Правительство рф конспект конституционное право

Обновлено: 22.07.2024

5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия.

В состав Правительства РФ входят:

1) Председатель Правительства РФ;

2) заместители Председателя Правительства РФ;

3) федеральные министры.

В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако Председателя Правительства РФ Президент назначает с согласия Государственной Думы. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также Президентом РФ, но уже с подачи назначенного Председателя Правительства РФ. В течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а после ее утверждения – конкретные кандидатуры на должности членов Правительства (в формировании персонального состава Правительства Президент РФ каким-либо сроком не связан). Освобождение от должности Председателя и членов Правительства РФ также осуществляется Президентом РФ по личному заявлению об отставке, в случаях выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой или отказа в доверии при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ, в случае невозможности исполнения своих полномочий (в том числе и по собственному усмотрению главы государства).

Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств). Наряду с оптимизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти административная реформа предполагает последовательное освобождение этих органов от излишних и дублирующих функций, посредством передачи этих функций негосударственным структурам.

Правительство РФ является высшим исполнительным органом РФ. Оно — орган государственной власти, осуществляет исполни­тельную власть в РФ, возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ.

Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации Пра­вительство РФ организует исполнение Конституции РФ, законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществ­ляет систематический контроль за их исполнением органами испол­нительной власти, принимает меры по устранению нарушений за­конодательства РФ.

Правительство РФ является коллегиальным органом. В его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Решающая роль в формировании Прави­тельства РФ принадлежит Президенту, который назначает Пред­седателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), а также его заместителей и федеральных министров.

Все члены Правительства участвуют в его заседаниях с пра­вом решающего голоса.

Председатель Правительства РФ обладает особым статусом:

- он возглавляет Правительство;

- определяет в соответствии с Консти­туцией РФ, федеральными конституционными законами, феде­ральными законами, указами Президента РФ основные направле­ния деятельности Правительства и организует его работу;

- пред­ставляет Правительство в РФ и за пределами ее территории;

- ве­дет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса;

- подписывает акты Правительства;

- представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных мини­стров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.

Заместители Председателя и федеральные министры прини­мают участие в выработке и реализации политики Правительства, в подготовке постановлений и распоряжений Правительства и обес­печивают их исполнение. Раздел П. Субъекты административного права.

Заместители Председателя Правительства в порядке распре­деления обязанностей между ними координируют работу мини­стерств, государственных комитетов и других подведомственных Правительству органов. Они контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и про­екты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство.

Министры как члены Правительства участвуют в рассмотре­нии и обсуждении всех вопросов на его заседаниях.

Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовывать Президиум. Его решения не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое имеет право отменить любое решение своего Президиума.

Законом определен круг вопросов, решения по которым могут приниматься только на заседаниях Правительства РФ, например, о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета о его исполнении, о внесении Правительством РФ законопро­ектов в Государственную Думу и др. (ст. 28 Федерального консти­туционного закона "О Правительстве Российской Федерации").

Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него а) Конституцией РФ; б) федеральными законами; в) нормативны­ми указами Президента РФ.

В Конституции РФ его функции и полномочия определены предельно кратко. Но их перечень здесь открыт. Он завершается формулировкой, что Правительство РФ "осуществляет иные пол­номочия, возложенные на него Конституцией Российской Федера­ции, федеральными законами, указами Президента Российской Фе­дерации". Это, прежде всего, означает, что оно — орган исполни­тельной власти и на него возлагается проведение в жизнь законов. Что касается "иных" конституционных полномочий, то их конкрет­ные виды немногочисленны. Например, оно дает заключения по оп­ределенным законопроектам (п. 3 ст. 104) и др.

Конституционные полномочия Правительства РФ отражены в Федеральном конституционном законе о Правительстве, в котором они конкретизированы, а также закреплены многие другие его пол­номочия.

В целом полномочия Правительства РФ, предусмотренные в указанном законе, с допуском условности можно подразделить на следующие группы:

а) полномочия по вопросам руководства федеральными орга­нами исполнительной власти. Так, Правительство руководит рабо­той данных органов и контролирует их деятельность, а также ко­ординирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент РФ; для осуществления своих полномочий может создавать свои территори­альные органы; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов иных федеральных органов исполнитель­ной власти.

Правительство утверждает положения о подчиненных ему ор­ганах исполнительной власти. Ему предоставлено право учреждать организации, образовывать координационные, совещательные орга­ны, а также органы при Правительстве РФ и др.;

б) общие полномочия. В их пределах оно организует реализа­цию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осу­ществляет регулирование в социальной сфере; обеспечивает един­ство системы исполнительной власти в РФ и контролирует деятель­ность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию и др.;

в) полномочия в различных сферах: экономической, социаль­но-культурной, административно-политической, внешних отноше­ний. Они конкретизированы применительно к особенностям соответ­ствующих сфер.

В числе ключевых полномочий, которые призвано осуществ­лять Правительство РФ, можно назвать следующие.

На него воз­ложены:

- разработка и обеспечение исполнения федерального бюд­жета;

- проведение в стране единой финансовой, кредитной и денеж­ной политики, а также единой государственной политики в облас­ти культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения.

- оно организует разработку и исполнение прогнозов экономического и социального развития России;

- утверждает и обес­печивает выполнение важнейших федеральных программ.

- на него возложено обеспечение проведения единой государственной поли­тики в области экологии.

- оно координирует работу органов испол­нительной власти по совместному проведению природоохранительных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения;

- принимает меры по лик­видации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихий­ных бедствий.

На Правительство РФ возложено управление федеральной собственностью. Им принимаются в установленном порядке реше­ния о создании и ликвидации федеральных унитарных государ­ственных предприятий. Оно делегирует свои полномочия федераль­ным органам государственной власти по управлению и распоряже­нию объектами федеральной собственности.

Некоторые из них, о чем уже говорилось, делегированы Государственному комитету Рос­сийской Федерации по управлению государственным имуществом (ныне Министерство имущественных отношений Российской Феде­рации) — по вопросам создания и реорганизации федеральных предприятий, назначения представителей государства в акционер­ных обществах и т. д.

Федеральным органам исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятель­ности в соответствующих отраслях (сферах) управления, оно де­легировало совершение таких юридических действий, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией федеральных предпри­ятий, как утверждение уставов в соответствии с типовым уставом, утверждаемым Министерством имущественных отношений РФ; на­значение на должность и освобождение от должности руководите­лей федеральных предприятий; заключение, изменение и растор­жение контрактов с этими руководителями.

На него возложено обеспечение реализации принципов прива­тизации государственных и муниципальных предприятий; руковод­ство приватизацией федеральной собственности.

Правительство РФ осуществляет разнообразные полномочия в области административно-политической деятельности. Оно призвано осуществлять меры: по защите интересов государства, по обеспе­чению обороны страны и государственной безопасности; по обеспе­чению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ осуществляет меры по реализации внеш­ней политики РФ. Правительство объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомствен­ных органов, не вторгаясь, однако, в сферу компетенции Президента РФ, когда речь идет об органах, подчиненных прежде всего ему, а также Правительству.

Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязатель­ные к исполнению в РФ. Правительство же обеспечивает и испол­нение издаваемых им актов.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избран­ным Президентом. Но предусматривается возможность и его досроч­ной отставки.

Случаи и порядок его отставки установлены Конституцией РФ (ст. 117). Правительство само может подать в отставку; решение о его отставке может принять Президент РФ; недоверие ему может быть выражено Государственной Думой, которая выносит по это­му вопросу постановление, принимаемое большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; вопрос о доверии Правительству может быть поставлен перед Государственной Ду­мой его Председателем. При отказе в доверии Президент может принять решение об отставке Правительства РФ.

Основания для отставки Правительства в Конституции РФ не обозначены.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента продолжает действовать до сформи­рования нового Правительства РФ.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами, распоряжениями, поручениями Президента Российской Федерации организует работу Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за осуществление возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий.

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды ;

в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала ;

в.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни ;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики ;

е.2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности ;

е.3) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы ;

е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений ;

е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным ;

е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры ;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

  1. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Редакция пункта "а" части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

  1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение .
  2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
  3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации .

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

  1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
  2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
  3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы .
  4. Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, который подлежит рассмотрению в течение семи дней. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае если Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии Правительству Российской Федерации откажет, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов .

4.1. Председатель Правительства Российской Федерации, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, федеральный министр вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации .


Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента. Что такое правительство, как его деятельность регулируется Конституцией? На эти и другие вопросы мы ответим в ходе нашего урока.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Правительство Российской Федерации"

Согласно Конституции, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента.

Правительство осуществляет свою деятельность в Доме Правительства Российской Федерации, который находится в Москве, на Краснопресненской набережной.

Правительство состоит из председателя правительства, заместителей председателя правительства и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.


Речь идёт о федеральных органах исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации.

Председателем правительства, его заместителем, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Председателю правительства, заместителям председателя, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Правительство – это коллегиальный орган, подотчётный президенту. Глава государства назначает членов правительства и отправляет их в отставку. Как именно это происходит?

Процедура формирования правительства начинается с того, что председатель правительства назначается Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой.

Представление по кандидатуре председателя правительства вносится в Государственную Думу президентом в следующих случаях:

· после вступления в должность вновь избранного президента;

· после отставки правительства Российской Федерации;

· со дня отклонения кандидатуры председателя правительства Государственной Думой;

· после освобождения президентом от должности либо отставки председателя правительства.

Государственная Дума рассматривает представленную президентом Российской Федерации кандидатуру председателя п в течение недели со дня внесения представления.

После трёхкратного отклонения представленных кандидатур председателя правительства Государственной Думой, президент самостоятельно назначает председателя правительства. В этом случае президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Если же депутаты поддерживают предложение президента, следует официальное назначение председателя правительства на должность.

В течение недели после своего назначения председатель правительства представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, за исключением случая, когда предшествующий председатель правительства освобождён от должности президентом.

Также председатель правительства представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей председателя правительства и федеральных министров (за исключением федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности).

После чего Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам.

Заместители председателя правительства и федеральные министры, кандидатуры которых были утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом Российской Федерации.

Президент не вправе отказать в назначении на должность заместителей председателя правительства и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.

После трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур заместителей председателя правительства и федеральных министров, президент вправе самостоятельно назначить заместителей председателя правительства, федеральных министров из числа кандидатур, представленных председателем правительства.

В том случае если после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур более одной трети должностей членов Правительства Российской Федерации (за исключением должностей федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности) остаются вакантными, президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Но нельзя сказать, что взаимодействие Государственной Думы и правительства ограничивается лишь необходимостью согласия депутатов на назначение его председателя. Правительство хоть и действует независимо от парламента, но подконтрольно ему. Вспомним, что оно должно ежегодно отчитываться перед Думой о результатах своей деятельности.

Председатель Правительства обладает особым статусом. В соответствии с конституцией, федеральными законами, указами, распоряжениями, поручениями президента, он не только организует работу правительства, но и несёт персональную ответственность перед президентом за осуществление возложенных на правительство полномочий, правительство должно обеспечить их осуществление.

В Конституции его полномочия определены достаточно кратко, так, Правительство Российской Федерации:

· разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

· представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;

· представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также:

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

· обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие её научного потенциала;

· обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, а также:

· осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

· осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтёрской) деятельности;

· содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

· обеспечивает реализацию принципов социального партнёрства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

· осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

· создаёт условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на правительство конституцией, федеральными законами и указами президента.

На основании и во исполнение конституции, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений президента, правительство издаёт постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.


Постановление Правительства Российской Федерации — это акт управления общенормативного содержания, издаваемый правительством в пределах его компетенции.

Распоряжение Правительства Российской Федерации — это подзаконный акт управления, изданный правительством в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано.

В иерархии правовых актов распоряжение правительства — ниже постановления правительства.

Постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению на всей территории в Российской Федерации, а в случае их противоречия конституции, федеральным законам, указам и распоряжениям президента, они могут быть отменены главой государства.

Согласно Конституции, деятельность правительства может быть прекращена в следующих случаях:

· правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом;

· правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется президентом;

· президент может сам принять решение об отставке правительства;

· Государственная Дума может выразить своё недоверие правительству.


В этом случае постановление о недоверии правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

После выражения Государственной Думой недоверия правительству, президент вправе объявить об отставке правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы.

В том случае если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие правительству, президент объявляет об отставке правительства либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Кстати, председатель правительства вправе самостоятельно поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии, который подлежит рассмотрению в течение семи дней.

В том случае если Государственная Дума отказывает в доверии правительству, президент в течение семи дней вправе принять решение об отставке правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В том случае если правительство в течение трёх месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии правительству откажет, президент также принимает решение об отставке правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Президенту всегда приходится выбирать между отставкой правительства и досрочным роспуском Государственной Думы, так как налицо будет наличие политического кризиса: непримиримые противоречия между ветвями власти.

Кстати, в конституции отдельно оговорено, что Государственная Дума не может выразить недоверие правительству, а председатель правительства не может ставить перед государственной думой вопрос о доверии правительству в следующих случаях:

· в течение года после избрания Государственной Думы;

· в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

· с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

· в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента;

· в течение года после назначения председателя правительства.

Председатель правительства, заместитель председателя правительства, федеральный министр вправе единолично подать в отставку, которая принимается или отклоняется президентом.

В том случае если отставка или сложения полномочий всё же произошло, то по поручению президента оно продолжает действовать до момента формирования нового правительства.

А в случае освобождения от должности президентом или отставки председателя правительства, заместителя, федерального министра

президент вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения нового человека на эту должность.


Если вы захотите самостоятельно познакомиться с деятельностью Правительства Российской федерации, это тоже можно сделать онлайн, для этого достаточно зайти на официальный сайт правительства и найти интересующую вас информацию.

Помните, что от деятельности исполнительной власти и её высшего органа – правительства – зависит то, как будут реализованы законы государства, насколько стабильным и безопасным будет развитие общества.

Исполнительная власть обладает мощнейшими рычагами влияния на жизнь страны, её граждан. Чтобы эти рычаги использовались лишь во благо, необходим достаточно жёсткий контроль над её деятельностью со стороны как законодательной и судебной властей, так и гражданского общества.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Какую роль играет правительство в структуре высших органов государственной власти Российской Федерации?

Читайте также: