Право собственности конспект урока 11 класс право

Обновлено: 05.07.2024

Цель: дать определение понятия “правоотношение”, “юридический факт”, рассмотреть виды способов приобретения права собственности, критерии общедоступности вещей, виды оснований прекращения права собственности.

Основные виды деятельности учеников (на уровне учебных действий): различать и называть первоначальные и производные способы приобретения права собственности, способы прекращения права собственности, описывать и конкретизировать примерами первоначальные и производные способы приобретения права собственности, способы прекращения права собственности, различать понятия “реквизиция”, “конфискация”, “национализация”.

Дидактические средства: Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин “Право”. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. Книга 2 “Право и экономика”. Вита Пресс, Москва 2012, презентация “Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности” (компьютер, проектор, экран).

Удивительно устроен человек: он огорчается, когда теряет богатство,
но равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни жизни.
Абуль-Фарадж

1. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о праве собственности.

- Вспомните мультфильм “Каникулы в Простоквашино” и разрешите спор между Матроскиным и Шариком. Корова Дяди Федора, которой тот пользовался по договору аренды, отелилась. Кому принадлежит право собственности на теленка – Дяде Федору или собственнику коровы?

Слайд 1, 2. Запишите тему урока и прочтите эпиграф.

- Какую проблему поднимает Абуль-Фарадж в своем высказывании? (Ответы учеников (2 мин.))

Пожалуй, в мире нет ни одного человека, который не владел бы какой-либо вещью. Как он получил право собственности на вещь, а может быть человек желает избавиться от того, чем он владеет? На эти вопросы мы сегодня постараемся найти ответ.

2. Лекционный материал (на основе презентации).

Слайд 3, 4. Что такое “юридический факт”, пример юридического факта.

Слайд 5. Определение понятия “способы (основания) приобретения и прекращения права собственности”. (Запись в тетради)

Слайд 6, 7. Рассмотреть и проанализировать схемы “Способы приобретения права собственности”.

Учащиеся, рассматривая схему (Слайд 7), сами приводят примеры первоначальных и производных способов приобретения права собственности. (Запись в тетради)

Слайд 8. Рассмотреть и проанализировать схему “Способы прекращения права собственности”.

Учащиеся, рассматривая схему (Слайд 8), сами приводят примеры способов прекращения права собственности. (Запись в тетради)

Слайд 9. Домашнее задание: параграф 10 стр. 94-103, задачи на стр. 103-104

1. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин “Право”. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. Книга 2 “Право и экономика”. Вита Пресс, Москва 2012.

Тема: Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав.

Цель: дать представление понятию общей собственности и порядку защиты права собственности, обеспечить сознательное, активное и прочное усвоение необходимости знать и уметь защищать свои гражданские права , научить решать учебные задачи с заданиями аналитического и творческого уровней

Тип урока: комбинированный

  1. Закрепление предыдущего материала
  • Работа по карточкам
  • Устные ответы:
  • понятие права собственности
  • основание возникновения права собственности
  • подведение итогов
  1. Изучение нового материала

Рассуждая о праве собственности, следует, имеет в виду, что она может принадлежать не только одному субъекту. Одна и та же собственность может принадлежать нескольким собственникам. Общая собственность характеризуется множественностью субъектов права собственности, которые именуются участниками или сособственниками общей собственности. Такой вид собственности называется общий.

Виды общей собственности:

  • Общая долевая собственность
  • Общая совместная собственность

Общая долевая собственность – разновидность права собственности, предполагающего принадлежность имущества нескольким лицам в определенной доле.

У участников доли возникает преимущественное право покупки продаваемой доли. Расходы по содержанию каждый участник несет соразмерно своей доле. Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, происходит пропорционально доле каждого участника. Если долю выделить невозможно, в этом случае участнику с его согласия выделяется денежная или иная компенсация.

Общая совместная собственность – разновидность права собственности, предполагающего нахождение имущества в собственности нескольких лиц без определения доли.

Совместная собственность делится на общую совместную собственность супругов и собственность членов крестьянского хозяйства. Участники совместной собственности владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в их собственности, сообща. Общая совместная собственность может возникать только на основании закона.

Совместная собственность супругов — имущество, нажитое супругами во время брака (договором между супругами может устанавливаться иной режим этого имущества).

Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, является его собственностью. Вещи индивидуального пользования, кроме драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные во время брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

Имущество каждого из супругов признается общей собственностью, если будет доказано, что во время брака в это имущество из общего имущества супругов или из имущества одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличившие стоимость этого имущества.

По обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество, находящееся в его собственности, а также на его долю в общем имуществе супругов, которая причиталась бы ему при разделе этого имущества.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

Способы защиты права собственности

  • Виндикационный иск (требование собственника к тому, кто владеет его имуществом, о том, чтобы оно было возвращено);
  • Негаторный иск (требования собственника об устранении препятствия в осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом);
  • Иск о признании права собственности (требование собственника имущества о констатации того факта, что он является собственником спорного имущества)

Предметом виндикации могут быть только индивидуально-определенные вещи, так как виндикационный иск направлен на возвращение именно той вещи, которая была у истца. При истребовании имущества из недобросовестного владения собственник вправе потребовать от лица, которое знало или должно было знать о незаконности своего владения (недобросовестного владельца), возмещения всех доходов, извлеченных этим лицом за все время владения вещью; недобросовестный владелец возвращает собственнику все доходы, полученные им от пользования вещью, начиная с того времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности своего владения либо когда получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

Виндикационный иск не может быть предъявлен в случае уничтожения имущества. Добросовестный и недобросовестный владельцы вправе требовать от собственника имущества возмещения затрат, произведенных ими на имущество.

При создании помех собственнику в пользовании и распоряжении своим имуществом он может подать негаторный иск. Истец по негаторному иску — собственник имущества, ответчик — лицо, мешающее собственнику осуществлять свои правомочия в отношении собственности.

Негаторный иск не может быть предъявлен, если действия третьих лиц, мешающие собственнику пользоваться или распоряжаться своим имуществом, прекращены. В таком случае возможна подача иска о возмещении убытков, понесенных собственником вследствие правонарушения.

Законом защищаются не только имущественные, но и неимущественные права.

Личные неимущественные права - права, возникающие по поводу нематериальных благ, неотделимы от личности.

Деловая репутация (оценка профессиональных качеств конкретного лица)

Честь (моральная оценка человека обществом, самооценка)

Достоинство (самооценка человеком своих моральных, профессиональных качеств)

Способы защиты нематериальных благ:

  • Уголовно-правовая (клевета, оскорбление)
  • Гражданско-правовая (ложная информация)

Средства восстановления неимущественных прав

  • Опровержение сведений
  • Возмещение убытков
  • Компенсация морального вреда (нравственные или физические страдания людей)

Состав гражданского правонарушения

  • Наличие вреда
  • Противоправность поведения причинителя вреда
  • Причинная связь между противоправным поведением и возникшим вредом
  • Вина причинителя вреда

На прием к адвокату обратилась Марина, которая развелась со своим супругом. Все нажитое имущество он забрал себе. Кроме того, спустя 2 месяца она узнала, что в период брака он продал без ее разрешения гараж, который был куплен на общие деньги.

Марина просит помочь разобраться в ситуации

Соседи по даче поспорили. Они утверждали, что их доски никому не мешают, а как собственники они вольны их класть в любое место. Другие же были недовольны тем, что строительный материал перегородил дорогу к их дому, а потому они не могут подъехать к дому.

Возможно ли решение спора в судебном порядке? С каким иском можно обратиться в суд?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тема: Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя.


Защита личных имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних


Презентация на тему "Личные неимущественные права. Защита гражданских прав".

Авторский ЦОР предназначен в качестве мультимедийного сопровождения к уроку обществознания в 11 классе. Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.


Защита интеллектуальной собственности и авторского права

Презентация для учащихся 10-х классов по теме:" Защита интеллектуальной собственности и авторского права".


Для студентов по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Основные понятия: гражданское право, право собственности, три вида правомочий, способы приобретения права собственности, способы защиты права собственности.

Методы обучения: получение новых знаний, проверка предыдущей темы, информационный, частично репродуктивный, повторительно-обобщающий урок, подведение итогов, выводы.

Но прежде чем преступить к изучению нового материала, мы с вами всопомним, что изучали на прошлых занятиях.

Все роли распределяет преподаватель во время урока. Студенты, не участвующие в передаче выступают в роли телезрителей.

На этом этапе занятий закрепляются юридические понятия. Особенно ответственная роль юристов-экспертов, которые должны комментировать ситуацию, используя знания по праву.

Студенты очень активно участвуют в таких ролевых играх. Преподаватель также принимает участие в ролевой игре. Дает свои комментарии, исправляет ошибки, допущенные студентами. После чего выставляются оценки, объясняя студентам почему им поставлена такая оценка.

Преподаватель читает лекцию, используя презентацию по данной теме. Студенты конспектируют основные тезисы, задают вопросы.

1. Право собственности как субъективное гражданское право есть возможность лица по своему усмотрению, своей волей и в своем интересе и в пределах, установленных законом, владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, одновременно принимая на себя бремя и риск его содержания.
Правомочия собственника раскрываются в п. 1 ст. 209 ГК РФ через триаду:

Под правомочием владения понимается юридически обеспеченная возможность иметь имущество в своем хозяйственном (фактическом) обладании.
Правомочие пользования - это основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного использования имущества путем извлечения его полезных свойств. Пользование, как правило, тесно связано с правомочием владения, ибо в большинстве случаев можно пользоваться имуществом, только фактически владея им.

Правомочие распоряжения - это возможность определения юридической судьбы вещи путем изменения ее принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение).

Имущество, в том числе недвижимое, может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность и собственность субъекта Федерации.

Государственной собственностью в РФ является имущество, в том числе недвижимое, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

Например, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю в качестве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований (муниципальная собственность) осуществляется в соответствии с ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". В федеральной собственности находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами; 2) право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п. 1 ст. 17 ЗК РФ).

2. Способы (основания) приобретения права собственности подразделя­ются на два вида: первоначальные и производные:

Первоначальные - это способы, при которых право собственности на вещь возникает впервые или независимо от воли прежнего собственника. При первоначальных способах лицо, приобретающее право собственности и порядок приобретения определяются законом (ст.ст. 136, 218, 220, 225, 226, 228, 231, 233, 234).

2. Право собственности на поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукцию, доходы) возникает у лица, использующего это имущество на законном основании (если иное не пре­дусмотрено правовыми актами или договором).

3. При переработке не принадлежащих лицу материалов право собс­твенности на новую движимую вещь приобретается собственником материа­лов (если иное не предусмотрено договором). Однако при существенном превышении стоимости переработки над стоимостью материалов - право собственности на новую вещь получает переработчик при условии его доб­росовестности.

4. Возникновение права собственности на бесхозяйные вещи (вещи, которые не имеют собственника или собственники которых неизвестны) различается в зависимости от вида вещей,

а) недвижимые бесхозяйные вещи - по истечении года нахождения на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию, по решению суда на нее может быть признано право муниципальной собственности;

б) брошенные собственником движимые вещи, стоимость которой явно ниже суммы соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда - поступает в собственность владельца земельного участка или другого объекта, где она брошена. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, завладевшего или по решению суда;

в) находка - поступает в собственность, нашедшего потерянную вещь по истечении шести месяцев с момента заявления о находке милиции или органу местного самоуправления при неустановлении собственника;

г) безнадзорные животные - поступают в собственность лица, у ко­торого онинаходились на содержании и в пользовании, если в течение шести месяцев с момента заявления в милицию собственник не будет уста­новлен;

д) клад - поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество, где клад был сокрыт и лица, обнаружившего клад, а клад, со­держащий вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, - посту­пает в государственную собственность(с выдачей вознаграждения в раз­мере 50% стоимости клада);

е) на другое бесхозяйное имущество право собственности может воз­никнуть в силу приобретательной давности; на недвижимое имущество - через 15 лет, а на движимое имущество - через 5 лет добросовестного, открытого и непрерывного владения.

В случаях принудительного изъятия у собственника имущества: при реквизиции, конфискации, бесхозяйственном содержании культурных цен­ностей, жилых помещений и в других случаях, указанных в законе (ст.ст. 235, 237-243, 272, 282, 285, 293 ГК РФ).

Производные способы характеризуются наличием волеизъявления отчуждателя и приобретателя. К ним относятся различные гражданско-право­вые договоры (купля-продажа, поставка, дарение, мена).

Момент возникновения права собственности у приобретателя по дого­вору определяется диспозитивной нормой ст. 223 ГК моментом передачи вещи (независимо от оплаты). Однако стороны в договоре могут устано­вить иное правило (например, с момента заключения договора, с опреде­ленной даты, с момента частичной или полкой оплаты приобретаемой ве­щи). Иное правило может быть установлено и законом.

1. Право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента регистрации (ст. 223 ч. 2 ГК).

2. Доля в праве общей собственности в соответствии с диспозитивной нормой (ст. 251 ГК) переходит к приобретателю по договору с момента подписания договора.

Гарантией осуществления любого права является установление системы норм, обеспечивающих надлежащую защиту этого права. Вещные права, имеющие ключевое положение в системе гражданского права, защищаются нормами законодательства наиболее полно. Конституция РФ гарантирует каждому право собственности и ее неприкосновенность. Без установленных законом гарантий неприкосновенности и защиты вещных прав само наличие и провозглашение их было бы несущественным. ГК РФ предусматривает перечень способов защиты гражданских прав вообще. Гражданско-правовая защита вещных прав – это совокупность предусмотренных гражданским законодательством мер, применяемых в связи с совершенными против этих прав нарушениями и направленных на восстановление или защиту имущественных интересов их обладателей. Защита и охрана прав собственности осуществляются нормами не только гражданского, но также уголовного, административного, семейного, земельного и других отраслей права.

Гражданско-правовые способы защиты вещных прав можно подразделить на три относительно самостоятельные группы: - вещно-правовые; - обязательственно-правовые; - иные способы. Вещно-правовые способы защиты права собственности характеризуются тем, что: - направлены непосредственно на защиту права собственности как абсолютного субъективного права; - не имеют связи с какими-либо конкретными обязательствами; - имеют целью восстановить владение, пользование и распоряжение собственника принадлежащей ему вещью либо устранить препятствия или сомнения в осуществлении этих правомочий. Особенности вещно-правовых способов защиты вещных прав состоят: - в отсутствии обязательственных отношений между собственником права и нарушителем прав (наличие договорных отношений любого рода исключает возможность применения указанных способов защиты); - в абсолютном характере защищаемого права (то есть в наличии неопределенного числа субъектов, обязанных воздерживаться от нарушения вещного права); - в возможности предъявления одного из вещно-правовых исков только собственником имущества или субъектом иных вещных прав. Вещно-правовым способам защиты соответствуют вещно-правовые иски. К их числу относятся три группы исков: - иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения – виндикационные иски;- иски об устранении нарушений, не связанных с лишением владения – негаторные иски; - иски о признании права собственности. Вторая группа – обязательственно-правовые способы защиты вытекают из обязательственных правоотношений (сделки, договоры, деликты и т. д.).

Их особенности: - возникают только из относительных правоотношений; - нарушителем прав всегда является совершенно конкретное, заранее известное (в большинстве случаев) лицо. Обязательственно-правовым средствам защиты соответствуют обязательственно-правовые иски. К ним относятся, в частности: - иски о взыскании убытков, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением договоров; - иски о возврате вещей, переданных по договору; - иски о возмещении причиненного вреда (так называемые деликтные обязательства); - иски о возврате неосновательно приобретенного или сбереженного имущества и другие. Третью группу составляют те способы, которые не вошли ни в первую, ни во вторую группы. Сюда можно отнести защиту интересов сторон в случае признания сделки недействительной, защиту имущественных прав собственника, объявленного судом умершим, в случае его явки, защиту прав собственника в случае прекращения права собственности по основаниям, предусмотренным законом (реквизиция, национализация) и в некоторых других случаях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока : дать представление о юридическом содержании права собственности, охарактеризовать право владения, пользования, распоряжения имуществом; формировать навыки анализа правовых ситуаций с точки зрения гражданского права; воспитывать чувство ответственности за свои решения в гражданско-правовых отношениях

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал (фотографии различного имущества)

Ожидаемые результаты : ученики смогут узнать что такое собственность, как приобрести право собственности, как осуществляют право собственности несовершеннолетние, различать виды собственности, решать юридические задачи, пользоваться правовыми документами.

Тема урока: Что такое право собственности

Цель урока : дать представление о юридическом содержании права собственности, охарактеризовать право владения, пользования, распоряжения имуществом; формировать навыки анализа правовых ситуаций с точки зрения гражданского права; воспитывать чувство ответственности за свои решения в гражданско-правовых отношениях

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал (фотографии различного имущества)

Ожидаемые результаты : ученики смогут узнать что такое собственность, как приобрести право собственности, как осуществляют право собственности несовершеннолетние, различать виды собственности, решать юридические задачи, пользоваться правовыми документами.

1.. Организационный момент

Учитель: Ребята, сегодня на уроке пойдет речь о том, без чего не может обойтись человек, об основе свободы и независимости, об источнике извлечения выгоды, о том, за что человек несет ответственность, об имуществе, принадлежащем кому-либо…Кто уже понял о чем пойдет речь на уроке?

-Скажите, есть ли у вас вещи, которые принадлежат вам? Какие именно?

-Вы ими пользуетесь или можете распоряжаться?

- Как вы думаете, как можно получить право собственности?

Сегодня на уроке мы говорим о праве собственности. Вы узнаете, что такое собственность, право владения, пользования, распоряжения.

3. Изучение нового материала:

Слайд 1. Тема урока

Слайд 2. Фото собственников

Собственность – категория экономическая. Воспользуемся всеми доступными источниками. Найдем определение собственности (учебник стр. 89, википедия)

Слайд 3 Собственность

Право собственности – категория правовая. Это одно из основных прав человека ( Всеобщая декларация прав человека ст.17)

Одна из важнейших функций гражданского права - юридическая защита права собственности. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества. За преступления против собственности (кражу, грабеж, мошенничество, вымогательство и др.) применяются уголовные наказания.

Обратимся к Документам (учебник стр. 89)

Говорим о собственности как о юридической категории, т.е. о праве собственности. Это право закреплено в конституции, законе о собственности, гражданском кодексе. Речь идет о праве владения, пользования, распоряжения имуществом.

Слайд 4 Право собственности (определение)

Слайд 5 Право собственности (владение, пользование, распоряжение)

Слайд 6. Видеосюжет (о пользе картины)

Пример – шариковая ручка ученика

Слайд 10-11 Формы собственности

Слайд 12 Субъекты права собственности

Слайд 13 Практическое задание

- Как же стать собственником?

Слайд 15-20 Видеосюжеты

Все взять и поделить

Слайд 21 Основания приобретения собственности

Определите основание права собственности (первоначальные, производные). Работа в парах – в тетради

Андрей отдал однокласснику диск, получив взамен журнал

Иван поймал на рыбалке карпа весом в 3 кг

Юля забрала домой беспризорного котенка

Сергею отец подарил спортивный велосипед

Иванов собственноручно построил гараж

Бабушка завещала внуку квартиру

- У меня есть две задачки. Помогите их решить:

Бабушка подарила 10 летней внучке квартиру. Предположим, девочке предложили обменять эту квартиру на дом. Может ли девочка это сделать? (владеть –да, распоряжаться - нет)

Чтобы правильно решить задачи нужно обратиться к статьям Гражданского кодекса (ст. 316-378)

Читайте также: