Постфикс как значимая часть слова конспект урока 6 класс

Обновлено: 18.07.2024

Морфемика – раздел науки о языке, который изучает морфемы.

Морфема – значимая часть слова.

Морфемный анализ – разбор слова на морфемы.

Словообразовательный анализ – определение способа образования слова с выделением словообразовательных морфем.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.

Корень – главная морфема в слове, это общая часть родственных слов, в которой заключено их лексическое значение.

Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это морфема, которая стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.

Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Основа – неизменяемая часть слова без окончания.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомните определения морфем. Корень – главная морфема в слове, это общая часть родственных слов, в которой заключено их лексическое значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Например, слова ход, ходить, ходики, ходули, ходовой, поход, заходящий содержат один и тот же корень -ход- и являются однокоренными. Эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию ходить.

Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставочным способом образуются многие слова, например, глаголы. К основе глагола ходить можно добавить приставки у-, вы-, за-, с-, пере-, в-, от-, под- и получить следующие слова: уходить, выходить, заходить, сходить, переходить, входить, отходить, подходить.

Суффикс – это морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или форм слова. Суффиксы, служащие для образования новых слов, называются словообразующими. В слове может быть один суффикс, например -ок-/-ик-: ходоки, ходики, или 2 суффикса, например, -ац- и -к- в слове рыбацкий.

Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова, выражая значения лица, рода, числа и падежа. Например, в существительном ход нулевое окончание выражает значение мужского рода единственного числа именительного падежа. В слове хода – значение мужского рода единственного числа родительного падежа. В слове ходу – значение мужского рода единственного числа дательного падежа. В слове ходом – значение мужского рода единственного числа творительного падежа. В слове о ходе – значение мужского рода единственного числа предложного падежа.

Основа – неизменяемая часть слова. Она выражает его главное лексическое значение и составляет слово без окончания. Основа может быть равна корню, например, в слове снегирь, в словах снегири, снегирю, снегирей – основа снегир- равна корню, но в этих словах есть изменяемое окончание.

Например, в слове речной основа речн- не равна корню реч-, в основу входит кроме корня -реч- ещё и суффикс -н-.

План морфемного разбора слова:

1. Выделяем окончание и основу слова.

2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.

3. Выделяем приставки и суффиксы.

Образец морфемного разбора:

Лесной (окончание -ой, основа лесн, корень лес-, суффикс -н-).

Перелесок (окончание нулевое, основа перелесок, корень -лес-, приставка пере-, суффикс -ок).

Приморский (окончание -ий, основа приморск, корень мор-, суффикс -ск-, приставка при-).

Разбор тренировочных заданий

Единичный выборп.

Выберите правильный корень слова подосиновик:

Правильный ответ:

Выделение цветом

Выделите цветом слова с приставкой от-

Отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна.

Правильный ответ:

Отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по русскому языку в 6 классе (чистовик)

«Виды служебных морфем: словообразовательные морфемы.

Цель урока: повторение и обобщение знаний о морфемах,

роли морфем в словообразовании и формообразовании

Цель учащихся: уметь находить морфемы в слове

Задачи: продолжить формировать знания о морфемах и их роли

в словообразовании и формообразовании;

развивать навыки производить морфемный разбор слова, навыки

работы в группах, мотивацию к аналитической деятельности;

воспитывать интерес к изучению языка, слова, уважительное

отношение друг к другу.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала

Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный

I . Вводно-мотивационный этап.

1. Организационный момент.

1. Анализ высказывания о языке И.С. Тургенева.

Какова основная мысль высказывания? Как называется наука о языке? Какие ее разделы вам знакомы? Что обогащает наш словарный запас, украшает нашу речь? Какие пословицы вы знаете? С род н ой земл и у мр и , не с ход и .

Какие части слова выделены? Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?

2. Обращение к целеполаганию .

- Какие задачи мы сегодня поставим перед собой на уроке?

- Уметь анализировать учебный материал;

-Различать морфемы, знать их роль

в словообразовании и формообразовании;

-уметь производить морфемный разбор слова,

-уметь работать в группах, т.е.

уважительно относиться друг к другу, прислушиваться к мнению других

3. Вступительная беседа:

Что вы знаете о морфемике?

Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают?

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.

Морфемы – это наименьшая значимая часть слова. Среди морфем выделяют: корень и аффиксы (приставка, суффикс, окончание).

II . Операционально-содержательный этап.

1. Работа в группах.

I группа : Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.

- ешь, -ит, -ого, -л-, -ие, -и;

II группа : Можно ли, не определяя часть речи, разобрать правильно по

составу слова стекло, красиво.

2. Составление слова. Составить слово из разных морфем данных глаголов.

I группа : От глагола притаился взять приставку, от тащить – корень, от возить – суффикс, от пел – суффикс прошедшего времени, от носился – суффикс возвратности: притащился .

II группа : Корень тот же, что в слове заводить, приставка та же, что в слове переменный, суффикс тот же, что в слове лётчик, окончание то же, что в слове цветок: переводчик .

2. Работа с текстом.

1. Чтение учеником бурятской народной сказки.

Тахяа ба үрэмшөө

- Намда хани нүхэр үгы байна, - гэжэ тахяа хани нүхэр бэдэрэн, хорео дээгүүр дуугаржа ябаба. Тиигэжэ ябахадань, гэрэй оройн хүнды сооhоо: «Би шамтай нүхэсэхэб! – гэжэ үрэмшөө дуугарба.

- Ши хэн гээшэбши? – гэжэ тахяа гайхан hураба.

- Би шубуун шэнги ниидэжэ шадаха далитайб, амитан шэнги жажалха араа шүдэтэй үрэмшөө гээшэлби даа, - гэбэ.

- Зай, тиигээ h аа, хани нүхэд боложо, хамта сугтаа байя даа! – гэжэ тахяа хүхюунээр харюусаба.

- Y дэшэ оройхон болгоод, танайда айлшаар ошохоб, - гэбэ үрэмшөө.

-Тиигээрэй, тиигээрэй,- гээд, тахяа гэртээ хариба.

Үдэшэ боломсоор, үрэмшөө хүнды сооhоо гаража, hарьhан даляараа дэбиhээр, тахяадаа айлшаар ерэбэ.

-Эндэ hууналби, – гэжэ тахяа hарабша дороhоо хэрзэгыгээр дуугарба.

-Үгы, бишни шамдаа айлшалжа ерээ гээшэлби. Шимни намаяа айлшан зангаар угтажа абахагүй юм гүш? – гэжэ үрэмшөө муудаhан янзатайгаар харюусаба.

- Ай, хани нүхэрни, намаяа хайрлыш! Бишни үдэр болоходо, хүхюу зугаатай, үдэшэ болоходо, унташадаг агшаб.

- Тиимэ аалши? Юундэ? – гэжэ үрэмшөө гайхан hураба.

- Y дэшэ орой болоходо, h охор болошодог заншалтай агшаб.

- Зобо h он хоер ушарба хабди. Нэгэмнай үдэр болоходо, наранай толон h оо ербэжэ, модоной хүнды соо орошодог зантай, нүгөөдэмнай харанхы болоходо, h охор болошодог хадаа хоюуландамнай ехэл бэрхэтэй байна. Тиигээ хадаа хани нүхэд боложо шадахагүй байнабди.

2. Выполнение заданий :

- Определите основную мысль текста.

Давайте поработаем над вольным переводом.

3. Приставки . Докажите мысль ученого А.Н. Тихонова: выпишите глаголы с приставками, выделите их, постарайтесь определить, что изменяет приставка в слове.

I группа : вошел - отошел – ушел .

Приставка во- (в-) обозначает движение внутрь чего-то;

ото- (от-) - удаление в сторону, убавление;

у - удале­ние.

II группа : дышал - подышал, глядел – поглядел.

Приставка по- изменяет вид глагола, который приобретает значение законченности действия.

Делается вывод : приставка - значимая часть сло­ва, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Иноязычные приставки (запись в тетради): а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.

- К акие значения прида­ют словам следующие морфемы:

I группа : суффиксы существительных: -ист-, -чик-, -ец-, -ушк-, -ость,

-ение-, -ак-, -ок-, -онк-, -ач-, -лец-, -тель-, -чик-, -щи-, -кист-,

суффикс глагола –л-, -и-, -е-, -ну-;

II группа : суффиксы прилагательных: -оват-, -еньк-;

суффикс глагола -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва- .

-Я с тобой по дружусь.

Приставка ПО - изменяет вид глагола, который приобретает значение законченности действия.

-У меня нет друг а . Окончание –а меняет форму слова

Влетел, отлетел, улетел

во- (в-) обозначает движений внутрь чего-то;

ото- (от-) - удаление в сторону, убавление;

у - удале­ние

Делается вывод : суффикс - значимая часть сло­ва, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слова.

IV . Контрольно-оценочный этап.

- Вам предлагается побывать в роли детективов: разобрать слова по составу. Выполнив задание, вы должны обменяться карточками между группами для проверки, используя цвет (маркер) своей группы.

Выступающий каждой группы проговаривает разбор слов.

I группа : знаток, проколоть, подвеска;

II группа : выключатель, безбрежный, расписание;

III группа : наводнить, решение, старинный.

V . Итог урока.

2. Вопрос-ответ.

Каждая группа готовит вопросы для другой группы. Затем каждая группа отвечают на вопрос противоположной группы.

3. Закончить предложение.

Чтение учителем начала предложения и продолжение учениками конца предложения.

Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это … (морфемика) .

Наименьшая значимая часть слова – это … (морфема) .

Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это … (корень) .

Часть слова, которая может быть определена путем подбора родственных слов – это (корень) .

Изменяемая часть слова, которая служит для выражения грамматического значения – это … (окончание) .

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это … (приставка) .

Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс) .

VI . Рефлексия.

1. Лист оценивания на уроке (эмоции): в начале урока, в середине урока, в конце урока.

2. Беседа:

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Какие трудности возникали?

- Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось на уроке?

Учебник: А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелева

Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2016 – 288 с.: ил.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании.

Цели урока:

  • Повторить изученный материал в 5 классе о морфемике, морфемах, об их роли в словообразовании и формообразовании.
  • Способствовать развитию мыслительной деятельности, умение работа самостоятельно, делать морфемный разбор.
  • Совершенствование навыков правописания.

Тип урока: повторение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

3. Проверка домашнего задания.

4. Повторение изученного материала в 5 классе.

ВТ-1

Морфемика – раздел науки о языке, который изучает строение слов.

Слова состоят из следующих частей: корней, приставок, суффиксов, окончаний.

ВТ-2

1.Что такое морфема?

Морфе?ма — наименьшая языковая единица, обладающая значением.

2.В чем отличие корня от других морфем?

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Например: лес – лесник – лесничий – лесок – лесочек – лесничество – лесной – лесистый. Является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание).

ВТ- 3.

1. Как называются все морфемы, кроме корня? Служебные.

2.Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от формы слова?

Однокоренные слова - слова с одним и тем же корнем. лес – лесник – лесничий – лесок – лесочек – лесничество – лесной – лесистый.

Форма слова называются все видоизменения одного и того же слова. Например: книга – книгу – книгой.

ВТ- 4.

1.Что такое приставка, суффикс, постфикс?

Префиксы – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Уточняют смысл корня, передают лексическое значение, иногда выражают и грамматическое значение (напр., вид у глаголов). Традиционное название в русском языке — приставки.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слова. Например: грузчик, учитель, водный.

Постфикс – это значимая часть слова, которая стоит после суффикса. Сказываться.

2.Что такое основа слова? Виды основ?

Основа - это часть слова без окончания. (поле, полем, полю).

Непроизводная основа состоит только из корня: вода, окно, дым, здесь, очень.

Производная основа – это та основа, в состав которой входят, кроме корня, и словообразовательные аффиксы (суффиксы и префиксы).

ВТ -5.

1.Для чего нужны служебные морфемы?

Служебные морфемы нужны для словообразования и формы образования.

2.В какой части слова заключено лексическое значение?

В основе заключено его лексическое значение.

ВТ -6.

1.Какие части слова выражают грамматическое значение?

2.Почему морфемы можно разделить на словоизменительные (формообразующие) и словообразовательные?

Потому что некоторые морфемы (суффикс, префикс, постфикс) образуют новые слова (рубить – рубка, рожь – ржаной), а суффикс, флексия служат для образования грамматических форм данного слова (чистый - чистейший, красивый - красивее.)

ВТ -7.

1.Какие части речи не имеют окончания? Наречие.

2.Назовите служебные морфемы.

Префикс, суффикс, постфикс, флексия.

Табло учета

ФИО

ВТ

1

2

3

4

5

6

7

7. Самостоятельная работа, выполнение тестового задания.

1. В каком ряду все слова однокоренные?

1. дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

2. кусать, закуска, вкусный;

4. утроить, третий, трефовый.

2. В каком ряду во всех словах выделяется нулевое окончание?

1. вбок, вброд, ввысь;

2. вверх, вдаль, взлет;

3. ввоз, вдох, взгляд;

4. вниз, вдоль, взмах.

3. В каком ряду все слова не имеют окончания?

1. крюк, номер, насквозь;

2. мышь, здесь, четверо;

3. издавна, заново, лишь;

4. напрокат, самокат, вдоволь.

4. В каком слове выделяются два окончания?

5. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными(формообразующими)?

1. наи-меньший, от-плыть, напева-я;

2. сдела-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;

3. красив-ее, вынес-л-а, снов-а;

4. пере-пилить, ши-л-и, весел-ей.

6. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?

1. надпись, надуманный, надоедать;

2. надрез, надомница, надувной;

3. надломленный, надкусить, надсечка;

4. надрубка, надрываться, надежность.

7.В каком ряду во всех словах выделяется приставка ис-?

1. искалеченный, исколесить, искрометный;

2. искореженный, искоса, искательница;

3. искривленный, искуситель, исключительный;

4. искупление, исклеванный, ископаемые.

8. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите?

Постфикс — это зна­чи­мая мор­фе­ма, нахо­дя­ща­я­ся после всех дру­гих частей сло­ва. Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щий и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный пост­фикс, кото­рый вклю­ча­ет­ся в осно­ву слова.

Значимые части слова — морфемы

Чтобы узнать, что такое пост­фикс, вспом­ним, какие мор­фе­мы в сво­ем соста­ве име­ют сло­ва рус­ско­го языка:

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов варьи­ру­ет­ся раз­ный набор мини­маль­ных зна­чи­мых частей. Состав неко­то­рых слов соот­вет­ству­ет, напри­мер, сле­ду­ю­щим схемам:

  • сол­неч н ый — корень/суффикс/окончание;
  • о без лес е ть — приставка/приставка/корень/суффикс/окончание;
  • овч ин н ый — корень/суффикс/суффикс/окончание

Кроме этих часто встре­ча­ю­щих­ся мор­фем, в соста­ве неко­то­рых лек­сем име­ет­ся еще одна зна­чи­мая часть — постфикс.

Постфикс — это…

В мор­фе­ми­ке рус­ско­го язы­ка поль­зу­ют­ся этим тер­ми­ном, кото­рый име­ет сле­ду­ю­щее значение:

Постфикс — зна­чи­мая часть сло­ва, сто­я­щая после всех мор­фем и слу­жа­щая для обра­зо­ва­ния новых слов или форм одно­го и того же слова.

Постфикс

  • как ой — либо — корень/окончание/постфикс:
  • отправ и л ся — корень/суффикс/суффикс/окончание/постфикс.

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое пост­фикс, мож­но про­честь в Википедии:

Как обозначается постфикс?

Все зна­чи­мые части сло­ва име­ют услов­ное гра­фи­че­ское обо­зна­че­ние. Постфикс обо­зна­ча­ет­ся в виде пря­мо­го угол­ка с про­длен­ной впра­во гори­зон­таль­ной линией.

Постфиксальный способ словообразования

Постфикс -ся/-сь и основа слова

В соста­ве воз­врат­ных гла­го­лов отме­тим нали­чие пост­фик­са -ся, вари­ан­том кото­ро­го явля­ет­ся -сь. Возникает вопрос — пост­фикс -ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный или формообразующий?

Морфема -ся пишет­ся после соглас­ных, а -сь — после глас­ных, например:

  • отправ и л ся — корень/суффикс/суффикс/окончание/постфикс;
  • соглас и л а сь — корень/суффикс/суффикс/окончание/постфикс.

Глагольный воз­врат­ный пост­фикс выпол­ня­ет фор­мо­об­ра­зу­ю­щую роль:

  • отпра­вить — отпра­вить ся ;
  • радо­вать — радо­вать ся ;
  • сва­тать — сва­тать ся .

Как и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы и окон­ча­ние, эта часть сло­ва не вклю­ча­ет­ся в про­из­во­дя­щую основу:

  • отпра­ви ться
  • радо­ва ться
  • сва­та ться

Постфикс -ся может участ­во­вать в обра­зо­ва­нии новых слов — непе­ре­ход­ных гла­го­лов:

  • петух — петуш и ть ся (суффиксально-постфиксальный способ);
  • тол­па — толп и ть ся ;
  • рас пла­кать ся ;
  • боять ся ;
  • поку­сить ся

Эта мор­фе­ма явля­ет­ся тогда сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной, когда она участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии воз­врат­ных гла­го­лов, не име­ю­щих пары без неё, или сло­во в при­сут­ствии пост­фик­са при­об­ре­та­ет дру­гое лек­си­че­ское значение.

  • давить и давить ся ;
  • добить и добить ся ;
  • вер­нуть и вер­нуть ся .

В таких слу­ча­ях, явля­ясь сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной мор­фе­мой, -ся вхо­дит в осно­ву лек­се­мы, кото­рая чаще все­го явля­ет­ся пре­ры­ви­стой, например:

  • дави ть ся
  • доби ть ся
  • нра­ви ть ся
  • улы­ба ть ся
  • боро ть ся

В соот­вет­ствии с эти­ми кри­те­ри­я­ми не вхо­дит в гла­голь­ную осно­ву пост­фикс -те, обра­зу­ю­щий фор­му 2 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го наклонения:

Словообразовательные постфиксы -то, -либо, -нибудь

Постфиксы -то, -либо, -нибудь обра­зу­ют новые сло­ва. Они вно­сят в лек­си­че­ское зна­че­ние отно­си­тель­ных место­име­ний и наре­чий зна­че­ние неопре­де­лен­но­сти. Присоединившись к этим лек­се­мам, ука­зан­ные пост­фик­сы обра­зу­ют­ся новые сло­ва, при­над­ле­жа­щие к дру­гим раз­ря­дам место­име­ний и наре­чий.

Понаблюдаем за про­цес­сом словообразования:

  • что — что- то , что- либо , что- нибудь ;
  • кто — кто- то , кто — либо ; кто- нибудь ;
  • когда — когда- то , когда- либо , когда- нибудь .

Словообразовательные пост­фик­сы место­име­ний и наре­чий вклю­ча­ем в осно­ву слов:

  • кт о — то
  • почему-то
  • как ой — либо
  • где-нибудь

Постфиксы -ка, -таки

Укажем части­цы -ка, -таки, кото­рые, при­со­еди­ня­ясь к сло­ву, при­да­ют им неко­то­рые оттен­ки значения:

  • опять- таки
  • всё- таки
  • пришел- таки
  • подвинься- ка
  • дай- ка

Постфикс -ка смяг­ча­ет при­каз­ной тон обра­ще­ния к дру­го­му лицу:

Принеси-ка мне чистый лист, руч­ку и чер­ни­ла (Майн Рид).

Слова с пост­фик­са­ми -ка, -таки име­ют раз­го­вор­ную сти­ли­сти­че­скую окраску.

В мор­фем­ном соста­ве слов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют мини­маль­ные зна­чи­мые сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие части:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепить и обобщить знания, полученные по теме; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; внимание, память, мышление; коммуникативные навыки; формировать навыки самоконтроля, рефлексии, воспитывать интерес к русскому языку

Урок 26 русский язык 6 класс

Цель: закрепить и обобщить знания, полученные по теме; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; внимание, память, мышление; коммуникативные навыки; формировать навыки самоконтроля, рефлексии, воспитывать интерес к русскому языку

Планируемые результаты:

- предметные: применяют знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении морфемного и словообразовательного анализа слова;

-познавательные УУД : формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила; используют приобретенные умения при выполнении творческих заданий, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы;

-личностные УУД : устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала,

-коммуникативные УУД сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника; комментируют собственные действия при выполнении задания;

-регулятивные УУД ставят учебные задачи, проводят контроль.

Оборудование: раздаточный материал, таблицы, листы самооценивания

1.Организационный момент

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Мы с вами умеем трудиться, мы целеустремленны и собранны, мы умеем преодолевать трудности.

2. Мотивация учебной деятельности.

Определение темы и цели урока.

Перед вами рассыпанные слова. Составьте из них предложение и запишите его.

Грамотный человек должен разбираться в структуре слова.

- Как вы понимаете эти слова? Каким синонимом можно заменить слово структура? (состав слова). Как они связаны с темой урока?

- Для чего нужно разбираться в структуре слова?

- чтобы определить его смысл

-для правописания . Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова). Многие орфографические правила опираются на словообразование. Зная из чего состоит слово, мы видим орфограмму.

- Так чем же мы сегодня будем с вами заниматься?

- Какие цели можно поставить перед собой на уроке? (Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слова, отрабатывать орфографические навыки).

3.Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос

-Что составляет основу слова?

-Изменяемая часть слова.

-Какие части слова служат для образования новых слов?

-Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов.

-Это значимая часть слова, которая находится перед корнем.

-Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании.

-Какой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка?

-Какой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по-весеннему?

-Какой частью слова похожи слова: подсвечник, подоконник, подставка, подложить?

-В каких частях слова мы изучаем правила о правописании гласных и согласных?

-Часть слова без окончания

-Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов

-Часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

-Какие разделы науки о языке мы изучали в данной теме ?

1. Ростение 2. Расточек 3. Премудрый 4.Загарел 5.Загар 6.Прешил 7.Зоря 8. Зоренька

3. Лингвистическая задача (инд. у доски)- Дано: выход способ образования? Решение: выходить→ выход (бесуфиксальный способ) Ответ: слово выход образовано бессуффиксальным способом).

Приехать- прист., стенной-прист., пригородный- прист.- суф.-. - Какие способы образования здесь не названы? ( бессуффиксальный, сложение, переход в другую часть речи).

3.Выберите из данных утверждений верные.

1)Морфемы-это корень, приставка, суффикс и окончание.
2)Любое слово содержит корень, но не любое – окончание.
3)В слове может быть только один корень.
4)В слове может быть только одно окончание.
5)Если два слова имеют одинаковые корни, но разные окончания, они родственные.
6)Суффикс стоит после корня, а приставка-перед корнем.
7)Предлог не морфема, а самостоятельная часть речи.
8)В словах испугать и искать одинаковые приставки –ис-.
9)В словах ромбик и квадратик одинаковые суффиксы –ик-.
10)Выражение "У слова нулевые окончание" и "У слова нет окончание" значат одно и тоже.

11) Этимология изучает произношение слова

12) Морфемика изучает части речи

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

(Дети садятся за парты.)

4. Применение знаний и умений

1. Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов:

подосиновик, водный, объездной, синь.

- Чем отличаются эти виды разбора?

( Морфемный разбор – это выделение значимых частей слова, из которых оно состоит. При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют. Словообразовательный разбор слова – это выделение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе указывается только то, с помощью чего образовано данное слово.)

2. Практическая работа

Вы должны пройти 3 уровня разной степени сложности. Максимальное количество баллов 6 баллов. За 1 – 1, за 2 – 2, за 3 -3балла.

Задание на 1 балл

Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово от какого образовано. Укажите морфемный состав слова грустноватый

ГРУСТНОВАТЫЙ ГРУСТЬ ГРУСТНЫЙ

Задание на 2 балла

Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки

ГИТАРА - ______________ , ГИТАРИСТКА

ШЁЛК - _______________ , ________________ , ШЕЛКОВИСТОСТЬ

Задание на 3 балла

Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово, от какого образовано. Определите способ образования.

СДЕЛАННЫЙ ДЕЛАТЬ ДЕЛО СДЕЛАТЬ

3. Выборочная работа. по 1 примеру

1. Приставочный способ:



+

Выберите слова, образованные приставочным способом: сберечь, выгодный, объездной, запасной, подпрыгнуть, прибавка.

2. Суффиксальный способ:





+

Выберите слова, образованные суффиксальным способом: подосиновик, лесок, мамочка, подушка, набор, водный.

3. Приставочно-суффиксальный способ:






+ +

Выберите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом: подоконник, подводный, прилететь, выход, выполненный, заводной.

4. Решение проблемных ситуаций:

1. Одинаковые ли корни в словах ГОРЕВАТЬ, ГОРЕЦ, ЗАГОРЕЛЫЙ? Почему?

(Корни омонимичные, разные по лексическому значению)

(В слове расти корень с чередованием гласных, его ни в коем случае нельзя проверить ударением.) Вывод: - Почему так важно уметь определять правильно корень в словах? (Это необходимо для правильного написания слов).

- От чего зависит выбор гласных О-А в этих корнях?

5. Работа с текстом.

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, дом построить, детей вырастить. А ещё надо добрую песню сложить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слагал песню или растил ребенка, – ко всему нужно приложить усилия, всему отдать свою душу и то добро, которое нельзя зап..рать в своем сердце! Да и не зап..реть его вовсе! Расул Гамзатов.

Определить его основную мысль. Что хотел сказать этим текстом автор? (Как надо жизнь прожить.) Какой это тип речи? (Рассуждение). На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов). Какие корни с чередующимися гласными вы знаете еще?

5. Обобщение и систематизация знаний

1. Буквенный диктант с самопроверкой

Я называю слово, вы определяете, какую букву нужно писать в корне с чередованием, и ставите крестик в соответствующей строке с самопроверкой (1 у доски)

1. загорать 2. касательная 3. зорька 4. выращенный 5. пригорело

6. отрасль 7. зарница 8. сгорели 9. загар 10. росток

2. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.

Расположенный у берега.

Задуматься на некоторое время.

Участок около школы.

Гнаться за кем-нибудь.

Слегка задеть что-либо.

Вызывающий восхищение, красивый.

Немного открыть окно.

Расположенный у дороги

Спуститься с неба на землю.

Расположенный у берега. (Прибрежный).

Задуматься на некоторое время. (Призадуматься).

Участок около школы. (Пришкольный).

Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).

Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться).

Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).

Немного открыть окно. (Приоткрыть).

Расположенный у дороги (Придорожный).

Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).

Очень длинный. (Предлинный).

Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Тест Взаимопроверка

1. Что составляет основу слова?

а) приставка, корень, окончание б) корень, суффикс в) приставка, корень, суффикс, окончание г) приставка, корень, суффикс

2. Какая часть слова служит для образования форм слова?

а) окончание б) приставка в) корень г) суффикс

3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок?

а) приставкой б) корнем в) суффиксом г) окончанием

4. В какой части слова есть орфограмма: лаг - лож; рос - раст - ращ?

а) в окончании б) в приставке в) в корне г) в суффиксе

5.В каком слове пропущена буква А?

а)ог…рок б) выг…реть в) подг…реть г) сг…рать

6.Буква А пропущена в слове

а)з…ревать б) з…ря в) з…рянка г) з…рюшка

7.Буква Е пишется в приставке, если она обозначает

а) присоединение б) приближение в) неполное действие г) близость по значению к слову очень

8.Буква И пропущена в слове

а) пр…кратить б) пр…града в) пр…школьный г) пр…старелый

1.г 2. а 3. б 4. в 5. а 6. б 7.г 8. в

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же я – в дневнике или в журнале.

Получилось слово ОЦЕНКА.

Итак, что мы сегодня повторили на уроке?

Над чем стоит ещё поработать?

В чём возникают трудности?

С каким настроением вы уходите с урока?

Вывод: Морфемика и словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

Оцени себя и подчеркни нужное.

1. Я усвоил тему- …

а) хорошо б) не совсем хорошо в) плохо

2. Допускаю ошибки в а) разборе по составу, б) словообразовательном разборе в) в корнях с чередованием г) в приставках при-/пре-

2. Допускаю ошибки, потому что … а) не записал таблицу в справочник; б) не выучил правило; в) небрежно делал домашнее задание; г) не понял объяснение учителя; д) бываю невнимательным, отвлекаюсь; е) мне требуется дополнительное время.

Домашнее задание: готовиться к контрольной работе, выполнить задания 1,2. с.

Читайте также: