Правило употребления предлогов о и об 4 класс пнш конспект урока

Обновлено: 24.07.2024

Цели урока: Способствовать развитию умений распознавать предлоги, писать предлоги с другими словами.

Задачи урока: обобщить знания о предлогах и об особенностях написания части речи – предлога; развивать положительную мотивацию учебной деятельности, познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение; содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы.

Планируемые результаты:

Предметные – умение правильно употреблять предлоги О и ОБ в устной и письменной речи ; умение планировать работу по алгоритму.

Метапредметные :

Регулятивные - уметь определять и формулировать цели урока; уметь самостоятельно контролировать своё время , планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; высказывать свои предположения;

Коммуникативные - уметь выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; аргументировать свое мнение и позицию;

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного) добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); структурировать знания; использовать знаково-символьные средства; сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям.

Личностные – самоопределение; умение слушать и выделять главное, запоминать; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; понимание значения различных видов информации в жизни человека; формирование стремления использовать полученные знания.

Тип урока : урок изучения и применения новых знаний

Формы работы учащихся : фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование: учебники, карточки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Цель этапа: в ключение в деловой ритм; создание благоприятного психологического настроя на работу

Перед уроком учащиеся получают Билетик на вход (группы формируются по частям речи).

-Добрый день! Поприветствуйте партнеров по плечу. Пожелаем друг другу успехов, хорошего весеннего настроения, удачи и начинаем работать. Начинаем урок.

Личностные: формирование навыков самоорганизации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2. Актуализация знаний

актуализация опорных знаний и способов действий

-А сейчас посмотрите на экран.

1. вы по через под к по про пере от для об

- Что означают данные сочетания букв? (это приставки и предлоги)

- Назовите те из них, которые бывают только приставками. (вы ,пере)

- Назовите те их них, которые бывают только предлогами.(через, к, для)

- А какие из них бывают как приставками, так и предлогами? (по, под, про, об)

- актуализировать личностный смысл учащегося на изучение темы, ориентировать на здоровый образ жизни.

Технологии, используемые на уроке: компетентностно – ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно –

- предметные: осваивают первоначальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексичес ких, гр амматических,

орфографических, пунктуационных); умеют использовать знания для ре шения познавательных, практических задач;

- личностные : принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы учебной деятельности; вы ражают положительное

отношение к процессу познания: проявляют внимание, активность, желание больше узнать; имеют установку на безопасный, здоровый образ

жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат; задаются вопросом о личностном см ысле учения и умеют находить от вет н а

Оценить 2041 0

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема «Системно - деятельностный подход на уроке русского языка

учитель первой категории,

2. Разработка урока русского языка…………………………………… С.4-9

4. Список используемой литературы…………………………………. С. 11

I . Введение

В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определил три группы требований к его проектированию и реализации:

- к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных);

- к структуре основной образовательной программы;

- к условиям реализации стандартов.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Основными целями построения школьного курса русского языка на основе системно - деятельностного подхода должны стать: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

II . Разработка урока русского языка

Цели:

1. Обучающая: создание условий для освоения учащимися способа употребления предлогов о и об со словами;

2. Развивающая: развитие познавательного интереса средствами предмета русского языка, перенос знаний и умений в новые ситуации;

3. Воспитательная: воспитание культуры общения.

Средства обучения: учебник, раздаточный материал.

Организационный этап (проверка готовности к уроку)

Актуализация опорных знаний и умений.

2.1.Чистописание

Образец написания букв, коррекция каллиграфических ошибок учащихся в написании соединений букв.

о об по около

-Как вы думаете, что вы прописывали? (предлоги)

-Что вы знаете о правописании предлогов? (Предлоги со словамипишутся отдельно. Между предлогом и словом можно поставить слово или вопрос. )

-Назовите предлоги, которые встречаются в русском языке.

На доске появляется запись по ответам учащихся

О, об, у, на, под, по, около, за …

2.3. Подтвердите свои знания о правописании предлогов, выполнив задание:

раскройте скобки в словах

(у)дороги, (по) реке, (за)летел

Фронтальная проверка задания

Докажите написание орфограммы.

-Какое слово оказалось лишним? (залетел)

-Почему? (Потому чтоза- является приставкой и пишется слитно )

Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи

3.1Проблемная ситуация

-Вставьте на месте пропусков предлоги оили об .

Мы придумали загадки __ листьях, __ осени, __ ягодах.

-Проговорите, какие варианты у вас получились.

-Почему у вас получились разные варианты? Где возникли затруднения?

3.2 Фиксация разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи.

-Кто хочет узнать правило написания предлогов?

Предлагаю определить тему урока. (Правило употребления предлогов о и об)

-Какую поставим учебную задачу? ( Узнать, когда слова употребляются с предлогом О, а когда с предлогом ОБ.)

3.3Поиск решения учебной задачи

-Вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группе

Говорим вежливо, называем собеседника по имени.
Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
Внимательно слушаем, если непонятно, переспросите партнера.
Чётко высказываем свое мнение.
Уважаем мнение собеседника.

-Для успешного выполнения задания распределите роли в группе.

Распределите роли в группе:

Командир группы – отвечает за работу в группе в целом.

Эксперт – выступает перед классом и представляет результаты.

Секретарь – записывает все рассуждения.

Контролер – читает задание.

Задание для 1 группы

Определите, какой предлог о или об надо писать со

План работы

2.Обратите внимание на звуки, с которых начинаются слова.

3.Выберите нужный предлог из предложенных и обоснуйте свой выбор.

4.Запишите слова с предлогом.

5. Проверьте свою запись с образцом в учебнике на с.60.

6.Предъявите результат перед классом , расскажите как вы рассуждали.

Задание для 2 группы

Определите, какой предлог о или об надо писать со

План работы

__ доме__ астре

__ бабушке__ Ольге

__ книге__ иволге

__ Мише__ укропе

2.Обратите внимание на звуки, с которых начинаются слова каждого столбика.

3. Выберите нужный предлог из предложенных и обоснуйте свой выбор.

3.Обоснуйте свой выбор предлога.

4.Запишите слова с предлогами.

5.Сверьте свою запись с образцом в учебнике на с.60.

6. Приведите примеры написания слов с предлогами о и об.

7.Представьте свои выводы перед классом.

Задание для 3 группы

Определите, какой предлог о или об надо писать со

План работы

__ белке__ утке__ ели

__ столе__ арбузе__ ёжике

__ Диме__ Ире__ юбке

__ дереве__ озере__ ягоде

2. Выберите нужный предлог из предложенных и обоснуйте свой выбор.

3. Запишите слова с предлогами.

4.Составьте графическую модель для определения написания нужного предлога.

5.Представьте и докажите графическую модель для правописания предлогов о и об перед классом.

3.4 Предъявление результатов групповой работы

Перед словом, которое начинается на согласный звук, пишется предлог о

Перед словом, которое начинается на согласный звук, пишется предлог о, а перед словом, начинающимся на гласный звук, предлог об. Приводят свои примеры.

Перед словом, которое начинается на согласный звук, пишется предлог о, а перед словом, начинающимся на гласный звук, предлог об. Перед словами на йотированную гласную (ё, е, ю, я) пишется предлог об. Пример графической схемы:

3.5.Общие выводы:

Алгоритм написания предлогов о, об

1.Прочитай слово.

2. Обрати внимание на звук, с которого начинается слово после предлога.

3. Если слово начинается гласного звука, то пишется предлог об.

4. Если слово начинается с согласного звука, то пишется предлог о.

IV Первичное закрепление

4.1. Работа в паре (задание с ловушкой)

-Прочитайте слова и словосочетания, вставив предлоги О или ОБ. Выполните задание используя алгоритм и графическую модель правописания предлогов о и об.

__ кошке, ___ этой кошке;

__ слоне, ___ огромном слоне;

__ овце, ___ старой овце

-Проверьте своё выполнение задания с образцом. (на доске)

-В каком случае у вас не соответствует написание предлогов с образцом?

Как вы рассуждали? А как оказалось на самом деле?

(Когда мы выбираем предлог О или ОБ, мы должны обращать внимание на тот звук, с которого начинается следующее за предлогом слово, а не на звук, с которого начинается связанное с предлогом существительное.)

4.3 Самостоятельная работа по модели

Выполнение задания по учебнику с.62, упр.38. Записать слова, выбрав нужный предлог.

V Итог урока

-Какую учебную задачу вы поставили в начале урока? (Узнать, когда слова употребляются с предлогом О, а когда с предлогом ОБ.)

-Что узнали о правописании предлогов о и об? ( Перед словом, которое начинается на согласный звук, пишется предлог о, а перед словом, начинающимся на гласный звук, предлог об. Перед словами на йотированную гласную (ё, е, ю, я) пишется предлог об.)

-Сможете ли сейчас вставить предлоги в предложении, которое в начале урока вызвало у вас затруднение? (да)

Мы придумали загадки __ листьях, __ осени, __ ягодах.

-Что вам в этом поможет? (графическая модель и алгоритм)

Дети выполняют задание.

VI Самооценка

Оцените себя по вопросам:

Работал сам /Нуждался в помощи

VII Домашнее задание

Т С.33, упр.33. Слова в скобках записать в нужной форме, правильно выбрав предлого или об.

Придумать 3 предложения, в которых употребляются предлоги о или об.

III . Заключение

В рамках выбранной темы урока я проектировала его последовательность, придерживаясь структуры урока открытие нового знания.

Выполняя мотивирование учащихся, добивалась осознания ими необходимости нахождения нового способа выбора написания предлогов.

Задания подбирала с учетом поставленной цели и психолого-возрастных особенностей учащихся. Создавая проблемную ситуацию, переводила ее в учебную задачу. Для активной самостоятельной деятельности учащихся использовала на уроке групповую и парную формы работы.

На отдельных этапах урока способствовала выполнению учащимися учебных действий, таких, как контроль последовательности выполнения задания и сравнение результатов с предложенными образцами, предъявленными группами.

На этапе рефлексии учащиеся участвовали в самооценке собственной деятельности, предъявляя новые знания (написание предлогов о и об).

Домашнее задание предлагается на основе выбора и носит дифференцированный характер.

Понимаю и осознаю значение организации и последовательности всех этапов урока для формирования у детей учебной самостоятельности.

Список литературы

Русский язык. 4 класс. Учебник. В 3ч. /М. Л. Каленчу Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова.-М.: Академкнига/Учебник, 2014.-Ч.1:176 с.: ил.

Русский язык [Текст]: 4 кл. : Тетрадь для самостоятельной работы №1/

Т. А. Байкова; под ред. М. Л. Каленчук. – 3-е изд. – М.:Академкнига/Учебник, 2013.-96 с.: ил.

Формирование универсальных учебных действий средствами предметов начальной школы: учебно-методическое пособие / Т.О. Автайкина, Н. А. Демчук; под общ. Ред. Канд. Пед. Наук Е. А. Нагрелли – Новокузнецк: МАО ДПО ИПК, 2014. – 94с.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Оборудование: карточки, схемы предлогов, наглядный материал.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Актуализация знаний.

Кошка на крыше.
Поросёнок в доме.
Оленёнок за домом.
Белка под ёлкой.
Птицы над домом.
Медведь около дома.

Учитель вывешивает карточки с предлогами: на, над, под, в, около, за.

II. Работа над уточнением значения предлогов, по нахождению относительно предмета.

Карточка №1.

Задание: Подпишите, где мяч по отношению столу?

На доску вывешивается плакат, дети проверяют:

на столе
около стола
под столом
перед столом
над столом
за столом

  • Что мы делали? (Употребляли предлоги.)
  • Что мы составляли? (Составляли сочетания со словом стол.)

Запишите по цепочке по одному сочетанию с предлогом.

III. Употребление предлогов

1. В сочетаниях

Задание: Прочитайте, что написано на плакате:

Ехали … автобусе.
Летели … городом.
Шли … мостом.
Остановились … дома.
Сидели … скамейке.
Спрятались … дерево.

- Что нужно сделать? (Вставить предлоги.) Обратите внимание на окончание слов. Прочитайте, что получилось.

Запишите одно словосочетание.

Какое правило нужно помнить? (Предлоги пишутся раздельно. Необходимо обратить внимание на окончания имён существительных.)

2. В сочетаниях с приставочными глаголами.

На доске приставочные глаголы.

сходили
пролетели
нашли
вышли
приостановились
заглянули

- Какой частью речи являются данные слова? (Глаголы.)

- Что общего у всех этих глаголов? (Приставки.)

- Откройте карточки № 2. Прочитайте слова.

У детей на карточках слова: музей, городе и, мостом прогулку, магазина, угол.

На доске предлоги: на, около, под, над, за, в.

- Составьте словосочетания глагол + существительное с предлогом.

Над чем мы с вами работали? (Над приставочными глаголами в сочетаниях.)

Читайте также: