Повесть о настоящем человеке конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Урок мужества.
Урок по прочитанному произведению.

учителя начальных классов

МБОУ ООШ № 37 х. Крикуна

Сурневой Натальи Александровны
Цели урока:

представить учащимся русского писателя ХХ века Бориса Николаевича Полевого и его книгу "Повесть о настоящем человеке";

познакомить с главным героем повести Алексеем Мересьевым и его прототипом; с теми, кто сумел повторить подвиг легендарного летчика в военное и мирное время;

совершенствовать умения анализировать поступки героев повести;

воспитывать интерес к чтению, к истории России;

формировать личностные качества учащихся: любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм.
Оборудование:

выставка книг (разных изданий "Повести о настоящем человеке"),

компьютер, проектор, экран для просмотра презентации (приложение №1);

и просмотра документального фильма "Жизнь замечательных людей. Маресьев".

Предварительный этап:
В течение года дети знакомились с повестью Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке".
Ход урока


  1. Оргмомент. Вступительное слово учителя о подвигах кубанских летчиков: трижды Героя Советского Союза А.Покрышкина, Е.Бершанской.

В.П. Черников

Поэма о Настоящем Человеке (отрывок)

Рождает Родина героев,

Коль нашу землю топчет враг,

Они, прикрыв ее собою,

Не отступают ни на шаг…
И летчики сражались смело,

Срывая вражеский налет,

Их сила духа без предела,

Они ее берут в полет.
У Алексея первый вылет,

Удар по технике врага,

На бреющем фашистов били,

Не дрогнула его рука…
Под Старой Руссой в жесткой схватке

Был самолет его подбит.

Мотор заглох, и нет площадки,

Но хорошо, что не горит.
Упал на лес, сбивая сучья,

В куски распался самолет,

Вот он, особый этот случай,

Когда остался жить пилот…
Как он прополз те восемнадцать

Голодных выстраданных дней?

Как телу трудно подниматься,

Но сила воли все ж сильней…
Врачи его смотрели долго

И вывод сделали один…

Лишь сила воли, чувство долга

Его оставили живым.
Взяв костыли, стал двигать ноги -

Как трудны первые шаги!

Учителя уж больно строги,

А в помощь только две руки.
«Я должен быстро научиться

Ходить и двигаться, как все.

Иначе в воздух не пробиться,

Тренировался каждый час.

Хотя в душе стонал от боли

И падал на пол много раз…
И доказал, что и в протезах

Готов на фронте воевать,

В ногах его теперь железо,

Лишь нужно им повелевать.
А жарким летом в сорок третьем

Попал на Курскую дугу,

Друзей своих на фронте встретил

В гвардейском боевом полку.
По восемь раз за день взлетали,

Громили, разрывая строй,

И в небе пушки грохотали,

Здесь каждый миг – смертельный бой!
И вот однажды, тем же летом

К ним в полк приехал Полевой,

Проговорили до рассвета

О буднях жизни боевой.
Он рассказал, как жизнь сложилась,

Почти что спал, закрывши веки…

О Настоящем Человеке!

V. Выступление-отзыв учащихся о прочитанном произведении.

VI. Слово учителя о побратимах Алексея Маресьева, повторивших его подвиг (слайды №№ 7-9).
V. Итог урока.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Материалы урока Труниной Ольга Викторовна, учителя русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по повести Б.Н. Полевого восвящён семидеятилетию Великой Победы над фашистской Германией. Обращение к подвигу А.П. Маресьева поможет пятиклассникам ярче осознать подвиг всего совтского народа, формирует чувство патриотизма и благодарности ветеранам Великой Отечественной.

Цели урока:
1)представить учащимся русского писателя ХХ века Бориса Николаевича Полевого и его книгу "Повесть о настоящем человеке";
2)познакомить с главным героем повести Алексеем Мересьевым и его прототипом; с теми, кто сумел повторить подвиг легендарного летчика в военное и мирное время;
3)совершенствовать умения анализировать поступки героев повести;
4)воспитывать интерес к чтению, к истории России;
5)формировать личностные качества учащихся: любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм.

Оборудование:
-портрет Б.Н. Полевого;
-выставка книг (разных изданий "Повести о настоящем человеке"), газетных и журнальных материалов об авторе повести, о прототипе главного героя повести Алексее Петровиче Маресьеве - человеке-легенде, о жителях разных стран, повторивших подвиг летчика;
-иллюстрации к повести;
-компьютер, проектор, экран для просмотра презентации.

Вступление. Слово учителя.
Приближается замечательный, светлый праздник -День Победы. 69 лет отделяет нас от 9 мая 1945 года. Все меньше становится ветеранов, все дальше от нас взрывы бомб и снарядов. Но живет память, неугасимая память о людях, кто приближал победу, кто подарил нам мир и счастье. Именно писатели и поэты помогают сохранить нам память о тех далеких боевых днях, о подвигах людей, и мы не имеем права забывать это.
Учитель знакомит с темой урока внеклассного чтения ,целями.

Выступления учащихся, выполнявших индивидуальные задания.

1. Инсценирование учащимися беседы журналиста с Алексеем Петровичем Маресьевым (по материалам интервью, опубликованных в печати).

- Алексей Петрович, Вы часто вспоминаете те 18 дней, проведенные в лесу?

- Нет, не вспоминаю. Я вообще не вспоминаю то время.

- Что тогда помогло Вам выжить и не впасть в отчаяние?

-Желание выбраться к своим. Желание жить.

- Сегодня Вы о чем-нибудь жалеете?

- Жизнь меня, конечно, потерла. Но, если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком. До сих пор не могу вспоминать о небе без особых, благодарных чувств. У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали "Годен во все роды авиации", я чувствовал себя на вершине счастья.

- Вам чувство страха знакомо?

- А как же? Страх присущ всем. И если вам кто-то будет говорить, что он ничего не боится, - не верьте. Надо просто уметь побеждать в себе это чувство.

- Вы чего больше всего всегда боялись?

- Нечестности. Я вообще человек доверчивый и незлопамятный.

- Вас называют человеком-легендой:

- Я человек, а не легенда. В том, что я сделал, нет ничего необыкновенного. И то, что меня превратили в легенду, очень расстраивает.

- Как Вы восприняли появление книги о Вас - "Повести о настоящем человеке"?

- О ее появлении я узнал, услышав отрывки по радио. Позвонил Полевому, встретился с ним. Когда повесть напечатали, мне подарили экземпляр. Но я ее так и не прочитал. Несколько раз пытался. Но все как-то.

-Вы узнали героев этого интервью?

НАСТОЯЩИЙ, -ая, -ее.

1. Теперешний, происходящий в данное время.

3. Подлинный, действительный, не поддельный.

4. Действительно такой, какой должен быть; представляющий собой лучший образец, идеал чего-н. Повесть о настоящем человеке.

Вспомним начало. Определим место и время действия. (март,15, 1942, район Старой Русы. ) О каких сражениях идёт речь в повести?

- Кто главный герой? Авиация Германия – самая совершенная.

-Какой эпизод создаёт первое впечатление о главном герое Алексее Мересьеве? Какие его черты характера выявляются в этом эпизоде?
-Как характеризует Мересьева сцена с медведем?
-Третий эпизод – движение Мересьева на восток:
-Что поддерживает его в трудном пути к своим?Сколько времени шел Алексей?
_ -Как пришло спасение? (Чтение по ролям).

- Благодаря чему и кому летчик остался жив?
-Перескажите историю деревни Плавни, подтвердив свой рассказ цитатами (что побудило жителей деревни бросить свои дома, землю, скотину, годами нажитое добро и уйти в лесную глушь? Как жили они в подземной деревушке? Как это их характеризует? )

-Как пережил Мересьев ампутацию ног? Кто помог ему выйти из этого остояния?

-Расскажите о комиссаре Воробьеве (образ жизни, поведение, черты характера).Что же было источником его неиссякаемой бодрости?

-Какую роль сыграл комиссар в судьбе Мересьева?

- Какое впечатление осталось у вас после прочтения 2-ой части?

-Как добивался Мересьев возвращения в строй? Что вас особенно поразило?

Как вы думаете, зачем все эти изнуряющие тренировки?

-Диалог Алексея Мересьева с врачом после госпиталя и санатория. Найдите в тексте авторские ремарки по поводу поведения главного героя и врача.

-Первый учебный полет. Что переживает Алексей в это время? Вспомните интервью. Что А. П. Называет самым счастливым событием в своей жизни?

И вот наконец Мересьев снова в строю.

- Почему в смертельном поединке с немецким ассом Мересьев одержал победу? Смотрим фрагмент. Что показывает читателю автор в этом эпизоде? Что восхищает Полевого в его герое?

- Как вы думаете, почему 3 из 4 частей повести посвящены истории возвращения в строй?

-Как можно назвать борьбу Мересьева за право летать?

-Какой период жизни Мересьева вы считаете наиболее трудным для него?

-В чем смысл названия повести?

IV. Слово учителя:
Героизм и самопожертвование фронтового поколения во имя Победы является основой патриотической гордости российских граждан. Эти качества должны служить вам примером. Нужно помнить, что преодолевая трудности, в самых экстремальных ситуациях нужно оставаться человеком.
Гражданский долг тех, кто живет в России в ХХ1веке – помнить о миллионах соотечественников, погибших за свою Отчизну, проявлять уважение и внимание к старшему поколению, не забывать трагические и исторические страницы своей истории.
Вам знакомы слова патриот, гражданин, герой.
Справка.
ГЕРОЙ. 1.Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий, дерзновенный, доблестный, знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий отважный, подлинный, признанный, прославленный, славный, смелый, храбрый.(Словарь эпитетов).
2.Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. (Словарь Ожегова).
Качества:
-Патриотизм – любовь к отчизне,
-отвага – храбрость, бесстрашие,
ужество – храбрость, присутствие духа в опасности, способность действовать решительно,
-героизм – героическое, свершение выдающихся по своему общественному значению действий. Героизм – это непременно жертвенность. ( Д.Н.Ушаков).
-самопожертвование – пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.Эти качества необходимы и в повседневной жизн

V. Отрывок исполняется на фоне мелодии песни "Русский парень"

Поэма о Настоящем Человеке (отрывок)

Рождает Родина героев,

Коль нашу землю топчет враг,

Они, прикрыв ее собою,

Не отступают ни на шаг…

И летчики сражались смело,

Срывая вражеский налет,

Их сила духа без предела,

Они ее берут в полет.

У Алексея первый вылет,

Удар по технике врага,

На бреющем фашистов били,

Не дрогнула его рука…

Под Старой Руссой в жесткой схватке

Был самолет его подбит.

Мотор заглох, и нет площадки,

Но хорошо, что не горит.

Упал на лес, сбивая сучья,

В куски распался самолет,

Вот он, особый этот случай,

Когда остался жить пилот…

Как он прополз те восемнадцать

Голодных выстраданных дней?

Как телу трудно подниматься,

Но сила воли все ж сильней…

Врачи его смотрели долго

И вывод сделали один…

Лишь сила воли, чувство долга

Его оставили живым.

Взяв костыли, стал двигать ноги -

Как трудны первые шаги!

Учителя уж больно строги,

А в помощь только две руки.

«Я должен быстро научиться

Ходить и двигаться, как все.

Иначе в воздух не пробиться,

И он с упорством, силой воли

Тренировался каждый час.

Хотя в душе стонал от боли

И падал на пол много раз…

И доказал, что и в протезах

Готов на фронте воевать,

В ногах его теперь железо,

Лишь нужно им повелевать.

А жарким летом в сорок третьем

Попал на Курскую дугу,

Друзей своих на фронте встретил

В гвардейском боевом полку.

По восемь раз за день взлетали,

Громили, разрывая строй,

И в небе пушки грохотали,

Здесь каждый миг – смертельный бой!

И вот однажды, тем же летом

К ним в полк приехал Полевой,

Проговорили до рассвета

О буднях жизни боевой.

Он рассказал, как жизнь сложилась,

Почти что спал, закрывши веки…

О Настоящем Человеке!

Домашнее задание: написать сочинение на тему: "Размышляя над прочитанной строкой:" (По повести Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Нажмите, чтобы узнать подробности

портрет Б.Н. Полевого; выставка книг (разных изданий "Повести о настоящем человеке"), газетных и журнальных материалов об авторе повести, о прототипе главного героя повести Алексее Петровиче Маресьеве - человеке-легенде, о жителях разных стран, повторивших подвиг летчика;

иллюстрации к повести;

компьютер, проектор, экран для просмотра презентации (приложение №1);

DVD-проигрыватель и телевизор для просмотра документального фильма "Жизнь замечательных людей. Маресьев", художественного фильма "Повесть о настоящем человеке" или его фрагментов.

Раздаточный материал:

тексты повести Б.Н. Полевого "Повесть о настоящем человеке";

вопросы для беседы по содержанию повести.

Предварительный этап:

За две недели до урока предлагается перечитать прочитанную летом "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого, выдаются индивидуальные задания, вопросы для беседы по содержанию повести, предлагается подобрать необходимые цитаты для анализа текста.

Инновационность

Борис Полевой - Герой Социалистического Труда, (1908 – 1981 гг.) История создания повести

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Литературе "Б.Полевой. "Повесть о настоящем человеке" 6 класс

Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Б.Полевой. "Повесть о настоящем человеке"

Арсланова Рафиля Сабирзяновна, учитель русского языка и литературы

Тема : Героизм летчика Алексея Мересьева.

Цели : Развитие связной речи; пробудить интерес к изучению произведения; способствовать формированию аналитического мышления; создать условия для самостоятельной творческой

деятельности; помочь учащимся осознать истоки героизма Мересьева.

Методы : Выборочное выразительное чтение, беседа.

Вспомним, как была создана повесть? Что говорится об этом в послесловии?

Почему в повести несколько изменена фамилия летчика?

- Многое автор не успел записать, многое потерялось в памяти, многое умолчал тогда Алексей Маресьев.

Какое впечатление произвела на вас повесть?

Какие эпизоды запомнились особенно?

О каких героях Великой Отечественной войны вы еще знаете?

- Летчики Магуба Сыртланова , Марина Раскова, Полина Осипенко, Валентина Гризодубова ,

Михаил Девятаев и др.

2 Беседа по содержанию:

(в ходе урока заполняется таблица)

Оккупированная фашистами территория

Жители деревни Плавни, Алексей Мересьев

Борьба за возвращение в строй

Тыл. Московский госпиталь

Раненые бойцы, командиры . комиссар Воробьев, воен.врач Василий Васильевич, медсестра Клавдия Михайловна, А.Мересьев

Победа над собой

Тыл. Военный санаторий. Школа тренировочных полетов

Выздоравливающие летчики, медперсонал, инструктор Наумов, А.Мересьев

Фронт. Бои с фашистами

Летчики, А. Мересьев

Вспомним самое начало повести. Определим место и время действия.

- Конец зимы, начало весны. 1942 год. Район Старой Руссы.

Сбит самолет, горящая машина падает в центре дремучего заповедного бора.

Как вел себя Мересьев в последнем бою?

Расскажите о поединке с медведем. ( гл. 3, стр.12-13)

-Голодный злой медведь лапой перевернул Алексея, рванул когтями комбинезон, глухо зарычал ,Мересьев медленным движением опустил руку в карман ,нащупал пистолет, взвел курок, начал вынимать его. Медведь схватил комбинезон зубами. Подавив в себе боль, Алексей вскинул пистолет и нажал на курок.

Чтение по ролям. Встреча Мересьева с детьми ( гл.14, стр. 46 )

-В это время из кустов раздался взволнованный детский голос…

-Эй, летчик ,брось наган- то…

История деревни Плавни. Отношение жителей к Алексею.

(гл. 14- 17 стр. 49- 72)

-Беглая деревня жила в вековом бору. Накопав землянок, мужчины ушли партизанить, остались бабы да дети. Дед Михайло- председатель. Люди голодали ,но не резали общественный скот. Бедствия сплотили людей,каждый хотел помочь Алексею. Бабка Василиса и курочка Партизаночка

Действие 2 части переносит нас в московский госпиталь, возглавляемый профессором главным врачом Василием Васильевичем, который произносит страшное для Алексея слово – гангрена

Познакомимся с обитателями, так называемой, полковничьей палаты.

-Григорий Гвоздев-танкист (гл. 2 стр. 89- 92)

Во главе танковой группы атаковал штаб противника. В его машину угодила бутылка с горючей жидкостью. Пламя окутало танк, но экипаж продолжал бороться, хотя все знали, что могут погибнуть от взрыва бака или боеприпасов, танк опрокинулся, Гвоздева вынули из танка обгоревшим.

-Полковой комиссар – Семен Воробьев (стр. 100 )

Комиссар сильно страдал : стоило ему заснуть и потерять контроль над собой ,он начинал стонать, Алексей приглядывался к нему и не понимал, как может этот человек подавлять страшную боль, откуда у него столько энергии, бодрости, жизнерадостности .

Доктора решили резать ноги Мересьеву – другого выхода не было.

Как Мересьев перенес операцию? Состояние его после операции.

-ключик к Мересьеву находит комиссар ( гл. 8, стр. 120 )

Какое чувство остается после прочтения 2 части?

3 часть . Военный санаторий, где Алексею предстоит прожить 28 дней. После этого все решится, будет он воевать, летать, жить, или будут ему вечно уступать место в трамвае и провожать сочувственным взглядом.

Алексей составил план тренировок: утренняя и вечерняя зарядка, хождение, бег, специальная тренировка ног, обязательные занятия танцами. ( стр. 207 )

-Алексей недурно танцевал. Цепляясь за перила, шатаясь, со стоном сходил со ступенек крыльца, бросался в траву, плакал от жгучей боли в стянутых ремнями ногах. Распускал ремни, давал ногам отдохнуть, затем надевал колодки, вскакивал и быстро возвращался в танцевальный зал. Тяжелейшие упражнения давали свои результаты. Алексей меньше ощущал сковывающие действия протезов. Они как бы постепенно прирастали к нему.

8 глава. Школа тренировочного обучения. 5 месяцев занятий, Мересьев сразу расцвел, развернулся, вернулись к нему жизнерадостность и бесшабашность.

Первый полет. Что переживает Мересьев? ( стр. 240 )

-Когда самолет оторвался от земли и повис в воздухе, глаза Алексея заплыли слезами радости. Машина шла уверенно, грамотно. Вместо 10 минут летали около получаса. Из тренировочной школы Мересьев вышел с отличным отзывом. Его рекомендовали как искусного, опытного и волевого летчика .

Школа переподготовки. ( стр. 254 )

Он снова верил в свое мастерство, это передавалось самолету. Он слился со своей машиной, ощутил ее, как продолжение своего собственного тела.

4 часть. Снова в строю. Первый бой Алексея. Рассказать, зачитать.

( стр. 284-286, гл. 86 )

-В ушах у Алексея звенело, сердце готово было выпрыгнуть. Он поймал самолет в паутинный крестик прицела и несся к нему, держа оба больших пальца на гашетках. Он не слышал выстрелов, но знал, что попал, не останавливаясь, продолжал нестись на вражеский самолет, зная, что тот провалится и он не столкнется с ним.

Алексей с удивлением увидел, что рядом провалился еще и второй, неужели он случайно сбил и его? Нет. Это Петров. Удаче молодого друга Алексей порадовался больше, чем своей.

Алексей увидел в крестике пятнистое брюхо лаптежника. Он нажал обе гашетки, немец сразу исчез в бурном облаке взрыва. Алексею показалось, что бой продолжался полчаса, часы показывали, что все заняло 3 с половиной минуты.

Мересьев сбил 2 вражеских самолета, и он снова равноправный член в семье истребителей.

Схватка с фашистским асом.( гл. 7, стр. 302-308)

Почему 3 из 4 частей повести посвящены рассказу о возвращении летчика в строй?

-Он поставил перед собой цель и упрямо к ней стремился

Почему победил Мересьев?

Как автор относится к своему герою?

Герой Бориса Полевого – Алексей Петрович Маресьев прошел дорогами войны, прожил долгую, счастливую жизнь, возглавлял совет ветеранов, награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Орденами Дружбы народов, Красной звезды. Его именем названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодежные патриотические клубы. Это был реальный человек, который многие годы служил и продолжает служить примером мужества и героизма.

Литература к уроку:

Читайте также: