Правила здоровой жизни 4 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: урок-проект.

Данный проект:

  • по содержанию – практико-ориентированный,
  • по продолжительности – мини-проект (1 урок),
  • по комплексности – монопроект (в рамках одного учебного предмета – окружающий мир – с использованием информации из таких областей знаний как ОБЖ, экология, валеология, биология),
  • по характеру контактов между участниками – внутриклассный.

Цель урока: формирование целостного взгляда на проблемы сохранности собственного здоровья и овладение практическими навыками укрепления здоровья.

Задачи урока:

  • расширение представления детей о правилах личной гигиены, отдыха, рационального питания, закаливания, двигательном режиме;
  • формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • приобщение учащихся к творческому сотрудничеству в ходе проектной деятельности.

Ключевые компетенции: ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • размышления о состоянии своего здоровья, выражения собственной позиции относительно вредных привычек и правильной организации жизнедеятельности согласно здоровьесбережению;
  • валеологического самообразования.

Программно-техническое обеспечение: компьютер, сканер, проекционная система; издательские программы; текстовые процессоры; программа обработки изображений; программы работы с мультимедиа.

Материалы к уроку:

Литература:

Ход урока-проекта

(Проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.)

ПРОБЛЕМА

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эльвира Борисовна. Я работаю в СЭЛ №21 учителем у таких как вы третьеклассников.

Дети у меня растут добрыми, послушными и трудолюбивыми: с самого утра они сидят и читают серьёзные книги, решают компьютерные задачи, играют в шахматы, смотрят передачи для умников по телевизору.

Они так увлекаются, что иногда забывают вовремя поесть, а на зарядку и игры на свежем воздухе у них просто нет времени.

Мои дети замечательные, я их люблю, но мне горько видеть, как они ходят, ссутулившись, подолгу болеют и лекарства, рекомендованные самыми лучшими врачами, им не помогают.

Сегодня я пришла к вам, чтобы вы помогли решить проблему со здоровьем моих учеников.

Почему болеют дети, если они практически не бывают на улице?

Что надо сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье?

(*Рассказ учителя о проблеме сопровождается показом слайдов.)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

– Вы готовы мне помочь?

– Только как практически это сделать?

– Когда я к вам ехала, думала: может, рассказ напишем? Нет слишком много времени понадобиться. Может, рисунок нарисуем? Так ведь одним рисунком не расскажем обо всем. Что делать? (Мнения учеников).

– А, может быть, рекламный щит в классе установить, а на нем все главное о здоровье написать и нарисовать?

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Надеюсь, что вы уже знаете, ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ…

– Но на всякий случай я везла вам определение здоровья, но, вынимая его из папки, случайно уронила, и все строчки перепутались, помогите восстановить, и мы сможем прочитать, что такое здоровье.

когда у тебя ничего не болит,
это состояние полного благополучия,
тебя не мучают плохие мысли,
и у тебя хорошие отношения в семье и с друзьями.

(Здоровье – это состояние полного благополучия, когда у тебя ничего не болит, тебя не мучают плохие мысли, и у тебя хорошие отношения в семье и с друзьями.)

– Вы не первый год в школе и уже знаете, что каждый человек должен сам заботиться о своём здоровье. А как это делать?

(Ответы детей: закаляться, тепло одеваться, хорошо питаться, спать, гулять, не сидеть много за компьютером и т.п.)

– Молодцы, вы знаете, что для того, чтобы быть здоровым, нужно приложить много усилий. Ведь наше здоровье зависит от многих факторов и условий жизни.

– Посмотрите на экран. Перед вами составляющие нашего здоровья: хорошее настроение, отсутствие вредных привычек, правильное питание, двигательный режим, гигиена, закаливание. Каждый из нас должен выполнять особые правила по всем этим направлениям.

– Предлагаю познакомиться поближе с каждой составляющей нашего здоровья и собрать из этих составляющих мозаику.

ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

– Итак, ребята, посмотрите на определение здоровья. Очень важно, чтобы человека не мучили плохие мысли. Ведь плохие мысли у человека вызывают страх, тревогу, панику, вселяют неуверенность, делают его подавленным. От плохих мыслей человек может заболеть и попасть в больницу.

– Наверняка, вы не раз испытывали плохие чувства. Но в больницу никто не попал. Значит, вы знаете, как с ними бороться? (Послушать музыку, поговорить с друзьями, посоветоваться с взрослыми, заняться любимым делом, хорошо выспаться, поплакать)

– Я хочу рассказать вам еще об одном способе избавления от плохих чувств. Наверняка, у вас были, а может и сейчас есть обидчики. Эти люди вызывают у вас плохие мысли, а сделать вы им плохого ничего не можете, потому что вы воспитанные и добрые. Представьте их. Я даже попробовала вам помочь, изобразила их. А теперь порвите листок с изображением обидчика на мелкие части, зачеркните ручкой, сомните сильно-сильно кусочек бумаги с изображением.

– Получилось избавиться от мыслей об обидчике?

– Предлагаю прямо сейчас улучшить настроение. Вы сидите парами. Пусть каждый из вас в паре скажет соседу доброе слово на ушко или вслух, как хочется, по моей команде.

– Молодцы! Кивните мне головой, если вы услышали от соседа добрые слова, и ваше настроение действительно улучшилось.

ФИЗПАУЗА:

К мудрецу прибежал человек и говорит:

– Слушай, мудрец, должен тебе сказать, что твой друг…

– Подожди, подожди, – перебил его мудрец, – Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита?
– Какие?
– Первое – сито правды: то, что ты хочешь сказать, – это правда?

– Не знаю, я так слышал…

– Достаточно! А просеял ли ты свои слова через сито доброты? Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, что-то доброе?

– Не знаю. Наверное, нет.

– Гм, тогда просеял ли через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем пришел?

– Нет, необходимости в этом нет!

– А, значит, – сказал мудрец, – если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.

– Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Старайся не говорить злых слов о других, сплетничать)

– Вы правы, не зря говорят в народе: Доброе слово лечит, злое калечит.

– Итак, чтобы человек был здоровым, важно иметь хорошее настроение.

Первая составляющая здоровья человека – ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.

(Цветная часть прикрепляется на оргстекло)

На этой части написано:

послушай любимую музыку
займись полезным делом
хорошо выспись
посоветуйся с взрослыми
поговори с друзьями

Доброе слово лечит, злое калечит.

ФИЗПАУЗА:

– Друзья могут даже без слов улучшить ваше настроение. Я попрошу вас встать, раскрыть ладошку навстречу одноклассникам и дотронуться. Получите порцию хорошего настроения. Я вижу, что вы все улыбаетесь, значит, всё получилось. Мы стали добрее, а значит здоровее. Садитесь.

– А следующая составляющая часть здоровья – это ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

– Признайтесь честно, а вы знаете, какие привычки считают вредными?

– Сейчас мы это и проверим.

⓿ Сидеть долго за компьютером
⓿ Смотреть телевизор с близкого расстояния
⓿ Читать при плохом освещении
⓿ Часто проветривать комнату
⓿ Кататься зимой на лыжах
⓿ Есть много сладкого
⓿ Гулять зимой без шапки
⓿ Чистить зубы два раза в день
⓿ Перед сном много кушать и много пить
⓿ Спать на жесткой постели
⓿ Курить и употреблять алкоголь и наркотики

– Итак, давайте проверим, что относят к вредным привычкам.

  • Сидеть долго за компьютером
  • Смотреть телевизор с близкого расстояния
  • Читать при плохом освещении
  • Есть много сладкого
  • Гулять зимой без шапки
  • Перед сном много кушать и много пить
  • Курить и употреблять алкоголь и наркотики

– Молодцы, но только знать вредные привычки – не достаточно, нужно еще вести с ними активную борьбу, стараться от них избавиться. Хотите, я расскажу вам один способ борьбы с вредными привычками?

ФИЗПАУЗА:

– А я прикрепляю на доску вторую часть нашего здоровья – ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК с напоминанием о них.

(Вторая цветная часть прикрепляется на оргстекло)

На этой части написано:

ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК:

Не сидеть долго за компьютером
Не смотреть телевизор с близкого расстояния
Не читать при плохом освещении
Не есть много сладкого
Не гулять зимой без шапки
Не есть и не пить много перед сном
Не курить и не употреблять алкоголь и наркотики

– Ребята, а какая привычка на ваш взгляд самая вредная? Почему?

– И я не курю! Мне много раз предлагали попробовать, но я умею отказывать. Хотите вас научу? Есть три способа.

Первый.

Второй.

– Кто хочет показать этот жест? (Два человека)

Третий.

– Давайте, все вместе изобразим презрение к курильщику.

– Молодцы, я уверена, что вы сможете дать отказ на предложение закурить или попробовать алкоголь, наркотики. Ведь только необразованные и неуверенные в себе люди употребляют вещества, которые разрушают организм.

– Они даже считают, что курильщику хорошо, он может не стучаться к соседу, тот и так услышит, что на пороге гость.

– А у нас следующая составная часть здоровья – ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

– Карлсон неправильно питался и попал в больницу.

– Помогите доктору отобрать продукты для правильного питания (молочные продукты, кока-кола, крупы, жвачка, овощи, фрукты, мясо, чипсы, рыба, мед, сухарики).

– Давайте посмотрим, что у нас осталось: кока-кола, жвачка, чипсы, сухарики.

– Эти продукты очень вредны для здоровья? Но почему?

– Ребята, у вас на партах есть ещё листок голубого цвета. Такой листочек один, так как вам предстоит работать в парах. Задание: из предложенных слов составьте небольшое стихотворение.

Кока-кола, чипсов пачка
Наш желудок разрушают
Быть здоровым нам мешают
Фанта, пепси и жевачка.

– А я принесла с собой на случай, если кто-нибудь захочет перекусить на уроке, чипсы, сухарики, кока-колу.

– Что же мне с этими продуктами делать? Придется выкинуть. Но у меня рука не поднимается, кто мне поможет уничтожить вредные продукты питания? (Смелые ребята выливают кока-колу, высыпают сухарики и чипсы в урну, выбрасывают жвачку)

Прежде чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что есть.

ГИГИЕНА

– Ребята, а если вредно пить пепси-колу, кока-колу, фанту, что же тогда можно пить? Какие напитки полезны для здоровья?

Минеральная вода для здоровья нам нужна:
Омывает, укрепляет и желудок очищает,
Минералами питает,
Быть активным помогает!

– Закройте глазки и представьте, что на дворе уже весна. Солнышко пригревает, ветерок обдувает. Вы всем классом отправились на экскурсию сразу после урока с портфелем за плечами. Экскурсия была интересная, но вы устали. Вам жарко и очень хочется пить. На весь класс всего одна бутылка минеральной воды, а пить все хотят. Можно ли всем пить из одной бутылки? Почему? Откройте глазки, ответьте на вопрос. Что делать?

– Можно сделать одноразовый стаканчик из тетрадного листа.

Схема на экране.

– Ну вот, у вас получились стаканчики. Предлагаю забрать их домой и провести эксперимент: проверьте можно ли из него попить.

– Итак, мы только что выяснили, что нельзя нескольким людям пользоваться одним стаканом, потому что можно заразиться инфекционными болезнями. И, придя к такому выводу, мы, таким образом, приступили к рассмотрению следующей составной части здоровья человека – ГИГИЕНЫ

– Кто-нибудь напомнит, что такое ГИГИЕНА?

Катя: Наташа, дай мне, пожалуйста, расчёску, я свою дома забыла.

Наташа: Извини, но я не могу тебе дать свою расчёску.

Катя: Фу, жадина!

– Ребята, кто, на ваш взгляд, прав из девочек? Почему?

– Совершенно верно! Нельзя предметы личного пользования предлагать и давать другим. У каждого должны быть свои предметы гигиены.

– Перед вами предметы гигиены. Подумайте, на какие две группы эти предметы можно разделить. По какому признаку вы это сделаете? (Предметы, которые можно одолжить другому, и предметы только личного пользования)

Урок является вводным в разделе "Ты и твое здоровье". Цель урока – уточнить понятие о здоровом образе жизни, о режиме дня, изучить факторы, влияющие на здоровье человека. Содержание учебного материала усваивается в процессе беседы по теме, на основе выполнения в парах практической работы по составлению режима дня и заданий в рабочей тетради, а также с использованием презентации.

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира.

( по учебнику Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой Окружающий мир.4 класс. – М.: Вентана – Граф, 2008.)

1. Дать понятие о здоровом образе жизни .

2. Закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которыми обладает человек.

3. Ознакомить учащихся с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека, учить составлять распорядок дня.

4. Воспитывать осознание того, что для человека важен здоровый образ жизни.

I. Организация класса, постановка целей и задач урока.

Хорошо если есть его много.

Но за деньги его не купить,

Не страшна с ним любая дорога,

С ним приятно и весело жить.

А когда вдруг его не хватает,

Атакует ужасный недуг,

Процедуры нам врач назначает,

И мрачнеет природа вокруг. (Здоровье)

Учитель: Правильно. Мы сегодня начнем наш разговор о правилах здоровой жизни, о том, от чего зависит здоровье человека, что такое режим дня, как правильно питаться, работать и отдыхать.

( Демонстрация титульного слайда)

П. Актуализация прежних знаний.

1. Беседа о здоровье.

Учитель: И это понятно: здоровье – самое ценное богатство каждого человека. Можно купить дом, машину, компьютер и другие вещи. ЗДОРОВЬЕ КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ! Здоровый человек даже неприятности и несчастья переносит легче. А больной человек приносит страдания близким людям – они беспокоятся, переживают за его состояние. А что значит здоровый человек?

Дети: Если человек не болеет, значит у него хорошее здоровье.

Учитель: А можно ли назвать здоровым толстяка, у которого вроде бы ничего не

болит, но для которого подняться с одного этажа на другой – уже тяжелый труд?

Учитель: А здоров ли тот человек, который не делает по утрам зарядку, ходит вяло,

ссутулившись, вместо прогулки часами сидит у телевизора, компьютера, а затем жалуется на головную боль, плохое зрение?

Дети: Нет, такого человека нельзя назвать здоровым.

Учитель: Какие эмоции испытывает здоровый человек? Выберите верный ответ из предложенных вариантов.

Дети: Радость, восхищение, восторг, любовь.

Учитель: Заботиться о своем здоровье может и должен каждый человек.

2. Ознакомление с результатами исследования.

2. Практически у всех ребят плохая зрительно-двигательная реакция – 90% .

3. Средний ИФС в нашем классе составляет 3 балла из 6 возможных.

Учитель: Значит, наша задача – к концу года улучшить свое физическое состояние, а потому давайте сегодня начнем разговор о том, какие факторы влияют на здоровье и помогают нам его сберечь на всю жизнь.

III. Работа над новым материалом.

1. Беседа о режиме дня.

Учитель: Режим дня - это форма организации деятельности человека в течение суток.

Учитель: Правильно составленный режим дня помогает поддерживать здоровье человека. Я предлагаю вам составить режим дня младшего школьника. Рассмотрим рисунки на с. 51 учебника и определим, какие условия нужно учесть при составлении режима дня.

Дети читают подсказки на с. 51 учебника.

Учитель: Перед вами лежат полоски, на которых указаны режимные моменты. Ваша задача составить режим дня ученика 4 класса. Обратите внимание на то, в какую смену учится школьник, для которого вы составляете распорядок дня.

(Дети работают с раздаточным материалом, полоски лежат вразнобой)

Дорога в школу - 7.50 - 8.20

Занятия в школе - 8.30 - 12.30

Прогулка - 13.30 - 14.30

Утренняя зарядка, туалет - 7.00 - 7.30

Завтрак - 7.30 - 7.50

Приготовление уроков - 14.30-17.30

Ужин, прогулка, свободные занятия - 17.30 - 21.00

Приготовление ко сну - 21.00 — 21.30

Дорога из школы домой - 12.30 - 13.00

Учитель: Сравните свою работу с образцом

Режим дня для школьников, которые учатся в первую смену

Утренняя зарядка, туалет - 7.00 - 7.30

Завтрак - 7.30 - 7.50

Дорога в школу - 7.50 - 8.20

Занятия в школе - 8.30 - 12.30

Дорога из школы домой - 12.30 - 13.00

Прогулка - 13.30 - 14.30

Приготовление уроков - 14.30-17.30

Ужин, прогулка, свободные занятия - 17.30 - 21.00

Приготовление ко сну - 21.00 — 21.30

Режим дня для школьников, которые учатся во вторую смену

Утренняя зарядка, туалет - 7.30 - 8.00

Приготовление уроков - 8.30 - 11.30

Прогулка на воздухе - 11.30-12.30

Дорога в школу - 13.00 - 13.20

Занятия в школе - 13.20 - 17.30

Дорога из школы домой - 17.30 - 18.00

Ужин, прогулка, свободные занятия - 18.00 - 21.00

Приготовление ко сну - 21.00-21.30

Учитель: Конечно, каждый школьник вносит в этот режим свои изменения и допол-нения, но самое главное - он должен выполняться. Давайте прочитаем важное замечание на с. 52 учебника.

Запомните! Правильно составленный режим дня и его соблюдение — одно из первейших условий сохранения здоровья.

Нормальные значения компонентов режима дня:

  • сон – не менее 8 часов;
  • активный отдых на воздухе – не менее 1,5 часов;
  • гигиенические процедуры – до 1 часа;
  • работа по дому – 1,5 часа;
  • еда – 1 час;
  • чтение, телевизор, компьютер (суммарно) – до 1,5 часов;
  • занятия в школе и дорога в школу – 8 часов;
  • домашние занятия – до 3,5 часов;
  • дополнительные занятия – до 1,5 часов.

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Вы попрыгайте, ребятки,

Сразу станете бодрей!

Потянулись и вздохнули.

V. Продолжение работы над новым материалом.

1. Беседа о здоровом сне – факторе, влияющем на здоровье.

Учитель: Всем людям и животным на Земле нужен сон, чтобы восполнить энергию, которую организм израсходовал за день. Отдых нужен всем органам - мышцам, сердцу, желудку, печени и другим. Но особенно необходимо отдыхать мозгу. Как вы думаете, почему?

Дети: Головной мозг, нервная система руководит работой всего нашего организма.

Учитель: Верно, чтобы на следующий день человек чувствовал себя бодрым, мог хорошо работать. Ведь при недосыпании работоспособность падает. Систематическое недосыпание просто опасно - страдает нервная система человека. Он становится рассеян-ным, часто делает ошибки, во время работы быстрее устает, у него плохое настроение. Важно, чтобы сон был не только достаточно продолжительным, но и достаточно глубо-ким. Что для этого необходимо?

Дети: Нужно вовремя ложиться спать, правильно вести себя перед сном.

2. Определение условий здорового сна.

Спать нужно в тихом нежарком помещении.

Перед сном нужно много двигаться и играть в шумные игры.

Для сна нужно надевать свободную одежду.

Перед сном желательна прогулка на свежем воздухе.

Комната должна быть душной и тёплой.

Необходимо ложиться спать в одно и то же время.

Учитель: Итак, чтобы обеспечить себе крепкий сон, необходимо соблюдать простые правила (с.53):

- не слушай громкую музыку перед сном;

- не переедай за ужином, так как сон в этом случае будет беспокойным;

занятиями, успокаивающими нервную систему;

- не забывай про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате;

- выключи свет, телевизор.

3. Работа с художественным произведением

Учитель: Какие факторы укрепляют здоровье?

Дети: 1. Четкий и правильный режим дня.

Учитель: Завершая наш урок, хочу прочитать вам строки С.Я.Маршака:

«Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

VII. Задание на дом: с. 50 – 53 ( учебник ), с. 22 – 23 ( рабочая тетрадь )

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ты и твое здоровье Правила здоровой жизни

Здоровый нищий счастливее больного короля . ( Артур Шопенгауэр) Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма , его полное физическое и психическое благополучие

Радость, тревога, обида, восхищение, досада, злость, ужас, гордость, восторг, отчаяние, любовь.

Радость, тревога, обида, восхищение , досада, злость, ужас, гордость , восторг , отчаяние, любовь .

Режим дня - это форма организации деятельности человека в течение суток.

Режим дня для школьников, которые учатся в первую смену Пробуждение- 7.00 Утренняя зарядка, туалет - 7.00 - 7.30 Завтрак - 7.30 - 7.50 Дорога в школу - 7.50 - 8.20 Занятия в школе - 8.30 - 12.30 Дорога из школы домой - 12.30 - 13.00 Обед- 13.00-13.30 Прогулка - 13.30 - 14.30 Приготовление уроков - 14.30-17.30 Ужин, прогулка, свободные занятия - 17.30 - 21.00 Приготовление ко сну - 21.00 - 21.30 Сон- 21.30-7.00 Режим дня для школьников, которые учатся во вторую смену Пробуждение- 7.30 Утренняя зарядка, туалет - 7.30 - 8.00 Завтрак- 8.00-8.30 Приготовление уроков - 8.30 - 11.30 Прогулка на воздухе - 11.30-12.30 Обед- 12.30-13.00 Дорога в школу - 13.00 - 13.20 Занятия в школе - 13.20 - 17.30 Дорога из школы домой - 17.30 - 18.00 Ужин, прогулка, свободные занятия - 18.00 - 21.00 Приготовление ко сну - 21.00-21.30 Сон- 21.30-7.30

сон – не менее 8 часов; активный отдых на воздухе – не менее 1,5 часов; гигиенические процедуры – до 1 часа; работа по дому – 1,5 часа; еда – 1 час; чтение, телевизор, компьютер (суммарно) – до 1,5 часов; занятия в школе и дорога в школу – 8 часов; домашние занятия – до 3,5 часов; дополнительные занятия – до 1,5 часов. Нормальные значения компонентов режима дня:

Спать нужно в тихом нежарком помещении. Перед сном нужно много двигаться и играть в шумные игры. Для сна нужно надевать свободную одежду. Перед сном желательна прогулка на свежем воздухе. Комната должна быть душной и тёплой. Необходимо ложиться спать в одно и то же время.

Спать нужно в тихом нежарком помещении. Перед сном нужно много двигаться и играть в шумные игры. Для сна нужно надевать свободную одежду. Перед сном желательна прогулка на свежем воздухе. Комната должна быть душной и тёплой. Необходимо ложиться спать в одно и то же время.

- не слушай громкую музыку перед сном; не переедай за ужином, так как сон в этом случае будет беспокойным; не играй в шумные игры и не смотри боевики, займись занятиями успокаивающими нервную систему; не забывай про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате; выключи свет, телевизор.

1. Четкий и правильный режим дня 2 . Здоровый сон ФАКТОРЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Правила безопасности жизни и здоровья ребёнка


"Правила здоровой жизни"


Правила здоровой жизни

Презентация к уроку окружающего мира.


Цели урока: 1. Дать понятие о здоровом образе жизни. 2. Закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которыми обладает человек. 3. Ознакомить учащихся с режимом дня, обеспечи.


Правила здоровой жизни

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническ.

Презентация "Правила здоровой жизни"

Показывала презентацию на внеурочке.Можно показать на уроке "Окружающий мир".


Проверочная работа по окружающему миру "Правила здоровой жизни" 4 класс

Данная работа поможет учителю проверить знания у детей по теме "Твоё здоровье" по окружающему миру во 2 четверти в 4 классе.

2. Закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которыми обладает человек.

3. Ознакомить учащихся с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека, учить составлять распорядок дня.

4. Воспитывать осознание того, что для человека важен здоровый образ жизни.

Оборудование: режим дня учащихся (раздаточный материал); листы формата А4 на каждой парте, клей-карандаш; мультимедиа “Правила здоровой жизни”, учебники, рабочие тетради “Окружающий мир.4 класс” №1 (авторы Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова).

I. Организация класса, постановка целей и задач урока.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела курса “Окружающий мир”. О чем пойдет наш разговор, вы скажете, отгадав загадку:

Хорошо если есть его много.
Но за деньги его не купить,
Не страшна с ним любая дорога,
С ним приятно и весело жить.
А когда вдруг его не хватает,
Атакует ужасный недуг,
Процедуры нам врач назначает,
И мрачнеет природа вокруг. (Здоровье)

Учитель: Правильно. Мы сегодня начнем наш разговор о правилах здоровой жизни, о том, от чего зависит здоровье человека, что такое режим дня, как правильно питаться, работать и отдыхать.

(Демонстрация титульного слайда)

П. Актуализация прежних знаний.

1. Беседа о здоровье.

Учитель: Каждый день мы говорим и слышим слова с корнем “-здрав-” (“-здоров-”): “Здравствуйте!”, “Как ваше здоровье?”, “Доброго здоровья!”, “Будьте здоровы!”.

Учитель: Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал: “Здоровый нищий богаче короля”. Как вы объясните это высказывание?

(Демонстрация слайда)

Учитель: И это понятно: здоровье – самое ценное богатство каждого человека. Можно купить дом, машину, компьютер и другие вещи. ЗДОРОВЬЕ КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ! Здоровый человек даже неприятности и несчастья переносит легче. А больной человек приносит страдания близким людям – они беспокоятся, переживают за его состояние. А что значит здоровый человек?

Дети: Если человек не болеет, значит у него хорошее здоровье.

Учитель: А можно ли назвать здоровым толстяка, у которого вроде бы ничего не

болит, но для которого подняться с одного этажа на другой – уже тяжелый труд?

Учитель: А здоров ли тот человек, который не делает по утрам зарядку, ходит вяло, ссутулившись, вместо прогулки часами сидит у телевизора, компьютера, а затем жалуется на головную боль, плохое зрение?

Дети: Нет, такого человека нельзя назвать здоровым.

Учитель: Значит, здоровье означает не только отсутствие в организме какого-либо заболевания, но и хороший уровень физического развития человека, и его хорошее эмо-циональное состояние. Обратите внимание, какое определение здоровья дает “Толковый словарь” С.И.Ожегова:

(Демонстрация слайда)

“Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие”.

Учитель: Какие эмоции испытывает здоровый человек? Выберите верный ответ из предложенных вариантов.

(Демонстрация слайда)

Дети: Радость, восхищение, восторг, любовь.

(Демонстрация слайда)

Учитель: Заботиться о своем здоровье может и должен каждый человек.

2. Ознакомление с результатами исследования.

Со 2 по 30 сентября вы все проходили обследование по программе Ассоциации “Народный Спорт-Парк” Центра “Человеческие ресурсы” (г. Москва, руководитель программы В.А.Орлов). Давайте ознакомимся с результатами. Что вы можете о них сказать?

(Демонстрация слайда “Характеристика группы пациентов”)

1. Мы видим, что много нарушений обнаружено в “Индексе осанки” и “Общей работоспособности” класса, больше половины – 61%.

2. Практически у всех ребят плохая зрительно-двигательная реакция – 90%.

3. Средний ИФС в нашем классе составляет 3 балла из 6 возможных.

Учитель: Значит, наша задача – к концу года улучшить свое физическое состояние, а потому давайте сегодня начнем разговор о том, какие факторы влияют на здоровье и помогают нам его сберечь на всю жизнь.

III. Работа над новым материалом.

1. Беседа о режиме дня.

Учитель: Вам уже знакомо понятие “режим дня”. Что оно обозначает? Нужно ли его соблюдать и почему? (Ответы детей).

Учитель: Режим дня - это форма организации деятельности человека в течение суток.

(Демонстрация слайда “Режим дня (определение)”)

Учитель: Правильно составленный режим дня помогает поддерживать здоровье человека. Я предлагаю вам составить режим дня младшего школьника. Рассмотрим рисунки на с. 51 учебника и определим, какие условия нужно учесть при составлении режима дня.

(Демонстрация слайда “Режим дня” (картинки))

Дети читают подсказки на с. 51 учебника.

2. Практическая работа “Составление режима дня”

Учитель: Перед вами лежат полоски, на которых указаны режимные моменты. Ваша задача составить режим дня ученика 4 класса. Обратите внимание на то, в какую смену учится школьник, для которого вы составляете распорядок дня.

(Дети работают с раздаточным материалом, полоски лежат вразнобой)

Занятия в школе -

Утренняя зарядка, туалет -

Ужин, прогулка, свободные занятия -

Приготовление ко сну -

Дорога из школы домой -

Учитель: Сравните свою работу с образцом

(Демонстрация слайда “Режим дня”)

Режим дня для школьников, которые учатся в первую смену

Режим дня для школьников, которые учатся во вторую смену

Учитель: Конечно, каждый школьник вносит в этот режим свои изменения и допол-нения, но самое главное - он должен выполняться. Давайте прочитаем важное замечание на с. 52 учебника.

Запомните! Правильно составленный режим дня и его соблюдение — одно из первейших условий сохранения здоровья.

(Демонстрация слайда “Нормальные значения компонентов режима дня”)

Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей.
Вы попрыгайте, ребятки,
Сразу станете бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули!

V. Продолжение работы над новым материалом.

1. Беседа о здоровом сне – факторе, влияющем на здоровье.

Учитель: Всем людям и животным на Земле нужен сон, чтобы восполнить энергию, которую организм израсходовал за день. Отдых нужен всем органам - мышцам, сердцу, желудку, печени и другим. Но особенно необходимо отдыхать мозгу. Как вы думаете, почему?

Дети: Головной мозг, нервная система руководит работой всего нашего организма.

Учитель: Верно, чтобы на следующий день человек чувствовал себя бодрым, мог хорошо работать. Ведь при недосыпании работоспособность падает. Систематическое недосыпание просто опасно - страдает нервная система человека. Он становится рассеян-ным, часто делает ошибки, во время работы быстрее устает, у него плохое настроение. Важно, чтобы сон был не только достаточно продолжительным, но и достаточно глубо-ким. Что для этого необходимо?

Дети: Нужно вовремя ложиться спать, правильно вести себя перед сном.

2. Определение условий здорового сна.

Учитель: Как же организовать свое время перед сном? Откройте рабочие тетради “Окружающий мир”, найдите задание №63 на странице 23. Выберите правильные выска-зывания, отметив их “V”.

(Демонстрация слайда “Задание”)

Спать нужно в тихом нежарком помещении.

Перед сном нужно много двигаться и играть в шумные игры.

Для сна нужно надевать свободную одежду.

Перед сном желательна прогулка на свежем воздухе.

Комната должна быть душной и тёплой.

Необходимо ложиться спать в одно и то же время.

(Демонстрация слайда “Время перед сном”)

Учитель: Итак, чтобы обеспечить себе крепкий сон, необходимо соблюдать простые правила (с.53):

- не слушай громкую музыку перед сном;

- не переедай за ужином, так как сон в этом случае будет беспокойным;

занятиями, успокаивающими нервную систему;

- не забывай про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате;

- выключи свет, телевизор.

3. Работа с художественным произведением

(репродукция картины Т.Н.Яблонской “Утро”)


Учитель: Здоровый образ жизни описан мастерами слова, кисти, скульптуры. Посмотрите на репродукцию картины Т.Н.Яблонской “Утро”. На знаменитом полотне изображена дочь художницы Елена, делающая гимнастику. Посмотрите, какая она милая и изящная. Как художница передала радость человека, который с хорошим настроением встречает новый день. Какие эмоции вызывает у вас работа кисти великой художницы?

VI. Итог урока.

Учитель: Какие факторы укрепляют здоровье?

Дети: 1. Четкий и правильный режим дня.

Учитель: Завершая наш урок, хочу прочитать вам строки С.Я.Маршака:

“Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет…”

VII. Задание на дом: с. 50 – 53 (учебник), с. 22 – 23 (рабочая тетрадь)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока окружающего мира

Автор: Романова Т. В. Учитель начальных классов, высшая категория

Тема: Правила здоровой жизни

- сформировать представления обучающихся о здоровом образе жизни

Задачи урока:

1 Актуализировать знания обучающихся о строении организма человека

2 Подвести обучающихся к понятию здоровый образ жизни

3 способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни

4 Развивать познавательную активность обучающихся по данной теме

Оборудование урока:

Планируемые результаты:

Личностные :формировать интерес к своему здоровью; учить составлять монологические высказывания,учить оценивать себя на основе критерия успешности выполнения учебного задания

Регулятивные: учить формулировать тему и цель деятельности на уроке, оценивать учебную задачу, планировать последовательность своих действий на уроке с помощью учителя, осуществлять самоконтроль деятельности, оценивать свою деятельность на уроке, пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма порядка действий при выполнении любого задания

Познавательные: учить обсуждать и анализировать полученную информацию, делать выводы; с учетом степени сложности задания определять для себя возможность или невозможность его выполнения

Коммуникативные: учить слушать и уважать мнение учителя и одноклассников, учить работать в группе в соответствии с общепринятыми нормами общения и поведения, осуществлять взаимоконтроль.


Урок поможет в создании условий для формирования у детей понятия о здоровом образе жизни; ознакомит учащихся с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека, научит составлять распорядок дня; будет воспитывать осознание того, что для человека важен здоровый образ жизни.

Описание разработки

Цели: создание условий для формирования у детей понятия о здоровом образе жизни; ознакомить учащихся с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека, учить составлять распорядок дня; воспитывать осознание того, что для человека важен здоровый образ жизни

Задачи: закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которыми обладает человек, ознакомить обучающихся с режимом дня, учить составлять распорядок дня, заботиться о собственном здоровье, делать выводы, работать со словарём, учебником, расширять кругозор, словарный запас, способствовать развитию валеологических навыков детей, креативного мышления, творческого воображения, воспитывать осознание того, что для человека важен здоровый образ жизни, аккуратность, организованность, трудолюбие.

учебник “Окружающий мир. 4 класс” (под ред. Н. Ф. Виноградовой),

Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая

Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), практические (упр. )

Технологии: здоровьсберегающие, проблемного и игрового обучения

Тип урока: изучение нового материала

ХОД УРОКА

I. Организация класса, постановка целей и задач урока.

Хорошо если есть его много.

Но за деньги его не купить,

Не страшна с ним любая дорога,

С ним приятно и весело жить.

А когда вдруг его не хватает,

Атакует ужасный недуг,

Процедуры нам врач назначает,

И мрачнеет природа вокруг. (Здоровье)

Учитель: Правильно. Мы сегодня начнем наш разговор о правилах здоровой жизни, о том, от чего зависит здоровье человека, что такое режим дня, как правильно работать,

отдыхать, как правильно питаться, научимся составлять режим дня школьника (цели, доска)

II. Рефлексия (доска).

Утром ранним кто то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось ярко - рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло, тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной!

Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит хорошее настроение. Давайте и мы с вами улыбнёмся, друг другу, подарим хорошее настроение и начнём наш урок.

III. Актуализация ранее изученного.

Учитель: И это понятно: здоровье – самое ценное богатство каждого человека. Можно купить дом, машину, компьютер и другие вещи. ЗДОРОВЬЕ КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ! Здоровый человек даже неприятности и несчастья переносит легче. А больной человек приносит страдания близким людям – они беспокоятся, переживают за его состояние. А что значит здоровый человек?

Дети: Если человек не болеет, значит у него хорошее здоровье.

Работа со словарем - - А что такое здоровье? Как вы думаете? ( ответы детей).

IV. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, у всех вас было индивидуальное домашнее задание (первая группа должна была подобрать пословицы о здоровье, вторая придумать загадки о здоровье, третья придумывала стихи)

Послушаем ребят первой группы.

V. Работа над новым материалом.

1. Беседа о режиме дня.

Учитель: Режим дня - это форма организации деятельности человека в течение суток. Режим дня - это определённый ритм жизни, когда чередуются различные виды вашей деятельности: учёба; отдых; труд; питание; сон. Он помогает школьнику становиться волевым, дисциплинированным. Сейчас мы проанализируем некоторые режимные моменты, а потом составим режим дня.

Правильно составленный режим дня помогает поддерживать здоровье человека. Я предлагаю вам составить режим дня младшего школьника. Рассмотрим рисунки на ст. 51; 62 учебника и определим, какие условия нужно учесть при составлении режима дня.

Дети читают подсказки на с. 51 учебника, высказывают предположения о физическом развитии Андрея и Аси, чтение правила на ст. 51

VI. Физминутка для глаз.

Учитель: Перед вами лежат полоски, на которых указаны режимные моменты. Ваша задача составить режим дня ученика 4 класса (работа в парах)

Читайте также: