Повторительно обобщающий урок по теме россия в xvi в конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Раздел: Преподавание истории.Урок истории в 6 классе.

Тема: Россия в период правления Ивана Грозного.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели: Образовательная – способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлениям над одной из самых трагических страниц отечественной истории. Закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий. Развить навыки работы с тестами и историческими терминами. Развивающая – развивать у учащихся умение обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения. Воспитательная – понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, исторические подходы к оценки личности.

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Деятельность Ивана IV до сих пор вызывает споры среди историков. Ей даются противоречивые оценки. С одной стороны Иван Грозный стремился укрепить свою власть, уничтожить последствия феодальной раздробленности, хотел создать сильное, независимое государство. Для этого и принял титул царя, ввёл опричнину. С другой стороны, возникает вопрос, оправданы ли были многочисленные жертвы, публичные казни, ссылки, расправы. Кто же он, Иван Васильевич? Жестокий тиран или дальновидный политик? Чего в его деятельности больше – положительного или отрицательного? На этот вопрос нам и предстоит сегодня дать ответ. Время правления Ивана Васильевича Рюриковича, прозванного в народе Грозным, было одним из самых тяжёлых за всю историю Российского государства. Тяжёлый характер Ивана сформировался в следствие, его сиротского и безрадостного детства. Многие поступки совершённые им были вызваны его подозрительностью и жестокостью. Все действия Ивана IV были направлены на создание сильного, централизованного, независимого государства. Однако нельзя ни сказать, что время правления Ивана было связано с большими трудностями для всех жителей России. Никто не мог быть уверен в своей безопасности – ни крестьянин, ни знатный князь. Много людей потеряла наша страна в это время. Но были и успехи - расширение территории, уничтожение осколков Золотой Орды, которая 240 лет собирала дань на Руси.

1. Внутренняя политика Ивана IV.

Учащимся предлагается вставить пропущенные слова.

  1. Установление ______________ власти царя.
  2. Борьба с ______________ аристократией (самостоятельностью боярства).
  3. Ликвидация остатков ______________ раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы).
  • Создание ______________ рады
  • Созыв первого ______________ собора
  • Ограничение ______________
  • Создание ______________ войска (стрелецкого)
  • Реформа налогообложения
  • Создание ______________
  • Отмена ______________
  • Принят ______________
  1. Установление неограниченной власти царя.
  2. Борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью боярства).
  3. Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы).
  • Создание Избранной рады
  • Созыв первого Земского собора
  • Ограничение местничества
  • Создание постоянного войска (стрелецкого)
  • Реформа налогообложения
  • Создание приказов
  • Отмена кормлений
  • Принят Судебник

2. Внешняя политика Ивана IV.

Задачи внешней политики

на востоке

на западе

  1. Борьба с Казанским, Астраханским, Крымским ханством.
  2. Достижение выхода к Балтийскому морю.
  3. Объединение земель, входивших в Древнерусское государство.

_____ г. Присоединение Казанского ханства
_____ г. Присоединение Астраханского ханства
_____ г. Неудачный похож на Крымское ханство
_____ г Начало похода Ермака в Сибирь
1558 -1583 гг. _______________ война
1582 г. перемирие с ____________________
1583 г. перемирие с ____________________

Задачи внешней политики

на востоке

на западе

1. Борьба с Казанским, Астраханским, Крымским ханством.

2. Достижение выхода к Балтийскому морю.
3. Объединение земель, входивших в Древнерусское государство.

3. Соотнесите между собой события и даты.

  1. Начало правления Ивана Грозного
  2. Иван IV стал царём
  3. Первый Земский собор
  4. Принят новый Судебник
  5. Взятие Казани
  6. Присоединение Астраханского ханства
  7. Начало Опричнины
  8. Начало Ливонской войны
  9. Вышла первая печатная книга
  10. Завершение строительства Покровского собора

1550 г.; 1558 г.; 1561 г. 1533 г.; 1556 г.; 1549 г.; 1547 г.; 1552 г.;1565 г.; 1564 г.

2. Иван IV стал царём

3. Первый Земский собор

4. Принят новый Судебник

5. Взятие Казани

6. Присоединение Астраханского ханства

7. Начало Опричнины

8. Начало Ливонской войны

9. Вышла первая печатная книга

10. Завершение строительства Покровского собора

4. Рассказ с ошибками.

5. Тесты:

а) 1546 г.
б) 1547 г.
в) 1548 г.

а) Отпускать крестьян только один раз в году
б) Отпускать крестьян раз в месяц
в) Не отпускать крестьян из своих владений

а) Отчёты Ермака Тимофеевича об освоении Сибири
б) Указы Земского собора
в) Письма митрополита Филиппа

6. Соотнесите имена исторических деятелей и события.

2. Воевода А.М.Курбский

Строительство Покровского собора

5. Полководец М.И.Воротынский

Борьба с Крымским ханством

6. Барма и Постник

7. Священник Сильвестр

2. Воевода А.М.Курбский

5. Полководец М.И.Воротынский

Борьба с Крымским ханством

6. Барма и Постник

Строительство Покровского собора

7. Священник Сильвестр

7. Расставьте события в хронологическом порядке:

  1. Окончание Ливонской войны
  2. Взятие Казани.
  3. Введение Юрьева дня.
  4. Начало опричнины.
  5. Строительство церкви Вознесения в селе Коломенском
  6. Венчание на царство.
  7. Провозглашение Ивана IV Великим князем Московским
  8. Рождение Ивана Грозного.

2. Строительство церкви Вознесения в селе Коломенском

3. Провозглашение Ивана IV Великим князем Московским

4. Венчание на царство

5. Взятие Казани

6. Начало опричнины

7. Введение Юрьева дня

8. Окончание Ливонской войны

8. Объясните значение слов:

9. Итоги царствования Ивана Грозного

Ученики в тетрадях записывают положительные и отрицательные итоги правления Ивана Грозного.
Каждая оценочная запись засчитывается как один балл.

10. Итоги урока:

-образовательная :закрепить знания обучающихся важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий; проследить основные исторические процессы 16-17 веков ,проверить знания обучающихся и степень усвоения изученного материала
-развивающая: развивать умения и навыки: делать выводы, находить причинно-следственные связи, способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления
-воспитательная: способствовать чувству гордости за историческое прошлое своего народа.

ВложениеРазмер
povtoritelno-obobshch_16-17_veka.docx 130.92 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно - обобщающий урок по теме:

"Россия в 16-17 веках" (2 урока)

-образовательная : закрепить знания обучающихся важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий; проследить основные исторические процессы 16-17 веков ,проверить знания обучающихся и степень усвоения изученного материала
-развивающая: развивать умения и навыки: делать выводы, находить причинно-следственные связи, способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления
-воспитательная: способствовать чувству гордости за историческое прошлое своего народа.

Тип урока : повторительно - обобщающий

Продолжительность : два академических часа с перерывом на перемену.

Предварительная подготовка к уроку:

Персоналии в истории 16-17 веков , "Крылатые выражения 16-17 веков".

План работы на уроке

А. - Повторение и обобщение

1. "Вектор времени"- важнейшие даты и события 16-17 веков.

2. Персоналии в истории 16-17 веков .

3. Исторические термины и личности в кроссворде .

4. Устный журнал "Крылатые выражения 16-17 веков"

5.Новшества в одеянии

Выполнение тестового задания.

Г.- Выводы. Осмысление.

Д. - Подведение итогов работы.

Итак, мы закончили с вами изучение событий, происходящих в России в 16-17 веках. Главной нашей задачей сегодня станет повторение и закрепление знаний по данному периоду истории нашего государства. Вам предстоит показать, насколько хорошо вы знаете события этого периода и их хронологию, владеете терминологией данного периода, знаете исторических деятелей, умеете анализировать, сравнивать, обобщать.

А. - Повторение и обобщение

1. "Вектор времени"- важнейшие даты и события 16-17 веков(оформляем в тетради, вспоминая основные события, изученные на предыдущих уроках )

1505 -1533 – правление Василия III

1547 – венчание Ивана IV на царство

1547–1584 – царствование Ивана Грозного (с 1533 по 1547 он был Великим князем, а не царем)

1549 – Земский собор

1550 – новый Судебник, начало формирования стрелецкого войска

1551 – Стоглавый собор

1552 – взятие Казани

1555 – отмена кормлений

1556 – присоединение Астрахани

1558 -1583 – Ливонская война ( 1582г . –Ям – Запольский мир с Польшей – на 10 лет;

1583 – перемирие со Швецией на 10 лет – на реке Плюссе)

1565 – 1572 – опричнина

1571 – нашествие Давлет-Гирея и сожжение Москвы

1581-1585 – поход Ермака в Сибирь

1589 – избрание первого русского патриарха Иова

1584-1598 – правление Фёдора Ивановича

1601–1603 гг. – голод в России

1598–1613 гг.– смутное время в России

1606–1607 гг. – восстание Ивана Болотникова

1612 г. – освобождение Москвы вторым ополчением К. Минина и Д. Пожарского

1613 г. – избрание Земским собором царем Михаила Романова (1613-1645)

1645–1676 гг. – царствование Алексея Михайловича

^ 1648 г. – начало восстания Богдана Хмельницкого на Украине

1648–1650 гг. – городские восстания в России

1653–1654 гг. – начало церковного раскола

^ 1654 г. – Переяславская Рада. Решение о присоединении Украины к России

1661- 1682 гг. – царствование Фёдора Алексеевича

1654–1667 гг. – война с Польшей

1670–1671 гг. – восстание Степана Разина (иногда 1667–1671гг.)

Иван Грозный - 1й царь Российского государства.

Иов - первый патриарх.

Иван Фёдоров -первопечатник.

Андрей Чохов - выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик.

Иван Исаевич Болотников — военный и политический деятель Смутного времени в России, предводитель восстания 1606—1607 годов.

Михаил Романов (1613—1645) — первый русский царь из династии Романовых , избран на царствование Земским собором.

Алексей Михайлович Романов (Тишайший ) -(1645 - 1676) — второй русский царь из династии Романовых

Патриарх Никон - седьмой московский патриарх, имевший официальный титул патриарх Московский и всея Руси

Симеон Полоцкий - деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, переводчик, наставник детей русского царя Алексея Михайловича .

Протопо́п Аввакýм — противник церковной реформы Патриарха Никона XVII века , духовный писатель.

Симон Фёдорович Ушаков — русский московский иконописец и гра фик.

Стро́гановы — род русских купцов и промышленников , Строганов Аника Федорович - умный и предприимчивый человек, учредил (1515) на р. Вычегде соляные варницы, приобрёл огромное состояние.

Задание для обучающихся :1. Составить 3 синквейна по любой личности.

2. Определить, кто изображён на портрете . Приложение 1 .

3. Исторические события и личности в кроссворде.

Выполняем кроссворд, используя термины и личности по теме:

По вертикали
1. Кто правил в 1676-1682 ?
2. Назовите отчество посадского старосты в Нижнем Новгороде 1611 года
3. Озеро - место Ледового побоища
5. Патриарх Московский и всея Руси
7. Политика, направленная на укрепление самодержавия
8. Противник Руси в Невской битве
9. Место, где подписан мир со Швецией
13. Вмешательство Польши во внутренние дела России
14. 25летняя война во время царствования Ивана 4
15. Глава регентского совета при Федоре Иоанновиче
16. Боярское правительство
17. Фамилия атамана жившего с 1630 годя по 1671 год
18. Предводитель крестьянского восстания
19. Фамилия предводителя ополчения, освободившего Москву от польской интервенции
20. Прозвище московского князя, возглавлявшего русские войска в Куликовской битве
21. Короткая мужская куртка без воротника из сукна
22. Регентша Ивана и Петра Романовых ( Приложение 2)

4. Рождено эпохой.( Крылатые выражения 16-17 веков.)

"Делу время и потехе час"

"У чёрта на куличках"

"На курьих ножках"

"Не мытьём, так катаньем"

5. Новшества в одеянии.

Несмотря на то, что в 17 веке одежда россиян в основном оставалась традиционной, всё же и сюда проникали новшества.

-Новая ткань - бумазея

-Новая одежда - душегрея

-Дополнения к одежде священнослужителей

Выполнение тестового задания(на оценку)

1.Какое событие произошло позже других?

1) начало царствования Алексея Михайловича,
2) Соляной бунт,
3) принятие Соборного уложения,
4) начало церковной реформы патриарха Никона.
3. В каком году началось царствование династии Романовых?

1) 1584, 2) 1598,
3) 1605, 4) 1613.

4.В чем причина денежной реформы Елены Глинской?

1) дефицит денег в казне,
2) недостаток серебра для чеканки монет,
3) потребность в создании единой монетной системы на всей территории страны,
4) увеличение торгового оборота с Европой.
5.Кто такой Малюта Скуратов?

1) книгопечатник, 2) опричник,
3) основатель купеческой династии, 4) путешественник.
6.В каком году заключен Столбовский мир?

1) 1617, 2) 1634, 3) 1648, 4) 1667.

7.Какова причина разрыва между Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном?

1) изъятие церковных ценностей для нужд государства,
2) неудачи в ходе русско-польской войны,
3) притязания Никона на верховенство церковной власти,
4) симпатии царя к старообрядцам.
8.Как называется порядок назначения на должности в соответствии с заслугами рода?

1) головничество, 2) кормление,
3) местничество, 4) пожилое.
9.Что из перечисленного произошло в царствование Федора Ивановича?

1) Азовом, 2) Архангельском,
3) Выборгом, 4) Мурманском.
12.Что из названного было одной из главных причин городских восстаний XVII века?

1) введение подушной подати,
2) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов,
3) преследование старообрядцев,
4) введение в городах цехов и гильдий.

1) Польшей, 2) Турцией,
3) Швецией, 4) Англией.
14.Что было одной из причин народных волнений в XVII веке?

1) окончательное закрепощение крестьян,
2) введение Юрьева дня,
3) введение рекрутской повинности,
4) введение подушной подати.
15.Как называлась система мер, предпринятых Иваном Грозным в 1565-1572 годах для укрепления своей самодержавной власти?

1) Лжедмитрия II, 2) Василия Шуйского,
3) Ивана Болотникова, 4) Ивана Заруцкого.
17.Какие из названных имен связаны с событиями церковного раскола?

а) Филарет, б) Аввакум,
в) Никон, г) Иосиф Волоцкий,
д) царь Алексей Михайлович, е) царь Федор Иванович.
1) АБВ, 2) АВГ, 3) БВД, 4) БВЕ.
18. Система содержания должностных лиц за счет местного населения в России называлась

1) местничеством, 2) полюдьем,
3) барщиной, 4) кормлением.
19.Какие из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича?

1) борьбой иосифлян и нестяжателей,
2) событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона,
3) реформами Избранной рады,
4) ликвидацией патриаршества в начале XVIII века.
21.Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты?

1) 1589, 2) 1612, 3) 1662, 4) 1701.
22.Одним из последствий принятия Соборного уложения стало:

1) введение опричнины,
2) запрещение передавать поместья по наследству,
3) установление Юрьева дня,
4) объявление крепостного состояния крестьян наследственным.
24.В каком году в Москве вспыхнул Соляной бунт?

1) 1480, 2) 1648, 3) 1662, 4) 1700.
25.Что из названного относится к итогам деятельности Избранной Рады?

1) отмена кормлений, 2) отмена местничества,
3) отмена рекрутчины, 4) отмена Юрьева дня.
26.Какое из названных событий произошло в XVII веке?

1) появление поместий,
2) формирование единого российского рынка,
3) кризис крепостнической системы хозяйства,
27.В каком ряду названы даты закрепощения крестьян?

1) 1558, 1584, 2) 1581, 1597,
3) 1480, 1485, 4) 1310, 1325.

Г.- Выводы. Осмысление.

Беседа и оформление в виде кластера.

Таким образом, Россия в XVII в. была готова к масштабным преобразованиям, которые затем проведет Петр I.

Д- Подведение итогов . Выставление оценок за работу на уроке.

Всех благодарю за работу на уроке!

Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца 17 века.

Серов Б.Н.Поурочные разработки по истории России с конца 16 до конца 18 века.

Балязин В. Занимательная история.

Колиснеченко Н.Ю. Дидактический материал. История России конец 16-18 века.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК: РОССИЯ В XVI в.

Урок в 7 классе по истории России.

Учебник под редакцией А.В. Торкунова. Москва. Просвещение. 2016.

В ходе игры повторяются и закрепляются знания всех изучаемых объектов: правителей, системы управления, хронологии, социальной структуры общества, хозяйственной жизни, произошедших основных событий, внешней политики. Формы работы различные: работа с наглядным материалом в презентации и на карточках, с хронологией, с картами, вопросами репродуктивного уровня и продуктивными, картинами, как источником и пр.

1. Правители России

2. Россия – единое централизованное государство

3. Социальная структура российского общества

4. Хозяйство России в XVI

5. Внешняя политика России

6. События и даты

м етоды и приемы
обучения

Деловая игра. ИКТ

.Презентация, карточки, таблички, карты, картины (электронные, в презентации)

Предметные: повторяют и закрепляют необходимые предметные знания по теме.

Метапредметные: Закрепляют умения работать с информацией: обрабатывать и систематизировать ее, выделять необходимые компоненты.

Взаимодействовать в группе, управлять своим поведением.

Выстраивать учебно-познавательную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Личностные : уметь делать выбор и отвечать за него, понимать личностную ответственность за свою работу в группе, адекватно реагировать на ситуации, возникающие в ходе урока, оценивать предметное содержание урока , исходя из нравственных и личностных ценностей.

Организационный этап. Объявляются цели урока и методы учебной деятельности. Класс делится на группы. За задания ставятся баллы. Если в задании несколько вопросов, то баллы суммируются.

Командам надо соотнести карточки с правлением и личностями Великих князей и царей. 1б за каждую карточку

Он был одаренным ребенком, много читал, обладал обширными знаниями, хотя не получил систематического образования. Оказался талантливым и плодовитым писателем, о чем говорит его переписка с Андреем Курбским. А также источники говорят, что он был хорошим оратором.

Не обладал крепким здоровьем, мало интересовался государственными делами и большую часть времени проводил в молитвах.

При нем был учрежден Российский герб – двуглавый орел

Особенно запомнился опричниной

В годы его царствования было введено патриаршество

Он был инициатором указа об урочных летах , и при нем постоянно стал действовать указ о заповедных летах.

При нем закончилось монголо-татарское иго: после стояния на реке Угре в 1480 году

Великий князь владимирский и московский

(с 1505 г.). Государь всея Руси, при котором завершилось формирование диного Российского государства

Урок-игра. Обобщающее повторение по теме: "Россия в XVI веке" для учащихся 7 класса. Данная разработка полезна учителям основной школы и учащимся для закрепления изученного материала по истории России XVI века

Оценить 287 1

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Увлекательный урок и профессиональна я разработка. Понравилось, что в ходе урока присутствует работа в группах, причем каждой группе выдается карточка с алгоритмом работы и таблицей классификаций. Буду использовать в своей работе.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: