Правила поведения в библиотеке алфавитный каталог каталожная карточка конспект

Обновлено: 07.07.2024

Познакомить учащихся с работой библиотеки, ее традициями.

Воспитать культуру и ответственность, умение работать в библиотеке школы и города.

Ход классного часа.

В зданье этом навсегда

Здесь не место крику, шуму.

Здесь становишься ты умным.

Здесь нельзя жевать конфеты

И бумажками шуршать.

Что за зданье? Хочешь знать?

Расскажу тебе про это.

Здесь для книжек интернат.

Здесь живет .. .(библиотека)

Наш классный час сегодня посвящен библиотеке. Вы умеете читать, а значит вас можете с полным основанием назвать читателями. Читать вы можете не только дома или в классе, теперь вы можете работать в библиотеке. А помогут вам в этом люди, которые там работают. в библиотеке. Сегодня к нам пришла . Она расскажет вам о нашей школьной библиотеке, о том как вы можете стать читателями.

Как видите, библиотека - очень серьезное и нужное заведение. Но кроме всего прочего, библиотека - это общественное место, в котором существуют определенные правила поведения. В начале классного часа вы отгадали загадку, некоторые правила там были сформированы. Давайте составим свои правила поведения в библиотеке.

Как себя следует вести?

Чего нельзя делать в библиотеке?

  1. В библиотеке нельзя шуметь, громко разговаривать. в библиотеку приходят люди, чтобы поработать, и любой шумим может помешать. Надо уважать труд других людей.
  2. В библиотеке нельзя кушать, даже конфеты. Во -первых , это некультурно, а во- вторых, вы можете испачкать книгу.
  3. С книгами нужно обращаться аккуратно. Ведь читателей много, и если мы будем неаккуратны с книгой. она истреплется и придет в негодность.
  4. Если ты взял книгу, посмотрел и решил вернуть, обязательно поставь ее на то место. где взял, потому что в библиотеке у каждой книги свое место, иначе как можно было бы разобраться в массе книг.
  5. Если ты взял книгу домой, не задерживай ее возврат. Ведь ты не один читатель библиотеки. Возможно, эта книга еще кому-то нужна, и этот человек не может ее дождаться. Возвращай книги в положенный срок. Все, что ты прочитал в книге -твое, а книгу верни.

Как видим, правила поведения в библиотеке просты, но их обязательно надо выполнять.

А теперь выберем своего помощника библиотекаря, который будет поддерживать тесную связь нашим школьным хранителем книг, сообщать о готовящихся мероприятиях, проверять читательские формуляры

В классе мы проведем акцию "Самый аккуратный учебник".

Выясним, кто в классе умело пользуется учебниками?

Что нового вы сегодня узнали?

Какие правила поведения в библиотеке вам известны?

А в заключение хочу прочитать вам стихотворение Л. Пальмина "Грезы в библиотеке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день, ребята. Чтобы узнать, куда мы сегодня отправимся, отгадайте загадку:

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными

На длинных полках

Собрались сказки старины,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Правильно, ребята, сегодня мы отправимся в королевство книг - библиотеку.

А как называет человека, который поможет нам выбрать интересную книгу?

Заведует королевством книг библиотекарь.

Библиотека – это общественное место, и чтобы ваше поведение не мешало окружающим людям, необходимо соблюдать правила. Давайте составим их вместе.

Вы пришли в библиотеку. Что нужно сделать?

Правильно, нужно поздороваться с библиотекарем и всеми посетителями, которые находятся в библиотеке.

Вам нужно попросить у библиотекаря, чтобы он помолог вам найти интересную книгу о приключениях пиратов. Как вы это сделаете?

Ребята, посмотрите, в библиотеке очень много сказок.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это (Доктор Айболит)

Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба)

В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок)

Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела.
(Колобок)

Трудно бабушке и деду
Репу вытащить к обеду.
Внучка, Жучка, даже кошка
Помогали им немножко
Кто еще пришел на грядку?
Отгадай-ка ты загадку.
(Мышка из сказки Репка)

Ах ты Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Петушок золотой гребешок)

Вот долгожданная книга у вас в руках. Давайте вспомним, как нужно обращаться с книгой.

Бережно обходись с книгами и журналами : не бери грязными руками, не сгибай страницы; не разрисовывай ручкой или карандашом.

Вы уже знаете, что книгу можно взять домой или читать ее в читальном зале. Запомните, что в читальном зале кроме вас еще работают другие люди. Поэтому, если вы работаете в читальном зале, не разговаривайте, не скрипите стулом, не шелестите бумажками, не принимайте пищу.

Конечно, книгу можно взять домой, тогда, уходя из библиотеки, не забудьте попрощаться. Как это можно сделать?

Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями и помните, возвращать книги в библиотеку нужно своевременно, не позднее указанного срока.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цели: сформировать правила поведения в библиотеке.

Ход занятия

Разгадывание ребуса.

- Расставьте книги на полке так, чтобы можно было прочитать пословицу.

hello_html_m19373ae.jpg

Ответ. Книга подобна воде. Дорогу пробьет везде.

- Объясните смысл пословицы.

- Где живут книги? Когда мы посещали библиотеку?

Сегодня мы поговорим о том, как нужно вести себя в библиотеке.

Какие цели поставите на сегодняшнем занятии? (узнать правила поведения в библиотеке)

Библиотека - слово древнегреческое: biblion - книга + tlieke - хранилище. Сегодня мы скажем, что это слово обозначает учреждение, где хранятся книги для общественного пользования.

Книга нужна всем, и обращаться с ней нужно бережно. Редкие книги запрещено выносить, ими пользуются в читальном зале.

Обратите внимание на выставку книг. Эти книги отличаются своим оформлением. Почему?

Книги - это друзья и советчики. Писатели делятся с нами своими знаниями, жизненным опытом. Из книг мы узнаем о жизни людей и животного мира других стран и государств, об историческом прошлом. В книгах хранится вся информация человечества. У каждого человека дома есть хоть небольшая библиотечка, где хранятся любимые книги, специальные книги, необходимые для работы. Но если нам не достаточно информации, мы идем в библиотеку.

К нам, беспризорные

В залы просторные

Здесь из бумаги

Сошьют вам рубахи.

И паспорт дадут.

К нам, беспризорные

В залы просторные

Какие правила поведения в библиотеке вы знаете?

Вы должны знать, что в библиотеке существуют свои правила поведения:

- По любому вопросу вы можете обратиться к библиотекарю.

- В помещении необходимо соблюдать тишину, шум отвлекает внимание людей, которые уже работают с литературой.

- Войдя в библиотеку, не забывайте вежливые слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания.

- Работать с книгами нужно чистыми руками, и никакой еды в зал не приносить.

- Выгибать книги нельзя, пользуйтесь закладкой. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней нужно бережно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- познакомить обучающихся с основными видами каталогов и картотек.

- выработать способность обучающихся самостоятельно работать с каталогами, научить систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах.

- научить обучающихся пользоваться поисковыми системами для самостоятельного поиска требуемой информации в самых разных видах: книгах, журналах, интернете, энциклопедиях, справочниках;

Материалы и оборудование

- карточные каталоги, картотеки;

- схема библиографического описания (плакат);

- алгоритм поиска в систематическом каталоге (плакат);

- печатный каталог серии “Роман газета” (каталог в виде журнала);

- задания для работы с каталогом.

Технология урока.

обучение в сотрудничестве

Вступление. Объявление темы.

Здравствуйте. Объем инфор­мации, которую сможет удержать в голове человек, чрезвычайно мал, поэтому без библиотек человек испытывал бы ог­ромные трудности. В нашем меняющемся мире знания быстро устаревают, и их необходимо пополнять.

Какую бы мы ни взяли книгу - от многотомной энциклопедии до карманного справочника, какую бы мы ни взя­ли библиотеку - от многоэтажно­го университетского хранилища до маленькой читальни, - все они служат одной и той же цели: по­мочь нам быстро и с наименьши­ми затратами сил найти требую­щуюся информацию.

Не всегда эта цель достигается легко и просто. Подобно маркам автомобилей, книги могут иметь различное оформление и предназ­начение. Например, карманная книга может дать незамедлитель­ный ответ на простой вопрос. Книга покрупней, содержит более глубокие и пространные ответы на любые, даже самые сложные во­просы. Поэтому очень важно знать, как быстро найти нужную книгу в библиотеке.

Мы познакомимся со спра­вочно-библиографическим аппа­ратом библиотеки. Так как же найти требующиеся вам книги? В большой библиотеке по вашей теме может быть не­сколько полок книг, но найти нужную - все равно, что иголку в сто­ге сена.

Основными средствами поиска необходимой информации в биб­лиотеке являются каталоги и кар­тотеки. Они призваны раскрывать читателю книжные богатства биб­лиотеки, сделать их доступными для любого читателя.

Каталог представляет собой перечень книг и других источников информации, имеющихся в библиотеке. Он со­стоит из каталожных карточек, на которые записывают каждую по­ступившую в библиотеку книгу.

(Преподаватель показывает наглядно саму каталожную карточку, дает обучающимся несколько карточек для внимательного изучения. Также на плакате приведен пример библио­графического описания.)

Но кроме этих сведений вам необходимо знать местонахождение книги на полке, то есть ее адрес. Таким адресом яв­ляется шифр книги.

Шифр на каталожной карточ­ке помещается в верхнем левом углу и записывается в виде дро­би, где в числителе ставится ин­декс, а знаменателе - авторский знак.

Верхняя часть шифра (индекс) указывает отдел, в котором нахо­дится книга, а нижняя часть (авто­рский знак) - место внутри отде­ла. Таким образом, каждая книга получает определенное место.

Правильно. С помощью каталога можно узнать:

• есть ли в библиотеке нужная вам книга, если вы знаете ее авто­ра и название;

• уточнить заглавие книги, ес­ли автор известен;

• какие произведения данного автора имеются в библиотеке;

• год издания, объем книги, из­дательство;

• из аннотации краткое содер­жание книги.

Каталоги и картотеки в библиотеке бывают двух видов: алфавитные и систе­матические.

В алфавитном каталоге, как вы уже поняли, все книги располагают­ся в алфавитном порядке по фами­лиям авторов или заглавиям, незави­симо от содержания книги. Карточ­ки на книги авторов-однофамильцев расставляются в алфавитном поряд­ке по их инициалам, например:

Карточки авторов с двойными фамилиями ставятся после карто­чек авторов с одной фамилией.

Описание книг одного автора начинается с собраний его сочинений, потом следуют карточки, описывающие его отдельные произведения. Расстановка карточек изданий одной и той же книги производится в обратнохронологическом порядке, то есть самые новые издания нахо­дятся впереди.

В системати­ческом каталоге карточки разме­щены в соответствии с содержани­ем произведений, то есть по опре­деленным отраслям знаний: по философии, искусству, истории, медицине и так далее.

Внутри каждого из разделов карточки расположены в обратно -хронологическом порядке. Главная особенность СК заключается в логическом порядке всех его частей и отделов. В основе лежит заранее разработанная классификационная схема, которая обозначается цифрами и буквами:

2 – естественные науки (математика, физика, химия, география, биология)

3 – Техника. Технические науки

4 – Сельское и лесное хозяйство.

5 – Здравоохранение. Медицинские науки.

6 / 8 Общественные и гуманитарные науки.

(Обществоведение, история, экономика, политика, право, военное дело)

70 / 79- Культура. Наука. Просвещение. Образование. Физкультура.

80/84 -Филологические науки. Художественная литература.

85 - Искусство. Искусствознание.

86 – Религия. Мистика. Свободомыслие.

9 – Литература универсального содержания.

Вот такое расположение в каталогах и на полках-стеллажах.

Пользование систематическим каталогом облег­чает алфавитно-предметный указа­тель, с которого и нужно начинать поиск. Указатель представляет со­бой картотеку названий и понятий (предметных рубрик), расположен­ных в алфавитном порядке, и ин­дексов - где, в каком разделе сле­дует искать нужную книгу.

Основное правило при исполь­зовании алфавитно-предметного указателя - точно определить предмет поиска.

При подготовке реферата, со­чинения на определенную тему лучше всего обратиться к система­тическому каталогу.

Как разыскать краеведческую информацию? Можно обратиться к краеведчес­кому каталогу. Краеведческий сис­тематический каталог — это биб­лиографическая информация о ва­шем крае, книги, статьи, рассказы и очерки из центральных и мест­ных газет, журналов и сборников.

- какой вид продукции самый быстрый и оперативный?

- где можно почерпнуть сведения о последних достижениях науки, технике, прочитать о ходе каких-либо соревнованиях, о недавних событиях в политической, культурной жизни? (ОТВЕТЫ – газеты, журналы)

Периодичес­кие издания - самый оперативный вид печати. Здесь можно получить сведения о caмых последних дости­жениях науки, техники, о послед­них событиях политической и культурной жизни.

Систематичес­кая картотека статей содержит опи­сание статей из журналов за по­следние пять лет, сгруппированная по тематике. На каталожных кар­точках указаны автор и заглавие статьи, сведения о журнале (назва­ние; число, месяц, год издания; страницы, на которых расположе­на данная статья). На плакате ука­зан пример библиографической за­писи периодического издания. Также есть печатный каталог серии “Роман газета”

Итак, повторим основные термины и понятия.

Библиотечный каталог - представляет собой перечень книг и других источников информации, имеющихся в библиотеке;

Каталожная карточка - несет ин­формацию о книге и ее содержа­нии.

Шифр книги - местонахождение книги на полке, то есть ее адрес

Титульный лист - элемент книги, страница, на которой напечатано название, имя автора, год и место издания;

Алфавитный каталог - все карточки располагают­ся в алфавитном порядке по фами­лиям авторов или заглавиям, незави­симо от содержания книги;

Системати­ческий каталог - карточки разме­щены в соответствии с содержани­ем произведений, то есть по опре­деленным отраслям знаний: по философии, искусству, истории, медицине и так далее.

Сейчас вы по­делитесь на четыре команды, и каждой команде я дам задание по работе с каталогом.

(Обучающиеся делятся на команды.) Задание записано на листках. Обучающиеся читают.

Для команды 1

Для команды 2

Найдите книгу по фантастике.

Для команды 3

Найдите книгу по охране леса.

Для команды 4

Какие книги по мифологии имеются в библиотеке, есть ли в них иллюстрации?

Где можно найти информацию о биографии А.С. Пушкина?

(Команды выполняют задание.) Преподаватель проверяет правильность выполнения.

Я довольна вашими результатами работы. Всем командам спасибо. До свидания.

Читайте также: