Постановка звука м конспект индивидуального занятия

Обновлено: 06.07.2024

Нарушение произношения звуков [М] и [МЬ] и других губно-губных звуков встречается в логопедической практике гораздо реже, чем нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат и соноров. Именно этим объясняется интерес к данным дефектам у практикующих учителей-логопедов.

Вашему вниманию представлен конспект индивидуального логопедического занятия по постановке и автоматизации звука [МЬ] в слогах.

Данный конспект предназначен для учителей-логопедов по коррекции звукопроизношения старших дошкольников в современных условиях логопедического кабинета в ДОУ в рамках индивидуальной и подгрупповой работы.

Конспект индивидуального логопедического занятия

Постановка и автоматизация звука [МЬ] в слогах

• постановка звука [МЬ];

• автоматизация звука [МЬ] в прямых и обратных слогах;

• развитие фонематического слуха (различать звуки [М] и [МЬ] в слогах).

Сюжетно – игровая основа. Волшебная страна звуков. Котёнок Мил в гостях у ребёнка в детском саду.

1. Вводная часть

Котёнок Мил звук [МЬ] забыл.

Вдруг заплакал наш котёнок.

Подошёл к нему ребёнок.

Говорит: «Не плачь, родной,

2. Основная часть

Артикуляция звука [МЬ]

Характеристика звука [МЬ]: согласный, губно-губной, мягкий, звонкий.

Описание правильной артикуляции звука [МЬ]:

• губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

• воздух выходит через нос;

• кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута;

• голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Постановка звука: по подражанию.

Логопед предлагает ребёнку помочь котёнку добраться до миски с молоком.

Логопед называет слоги, а ребёнок показывает кулачки – на звук [М] и ладошки – на звук [МЬ].

Ребёнку нужно повторить за логопедом в слогах мягко

Ребёнок выделяет ударный слог ударом палочкой по барабану

Слоги: ми-ми-ми`, ми-ми`-ми, ми`-ми-ми; мя-ми-ме`, ми-ме`-мю, ме`-мю-мя; мя-мю`-ми, ми-ме`-мя, мю-ме`-ми, ми-мя`-мю, ме-ми`-мя; а`мь –омь-умь, и`мь-емь-юмь, я`мь-имь-юмь, `ымь-амь-омь, `умь-юмь-ымь.

3. Подведение итогов.

1. Жидкова Л.И. Коррекция произношения звуков раннего онтогенеза у детей дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ.

2. Егорова О. Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: Звуки [м - м , ]. Буква М м.

Цель занятия: закрепить навыки различия и четкого произношения звуков

[м, м , ] изолированно, в слогах, фразах, в предложении.

Образовательные задачи занятия:

закрепить знания о механизмах организации данного звука изолированного, в слогах, в словах, в предложении;

познакомить с графическим изображением звуков [м - м , ], буквой М м;

сформировать понятие звук, слог, слово, предложение.

Коррекционные задачи занятия:

совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;

Воспитательные задачи занятия:

воспитывать интерес к занятиям, воспитание трудолюбия, настойчивости.

Оборудование : профили артикуляции звука, предметные картинки, мяч, тетради.

Ход проведения занятия.

Этапы занятия

1. Организационный момент

Живет она в норке
В подполье, в каморке.
Серая малышка
Кто это? (мышка)

- Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится в начале слова?

- Сегодня мы с вами будем работать со звуками [м – м , ], научимся находить его в словах

3 . Артикуляционная гимнастика

- Остановили лошадку тр – р – р.

- Сели удобно, одну руку положим на диафрагму (чуть выше живота) другую на пояс. Контролируем – когда дышим плечи не поднимаются (на доске схема).

4 . Произнесение изолированного звука

5 . Анализ артикуляции звука с помощью схемы

“ Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. - Возьмите зеркала и произнесите звук [м] (вопросы сопровождаются схемой).

- В каком положении находятся губы?

- Произнесите звук [м , ] в каком положении находятся губы?

-В каком положении находятся зубы?

- В каком положении находится язык?

- Какая воздушная струя (поставим руку тыльной стороной)?

- Присутствует ли голос?

При произношении звука [м] губы сжаты и напряжены.

При произношении звука [м , ] губы растягиваются, но также смыкаются.

При произношении звука [м] зубы не смыкаются.

При произношении звука [м] язык свободно лежит.

Воздушная струя слабая и короткая идет через нос.

Голос присутствует.

6. Характеристика звука

- Можем ли мы этот звук пропеть?

- Значит этот звук какой?

- Если этот звук согласный, он может быть каким?

- Мы говорим что при произношении этого звука присутствует голос, значит он какой?

Этот звук мы пропеть не можем.

Этот звук согласный.

Этот звук может твердым и мягким.

Этот звук звонкий.

7. Связь звука и буквы

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем.

Звуки [м и м , ] обозначается буквой м..

На доске выставляется заглавная и строчная буква м.

- Назовите что изображено на картинках. (дом, дым, ком)

8 . Развитие фонематического слуха

Попробуй звуки поймать,
Если услышишь звук “мь”,
руки вверх подними,
А если услышь “м”,
в ладоши хлопни.

9. Закрепление звука изолированно

Давай покажем нашему звуку как, мы научились его произносить.

10.Закрепление звука в слогах посредством повторения чистоговорок

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

11. Динамическая пауза

Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз) ,
Мы ногами — топ-топ-топ (6раз) .
Кулаками постучим (6раз) ,
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой) .

12. Закрепление звука в словах.

Игра “Дополни слоги до слов”

ма- (машина, малина, матрешка, мальки)

мо- (море, морж, мойка, мост, мох)

му – (мусор, муха, муравей)

мы – (мышка, мышь, мысли)

ми – (мишка, миска, минута, мир)

ме – (месяц, метр, мебель, мех, мел)

13. Закрепление звука в предложении

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Кто это. ( мышка )

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной. ( медведь )

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Летом — ульи ворошит. ( Медведь )

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. ( Мороз )

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. ( Морковь )

Целый день летает,

Тогда перестанет. ( Муха )

14. Работа в тетрадях

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Что обозначает эта буква?

Какие это звуки.

Мы познакомились с буквой М.

Она обозначает звуки [м и м , ].

Звук [м] согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой и колокольчиком.

Звук [м , ] согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленой фишкой и колокольчиком.

“ Сегодня у тебя было хорошее произношение. Ты правильно выполнял задания. Молодец.”

hello_html_5ee04de8.jpg

hello_html_5ee04de8.jpg

hello_html_m22f18c1b.jpg

hello_html_m9b751ff.jpg

hello_html_m558d23d3.jpg

hello_html_m558d23d3.jpg

Краткое описание документа:

Конспект занятия в 1 классе. К материалу прилагаются индивидуальные карточки по теме звук [М], буква Мм.

Список литературы и адреса интернет-ресурсов:

1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 070 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.06.2019 5281
  • DOCX 2.4 мбайт
  • 157 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кашарина Наталья Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Виды и причины нарушения произношения

  • особенность строения артикуляционного аппарата;
  • неразвитый фонематических слух;
  • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
  • плохая речь окружающих.

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Постановка звука

  • губы плотно сомкнуты и в момент смычки напряжены;
  • положение языка зависит от следующего звука;
  • мягкое нёбо опущено, и воздушная струя проходит в носовую полость, воздух изо рта не выходит;
  • голосовые связки разомкнуты, и ладонь, приложенная к шее, ощущает вибрацию гортани.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

  • ма — мо — ма
  • мо — му — мы
  • мэ — ма — мы
  • му — мы — ма
  • мо — му — мэ
  • ма — му — мо
  • ам — ом — ум
  • ым — ум — ом
  • ум — ым — ам
  • ом — ам — ум
  • ым — ам — ум
  • эм — ом — ам
  • ама — омо — уму
  • ымы — омо — ама
  • уму — эмэ — омо
  • омо — уму — эмэ
  • эмэ — омо — ымы
  • ама — омо — эмэ
  • мба — мбо — мбу
  • мбы — мбэ — мбо
  • мбу — мба — мбы
  • сма — смо — сму
  • смы — смэ — сма
  • смо — сму — смэ

Малыш, молния, холм, шлем, помада, комната, сумка, солома, матрёшка, молоко, мох, крем, дом, мама, мультик, муха, молоток, гром, лампа.

Мама моет, мы слушали, молока мало, макет моста, шумные малыши, смотрим мультик, сломанный мост, молоть муку, молочное мороженое, мокрая майка, маленький дом.

  • Ма–ма–ма, Ма–ма–ма — снежная зима.
  • Мо–мо–мо, Мо–мо–мо — все мы любим эскимо.
  • Ма–ма–ма, Ма–ма–ма — новые дома.
  • Ом–ом–ом, Ом–ом–ом — шуму на весь дом.
  • Ам–ам–ам, Ам–ам–ам — мы гуляли там.
  • Ым–ым–ым, Ым–ым–ым — из трубы шел дым.

Мальчик машет флажком. Мама моет раму. Мышонок пьёт молоко. Маша в маске на маскараде. В сумке лежат мандарины. Комары и мухи летают над вареньем.

Можно мне? — Спросила мышка?
Что ты? Ты еще малышка.
(Г. Сатир)

Знаю, как порой трудно подобрать речевой материал для закрепления того или иного звука. В логопедической практике очень часто встречаются дети с очень большим количество искаженно произносимых звуков, и начинать работу с ними возможно только с самых простых вариантов. К тому же каждый родитель или учитель знает, что ребенку необходимо ощущение успеха в любом деле, которым он занимается. Поэтому предлагаемый мною речевой материал начну с тренировки произношения самых легких согласных звуков, а именно, с губно-губного звука М.

Итак, звук М

Артикуляция звука :

Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа. Поскольку при произнесении М голосовые кладки вибрируют и голос включается, это означает, что звук М – звонкий.

Постановка звука :

По подражанию. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.

Практический материал по автоматизации звука М

1. Повтори слоги.

А – МММ… АМ – МЫ МАММ… МАМ - МА

О – МММ… АМ – МЭ МОММ… МАМ - МО

У – МММ… АМ – МА МУММ… МАМ - МУ

И – МММ… АМ – МО МЫММ… МАМ - МЫ

Э – МММ… АМ – МУ МЭММ… МАМ- МЭ

Ма - мо Ма - мо - му Ам - ом - ум - ым

Мо - ма Му - мы - ма Ум - ом - ам - ым

Му - мы Мо - ма - му Ым - ом - ам - ум

Мы - му Му - ма - мы Ом - ум - ым - ам

2. Повтори слова.

Звук в начале слова : Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.

Звук в конце слова :

Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.

Стечение согласных звуков в слогах и словах : Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.

3. Повтори предложения.

Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В замке много мрамора. В замке маленький ключ. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Мы - мы - мы - погуляли мы. Мо - мо - мо - едим эскимо.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Много снега - много хлеба. Много воды - много травы. Москва - всем городам мать.

6. Повтори скороговорки.

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

Кот молоко лакал,

А Боря булку в молоко макал.

7. Повтори загадки.

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.

Целый день летает,

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.

8. Выучи стихотворения.

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я морскому кораблю

Можно мне? - Спросила мышка?

Что ты? Ты еще малышка.

Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

И шалить без передышки

Целый день могли. (мартышки).

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой. (мыли).

Прицепившись к задней шине,

Маша едет на. (машине).

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Кто же это? (Мышка).

Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы, которые начинаются со звука М.

Глупый - (мудрый)

Много - (мало)

Большой - (маленький)

Сухой - (мокрый)

11. Перескажи рассказ

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.

На, Мурка молоко.

Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!

Если речевой материал заинтересовал вас напишите – продолжу…

Читайте также: