Правила сервировки стола к обеду 6 класс технология кратко конспект

Обновлено: 05.07.2024

Расширить понятие сервировки стола, столовые приборы для обеда и правила пользования; учить сервировать стол к обеду, учить правильному, экономному и рациональному подбору продуктов при составлении меню на обед. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Оценить 3556 1

Открытый урок по технологии в 6 классе

Тема: Составление меню обеда. Сервировка стола к обеду.

Цель: ознакомить учащихся с особенностями составления меню к обеду, с основами рационального питания; совершенствовать умения по подготовке стола к приёму пищи; познакомить с особенностями сервировки стола к обеду, с порядком подачи закусок, первых, вторых и сладких блюд; воспитывать аккуратность и эстетичность в оформлении обеденного стола.

Организационный момент.

Расшифруй. (с помощью различных фигур и символов зашифрованы слова, каждая буква обозначается символом).

(ложка) (вилка) (нож) (тарелка)

(чашка) (салатница) (суповница)

а в д е ж и к л н о п р у т с ч ш ю ц

2.На какую тему вы расшифровали слова? (столовая посуда)

3.Назовите назначение столовой посуды.( используют для приёма пищи в обед)

Сегодня на уроке мы с вами составим меню обеда и поучимся сервировать стол к обеду.

Запишите тему урока.

2 команды. Задание: пословицы рассыпались. Какая команда быстрее составит пословицу из предложенных слов.

- Работай до поту, так и поешь в охоту.

-Не красна изба углами, а красна пирогами.

- У Дарьи в дому оладьи в меду.

-Дели с дружком пирожок с творожком.

Работая, занимаясь спортом, трудом и даже отдыхая, человек расходует энергию, которая пополняется за счёт питания. В пище должны содержаться все необходимые для жизнедеятельности человека вещества: белки, углеводы, минеральные соли и витамины. Различные продукты питания и блюда, приготовленные из них, имеют в своём составе различные питательные вещества и в разном количестве. Для правильного развития организма, поддержания его работоспособности важным является не только правильный набор продуктов, правильное приготовление блюд, но и правильный режим питания. В любое время года необходимо заботиться о том, чтобы пища была разнообразной, питательной, богатой витаминами.

Послушайте стихотворение, подумайте и ответьте на вопрос: что нужно сделать каждой хорошей хозяйке, прежде чем приготовить обед?

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу.

Вот овощи спор завели на столе-

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свёкла?

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу.

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свёкла.

И суп овощной оказался неплох!

- Во время, какого приёма пищи мы подаём суп? (Во время обеда.)

- Что нужно сделать каждой хорошей хозяйке, прежде чем приготовить обед, завтрак или ужин? ( Составить меню.)

- Что же такое меню? (словарное слово)

Меню – это список блюд приготовленных к завтраку, обеду и ужину.

Меню в столовых составляется заранее на несколько дней вперёд. Чтобы правильно составить меню, надо выполнить ряд требований.

1.Во-первых, меню надо разнообразить в течение дня. Если на завтрак была каша, то в обед надо приготовить картофельное пюре или солянку, а на ужин макароны. Если на первое в обед был рисовый суп, то можно ли на второе готовить рисовую кашу? (нет, нельзя, блюда не должны повторяться.) Ну, а если на первое щи, то на второе не пойдёт солянка. 2.В течение недели продукты тоже надо чередовать. Первые блюда в обед ежедневно меняют. Например: 1-й день - суп-лапша, во 2-й – суп гороховый, в 3-й-суп рисовый и т.д. вторые блюда так же нужно менять ежедневно. То-есть, должно быть, правильное сочетание продуктов питания – это, во-вторых.

Разнообразная пища нужна для сохранения здоровья человека.

3.Нужно учитывать, то, что обед должен состоять из трёх блюд, а перед обедом полезна небольшая закуска - салат из свежих или квашеных овощей.

Задание каждой бригаде, работа с карточками.

- Из предложенных продуктов выбрать те, которые понадобятся для приготовления блюд к обеду, и составить меню обеда. Можно использовать образцы, а также, чтобы составить меню можно использовать рецепты различных блюд. Книг с рецептами очень много, вот некоторые из них (показать книги). В этих книгах очень подробно описан ход работы и красочные картинки с готовым блюдом.

При составлении меню учитывать:

разнообразное состоит правильное сочетание

из продуктов питания

Бригадам раздаются карточки с названием продуктов.

1 бригада 2 бригада

Свежие помидоры свежие помидоры

Свежие огурцы зелёный лук

Свежая капуста фасоль

Образцы меню, которое должно получиться у каждой бригады.

1-я бригада 2 бригада

1.Салат из свежих огурцов и помидор 1.салат из свежих помидор и зелёного лука

2.борщ из свежей капусты 2.суп из фасоли

3.жареная рыба с картофельным пюре 3.отварная курица с гречкой

- Каждая бригада зачитывает своё меню обеда.

5. Физминутка.

Точим нож, точим нож

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь молодцы!

6. Сервировка стола.

1. Беседа по теме.

- Чем отличается убранство праздничного стола от каждодневного? Что в них общего?

- Зачем стол накрывают скатертью, ставят необходимую посуду?

- Какое чувство и настроение должен вызвать внешний вид накрытого к обеду стола?- Приятно ли обедать за чистым, аккуратным, красиво оформленным столом или, главное чтобы еда была вкусной, а всё остальное неважно? (ответы детей)

2.Отгадывание кроссворда.

С П А С И Б О

П И Щ Е В О Д

Д Е С Е Р Т

Д И Е Т А

С К А Т Е Р Т Ь

Что говорят, когда выходят из-за стола? (спасибо)

Что находится между ртом и желудком? (пищевод)

Что переваривается в желудке? (пища)

Что дают на полдник или после основного обеда? (десерт)

Куда первоначально попадает пища? (рот)

Что нужно соблюдать, если есть ограничения в питании? (диета)

Как называется то, чем мы застилаем стол? (скатерть)

-Какое слово получилось по вертикали?

АППЕТИТ – словарное слово.

3.Объяснение нового материала.

Убранство стола и вид приготовленных блюд может вызвать аппетит и положительные эмоции.

- Как правильно называется подготовка, и оформление стола для приёма пищи?

(сервировка стола)- словарное слово.

Сервировка стола - это подготовка и оформление стола для приёма пищи.

Предварительная сервировка создаёт не только приятную обстановку, но и определённый порядок на столе, обеспечивая присутствующих всеми необходимыми предметами и приборами. Красиво убранный стол , на котором удобно расставлены все необходимые предметы и оформленные блюда, вызывает приятное чувство и повышает аппетит. Сервировать стол надо повседневно, а не только для гостей и в праздничные дни. Это поможет выработать привычку кушать опрятно, правильно пользоваться ножом, вилкой, ложкой, что является необходимым для каждого культурного человека.

Основная цель сервировки – удобство, опрятность и приятный вид стола.

Стол накрывают хорошо отглаженной скатертью.

Красивая скатерть и салфетки могут компенсировать недостатки сервировки. Цвет скатерти зависит от степени важности события, по поводу которого сервируют стол. Чем торжественнее событие, тем светлее скатерть, но даже и для повседневного обеда нужно обязательно использовать скатерть. Для простого домашнего обеда можно использовать и клеёнчатую или полиэтиленовую скатерть. Но важно учитывать обязательные условия:

Скатерть по цвету должна гармонировать с посудой.

Скатерть должна отвечать поводу сервировки и вписываться в интерьер помещения.

Скатерть должна соответствовать величине и форме стола; для круглого стола -круглая, для квадратного соответственно – квадратная.

- Что кроме скатерти и салфеток нам понадобиться для сервировки стола к обеду? (Посуда, приборы).

Для сервировки стола к обеду используют столовый сервиз (или набор столовой посуды), а также столовые приборы. Хорошо когда сервируют стол посудой, одинаковой по фасону и расцветке.

Немного из истории.

Каждый народ имеет свои обычаи и культуру питания. Сервировка стола тоже бывает разной.

Российский столовый этикет близок к европейскому этикету. В России впервые стали пользоваться вилками индивидуальными тарелками и салфетками при царе

Петре I . Трёх и четырёх зубцовые вилки появились в YIII веке, салфетки - 2 тысячи лет тому назад. Историю человечества можно изучать по тому, из чего люди ели. Археологи по черепкам восстанавливают посуду минувших веков и даже тысячелетий.

Рассказывают дети.

Самой первой посудой были большие листья деревьев, на них можно было положить еду.

Первой из столовых приборов на свет появилась ложка, ещё в каменном веке. Для изготовления ложок использовались и дерево, и камень, и слоновая кость, и различные металлы-от бронзы до золота и серебра.

Как режущий инструмент нож не уступает по древности ложке. Он даже превосходит её. Кремневый (каменный) нож - одно из первых изобретений человека. Он использовался на охоте и в процессе приготовлении пищи.

Вилка появилась в Европе примерно в YII веке. Это было отчасти связано с модой на огромные круглые воротники. Знатные мужчины и женщины щеголяли друг перед другом – у кого воротник больше и белее. Выстирать такой воротник трудно, а испачкать легко. Тогда и придумали вилку.

Особенно знатным лицам куски на вилке с длинной ручкой подавали слуги. Постепенно вилками стало пользоваться всё больше людей. Некоторые учёные считают, что вилка впервые появилась в Венеции. Ею ели фрукты, чтобы не запачкать пальцы фруктовым соком.

А сейчас мы с вами попробуем, следуя правилам сервировки накрыть стол на две персоны.

5.Практическая работа. Сервировка стола.

Детям раздаются карточки – задания, согласно которым учащиеся из предложенного им набора посуды и предметов сервировки отбирают всё необходимое для выполнения задания и сервируют стол.

На доске и у каждого на столе правила сервировки. Читаем правила и сервируем стол из предложенного набора посуды и предметов сервировки, соблюдая требования санитарии и техники безопасности.

Скатерть, салфетки из ткани, бумажные салфетки, салфетница, салфетка для хлеба.

Приборы на 2 персоны:

Подставная тарелка

Глубокая тарелка для первого блюда

Мелкая полупорционная тарелка для второго блюда

Бокал для воды

Чайная ложка

Правила сервировки.

Скатерть должна опускаться с каждой стороны стола на 20-30 см.

Приборы ставят по числу обедающих и количеству подаваемых блюд.

Вначале ставиться самая широкая из всех подставная тарелка, которая защищает стол от горячего. Эта тарелка убирается только перед подачей чая.

На неё ставится тарелка, из которой едят первое, на этой тарелке размещают салфетку из ткани. Во время еды эту салфетку, сложенную вдвое, кладут на колени, она защищает одежду.

Левее подставной тарелки и вилок, ставится тарелка для второго и тарелка для хлеба. (Хлеб можно положить на бумажную салфетку.)

Слева от подставной тарелки – вилки, по числу блюд, зубцами вверх.

Справа от подставной тарелки – ножи, лезвием к тарелке, и ложка – выпуклой стороной вниз. Нож принято держать в правой руке, а вилку в левой.

Перед ножом и ложкой ближе к центру стола – слева большие бокалы для воды.

Справа от бокала – салфетница с бумажными салфетками, можно положить салфетки рядом со столовым прибором.

Чашку с блюдцем ставят напротив сидящего за подставной тарелкой. Ручка чашки смотрит вправо, чайная ложка лежит под ручкой на блюдце, выпуклостью вниз, ручкой к сидящему.

Давайте повторим, какие санитарные требования и правила техники безопасности нужно соблюдать.

Санитарные требования и техника безопасности.

Избегать лишних прикосновений рук к посуде, особенно к тарелкам, чашкам, стаканам;

Тарелки поддерживать снизу за край;

Чашки брать за ручку, стаканы – за корпус снизу;

Осторожно обращаться ножами, вилками и стеклянной посудой.

Дети выполняют и оценивают практическую работу.

6.Заключительная часть беседы.

Обычно обед подают в следующем порядке:

Закуски, первое блюдо, второе блюдо, сладкое – десерт.

- Как вы думаете, с чем связан такой порядок подачи блюд?

Этот порядок связан с тем влиянием, которое данные блюда оказывают на организм.

Закуски острого, солёного вкуса возбуждают аппетит, способствуют выделению пищеварительного сока. Первое блюдо частично насыщает и усиливает выделение желудочного сока, а также способствует усвоению следующего блюда.

7.Итог урока. Оценки.

На этом дорогие ребята и гости наш урок заканчивается.

- Чему вы сегодня научились?

Все дети приняли активное участие, с практической работой справились. Всем спасибо.

И в заключении хочется сказать, что: вкусно приготовленное и красиво оформленное блюдо вызывает аппетит и хорошее настроение. Это полезно для нашего здоровья. Немаловажную роль в этом играет и та обстановка, в которой человек принимает пищу. Поэтому сервировка стола является обязательным требованием в каждой семье.

8.Уборка столовой посуды и приборов.

Дополнительная литература.

Форма организации : фронтальная, общеклассная, групповая.

Цель: освоить правила сервировки стола и порядок подачи блюд к обеду.

1.повторить правила этикета и подачи блюд;

2. в ходе выполнения проектно-исследовательской работы

А) определить и усвоить правила сервировки стола;

Б) разработать меню к обеду.

В) способствовать формированию исследовательских умений.

1. развивать навыки критического и творческого мышления, умения анализировать и сравнивать, оценивать и планировать.

2. в ходе работы над составлением меню способствовать развитию интереса к процессу приготовления пищи.

3. представляя меню и сервировку стола развивать эстетическую культуру обучающихся.

1. работая в группах над созданием проекта содействовать воспитанию таких качеств как уважение, самостоятельность, терпение;

2. в ходе представления и защиты проектов, воспитывать любовь к труду и экологической культуре, содействовать профессиональному самоопределению;

3. представляя меню и сервировку стола способствовать эстетическому воспитанию обучающихся.

Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимопомощь в группе.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно; определяют последовательность операций с учётом конечного результата

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и одноклассниками; распределение ролей в группе; обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Познавательные: выбор наиболее оптимальных средств, способов решения

задач; анализировать информацию; формулировать гипотезы; использовать ИКТ.

- формирование у обучающихся знаний о правилах сервировки стола;

- формирование у обучающихся соблюдения норм и правил безопасности труда;

- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах;

- формирование у обучающихся умений получения новых знаний;

- формирование умения анализировать ;

Формируемые УУД и предметные действия

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

Психологическая подготовка к

Устная речь -речевые

Сейчас я хочу прочитать вам одну поучительную историю:

Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколол на вилку котлету и стал ее откусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом.

- Фу, как противно! - Подумала Даша. - Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот.

И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб.

- Как вам не стыдно так некрасиво есть! - в слезах крикнула Даша.

Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.

- Извините, - вздохнула Даша, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.

Почему она ушла?

Высказывают свое мнение. Определяют тему урока и цель.

Обеспечить деятельность по определению целей урока

Регулятивные: ц елеполагания;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

  1. Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности)

Предположите о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

Дети высказывают своё мнение

Изучение нового материала

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

способность к рассуждению

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

Учитель организует деятельность согласно этапам технологии.

Сегодня я предлагаю вам стать исследователями

Изучение нового материала предполагает самостоятельную работу через проктно-исследовательскую работу на уроке

правил сервировки стола

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

способность к рассуждению

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений

Регулятивные: планирование последовательных действий,

работать с компьютером и находить нужную информацию в тексте

договариваться с партнерами

находить общее решение

3. П остроение проекта выхода из затруднения

Принимает участие в обсуждении.

Уточняют информацию (источники).

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Обсуждают формы представления проекта

Личностные: умение составлять план и последовательность действий

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений

Регулятивные: планирование последовательных действий

Реализация построенного проекта

Координирует работу обучающихся.

Стимулирует их деятельность.

Работают с информацией.

Проводят синтез и анализ идей

Закрепление понимания нового материала

Консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность. Направляет ход анализа (если необходимо)

Оформляют результаты по группам в соответствии с принятыми правилами.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Оформление и представление проекта

Умение делать выводы.

Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u145114/t1545560382ac.jpg

Корзина – всё выброшу.

Обучающимся предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке (приклеивают стикер к той картинке, какой считают нужно).

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

На этапе формируется умение

давать самооценку своей деятельности Обучающиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопросы


Из этого видеоурока ваши учащиеся узнают, как правильно сервировать стол для семейного обеда, как подавать блюда, как правильно кушать десерты, повторят основные правила поведения за столом и узнают, что не принято делать за обедом.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Сервировка стола к обеду. Этикет"

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Заправочные супы Приготовление обеда Сервировка стола к обеду МБОУ «Окская СШ.

Первое блюдо Очень важная часть обеда — первое блюдо, которое обычно подают в.

Первое блюдо Очень важная часть обеда — первое блюдо, которое обычно подают в виде различных супов. Супы возбуждают аппетит и хо­рошо усваиваются. Любой суп состоит из двух частей — жидкой (основа) и плотной (гарнир). В качестве жидкой основы используют бульон, молоко и молочные напитки (кефир, простоква­шу), отвары из круп, овощей, фруктов, квас. Плотная часть — разнообразные продукты: овощи, грибы, крупы, бобовые и ма­каронные изделия, рыба, мясо, птица и др.

Этапы приготовления первых блюд Технология приготовления первых блюд подразде.

Этапы приготовления первых блюд Технология приготовления первых блюд подразделяется на два этапа: приготовление бульонов и приготовление супов.

Технология приготовления бульона 1. Положить подготовленное мясо в кастрюлю и.

Технология приготовления бульона 1. Положить подготовленное мясо в кастрюлю и залить хо­лодной водой. 2. Довести до кипения на сильном огне, снять пену и умень­шить нагрев. 3. Заложить в кипящий бульон подготовленную морковь, репчатый лук, специи, соль и варить около 40 мин (время варки зависит от вида мяса). 4. Вынуть шумовкой лук, морковь, мясо. 5. Процедить бульон. 6. Подать в бульонной чашке как самостоятельное блюдо с гренками, сухариками, зеленью, чесноком или использо­вать как жидкую основу для супов.

Классификация супов Классификация супов 1. По температуре подачи: горячие (75.

Классификация супов Классификация супов 1. По температуре подачи: горячие (75-80 °С), холодные (10-14 °С). 2. По способу приготовления: заправочные, прозрачные, су­пы-пюре, сладкие, холодные. 3. По виду основы: на бульоне (отваре), на молоке.

Заправочные — супы, при приготовлении которых в бульо­не (отваре) варят до го.

Заправочные — супы, при приготовлении которых в бульо­не (отваре) варят до готовности овощи, макаронные изделия, крупы, бобовые. Заправляют пассированными овощами. Прозрачные супы состоят из бульона и гарнира, которые варят отдельно друг от друга. Эти супы предназначены для возбуж­дения аппетита, они низкокалорийны. Супы-пюре готовят из птицы, печени, рыбы, грибов, ово­щей, круп, бобовых. Чтобы суп-пюре имел однородную нежную консистенцию, для его приготовления продукты протирают. Такие супы питательны, легко усваиваются, поэтому применя­ются в детском и лечебном питании. Сладкие супы готовят на основе отваров из свежих, суше­ных, замороженных фруктов и ягод. Можно использовать кон­сервированные плодово-ягодные пюре. Подают в холодном и го­рячем виде со сливками или сметаной. Холодные супы и борщи хорошо освежают в жару. Готовят ИХ на квасе, свекольных или фруктовых отварах. Готовые супы хранят в холодильнике. Молочные супы готовят на молоке, смеси молока и воды, ц также из сухого или сгущённого без сахара молока. Плотной частью могут быть крупы, макаронные изделия или овощи.


Технология приготовления супа 1. Довести до кипения бульон или отвар. 2. Зало.

Продолжительность варки супов Работа с учебником стр.70, таблица 1

Продолжительность варки супов Работа с учебником стр.70, таблица 1

Рецепты заправочных супов К заправочным супам относят: щи, борщи, рассольники.

Рецепты заправочных супов К заправочным супам относят: щи, борщи, рассольники, со­лянки, овощные супы, супы с крупами, с макаронными и муч­ными изделиями.

Суп картофельный с фрикадельками На 400 г фарша (свинина + говядина): 2 л вод.

Суп картофельный с фрикадельками На 400 г фарша (свинина + говядина): 2 л воды, 1 головка лу­ка, 1 морковь, 4-5 картофелин, зелень петрушки и укропа, соль, перец, растительное масло для пассирования. В кастрюлю налить воду, поставить на огонь, довести до ки­пения и посолить. Фарш посолить, поперчить, хорошо переме­шать. Сформовать из него фрикадельки (небольшие шарики). Картофель вымыть, очистить, нарезать кубиками, положить в кипящую воду и довести до кипения. Лук очистить, мелко на­резать. Морковь очистить, нарезать кубиками. На разогретой с растительным маслом сковороде пассеровать сначала лук око­ло 2 мин, затем добавить морковь и жарить около 4 мин, поме­шивая. В кастрюлю к картофелю добавить фрикадельки и обжа-овощи. Довести суп до кипения и варить 10-15 мин. Выключитъ огонь, добавить рубленую зелень и дать настояться под крышкой.

Суп куриный с вермишелью На 500 г курицы: 3 л воды, 2 луковицы, 2 моркови, 1-.

Суп куриный с вермишелью На 500 г курицы: 3 л воды, 2 луковицы, 2 моркови, 1-5 карто­фелин, 100 г вермишели (две горсти), зелень петрушки и укро­па, соль, перец, растительное масло для пассирования. Приготовить бульон из мяса курицы, 1 моркови и 1 лукови­цы. Достать куски курицы, удалить морковь и лук. Куриное мясо разрезать на небольшие кусочки и положить обратно в бульон. Картофель нарезать кубиками или соломкой, положить в бульон и варить 10-15 мин с момента закипания. Оставшийся сырой репчатый лук мелко нарезать, морковь натереть на крупной тёр­ке. Пассеровать овощи в растительном масле на сковороде и до­бавить в суп. Добавить вермишель и варить 5-7 мин до готовно­сти макаронных изделий. Суп досолить, если необходимо, и поперчить по вкусу. Выключить огонь, добавить рубленую зелень и дать настояться под крышкой.

Овощной суп с рисом На 1,5 л воды: 2 помидора, 1 болгарский перец, 1 луковица.

Овощной суп с рисом На 1,5 л воды: 2 помидора, 1 болгарский перец, 1 луковица, 8 ст. ложки риса, зелень петрушки, соль, перец, 0,5 ч. ложки па­прики (молотой), 1-2 ст. ложки растительного или оливкового масла. Выполнить механическую обработку овощей. Лук мелко на­резать, помидоры и перец порезать небольшими кубиками. Пе­трушку порубить. Рис промыть. В кастрюле нагреть раститель­ное масло, положить лук, обжаривать 2-3 мин помешивая. Добавить петрушку и помидоры, жарить 2 мин. Положить перец, обжаривать 1 мин. Влить в кастрюлю горячую воду, довести до кипения, положить промытый рис и хорошо перемешать. Ва­рить суп с момента закипания 15 мин, помешивая. В кастрюлю с: супом добавить паприку, соль, перец, перемешать, выключить и дать настояться под крышкой 10-15 мин. При подаче посы­пать рубленой петрушкой.

Сервировка стола к обеду Сервировка (в переводе с французского слово servir—.

Сервиров­ка зависит от типа обеда (повседневный или праздничный) и от меню. В.

Сервиров­ка зависит от типа обеда (повседневный или праздничный) и от меню. В любом случае цель сервировки — удобство в процессе приёма пищи. Скатерть Приборы и посуда Подача блюд Правила поведения за столом

Скатерть Обеденный стол нужно застелить скатертью. Если обед повседневный, по.

Скатерть Обеденный стол нужно застелить скатертью. Если обед повседневный, подойдёт клетчатая или однотонная скатерть. Для праздничного, торжественного обеда будет умест­на белая скатерть.

Приборы и посуда Перед каждым местом ставят подставную (большую или мел­кую).

Приборы и посуда Перед каждым местом ставят подставную (большую или мел­кую) тарелку, на неё глубокую — суповую. Справа от тарелок и приборов — полотняная салфетка (иногда её кладут на тарел­ку свёрнутой), ложка для супа вогнутой поверхностью вверх, нож для второго блюда. Вилку кладут слева от тарелок зубцами вверх. Над тарелками — десертные приборы: ложка ручкой вправо, вилка ручкой влево. Выше и правее от тарелок — стакан или фужер для мине­ральной воды. Если места на столе достаточно, слева ставят пирожковую (хлебную) тарелку и нож для масла ручкой вправо. В иных случаях хлеб подают на подносе или блюде. В центре стола ставят супницу, большое блюдо со вторым, приправы (соль, горчица, перец, хрен и др.).


Подача блюд Удобно поставить около хозяйки сервировочный столик, на котором р.

Подача блюд Удобно поставить около хозяйки сервировочный столик, на котором размещены суповая миска, разливательная ложка (по­ловник) и стопка глубоких тарелок или большие чашки для про­зрачных бульонов. Хозяйка начинает разливать суп всем по оче­реди, а последнюю тарелку — себе. Иногда удобнее разливать суп в тарелки на кухне, затем принести в гостиную на подносе и раз­дать их. Тарелки с супом подают, подходя с правой стороны. Суп прежде всего подают главе семейства, но если за столом есть гость, нужно начинать с него. Блюдо с пирожками ставят на се­редину обеденного стола. Вторые блюда подают на стол после того, как убраны глубо­кие тарелки и ложки. Горячее кушанье, выложенное на подогретое блюдо, ставят в центре стола. Рядом кладут общий при­бор — лопатку, большую ложку или щипцы. Если блюдо не ставят на стол, его подают, подходя с левой стороны, и каждый накладывает сам себе на тарелку. Перед подачей на стол десерта убирают всю посуду и блюда, кроме стаканов для воды, сметают крошки со скатерти в совок и ставят десертные тарелки.


Правила поведения за столом (этикет) Сидя за столом, не следует широко расста.

Правила поведения за столом (этикет) Если на десерт подано яблоко или груша.

Правила поведения за столом (этикет) Если на десерт подано яблоко или груша, плод разрезают на своей десертной тарелке на четыре или восемь частей, удаляют сердцевину, накалывают десертной вилкой. Персик разрезают на тарелке, удаляют косточку. Пользуясь ножом и вилкой, съеда­ют, отрезая по кусочку. Бананы очищают от кожуры, а затем на­резают с помощью ножа и вилки кружочками. Киви можно есть двумя способами. Если он подан в целом виде, подрезают кожицу со стороны, противоположной плодо­ножке, и тонкими слоями снимают кожицу. Затем нарезают ров­ными кружочками. Если киви уже нарезан, но не снята кожица, тогда аккуратно ножом и вилкой снимают кожицу и отрезают по кусочку, накалывая десертной вилкой. Хурму едят так: если она очень спелая, то мякоть аккуратно выедают чайной ложкой, при этом хозяйка должна заранее от­резать основание, чтобы плод стоял на тарелке; если хурма твёр­дая, то её удобнее есть при помощи ножа и вилки. Кожицу хур­мы можно съесть, а можно отделить от мякоти. Если арбуз подан разрезанным на ломтики с коркой, нужно положить на свою тарелку ломтик коркой от себя, и есть с помо­щью ножа и вилки небольшими кусочками, предварительно ос­вободив кончиком ножа каждый отрезанный кусочек от косто­чек. Ломтик арбуза с общего блюда берут одной или двумя рука­ми, после чего пальцы вытирают салфеткой. Бисквитные торты и пирожные едят чайной ложкой или де­сертной вилкой. Песочные и слоёные торты и пирожные едят ножом и вилкой, а твёрдые сухие пирожные, печенье, вафли едят руками, отламывая по кусочку. Джем и желе намазывают на хлеб ножом, а не вилкой. Варенье или мёд накладывают из общей вазочки на свою ро­зетку и едят с помощью чайной ложки. Кусковой сахар берут руками или щипцами для сахара. Мороженое, компоты, кисели, кремы подают в вазочках на подставных тарелках. Едят их десертной или чайной ложкой. Компот из вишни или черешни с косточками едят, набирая в ложку вместе с сиропом и ягоды. Косточку вынимают изо рта на ложку и перекладывают на подставную тарелку, а не на вазоч­ку. После еды ложку следует положить на подставную тарелку, а не оставлять в вазочке.

Не принято! размахивать вилкой или ложкой во время оживлённой беседы, особенн.


Помните! Помните о правилах безопасной работы с острыми инстру­ментами и прис.

Помните! Помните о правилах безопасной работы с острыми инстру­ментами и приспособлениями, с горячей жидкостью!

? Вопросы 1. Составьте технологию приготовления щей из свежей ка­пусты. 2. Оп.

? Вопросы 1. Составьте технологию приготовления щей из свежей ка­пусты. 2. Опишите рецепт фирменного первого блюда вашей семьи. 3. Как подготовить для варки супа рис, перловую крупу, фа­соль? 4. Почему солёные огурцы для рассольника предварительно припускают, а свёклу для борща тушат? 5. Как вы сервировали стол к обеду? От чего это зависит? 6. Как правильно пользоваться ложкой? Вилкой? Ножом? 7. Как едят за столом яблоко? киви? апельсин? 8. Почему полным людям нужно есть низкокалорийные про­дукты?

Рефлексия Выберите смайлики

Рефлексия Выберите смайлики

Краткое описание документа:

В этой теме рассматривается несколько параграфов: заправочные супы, приготовление обеда, сервировка стола к обеду. Значение супов в рационе питания. Теоритические сведения тех­нологии приготовления бульонов, ис­пользуемых при приготовлении запра­вочных супов.

Виды заправочных супов. Теоретические сведения тех­нологии приготовления щей, борща, рассольни­ка, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оцен­ка готового блюда. Теоретические сведения оформление гото­вого супа и подача к столу. Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов, подача блюд, правила этикета.

Несколько советов по сервировке стола и правильной подаче блюд


1. Праздничный стол обязательно надо накрыть матерчатой скатертью, но если это обычная семейная трапеза, то можно использовать клеенку и небольшие салфетки (в том числе и бумажные).
2. Тарелки нужно ставить на расстоянии 2 см от края стола.
3. Приборы с правой стороны от тарелок положить в таком порядке, чтобы тот, который будет использован в первую очередь, был крайним справа. Для тех, которые кладутся слева, первым должен быть самый левый.
4. Нож нужно класть лезвием в сторону тарелки, а вилку и ложку вогнутой стороной кверху.
5. Перед острием ножа поставить стакан для напитков, а слева от тарелки — мисочку для салата.
6. Свернутую салфетку положить слева от тарелки или на тарелку.
7. Солонки должны быть поблизости от каждого прибора, поэтому рекомендуется ставить на большой стол несколько небольших солонок.
8. Стол можно украсить невысокими букетиками в небольших вазочках (цветы должны быть живыми и не осыпающимися).
9. Когда разносят кушанья, блюдо подносят с левой стороны, держа его левой рукой, а использованную посуду собирают с правой стороны (нельзя класть тарелки одна на другую прямо вместе с положенными на них приборами – тогда на подносе все может рассыпаться).
10. Напитки разливают с правой стороны, держа бутылку или кувшин правой рукой, в стакан, стоящий на столе.
11. Суп подают в суповой миске с ложкой, которой разливают, а бульон — в специальных чашках и едят его десертной ложкой (средней по величине между суповой и чайной)
12. Горячую закуску подают на блюде, в котором она была приготовлена.
13. Мясо подают нарезанным красивыми ломтиками с просто оформленным гарниром, салатом или овощами.
14. Рыбу, если она не порционная, подают на блюде с вилкой и ложкой или лопаткой.
15. Масло подают на десертной тарелке и небольшой нож к нему, а к нарезанному сыру — нож и лопаточку.
16. Хлеб подают на стол нарезанными ломтиками в корзиночке с подложенной под него салфеткой.
Сервированный стол должен вызывать аппетит, причем не только в начале, но и на протяжении всей трапезы. Поэтому нужно следить, чтобы на столе все время был порядок, вовремя были убраны пустые блюда, грязные тарелки и приборы. Следует убирать и то, что не потребуется для следующего блюда, например солонку перед десертом.

Сервировка стола к чаю или кофе


Накрывая такой стол, пользуются кофейным или чайным сервизом. Для каждого гостя в нескольких сантиметрах от края стола ставят тарелки под пирожное или торт. С правой стороны под небольшим углом от тарелки ставится чашка (ручка справа, параллельно краю стола) с блюдцем. Чайная ложка кладется на блюдце за чашкой ручкой вправо. Вилка или ложка для торта должна находиться справа от тарелки. Если во время кофейного застолья подают бутерброды, закусочные торты, соленые пирожки, то ставят еще для каждого гостя десертную тарелку, слева от нее кладут вилку для закусок, справа — вилку для торта, за ней — нож для закусок. Очень часто “вечерний чай” заменяет легкий ужин. Тогда можно не просто подавать чай в чашках, а поставить рядом с хозяйкой самовар или чайник, она сама будет разливать чай. В центре стола ставятся вазочки с вареньем и конфетами, рядом — сухарницы с печеньем, тарелочки с тонко нарезанным лимоном, графины с соком, ликеры, сливки, молоко. Можно подать десертное вино, холодное мясо, ветчину и т. д.

Сервировка для неформального ужина с друзьями


Сначала ставим обеденную тарелку, на которую можно положить салфетку. Слева - обеденная вилка и вилка для салата, справа - обеденный нож, чайная ложка и суповая ложка, перед ними - бокал для вина и для воды.

Сервировка для официального ужина, для большого количества гостей

Ориентируясь на центр стола ставим центральную, первую тарелку, по правую и левую стороны которой расположим остальные предметы.
Отступая от края стола 2-3 см поставьте столовые тарелки, затем на них - закусочные. Расстояние между тарелками сидящих рядом людей должно быть 70-80 см.
Слева от тарелки положите 2 вилки - большую обеденную и поменьше салатную, рожками вверх. За вилками располагается салфетка. С правой стороны салфетка может находиться, если слева нет места, салфетки веером, колпачком, треугольником можно расположить на салатной тарелке.
Справа от тарелок располагаются: обеденный нож острием внутрь, следующая - чайная ложечка, и - суповая ложка. Далее справа - чашка с блюдцем (обычно их не ставят на стол, пока не объявят десерт). Справа выше ставят бокалы - в самом верху для воды, затем для красного вина, последний - для белого.
Перед тарелкой кладем вилку для торта и десертную ложку, слева перед вилками и салфеткой - тарелка и нож для хлеба. И перед всем сетом - карточка с именем гостя.

Читайте также: