Повторение по теме частица 7 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о частицах.

Форма работы: коллективная, индивидуальная.

Задачи урока:

  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
  • создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
  • Корректировать индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью;
  • Анализировать и характеризовать особенности употребления и написания частиц в русском языке
  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • формировать умение работать с разными видами частиц;
  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять её с учётом решаемых задач;
  • извлекать нужную информацию;

Ход урока

1. Отработка заданий первого уровня

Коллективная работа

Заполнение карты-схемы (схема дана без надписей).

Полусамостоятельно

Работа в парах.

Изобразите элемент карты урока. (Что такое частица? Для чего они служат?) Каждый составляет, затем меняются и проводят проверку, сверяя с картой-схемой урока.

Самостоятельно

Изобразите элемент карты урока (какие значения могут выражать частицы). Проверьте себя по карте-схеме урока.

2. Отработка заданий второго уровня

Коллективная работа

Работа по алгоритму.

Определите часть речи и вставьте орфограммы.

Такой(же) точно; ушел(таки) домой; (ни)чуть не удивился; (ни)разу (не)был на море; что (не)говори, а он хорош; (ни)с того (ни) с сего обиделся; (ни) один участник похода не явился; (не)дам (ни)глотка;

Полусамостоятельно

Работа в парах.

Еще(бы); в хлеве (ни) скотинки; (ни) разу (не) покаялся; (не)раз спрашивали; стоял(ни)жив (ни)мертв; как (ни)старался, ничего (не)получалось; (не)слышно (ни)песенки;

Самостоятельно

Вставьте орфограммы

Не)выздоровел; (не)навидел; (не)навидя; (не)слышал; совсем (не)большой;(не)большой; (не)большой, а маленький; (не)правда, а ложь; (не)друг; (не)тепло, а холодно; отнюдь (не)тепло; (не)хорошо; (не)почищен; (не)почищенный; (не)почищенный мною; (не)кем;(не)о ком;(ни)кем; (ни)о ком; то(же); за(то); что(бы); я не мог н…знать; кто н… знает имен олимпийских чемпионов; из-за плохой погоды нельзя было н… загорать, н… плавать; н… мать, н… отец; уходить н… хотели; н… жив н… мертв; брат(то) подвел меня; напиши(ка) письмо; не отдали(б) врагу; нарисовал(таки); умел(ли) я; что(же) мне поможет;

3. Отработка заданий второго уровня

Система упражнений

Коллективная работа

1. Исправьте ошибки в словосочетаниях.

Пришлось бы; ни лучше ли; куда не кинь, всюду разруха; на небе ни облачка; подняться несвет незаря; не раз мы были на охоте; нет покоя не днем не ночью; не вырастил ни зернышка;

2. Исправьте ошибки в тексте.

- Тебели со слоном возиться?
- Что же, разве это для вас дорого?
- Ветер резвый уснул на пути – не проехать, не пройти.
Я бросил весла и еще раз огляделся. Нет, нигде не огонька, не намека на берег.

Полусамостоятельно

Работа в парах.

1. Исправьте ошибки в словосочетаниях.

Лишь только прошел; низнал не правил, ни формул; не пролито ни слезинки; неслуху недуху; не был ни плох, ни хорош; в поле не былинки; чтобы мне не сказали, все равно не поверю;

2. Исправьте ошибки в тексте.

- Я бы сейчас ушел, если бы не обязательства;
- Я книг-то ни читаю.
- А экскурсия все-таки хороша.
- Не луны, не звезд на небе не видно.
- Осина осенью дает такой нарядный убор, как ни одно дерево.
- Как сильно ни была она удивлена, но ей ничто неизменило.

Самостоятельно.

1. Исправьте ошибки в словосочетаниях.

Неслышно ни звука; ещебы; в комнате ни души; гроза, непрерывавшаяся ни на минуту; ни раз заходили; как не кричал, никто не услышал; стоял ни жив ни мертв; принеси ка спички;

2. Исправь ошибки в тексте.

- Клим рассматривал свои мысли какбы издали.
- Яков, подними-ка занавес.
- Ночью город облачается в защитную темень. Не искры, не проблеска, не полоски света за окнами.
- Степь вокруг, куда ни посмотри.
- Герасим ничего ни слыхал: ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжелого всплеска воды.

4. Итоговая контрольная работа

Задание 1 уровня

1. Назовите разряды частиц и приведете по два примера для каждого разряда.

2. Вставьте орфограммы.

(Не)видел; (не)навидел; (не)видя; (не)навидя; вовсе (не)красивый;(не)красивый; (не)добрый, а злой; (не)друг, а враг; (не)друг; (не)хорошо, а плохо; отнюдь (не)хорошо; (не)хорошо; (не)обжарен; (не)обжаренный; (не)обжаренный мною; (не)чем; (не)о чем; (ни)чем; (ни)о чем; то(же); за(то); что(бы); я не мог н…знать; кто н… знает имен Толстого и Достоевского; из-за темноты нельзя было н… писать, н… читать; н… брат, н… сестра; уезжать н… хотели; н… жив н… мертв; друг(то) подвел меня; принеси(ка) воды; не отдали(б) Москвы; прочитал(таки); хотел(ли) я; Кто(же) мне поможет;

Задания второго уровня

3. Исправь ошибки в словосочетаниях.

Ежели бы знать; незнал ни правил, ни формул; не слуху не духу; чтобы мне несказали, все равно не поверю; такой же точно; ушел таки домой; нечуть не удивлялся; не лучшели; куда некинь, всюду разруха; в воздухе не звуков, не движения; не хотел ли; ни должен не замечать; куда не шло.

4. Исправь ошибки в тексте.

1) Клим рассматривал свои мысли как-бы издали.

2) Поди-ка принеси огоньку запечатать письмо.

3) Ночью город облачается в защитную темень. Не искры, не проблеска, не полоски света за стеклами окон.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка

Тип урока: повторительно-обобщающий

Закрепление понятия о функциях частицы как служебной части речи.

Формирование и развитие познавательной компетенции.

Показать своеобразие частиц.

Развивать познавательный интерес.

Формировать мотивацию творческой деятельности.

Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Развивать умение публично выступать.

Планируемые результаты:

Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи

Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.

Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.

Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе.

Учащиеся проводят личностную рефлексию

ПК, проектор, презентация, сигнальные карточки, раздаточный материал.

I .Мотивация.

Добрый день, ребята!

Все готовы к работе? Присаживайтесь на свои места. Начиная урок, пожелаем всем прекрасного настроения и плодотворной работы. Сегодня мы будем работать в группах. Перед вами на парте лежат оценочные листы, куда вы будете выставлять свои баллы. Также на партах находится раздаточный материал, который вы будете использовать в течение урока.

II . . Актуализация и пробное учебное действие.

А вы любите ходить в гости? Конечно, приятно, когда тебе рады, уделяют внимание, угощают чем-то вкусным. Всегда ли это приятно? Давайте послушаем одну историю, рассказанную великим баснописцем И.А. Крыловым ещё в начале 19 века.

Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой —
И с той поры к Демьяну ни ногой.

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:
Но если помолчать во время не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь:
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Вы не бывали в такой ситуации?

Проследим поведение хозяина. Каков он в начале басни ? (Анализируя текст, помогаем учащимся увидеть, что Демьян вначале выглядит просто радушным хозяином, хлебосолом, широкой натурой.) в кого превращает его чрезмерное гостеприимство, радушие? (Уже после третьей тарелки он становится мучителем и деспотом)

Как показано в басне, что Фока ел уху через силу? Почему он продолжал есть ? (был очень воспитанным, деликатным)

Что означает выражение “демьянова уха”? С точки зрения лексики, как называются такие выражения, пришедшие в речь из художественных текстов? (крылатые выражения, фразеологизмы)

Обратите внимание на выделенные слова. Посмотрите, как изменится текст без них. (слайд ) Поменялся ли смысл? Все ли теперь так ясно? (делается вывод). К какой части речи относятся выделенные слова? (частицы)

-Какую роль играют частицы в предложении?

- Частицы вносят в предложение различные оттенки значения, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении, а еще они участвуют в образовании … (форм слова). Частицы, как вы могли заметить, необходимы в нашей речи.

III .1.Формирование темы учащимися (слайд 4)

-Запишите в тетрадь: число, тему урока.

2. Составление вопросов по теме урока ( слайд 5-6)

2) Как называются частицы, которые образуют …?

4) Какие … частиц ты знаешь?

5) Какие частицы пишутся через …?

6) Чем отличаются частицы от … частей речи?

7) Какие частицы с другими словами пишутся …?

3. Определение цели урока (слайд 7)

IV . Творческая и практическая деятельность по реализации построенного проекта.

(Группы по очереди выполняют задание)

1) Давайте, да, не, более.

2) Пускай , даже, лишь, именно.

3) Разве, ли, едва ли , неужели.

4) Даже, ведь, что за , же.

5) Пусть, пускай, бы, только .

6) Вон, вот, это, почти .

2.Цифровой диктант.

1- формообразующая частица

2- отрицательная частица

3- смыслоразличительная частица

1.Кругом ни души. 2.Шёл бы ты своей стороной. 3. Да здравствует мыло душистое. 4.Пускай напишут мне об этом. 5.Только тебя забыли пригласить. 6. Пора уж отобедать. 7. Неужели позабыл, какой сегодня день? 8. Как сладко ты поёшь, голубушка моя! 9. Не быть по- твоему.

( Взаимопроверка )

Код :211133332

3. Работа с текстом.

- Прочитайте выразительно текст. Озаглавьте. Определите тему, стиль. Выпишите слова со скобками и пропущенными буквами. Найдите в тексте частицы, определите их разряд. Выпишите из текста предлоги. Чем они отличаются от частиц?

Прочитайте выразительно текст. Определите тему, стиль. Найти частицы, определите их разряд и значение . Выпишите слова со скобками и пропущенными буквами.

Где только (ни,не) бывали наши спортсмены, завоёвывая трудные медали победы! В каких только широтах (не )звучал наш гимн в честь победителей! Но сколько бы мы (не,ни) узнавали новых имён, имя (не)однократной чемпионки мира и Европы Ирины Родниной не может не вызвать у нас чу…ства уважения и восхищения.(Не,ни)кто другой не смог завоевать столько (а,о)лимпийских медалей. Сколько бы (не,ни) писали о ней журналисты, каждый раз хочется узнать что(то) новое из спортивной биографии Ирины. Не можем (не )верить, что скоро мы узнаем новых ч(и,е)мпионов фигурного катания, а среди них- воспита(н,нн)иков трен(и,е)ра Родниной.

Кто пришёл сюда подумать? Хлопайте в ладоши!

И кто просто посмотреть? Хлопайте вы тоже!

Кто уже устал немного? Топайте ногами!

И кто вовсе не устал, повторяйте с нами!

Кто всё знает о частицах? Быстро приседайте!!

Ну, кто знает и не всё, тоже начинайте!

Кто готов урок продолжить? Правильно садитесь!

И кому не хочется, к нам присоединитесь!

-Всем спасибо, а мы продолжаем!

4. Правописание частиц

Вспоминаем правописание частиц. Как пишутся частицы со славами? Работаем с карточками в паре. 1ученик выполняет карточку у доски.

- Задание: Запишите предложения, раскройте скобки, частицу заключите в прямоугольник.

1. Страшно подумать, какой богатой почвой послужило_(бы) все это для тысячи слабостей, телесных и душевных. (Л. Стерн)

2. Пойду(_ка) я скорее за священником, пусть он изгонит беса. (Вольтер)

3. Но жизнь течет все в тех_(же )угрюмых берегах, а огни еще далеко. (В. Г. Короленко)

4. Хотя я невежда и старосветский помещик, а всё_(таки), негодник старый, занимаюсь наукой и открытиями… (А. Чехов)

5. То( же ) слово, да не так (бы) молвить. (Пословица)

1. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все(_таки) быть счастливым. (Л. Н. Толстой)

2. Обыкновенное времяпрепровождение нашего человека – смотреть, как_(бы) чего не свистнули, другие – наоборот, и оба заняты. (М. Жванецкий)

3. – Ну(_ка), как вы из этого выйдете? – сказал он. (Л. Н. Толстой)

4. Что_(бы) я стал с ним делать, если_(бы )подписавший его нарушил условия? (А. А. Фет)

5. Был, знаете ( ли ), такой случай. (А. П. Чехов)

Индивидуальное задание.

Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.

(Не)говорил (не, ни) слова, (не)был (не, ни) разу, (не) спешил (не, ни) куда, (не)сделал (не, ни) чего, (не) мешал (не, ни) кому, (не) беспокоясь (не, ни) чуть, (не) построены, (не) открыты.

Устная работа с сигнальными карточками.

Слитно-зелёная карточка

Раздельно-красная карточка

На руке была (не)заметная царапина.

(Не)правда а сила была на его стороне.

Здесь (не)говорят громко.

(Не) сделанная а отложенная работа.

Он был полный (не)вежа.

Далеко (не)легкое дело

V .Тестовая работа.

1. Отметьте частицу.

2. Укажите усилительную частицу.

3. Отметьте дефисное написание частицы.

4. Отметьте словосочетание с частицей НЕ.

1) Н… минуты простоя.

2) Нет н… одного свободного места.

3) Н…бывать этому.

4) В лесу н…звука.

5. Укажите номер предложения с частицей НИ.

1) (Н…)делай ошибок.

2) (Н…)единого исправления.

3) На небе (н…) видно звезд.

4) (Н…)забыли учебники?

Ключ 1-3, 2- 3, 3- 3,4-3, 5-2

-Прочитайте, что у вас получилось.

VII . Рефлексия .

Сегодня на уроке мы повторили…

Я хорошо понял и запомнил, как нужно…

У меня получилось…

VIII . Домашнее задание :1 . Найти в художественной литературе и выписать 6 предложений с частицами, указать их значение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок повторения по теме . Соответствует ФГОС. Тест, который предлагается ученикам, частично используется на уроке, а часть дается на дом, т.к. он достаточно объемный для урока.

Значение частиц (урок третий)

урок русского языка

Автор:Гаврилова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

Класс : 7 класс

Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

развивать навык орфографической зоркости, речь, память, внимание;

воспитывать интерес к родному языку.

образовательные: обобщить и систематизировать знания о частицах;

развивающие: способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся; способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге и т.д.

воспитательные: воспитывать общую культуру, любовь к русскому языку

Планируемые результаты освоения материала:

Предметные : Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; определять основную и второстепенную информацию свободно ориентироваться в учебном материале.

Метапредметные: Формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Организационный этап.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Частица – это..( (служебная часть речи, которая служит для образования форм слов и вносит различные оттенки значения в предложение

Частицы самый, более, менее служат ( для образования сравнительной степени прилагательных и наречий)

Частицы то, как, де, таки пишутся (через лефис)

Частицы, которые внося различные оттенки в предложения, называются …?(смысловыми)

Частицы да, давай(те),пусть, пускай служат …(для образования форм повелительного наклонения глаголов)

Каков смысл предложения, если в нем две частицы НЕ…?(положительный)

Частица бы образует …( условное наклонение глагола)

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Упр. 440 Запишите, раскрывая скобки и комментируя свои решения.

Кто (не, ни) проклинал станционных смотрителей, кто с ними (не, ни) бранивался? Что такое станционный смотритель ? Покою (не, ни) днём, (не,ни)ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода (не, ни) сносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади (не,ни)везут – а виноват смотритель.

- Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока. ( Значение частиц НЕ и НИ).

- Определите задачи урока.

- А теперь обратимся к упр. 436.

Прочитайте устойчивы сочетания слов . Объясните их значение, подберите к ним синонимы, используя материал для справки. Запомните их правописание.

Во что бы то ни стало,

как ни в чём не бывало,

откуда ни возьмись,

как бы то ни было.

Для справки: несмотря ни на что, вопреки всему, непременно,обязательно; словно ничего не случилось; внезапно, неожиданно.

- Придумайте предложения с этими устойчивыми словосочетаниями.

- едва ли не, чуть ли не = почти (частицу не выпустить нельзя – смысл предложения меняется;

- пока не – некоторое время ( НЕ выпустить можно);

Не кто иной, как = просто, только, именно

Не что иное, как = просто, только, именно

Вместо слова иной можно сказать другой

не кто иной, как и никто иной, кроме.( Никто иной, кроме тебя, не мог так написать)

Не что иное, как и ничто иное, кроме ( Ничто иное, кроме футбола, не интересовало Колю)

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

Вставь НЕ или НИ, напиши слитно или раздельно:

А теперь н.. туда, н..сюда, стой среди чистого поля. 2. У этого злодея нет н..страха, н..стыда. Я н..разу н..был на море. 3. Мы н..мало н..удивились , узнав, что завтра будет диктант. 4. Мы н… раз выигрывали соревнования.5. Мне н..за что на вас сердиться 6. Я н…мог н..ответить на полученное письмо. 7. Кого н…спрашивал учитель, все отвечали отлично. 8. Ты н…чему н…удивлялся. 9.Это был н..кто иной, как мой дядя.

6) Контроль усвоения ( решаем с вопроса1 по 4, затем проверка; остальные даются на дом):


Тип урока: устный журнал.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя. Объявление темы и целей урока. Запись в тетрадь. (СЛАЙД)

? Как вы думаете, почему именно с этого стихотворения мы начали сегодняшний урок?

- У нас урок русского языка.

- Мы должны любить свой язык, гордиться и восхищаться им.

Правильно. И сегодняшний наш урок должен стать тому подтверждением.

Пока идёт презентация, все учащиеся делают записи в тетради, заполняя таблицу.

1 стр. Лексическое значение.

2 стр. Частицы бывают разные.

3 стр. Формообразующие частицы.

4 стр. Смысловые частицы.

ЧАСТИЦА. В грамматике: служебное слово, участвующее в образовании форм (например, бы), выражающее отношение (например, таки, будто), оформляющее вопрос (например, ли), отрицание (например, НЕ, НИ) или характеризующее протекание действия (например, бывало, едва не).

ЧАСТИЦА – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

ЧАСТИЦЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ:

Некоторые учёные выделяют модальные частицы и отдельно отрицательные частицы.

Разработка урока по русскому языку Повторение изученного о частицах. (Всякая всячина о частицах)

К формообразующим частицам относятся частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий.

Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.

Смысловые частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.

Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования, выделение, ограничение. Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

Некоторые учёные выделяют отрицательные частицы отдельным разрядом. А все остальные смысловые частицы включают в разряд смысловых частиц.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 ст. Крыловской МО Крыловский район

Разработка урока учителя русского языка и литературы Семенихиной Татьяны Алексеевной

Тема урока. Закрепление изученного о частицах. (Всякая всячина о частицах.)

Тип урока: устный журнал.

Оборудование: компьютер;

1.Организационный момент.

2.Слово учителя. Объявление темы и целей урока. Запись в тетрадь. (СЛАЙД)

? Как вы думаете, почему именно с этого стихотворения мы начали сегодняшний урок?

- У нас урок русского языка.

- Мы должны любить свой язык, гордиться и восхищаться им.

Правильно. И сегодняшний наш урок должен стать тому подтверждением.

Пока идёт презентация, все учащиеся делают записи в тетради, заполняя таблицу.

ЧАСТИЦЫ (СЛАЙД)

СВЕДЕНИЯ, НЕ ПОВТОРЯЮЩИЕ УЧЕБНИК

1 стр. Лексическое значение.

2 стр. Частицы бывают разные.

3 стр. Формообразующие частицы.

4 стр. Смысловые частицы.

ЧАСТИЦА. В грамматике: служебное слово, участвующее в образовании форм (например, бы), выражающее отношение (например, таки, будто), оформляющее вопрос (например, ли), отрицание (например, НЕ, НИ) или характеризующее протекание действия (например, бывало, едва не).

ЧАСТИЦА – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

ЧАСТИЦЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ:

формообразующие,

Некоторые учёные выделяют модальные частицы и отдельно отрицательные частицы.

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ:

К формообразующим частицам относятся частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий.

Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.

СМЫСЛОВЫЕ ЧАСТИЦЫ

Разряды смысловых частиц

1.Вопросительные

Ли, разве, неужели

2.Восклицательные

3.Указательные

Вот (а вот), вон (а вон)

4.Частицы сомнения

Вряд ли, едва ли

5.Частицы уточнения

Именно, как раз

6.Частицы усиления

Даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то

7.Частицы выделения, ограни-чения

Только, лишь, исключительно, почти

8.Частица смягчения требования

9.Частицы отрицания

Смысловые частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.

Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования, выделение, ограничение. Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ:

Некоторые учёные выделяют отрицательные частицы отдельным разрядом. А все остальные смысловые частицы включают в разряд смысловых частиц.

Проверка заполнения таблицы.

ЧАСТИЦЫ (СЛАЙД)

СВЕДЕНИЯ, НЕ ПОВТОРЯЮЩИЕ УЧЕБНИК

Определение по толковому словарю

Определение по толковому словарю

Некоторые учёные выделяют отдельно отрицательные частицы

Нам необходим для работы заряд бодрости, поэтому послушайте стихотворение Федора Ивановича Тютчева и скажите, о каком природном явлении идет речь:

Как неожиданно и ярко

На влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла –

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

Правильно, это радуга. Смотрим на экран, вот она перед нами (СЛАЙД). Кто знает, что символизирует радуга? Что означает ее появление?

- Радуга – добрая предвестница. Если она появилась, значит, проглянуло солнце, закончился дождь, значит, будет хороший урожай и хорошее настроение.

- Даже по–старославянски слово “радь” означало “веселый”, а некоторые считали “райский”.

На слайде радуга, наше настроение хорошее, мы ожидаем чего-то приятного. Закрепим наше состояние.

УЧЕНИК читает стихотворение.

Осталась я – часть речи и частица,

Встречаюсь вам почти на всех страницах.

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья.

Могу помочь я форм образованью,

Когда Глагол на службу призовет,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Все то, что кто-нибудь произнесет.

Сказки о частицах.

Эта история произошла с частицами в стране Языковии. Когда наступают тёплые летние дни, и распускаются цветы, частицы отводят свои стада в горы, на пастбища. Там они живут в дачных домиках всё лето.

Их хижины располагаются в достаточно глухом месте, около большого озера. ( Всем известно, что государство частиц славится чудесными пейзажами и богатой природой). Это место очень красиво! Те, кто побывал там хоть раз, возвращаются сюда снова и снова. Вот и получилось, что

на берегу прекрасного озера появилось целое поселение.

Давным-давно предки рассказывали частицам необыкновенную историю, что в глубинах большого озера обитает страшное чудище - Водяной Бык, который рыщет по окрестным горам. Никто не знал, какое оно, это чудище, а те, кому удавалось увидеть его, умерли от страха.

Ещё рассказывали, что когда Бык рыскал по горам, он принимал облик то человека, то птицы, то животного. Боялось чудище только частиц ограничения, которые жили на самой окраине государства.

Этой легенде было столько лет! Она переходила из уст в уста, из поколения в поколение. Современные частицы её позабыли, а кто помнит, тот совсем ей не верит. Несколько лет назад и произошла эта история. Частицы, как обычно, пасли свои стада около озера. Ничего не предвещало беды. На землю опустились сумерки. От озера повеяло прохладой. Некоторые частицы пошли в дома, а некоторые остались погулять ещё чуть-чуть на свежем воздухе. Так прошла ночь. На утро гулявшие не вернулись. Никто не знал, куда они пропали? Их искали везде, но не нашли. Тогда по дачникам прошла волна беспокойства. Кто-то предположил, что это чудище, но никто не хотел в это верить. Частицы прекратили гуляния по вечерам, но и это их не спасло. Бык являлся даже днём в образе частицы. Он нападал на рыбаков, охотников, на молодёжь и даже стал заходить в открытые дома.

Частиц становилось всё меньше и меньше. Наконец они поверили, что легенда правдива. Оставшиеся три группы частиц решили создать разряды:

формообразующий - боролся в самой глуши около озера, отрицательный - взял на себя северную и западную части, модальный - занялся югом и востоком.

Эти отряды стали бороться с чудовищем. Они отправили гонца к частицам ограничения. Когда те прибыли, и силы объединились, победа оказалась на стороне частиц. Бык был навсегда уничтожен, а может быть и нет .

Вот так и появились в русском языке разряды формообразующих, отрицательных и модальных частиц. Эти группы и по сей день защищают своё государство от разных напастей.

Эту историю мне рассказал мой знакомый учебник русского языка. Если не верите, то откройте любую тему, и сказка сразу появится в вашей голове.

Слышал я: в одной стране

Люди там живут радивы

И казисты всем на диво.

Хоть работы впроворот,

Вмоготу им спать весь год.

А вдомёк, что это гоже.

А на улицах всё тоже:

Чаянно толкнут любого

И взначай пихают снова.

А чтоб было вам повадно,

Обругать вас могут щадно.

Если ж встретятся друзья,

То друзьям подраться льзя.

Вот такие все там вежды.

Что касается одежды –

Очень ряшлива, приглядна,

И поэтому нарядна.

И довольны все вполне

Вот какую я былицу

Действий, признаков, предметов

Но служить всем вам при этом

И другие отношения

Выражать могу лишь я,

Я и вся моя семья.

Я могу повелевать

И условия создать,

При которых совершится

Действие и не одно.

Но хоть как-то измениться

Мне судьбою не дано.

Я, признаюсь честно вам,

Потому что на вопросы я не отвечаю.

В предложении встречаюсь

С разными друзьями,

Но все роли исполнять

Они желают сами.

Одно лишь пожелание

(не хочется молчать):

Частей речи и слова

Учитель. Вот какие молодцы наши ребята! Думаю, заряд бодрости вы получили.

Выразительное чтение художественных текстов. (Найти частицы)

Учащиеся имеют перед собой тексты, ученик читает текст, а потом выписывают частицы, распределяя по разрядам.

Распределительная работа.

Формообразующие частицы

Смысловые частицы

Отрицательные частицы

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

“Евгений Онегин”

Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

“Сказка о мертвой царевне”.

И весел звучный лес. И ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.

Не верю, что умру, устану,

Что навсегда в земле усну. –

Нет, - упоенный счастьем жизни,

Я лишь до солнца отдохну!

Вон радуга… Весело жить

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить…

Пусть бор бушует под дождем.

Пусть мрачны и ненастны ночи.

И на поляне волчьи очи

Зеленым светятся огнем!

Минута отдыха и расслабления – 1 минута.

А сейчас сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и представьте радугу. Вообразите, что вы начинаете восхождение по ней. Вам хорошо и приятно. Вот красный цвет – здесь красивые цветы, следующий оранжевый цвет – это солнечный свет на поляне, желтый цвет – ласковое и тёплое солнце, зеленый – вокруг изумрудная трава, голубой цвет – это лазурное небо, синий цвет – плывущие по небу облака, фиолетовый – полетели необыкновенной красоты птицы. Открываем глаза. Мы здесь, в классе, но радуга как будто ещё перед глазами.

Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и других праздниках, приходят в памятные даты. Где бы ты ни был: дома, на работе, - цветы необходимы, без их красоты беднее становятся наши дни. нам хочется видеть цветы весной и в лютые морозы, жарким летом и поздней осенью.

Вот и вы сейчас будете работать с текстами о цветах.

Задание. Вам необходимо вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Подумать над предложенными вопросами. Работая с текстом, на полях оставляйте пометки (технология ИНСЕРТ – интерактивная система эффективного чтения и размышления):

+ - новое для меня

- -вызывает сомнение

? -непонятное (вопрос)

Один человек работает на доске. В это время остальные слушают релаксацию.

Нужно бережно относит..ся ко всем р..стениям, даже к тем которых очень много и они р..стут (по)всюду. И если уж срываеш.. (не)сколько цветков то (не) бери самых крупных самых привлекательных. Из их семян выр..стут такие(же) красивые р..стения. Сорванный цветок быстро увян..т а оставлен..ый р..сти не только пораду..т своей красотой многих людей но и даст жизнь сотням себе подобных.

? 1.Как можно озаглавить этот текст?

? 2.Какому правилу научил вас автор статьи? Согласны ли вы с ним?

? 3.Укажите частицы и их группы в тексте.

Каких частиц в тексте больше? Случайно ли это?

Для чего автор использует частицы именно этой группы?

1.Частицы – самостоятельная часть речи.

2.Частицы не называют явлений действительности.

3.Частицы выражают различные смысловые отношения между словами в предложении.

4.Частицы служат для связи слов в предложении.

5.Частицы обычно придают дополнительный смысловой оттенок словам и предложениям.

6.Частицы НЕ-НИ - отрицательные.

7.Частицы являются членами предложения.

8.Все частицы по значению можно разделить на 4 группы.

9.Частица КА всегда пишется слитно.

10.Частицы БЫ (Б) служат для образования форм повелительного наклонения.

Учащиеся записывают в два столбика номера верных и неверных высказываний.

ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ

Приём самопроверки и рефлексии (Ребята поднимают руки)

1.Справился с работой полностью….

2.Есть ошибки….

3.Надо повторить пройденный материал….

10.Итог урока.

? Какая частица используется в этой песне?

? Что это за частица?

Учитель. Пусть этот урок останется в вашей памяти. Пусть частицы не будут для вас сложной и незапоминающейся частью речи.

Пусть этот урок ещё раз напомнит вам о том, что русский язык – это ваш родной язык, и его надо любить так, как любил его И.С.Тургенев. Пусть вы всегда будете победителями конкурсов разных уровней благодаря русскому языку. (СЛАЙД с победителями конкурсов, олимпиад)

11.Домашнее задание. 1) Написать о своих впечатлениях об этом уроке, используя в нём частицы.

2) Составить синквейн: ЧАСТИЦЫ

2 – 3 прилагательных

крылатое выражение, пословица, цитата


-75%

Читайте также: