Правомерное поведение правонарушение понятие и виды конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

цель: Обеспечить усвоение понятий и общей характеристики правомерного и неправомерного поведения. Раскрыть причины правонарушений, цели и основания юридической ответственности. Развивать критическое мышление, умение анализировать жизненные ситуации. Формировать навыки правомерного поведения. Способность воспитания правовой культуры.

ВложениеРазмер
pravomernoe_povedenie_i_pravonarushenie.doc 56.5 КБ
pravomernoe_povedenie_i_pravonarushenie.pptx 182.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 10 классе

Учитель Степанова Марина Олеговна, г. Симферополь

Тема: Правомерное поведение и правонарушение.

Цель : обеспечить усвоение понятий и общей характеристики правомерного и неправомерного поведения. Раскрыть причины правонарушений, цели и основания юридической ответственности. Развивать критическое мышление, умение анализировать жизненные ситуации. Формировать навыки правомерного поведения. Способность воспитания правовой культуры.

Задачи урока : 1.Формирование основ правовых знаний. Развитие понимания правонарушения, как общественно опасного противоправного деяния. Развитие способности оценивать свои действия и действия окружающих с точки зрения права.

2 .Формирование навыков работы с информацией, умение правильно организовывать информационный процесс.

3 . Воспитание негативного отношения к противоправному поведению представления о неотвратимости наказания за совершение правонарушений.

Основные понятия : правомерное поведение, правонарушение.

Метод проведения : Беседа с элементами мозговой атаки.

I. Организационный момент.

Учитель, приветствуя класс. Я рада видеть вас на уроке правоведения. Хочу напомнить - 45 минут - это не только вопросы - ответы - отметка в дневнике. Это 45 минут из вашей жизни. Проведите их содержательно, с пользой для себя и творчески.

II. Проверка знаний и умений .

2) Выполните задание. Дано: право, закон, законодательство. Вставьте соответствующее слово:

- Система . является внешним проявлением . то есть . - это внешние проявление .

3) Укажите верное уравнение:

1. Законы = подзаконные акты + нормативные акты.

2. Подзаконные акты = законы = нормативные акты.

3. Нормативные акты = законы - подзаконные акты.

1) нормативно-правовой акт, имеющий высшую юридическую силу;

2) документ, предшествующий принятию закона;

3) система всех нормативно - правовых актов государства.

(выполнить на доске)

5) Прокомментируйте афоризмы:

6. Фронтальный опрос.

Повторим понятия: закон - это . ;

верховенство закона - это . ;

законодательная власть - это . ;

законодательная инициатива - это . ;

1) назовите законодательный орган в РФ

Подведение итогов опроса, оценивание итогов.

III. Изучение нового материала .

Давай задумаемся, как соприкасается право с конкретной жизнью?

- Почему человек совершает преступление, несмотря на тяжесть установленного наказания?

- Чем объяснить, что преступной среде есть люди случайные и те, кто живет только на средства, добытые преступным путем?

В связи со сложностью поставленных вопросов, я приглашаю вас быть не просто слушателями, а соавторами урока, помогая мне в исследовании проблемы.

Мы уже обратили внимание на огромный печатный материал, который затрагивает поступки людей и возмущает все общество. Как правило, эти события оцениваются с морально-этической точки зрения - что полезно или вредно для общества.

Право рассматривает события или поведение человека с позиции, соответствует ли оно положению действующего законодательства или нет.

1) Опишите реальную ситуацию, где представлено правонарушение. - 1 минута.

2) Какие социальные нормы нарушены:

A. Учащийся 9-го класса Андрей В. не уступил место в троллейбусе женщине с маленьким ребенком на руках;

Б. Вступающие в брак М. и К. пренебрегли просьбой родителей перед регистрацией брака соблюсти церемонию сватания невесты;

B. Рабочий овощной базы А. совершил хищение нескольких ящиков овощей.

- Ваши действия в данной ситуации? Как бы вы решили проблему?

(Может быть шутка ослабит напряжение; толково аргументировать - решит исход ситуации).

4) Начертим таблицу и по мере изучения материала заполним ее.

Проступки (гражданские, админ., дисциплинарные) Преступления (уголовные правонарушения)

Виновное, противозаконное поведение, посягающее на интересы общества, личности, государства, влекущие за собой применение мер общественного воздействия или государственного принуждения

Субъект - лицо, способное нести юридическую отвественность.

Объект - материальные и нематериальные блага, в отношении которых совершено виновное противоправное действие или бездействие. Объективная сторона - противоправное действие, вредность или опасность.

Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к своему противоправному действию

Учитель: Итак, вывод: с точки зрения права, правонарушение - это . (проявление произвола, пренебрежение к правилам, принятым и установленным государством для поддержания социального порядка и обеспечения прав граждан).

С социальной точки зрения правонарушение - поступок, наносящий вред интересам отдельных граждан или юридических лиц, или интересам всего общества.

Что, по-вашему, является основанием для привлечения лица, совершившего правонарушение, к ответственности?

Но при совершение действия (бездействия) проявляется психическое отношение к осуществлению этих действий (бездействий) и их последствиям. Это психическое отношение - вина лица в противоправном поступке - признак правонарушения (запись в таблице).

Вина в совершение действия правонарушения может быть умышленной или неосторожной (подумаем над примерами):

1) ученик 9-го класса после уроков решил выяснить отношение с одноклассником, толкнул его.

Последний , падая, ударился головой о ступеньку получил сотрясение мозга;

2) ученик бежал по лестнице, на повороте сбил другого. От удара головой получил сотрясение мозга.

Что такое юридическая ответственность?

Назовите виды юридической ответственности?

Положения об ответственности содержатся и в Конституции РФ:

- закрепляет личный характер ответственности.

А кто отвечает, если противоправное действие совершено несовершеннолетним?

- как вы это объясните?

- Ответственность должна основываться только на законе.

Какой вывод можем сделать в отношении ответственности за противоправное поведение?

Далее вашему вниманию предлагается очень серьезный проблемный вопрос.

Представьте, что вы - супер существо из какой-то далекой планетной системы и ваш звездочет приближается к Земле. Показания ваших Энергетических зондов свидетельствует о том, что эта планета слишком молода и не обладает высокоразвитой цивилизацией.

Все живые существа окружены жизненной аурой, которую способны улавливать другие живые существа. Приблизившись к Земле, вы настраиваетесь на ее ауру. Вас поражает ее жизненная сила. Существами на этой планете движет невероятное желание выжить. Но вот корабль подлетает к Земле ближе, и вы начинаете ощущать странную беспокойную вибрацию - этакий космический аналог неприятного запаха. Это означает, что некоторые из наиболее высокоразвитых обитателей планеты одержимы также огромным желанием повелевать. Аура планеты дышит трагедией. Неделю спустя заканчивается ваше исследование бело-голубого шара и результаты его подвергают вас в уныние. Существа, населяющие ваш родной дом, очень благоразумны, благожелательны, поступки их всегда осознаны и мотивированы. Конфликтных ситуаций здесь практически не бывает. Однако жизнь обитателей этой планеты перебывает в состоянии непрерывного кризиса. Многие ее существа достигли высокой степени интеллектуального развития, и это объясняет технические достижения земной цивилизации. Но даже они не смогли повиноваться воле разума. Они знают, что такое здравы смысл, но относятся к нему с недоверием. Слишком много времени тратят на то, чтобы учиться на собственном опыте. К тому же жизнь этих созданий так коротка (менее столетия) . Едва они начинают постигать высшую премудрость жизни, как их способности угасают.

Но еще большее беспокойство вы ощутили, ознакомившись с историческими источниками и узнав о присущей человечеству жестокости. Оказалось, вся человеческая история состоит из войн, революций, кровавых боен. Значительное количество лидеров не испытывает никаких социальных обязательств по отношению к своим соплеменникам и тратит все силы на их преследование и уничтожение.

Вы - в роли супер существа с неограниченными возможностями. В ваших силах сделать все, чтобы положительно повлиять на жизнь человеческих существ, поднять их на более высокую ступень развития сознания.

Итак, что бы вы сделали, чтобы изменить к лучшему их теперешнее состояние?

Вношу несколько предложений.

Итак, перед вами поставлена проблема. Дана вводная информация. За вами - анализ, выдвижение аналогий, на ваш взгляд, решение проблемы.

Время - 5 минут. Выдвигают предложения.

2. Если вы считаете, что массовое уничтожение преступников не способно повысить интеллектуальный уровень человечества, как вида, то возможно, вы согласитесь с тем, что нам следует подумать о менее радикальных мерах. Например, рассмотрим социальные условия, которые продолжают преступность. (Причины экономического характера; социальные причины; обстоятельства семейного характера; причины личного характера; несовершенство действующего законодательства и т.д.)

Вывод: ожидаемый положительный результат даст только совместимое, совокупное решение экономических, социальных, нравственных, воспитательных, межнациональных, правоохранительных проблем. Для этого надо время и усилия всего общества.

IV. Рефлексия Выполнить задание 3 к параграфу (с.217).

V. Домашние задание : Параграф 19, 20, подготовить развернутый план по теме: Юридическая ответственность

Состав правонарушения - совокупность признаков любого правонарушения.

Субъект правонарушения – это тот, кто совершает проступок.

Объект правонарушения – общественные отношения, на которые направлено противоправное посягательство.

Объективная сторона правонарушения – деяние, противоправность которого обозначена в действующих нормах права.

Субъективная сторона правонарушения – психическая деятельность лица, связанная с совершением деяния.

Вина – психическое отношение лица к собственному противоправному поведению и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Преступление – запрещенное уголовным законом противоправное, виновное, наказуемое деяние, характеризующееся высшей степенью общественной опасности.

Проступки – правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности, чем преступления.

Правопорядок – система общественных отношений, в которой индивиды, социальные группы и общество согласовывают свои интересы, разрешают противоречия, конфликты, добиваются намеченных целей.

Ключевые слова: правонарушение; состав правонарушения; объект правонарушения; субъект правонарушения; субъективная сторона правонарушения; объективная сторона правонарушения; преступление; проступок; вина; прямой умысел; косвенный умысел; самонадеянность; небрежность.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое правомерное поведение, правонарушение

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся правонарушений их признаков.

Основное содержание урока

По мнению ряда юристов, поступки людей, совершаемые ими в мире права, образуют правовое поведение.

Правомерное поведение – поведение субъекта права (действие или бездействие), которое соответствует предписаниям правовых норм

Виды правомерного поведения:

  1. Социально-активное поведение. Ценность такого вида правомерного поведения заключается в высокой степени организованности и дисциплинированности личности, ее уважительном отношении к праву.
  2. Традиционное (обычное) поведение основывается на убеждениях и принципах, сформировавшихся у личности под воздействием комплекса факторов (воспитание, влияние социальной среды, образование).
  3. Конформистское поведение. Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих.
  4. Маргинальное (законобоязненное) поведение. Это правомерное поведение, основанное на страхе перед наказанием

Признаки правонарушения:

  1. Действие или бездействие;
  2. Противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
  3. Виновное поведение человека;
  4. Причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда. Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);
  5. совершение деяния дееспособным лицом.

Правонарушение — это (1) деяние, т.е. действие или бездействие, которое нарушает правовые нормы, (2) которое совершается дееспособным лицом (3) по вине этого лица, т.е. по умыслу или неосторожности, которое (4) опасно для общества, поскольку наносит вред окружающим. За правонарушение предусмотрена официальная негативная санкция — наказание.

Виды правонарушений:

  1. Преступление - это правонарушение, несущее высокую социальную опасность. Преступления наносят ущерб основным правам и свободам человека, существованию общества и государственного строя. К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.
  2. Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности. За проступки полагаются наказания не уголовного характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.

Состав правонарушения:

  1. Субъект правонарушения - это деликтоспособное лицо (физическое, юридическое), совершившее правонарушение.
  2. Субъективная сторона правонарушения- это внутренняя сторона правонарушения, которая характеризует психическую деятельность лица в момент совершения правонарушения. В структуре содержания данной психической деятельности различают: вину, мотив, цель, эмоциональное состояние. Обязательный признак субъективной стороны: вина, то есть определенное психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его общественно опасным или вредоносным последствиям (результату).
  3. Объект правонарушения- это общественные отношения, охраняемые нормами права, которым при совершении правонарушения причиняется определенный вред или создается угроза причинения соответствующего вреда.
  4. Объективная сторона правонарушения- это совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону состава правонарушения, то есть объективные признаки внешнего проявления правонарушения и объективные условия его совершения. Обязательные признаки объективной стороны так называемых материальных составов правонарушений: наличие деяния (общественно опасного или вредного), причинная связь, последствия (общественно опасные или вредные) деяния.

Законность - политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующею законодательства.

Принципами законности выступают следующие требования:

  1. Она должна быть единой для всех;
  2. Должна гарантировать основные права и свободы граждан;
  3. Должна обеспечивать неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
  4. Не должна противостоять целесообразности;
  5. Должна быть взаимосвязана с воспитанием правовой культуры.

Правопорядок - воплощенная в жизнь законность.

Правопорядок обеспечивается, поддерживается и восстанавливается специальными органами государства, которые называют правоохранительными. Среди правоохранительных органов, участвующих в обеспечении законности и правопорядка в России, следует выделить полицию и прокуратуру. Среди важных мер по укреплению правопорядка можно отметить правовое воспитание, профилактика правонарушений, соблюдение законности в деятельности государственного аппарата.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице


Разбор типового контрольного задания


Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 17.11. право.docx

Урок право в 10 классе.

Учитель Чуркина И.А.

Оборудование урока: Право: 10-11 классы: базовый и углубленный уровни: учебник А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. – М., Дрофа, 2020.

Записать в тетради число, классная работа, тему урока, план урока

- Каковы границы субъективного права граждан? Приведи пример из жизни.

Изучение нового материала

Запиши в тетрадь

Запиши в тетрадь определение:

Выделяют два вида поведения:

- правовое (правомерное или неправомерное правонарушение)

- юридически безразличное (юридически индифферентное)

Правомерное поведение как разновидность правового поведения представляет собой общественно полезное поведение субъектов права, в котором реализуется свобода человеческого поведения и которое происходит в соответствии с требованиями правовых предписаний (не противоречит нормам права), обеспечивается (защищается) государством и ограничивается с точки зрения права деяниями, осознанно выраженными вовне – действиями или бездействием.

Виды правомерного поведения:

- по степени социальной значимости (необходимое, желанное, допустимое)

- по личной мотивации (благожелательное восприятие правовых норм, поведение, основанное на боязни наказания)

- по степени социальной активности субъекта (активное, пассивное, конформистское, обыденное, маргинальное)

Ребята, сделайте физминутку для глаз.

Запиши в тетрадь определение:

Правонарушением считается виновное противоправное общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.

- это всегда деяние

- оно совершается виновно

- это противоправное, общественно опасное деяние

- в результате правонарушения наступает общественно опасный результат

- имеется причинно-следственная связь между деянием и общественно опасным результатом

-за правонарушение законом предусмотрена наказуемость.

Правонарушения подразделяют на преступления и проступки.

Задание: из словаря на странице 416-459 учебника выпиши в тетрадь определение преступления.

Проступки отличаются меньшей степенью и характером общественной опасности.

Работа на странице 74-75 учебника. Выписать в состав правонарушения. Зарисуй в тетрадь схему на странице 76 учебника.

Запиши в тетрадь

Запиши в тетрадь

Запиши в тетрадь

Запиши в тетрадь

Запиши в тетрадь

Запиши в тетрадь

Обратная связь – фото работ на электронную почту churkinairina 56@qmail.co m или в группу в ВК. Работы присылать 22.11.2020.

Также через указанные контакты можно задать вопросы по теме.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1041 человек из 82 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 583 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.11.2020 709
  • RAR 14.4 кбайт
  • 55 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чуркина Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок раскрывает суть правонарушения, его признаки, виды.

Урок обществознания в 9 классе

Цели: : познакомить учащихся с понятиями правонарушение и преступление, выяснить их особенности, продолжить работу по формированию умений выделять существенные признаки явлений, сравнивать; осуществлять поиск и анализировать информацию; раскрывать на примерах изученные и теоретические положения по теме; оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения правовых норм при решении задач; работы в группах; воспитывать уважение к закону, формировать гражданскую ответственность, правовое самосознание, коммуникативную культуру.

Тип урока: изучения нового материала.

Форма урока: урок- практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

Словарь урока: правонарушение, проступок, преступление, дееспособность, вина.

План: 1. Орг. момент.

2. Правонарушение и его признаки.

3. Виды правонарушений.

4. Состав преступления.

5. Почему важно знать, что считается правонарушением?

7. Подведение итогов.

Здравствуйте! Наш урок сегодня мы начнем с древней притчи

О чем эта притча?

Правильно о нас с вами… Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Часто это приводит к разногласиям в обществе. Напомним, что важным признаком человечества является способность регулировать свое поведение.

Что придумали люди для регулирования общественных отношений? (социальные нормы)

(Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе)

Перечислите виды социальных норм?

Большинство поступков, совер­шаемых человеком в обществе, носит правовой характер. Право регулирует порядка 70% всех наших общественных отношений.

Подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права.

Итак, подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим, что их поведение правомерно.

Однако не все соблюдают правила. Как называется поведение, нарушающее правовые нормы?

Как вы считаете, будет называться такое поведение? (противоправное).

О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему.

Сформулируйте цель урока.

Т.о., главная цель урока раскрыть сущность понятия правонарушения.

Для достижения этой цели, что нам необходимо знать?

Возможные ответы: Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными? Каковы причины противоправного поведения?

Итак, мы совместно поставили задачи, которые предопределили план урока.

*. Правонарушение и его признаки.

*.Причины правонарушений. Зачем нужно знать причины правонарушений?

Итак, начинаем с первого пункта плана. Цель нашей работы: дать определение понятию правонарушение и определить его признаки.

Сравните его с определениями из юридического словаря.

1.Правонарушение- это виновное общественно опасное противоправное деяние. Слайд

2.Правонарушение- это противоправное деяние, причиняющее вред личности, государству, обществу и наказуемое по закону. Слайд.

Итак, правонарушение несет общественную опасность и связано с нарушением права.

Исходя, из определений понятия можно выделить признаки противоправного поведения. Любое правонарушение характеризуется 4 признаками.

Прочтите определения и выделите признаки правонарушения.

Признаки правонарушения: (запись в тетрадь по ходу обсуждения) Слайд

Противоправное поведение (деяния) человека, которое выражается в действии или бездействие.

Как вы понимаете противоправное поведение? (Не может быть правонарушения, если не нарушены правовые нормы). Так, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться при встрече, то несоблюдение этого правила, хотя и будет невежливостью, правонарушением не считается.

Приведите примеры действия и бездействия, нарушающие нормы права.

Примерные ответы: Примером действия может служить:

-превышение скорости автомобиля, которое привело к аварии; - кража чужой вещи.

Бездействие- это тоже деяние, это неисполнение к.-л. действия, например,- неуплата налогов;

- неоказание помощи больному.

2.ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ (вредность).

Совершение правонарушения причиняет вред другим людям или всему обществу.

3. Наказуемость. О данном признаке речь пойдет более подробно на следующем уроке.

Т.е. деяние, предполагающее наличие вины.

ВИНА- это психическое отношение правонарушителя к собственному поведению и его результатам.

Вина связана с тем, есть ли у человека желание совершить правонарушение или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям.

Рассмотрим ситуации и определим виновность человека: Слайд№

1 группа . Гражданин Р., ограбил прохожего.

2 группа. Туристы оставили костер в лесу, в результате которого случился пожар.

Определите можно ли граждан, совершавших деяния считать виновными?

Однако в первом случае гражданин Р. явно хотел наступления отрицательных последствий своего деяния, а во втором - нет.

Т.о., вина может быть выражена в различных формах: Слайд№ (запись в тетрадь)

Формы вины: а) умысел, б) неосторожность.

Т.о., в первой ситуации мы видим умысел, а в другой – неосторожность.

Выполните Задание №1 в котором нужно определить форму вины. Слайд

Итак, мы выяснили, что правонарушение – это опасное деяние, ==========

Запишите в тетрадь.

Проанализируйте 2 ситуации. Слайд.

1.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было.

2.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, водитель не успел затормозить, и мальчик получил увечья.

Чем они сходны, а чем различаются? (обе ситуации о противоправном поведении водителя, но 2-ая ситуация отличается большей степенью вреда для общества).

Зная, это мы можем определить виды правонарушения.

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

В какой ситуации действия водителя будут рассматриваться как проступок, а в какой как преступления?

Из этого сравнения можно вывести то, что проступок приносит меньший вред человеку, обществу, гос-ву. Преступления запрещены УК РФ под угрозой уголовного наказания

Дайте определения понятиям проступок и преступления.

Преступление - по ст. 14 УК РФ "виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Проступок - противоправное деяние (правонарушение) менее опасное, чем преступление. Слайд

Запишите их в тетрадь.

Выполните задание, в котором нужно определить проступки и преступления. Слайд №

Найдите в приведенном ниже списке примеры преступлений. Ответ обоснуйте.

хранение и распространение наркотиков

нарушений санитарно – гигиенических норм в кафе

разглашение государственной тайны

пешеход переходит проезжую часть в неположенном месте

нецензурная брань в общественном месте.

А остальные ситуации чем являются? (т.к. причиняют меньший вред обществу)

Класс делится на группы.

Познакомьтесь с содержанием статьи 20 УК РФ. (Рабочий лист 1 ) Задание для 1 –ой группы.

Задание для 2- ой группы. Проанализируйте материал на рабочем листе № 2.

Выясните какие виды и категории преступлений существуют?

Т.о., ответственность наступает за преступления с 16 – ти лет, а по ряду преступлений с 14 –ти.

Какие виды и категории преступлений существуют?

Переходим к следующему пункту нашего плана.

Каковы же причины преступности?

Работа в группах.

1 группа. Проанализируйте обращения несовершеннолетних преступников к своим сверстникам, т.е. к вам.

2 группа. Познакомьтесь с социологическим опросом учащихся нашей школы среднего и старшего звена.

Задание. Определите причины преступлений. Подумайте, зачем нужно знать, изучать причины преступлений? Зная причины преступлений, можно предотвратить или уменьшить их количество.

Т.о., причины правонарушений различны – это дефекты в сознании людей. Пренебрежительное отношение к личности – это причина совершения телесных наказаний, отсутствие трудолюбия – приводит к кражам, отсутствие патриотизма – к измене Родине, разглашению госуд. тайны.

Вряд ли в семье, где отец постоянно груб с матерью, детьми, можно рассчитывать на уважительное отношение к личности.

Т.о., дефекты в сознании порождаются негативными условиями в жизни, низким уровнем жизни населения, незнанием законов, наркоманией и т.д.

Рефлексия. Я даю вам мяч, а вы перекидывая его друг другу, говорите, что больше всего запомнили на уроке, что понравилось, что дал мне урок для жизни, у меня получилось…


Стремоухова Людмила Леонидовна, учитель I категории ГКОУ РО школа-интернат VIII вида №1 г.Красного Сулина

Описание разработки

Формирование словаря обществоведческих понятий и терминов, правильной оценки правонарушений.

Развитие речи, внимания, памяти.

Воспитание положительных качеств личности.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель: Ввести ученика в урок:

1. Организация рабочего места

2. Речевая разминка.

- Назови или прочти обществоведческие термины, которые изучали на предыдущих уроках (Гражданин, государство, Президент, право, закон, Конституция). (Лист №1)

II. Повторение.

Цель: 1. Выявление знания обществоведческих понятий, изученных ранее.

2. Актуализация знаний.

1. Прочти определения данных обществоведческих терминов, которые назвал во время речевой разминки. (Определения даны на отдельных карточках №1-6)

2. Реши кроссворд, используя термины из речевой разминки (при затруднении разрешается пользоваться карточками с определениями этих обществоведческих терминов). Кроссворд дан на отдельном листе (Лист №2).

3. Дополни предложения. Используй термины из кроссворда. Запиши пропущенные слова. (Предложения даны на отдельной карточке: №7).

4. Подведение итогов по повторению.

- Мы с тобой вспомнили некоторые обществоведческие или правоведческие понятия, которые необходимо знать каждому человеку. Сегодня мы продолжим знакомиться с новыми понятиями по правоведению.

Физкультурная пауза. Упражнения для шейного отдела позвоночника: повороты, полукруги и наклоны головы.

Конспект урока по обществознанию Правонарушение

III. Изучение нового.

Цель этапа: Первоначальное восприятие, осмысление и запечатление в памяти всей системы знаний и умений, которые предстоит усвоить на уроке.

- с основными признаками правонарушения,

- с формами вины правонарушителя.

Мы разберем с тобой примеры правонарушений, будем учиться определять формы вины правонарушителя.

2. Вопросы ученику.

- О чем будем говорить на уроке? (о правонарушении)

- Что нового должны узнать на уроке (основные принципы правонарушения, формы вины).

Второй этап. Изучение нового материала.

Цель этапа: Поэтапное возвращение к изучаемому материалу, где общее разделяется на частное. Уточнение, расширение и углубление объема каждой выделенной части учебного материала.

- Нередко жизненные обстоятельства приводят человека к нарушению закона или правонарушению. Что же такое правонарушение? Узнаем из определения:

Правонарушением называется противоправное антиобщественное виновное действие (или бездействие), которое либо нарушает установленные правом запреты, либо не исполняет предписаний норм права, т. е. программ поведения людей в определенных ситуациях.

Рассмотрим два примера правонарушений:

Первый: Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

- Что это такое? Это противоправное антиобщественное виновное действие.

Второй: Неуплата налогов.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

с ребёнком, обучающимся в школе-интернате VIII вида №1 г. Красного Сулина по индивидуальным программам на дому.

Учитель: Стремоухова Людмила Леонидовна.

Формирование словаря обществоведческих понятий и терминов, правильной оценки правонарушений.

Развитие речи, внимания, памяти.

Воспитание положительных качеств личности.

Оборудование: Индивидуальные раздаточные карточки в виде текстов и определений по ранее изученным темам для повторения и закрепления изученного и изучаемого материала (см. Приложение).

I. Организационный момент.

Цель: Ввести ученика в урок:

1. Организация рабочего места

2. Речевая разминка.

- Назови или прочти обществоведческие термины, которые изучали на предыдущих уроках (Гражданин, государство, Президент, право, закон, Конституция). (Лист №1)

II. Повторение.

Цель: 1. Выявление знания обществоведческих понятий, изученных ранее.

2. Актуализация знаний.

Задания ученику.

1. Прочти определения данных обществоведческих терминов, которые назвал во время речевой разминки. (Определения даны на отдельных карточках №1-6)

2. Реши кроссворд, используя термины из речевой разминки (при затруднении разрешается пользоваться карточками с определениями этих обществоведческих терминов). Кроссворд дан на отдельном листе (Лист №2).

3.Дополни предложения. Используй термины из кроссворда. Запиши пропущенные слова. (Предложения даны на отдельной карточке: №7).

4. Подведение итогов по повторению.

- Мы с тобой вспомнили некоторые обществоведческие или правоведческие понятия, которые необходимо знать каждому человеку. Сегодня мы продолжим знакомиться с новыми понятиями по правоведению.

Физкультурная пауза. Упражнения для шейного отдела позвоночника: повороты, полукруги и наклоны головы.

III. Изучение нового.

Цель этапа: Первоначальное восприятие, осмысление и запечатление в памяти всей системы знаний и умений, которые предстоит усвоить на уроке.

- с основными признаками правонарушения,

- с формами вины правонарушителя.

Мы разберем с тобой примеры правонарушений, будем учиться определять формы вины правонарушителя.

2. Вопросы ученику.

- О чем будем говорить на уроке? (о правонарушении)

- Что нового должны узнать на уроке (основные принципы правонарушения, формы вины).

Второй этап. Изучение нового материала.

Цель этапа: Поэтапное возвращение к изучаемому материалу, где общее разделяется на частное. Уточнение, расширение и углубление объема каждой выделенной части учебного материала.

- Нередко жизненные обстоятельства приводят человека к нарушению закона или правонарушению. Что же такое правонарушение? Узнаем из определения:

Правонарушением называется противоправное антиобщественное виновное действие (или бездействие), которое либо нарушает установленные правом запреты, либо не исполняет предписаний норм права, т.е. программ поведения людей в определенных ситуациях.

Рассмотрим два примера правонарушений:

Первый: Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

- Что это такое? Это противоправное антиобщественное виновное действие.

Второй: Неуплата налогов.

- Что это такое? Это противоправное антиобщественное виновное бездействие.

1.2. Задание ученику.

а) Прочти на карточке №8 определение правонарушения.

б) Ответь на вопросы:

- Где записаны правонарушения? (в Уголовном кодексе).

- Для кого считаются опасными правонарушения? (для человека и общества)

- Что представляют собой правонарушения? (нарушение правовых норм)

- Прочти, что такое правовые нормы по карточке. (К.№8)

- В какой форме могут совершаться правонарушения (в форме действия и бездействия)

- Определи форму правонарушений в некоторых ситуациях.

Ситуация №1: Гражданин занимает высокий руководящий пост и, пользуясь служебным положением, берет взятки.

Ситуация №2: Врач не оказывает помощи больному.

Ситуация №3: Гражданин совершает кражи

Ситуация №4: Человек живет в многоэтажном доме на верхнем этаже. Во время дождя крыша протекает, разрушается потолок, портится мебель. Он обращается в жилищную контору, но ремонта крыши не производят.

- Какая форма правонарушения со стороны жилищной конторы?

- Повтори еще раз, в какой форме бывают правонарушения (в форме действия или бездействия).

- Познакомимся с тремя признаками правонарушения:

I признак: Правонарушение обладает признаком противоправности. Это значит, что данное деяние противоречит правилу поведения, установленному нормой права.

2.2. Задание ученику.

а) Назови первый признак правонарушения.

б) Словарная работа. Задание ученику.

-Прочти на карточке №9, что такое норма права.

- Значит норма права и правовые нормы – это одно и то же.

2.3. Продолжение рассказа учителя.

- Однако одного признака противоправности для определения деяния как правонарушения недостаточно. Ведь на деле противоправное действие может быть настолько незначительным, что его нельзя подвести под категорию правонарушения.

- Допустим, ты на минуту взял у соседа по парте карандаш. Формально это самовольный захват имущества, а то и грабеж. А фактически? Можно сказать, что это грабеж? Почему? – Слишком незначительное действие. Поэтому в понятие правонарушение вводится еще один признак.

II признак: Антиобщественный характер. Это уже важный признак, который означает, что данное деяние вредит обществу и установленным в нем порядкам.

Два эти признака (I и II) объективно проявляются в самом действии или бездействии.

2.4. Задание ученику.

- Назови второй признак правонарушения

2.5. Продолжение рассказа учителя.

- Но есть еще одна сторона правонарушения

III признак: вина самого правонарушителя.

2.6. Словарная работа. Задание ученику.

- Прочти на карточке, что такое вина (Карточка №10).

2.7. Продолжение рассказа учителя.

- Значит, вина - это собственное отношение нарушителя норм права к тому, что он совершил. В этом психическом отношении человека к своему поступку проявляются мотивы и цели правонарушения. Вину человека может установить только суд.

- Мы познакомились с признаками правонарушения.

- Запомни! Правонарушение может совершить только человек.

- Разберем несколько примеров и определим, в каком случае можно говорить о правонарушении.

Пример №1. - Загорелся сарай,

1) когда сосед поджег сарай из-за каких-то обид на соседа;

2) когда во время грозы в сарай угодила молния.

- В каком случае речь идет о правонарушении? Почему?

Пример №2 - Нанесен вред здоровью человека,

1) когда один человек побил другого.

2) когда собака покусала человека.

- В каком случае речь идет о правонарушении? Почему?

2.8.Подведение итогов по признакам правонарушения.

а) Вопрос ученику: Назови признаки правонарушения с опорой на таблицу (Противоправность, антиобщественный характер, вина)

- Ответь на вопрос: - Где указано противоправное деяние? (В уголовном кодексе)

в) прочти второй признак правонарушений

- Ответь на вопрос: - Каким должно быть правонарушение? (очень опасным)

г) прочти третий признак правонарушения.

- Ответь на вопрос: - Без чего не может быть правонарушения? (без вины).

д) Скажи (прочти по карточке №10), что такое вина правонарушителя?

е) Где можно установить вину правонарушителя? (только в суде)

Физкультурная пауза. Упражнения для глаз.

3. Знакомство с формами вины.

3.1. Рассказ учителя:

- Вина правонарушителя бывает в двух формах (Посмотрим на таблицу)

а) в форме умысла, когда правонарушение совершается умышленно

б) в форме неосторожности

3.2.Вопрос ученику:

- Назови формы вины (умысел, неосторожность)

3.3.Продолжение рассказа учителя.

- Если правонарушение совершается умышленно, это значит, что правонарушитель понимает опасный вредный характер своих действий и их результатов и желает их наступления либо допускает, что они наступят.

3.4. Рассмотрим две ситуации.

Ситуация №1. Поругались два человека, нанесли друг другу словесные обиды. Один затаил зло, решил отомстить. Подкараулил в переулке, ударил неожиданно палкой, когда человек упал, он сильно избил его. От побоев человек скончался.

- Эти действия были заранее спланированы правонарушителем.

- Как ты считаешь, здесь присутствует форма прямого умысла или косвенного?

Ситуация №2. Приятели не могли разрешить спор, перешли на ругань, затем начали драться. Один из них сильно ударил другого. Случилось непредвиденное: от удара бывший друг скончался. Парень не хотел его убивать, а только проучить, но удар оказался слишком сильным.

- Какая форма вины в данном случае. Прямой или косвенный умысел?

3.5. Продолжение рассказа учителя.

- Мы разобрали с тобой форму вины в виде умысла.

- Другая форма вины – неосторожность. Она тоже проявляется в нескольких видах: самонадеянность, небрежность и необоснованный риск

Самонадеянность. Правонарушитель понимает и предвидит возможную опасность своих действий, но полагает, что сумеет её избежать.

- Все знают, что уходя из дома, нельзя оставлять включенными электронагревательные приборы. Но многие оставляют их и возвращаются к пепелищу (что такое – пепелище?).

Это пример самонадеянности.

Небрежность. В другом случае неосторожности правонарушитель не предвидит вредных последствий своих действий, но обязан предвидеть.

Необоснованный риск. Ещё одна из форм неосторожности. Риск не обоснован в том случае, когда заведомо может принести серьезный вред кому-либо.

3.6. Продолжение рассказа учителя.

- Рассмотрим некоторые ситуации и определим, какой вид неосторожности соответствует каждому правонарушению.

Ситуация №1. Водитель автомобиля решил проскочить на перекрестке на красный свет светофора. Он не видел никого вблизи: ни машины, ни людей. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, т.к. у него был зеленый свет светофора. Водитель не успел затормозить и сбил ребенка. Хотел он этого? Конечно, нет. Но его неосторожность едва не стоила жизни мальчика.

- Этот человек не предвидел вредных последствий своих действий, а должен был предвидеть.

- К какому виду неосторожности можно отнести это правонарушение? (небрежность).

Ситуация №2. Уходя из дома, человек оставил не выключенным электронагревательный прибор (утюг или обогреватель), произошло возгорание. В результате дом сгорел.

- Человек понимал и предвидел, что опасность возможна, но понадеялся, что сможет избежать опасности.

- К какому виду неосторожности можно отнести этот случай? (самонадеянность).

Ситуация №3: Мама купала малыша в ванной. Вдруг зазвонил телефон. Мама на минутку оставила малыша одного в воде. Он поскользнулся, упал в воду и чуть не утонул в ванне.

Жизнь ребенка по неосторожности мамы была подвергнута опасности.

- К какому виду неосторожности можно отнести этот случай? (необоснованный риск).

3.7. Подведение итогов по формам вины.

А) рассмотри карточку с формами вины (карточка №12)

Б) Назови формы вины (умысел, неосторожность).

В) Каких видов бывает умысел.

Г) Каких видов бывает неосторожность.

Физкультурная пауза. Упражнения на общую моторику: потягивание, наклоны, повороты, приседания.

Третий этап. Закрепление.

Цель: проверка приобретенных знаний.

- Проверим, как ты усвоил новый материал, закрепим еще раз полученные на уроке знания.

1. Чтение таблиц по теме урока учеником.

2. Вопросы ученику:

- В какой форме может быть совершено правонарушение? (в форме действия и бездействия)

- Приведи примеры правонарушения в форме действия и бездействия.

- Назови признаки правонарушения (противоправность, антиобщественный характер, вина правонарушителя)

- Назови формы вины правонарушителя (умысел, неосторожность)

- Приведи примеры правонарушения с виной в форме умысла,

в форме неосторожности.

3. Попытайся определить, какие действия можно отнести к правонарушению, а какие нельзя: (Попробуй объяснить свой выбор).

- Распивать алкогольные напитки в общественных местах;

- Ловить рыбу на удочку в разрешенном месте

- Ловить рыбу, устанавливая сети в реке.

- Зарабатывать много денег.

- Получить много денег совершив кражу в банке.

- Прогулка с собакой по улице:

а) без намордника и поводка;

б) в наморднике и на поводке.

- Попросить денег взаймы у знакомого.

- Вымогать деньги, применяя силу или оружие.

Подведение итогов.

Запомни! Всякое правонарушение, будь оно в форме действия или бездействия, обязательно влечет за собой наказание.

Читайте также: