Правдоподобное и условное изображение конспект

Обновлено: 05.07.2024

Айвазовский
Девятый вал
1850
Художник не должен стремиться к абсолютно точному
воспроизведению действительности. Даже очень точная
копия безжизненна и неинтересна. В отличие от ее
художественный образ – всегда тайна, разгадка которой
всегда представляет интересное удовольствие.

Условность в искусстве – это
изменение привычных форм
предметов и явлений по воле
художника – это
сознательное нарушение
правдоподобия – это то, что
не встречается в природе.
Например, можно заострить
внимание на каких-то
сатирических или
комических объектах,
преувеличить или
приуменьшить отдельные
черты, свойства предметов
или явлений.

Ярким примером
условности в
сценическом искусстве
может служить
индийский театр или
Пекинская опера,
японский театр Но и
Кабуки

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

И я побежала… И душу мою
Наполнило чувство святое.
Я только теперь, в руднике роковом,
Услышав ужасные звуки,
Увидев оковы на муже моем,
Вполне поняла его муки,
И силу его… и готовность страдать!
Невольно пред ним я склонила
Колени, — и прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила.

Действительно, если даже смотреть на убеждения декабристов, как на безумие и политический бред, все же справедливость требует признать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважения соотечественников. Кто кладет голову свою на плаху за свой убеждения, тот истинно любит отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял дело свое.

Два с лишним года прожили мы с Николаем Алексеевичем в Переделкине в ближайшем соседстве, и за это время я хорошо узнал его. Это действительно был твердый и ясный человек, но в то же время человек, изнемогавший под тяжестью невзгод и забот.

Мемуарист не говорит о том, почему так тяжело жилось поэту: тогда нельзя было сообщить печати о подлинных причинах трагедии. Ведь Н.А.Заболоцкий был репрессирован в 1938 г. и провел девять лет в лагере и ссылке. А возвратившись в Москву, оказался без жилья, без прав. Потому-то он живет на даче у чужих людей и зарабатывает случайными переводами (свои произведения он не мог напечатать), живет трудно и в бедности. И вот в таких условиях рождается стихотворение.

Войти через uID

1. Обратите внимание на стилистическую окраску слов, на звучание стиха, на инверсию. Какое чувство возникает при чтении стихотворения?
2. Найдите метафоры и сравнения в описании сосен. Какую мысль раскрыл поэт с их помощью?
3. Вдумайтесь в предложение: Здравствуй, племя, младое, незнакомое! Почему оно звучит как обращение к грядущим поколениям?
4. Покажите, как в художественном тексте в словах возникает новый, переносный смысл.

Исполнен душевной тревоги,
В треухе, с солдатским мешком,
По шпалам железной дороги
Шагает он ночью пешком.

Но уже первая строка неуловимо напоминает пушкинское: Духовной жаждою томим. Вдруг в серенький пейзаж из-за края амбара врывается лунный свет, словно с трудом пробиваясь сквозь привычную прозу жизни. И картина меняется, появляются слова, связанные с миром природы, – в весеннюю глушь, сосны, а слова к погосту, сравнение словно скопища душ говорят о чем-то нематериальном, и прохожий оказывается не на привычной дороге от станции к поселку, а в темном чертоге вселенной. При этом расширяется значение слова прохожий: это не случайный встречный, а человек, проходящий свой жизненный путь, это живая людская душа, чувствующая свое единство с миром. И тогда преображаются реальные предметы: и луна, и сосны, и могила летчика, и сонная листва, и шуршание почек – все величие и гармония мира оказываются родственными этой живой душе, ее пронзает

Тот дивный покой, пред которым,
Волнуясь и вечно спеша,
Смолкает с опущенным взором
Живая людская душа.

И она поднимается над повседневностью. Горе и тревоги не исчезли, но они стали маленькими, жалкими и смешными, недаром о них сказано с юмором:

А тело бредет по дороге,
Шагая сквозь тысячи бед,
И горе его, и тревоги
Бегут, как собаки, вослед.

Итак, какова тема стихотворения? Оно о смысле жизни, о выпрямлении, преображении прохожего при общении с природой, о том, как задавленный заботами человек обретает гармонию с миром. На своем жизненном пути прохожий переживает тысячи бед, но этими бедами жизнь не исчерпывается, в ней есть нечто более значительное и высокое – эту идею и открывает нам поэт. Так реальные впечатления превратились в художественные образы, слова, не утрачивая своего прямого значения, приобрели более глубокий смысл.

Невольно пред ним я склонила
Колени, – и, прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила.

Недаром Некрасов пишет поэму, этот лиро-эпический жанр дает возможность открыто выразить отношение автора к изображаемому. Важную роль при этом играет стихотворная форма: углубляется смысл каждого слова, усиливается эмоциональная насыщенность эпизода. (Об этом говорилось неоднократно на уроках словесности.) Хорошо, если докладчикам удастся показать, как словесными средствами поэт передает свою оценку события, если они заметят роль стилистической и эмоциональной окраски слов, повторов и инверсий, интонации, сопоставления и противопоставления слов.

Во-первых, это – умение зрительно представить себе изображенную картину жизни как реальную, вообразить героя, понять его мысли и чувства, мотивы его поступков, сопереживать герою, волноваться при неожиданных поворотах сюжета в эпическом и драматическом произведении, проникнуться настроением, переданным в лирике, испытывать особое наслаждение от совершенства формы художественного текста.

Во-вторых, это умение анализировать текст в процессе чтения. Понимать значение стилистической окраски слов, принадлежности текста к определенному роду и жанру словесности. Оценивать художественный текст с точки зрения соответствия языковой формы задаче, которую решает автор, понимать тему и идею, выраженную средствами языка, замечать функцию различных сторон поэтического языка. Понимать, что же сказал автор читателю средствами художественного слова, открывать смысл прочитанного.

Жизненный факт и поэтическое слово Прямое и поэтическое значение словесного выра­жения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпи­ческом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и услов­ное изображение. /// Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произ­ведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реаль­ных событиях и лицах с их изображением в художе­ственном произведении с целью понимания специ­фики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать худо­жественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере. Создание произведения, основанного на жизненных впечатлениях.

Похожие презентации

Читайте также: