Правонарушения и их характеристика конспект урока 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

ВложениеРазмер
tehnolog_karta_uroka_10_klass_pravo.docx 53.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока права в 10-м классе (08.12.21г., 13.50-14.30)

Учитель : Шкурко Г.А.

Тип урока : комбинированный урок .

Дидактическая задача урока: развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально - правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Формирование основ правового мышления, знаний об основах права. Овладение навыками познавательной, учебно - исследовательской деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических юридических задач, применению различных методов познания.

Цели урока: расширить представления учащихся о правонарушении, его признаках, видах и составе, подчеркнуть особую опасность преступления как наиболее опасного правонарушения. Формировать знания о причинах правонарушений и способах профилактики противоправного деяния. Закрепить знания о субъектах, объектах, объективной стороне, субъективной стороне правонарушения. Умение работать со схемой по формам вины, составлять план. Подготовка к ЕГЭ (правовой модуль).

Способствовать воспитанию уважения к праву и правовым нормам.

Развивать универсальные коммуникативные учебные действия: умение договариваться и приходить к общему

решению в совместной деятельности в паре. Осуществлять взаимный контроль и самоконтроль. Совершенствовать

регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Средства обучения : презентация Power Point, юридические задачи, раздаточный материал со справочной информацией по теме урока, Интернет - ресурсы для поиска видеоматериала по правонарушениям, текст Уголовного кодекса РФ.

Состав правонарушения - совокупность признаков любого правонарушения.

Субъект правонарушения – это тот, кто совершает проступок.

Объект правонарушения – общественные отношения, на которые направлено противоправное посягательство.

Объективная сторона правонарушения – деяние, противоправность которого обозначена в действующих нормах права.

Субъективная сторона правонарушения – психическая деятельность лица, связанная с совершением деяния.

Вина – психическое отношение лица к собственному противоправному поведению и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Преступление – запрещенное уголовным законом противоправное, виновное, наказуемое деяние, характеризующееся высшей степенью общественной опасности.

Проступки – правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности, чем преступления.

Правопорядок – система общественных отношений, в которой индивиды, социальные группы и общество согласовывают свои интересы, разрешают противоречия, конфликты, добиваются намеченных целей.

Ключевые слова: правонарушение; состав правонарушения; объект правонарушения; субъект правонарушения; субъективная сторона правонарушения; объективная сторона правонарушения; преступление; проступок; вина; прямой умысел; косвенный умысел; самонадеянность; небрежность.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое правомерное поведение, правонарушение

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся правонарушений их признаков.

Основное содержание урока

По мнению ряда юристов, поступки людей, совершаемые ими в мире права, образуют правовое поведение.

Правомерное поведение – поведение субъекта права (действие или бездействие), которое соответствует предписаниям правовых норм

Виды правомерного поведения:

  1. Социально-активное поведение. Ценность такого вида правомерного поведения заключается в высокой степени организованности и дисциплинированности личности, ее уважительном отношении к праву.
  2. Традиционное (обычное) поведение основывается на убеждениях и принципах, сформировавшихся у личности под воздействием комплекса факторов (воспитание, влияние социальной среды, образование).
  3. Конформистское поведение. Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих.
  4. Маргинальное (законобоязненное) поведение. Это правомерное поведение, основанное на страхе перед наказанием

Признаки правонарушения:

  1. Действие или бездействие;
  2. Противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
  3. Виновное поведение человека;
  4. Причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда. Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);
  5. совершение деяния дееспособным лицом.

Правонарушение — это (1) деяние, т.е. действие или бездействие, которое нарушает правовые нормы, (2) которое совершается дееспособным лицом (3) по вине этого лица, т.е. по умыслу или неосторожности, которое (4) опасно для общества, поскольку наносит вред окружающим. За правонарушение предусмотрена официальная негативная санкция — наказание.

Виды правонарушений:

  1. Преступление - это правонарушение, несущее высокую социальную опасность. Преступления наносят ущерб основным правам и свободам человека, существованию общества и государственного строя. К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.
  2. Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности. За проступки полагаются наказания не уголовного характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.

Состав правонарушения:

  1. Субъект правонарушения - это деликтоспособное лицо (физическое, юридическое), совершившее правонарушение.
  2. Субъективная сторона правонарушения- это внутренняя сторона правонарушения, которая характеризует психическую деятельность лица в момент совершения правонарушения. В структуре содержания данной психической деятельности различают: вину, мотив, цель, эмоциональное состояние. Обязательный признак субъективной стороны: вина, то есть определенное психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его общественно опасным или вредоносным последствиям (результату).
  3. Объект правонарушения- это общественные отношения, охраняемые нормами права, которым при совершении правонарушения причиняется определенный вред или создается угроза причинения соответствующего вреда.
  4. Объективная сторона правонарушения- это совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону состава правонарушения, то есть объективные признаки внешнего проявления правонарушения и объективные условия его совершения. Обязательные признаки объективной стороны так называемых материальных составов правонарушений: наличие деяния (общественно опасного или вредного), причинная связь, последствия (общественно опасные или вредные) деяния.

Законность - политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующею законодательства.

Принципами законности выступают следующие требования:

  1. Она должна быть единой для всех;
  2. Должна гарантировать основные права и свободы граждан;
  3. Должна обеспечивать неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
  4. Не должна противостоять целесообразности;
  5. Должна быть взаимосвязана с воспитанием правовой культуры.

Правопорядок - воплощенная в жизнь законность.

Правопорядок обеспечивается, поддерживается и восстанавливается специальными органами государства, которые называют правоохранительными. Среди правоохранительных органов, участвующих в обеспечении законности и правопорядка в России, следует выделить полицию и прокуратуру. Среди важных мер по укреплению правопорядка можно отметить правовое воспитание, профилактика правонарушений, соблюдение законности в деятельности государственного аппарата.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице


Разбор типового контрольного задания


Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Право, 10 класс

Урок №7. Правонарушение и их характеристика

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое правомерное поведение?

2. Каковы признаки правонарушения?

Глоссарий по теме:

Правомерное поведение – это поведение субъекта права (действие или бездействие), которое соответствует предписаниям правовых норм

Правонарушение - это действие или бездействие, которое нарушает правовые нормы.

Состав правонарушения - совокупность признаков любого правонарушения.

Субъект правонарушения – это тот, кто совершает проступок.

Объект правонарушения – общественные отношения, на которые направлено противоправное посягательство.

Объективная сторона правонарушения – деяние, противоправность которого обозначена в действующих нормах права.

Субъективная сторона правонарушения – психическая деятельность лица, связанная с совершением деяния.

Вина – психическое отношение лица к собственному противоправному поведению и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Преступление – запрещенное уголовным законом противоправное, виновное, наказуемое деяние, характеризующееся высшей степенью общественной опасности.

Проступки – правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности, чем преступления.

Правопорядок – система общественных отношений, в которой индивиды, социальные группы и общество согласовывают свои интересы, разрешают противоречия, конфликты, добиваются намеченных целей.

Ключевые слова : правонарушение; состав правонарушения; объект правонарушения; субъект правонарушения; субъективная сторона правонарушения; объективная сторона правонарушения; преступление; проступок; вина; прямой умысел; косвенный умысел; самонадеянность; небрежность.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое правомерное поведение, правонарушение

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся правонарушений их признаков.

Основное содержание урока

По мнению ряда юристов, поступки людей, совершаемые ими в мире права, образуют правовое поведение.

Правомерное поведение – поведение субъекта права (действие или бездействие), которое соответствует предписаниям правовых норм

Виды правомерного поведения:

  1. Социально-активное поведение. Ценность такого вида правомерного поведения заключается в высокой степени организованности и дисциплинированности личности, ее уважительном отношении к праву.
  2. Традиционное (обычное) поведение основывается на убеждениях и принципах, сформировавшихся у личности под воздействием комплекса факторов (воспитание, влияние социальной среды, образование).
  3. Конформистское поведение. Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих.
  4. Маргинальное (законобоязненное) поведение. Это правомерное поведение, основанное на страхе перед наказанием

Признаки правонарушения:

  1. Действие или бездействие;
  2. Противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
  3. Виновное поведение человека;
  4. Причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда. Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);
  5. совершение деяния дееспособным лицом.

Правонарушение — это (1) деяние, т.е. действие или бездействие, которое нарушает правовые нормы, (2) которое совершается дееспособным лицом (3) по вине этого лица, т.е. по умыслу или неосторожности, которое (4) опасно для общества, поскольку наносит вред окружающим. За правонарушение предусмотрена официальная негативная санкция — наказание.

Виды правонарушений :

  1. Преступление - это правонарушение, несущее высокую социальную опасность. Преступления наносят ущерб основным правам и свободам человека, существованию общества и государственного строя. К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.
  2. Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности. За проступки полагаются наказания не уголовного характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.

Состав правонарушения:

  1. Субъект правонарушения - это деликтоспособное лицо (физическое, юридическое), совершившее правонарушение.
  2. Субъективная сторона правонарушения- это внутренняя сторона правонарушения, которая характеризует психическую деятельность лица в момент совершения правонарушения. В структуре содержания данной психической деятельности различают: вину, мотив, цель, эмоциональное состояние. Обязательный признак субъективной стороны: вина, то есть определенное психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его общественно опасным или вредоносным последствиям (результату).
  3. Объект правонарушения- это общественные отношения, охраняемые нормами права, которым при совершении правонарушения причиняется определенный вред или создается угроза причинения соответствующего вреда.
  4. Объективная сторона правонарушения- это совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону состава правонарушения, то есть объективные признаки внешнего проявления правонарушения и объективные условия его совершения. Обязательные признаки объективной стороны так называемых материальных составов правонарушений: наличие деяния (общественно опасного или вредного), причинная связь, последствия (общественно опасные или вредные) деяния.

Законность - политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующею законодательства.

Принципами законности выступают следующие требования:

  1. Она должна быть единой для всех;
  2. Должна гарантировать основные права и свободы граждан;
  3. Должна обеспечивать неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
  4. Не должна противостоять целесообразности;
  5. Должна быть взаимосвязана с воспитанием правовой культуры.

Правопорядок - воплощенная в жизнь законность.

Правопорядок обеспечивается, поддерживается и восстанавливается специальными органами государства, которые называют правоохранительными. Среди правоохранительных органов, участвующих в обеспечении законности и правопорядка в России, следует выделить полицию и прокуратуру. Среди важных мер по укреплению правопорядка можно отметить правовое воспитание, профилактика правонарушений, соблюдение законности в деятельности государственного аппарата.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования Саратовской области.

ГАУ ДПО "СОИРО"

Кафедра гуманитарного и эстетического образования

"Правонарушения и их характеристика"

Сценарий урока права 10 класса

Анесовой Алии Уразгалиевны,

учителя истории и обществознания

МБОУ "СОШ №1 с. Александров-Гай Александрово-Гайского района Саратовской области"

г. Саратов, 23 декабря 2016 года.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Цель урока: формирование новых понятий по изучаемой теме; развитие самостоятельности обучающихся при работе с источниками информации; формирование активной гражданской позиции.

Задачи: дать представление о правомерном и противоправном поведении; рассмотреть виды правомерного поведения и правонарушения; определить состав правонарушения и охарактеризовать его элементы (признаки); добиться усвоения основных понятий уроков; способствовать формированию у обучающихся умений и навыков анализа составов правонарушений и их правовой оценки (квалификации), систематизации полученных знаний, моделирования ситуации в процессе дискуссии, аргументирования собственных суждений; показать неотвратимость ответственности за совершение правонарушений; сориентировать обучающихся на формирование активной гражданской позиции, нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

Ожидаемые результаты: обучающиеся смогут объяснить термины – правонарушение, состав правонарушения, объект правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения, объективная сторона правонарушения, преступление, проступок, вина, прямой умысел, косвенный умысел, самонадеянность, небрежность; смогут применить знание полученных правовых норм в знакомой и измененной ситуациях; смогут определить свое отношение к проблеме правонарушения, аргументировать свою позицию.

Формы работы обучающихся: самостоятельная работа в паре, в группах с различными источниками информации, решение правовых задач и ситуаций.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для работы в группах, парах, рабочий лист.

План: 1. Мотивация. Актуальность темы.

2. Постановка проблемы. Почему важно знать, что считается правонарушением?

3. Понятие и признаки правонарушения.

4. Состав правонарушения и его элементы.

5. Виды правонарушений.

6. Для чего нужны знания о правонарушениях?

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Структура и ход урока:

Мотивация. Актуальность темы.

Организует работу с текстом песни. Как вы думаете, как может сложиться дальнейшая судьба героя? (построение логической цепочки: голод – нужда – кража – арест – наказание)

Беседа с элементами дискуссии.

За что могут наказать героя? Почему в тексте есть обращение к маме? С какими словами герой к ней обращается? (герой совершает преступление, потому, что находится в сложной жизненной ситуации без поддержки взрослых)

Итак, подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим, что их поведение правомерно.

Однако не все соблюдают правила. Как называется поведение, нарушающее правовые нормы? (противоправное).

Сформулируйте цель урока.

Т.о., главная цель урока раскрыть сущность понятия правонарушения.

Для достижения этой цели, что нам необходимо знать? (Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными?)

Постановка проблемы. Почему важно знать, что считается правонарушением? Ставит проблему: Почему важно знать, что считается правонарушением?

Информационный блок. Понятие и признаки правонарушения.

Прочтите определения и выделите признаки правонарушения. ( Правонарушение – виновное общественно вредное деяние, которое совершает дееспособный субъект и которое противоречит праву. (Слайд №3)

Признаки правонарушения: (Слайд №4)

1) Любое правонарушение связано с волей и сознанием людей. (душевнобольной человек не способен понимать значимость своих поступков, не может осознавать свои действия)

2) Правонарушение представляет собой вид деяния, которое может быть выражено как в форме действия, так и в форме бездействия. (неуплата налогов – вариант бездейственного противоправного поступка человека)

3) Противоправные поступки связаны с нарушением нормы права.

4) Правонарушение имеет вредные последствия. (они могут быть связаны со смертью людей, причинением вреда их здоровью или повреждением имущества).

4. Аналитический блок. Состав правонарушения и его элементы.

Обучающиеся получают задание (рабочий лист) Задание. Прочитать пар.14, с.138 – 139. Ответить на вопросы. (Отвечают на вопросы: что такое состав правонарушения? Какие элементы входят в состав правонарушения? Работают с кластером.)

Для чего нам важно знать об элементах состава правонарушения? Основанием юридической ответственности является наличие правонарушения, которое подтверждается особыми признаками – составом. Если нет какого-то элемента в составе, то и констатировать правонарушение нельзя, а значит и наказывать человека тоже нельзя.

*Итак, мы выяснили, что правонарушение – это опасное деяние.

5. Виды правонарушений.

Проанализируйте 2 ситуации. Слайд.

Чем они сходны, а чем различаются? (обе ситуации о противоправном поведении водителя, но 2-ая ситуация отличается большей степенью вреда для общества).

Зная, это мы можем определить виды правонарушения.

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

В какой ситуации действия водителя будут рассматриваться как проступок, а в какой как преступления?

Из этого сравнения можно вывести то, что проступок приносит меньший вред человеку, обществу, гос-ву. Дайте определения понятиям проступок и преступления.

Запишите их в тетрадь. Слайд

Выполните задание, в котором нужно определить проступки и преступления. Слайд

*Работа по группам. Пар. 14, с. 140 – 141. Необходимо изучить материал и заполнить свою часть таблицы (каждый член группы в тетради). Один из представителей группы выступает с информацией для других групп, которые тоже фиксируют её в своих таблицах. Так заслушиваются все четыре группы. В результате кругового обмена информацией у всех обучающихся в тетради получается заполненная таблица. По окончании заполнения таблицы, дети оглашают получившиеся данные.

6. Первичное закрепление. Работа по парам. Разбор правовых задач и ситуаций.

7. Подведение итогов (обобщение). Рефлексия . Перед об-ся ставится вопрос: почему важно знать, что считается правонарушением? Выводы делают сами ребята (чтобы не совершать проступков и преступлений, понимать, что за нарушение норм права наступает наказание). Учитель при необходимости дополняет их ответы.

На доске три больших листа, на одном из которых изображен чемодан, на втором – мясорубка, на третьем – корзина. Об-ся предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (чемодан – все, что пригодится в дальнейшем, мясорубка – информацию переработаю, корзина – все выброшу).

*Проводится оценивание, выставляются отметки по итогам работы на занятии.

Д/З параграф 14, вопросы. Зад №2 и №3, с. 145 на выбор.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Цель урока: формирование новых понятий по изучаемой теме; развитие самостоятельности обучающихся при работе с источниками информации; формирование активной гражданской позиции.

Задачи: дать представление о правомерном и противоправном поведении; рассмотреть виды правомерного поведения и правонарушения; определить состав правонарушения и охарактеризовать его элементы (признаки); добиться усвоения основных понятий уроков; способствовать формированию у обучающихся умений и навыков анализа составов правонарушений и их правовой оценки (квалификации), систематизации полученных знаний, моделирования ситуации в процессе дискуссии, аргументирования собственных суждений; показать неотвратимость ответственности за совершение правонарушений; сориентировать обучающихся на формирование активной гражданской позиции, нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

Ожидаемые результаты: обучающиеся смогут объяснить термины – правонарушение, состав правонарушения, объект правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения, объективная сторона правонарушения, преступление, проступок, вина, прямой умысел, косвенный умысел, самонадеянность, небрежность; смогут применить знание полученных правовых норм в знакомой и измененной ситуациях; смогут определить свое отношение к проблеме правонарушения, аргументировать свою позицию.

Формы работы обучающихся: самостоятельная работа в паре, в группах с различными источниками информации, решение правовых задач и ситуаций.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для работы в группах, парах, рабочий лист.

План: 1. Мотивация. Актуальность темы.

2. Постановка проблемы. Почему важно знать, что считается правонарушением?

3. Понятие и признаки правонарушения.

4. Состав правонарушения и его элементы.

5. Виды правонарушений.

6. Для чего нужны знания о правонарушениях?

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Структура и ход урока:

Мотивация. Актуальность темы.

Организует работу с текстом песни. Как вы думаете, как может сложиться дальнейшая судьба героя? (построение логической цепочки: голод – нужда – кража – арест – наказание)

Беседа с элементами дискуссии.

За что могут наказать героя? Почему в тексте есть обращение к маме? С какими словами герой к ней обращается? (герой совершает преступление, потому, что находится в сложной жизненной ситуации без поддержки взрослых)

Итак, подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим, что их поведение правомерно.

Однако не все соблюдают правила. Как называется поведение, нарушающее правовые нормы? (противоправное).

Сформулируйте цель урока.

Т.о., главная цель урока раскрыть сущность понятия правонарушения.

Для достижения этой цели, что нам необходимо знать? (Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными?)

Постановка проблемы. Почему важно знать, что считается правонарушением? Ставит проблему: Почему важно знать, что считается правонарушением?

Информационный блок. Понятие и признаки правонарушения.

Прочтите определения и выделите признаки правонарушения. ( Правонарушение – виновное общественно вредное деяние, которое совершает дееспособный субъект и которое противоречит праву. (Слайд №3)

Признаки правонарушения: (Слайд №4)

1) Любое правонарушение связано с волей и сознанием людей. (душевнобольной человек не способен понимать значимость своих поступков, не может осознавать свои действия)

2) Правонарушение представляет собой вид деяния, которое может быть выражено как в форме действия, так и в форме бездействия. (неуплата налогов – вариант бездейственного противоправного поступка человека)

3) Противоправные поступки связаны с нарушением нормы права.

4) Правонарушение имеет вредные последствия. (они могут быть связаны со смертью людей, причинением вреда их здоровью или повреждением имущества).

4. Аналитический блок. Состав правонарушения и его элементы.

Обучающиеся получают задание (рабочий лист) Задание. Прочитать пар.14, с.138 – 139. Ответить на вопросы. (Отвечают на вопросы: что такое состав правонарушения? Какие элементы входят в состав правонарушения? Работают с кластером.)

Для чего нам важно знать об элементах состава правонарушения? Основанием юридической ответственности является наличие правонарушения, которое подтверждается особыми признаками – составом. Если нет какого-то элемента в составе, то и констатировать правонарушение нельзя, а значит и наказывать человека тоже нельзя.

*Итак, мы выяснили, что правонарушение – это опасное деяние.

5. Виды правонарушений.

Проанализируйте 2 ситуации. Слайд.

Чем они сходны, а чем различаются? (обе ситуации о противоправном поведении водителя, но 2-ая ситуация отличается большей степенью вреда для общества).

Зная, это мы можем определить виды правонарушения.

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

В какой ситуации действия водителя будут рассматриваться как проступок, а в какой как преступления?

Из этого сравнения можно вывести то, что проступок приносит меньший вред человеку, обществу, гос-ву. Дайте определения понятиям проступок и преступления.

Запишите их в тетрадь. Слайд

Выполните задание, в котором нужно определить проступки и преступления. Слайд

*Работа по группам. Пар. 14, с. 140 – 141. Необходимо изучить материал и заполнить свою часть таблицы (каждый член группы в тетради). Один из представителей группы выступает с информацией для других групп, которые тоже фиксируют её в своих таблицах. Так заслушиваются все четыре группы. В результате кругового обмена информацией у всех обучающихся в тетради получается заполненная таблица. По окончании заполнения таблицы, дети оглашают получившиеся данные.

6. Первичное закрепление. Работа по парам. Разбор правовых задач и ситуаций.

7. Подведение итогов (обобщение). Рефлексия. Перед об-ся ставится вопрос: почему важно знать, что считается правонарушением? Выводы делают сами ребята (чтобы не совершать проступков и преступлений, понимать, что за нарушение норм права наступает наказание). Учитель при необходимости дополняет их ответы.

На доске три больших листа, на одном из которых изображен чемодан, на втором – мясорубка, на третьем – корзина. Об-ся предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (чемодан – все, что пригодится в дальнейшем, мясорубка – информацию переработаю, корзина – все выброшу).

*Проводится оценивание, выставляются отметки по итогам работы на занятии.

Д/З параграф 14, вопросы. Зад №2 и №3, с. 145 на выбор.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Читайте также: