Постановка звука м при дизартрии конспект занятия

Обновлено: 05.07.2024

При поражении нервной системы нарушается связь речевого аппарата с центральной нервной системой. Развивается дизартрия, ограничивается подвижность голосовых органов – языка, нёба, губ, замедляется артикуляция. У детей дизартрия сопровождается недоразвитием речи, нарушением способности чтения и письма, неправильным произношением слов. Дизартрия возникает как последствие поражения ЦНС при детском церебральном параличе, опухолях, нейроинфекциях, травмах и других заболеваниях. У взрослых расстройство речи может возникнуть после инсульта, при развитии опухоли головного мозга, при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, нейросифилисе и других заболеваниях.

В неврологическом отделении Юсуповской больницы проводят диагностику и лечение различных заболеваний нервной системы, в том числе демиелизирующих, болезни Альцгеймера, Паркинсона, нарушений мозгового кровообращения и других поражений нервной системы. В реабилитационном центре применяют современные методики восстановления речи и утерянных способностей больного. Для восстановления мозговой деятельности при поражении нервной системы применяют лечебную физкультуру, упражнения на тренажерах, занятия с логопедом. Различные методы лечения и реабилитации применяются в зависимости от возраста, состояния пациента, степени поражения ЦНС.

Постановка звуков при дизартрии: последовательность

  • Подражание.
  • С помощью артикуляции.
  • Механическая помощь: от опорного звука, от артикуляционного уклада.

Постановка шипящих звуков

Обучение проходит с помощью занятий, методы постановки шипящих звуков зависят от диагноза, уровня нарушений психомоторных функций. Используется принцип индивидуального подхода, занятия должны развивать ребенка эмоционально, интеллектуально. Во время постановки звуков подключаются зрительные, слуховые и тактильные анализаторы, используются двигательно-кинестетический, слухо-зрительно-кинестетический, дидактический методы. Проводится активная и пассивная артикуляционная гимнастика, массаж.

Постановка звуков при стертой дизартрии

Дизартрия классифицируется как несколько видов нарушений:

  • Псевдобульбарная дизартрия. При таком нарушении обнаруживаются двусторонние очаговые повреждения нервных волокон, проходящих от пирамидных нейронов коры прецентральной извилины мозга до двигательных ядер черепных нервов (пирамидный путь). У больного укорочены дыхательные и речевые циклы, произносимые фразы обрывисты.
  • Бульбарная дизартрия. Нарушение связано с очаговым повреждением нервных волокон чаще всего в продолговатом мозге. Речь взрослого больного невнятная, гнусавая, сложная для восприятия.
  • Подкорковая или экстрапирамидная дизартрия. Происходит поражение подкорковых ядер нервов головного мозга. Речь больного может изменяться от ускорения до замедления, может быть слишком разборчивой или смазанной, невнятной.
  • Корковая дизартрия. Поражается кора головного мозга. Поражение коры мозга сопровождается утратой речи, сохраняется понимание произносимых другими слов и фраз.
  • Мозжечковая дизартрия. Нарушение связано с поражением нервных волокон мозжечка и проводящих путей. Речь больного гнусавая, медленная, сегментированная, невнятная.

Дизартрия имеет классификацию по шести формам:

  • Спастическая. Развивается при поражении нервных волокон мышц лица, которое приводит к параличу мышц, при двустороннем центральном парезе, при поражении корково-ядерных путей, двустороннем поражении передних центральных извилин.
  • Вялая. Вместе с расстройством речи нередко возникает расстройство глотания, дизартрия развивается в результате периферического пареза или паралича определенных мышц лица.
  • Односторонняя верхнемотонейронная. Развивается в результате паралича мышц лица, одностороннего центрального пареза, поражения корково-ядерных путей или передних центральных извилин.
  • Гиперкинетическая. Дизартрия развивается при поражении нервных связей подкорковых узлов и самих подкорковых узлов. В этом случае нарушена мелодичность речи, она смазанная, невнятная, звуки произносятся в нос. Относится к экстрапирамидным дизартриям.
  • Атаксическая. Дизартрия вызвана поражением мозжечка и проводящих путей. При атаксической дизартрии нарушается модуляция речи, речь становится скандированной, растянутой.
  • Гипокинетическая. Развивается при поражении подкорковых узлов и их нервных связей, относится к экстрапирамидным дизартриям.

Также существует смешанная форма дизартрии, которая наблюдается при травмах нервной системы. Логопеды различают несколько степеней нарушения речи:

  • Первая степень – дефекты речи малозаметны, выявляются врачом при специальном обследовании.
  • Вторая степень – речь понятна, но в произношении отмечаются дефекты речи.
  • Третья степень – речь понятна только близким больного, частично ее понимают другие люди.
  • Четвертая степень дизартрии – речь непонятна близким людям или полностью отсутствует.

Дифференциация звуков при дизартрии определяется индивидуальным подходом. Два этапа постановки звука при дизартрии помогают отработать гласные и согласные, дифференцировать в определенной последовательности. Порядок постановки звуков при дизартрии зависит от типа дизартрии. Если у ребенка стертая дизартрия, то занятия следует начинать с уточнения гласных звуков, согласные несут в основном семантическую нагрузку. Длительность гласных позволяет быть речи разборчивой, определяет темп и мелодико-интонационную окраску речи.

Логопед, работая с пациентом, по длительности гласных звуков определяет разборчивость произносимых слов, учит произносить гласные звуки с определенной силой и высотой звука - такие занятия придают эмоциональный компонент речи. При дизартрии есть определенная последовательность в лечении, постановке звуков. Постановка гласных звуков при дизартрии проводится первым этапом, затем согласных и сонорных, смычно-взрывных, щелевых и переднеязычных. Комплексное лечение дизартрии состоит из медикаментозной терапии, ЛФК, иглотерапии, физиотерапии, занятий с логопедом. Врач-невролог Юсуповской больницы определяет степень поражения речевого аппарата, направляет на прием к логопеду. В больнице применяют методы восстановительной терапии при лечении дизартрии, нарушениях речи, с больными занимается логопед и специалисты реабилитационного центра. На консультацию к врачу можно записаться по телефону.

Речевые задачи:

Коррекционные задачи:

• развивать фонематические процессы;

• коррекция речевого дыхания;

• коррекция общей и мелкой моторики;

• коррекция артикуляционных нарушений;

Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к занятию;

• воспитывать навыки самоконтроля.

Оборудование: Кукла Золушка, зеркало, картинка с буквой З, разрезные картинки (платье, колокольчик, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня к нам придет необычная гостья, догадайся, из какой она сказки? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Золушка).

2. Овладение навыками релаксации

Когда Золушка шла к нам в садик, она замерзла. Покажи, как она замерзла – (съежится, напрячься). Отогрелась в садике – расслабилась.

3. Мимическая гимнастика

Вспомни сказку и покажи, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, а теперь покажи, как она обрадовалась, когда крестная подарила ей платье и туфельки.

4. Развитие общей моторики

Капусту нашел, сел, поел

Зайка шёл, зайка шёл,

Морковку нашёл, сел, поел

(Имитировать движение ходьбы, приседание, показать, как ест зайчик).

5. Массаж. Артикуляционная гимнастика.

Массаж лица и языка по основным линиям.

6. Работа над дыханием

Вот мы и подошли к замку, посмотри какие тучи над ним. Давай их сдуем.

7. Автоматизация звука в изолированном виде

8. Акустико-артикуляционная характеристика

Скажи, в каком положении находятся губки, когда мы произносим звук з?

А где у нас язычок, зубки. Что с горлышком?

Губы в улыбке, язычок на нижних зубках, между зубками щель. Горлышко поет песенку комара.

9. Связь звука с буквой

На эту букву посмотри

она совсем, как цифра… три. (Показ картинки с буквой)

На что еще похожа буква З? Нарисуй ее в воздухе.

10. Развитие мелкой моторики

Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то разрезал ее замечательное платье. Как ты думаешь, кто это сделал?

Поможем Золушке зашить платье. (Собирает картинку разрезанного платья.)

11. Работа над голосом

(Произносит слоги сначала громко, а затем тихо: - ЗА-ЗА-ЗА! - за-за-за.)

12. Развитие фонематического слуха

13. Автоматизация звука в слогах

Мы выполнили задание мачехи и от радости Золушка запела:

За-за-за Зо-зо-зо Зу-зу-зу

Аз-аз-аз Оз-оз-оз Уз-уз-уз

Давай ей подпоем.

14. Автоматизация звука в словах

А вот еще одно задание злой мачехи. Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано

Ваза, береза, замок, звезда, зонт, заяц, роза, забор.

15. Развитие фонематического восприятия

16. Формирование лексико-грамматического строя речи

И последнее задание мачехи: скажи ласково.

зайка - заинька зонт - зонтик

зуб – зубик таз – тазик

17. Итог занятия

Золушка появляется в красивом платье, благодарит за то, что помогли ей и она может отправляться на бал.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Комментарии

Елизарова Светлана Владимировна

Речь - уникальный продукт человеческой психики. Она невозможна без взаимодействия различных уровней и областей головного мозга. Вопрос анатомии и физиологии речи затрагивали в своих работах многие авторы, такие как Л.О. Бадалян, С.С. Ляпидевский, В.И. Селиверстров и др. Индивидуальные занятия с ребенком с дизартрией строятся по-особому.
Речь развивается как самостоятельная функция на базе условно-рефлект орной деятельности. Сочетание раздражителей (зрительных, слуховых и тактильных), которые приходят в кору головного мозга, формирует связи между долями мозга. На основе этих связей развивается восприятие и воспроизведение речи. На занятии учитывается,что в теменной доле головного мозга фиксируются движения артикуляторных органов (праксис). Внутренние связи между слуховым и зрительным отделом являются базой формирования пассивного словаря. Лобный конус является наиболее важной областью: в данной области коры создаётся программа речевого высказывания, программы волевой деятельности, планирования поведения. Он делает речь осмысленной, мышление - речевым, абстрагированны м.
Моторная организация речи обеспечивается вторичными отделами постцентральной области и нижними отделами премоторной области. В постцентральной области происходит анализ ощущений движения речевых органов, которые поступают от мышц (кинестезии). В премоторной области синтезируются программы речедвигательно го акта (кинемы). В третичных отделах коры больших полушарий происходит аналитико - синтетическая деятельность, в результате которой акустико-моторн ая информация, поступающая из вторичных зон, перекодируется в смысловые схемы.
От моторной области начинается пирамидный путь, который условно подразделяется на корково - бульбарный и корково - спинальный, заканчивающийся в ядрах черепно-мозговы х нервов и в спинном мозге. От ядер черепно-мозговы х нервов и спинного мозга отходят периферические нервы к мышцам скелетной и артикуляционной мускулатуры. Занятие построено с учетом всех этих факторов.

Галямова Анастасия Владимировна

Речевой материал соответствует целям и теме занятия. Прослеживается четкое соответствие материала теме и целям занятия, которое построено логично и последовательно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: Звуки [м - м , ]. Буква М м.

Цель занятия: закрепить навыки различия и четкого произношения звуков

[м, м , ] изолированно, в слогах, фразах, в предложении.

Образовательные задачи занятия:

закрепить знания о механизмах организации данного звука изолированного, в слогах, в словах, в предложении;

познакомить с графическим изображением звуков [м - м , ], буквой М м;

сформировать понятие звук, слог, слово, предложение.

Коррекционные задачи занятия:

совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;

Воспитательные задачи занятия:

воспитывать интерес к занятиям, воспитание трудолюбия, настойчивости.

Оборудование : профили артикуляции звука, предметные картинки, мяч, тетради.

Ход проведения занятия.

Этапы занятия

1. Организационный момент

Живет она в норке
В подполье, в каморке.
Серая малышка
Кто это? (мышка)

- Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится в начале слова?

- Сегодня мы с вами будем работать со звуками [м – м , ], научимся находить его в словах

3 . Артикуляционная гимнастика

- Остановили лошадку тр – р – р.

- Сели удобно, одну руку положим на диафрагму (чуть выше живота) другую на пояс. Контролируем – когда дышим плечи не поднимаются (на доске схема).

4 . Произнесение изолированного звука

5 . Анализ артикуляции звука с помощью схемы

“ Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. - Возьмите зеркала и произнесите звук [м] (вопросы сопровождаются схемой).

- В каком положении находятся губы?

- Произнесите звук [м , ] в каком положении находятся губы?

-В каком положении находятся зубы?

- В каком положении находится язык?

- Какая воздушная струя (поставим руку тыльной стороной)?

- Присутствует ли голос?

При произношении звука [м] губы сжаты и напряжены.

При произношении звука [м , ] губы растягиваются, но также смыкаются.

При произношении звука [м] зубы не смыкаются.

При произношении звука [м] язык свободно лежит.

Воздушная струя слабая и короткая идет через нос.

Голос присутствует.

6. Характеристика звука

- Можем ли мы этот звук пропеть?

- Значит этот звук какой?

- Если этот звук согласный, он может быть каким?

- Мы говорим что при произношении этого звука присутствует голос, значит он какой?

Этот звук мы пропеть не можем.

Этот звук согласный.

Этот звук может твердым и мягким.

Этот звук звонкий.

7. Связь звука и буквы

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем.

Звуки [м и м , ] обозначается буквой м..

На доске выставляется заглавная и строчная буква м.

- Назовите что изображено на картинках. (дом, дым, ком)

8 . Развитие фонематического слуха

Попробуй звуки поймать,
Если услышишь звук “мь”,
руки вверх подними,
А если услышь “м”,
в ладоши хлопни.

9. Закрепление звука изолированно

Давай покажем нашему звуку как, мы научились его произносить.

10.Закрепление звука в слогах посредством повторения чистоговорок

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

11. Динамическая пауза

Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз) ,
Мы ногами — топ-топ-топ (6раз) .
Кулаками постучим (6раз) ,
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой) .

12. Закрепление звука в словах.

Игра “Дополни слоги до слов”

ма- (машина, малина, матрешка, мальки)

мо- (море, морж, мойка, мост, мох)

му – (мусор, муха, муравей)

мы – (мышка, мышь, мысли)

ми – (мишка, миска, минута, мир)

ме – (месяц, метр, мебель, мех, мел)

13. Закрепление звука в предложении

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Кто это. ( мышка )

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной. ( медведь )

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Летом — ульи ворошит. ( Медведь )

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. ( Мороз )

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. ( Морковь )

Целый день летает,

Тогда перестанет. ( Муха )

14. Работа в тетрадях

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Что обозначает эта буква?

Какие это звуки.

Мы познакомились с буквой М.

Она обозначает звуки [м и м , ].

Звук [м] согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой и колокольчиком.

Звук [м , ] согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленой фишкой и колокольчиком.

“ Сегодня у тебя было хорошее произношение. Ты правильно выполнял задания. Молодец.”

hello_html_5ee04de8.jpg

hello_html_5ee04de8.jpg

hello_html_m22f18c1b.jpg

hello_html_m9b751ff.jpg

hello_html_m558d23d3.jpg

hello_html_m558d23d3.jpg

Краткое описание документа:

Конспект занятия в 1 классе. К материалу прилагаются индивидуальные карточки по теме звук [М], буква Мм.

Список литературы и адреса интернет-ресурсов:

1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 303 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.06.2019 5268
  • DOCX 2.4 мбайт
  • 157 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кашарина Наталья Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на материале звуков м-мь.

Задачи:

формировать умение характеризовать звук по артикуляционным и акустическим признакам;

формировать умение различать на слух фонематические противопоставления:

гласный– согласный звук, твёрдый – мягкий согласный;

развивать умение выполнять простой фонематический анализ слога (обратного АМ, ОМ, УМ, прямого МИ);

развивать умение осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания.

Пособия и материалы:

Методы:

Словесный: пояснение, объяснение, метод прямого воздействия, педагогическая оценка, интонированное произнесения.

Практический: игровые упражнения, вопросы, поисковые действия, закрашивание.

Приёмы:

Сюрпризный и игровой моменты, создание проблемной ситуации, беседа, мозговой штурм.

1.Оргмомент.

Медвежата сладко спят дети опускают головы на сложенные на столе руки

И расслаблено сопят спокойно и глубоко дышат

Солнце глянуло в окошко, крепко зажмурить глаза

Все зажмурились немножко.

- Медвежата, хватит спать, широко открывают глаза

Вам давно пора вставать. встают со своих мест.

Медвежата все проснулись с напряжением тянут руки вверх, улыбаются

Любят мишки чистоту.

Умываться все идут. Шагают на месте.

Кран, откройся имитируют открывание крана

Нос, умойся, вдоль носа указательными пальцами сверху-вниз

Мойтесь сразу оба глаза круговые массирующие движения по векам

Лоб и щеки, разглаживание лба от центра к вискам

Мойся шейка повороты головы вправо-влево

Ручки мойтесь хорошенько растирают руки

Чистить зубы мы начнём.

Медвежата мёд лакали лакательные движения язычком

Лижут с нёба сладкий мед гладят языком нёбо

Кверху сильно прижимают.

Надо чай горячий пить кистью руки изображают чашку

Но сначала остудить.

-Вы медвежата не ленитесь

Потом пейте имитируют питьё из чашки

Завтрак съеден, медвежата

Друг друга подразнили

И к занятиям приступили.

2.Метод мозгового штурма.

Дети проговаривают стихотворение, закрытыми глазами, взявшись за руки.

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво.

Чётко и неторопливо.

Что учили на занятии.

- Скажите, что я сейчас произнесу? А-И-П-О

- Какие бывают звуки?

- Что составляем из звуков?

-Звуки – мы слышим и произносим, а буквы – читаем и пишем.

У каждого ребёнка карточка с недописанной буквой. Дописать недостающий элемент буквы, сказать какой звук она обозначает, придумать слово, со словом составить предложение.

- Отгадайте, кто к нам пришёл в гости?

Выставляются герои мультфильма.

4. Характеристика звуков м, мь по артикуляционным и акустическим признакам.

- Возьмите зеркала, произнесите имена героев.

- Какой первый звук в слове Маша? Что происходит с губами? (губы смыкаются, губы чуть-чуть сердятся).

- Какой первый звук в слове Медведь? ( губы улыбаются)

Воздух выходит через нос или через рот? (через нос).

Значит звуки м, мь какие? (согласные).

М –твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета;

Мь – мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета.

5. Развитие фонематического восприятия, дифференциация м, мь.

Восприятие звука в потоке звуков, в слогах, в словах.

- ам, ти, ан, ми, му, на, ди;

- молоко, мишка, мост, молоток, компот, месяц, мышка, семья.

6. Анализ и синтез слогов со звуками м, мь.

- Послушайте и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек – символов и составьте схемы.

Будьте внимательны: АМ, МА, ЫМ, МИ.

7. Определение позиции звуков м, мь в словах.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом –

Мы подуем высоко поднимаем руки вверх, встаем на носочки

Мы подуем низко, руки перед перед собой, приседают и дуют

Мы подуем далеко, руки перед собой, наклоняемся и дуем

Мы подуем близко руки на грудь и дуем на них.

- Наполнились волшебной силой? Приступаем к заданию.

8. Физминутка.

9. Развитие просодики.

Чистоговорка читается от лица всех членов семьи по очереди, с изменением тембра и силы голоса).

Бедный мишка заболел

Мишка много меда съел

Мишка плачет и кричит

- У меня живот болит!

10. Знакомство с буквой.

- Дети, а вы любите своих мам? (да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой М.

Давайте попробуем её изобразить вместе:

Взявшись за руки,

- Молодцы! А еще из чего можно сложить букву?

11. Итог занятия.

- С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются?

- Давайте вспомним и произнесем в свои ладошки и опустим в шкатулку слова со звуком М, Мь. (из шкатулки дефектолог достаёт разноцветные звёздочки).

Ваши слова превратились в звёздочки, это благодарность за хорошую работу на занятии.

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ЭСКИМО, 2003. -48 с.

Литвинчик Т.А. Звуки, буквы и слова делятся секретами: подготовка дошкольников к овладению грамотой. – Мозырь: Содействие, 2009. – 152 с.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов. – М.: ГУМАНИТ изд.центр ВЛАДОС. – 2003. 216 с.

Почитай, подумай, угадай. Автор-составитель Е.Е. Нерад. – Мозырь: Содействие, 2007. -104 с.

Смоляная В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению /В.С.Смоляная. – Мозырь: Содействие. – 2010. -84 с.

Царёва Л.П. Читаем вместе: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения/Л.П.Царева. – Мозырь.: Белый Ветер, 2015 – 63с.

Читайте также: