Повелительным наклонением средняя группа конспект

Обновлено: 06.07.2024

—Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф. (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?

— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются. (одежда). Какая одежда надета на тебе?

— Сели куклы за стол. А там стоят. (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это. (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.)

— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?

В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активный поиск ребенком правильной формы слова, т.е. формирование грамматического строя речи. Эта задача тесно связана с обогащением и активизацией словарного запаса ребенка.

Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях. (Маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши.)

“Чего не стало?”

Цель: упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Взрослый подбирает пары предметов: матрешка с вкладышами, большая и маленькая пирамидки, ленточки (разного цвета и разного размера — длинная и короткая), лошадки (или утята, цыплята).

Сначала взрослый предлагает ребенку рассмотреть игрушки:

—Что это? (Матрешка.) Давай посмотрим, что у матрешки внутри. (Еще матрешка.) Она меньше или больше первой? (Меньше.) Теперь посмотри на пирамидки: какие они? Одна большая, другая. (поменьше, маленькая).

—Аналогично рассматриваются другие игрушки.

—Запомни, какие предметы на столе. Здесь матрешки, пирамидки, ленточки, утята. Сейчас ты закроешь глаза, а я буду прятать игрушки, затем ты скажешь, каких игрушек не стало. (Матрешек, пирамидок, ленточек.) “Кого не стало?” (Лошадок, утят, цыплят.) В конце убираются все игрушки, ребенка спрашивают: “Чего не стало?” (Игрушек.) “Каких игрушек не стало?”

Так в играх с предметами (“Чего не стало?”, “Чего нет у куклы?”) дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (“не стало утят, игрушек”, “нет тапочек, платья, рубашки”).

“Прятки”

Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.

На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.

—В этой комнате живет девочка. Ее зовут. (ребенок дает имя, например, Света). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это. котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под. (кровать), лягушата прыгнули на… (диван), зайчата спрятались за. (шкаф).

—Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помоги Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?

—Игра повторяется несколько раз. Малыши прячутся в разные места, которые называет сам ребенок. Котят можно спрятать. Лягушонок решил спрятаться. А в конце котята так далеко спрятались, что Света долго их искала, затем попросила: “Подайте голос!” Котята стали. (мяукать). Как они мяукали? (Мяу-мяу.) Лягушата стали. (квакать). Как они квакали? (Ква-ква.)

—Давай с тобой вместе расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете. (пришли друзья). Стали они. (играть в прятки). Котята залезли. (под кровать), лягушата прыгнули. (на диван), а зайчата спрятались. (за шкаф). А Света. (всех нашла).

Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, около) подводит ребенка к употреблению падежных форм, а игра в прятки помогает освоить эти грамматические формы (игрушки прячутся в разных местах, ребенок, находя их, называет правильно слова с предлогами: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати).

Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Необходимо научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), образовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся — умывается, оделся — одевается). Для этого проводятся разнообразные игры (“Летает — не летает”, “Кто что делает?”).

“Поручения”

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.

В гости к ребенку на машине приезжают игрушки: Мышка и Мишка.

—Хочешь, чтобы Мишка покатал Мышку? Надо попросить его: “Мишка, поезжай!” А сейчас ты попроси Мишку, чтобы он спел, потанцевал, а мышке скажи, чтобы она спряталась, легла на бочок, на спинку. (Мышка, ляг на бочок! Мишка, спой!)

—Можно давать Мышке и Мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и т.п.

Так в играх ребенок овладевает умением образовывать слова суффиксально-префиксальным способом (выйди — войди — отойди; залезь — вылезь; закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, наклониться, перепрыгнуть, присесть).

При назывании действий объекта (предмета) или действий с этим предметом детей учат видеть начало, середину и конец действия, — для этого проводится игра с картинками (“Что сначала, что потом?”). На одной картинке девочка стирает белье куклы, на другой — развешивает его. Ребенок не только называет действия (стирает, развешивает), но и может рассказать о девочке, как она играла с куклой. Действия на картинках могут быть самые разные (спит — делает зарядку, обедает — моет посуду).

“Разложи картинки”

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

“Кто что умеет делать”

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2). Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

“Кто назовет больше действий”

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

Связная речь: учить детей составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке.

Словарь и грамматика: учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов (поскачи, поезжай, использовать предлоги в, на, под, перед.

Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков бб, учить различать на слух звучание музыкальных инструментов: барабана, бубна.

Материал: грузовая машинка, мишка, мышка, барабан, бубен.

Ход занятия.

На ковре появляется грузовик, в котором сидят мишка и мышка.

Воспитатель обращается к детям :

- Кто к нам приехал? (Дети отвечают)

-Кто хочет рассказать о мишке и мышке? (Воспитатель вызывает желающего)

- О ком ты, Вика, хочешь рассказать?

- Хорошо! Я начну, а ты продолжай.

- Она маленькая и серенькая. У мышки длинный хвост и маленькие ушки. Мышка любит разные зернышки и сыр.

Она живет в норке. Мышки пищит ПИ-ПИ-ПИ

- Кто хочет рассказать о мишке? (Воспитатель вызывает желающего)

Воспитатель начинает, а Дима продолжает.

- Мишка коричневого цвета. У мишки маленькие ушки.

Черные глазки и черный нос. Мишка любит мёд и малину. Он живёт в лесу.

Мишка рычит Э-Э-Э-Э

Воспитатель вызывает для рассказывания ещё трёх желающих детей.

- Ребята, мышонок и медвежонок хотят с вами поиграть. Они будут выполнять ваши поручения. Только попросить их надо вежливо, вот так : «Мишка, спляши нам, пожалуйста. Мышонок, пожалуйста поиграй с нами.

- Ты, Егор кого хочешь попросить, мышку или мишку? (Дети по желанию играют с гостями)

Теперь поиграем так: мышка будет прятаться, а мишка будет искать.

Мишка отвернулся. И вы, ребята, закройте глаза.

Мышка спряталась. Открывайте и вы, ребята, глаза.

Мишка ищет: где же мышка? Она наверное под машиной? Нет. Где же мышка? Ребята, подскажите, пожалуйста! (Дети подсказывают)

- Вон куда забралась!

- Закройте глаза, мышка снова будет прятаться.

- Где же мышка, подскажите, ребята, мишке!

Аналогичным образом дети вместе с мишкой отыскивают мышку, когда она прячется под машиной, около машины, перед машиной.

- Мишка и мышка хотят поиграть с вами в одну игру. Они привезли вам музыкальные инструменты (барабан и бубен)

- Давайте посмотрим, что это?

- Это барабан. Послушайте, как он звучит (Звучит барабан)

- А это бубен. послушайте, как он звучит (Звучит бубен)

Дети по очереди повторяют названия инструментов.

- Теперь закройте глаза, а медвежонок будет играть на бубне и барабане. А вы угадайте, на каком инструменте играет медвежонок.

В заключении игры воспитатель говорит : «Послушайте слова-бббубббен, бббарабббан.

А гости зверята поехали к другим ребятам!

Оценить 374 0

Рябицева Елена Алексеевна

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи: морфология

(средняя группа)

Коррекционно-образовательная задача: формировать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов

Оборудование: плюшевый заяц, автомашина, кисточка, лист бумаги, краска, вода. тряпочка для вытирания кистей.

Прием: речевой образец, хоровое проговаривание, сопряженная речь.

Речевой материал: спой, сядь, принеси, унеси, найди, танцуй, положи, нарисуй, поезжай, набери.

Ход занятия:

К детям приезжает заяц на машине.

Логопед. Посмотрите, зайка что-то привез. Тут и краски, и кисточка, и стакан. Зачем все это зайцу? Оказывается, что заяц необыкновенный: он умеет рисовать, петь, танцевать, любит ездить на машине.

Давайте поиграем с зайкой. Вы будете отдавать команды, а заяц выполнять, если высказывание будет сформулировано правильно.

Логопед: А теперь хором!

Дети: Зайка, танцуй, пожалуйста!

Зайка красиво рисует, вы хотите, чтобы Зайка для нас нарисовал рисунок?

Логопед: А теперь хором!

Дети: Зайка, сядь, пожалуйста, за стол!

Логопед: А теперь хором!

Дети: Зайка, найди, пожалуйста, кисточку!

Логопед: А теперь хором!

Дети: Зайка, положи, пожалуйста, кисточку на стол!

Логопед: А теперь хором!

Дети: Зайка, набери, пожалуйста, воду в стакан!

Логопед: А теперь хором

Дети: Зайка, нарисуй, пожалуйста, своих друзей!

Логопед: А теперь хором!

Дети: Зайка, принеси, пожалуйста, микрофон!

Логопед: А теперь хором!

Дети: Зайка, спой, пожалуйста, песню!

Логопед: А теперь хором!

Дети: Зайка, унеси, пожалуйста, микрофон!

Логопед:Молодец, зайка!

Дети: Зайка, поезжай!

( Если ребенок ошибается, заяц не двигается, ждет, когда ошибка будет исправлена).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи урока:

углубить знания учащихся о наклонениях глагола, дать понятие о повелительном наклонении, познакомить с условиями образования форм повелительного наклонения;

способствовать развитию умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять их в речи; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся; продолжить развитие навыков самостоятельной работы;

воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в классном коллективе,

Тип урока: урок изучения новых знаний

I.Организационный момент.

Зима. На улице холодно. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы наша улыбка согрела нас и сплотила. Ведь друг без друга нам не обойтись. Скажите, как мы должны работать? Можем ли мы ошибаться?

II . Проверка домашнего задания:

Вспомним, что было задано на дом?

(Стих. наизусть) – (Дети пишут на подготовленных заранее листах)

Запишем в тетради число.

Начальная форма глагола … неопределенная

Начальная форма имеет суффиксы… -ти, -ть,чь.

Суффикс –л- - показатель … прошедшего времени.

Глаголы изменяются по … лицам и числам.

Изменение глаголов по лицам и числам называется … спряжением.

Назовите виды глагола…..совершенный и несовершенный.

Глагол может употребляться в форме каких наклонений?

III. Мотивация. Создание проблемной ситуации. Лингвистические загадки.

– О каком наклонении идёт речь?

– Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?

- Приведите примеры глаголов в изъявительном наклонении, а затем в условном.

- Прочитайте внимательно предложения, понятен ли вам смысл высказываний?

Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее. (слайд)

- Можно определить наклонение глаголов в данных предложениях? В какой форме употреблены глаголы? (Начальная форма)

– Сегодня на уроке мы поговорим подробнее про ещё одно наклонение глагола – повелительное.

IV . Урок открытия новых знаний. Тема урока. Постановка учебных задач.

- Попробуйте назвать тему урока. (Глагол повелительного наклонения)

- Попробуем определить задачи к нашему уроку (слайд):

- узнать, что выражают глаголы в повелительном наклонении;

- определить на какие вопросы отвечают;

-где используются в речи.

V. Решение учебных задач.

- Как Вы думаете, «Что обозначают глаголы в повелительном наклонении и почему именно так они называются? (слайд)

-Обратимся к толковому словарю.

(Повелевать- иметь власть над кем-нибудь (устар.). Приказывать, указывать).

- Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях.

Ира, помоги младшей сестре собрать игрушки .
просьба

Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!

Убери свои игрушки!

Бабушка, милая , сядь , отдохни .

Берегите книги, они учат нас жизни.

Налево! Стой : раз, два!

- Сделайте вывод, что могут выражать глаголы в повелительном наклонении? (Глаголы в повелительном наклонении могут выражать пожелание, просьбу, приказ, совет)

-Посмотрите на глаголы в форме повелительного наклонения. Скажите, на какой вопрос они отвечают? (Что делай? Что делайте? )

(ЕД.число и множ.числа)

Помоги=ПОМОГ+И(основа глагола наст. Времени и + суффикс И)

Стой(Основа гл. в наст..времени+.суффикс Й)= СТО+Й

Сядь (основа глагола буд. времени без суффикса, с нулевым окончанием)

Берегите( основа глагола наст. времени БЕРЕГИ+окончание множ.числа ТЕ.)

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: Основа наст врем. или буд. врем. при помощи прибавления суффикса или без суффикса в единственном числе;

И прибавления окончания-те во множественном числе;

Таким образом мы можем получить форму глагола повелительного наклонения.

(Открываем учебник, стр.27 читаем правило.)

-ПОПРОБУЕМ НАИЗУСТЬ все(1-2 чел. Наизусть)

Физкультминутка

- Ребята, когда я буду называть глаголы в повелительном наклонении, вы должны хлопнуть в ладоши.

Без сомненья, вы устали.
Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!

потянулись,улыбнулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертите!

Друг на друга посмотрите!
Тихо, очень тихо сели!

-Продолжаем работать.

2) Первичное закрепление :

Работа в паре.

Учебник стр.26 упр.1 (Выписать глаголы повелительного наклонения)

Русский язык очень красивый и мы обязаны его знать и правильно разговаривать. Я достала из кладовых нашего языка вот такое слово. ЕХАТЬ. Поставьте этот глагол в форме повелительного наклонения.

Учебник, стр.28, говори правильно.
Фронтальная работа.

- Вернёмся к тексту, к которому обращались в начале урока. Прочитайте текст, найдите ошибки в употреблении глаголов. Исправьте их, употребляя глаголы в повелительном наклонении во множественном числе.

Книги просят…

Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее.

- К кому обращение? (К нерадивым, неаккуратным читателям.) . Я уверена, что среди вас нет небрежных читателей.

- Каким образом книга поможет вам стать умнее? Что помогли глаголы в повелительном наклонении выразить книге? (просьбу, крик о помощи)

- Ребята, где мы встречаемся с глаголами в повелительном наклонении?

Пословицы. Рекламные объявления.

Инструкции. Рецепты. Памятки к урокам и др.

Работа в группе

Даем рекомендации по приготовлению праздничных блюд.

VII. Рефлексия.

- Ребята, мы завершаем наш урок.

- Назовите тему урока, какие задачи мы ставили перед собой? Решили мы поставленные задачи?

Данный урок с применением ИКТ представляет информации по теме " Повелительное наклонение глагола". Задействованы разные виды работы, метод фишбоун.

ВложениеРазмер
Открытый урок по теме " Повелительное наклонение глагола" 34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с повелительным наклонением глагола, способствовать развитию познавательных психических процессов, содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Повелительное наклонение глагола

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые способы деятельности

Подготовка класса к работе.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков

Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний. [a]

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:смыслообразование

Мне хотелось бы начать наш открытый урок с опроса и узнать о вашем самочувствии.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, хочу начать работу с вами. Для того, чтобы наш урок прошел успешно, давайте дадим себе следующие установки (слайд 1):

Я смогу выполнить все задания!

У меня все получится!

Желаю успехов себе и друзьям!

(Дети читают хором)

- А я желаю вам сегодня удачи!

- Теперь откройте тетради, запишите число, оставьте одну строку для записи темы нашего урока.

Проверка домашнего задания.

М 1) Глаголы называют … действия предметов

О 2) Начальная форма глагола … инфинитив

Л 3) Глаголы имеют … наклонения.

О 4) Глаголы, имеющие суффикс - ся (- сь), называются… возвратными.

Д 5) Суффикс –л- - показатель … прошедшего времени.

Ц 6) Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия,… которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

Ы 7) Глаголы в условном наклонении образуются… от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л- и частицы бы(б) .

III. Мотивация. Создание проблемной ситуации. Лингвистическая задача - Я предлагаю вам решить лингвистическую задачу.

– О каком наклонении идёт речь? На экране записи:

– Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним наклонением глагола и его образованием.

– Глаголы какого наклонения употреблены в считалке? Подсказкой послужит однокоренное слово.

На экране текст (СЛАЙД 4)

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Облети вокруг земли,
Быть по-моему вели!

- Сформулируйте тему урока (Повелительное наклонение глагола).

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Запись в тетрадь темы, задачи озвучить.

IV. Изучение нового материала. Постановка учебных задач.

- Попробуем определить задачи к нашему уроку: (СЛАЙД № 5)

- узнаем, что обозначают и выражают глаголы в повелительном наклонении;

- определим, на какие вопросы отвечают, как образуются, как изменяются;

- научимся использовать глаголы повелительного наклонения в речи.

- Что обозначает слово повелительный?

VII. Решение учебных задач.

- Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях. (СЛАЙД № 6)

Помоги мне, пожалуйста.

Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!

Читайте книги, они нас учат жизни.

Молчи! Устал я слушать!

- Сделайте вывод, что могут выражать глаголы в повелительном наклонении? (Глаголы в повелительном наклонении могут выражать пожелание, просьбу, приказ, совет)

- Определите лицо, число и время данных глаголов повелительного наклонения. (Глаголы повелительного наклонения употреблены в форме 2 лица, единственного и множественного числа, по временам не изменяется)

- Ребята, когда я буду называть глаголы в повелительном наклонении, вы должны хлопнуть в ладоши.

Без сомненья, вы устали.
Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертите!

Друг на друга посмотрите!
Тихо сели! Продолжаем работать.

- Задайте вопросы к глаголам. (Что делайте? Что делай?). Вывод.

- Как будем решать задачу?

Задание. Образуйте формы глаголов повелительного наклонения, пользуясь алгоритмом действий.

Хожу – ходи, ходите (на доске).

Заставляю – заставляй, заставляйте; не существую – не существуй, не существуйте; горжусь – гордись, гордитесь. (Работа в парах)

Контроль. Ответы пар заслушать.

- Итак, как образуются глаголы в повелительном наклонении?

- Поговорим об употреблении глаголов в повелительном наклонении.

Не начинай дела с конца.

- Что представляет собой данное предложение? (Пословица).

- Объясните смысл. (Разбор предложения.) - Какое предложение по цели высказывания? Названо ли в предложении лицо, к которому относится действие?

- Какими по цели высказывания являются предложения с глаголами повелительного наклонения?

- С какой части речи обычно начинаются такие предложения?

- Ребята, в жизни, где мы ещё встречаемся с глаголами в повелительном наклонении?

(В пословицах, рецептах, рекламных объявлениях, памятках к урокам, инструкциях и др.)

Вызванный к доске ученик выполняет синтаксический разбор предложения.

VIII. Контроль степени усвоения темы.

- Ребята, мы познакомились с глаголами повелительного наклонения. Чтобы выявить, как усвоен новый материал,

1. Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:

а) которые происходили, происходят или будут происходить;

б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;

в) которые могут происходить при определённых условиях.

2. Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются

а) по временам, числам, лицам или родам;

б) по числам и родам;

3. Укажите глагол в повелительном наклонении.

а) Отдохните;
б) помогаешь;
в) думал;
г) сделал бы.

4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :

а) условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.

5. Укажите глагол в повелительном наклонении:

Не (1)смейте забывать учителей,

Ведь (2)лучшее все в нас – от их усилий:

Учителями (3)славится Россия.

Проверка тестов. СЛАЙД 11. Оценивание.

IX. Коррекция знаний. Домашнее задание.

У вас есть карточки, которые мы расположим сейчас на нашем скелете.

Голова – вопрос, ответ на который мы искали в течение занятия (что такое повелительное наклонение глагола)

Верхний ряд ребер Нижний ряд ребер – выражают глаголы в повелительном наклонении выражают пожелание, просьбу, приказ, совет ;

- отвечают на вопросы Что делайте? Что делай? ;

- образуются от основы наст . или буд. врем. + суфф.и

-повелительный глагол необходим для выражения пожелания, просьбы, приказа, совета

Читайте также: