Портрет в музыке 3 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- начало целенаправленного освоения интонационно-образного и жанрово-
стилевого анализа;

- познакомить учащихся со средствами музыкальной выразительности;

- на музыке С.С. Прокофьева учить детей анализировать музыкальное
произведение, особенности музыкального языка композитора;

Организационный момент. Музыкальное приветствие.
- Сегодня у нас с вами очень интересный урок. А чему мы научимся на уроке музыки, об этом мы попробуем сказать вместе. Чему нас учит музыка?

( Умению слушать, понимать и чувствовать).

- Может ли художник передать время года, суток? При помощи чего?
- Может ли поэт и писатель? При помощи чего? (слов и интонации)

- А композитор? При помощи чего?

Художник показывает лишь отдельный момент, но не может показать действие в движении. А музыкант может передать движение и настроение…

Природа проснулась, и утро пришло. Исполнение

Какое настроение у вас было, когда вы шли сегодня в школу ? (Ответы учеников)
- Хорошо, а как вы думаете, музыка может только выражать чувства или она может еще и изображать? Правильно! Музыка может изображать.

- А какие картины музыка может нам нарисовать? ( Музыка может изображать картины природы, настроение, может нарисовать образы животных и людей) .

- Молодцы. В изобразительном искусстве картины природы называют – пейзаж, а картины, где изображен образ человека как называется? (Портрет).

- Правильно. Вот мы и подошли к теме нашего урока. Кто мне сможет ее точно назвать? (Портрет в музыке).

Автор стихотворения – Агния Барто, композитор – С.С.Прокофьев.

(Музыка нам нарисовала образ девочки Лиды, которая все время болтала).

- Что общего здесь между музыкальной и разговорной речью?
Правильно, скороговорка и убедительная размеренная речь – чередование. Ребята, такой быстрый темп прочтения, говорения называется СКОРОГОВОРКОЙ.

А смог ли композитор передать это?

При помощи чего? (быстрый темп, веселый характер)
- Композитору удалось передать, выразить и изобразить настроение стихотворения? Музыка как звучала?

-Каков характер музыки? Озорной, бегающий.

Эта музыка рисует портрет Джульетты. Ее интонация построена на гамме до мажор,
которая быстро взлетает вверх.

- Подумайте, почему С.Прокофьев показывает нам Джульетту не одной, а несколькими темами.

Музыка выражает чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность;

Музыка может рассказывать нам о картинах природы и различных движениях – это музыкальная изобразительность.

Сейчас я хочу вам показать музыкальный цветик- семицветик, который поможет нам рассуждать о музыке, разобрать музыкальные краски. В середине цветка – интонация – это главное свойство(главная муз. краска) музыки, в ней есть всё понемножку от каждого лепестка (мелодия, ритм, темп, тембр, регистр, динамика, лад).

ИНТОНАЦИЯ – это музыкальное зерно, из которого рождается музыкальное произведение.
- Вторая краска - динамика – Что это? Правильно! Динамика- Сила звука.
- Какие динамические оттенки вы знаете? ( Громко, тихо, не очень громко, не очень тихо).
- Следующая краска – штрихи – они помогают ярче представить характер звучания. Какие штрихи вы знаете? (Легато – плавно, Стаккато – отрывисто, нон- легато – подчеркивая).

Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк , и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса выходят Охотники , которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк . Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

В симфонической сказке каждый герой имеет свою музыкальную тему-характеристику. Но главное заключается в том, что эти темы исполняют разные инструменты (или группа инструментов) симфонического оркестра.

- Что такое симфоническая сказка?
- Какие инструменты симфонического оркестра исполняют роли в этой сказке?

- Каждое действующее лицо этой сказки изображено в оркестре своим инструментом: птичка – флейтой, утка – гобоем, кошка – кларнетом, дедушка – фаготом, волк – аккордами трех валторн, Петя – струнным квартетом, выстрелы охотников – литаврами и большим барабаном.

- Какая тема нашего урока?
- Что такое выразительность и изобразительность в музыке?
- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Какие музыкальные инструменты участвуют в этой симфонической сказке?

- Кого они изображают?

- Что выражает музыка в этом произведении?

- Какие интонации присутствуют в музыке?

- Что изображает музыка?

Домашнее задание. Повторить определения в тетради, выучить слова песен.

Цель урока : научить отличать одно сочинение от другого, различать персонажей музыкальных произведений, понимать их настроения и чувства.

1. Раскрытие художественной и изобразительной функции интонации в музыке.

2. Развитие эмоциональной сферы учащихся.

3. Воспитание музыкального вкуса.

Продолжительность урока: 45 минут

  1. Организационный момент и постановка цели урока.

(Настроить детей на творческое осмысление музыкального материала.)

-Здавствуйте, сегодня мы с вами узнаем как интонация может рассказать нам о характере и настроении людей. Для начала вспомним, что же такое интонация?

Предполагаемый ответ: 1.Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон.

2.Точность звучания музыкального инструмента при игре или голоса при пении

- А какие бывают интонации?

Предполагаемый ответ: Мажорная и минорная. Мажорная бывает светлая, радостная, весёлая, открытая. А минорная – грустная, печальная.

- Молодцы! А сейчас попробуйте сказать одну фразу с разной интонацией? Попросите соседа спеть песню!

(Учитель предлагает детям различные интонации. Например: грозно, застенчиво, радостно, лениво.)

-Очень хорошо! Так вот, сегодня мы с вами узнаем - можем ли мы без слов понять, что нам хотел сказать композитор в своём произведении, какое настроение и какой характер?

- Сейчас мы прослушаем фрагмент из музыкального произведения. И я намеренно не буду говорить вам название. А затем вы расскажите - что вы представили под эту музыку и какое у неё настроение?

(Пока учитель ставит аудиозапись, он просит детей вспомнить - как нужно правильно слушать музыку).

Предполагаемый ответ: Тихо, не разговаривать, вдумчиво.

-Молодцы! А теперь слушаем музыку.

- И так, что же хотел сказать нам этой музыкой композитор?

Предполагаемые ответы детей: Настроение музыки грустное, значит что-то печальное произошло.

Кажется, что погода на улице плохая, и от этого грустно.

-Теперь слушаем следующий фрагмент и попробуйте представить уже какой-то образ.

- А какой характер у этого произведения, какого персонажа вы представили?

Предполагаемые ответы детей: Баба Яга летит на своей ступе над лесом.

Кащей Бессмертный грозно облетает свой лес.

Баба Яга в избушке на курьих ножках.

(Учитель показывает на экране иллюстрацию мультипликационной Бабы Яги в ступе).

-А вот сейчас мы послушаем, как характер можно нарисовать и в песне. (Учитель показывает иллюстрацию на экране - девочка в школьной форме что-то считает, загибая пальцы).

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото.
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

- Скажите, пожалуйста, о чем эти стихи?

-А теперь послушаем, какую музыку на эти стихи придумал. С.С.Прокофьев. И вы мне скажете, как в музыке передан смысл стихотворения?

-Вот, мы прослушали с вами небольшой фрагмент из этой песни. Так как же в музыке передан смысл стихотворения Агнии Барто.

Предполагаемый ответ: Когда Лида перечисляет кружки, в которые ей бы хотелось ходить, то музыка очень подвижная, быстрая, а, когда она поёт о том, что Вовка её называет болтуньей – ей обидно и музыка становится медленней и немного грустная!

Сегодня мы целый урок с вами говорим об интонации, что она передаёт и характер, и настроение музыки, но, как мы уже вспоминали в начале урока – интонация – это и точное попадание в ноты, и для того, чтобы нам хорошо спеть песню, обязательно нужно распеться.

-А теперь давайте вспомним песню, которую мы изучали на прошлых уроках.

-Как вам кажется, в этой песне интонация помогает нам нарисовать образ главного героя?

Предполагаемый ответ: Да!

-А каким способом?

Работа над дыханием, точностью интонирования, фразировкой.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Предполагаемые ответы детей: Мы узнали, что с помощью интонации можно нарисовать любую картину.

Показать характер человека или сказочного персонажа.

- Какую роль интонация играет в нашей жизни?

Предполагаемый ответ: Большую. С её помощью мы можем показывать своё настроение, описывать события.

-И так, интонация очень важна. Она помогает нам лучше понять: друг друга, музыкальные произведения. С её помощью мы видим - что закладывает композитор в свою музыку.

Цель урока достигнута, задачи выполнены. Учащиеся пополнили свой багаж знаний, умений и навыков.

Автор: Дорош Анна Юрьевна

Населенный пункт: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Каштаны

Планируемые универсальные учебные действия:

работа над вокально- хоровой работой;

Метапредметные: умение строить речевые высказывания музыке, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; уметь анализировать музыку С. Прокофьева.
Личностные: положительное отношение и интерес к урокам музыки, связывать полученные знания на уроках музыки; учиться делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях, сравнивать, делать выводы;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации и ее обобщение и оценка;

Регулятивные: понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Произведения ИЗО: портреты художников 19- 20 века, портрет С. С. Прокофьева.

Тип урока: Комбинированный урок - путешествие.

Ход урока

І. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Рада всех видеть! Всем доброго дня! Как сегодня холодно на улице. Так хочется согреться. Давайте, согреем, друг друга, передадим, друг другу своё тепло (потереть ладошки, в парах касаются ладошек друг друга). Посмотрите. Как улучшилось ваше настроение, пусть оно сопровождает вас на протяжении всей нашей встречи.

Композитор

-человек, который организовывает свои задумки через звук

-знает музыкальную грамоту

- он духовно богат

Скрипка

- без него не обходится ни один оркестр

-звучание может быть тоненьким, как ручей и тягучим, как мёд.

Балет

- есть красивые костюмы и декорации

- его показывают только в театре

Дирижёр

- он управляет всеми группами

-стоит перед сценой

-в красивом фраке

Опера

-там красиво поют

- сольные песни называются – арии

Учитель: Совершенно верно, какие вы молодцы! Я вижу, вы теперь готовы к путешествию.

ІІ. Актуализация темы

Посмотрите на репродукции, кого они изображают. ( работа с презентацией).

( обучающимся демонстрируют портреты людей с разным настроением)

Как называется вид живописи, который изображает человека?

( портрет). Эти портреты созданы художниками.

Задание. Давайте, представим, что мы с вами композиторы и охарактеризуем (подберем музыку к портретам).

Музыку какого настроения выберем к этим портретам ( словарь эстетических эмоций ).

( ответы: грустную, радостную, мечтательную…….)

Учитель. Итак, мы создали какой портрет? ( музыкальный).

Давайте сформулируем тему нашего урока – музыкальный портрет.

( Портрет в музыке)

Учитель. Человек издавна являлся главной темой искусства. Почему?

Человек – это тот, кто мыслит, воображает, помнит. А без воображения нет творчества. Слушая, любое произведение мы с вами умеем определять настроение и чувства, которые передает музыка.. А как вы думаете, музыка может только выражать чувства или она может еще и изображать? (ответы).

Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками: масляными, акварельными или гуашь. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными - это средства музыкальной выразительности.

И целью нашего урока будет: узнать, какими музыкальными красками

( средства музыкальной выразительности) пользуется композитор в изображении человека.

На доске вы видите клеточки фамилии композитора, который создал много портретов в музыке.

Почтальон принес письмо, но буквы перепутались, нужно расшифровать.

Открывается фамилия ПРОКОФЬЕВ.

( учитель демонстрирует портрет С. Прокофьева)

С музыкой этого композитора мы уже знакомились в предыдущих классах.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым музыкальным образом С. С. Прокофьева.

Учитель: Что такое скороговорка?

(Это быстрая речь, быстрый темп речи.)

(характер, мелодия, настроение, темп, динамика, тембр.)

В центре цветка слово ИНТОНАЦИЯ, потому что это главное свойство музыки.

ИНТОНАЦИЯ - это музыкальное зерно, из которой рождается музыкальное произведение. И композитор, используя музыкальные краски, рисует картины природы и портреты разных людей. Прослушанная музыка нарисовала образ девочки Лиды, которая все время болтала. Она очень любила болтать, но при этом успевала хорошо учиться, посещала все кружки в школе и только Вовка называл ее болтуньей.

Учитель. Композитор выбрал стихи детского поэта Агнии Барто. Какой прием она выбрала для характеристики Лиды? (скороговорку). Прокофьев сохраняет этот литературный прием?

Дети. Композитор показал нам Болтунью (музыка быстрая, пение скороговоркой, но не всегда). Настроение - Музыка звучала легко, весело, шутливо.

Работа с учебником. ( стр 26). Что такое интонация? ( Ответы: небольшой музыкальный оборот, по которому мы можем определить образ).

Распевание детей ( минорные и мажорные интонационные обороты, для лучшего углубления в тему).

Работа над песней по плану.

Дети импровизируют под данную музыку.

Учитель показывает иллюстрацию.

Давайте вспомним, что такое балет?

Дидактическая игра : ( вам нужно или согласиться со мной или нет)

Балет- это музыкальный спектакль.( да).

В балете артисты поют. ( нет)

Музыку играют только скрипки.( нет)

Симфонический оркестр играет большую роль. ( да)

В балете действующие лица танцуют под музыку.(да)

Смысл и содержание передается при помощи музыки и игры актеров. ( да)

Музыкой балета руководит дирижер.( да)

Танцорами балета руководит балетмейстер. ( да)

Учитель. В детстве Сергей Прокофьев тоже любил слушать сказки.

В комнату вбежала жена сторожа и взволнованно спросила:

Дети. Потому, что сказка – о борьбе добра и зла, насмешке и обиде, любви и корысти.

Учитель:

Что же потеряла Золушка на балу? (туфельку).

Ребята, вы знаете, что такое либретто?

Либретто – это краткий пересказ. ( запись на доске)

Какие танцы танцуют на балу?

Кто пишет музыку? ( композитор)

( Золушка, мачеха с дочерьми).

Какие они по характеру?

( Золушка – обиженная, но счастливая.

Мачеха и её дочери – злые, жестокие, кривляки, злюки. Они разные.

Такое противопоставление называется - КОНТРАСТ.

Обучающиеся отвечают, аргументируя свои ответы. Музыку Золушки хочется напевать, летать, а музыка Мачехи и дочерей – танцевальная,

Просмотр фрагментов балета.

Учитель. После прослушивания музыки детям предлагается выбрать соответствующие характеристики прослушанному произведению.(плавно, торжественно, героически, мрачно, грустно, мечтательно, нежно)..

( по любому способу)

П. Чайковский

Балет

Трио

И так, ребята, наш урок подходит к концу. Поэтому нам нужно подвести итоги:

Какой была тема нашего урока?

О чем мы с вами узнали на уроке?

Можно нарисовать музыкальный образ человека – его характер, манеры поведения?

Что нового узнали на уроке?

Какое задание было самым интересным?

Чей музыкальный портрет вам запомнился больше всего?

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

(Дети: у каждого человека свой характер, а музыка помогает этот характер понять.)

Учитель: Совершенно верно, музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли и характеры людей. Через неё мы можем увидеть и тараторящую без умолку Лиду, и легкую, мечтательную и очаровательную Золушку, капризных сестёр и злую мачеху.

Сергей Прокофьев очень любил Россию – свою Родину, возвратился и написал много прекрасных произведений.

VІІІ. Оценивание.

Если вы считаете, активно участвовали в пении, играли в игры, распевали свой голос -загните один пальчик.

Вы можете загнуть еще один пальчик, если вы танцевали и пели от всей души.

Загните 5 пальчик, если вы были прекрасным музыкантом, анализировали прослушанную музыку и знаете, чем отличается балет от оперы.

Если вы загнули 5 пальчиков - смело поставьте в дневник пятерку, ну а если 4 тогда 4.

Домашнее задание. ( по выбору)

- Нарисовать портрет к любому прослушанному произведению, звучавшего на сегодняшнем уроке.

На этом наша встреча подошла к концу! Спасибо за совместную работу!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере произведений С.С.Прокофьева.

Задачи урока:

Развивающая: развивать умение вслушиваться и анализировать музыкальное произведение, умение передавать характер музыки голосом, мимикой, жестами.

Воспитывающая: воспитывать интерес к музыке С.Прокофьева, Д.Б.Кабалевского, внимание при звучании музыки, желание исполнять и слушать музыку.

Планируемые результаты:

Личностные: быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок; осознавать алгоритм своего действия.

Метапредметные: самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки; принимать и удерживать учебные задачи; включаться в процесс решения поставленных задач.

Предметные: формирование умения проводить интонационно-образный анализ произведения.

Тип урока: открытие нового знания

Формы работы на уроке: слушание, интонационно-образный анализ, хоровое пение.

Оборудование: учебник, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости.

Тип учебного занятия

Первичное усвоение новых знаний.

Вид учебного занятия (форма организации деятельности учащихся)

Формы работы учащихся: групповая, коллективная , индивидуальная

Литература, цифровые образовательные ресурсы и оборудование учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивирование

(самоопределение) к деятельности.

Цель – активизация учащихся.

2.Мотивация учебной деятельности. Формулирование

темы и целей урока

- Улыбнемся друг другу, гостям. Сядьте удобно.

-Здравствуйте ребята. Ребята, а когда вы утром просыпаетесь, что вы говорите маме, папе, брату или сестре?

- А придя в школу, учителю, что говорите?

-А какие еще вы знаете слова приветствия?

-Молодцы, сейчас я вам включу песенку приветствия, а вы постараетесь все слова четко, громко пропеть!

-Мы уже многое узнали о музыке, чему нас учит музыка?

Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

На уроке используется презентация по уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

-Доброе утро и добрый вечер.

Принимают учебную задачу

включаются в процесс решения поставленной задач.

3.Актуализация знаний учащихся

На прошлом уроке мы увидели с вами, как музыка может нарисовать картины природы. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о том, что может нам рассказать и показать музыка.

Разбор произведения с точки зрения композитора и художника.

-Композитор же пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим.

Интонация, средства выразительности.

-Что такое динамика? Тембр? Регистр? Сила звука?

-Какие динамические оттенки вы знаете?

Затем учитель предлагает:

-Сейчас прозвучит 3 музыкальных фрагмента.

О чем вам расскажет музыка?

Дети высказывают своё мнение.

Какие краски используют художники и с помощью каких музыкальных красок передаёт в музыкальном произведении композитор.

ИНТОНАЦИЯ – это музыкальное зерно, из которого рождается музыкальное произведение.

Ребята отвечают на поставленные вопросы.

4. Постановка учебной задачи.

5.Проверка понимания

изложенного материала.

Цель – обобщение полученных знаний в процессе ответа на вопросы учителя;

формирование умения выполнять интонационно-образный анализ

6. Закрепление материала.

-У вас на партах лежат листы. Обратите внимание, на них написаны три четверостишия, ваша задача – внимательно прослушать фрагменты

и правильно подобрать, к каждому своё стихотворение.

«Брошу на пол куклу я,

Уходите все друзья.

Не хочу я веселиться,

«На скакалке я скачу,

Прыгаю и хохочу,

Я люблю играть, резвиться

«Плачет дождик за окном,

Плачет Таня за столом,

Не хочу идти гулять,

Учитель предлагает по услышанному фрагменту определить тему урока.

- Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. Цель нашего урока: узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками- масляными, акварельными, гуашью. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными.

-Может ли музыка выразить различные черты человеческого характера, нарисовать портрет человека так же, как это может сделать художник? Почему?

Какой характер у девочек? Какой характер у музыки? -Какое имя можно дать каждой из девочек?

- Посмотрите, какую замечательную книгу я принесла вам сегодня на урок!

Когда я была маленькая, я всегда просила родителей прочитать эту сказку. Она мне так нравится, что я решила поделиться с вами впечатлениями.

- А вы читали эту сказку? Что произошло с бедной Золушкой?

-Что такое балет?

Где и что происходило? Какая Золушка?

Какой танец она танцевала? (вальс)

Учитель предлагает следующее:

-А сейчас представьте, что к нам в класс войдёт незнакомец. Его портрет нарисует музыка. Сможете ли вы догадаться, кто придет к нам в класс? Для этого вам нужно внимательно слушать музыку.

слушание арии Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир”

Кто это может быть? Как он выглядит?

-Какой у него характер?

Какими средствами выразительности передается характер?(слайд)

-В каком характере звучит музыка? (слайд)

-Кто это может быть?

Прозвучала ария Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир” и перед нами картина Романа Максимовича Волкова “Кутузов”

Читайте также: