

Ребята ищут шишки.

В реке живет щука.

- Прочитаем, какие предложения получились. Проверьте по слайду, правильно ли вы их срставили. (слайд 13.)

Молодцы, а теперь запишите свои предложения в тетрадь.

(Записывают предложения в тетрадь.)

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового узнали? Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)

- Что понравилось на уроке?

- Что вызвало затруднения?

Оцените свою работу за весь урок смайликами. (Слайд14.)

Если у вас всё получалось – берите с собой на яхту улыбающийся смайлик, если у вас были небольшие трудности при выполнении заданий – задумчивый смайлик, а если вам постоянно требовалась помощь - грустный смайлик. И так мы прибыли домой.

- С каким настроением вы уходите с урока?

Шкала настроения. Скучно – сидите за партой, хорошее настроение – встаньте, отличное настроение – встаньте и поднимите вверх руки!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 1 классе. Тема "Сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу". В коспекте использованы разные приёмы работы с учащимися. Включена работа с тестом, самостоятельная работа, работа в парах, работа с карточками и алгоритмом. Самооценка на каждом этапе урока.Прописаны планируемые результаты.

Тема : Слова с сочетаниями чу-щу, ча – ща, жи – ши.

Цель: Формирование ценностного отношения к знаниям написания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

-обобщить знания правописания сочетаний жи - ши, ча – ща, чу – щу;

-способствовать развитию памяти, речи, мышления;

-воспитывать прилежность, культуру учебного труда.

Планируемые результаты:

Предметные – сформируют умение применять правила правописания сочетаний жи- ши ,ча -ща ,чу- щу;

-научатся различать только твёрдые и только мягкие согласные звуки.

Метапредметные – осуществление функций самоконтроля процесса и результата деятельности,

Умеют выполнять учебные действия в соответствии с правилом, использовать знаково –символические средства.

Образовательные ресурсы: карточки для работы в парах, карточки с тестом.

Пальцы делают зарядку

Чтобы им не уставать,

Ведь они потом в тетрадках

Будут буковки писать.

На доске части печатных букв Ш, Щ, Ж.

- отгадайте что это за буквы? Как их можно назвать? (шипящие)

- о чём они вам напоминают? (ши – ши, ща – ча, чу – щу)

- какой буквы не хватает? (ч)

- разделите эти буквы на 2 группы.(ж,ш – щ, ч)

- объясните свой выбор ( по твёрдости – мягкости)

(каллиграфическая запись строчных букв ж,ш , ч, щ.)

-Догадались о теме сегодняшнего урока?

-чему будем учиться?( писать слова с этими сочетаниями)

На пустых карточках напишите все эти сочетания, чтобы помнить их правописание.

Работа над изученным материалом

На доске : ландыш… щ…вель

Что заметили? Покажите карточки, которые пригодились в этом задании.

Спишите слова в тетрадь

Составьте предложение с одним из этих слов.

Проверьте запись используя карточки

Оцените свою работу на полях кружочком.

Послушайте стихотворение и помогите мне его закончить. Для этого используйте слова с доски ( зайчата, бельчата, галчат, паучат)

-слова, которые в ы дополнили, относятся к теме нашего урока? Почему? Спишите 2-3 слова. Проверьте по карточкам. Оцените работу на полях.

Прочитайте на карточках текст. ( Текст с ошибками один на пару )

Исправьте ошибки. Вспомните правила работы в паре.

Объясните слова в которых нашли ошибки. Спишите

1 уровень - 1 предложение

2 уровень – 1 и 3 предложения. Орфограммы выделяйте зелёной ручкой.

Проверьте по образцу ( на доске текст без ошибок)

Оцените свою работу

Выполните тест на карточках.

1.Подчеркни верное высказывание.

Чю – щю пишется с буквой ю

Чу – щу пишется с буквой у

2.подчеркни лишнее слово

3.Подчеркни слово с ошибкой

4. Вставь пропущенные буквы

Щ.вель, ч.десный, маш.на, луж.

(Результаты теста озвучатся на следующем уроке)

Чему учились на уроке?. Поднимите карточки с сочетаниями, в которых вы ни разу не ошиблись.

Как можно использовать карточки с сочетаниями?

Посмотрите на самооценку на полях. Каких кружков больше? Оцените работу на уроке в дневниках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закреплять умение писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Задачи: - закрепить и обобщить знания учащихся о правописании буквосочетаний ча – ща, чу – щу;

- развивать умения находить в словах изученные орфограммы; познавательный интерес, мышление, речь;

- воспитывать чувства взаимопомощи, культуру общения, ответственность;

Формы работы: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.

Ожидаемый результат:

  • Учащиеся научатся писать сочетания ча-ща, чу-щу;
  • Характеризовать шипящие звуки;

Конспект урока по грамоте. 1 класс.

Цель: закреплять умение писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Задачи: - закрепить и обобщить знания учащихся о правописании буквосочетаний ча – ща, чу – щу;

- развивать умения находить в словах изученные орфограммы; познавательный интерес, мышление, речь;

- воспитывать чувства взаимопомощи, культуру общения, ответственность;

Формы работы: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.

Ожидаемый результат:

Учащиеся научатся писать сочетания ча-ща, чу-щу;

Характеризовать шипящие звуки;

- Сейчас у нас урок грамоты. Урок – сказка. А кто к нам пришёл, вы узнаете отгадав загадку:

Бабка с дедом постарались,

И сегодня на урок,

Прикатился к нам румяный,

Очень вкусный …(колобок)! (Картинка)

Путешествовать с ним будем,

И заданья выполнять,

Чтобы целым, невредимым

Он вернулся к ним опять!

НА ДОСКЕ: ч ы с а ч с (Слайд1)

Учащиеся собирают из букв слово ЧАСЫ

- Какая изученная орфограмма встречается в этом слове? (ЧА – ЩА пиши с А)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Продолжать работать с правилом правописания ча-ща, чу-щу, учиться находить эту орфограмму в словах) (Слайд 2)

3. Минутка чистописания.

- Давайте продолжим сказку Колобок. Будем рассказывать её по предложению.

Катится колобок по дороге, навстречу ему Заяц. Поможем Колобку убежать от Зайчика. Выполним гимнастику пальцев рук.

А) Гигиенические навыки письма. (пальчиковая гимнастика)

Цель: стимулировать развитие речи, внимания, развивать подвижность и гибкость кистей рук.

Колобок - румяный бок, (Левая кисть лежит на
Укатился за порог! столе ладонью вверх.
Правой раскрытой ладонью
круговыми движениями, как
катаем пластилиновый шарик,
водим поверх левой ладошки)

Скок-по-скок, скок-по-скок (Правую ладонь сжать
Укатился за порог! в кулачок, и по слогово
с небольшим надавливанием
"пройтись" кулачком, как
молоточком, по подушечкам
пальцев левой руки. На
шестой слог - кулачком
"стукнуть" в середину
ладони, и закончить
круговыми движениями)

Покатился Колобок (поменять руки и
По тропинке во лесок! выполнять движения
из предыдущей части)
Скок-по-скок, скок-по-скок,
По тропинке во лесок!

Посадка – осанка.

Б) Запись числа, классная работа.

Классная работа. (проговаривает Скосарева Сусанна)

В) –Пропишите слоги ча и ща, чу и щу чередуя их. Правильно соединяя буквы между собой.

- Возьмите карандаш зелёного цвета, подчеркните самый красивый слог.

4.Фонетический разбор.

- Составьте предложение со словом часы.(Устно).

(У доски работает ученик Бельков Никола)

- Делим слово на слоги, ставим ударение.

- Даём характеристику каждому звуку. Составляем схему. Считаем сколько букв, сколько звуков, сколько слогов. Всё записывают в тетрадь.

- Поставьте на полях +, если справились без ошибок, -, если допустили ошибку.

-Поднимите руку, кто допустил ошибку? Где? Будьте внимательны!

Вывод: - Дайте характеристику звукам [ч'], [щ'] (согласные, всегда мягкие, шипящие)

- Как пишется встречаемая орфограмма? ( ЧА – ЩА пиши с буквой А)

- Колобок убежал от Зайчика и покатился дальше.

5. Физминутка. (Сидя, следят за колобком). (Слайд 3)

6. Работа по теме урока. Закрепление.

Работа по вариантам. Упражнение в распознавании изучаемой орфограммы.

- Что в сказке было дальше?

- Покатился колобок дальше, а навстречу ему Волк. У Волка для колобка задание, которое нужно выполнить, чтоб спасти Колобка.

- Поднимите руку 1 вариант. Поднимите 2 руки 2 вариант.

Задание: 1 вариант – выписывают слова с сочетаниями ча – ща.

2 вариант – выписывают слова с сочетаниями чу – щу.

(2 ученика работают за доской – Катя, Нина)

ЩЮКИ, ЧЯЙКИ, ЧЮДО, РОЩЯ, ЩУПАЛЬЦЫ, ЧЯЩЯ. (Слайд 4.)

ПРОВЕРКА – поменялись тетрадями, открывают доску – проверяем. Поставьте +, если выписали слова правильно, - если допустили ошибку.

Вывод: - как пишутся сочетания ча – ща, чу – щу?

7. Физминутка активная.

8.Чтение текста.

-Что же было дальше?

- Катится колобок дальше, навстречу ему Медведь. Предлагает Колобку прочитать рассказ в учебнике про его любимое лакомство - рыбу.

А) Чтение текста учителем.

- Какую рыбу поймал автор? (леща)

Б) Анализ содержания текста.

- Кто главный герой? (автор) От какого лица ведётся рассказ?

-Кто ходил на рыбную ловлю? (автор и папа)

-Кого взяли с собой? (щенка и Женю)

-Что ели рыболовы? ( Рыболовы ели щи из щавеля)

-Как автор ловил рыбу?

В) Чтение с пометкой.

- Возьмите в руки карандаш и подчеркните все слова, в которых встречается изученная орфограмма ча-ща, чу-щу.

- Сколько слов подчеркнули? (7 слов)

-Поднимите руки у кого такой ответ. Поставьте себе +, если 7 слов нашли и - , если есть ошибки.

- Какие слова подчеркнули?

Вывод: - Чему учит нас рассказ? (Быть дружными, помогать друг другу.)

-Помогли Колобку убежать от Медведя!

9. Дифференцированное задание.

- Катится Колобок дальше, а навстречу ему Лиса. Хитрая плутовка, хочет запутать Колобка и съесть. Давайте поможем Колобку остаться в живых и вернуться к бабушке и дедушке живым и невредимым!

Задание: У каждого на парте лежит карточка. Посмотрите внимательно на задание.

Слабый ученик – красная карточка.

Задание: вставь в слова пропущенную орфограмму и подчеркни её.

Зашумела берёзовая рощ_.

На небе появилась чёрная туч_.

На грядке вырос зелёный щавель.

Средний ученик.

Задание: Закончи предложение.

Зашумела берёзовая __________. щавель

На небе появилась чёрная __________. роща

На грядке вырос зелёный _____________. Туча

Сильный ученик.

Задание: закончи предложение, вставив подходящие по смыслу слова, в которых есть орфограммы ча-ща.

Зашумела берёзовая __________.

На небе появилась чёрная __________.

На грядке вырос зелёный _____________.

ПРОВЕРКА (Слайд 5).

-Если справились с заданием без ошибок, то поставьте +, если допустили ошибки, то -

- Помогли убежать колобку и от хитрой лисы.

10. Оценивание.

Если 2 или 1 плюс, этим ребятам, нужно быть внимательнее и выучить правило!

(Хором повторили правило)

Задание: Составьте слова из слогов.

Ча, ка, чай, ро, ник, ща, встре, шка, вель

(чаща, чайник ,роща, щавель, встреча)

13.Рефлексия.

-Скажите, хорошо ли поступил колобок убежав из дома?

Чем закончилась сказка? (лиса съела колобка)

-Можно ли убегать из дома? Врать? Разговаривать с незнакомыми? Почему?

- Чтобы помочь колобку поскорее добраться домой, нужно взять и нарисовать ему такую улыбку, какое у вас сейчас настроение и заселить в домик к бабушке и дедушке!

14. Домашнее задание.

Стр. 92 выразительно читать рассказ. Выписать слова с орфограммой и подчеркнуть её. (Слайд 6).

Читайте также: