Конспект урока имя существительное как часть речи род имен существительных

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме:

Составитель: Пономарёва А. В.

- систематизировать и углубить знания учащихся об имени существительном;

- умение находить существительные в тексте, определять их морфологические признаки (род, число, падеж, склонение);

- умение различать лексико-грамматические разряды имен существительных (одушевленные - неодушевленные, собственные - нарицательные);

- развить познавательные интересы учащихся.

Обучающая : находить существительные в тексте, определять их морфологические признаки (род, число, падеж, склонение) , обратить внимание на роль имён существительных в речи; отрабатывать умения учащихся определять род имён существительных путём подстановки личного и притяжательного местоимения.

Развивающая : совершенствовать орфографические умения и навыки; развивать логическое мышление, познавательные интересы учащихся.

Воспитательная : формировать умения сотрудничать при выполнении упражнений; воспитывать внимание и уважение к слову, друг к другу.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний и умений.

Метод организации учебной деятельности: исследовательский метод.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые образовательные результаты:

умение выступать перед аудиторией сверстников, умение взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;

умение определять цели предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме;

умение создавать устный и письменный текст с учётом замысла и ситуации общения;

воспитание уважительного отношения к русскому языку.

Оборудование: учебники, тетради, словари, карточки с заданиями, презентация, сигнальные карточки.

1.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Цель: создание благоприятной атмосферы на уроке

- Здравствуйте, ребята! (Представиться). Сегодня я буду вашим учителем. Надеюсь на вашу поддержку и активную работу во время урока. А вы можете рассчитывать на мою помощь. Присаживайтесь!

2.Определение темы урока и постановка целей.

- Ребята, посмотрите на экран и прослушайте стихотворение. Надеюсь, оно поможет вам определить тему нашего урока.

У этой части речи имя есть,

Надо нам его прочесть.

Имя это удивительное,

И для нас оно значительное.

Хоть знакомы с ним давно,

Но не всё ещё легко.

Много будем узнавать,

Находить и выделять,

От соседей отличать.

Главное – не унывать!

На вопросы кто? и что?

Отвечает лишь оно.

Помогает нам понять,

Что с заглавных букв писать.

Форму как определять,

А для этого, ребята,

Падежи вам надо знать

И уметь их применять.

Очень важно научиться

В роде вам не ошибиться,

Ведь обидится Земля,

Друг тогда твой улыбнётся

И за голову возьмётся:

Станет он тебя бранить.

Правила ведь надо всем учить!

- Скажите, о какой части речи говорится в этом стихотворении?

- Вот мы и определили тему нашего урока, а целью его является расширение знаний об имени существительном.

- Скажите, а какие открытия вы бы хотели сделать на сегодняшнем уроке? Какие задачи поставите перед собой?

- Каким образом мы будем идти к поставленным целям? Что для этого будем делать? (Выполнять задания, делать упражнения, учить правила).

- Откройте свои тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

Словарная работа.

- Сейчас выполним небольшую словарную работу. Перед вами слова:

Подаро(к, г), холодный, преданье старины, моро(с, з), ска(с, з)ка, праз(?)ник, з(и, е)ма, с(о, а)сна, рисую.

- Ваша задача: выписать только те слова, которые относятся к имени существительному, и вставить нужные буквы. А если вы встретите слова, которые не являются существительными, не пишите их, а определите, какой части речи они принадлежат. Но прежде чем приступить к выполнению этого задания, скажите, а как вы будете определять, существительное это или нет?

(Опрос. Показать слайд с правильным написанием слов. Учащиеся занимаются самопроверкой.)

- Скажите, значение всех слов вам известно? (Обратиться к толковому словарю. Преданье старины – жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающийся из поколения в поколение ).

- Ребята, скажите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируются данные слова? К чему мы можем их привязать? Подумайте, какой волшебный праздник приближается?

Сочинение сказки.

- Все вы знаете, что Новый год – это сказка, а давайте мы с вами сочиним свою сказку об имени существительном. Я начну, а вы будете мне помогать. Согласны?

- Молодцы, ребята! У нас получилась замечательная сказка. Но для того, чтобы лучше вспомнить имя существительное, необходимо открыть учебники на стр. 9 и ознакомиться с тем, что сказано об этой части речи. Вы сидите парами, верно? Так вот, даю вам 3 мин. на то, чтобы прочитать правила, обсудить их между собой и сказать, какая информация для вас является новой, а что вы уже знали.

Изучение нового материала.

На стр. 8 давайте выполним упражнение 273. Прочитайте задание.

Учащиеся делятся на 5 групп, каждая получает задание.

Та группа, которая справится, идёт записывать свои слова (один представитель). Если представители других групп заметили ошибку, они поднимают руки и исправляют.

- Перед тем, как приступить к работе, представители каждой группы, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Если вы будете работать сплочённо, пожмите руки. Если будете помогать друг другу, пожмите руки.

распределить данные слова на группы в зависимости от того, что они обозначают:

вещь; 2) живое существо; 3) понятие; 4) состояние; 5) явление природы.

Счастье, книга, гроза, яблоко, бабочка, нож, ребёнок, ласточка, мудрость, лошадь, красота, увеличение, дружба, сон, тревожность, компьютер, тайфун, девушка, оттепель, подвиг, жара, платье, засуха, радость, метель.

Цель: обобщение и повторение учащимися ранее изученного материала об имени существительном.

Задачи:

  • через выполнение устных и письменных заданий выяснить уровень теоретических знаний, а также умений и навыков применения имен существительных в речи, закрепить знания по сравнительной грамматике русского и казахского языков;
  • способствовать дальнейшему укреплению уважения к русскому языку;
  • закрепление лексико-грамматических категорий имени существительного через грамотную разговорную речь.

Оборудование: учебник, презентация.

Вид урока: урок-семинар.

Тип урока: совершенствование знаний, умений навыков, целевое применение знаний об имени существительном.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

- Сегодня мы с вами постараемся вспомнить все, что знаем о такой простой только с первого взгляда части речи, которая называется “имя существительное”. Я дала вам задание повторить, вспомнить всё об имени существительном.

- Но сначчала давайте вспомним группы частей речи. Какие части речи входят в каждую группу (слайд 1)

- А теперь перейдём непосредственно к имени существительному (слайд 2)

- Каждая знаменательная часть речи характеризуется по трём параметрам. Каким? (слайд 3)

- Давайте ответим на вопросы, а потом остановимся на всём подробно.

  1. Как изменяются имена существительные?
  2. Сколько падежей у имен существительных?
  3. Какой падеж с предлогами не употребляется?
  4. Что обозначает имя существительное?
  5. Какими бывают имена существительные?
  6. Как правильно сказать: имена существительные изменяются по родам или имена существительные имеют категорию рода?
  7. Какой падеж без предлогов не употребляется?
  8. Что называется склонением?
  9. Сколько склонений у имен существительных? Как они называются?
  10. Каким членом предложения являются имена существительные?
  11. Как образуются имена существительные?

- Итак, план повторения имени существительного будет представлен следующим образом: (слайд 4)

2. Повторение и обобщение.

Задание 1. Укажите имена существительные среди слов (слайд 5). Выпишите их в тетрадь.

1) соль
2) соление
3) солянка
4) солить
5) соленый
6) посолить
7) посоленный
8) подсаливая
9) рассольник
10) бессолевая
11) солильщик
12) соленость
13) солоно
14) солонка
15) солончаки
16) засолка
17) засолить
18) недосолить
19) рассол
20) насолить

Задание 2.

- Почему мы задать можем к одной части речи два вопроса?

(Существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

- Вспомните, что такое собственные и нарицательные существительные.

- Какие существительные называются одушевленными и неодушевленнымиr?

2.1 Существительные бывают нарицательные и собственные.

К именам собственным относятся:

1) имена, отчества и фамилии (Сергей Васильевич Михеев),

2) клички животных (Пушок, Пеструха),

3) имена сказочных и мифологических существ (Змей Горыныч, Афродита),

4) географические и астрономические названия (Енисей, Марс),

5) названия учреждений, печатных изданий, литературных произведений, марок изделий (магазин “Перекресток”, журнал “Смена”, повесть “Понедельник начинается в субботу”, машина “ Опель”).

- Выполните задание письменно в тетради(слайд 6) . Если задание затруднительно, обратимся к теории(слайд 7).

Проверка (слайд 8)

2.2 Существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа (людей, животных и т.д.).

Неодушевленные отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления, события и т.д., которые нельзя причислить к живым существам.
Различие одушевленных и неодушевленных имен существительных выражается не только лексически, но и грамматически. И не всегда лексическое понятие живое-неживое совпадаете грамматическим понятием одушевленное - неодушевленное.

К одушевленным именам существительным относятся:
1) названия некоторых игрушек (кукла, матрешка, марионетка, робот, снеговик),
2) названия умерших людей (мертвец, покойник, утопленник>,
3) названия некоторых карт (валет, дама, король, туз),
4) названия фигур в шахматах (конь, слон, ферзь, король).

Грамматическое различие одушевленных и неодушевленных имен существительных
Одушевленные имена существительные: в. п. = р. п.
Неодушевленные имена существительные: в. п. = и. п.

Некоторые имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными:

1) названия микроорганизмов (инфузория, бактерия, микроб),

2) имена существительные (образ, тип, характер; куколка (насекомого), личинка; змей (воздушный)),

3) неодушевленные имена существительные при употреблении в переносном значении становятся одушевленными;

Например: тюфяк - род матраса, тюфяк - нерешительный человек выбросил тюфяк на пол. Тюфяк был пыльный. В. п. = И. п. - неодушевленное существительное. Мы встретили этого тюфяка. Сегодня тюфяка не было. В. п. = Р. п. - одушевленное существительное.

Неодушевленными являются все имена существительные, имеющие только форму множественного числа (ножницы, джунгли).

Посмотрим на слайд 9 и выполним задание устно(слайд10) . При затруднении выполнения задания обратимся к слайду 11.

1) русалка
2) леший
3) ладья (шахматная)
4) слон
5) страж
6) мертвец
7) тополь
8) тип (человека)
9) нарцисс
10) книга
11) слушатель
12) кошка
13) стол
14) существо
15) сокровище
16) чудище
17) человечище
18) коровища
19) ножища
20) волчище
21) дружище
22) осина

Задание 3.

Категория рода (слайд 12) .

Каждое имя существительное, имеющее форму единственного числа, принадлежит к одному из четырех родов.

мужской род
врач, пес
женский род
машина, Аня
средний род
окно, животное
общий род
пьяница, судья

Особое место занимают имена существительные общего рода

К ним относятся некоторые существительные 1-го склонения со значением лица и окончаниями -А, -Я. Например: плакса, разиня
Их род определяется полом того лица, которое они называют. Например: Наша Катя - плакса (в ж.р.). Маленький Андрюша - плакса (в м.р.).

Некоторые слова, обозначающие должности и профессии людей (врач, секретарь, бригадир, учитель и т.д.), имеют свойства существительных общего рода. Но они не являются существительными общего рода, т.к. употребление их в значении женского рода возможно только в форме именительного падежа, а у существительных общего рода - во всех падежных формах.

Например: Секретарь закончила перепечатку документов. Секретарь четко ответил на все вопросы.

- Выполните задание, определив род существительных(слайд 13) . При затруднении обратимся к теории (слайд 14, 16 и 17)

Автомобиль-амфибия, алиби, антресоль, атташе, балет-фантазия, бандероль, вечер-встреча, вуаль, галстук-бабочка, Гоби, Дели, диагональ, диван-кровать, жалюзи, жюри, иваси, импресарио, какаду, квартира-музей, конферансье, кофе, кресло-качалка, леди, мадам, мозоль, моль, НЛО, Онтарио, павильон-выставка, пенальти, пенсне, платье-костюм, пони, портье, рантье, ранчо, регби, рефери, рояль, сажень, Токио, тюль, толь, ФБР, шампунь, шасси, шоу.

Проверка (слайд 15)

Задание 4.

Число имени существительного (слайд 18).

Существительные изменяются по числам: край – края, число - числа.

Некоторые существительные употребляются только в единственном или только во множественном числе.

Существительные, имеющие только форму единственного числа:

1. Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные) : молодежь, детвора, ельник.

2. Названия предметов с вещественным значением: асфальт, мед, рожь, сталь.

3. Названия качества или признака: злоба, ловкость, белизна.

4. Названия действия или состояния: косьба, беготня, волнение.

5. Некоторые собственные имена: Москва, Волга.

Существительные, имеющие только форму множественного числа:

1. Названия составных и парных предметов: брюки, весы, часы.

2. Названия материалов: белила, духи, сливки, опилки.

3. Названия промежутков времени, игр: каникулы, сутки, жмурки.

4. Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, сумерки.

5. Некоторые географические названия: Карпаты, Фили.

- Некоторые существительные сложно поставить в форму единственного или множественного числа. Правила очень сложны для запоминания.

4.1 Именительный падеж, множественное число (слайд19)

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного или винительного падежа множественного числа (слайд 20).

4.2 Родительный падеж, множественное число (слайд 21)

4.3 Нулевое окончание в родительном падеже множественного числа (слайд 22)

- Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму родительного падежа множественного числа (слайд 23).

Проверка (слайд 25).

- Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова (слайд 26).

Задание 5.

- Вспомните падежи имени существительного(слайд 27)

  • Именительный – кто? что?
  • Родительный – кого? чего?
  • Дательный – кому? чему?
  • Винительный – кого? что?
  • Творительный – кем? чем?
  • Предложный – о ком? о чём?

Задание 6.

В зависимости от рода что определяется у существительного? (Склонение) Сколько склонений у существительного в русском языке? (слайд 28)

Система склонения имен существительных

2-е склонение

3-е склонение

м. р. с окончаниями -а, -я
Например: папа Коля.
ж. р. с окончаниями -а, -я
Например: ваза, няня

м. р. с нулевым окончанием (кроме слова “путь”)
Например: конь строй стол ср. р. с окончаниями -о, -е.
Например: облако море

ж. р. с нулевым окончанием с мягким знаком на конце
Например: площадь, мелочь

- Есть в русском языке несклоняемые имена существительные (слайд 29)

К несклоняемым именам существительным относятся:

1) заимствованные, оканчивающиеся на гласные;

Например: авеню, алоэ, амплуа, депо, какаду, кашне

2) многие иноязычные имена собственные;

Например: Замбези, Токио, Мериме, Золя

3) аббревиатуры и сложносокращенные слова, оканчивающиеся на гласные;
Например:МГИМО, ТСО, сельпо

4) иностранные фамилии, обозначающие лиц женского пола: Смит, Раульф (иностранные фамилии, обозначающие лиц мужского пола, склоняются как имена существительные второго склонения);

5) русские и украинские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ).

Например: Корейко, Седых

6.1 Выполните задание письменно (сайд 30).

Комнату на две части (разделять) занавес из плотной ткани. В первой половине (стоять) (чёрный) рояль, рядом (покачиваться) кресло-качалка. На ковре (валяться) игрушка-автомобиль. Во второй половине у стены (разместиться) диван-кровать, (покрытый) пледом.

- Есть у нас в языке особая группа существительных. Они называются разносклоняемые. Разносклоняемые имена существительные (слайд 33) склоняются по-особому и поэтому не относятся ни к одному типу склонений. Это 10 имен существительных на -МЯ:
Бремя, время, знамя, племя, стремя, пламя, имя, темя, вымя, семя

А также существительные ПУТЬ и дитя. У существительных на -МЯ в единственном числе в родительном, дательном, творительном и предложном падежах добавляется суффикс -ЕН-, а у существительного дитя - суффикс -ЯТ-.

6.2 Выполните задание письменно в тетради (слайд 34)

Задание 7.Синтаксическая роль имен существительных.

- Что вы можете рассказать о синтаксический роли имени существительного.

- Сделайте синтаксический разбор данного предложения, определите какие члены предложения выражены именем существительным.

Сегодня мальчики набрали в лесу целую корзину грибов.

- Сделайте вывод: каким членом предложения может бытьсуществительное в предложении?

(Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, обстоятельство)

- А может ли быть существительное в предложении определением и сказуемым?

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

- Мы сегодня в полном объеме повторили все об имени существительном.

8. Домашняя работа: повторить параграфы 35–41, упр. 199, 227.

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока. Цели: - вспомнить и повторить основные теоретические сведения об имени существительном как о части речи; - расширить знания об имени существительном; - умение определять род, число, падеж имени существительного; - совершенствовать навыки правописания имен существительных; - мотивация к учебному труду.

Тема 1. Части речи. Имя существительное.

Образовательная

вспомнить и повторить основные теоретические сведения об имени существительном как о части речи;

расширить знания об имени существительном;

умение определять род, число, падеж имени существительного;

совершенствовать навыки правописания имен существительных;

мотивация к учебному труду.

Студент должен знать:

части речи, их основные признаки и синтаксические функции;

имя существительное как часть речи;

лексико-грамматические разряды имен существительных;

особенности склонения имени существительного.

Студент должен уметь:

находить в тексте различные части речи;

характеризовать слово как часть речи;

определять роль слов, принадлежащих к разным частям речи в предложении;

склонять и спрягать существительные;

выполнять морфологический разбор имени существительного;

правильно писать слова с изученными орфограммами и исправлять орфографические ошибки;

пользоваться орфографическими словарями.

Развивающая

развивать умение применять теоретические знания на практике;

способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

развивать внимание, память, орфографическую зоркость, познавательные способности, умение связно и грамотно излагать свои мысли.

Воспитательная

содействовать воспитанию любви, уважительного отношения и интереса к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к предмету, чувство ответственности.

формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время.

Методическая:

стимулирование познавательной и творческой активности;

усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины с помощью различных методов обучения: словесного, наглядного, с использованием современных технических средств;

создание условий для усвоения материала.

Продолжительность: 90 минут.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, с использованием ИКТ, выполнение упражнений, самопроверка.

Межпредметные связи: русский язык и культура профессиональной речи, литература, история, спецпредметы.

Внутрипредметные связи: самостоятельные части речи, словосочетание, предложение, пунктуация.

Оборудование: ПК, экран, классная доска, мел.

Оснащение:

Методическое оснащения занятия:

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

Тематический план учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

Дидактическое оснащение занятия:

1. Мультимедийная презентация темы

3. Раздаточный материал.

Виды самостоятельной работы:

аудиторная: лексико-грамматические разряды; выполнение упражнений на определение рода и числа имен существительных; склонение; правописание падежных окончаний и задание, входящее в базовую часть ЕГЭ.

внеаудиторная: работа с конспектом, учебной литературой, выполнение упражнений.

План занятия:

1. Организационный момент 1-2 мин

- проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию

2. Объявление темы и ее мотивация 4-5 мин

3. Контроль уровня знаний 13-15 мин

4. Знакомство с новым материалом. 25-30 мин.

- проблемная постановка темы.

- самостоятельная работа с учебником.

- вопросы на восприятие

5. Закрепление изученного материала 20-25 мин.

- работа с текстом

- ответы на вопросы

7. Рефлексия. Подведение итогов 3 мин

8. Домашнее задание 2 мин

Организационный момент.

Объявление темы и ее мотивация.

На сегодняшнем уроке, ребята, мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш урок будет состоять из двух частей – теоретической и практической. В теоретической части мы обсудим теоретические вопросы, затем во второй части вы выполните практические задания.

Но, прежде чем мы перейдем к новой теме мы проведем словарный диктант.

Контроль уровня знаний.

Словарный диктант (учащиеся работают в тетрадях, один ученик – у доски)

Варьировать, лосьон, объявление, обязанность, четырёхэтажный, сэкономить, сверхизысканный, сверхъестественный, бурьян, объесть, обед, бульон, двуязычный, двухэтажный, двухъярусный, Кощей Бессмертный, 9 Мая, Ломоносовские чтения, Герой Российской Федерации, Народный артист России, Большая Медведица, США, Красный Крест, Ближний Восток, Дом актёра, Ясная Поляна.

- Исправьте ошибки. Объясните основные орфограммы, встретившиеся в диктанте.

(употребление ъ и ь в качестве разделительных, ь для обозначения мягкости, для обозначения формы слова; правописание и, ы после приставок, употребление прописных букв).

4. Знакомство с новым материалом.

1. Проблемная постановка темы.

- К какому грамматическому классу слов относятся слова, представленные в диктанте? (Самостоятельные части речи)

- Что их характеризует? (Служат для обозначения предметов, признаков, действий и других явлений окружающей действительности. Такие слова являются обычно самостоятельными членами предложения, несут на себе словесное ударение.)

- Какое значение имеют слова: объявление, обязанность, бульон? (Предметное)

- К какой части речи относятся слова с предметным значением? (Существительное)

- Учитывая сказанное, объясните, какой части речи будет посвящён наш урок? (Имени существительному.)

- Запишем тему урока.

Имя существительное как часть речи.

2. Самостоятельная работа с учебником.

3. Вопросы на восприятие:

Дайте определение имени существительного. (Часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?)

Укажите лексико-грамматические разряды имени существительного - постоянные признаки. (Конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные; Собственные (нарицательные, одушевленные/неодушевленные)

Нарицательные существительные являются обобщёнными названиями однородных предметов: кукла, солист, собака, планета, теплоход, произведение, балет, восстание, водоём.

Конкретные существительные обозначают предметы, которые существуют в виде отдельных экземпляров или особей: Деревня, крестьянин, леопард, гладиолусы, удар, ножницы, сани, духи, жемчужина, снежинка.

К неконкретным существительным относят отвлечённые, вещественные и собирательные существительные: смелость, борьба, вязание, сметана, золото, пшеница, пролетариат, березняк, комарьё.

Одушевлённые существительные являются названиями лиц и животных: друг, сын, Всеволод, дежурный, водяной, баба-Яга, кошка, журавли, скворец, паучок.

Неодушевлённые существительные обозначают названия предметов и явления реальной действительности, не причисляемые к живым существам: лиственница, степь, растения, студенчество, народ, детвора.

Возможен ли переход одушевленных имен существительных в неодушевленные и наоборот? Какие при этом происходят изменения?

Какие существительные не имеют множественного числа? (собирательные)

По каким родам распределяются имена существительные? (ж,м,ср. и общий ряд)

К какому роду относятся несклоняемые имена существительные? (ср. род.)

Назовите слова исключения. (кофе – м.р.; цеце – ж.р. и др.)

Как определить род аббревиатур?

Зачем необходимо знать склонение существительных? (Чтобы грамотно писать). Что вы знаете о склонении существительных? (Есть 1,2,3 склонение, разносклоняемые и несклоняемые существительные).

5. Закрепление изученного материала.

1. Работа с текстом. Сказки

2. Ответы на вопросы:

Определите тип и стиль текста.

О чем этот текст?

Как вы относитесь к сказкам?

Чему учит этот текст?

3. Выполнение заданий.

А) Просклоняйте подчеркнутые словосочетания.

И.п. что? русская культура, поэтическая форма

Р.п. чего? русской культуры, поэтической формы

Д.п. чему? русской культуре, поэтической форме

В.п. что? русскую культуру, поэтическую форму

Т.п. чем? русской культурой, поэтической формой

П.п. о чем? о русской культуре, о поэтической форме.

Б) У доски ученик выполняет морфологический разбор существительного о добре.

О добре 3 - о чем?, имя существительное, т.к. обозначает предмет;

П.п.: 1. Неодушевленное, 2. Нарицательное, 3. ср. р., 4. ІІ скл.

Н.п.: ед. ч., пр. п.; представление (о чем?) о добре - в предложении дополнение.

4. Упражнение № 165 (ученики у доски) 1 вариант конкретные, 2 – отвлеченные, 3- собирательные, 4 –вещественные.

6. Контроль уровня усвоения материала

1. В каком варианте род существительных указан неправильно?

А) шимпанзе (м. р.) В) кафе (ср. р.)

Б) ООН (м. р.) Г) атташе (м. р.)

2. В каком ряду все слова являются именами существительными?

А) растение, трое, возгорание, поле В) натрий, карий, алюминий, всякий

Б) каре, тире, варьете, вместе Г) манго, облако, древко, повидло

3. Какое существительное относится к среднему роду?

А) кофе В) повидло

Б) конферансье Г) плакса

4. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?

А) договор. В) паспорт.

Б) вексель. Г) профессор.

5. В каком варианте представлены равноправные варианты?

А) рельс — рельса В) фильм — фильма

Б) ставень — ставня Г) туфель — туфля

6. В каком варианте род существительных указан неправильно?

А) Осло (м. р.) В) кимоно (ж. р.)

Б) алиби (ср. р.) Г) вуаль (ж. р.)

7. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?

А) бухгалтер. В) парус.

Б) округ. Г) отпуск.

8. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -А (-Я)?

А) инженер. В) торт.

Б) приговор. Г) директор.

9. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет окончание -ОВ?

А) грузин. В) солдат.

Б) армян. Г) сапер.

10. У какого из выделенных в предложении существительных неправильно определены грамматические признаки: Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну?

А) рощи — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе

Б) уединенье — существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе

В) ночь — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе.

Г) звезды — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе.

1. B каком варианте род существительных указан неправильно?

А) Осло (м. р.) В) алиби (ср. р.)

Б) кимоно (ж. р.) Г) вуаль (ж. р.)

2. В каком ряду все существительные являются неодушевленными?

А) буйвол, воробей, зверь В) робот, покойник, туз

Б) черт, эгоист, леший Г) народ, труп, студенчество

3. Какое существительное относится к мужскому роду?

А) контральто В) тюль

Б) мышь Г) мозоль

4. Какое существительное относится к женскому роду?

А) бандероль В) бра

Б) толь Г) лебедь

5. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание?

А) узбек. В) монгол.

Б) грамм. Г) татар.

6. В каком варианте произошло нарушение правил образования форм родительного падежа существительных?

А) десять килограммов яблок В) нет осенних туфлей

Б) отряд партизан Г) нет чистых блюдец

7. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?

А) договор. В) паспорт.

Б) вексель. Г) профессор.

8. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет окончание -ОВ?

А) сапер. В) солдат.

Б) армян. Г) грузин.

9. В каком варианте произошло нарушение правил образования форм родительного падежа существительных?

А) нет чистых блюдец В) десять килограммов яблок

Б) отряд партизан Г) нет осенних туфлей

10. У какого из выделенных существительных неправильно определены грамматические признаки: Интерес к психологии человека помог И.В. Репину стать выдающимся портретистом?

А) интерес - существительное, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в предложении является подлежащим.

Б) человека - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением.

В) Репину — существительное, собственное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в дательном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением.

Г) портретистом — существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в творительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

· Сформировать представление о роде имён существительных.

· Познакомить с алгоритмом определения рода, учить определять род имён существительных по алгоритму.

· Формировать умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

· Воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока

Организационный момент.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья от Вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.

II. Повторение изученного материала.

1. Словарный диктант.

(ученик у доски, остальные записывают слова в тетрадь)

Берёза, ветер, лопата, неделя, орех, ошибка, праздник, секунда.

а) Самопроверка (ученики сверяют написанные слова со словами в словаре, который дан в конце учебника).

б) ученик у доски оценивает свой ответ (я все слова написал правильно, не допустил ни одной ошибки, написание словарных слов я знаю очень хорошо).

2. Работа с правилом. Беседа.

- К какой части речи относятся эти слова?

Эти слова являются именам существительными.

- Что такое имя существительное?

- Имя существительное - часть речи, отвечающая на вопрос кто или что и обозначающая предмет.

- Как изменяется имена существительные?

-Имена существительные изменяются по числам.

- Приведите примеры имён существительных в единственном и во множественном числе.

- А что ещё вы знаете об именах существительных?

(После выполнения задания производиться фронтальная проверка)

Вы много знаете о грамматических признаках имён существительных, умеете их различать (показ "портрета" имени существительного, который был составлен в ходе изучения грамматических признаков имени существительного самими учениками).

Но это ещё не все. Сегодня вы узнаете ещё об одном грамматическом признаке - это род имени существительного (на портрете появляется запись: род имени существительного).

III. Изучение новый материал.

1. Наблюдение за изменением имён существительных по родам.

(Работа в парах. На каждом столе конверт с карточками- словами. На данном этапе идет развитие умений работать совместно с соседом, слушать друг друга, умения доказать свою точку зрения)

Дом, земля, стол, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб.

- Разделите слова, которые находятся на карточках в конвертах, на три группы.

(Ученики выполняют задание за своими столами. Первая пара, которая правильно выполнит задание, выставляет слова на доске в три столбика. На доске появляется запись).

- Почему вы слова дом, стол, хлеб отнесли к первой группе?

- Подставляли слова он, мой. У этих слов нет окончаний.

- Что можете сказать про слова второй и третьей группы?

- К словам второй группы можно подставить слова "она моя".

- К словам третьей группы можно поставить слова "оно моё".

- Если к именам существительным можно поставить слова "он мой", такие имена существительные относятся к именам существительным мужского рода, "она моя"- женского рода, "оно моё" - среднего рода.

- Может ли имя существительное изменяться по родам?

Физминутка.

V1. Первичное закрепление.

Ученики выполняют упражнение № 240 на С. 109

Выпиши сначала существительные женского рода, потом мужского рода.

Орёл, сова, гнездо, конь, облако, доктор, колесо, болото, осина, солома, мышь, окно.

(Упражнение выполняется с комментированием у доски)

- Какие слова мы не включили не в одну из групп? Почему?

- Облако, колесо, болото, окно. Это существительные среднего рода. К ним можно поставить слова оно, моё.

Итог урока.

- О каком грамматическом признаке имени существительного вы сегодня узнали?

- Как определить род имени существительного?

Домашнее задание.

С. 109, упр. 241, правило.

Дополнительный материал.

Запишите название предметов или явлений, которое по времени предшествовало данному, определите род.

Цели урока:

· Сформировать представление о роде имён существительных.

· Познакомить с алгоритмом определения рода, учить определять род имён существительных по алгоритму.

· Формировать умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

· Воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока

Организационный момент.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья от Вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.

II. Повторение изученного материала.

1. Словарный диктант.

(ученик у доски, остальные записывают слова в тетрадь)

Берёза, ветер, лопата, неделя, орех, ошибка, праздник, секунда.

а) Самопроверка (ученики сверяют написанные слова со словами в словаре, который дан в конце учебника).

б) ученик у доски оценивает свой ответ (я все слова написал правильно, не допустил ни одной ошибки, написание словарных слов я знаю очень хорошо).

2. Работа с правилом. Беседа.

- К какой части речи относятся эти слова?

Эти слова являются именам существительными.

- Что такое имя существительное?

- Имя существительное - часть речи, отвечающая на вопрос кто или что и обозначающая предмет.

- Как изменяется имена существительные?

-Имена существительные изменяются по числам.

- Приведите примеры имён существительных в единственном и во множественном числе.

- А что ещё вы знаете об именах существительных?

(После выполнения задания производиться фронтальная проверка)

Вы много знаете о грамматических признаках имён существительных, умеете их различать (показ "портрета" имени существительного, который был составлен в ходе изучения грамматических признаков имени существительного самими учениками).

Но это ещё не все. Сегодня вы узнаете ещё об одном грамматическом признаке - это род имени существительного (на портрете появляется запись: род имени существительного).

III. Изучение новый материал.

1. Наблюдение за изменением имён существительных по родам.

(Работа в парах. На каждом столе конверт с карточками- словами. На данном этапе идет развитие умений работать совместно с соседом, слушать друг друга, умения доказать свою точку зрения)

Дом, земля, стол, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб.

- Разделите слова, которые находятся на карточках в конвертах, на три группы.

(Ученики выполняют задание за своими столами. Первая пара, которая правильно выполнит задание, выставляет слова на доске в три столбика. На доске появляется запись).

- Почему вы слова дом, стол, хлеб отнесли к первой группе?

- Подставляли слова он, мой. У этих слов нет окончаний.

- Что можете сказать про слова второй и третьей группы?

- К словам второй группы можно подставить слова "она моя".

- К словам третьей группы можно поставить слова "оно моё".

- Если к именам существительным можно поставить слова "он мой", такие имена существительные относятся к именам существительным мужского рода, "она моя"- женского рода, "оно моё" - среднего рода.

- Может ли имя существительное изменяться по родам?

Физминутка.

V1. Первичное закрепление.

Ученики выполняют упражнение № 240 на С. 109

Выпиши сначала существительные женского рода, потом мужского рода.

Орёл, сова, гнездо, конь, облако, доктор, колесо, болото, осина, солома, мышь, окно.

(Упражнение выполняется с комментированием у доски)

- Какие слова мы не включили не в одну из групп? Почему?

- Облако, колесо, болото, окно. Это существительные среднего рода. К ним можно поставить слова оно, моё.

Итог урока.

- О каком грамматическом признаке имени существительного вы сегодня узнали?

- Как определить род имени существительного?

Домашнее задание.

С. 109, упр. 241, правило.

Дополнительный материал.

Запишите название предметов или явлений, которое по времени предшествовало данному, определите род.

Сформировать представление о роде имён существительных.

Познакомить с алгоритмом определения рода, учить определять род имён существительных по алгоритму.

Формировать умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Воспитывать любовь к русскому языку.

Организационный момент.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья от Вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.

II. Повторение изученного материала.

1. Словарный диктант.

(ученик у доски, остальные записывают слова в тетрадь)

Берёза, ветер, лопата, неделя, орех, ошибка, праздник, секунда.

а) Самопроверка (ученики сверяют написанные слова со словами в словаре, который дан в конце учебника).

б) ученик у доски оценивает свой ответ (я все слова написал правильно, не допустил ни одной ошибки, написание словарных слов я знаю очень хорошо).

2. Работа с правилом. Беседа.

- К какой части речи относятся эти слова?

Эти слова являются именам существительными.

- Что такое имя существительное?

- Имя существительное - часть речи, отвечающая на вопрос кто или что и обозначающая предмет.

- Как изменяется имена существительные?

-Имена существительные изменяются по числам.

- Приведите примеры имён существительных в единственном и во множественном числе.

- А что ещё вы знаете об именах существительных?

- Имена существительные могу быть собственными и нарицательными.

Есть ли среди слов написанных нами имена собственные?

- Среди этих слов имён существительных собственных нет.

- Приведите примеры имён собственных.

- Новокузнецк, Роман, Томь:

- А что ещё вы знаете про имя существительное?

- Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.

- Одушевленные: собака, попугай, девочка:

- Неодушевлённые: река, книга, ручка:

- Из словаря выберите и запишите слово подходящее к вашей схеме (Схемы на доске).

1 ряд - сущ., неодуш., собств., ед.ч.

2 ряд - сущ., одуш., нариц., ед. ч.

3 ряд - сущ., неодуш, нариц., ед. ч.

(После выполнения задания производиться фронтальная проверка)

3. Дидактическая игра "Найди слово".

Цель игры: проверить умения определять имена существительные.

Провести психологическую разгрузку.

Учитель называет слова, дети хлопают в ладоши, если слово относится к имени существительному.

Слон, пел, день, нота, прекрасный, солнечный, книги, ослик, школьный, Новокузнецк, ушёл, цветы.

- Вы справились с заданием. Хорошо знаете правило и умеете различать имена существительные.

Вы много знаете о грамматических признаках имён существительных, умеете их различать (показ "портрета" имени существительного, который был составлен в ходе изучения грамматических признаков имени существительного самими учениками).

Но это ещё не все. Сегодня вы узнаете ещё об одном грамматическом признаке - это род имени существительного (на портрете появляется запись: род имени существительного).


III. Изучение новый материал.

1. Наблюдение за изменением имён существительных по родам.

(Работа в парах. На каждом столе конверт с карточками- словами. На данном этапе идет развитие умений работать совместно с соседом, слушать друг друга, умения доказать свою точку зрения)

Дом, земля, стол, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб.

- Разделите слова, которые находятся на карточках в конвертах, на три группы.

(Ученики выполняют задание за своими столами. Первая пара, которая правильно выполнит задание, выставляет слова на доске в три столбика. На доске появляется запись).

- Почему вы слова дом, стол, хлеб отнесли к первой группе?

- Подставляли слова он, мой. У этих слов нет окончаний.

- Что можете сказать про слова второй и третьей группы?

- К словам второй группы можно подставить слова "она моя".

- К словам третьей группы можно поставить слова "оно моё".

- Если к именам существительным можно поставить слова "он мой", такие имена существительные относятся к именам существительным мужского рода, "она моя"- женского рода, "оно моё" - среднего рода.

- Может ли имя существительное изменяться по родам?

(Ученики пробуют изменять любое существительное по родам)

- Имя существительное не может изменяться по рода.

Имя существительное не изменяется по родам, оно имеет род.

2. Составление алгоритма определение рода имени существительного.

- Разделитесь на 4 группы. (Возможно разделение по интересам, по рядам:)

- Каждая группа должна создать таблицу - алгоритм определения рода имени существительного (работа выполняется на альбомных листах за определённоё время)

Ученики каждой группы выполняют работу, полученные таблицы - алгоритмы вывешиваются на доску.


3. Работа с правилом.

- Откройте учебник русского языка на странице 109.

Ученик читает правило:

Имена существительные бывают или мужского, или женского, или среднего рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова этот, мой, он,- мужского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова эта, моя, она, - женского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова это, моё, оно - среднего рода.

- Какая из полученных таблиц более точно отражает правило.

Ученики соотносят полученные алгоритмы с правилом, выбирают более точный алгоритм и доказывают соответствие с правилом.

- Кто с помощью алгоритма сможет рассказать, как определить род имени существительного?

- Если к существительному можно поставить слова "он, мой", то существительное мужского рода, "она, моя" -женского рода, "оно, моё" - среднего рода.

(На данном этапе урока учитель работает над формированием общеучебных умений, навыков и способов действий, направленных на развитие организации деятельности. Ученики распределились на группы, выбирая ту группу, где они чувствовали себя комфортно, выбрали ученика, который оформлял запись на листе. Учащиеся самостоятельно устанавливали последовательность действий, учились договариваться, распределять работу. Затем им необходимо было оценить общий результат деятельности. Учитель осуществлял индивидуальный контроль групп, помогая при возникших трудностях).

1. Коллективное разучивание стихотворения о родах имён существительных.

Женский род - запомню я.
И скажу: она,моя.
И запомню род мужской -
И опять скажу - он, мой.
Средний род - оно, моё.
Это правило твоё.

2. Упражнение, направленное на развитие внимания.

По классу развешены карточки со словами:

Дождь, трава, небо, ком, девочка, солнце, яблоко, урожай, огурец.

Назовите существительные женского рода, мужского, среднего рода.

Женского рода: трава, девочка.

Мужского рода: дождь, ком, урожай.

Среднего рода: небо, солнце, яблоко.

V1. Первичное закрепление.

Ученики выполняют упражнение № 240 на С. 109

Выпиши сначала существительные женского рода, потом мужского рода.

Орёл, сова, гнездо, конь, облако, доктор, колесо, болото, осина, солома, мышь, окно.

(Упражнение выполняется с комментированием у доски)

- Какие слова мы не включили не в одну из групп? Почему?

- Облако, колесо, болото, окно. Это существительные среднего рода. К ним можно поставить слова оно, моё.

Самостоятельная работа.

На доске записан дифференцированный текст.

Гнал, на, север, большое, ветер, облако.

- Составьте из данных слов предложение, запишите его. У существительных определите род.

- Прочитайте предложение, которое вы составили.

- Ветер гнал на север большое облако.

- Назовите существительное женского рода.

- Его здесь нет.

- Назовите существительные и определите род.

- Ветер - он, мой, мужского рода.

- Север - он, мой, мужского рода.

- Облако - оно, моё, среднего рода.

- О каком грамматическом признаке имени существительного вы сегодня узнали?

- Как определить род имени существительного?

Домашнее задание.

С. 109, упр. 241, правило.

Дополнительный материал.

Запишите название предметов или явлений, которое по времени предшествовало данному, определите род.

Читайте также: