Пословица недаром молвится конспект 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

1. Без труда…(не выловить и рыбку из пруда)
2. В гостях хорошо…(а дома лучше)
3. Готовь сани летом…(а телегу зимой)
4. Откладывай безделье…(да не откладывай дело)
5. Яблочное семя …(знает своё врем
6.Любишь кататься, …(люби и саночки возить)
7.Лучше горькая правда, …(чем сладкая ложь)
8.При солнышке тепло, …(при матери добро)
9. Не плюй в колодец - …(пригодится воды напиться)
10. Под лежачий камень …(вода не течет)
11. Тише едешь - …(дальше будешь)
12. Ученье – свет, …(а неученье - тьма)

1. Красна птица пеньем, а человек уменьем.
2. Что написано пером, не вырубишь топором.
3. По одёжке встречают, по уму провожают.
4. С кем поведёшься, от того наберёшься.

Оценить 379 0

МОБУ СОШ с.Аркаулово имени Баика Айдара муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан

Классный час на тему

Гайнанова Раиля Миржановна

Тема: Пословица недаром молвится.

Цель: расширить кругозор учащихся об устном народном творчестве (пословицах) воспитывать любознательность, развивать внимательность.

Оборудование: плакаты с пословицами, карточки с заданиями.

I . Слово учителя.

- Добрый день! Начнем наш классный час. Он пройдет в форме игры. У нас 4 команды. Послушаем приветствие команд.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Продолжить знакомство с пословицами, как жанром устного народного творчества.

Учить проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности; развивать речь воспитанников.

Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа.

Выставка книг с пословицами;

Пословицы (на карточке у каждого ученика);

Стихи о пословицах;

Устный журнал (названия страниц - тем).

- Добрый день, ребята, улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ДЕТИ ПОЮТ.

С такой улыбкой можно творить чудеса. А наш мир полон чудес. Я считаю, самое большое, удивительное и неповторимое чудо – это человеческая речь. Разве не чудо, что мы можем общаться, разговаривать с окружающими нас людьми.

Поговорим сегодня о пословицах.

ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ.

(ДАВАЙТЕ ПРОЧИТАЕМ ХОРОМ)

Пословицы и поговорки относятся к древнему жанру устного народного творчества. Они возникли в далекие времена и уходят своими корнями в глубь веков. Многие пословицы и поговорки появились еще тогда, когда не было письменности.

Благодаря пословицам и поговоркам наш язык становится образнее, красочнее, ярче. Молод ты или стар, болен или здоров, опечалился или обрадовался – на всякое переживание, на любое событие сразу отзовется пословица.

Послушайте стихотворение о пословицах:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощники

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится -

Ведь в ней и горе, и беда

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

Воспитатель:

Наше занятие пройдет в необычной форме – форме устного журнала.

Посвящается нашим дорогим, милым мамам.

Задание для учащихся:

Учащиеся выбирают из 3-х – 4-х предложенных пословиц пословицы о мамах. У детей карточки с пословицами.

Какие пословицы о мамах вам больше всего понравились?

Как вы понимаете эту пословицу?

(Дети дают ответы)

Народ сочинил пословицы и о Родине.

Как вы понимаете название этой страницы?

Какие пословицы о Родине вы выбрали?

Объясните смысл пословицы.

Как вы их понимаете?

Воспитатель:

Воспитатель:

Эту страницу мне захотелось назвать так:

Как вы понимаете значение этой пословицы?

Какие пословицы вы нашли о чтении, о книгах?

Да, книги нам рассказывают о многом: о нашей Родине, ее природе, об ее истории и культуре народов. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь, поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц.

Посмотрите ребята, сколько много в библиотеке у нас книг, журналов, учебников. Ребята, скажите, как правильно пользоваться книгой? (бережно, не рвать, не бросать, не мять и т.д.)

Интересно, а какая же у нас следующая страница?

Ребята, мы с вами уже изучали пословицы, как вы их запомнили мы сейчас узнаем. Итак, я вам читаю начало пословицы, а вы вместе, хором продолжаете её.

Готовы? Тогда начинаем.

Делу время…. потехе час

За двумя зайцами погонишься… ни одного не поймаешь

Долог день до вечера… коли делать нечего

Без труда не вытащишь … и рыбку из пруда

Семь раз отмерь…. один раз отрежь.

Молодцы! Вы не только меня порадовали, а я думаю, что понравились и нашим гостям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать и на уроке и на внеклассных занятиях.

 образовательные: обобщение знаний учащихся о народных пословицах; пополнение активного словарного запаса учащихся пословицами; уточнение значения некоторых из них;

 развивающие: развитие умения мыслить художественными образами; создавать условия для развития познавательного интереса младших школьников, способствовать развитию воображения, умению анализировать, сравнивать; развивать внимание, зрительную память учащихся;

 воспитательные: способствовать воспитанию интереса к чтению, любви к русскому фольклору, воспитание культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно.

Тип занятия: внеклассное.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Дидактический материал и оборудование:

 выставка книг по теме;

Ход занятия

I. Вводная часть

Итак, мы начинаем. Слайд 1

Ученик: Пословица – это произведение устного народного творчества, которое имеет поучительный смысл.

Учитель: Верно. Пословица – это краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица – это народная мудрость, это опыт накопленный сотнями лет развития человечества.

Учитель: Ребята скажите, почему люди часто употребляют пословицы в речи? (Речь становится яркой, образной) Давайте сформулируем цели нашего занятия.

Учитель: Ребята скажите, а значение всех ли слов мы с вами понимаем. А что нам помогает? Кто наш помощник? (Толковый словарь, словарь токования пословиц, интернет)

II. Наблюдение над разнообразием пословиц по темам

1. Пословицы о Родине

Учитель: Мы с вами знаем много пословиц, а сегодня на уроке мы будем учиться разделять пословицы на темы. (За каждый правильный, полный ответ вы будете получать фишку)

Посмотрите на начало пословиц и попробуйте закончить их. Объясните значение.

Слайд 2 (На слайде появляются половины пословиц, уч-ся должны продолжить и объяснить значение).

Ученик: Родина – это наша страна Россия. Это место, где мы родились, живём - наша малая Родина.

2. Пословицы о матери, семье

Учитель: Родину называют матерью. А мама – это очень дорогой для нас человек.

Слайд 3. И мы начинаем говорить о пословицах про мать.

Слайд 4

Учитель. Соедините половинки пословиц стрелками и объясните значение.

Учитель. А теперь проверьте их на слайде.

Учитель: Семья – вот что близко и понятно каждому человеку. Счастлив тот, у кого есть мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сёстры. Добро и доброта всегда высоко ценились и ценятся у каждого народа, так же, как добрые семейные отношения.

Слайд 5

Учитель: Ребята соберите пословицы и объясните значение. (Детям выдаются листочки, из которых они должны собрать пословицы)

Слайд 6

Учитель: Как красиво, как точно! Ведь семья – это островок понимания, любви, тепла и надёжности. Родителям приходиться много трудиться, что у вас в семье всё было хорошо, чтобы вы ни в чём не нуждались.

3. Пословицы о труде

Учитель: Вспомните пословицы, которые относятся к рисункам.

Слайды 7 -13

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Поспешишь, людей насмешишь.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Ты меня работушка не бойся, я тебя не трону.

В большом деле и маленькая помощь дорога.

Поскорее подрастай, к работе поспевай

Собирай по ягодке наберёшь кузовок.

Учитель: К какой теме относятся эти пословицы? Какая пословица, по вашему мнению, лишняя? Почему?

4. Пословицы о дружбе

Слайд 14

Учитель: Но, а сейчас мы поговорим о том, что помогает нам в труде – о дружбе. О дружбе размышляли во все времена. Люди сложили о дружбе много пословиц.

Учитель: Ребята, вы нашли много пословиц о дружбе. Я хочу посмотреть, какие вы дружные. Я читаю начало пословицы, а каждая группа по очереди дружно продолжает.

Нет друга – ищи, …а нашёл – береги.

Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.

Один за всех и …все за одного.

Человек без друзей, …что дерево без корней)

Дружба – как стекло: … разобьёшь – не сложишь.

Старый друг лучше … новых двух.

Один за всех … и все за одного.

Дружба крепка не лестью, … а правдой и честью.

Скажи мне кто твой друг, … и я скажу, кто ты.

Не тот друг, кто на пиру гуляет, … а тот, кто в беде помогает.

Учитель: А какими качествами должен обладать настоящий друг?

Ученик: Настоящий друг – это верный, бескорыстный, порядочный, добрый, скромный, честный … друг.

Учитель: Ребята мы сегодня хорошо потрудились. Но мы затронули лишь малую часть и мы, будем продолжать работать над пословицами и на занятиях кружка, и на всех уроках. Я думаю, что каждый теперь знает, что пословица недаром молвится…

Слайд 15 Рефлексия

Учитель. Какие моменты урока вам больше всего запомнились?

Ученики заканчивают предложение, которое им кажется наиболее привлекательным

- я узнал что… (связать с целью)

- я понял, что… (открытие)

- чем больше мы знаем, тем… (с целью)

Слайд 16. Домашнее задание:

Иллюстрирование пословиц. Каждая группа составляет список пословиц, иллюстрирует и готовит книжку-малышку.

Автор: Кармаза Ирина Викторовна

Населенный пункт: Краснодарский край, город Новороссийск

Введение

Я выдвинула следующую гипотезу: У пословиц есть ответы на жизненные вопросы.

Цель исследования: показать, как пословица может помочь найти ответы на многие жизненные вопросы.

Задачи исследования:

- Изучить знание пословиц учащимися нашей школы;

-Проявить себя в литературном творчестве.

Объект исследования: пословица.

Предмет исследования: пословица как верный помощник.

Значимость и прикладная ценность работы состоит в том, чтобы не только показать ценность пословиц, но использовать накопленный материал на уроках литературного чтения, во внеклассной работе.

Мною были использованы следующие методы:

* метод анализа литературы, информационных ресурсов по теме работы;

БОХАН Виктория Сергеевна

Краснодарский край г.Новороссийск

ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ

1. Основная часть

1. 1. Обзор литературных источников по теме

Толковый словарь Д.Н.Ушакова:

Пословица — это краткое образное законченное изречение, обычно ритмичное по форме, с назидательным смыслом. Русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире.(1)

Толковый словарь С. И. Ожегова:

Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.(2)

Толковый словарь В. И. Даля:

Пословица — краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи.(3)

1.1.2. Откуда берутся пословицы?

А знаете ли вы, откуда берутся пословицы? Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали:

-В ходе исторических событий: Незваный гость хуже татарина.
-В повседневном быту: Не красна изба углами - красна пирогами.
-В профессиональной деятельности: Без закваски хлеба не месят.
- В свободное времяпрепровождение: Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Пословицы также могли быть итогом

-Наблюдения за явлениями природы: Яблочко от яблоньки недалеко падает.
- Религиозных представлений: Бог даст день, даст и пищу.

1.1.3. Рождение пословиц в речи

Источник возникновения пословиц - сама жизнь. Ученые говорят о нескольких путях появления пословиц в языке.

В связи с разными путями возникновения в языке пословицы и в речи ведут себя по-разному. Вы, наверно, уже заметили, что одни пословицы нам понятны и без объяснения, а чтобы понять другие, нужно представить какую-то ситуацию. Так, можно выделить три группы пословиц:

1группа. Эти пословицы в настоящее время не употребляются в прямом смысле: Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

2группа. Эти пословицы имеют два плана: буквальный (прямой) и иносказательный (переносный): Кашу маслом не испортишь .

3группа. Эти пословицы употребляются в буквальном (прямом) смысле: Лучше поздно, чем никогда.

1.2. Методика и результаты исследования

Мною были использованы следующие методы:

-метод анализа литературы, информационных ресурсов по теме работы;

-анкетирование;

1.2.1. Анализ пословиц

Слово, речь, язык.

Приметы, времена года.

  1. У зимы морозы, а у лета грозы.
  2. Лето – припасиха, зима – подбериха.
  1. Каков мастер, такова и работа. Сам пилит криво, а винит пилу.
  2. Играй, играй, да дело знай.
  3. Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
  1. Наш городок – Москвы уголок.
  2. Всякому мила своя сторона.
  3. Где кто родится, там и пригодится.

Фаншон была наказана феей за грубость и бессердечность: каждое слово, которое произносила девушка, стало превращаться в змею или жабу.)

  1. Хлеб – всему голова.
  2. Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

Не красна изба углами, красна пирогами.

При солнышке тепло, при матери добро.

Цель: выяснить отношение учащихся начальных классов к пословицам

Ребятам начальных классов было предложено ответить на следующие вопросы:

  • Какую пословицу вы чаще всего слышите?
  • Какая пословица вам больше всего нравится?
  • выяснила, что учащиеся хорошо знают русские народные пословицы, отличают пословицы от поговорок и фразеологизмов. Лишь некоторые ребята ошибочно приняли фразеологизмы за пословицы или исказили пословицы. Результаты опроса я оформила в виде таблицы.

Какую пословицу вы чаще всего слышите?

Какая пословица вам больше всего нравится?

1.Повторенье – мать ученья. (6 чел.)

1. Повторенье – мать ученья. (4 чел.)

2. Хлеб –всему голова. (3 чел.)

2. Семь раз примерь, один раз отрежь. (4 чел.)

3. Поспешишь – людей насмешишь. (3 чел.)

3. Сделал дело – гуляй смело. (3 чел.)

4. Сделал дело – гуляй смело. (3 чел.)

3. Поспешишь – людей насмешишь. (2 чел.)

5. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (3 чел.)

4. Тише едешь – дальше будешь. (2 чел.)

6. Тише едешь – дальше будешь. (2 чел.)

5. Соловья баснями не кормят. (1 чел.)

7. Семь раз примерь, один раз отрежь. (3 чел.)

6.Старый друг лучше новых двух. (2 чел.)

8. Хорошая книга – лучший друг. (1 чел.)

7. Сердце матери лучше солнца греет. (1 чел.)

9. Больше дела, меньше слов. (1 чел.)

8. Ехал в Казань, а заехал в Рязань.

10. Делу время – потехе час. (1 чел.)

9 . Тяжело в учении, легко в бою. (1 чел.)

11. Младшим надо помогать, а старших надо уважать. (1 чел.)

10. Хлеб – всему голова. (1чел.)

12. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку. (1 чел.)

11. Сначала подумай, потом скажи. (1 чел.)

13. Сколько волка ни корми, он все равно в лес глядит. (1 чел. )

12. Язык иглы острее. (1 чел. )

13. Человек без друзей что дерево без корней. (1 чел.)

14. Ребенок без матери – что стол без скатерти. (1 чел)

15. Расти большой,да не будь лапшой. (1 чел.)

Так же ребята чаще всего слышат такие пословицы:

Хлеб – всему голова.

Поспешишь – людей насмешишь.

Сделал дело – гуляй смело.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Фразеологизмы, ошибочно принятые учащимися за пословицы.

Авгиевы конюшни, как об стенку горох, сломя голову, не вешай нос, заруби себе на носу, сидеть как на иголках, вешать лапшу на уши.

  1. К каждому обеду ложка хороша.
  2. Сто раз отмерь, один раз отрежь.
  3. Два новых друга не лучше одного старого друга.
  4. Сто раз подумай, один раз напиши.

Мои рассказы помогут ребятам лучше понять смысл некоторых пословиц.

Вывод:

- изучила знание пословиц учащимися нашей школы;

- проявила себя в литературном творчестве, сочинила рассказы:

2.Заключение

Моё исследование подтверждает гипотезу:

У пословиц есть ответы на все случаи жизни.

В ходе исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много пословиц, узнала значение непонятных слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы и из Интернета многое о пословицах. Соотнесла пословицы с литературными произведениями. Мне очень понравилось также анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать интересные открытия.

Читайте также: