Поп музыка конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Познакомить с композиторами, сочиняющими музыка в новых стилях.

Расширить представление о взаимодействии легкой и серьезной музыки;

Развивающие:

Развить интерес к музыке 20 столетия.

Развить чувственные отношения от прослушанных музыкальных произведений.

Развить познавательную активность в процессе сравнивания музыкальных произведений.

Воспитательные:

Воспитать эстетический вкус, стремление к творчеству, к прекрасному.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Вид урока - урок-диалог с использованием ИКТ-средств.


Планируемые результаты :

научаться слушать и анализировать музыкальные произведения;

выделять в музыкальных произведениях отличительные особенности и средства выразительности;

формировать певческие навыки и другие виды исполнительской деятельности

Метапредметные:

познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, самостоятельно решают творческую задачу;

коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

регулятивные - организуют свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

умение эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности,

осваивать начальные формы личностной рефлексии;

Формы работы учащихся : коллективные, групповые.

Методы работы:

Объяснительно-иллюстрационный (беседа, диалог, рассуждение)

Метод синквейна (работа в группах)

Оборудование и материалы:

Авторская мультимедийная презентация;

Иллюстрации к теме урока;

Организационный этап.

Истинное новация в искусстве-.

это, прежде всего, новация духа, идеи.

Форма лишь выражает,

найденное, художником, новое

содержание, воплощает его в

Д. Шостакович

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности

Уч (слайл 2) Тема урока - Музыка XX века.

Уч (слайд 3) В начале столетия в музыкальной культуре доминировала классическая музыка ( 500 лет. 20 век – это эпоха величайших потрясений и развития технического прогресса. По сравнению с предшествующими столетиями темп жизни человека ускорился, её ритм стал более жёстким и напряжённым. Впервые искусство отказывается от подражания миру, а воспроизводит модель мира по собственному проекту. Усилия направлены, чтобы выявить в реальном мире его реальные глубинные первоосновы. Никогда ещё художник не был так свободен в своём творчестве. Создавая картину мира, он получил реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия.

Искусство 20 века необычайно разнообразно. Порой оно представляется сплошным нагромождением стилей, направлений, течений и школ, одновременно взаимодействующих и противоборствующих между собой. Вместе с тем этот противоречивый процесс в полной мере отражает характерные особенности своего времени.

Трагические повороты истории - революции, войны, , появление ядерного оружия - не только обострили душевные противоречия, присущие людям во все времена, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX в Новое содержание требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка.

Уч. Характерной чертой 20 века смело мoжно назвать разнообразие: разнообразие тенденций, стилей и языка, обогативших музыкальное искусство.

Усвоение новых знаний.

Уч . (слайд 4) Характерные черты музыки 20 века:

тесная связь всех видов искусства, переход свойств одного искусства в свойства другого (например, свои стихотворения поэты-символисты часто называли музыкой или музыкальными жанрами).

трансформация и переосмысление (изменение) музыкальных жанров.

изобретение новых жанров и техник.

разнообразие тенденций, стилей и языка,

тема самопознания личности.

Уч. Давайте вспомним о каких новых направлениях в музыке конца 19 - 20 веков мы говорили на уроках ранее?

Д . Это джаз, рок - музыка, экспрессионизм,

Уч. (слайд 5). В конце 19в в музыке возникло новое направление-и мпрессионизм (от франц. impression–впечатление). Музыканты-импрессионисты стремились передать в музыке настроения, ощущения, добиваясь изысканности и утончённости звучания, тяготели к поэтической пейзажности. Но при этом они сочиняли музыку, используя традиционные жанры, гармонии и формы, в свете авторского современного их видения и прочтения. Основоположник импрессионизма фр. ком. Клод Дебюсси.

Уч. (слайд 6) Джаз в музыке. Почему джаз называют сплавом разных культур?

Д. Джаз возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки в начале 20 века. Основа джаза – импровизация. Основатель первого джаз-бенда-Луи Армстронг. Джаз оказал огромное влияние на музыкальную культуру. Развиваясь, он порождал новые направления.

(слайд 8) Первым популярным у молодёжи направлением рок музыки, стал рок н ролл (англ, "раскачиваться и вращаться"). Рок н ролл - это прежде всего танцевальная музыка . Королём в рок-н-ролле был американский музыкант Элвис Пресли.

(слушание песни Элвис Пресли).

(слайд 9) Жанры рок – музыки: фолк-рок, арт-рок, джаз – рок, хард-рок, хэви-металл.

(Слушание песни Роберта Келли)

Уч . Что вы можете сказать об экспрессионизме?

Д . Это направление появилось в музыке в 20 г 20 века. Оно полностью отвергает классическую музыку и ищет новые формы выразительности.

Основные средства выразительности :

Мелодия прерывистая, скачками,

резкая смена темпа музыки

о тсутствие гармонии - атональность.

Замена пения речью, шепотом, криком.

Уч. Какие направления авангарда вы знаете?

Д. Додекафония, компьютерная, коллаж и др.

Уч . (слайд 13)Что означает конкретная музыка?

Д. Конкретная музыка – звуковые композиции, создаваемые с помощью записи звуков природы на магнитофонную ленту , затем их сочетание со звучанием музыкальных инструментов, голосов певцов.

Уч . Послушайте музыкальный фрагмент и назовите композитора, автора?

Уч . Что вы знаете о творчестве этого композитора?

Д . Создатель экологического джаза, в котором часто используются звуки живой природы: плеск волн, шелест деревьев, пение птиц, и т
Цель его музыки – донести до людей проблему сохранения природы.

Уч . (слайд 14) Электро́нная му́зыка ( нем. elektronische Musik , англ. electronic music ) — музыка, созданная с использованием электромузыкальных инструментов и электронных технологий (компьютерных технологий). Было создано несколько инструментов, в конструкции которых были использованы как механические, так и электронные составляющие.

1. мелодии плавные, приятные

2. темп спокойный

3. используются звуки живой природы

4. используются народные инструменты

5. музыка инструментальная

Закрепление изученного материала.

(рассказ о творчестве американского композитора Джорджа Уинстона).

(слайд 19) Эти мелодичные произведения передают суть сезона и отражают природные пейзажи. Это композиции самого Уинстона, обработки народных мелодий: английской, украинской, американской и немного классики.

Уинстон записал несколько саундтреков к детским мультфильмам.

(слайд 21) Последние два альбома благотворительные: средства перечислены в фонды помощи близким жертв теракта 11 сентября 2001 года и помощи жертвам урагана Катрина в 2007г.

Уч. (слайд 22) В России стиль нью-эйдж представлен в творчестве известного композитора, гитариста Валерия Дидюли.

Нью-эйдж часто используется в саундтреках к фильмам и компьютерным играм, в особенности посвящённым природе, фантастике или истории.

Итог урока. Рефлексия

В конце урока дети по группам (4-5 человек) составляют синквейн. Учитель подводит итоги.

Синквейн: составь словосочетания по смыслу и запиши ответ цифрами.

Импрессионизм 1. стиль, сочетающий в себе все разновидности джаза.

экспрессионизм 2. это свобода выражения мысли;

R&B 3. загадочный, неуловимый, изысканный.

нью-эдж 4. абстракция, диссонантные звуки.

Джаз 5. вид массовой культуры.

Поп-музыка 6. приятная музыка со звуками природы для релаксации.

(ответ: 13, 24, 31, 46, 52, 65).

Уч. (слайд 23) ВЫВОД. Таким образом, ХХ век был веком разнообразия в музыке. Музыка 20 -го столетия, точно так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный мир людей. Важным обстоятельством становятся новые формы коммуникации музыки и слушателя - через посредство аудиозаписи, кино, телевидения и видео, а также поиски новых звучностей, в том числе электронных. Стиль нью-эйдж - это музыка пробуждения, гармонии, добра, радости и красоты без сомнения, способная изменить человека к лучшему.

Домашнее задание: разгадать кроссворд. ( раздаточный материал)

5. Нечаева Н. Музыка XX века в современном образовательном процессе // Ярославский педагогический
вестник. 2008, №1 (54)

7. Энциклопедия рок-музыки под ред. В. Г. Меньшикова. – Ташкент: Журналист, 1992.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Поп музыка.

учебная: расширить общеэстетический и музыкальный кругозор учащихся, ознакомить их с эстетическими, жанровостилистическими понятиями, с жизнью и творчеством композиторов, музыкальными произведениями, углубить знание музыкальной грамоты;

развивающая: развивать музыкальные способности метроритмического, звуковысотного, ладового ощущения, вокальнохоровых и творческих навыков, навыков образного, осмысленного восприятия музыки;

воспитательная: формировать эмоциональные, эстетические, моральные, общечеловеческие и национальные качества личности национальной гордости и патриотических чувств, любви к родному краю, к природе; любви к народным песням, к народным традициям.

Тип урока: комбинированный, углубление знаний.

Оборудование: учебник для 7 класса Л. М. Масол, л. с. Аристова, синтезатор(фортепиано), компьютер, тетради, фонохрестоматия 7 класс.

1. Организация класса .

3. актуализация опорных знаний учащихся (2 мин.)

Какое направление музыки вам нравится?

Что такое попмузыка?

4. Раскрытие темы урока. (10 мин).

В 50х годах ХХ в. попмузыкой называли рокмузыку,

позже эти понятия разделились.

Усвоение понятия "попмузыка". (ст. 80)

Слушание: группа "АВВА", Мамма Миа. Попурри на тему песен группы "АВВА".

Сравните интерпретации с оригиналом песни.

Как меняется восприятие произведения, когда в нем звучат голоса?

Рассказ о группе "АВВА". (ст. 81)

Слушание: М. Джексон "Билли Джин".

Рассказ о жизни М. Джексона. (ст. 82)

Слушание: В. Иваюк "Червона рута" в исполнении С. Ротару.

Рассказ о жизни С. Ротару. (ст. 83)

5. Практические задания урока (15 мин).

Распевание. Вокальнохоровые упражнения; распевки; упражнения на основе мелодий песен; сольфеджирование;

Хоровое пение: разучивание песни "Червона рута" В. Ивасюка (ст..8485)

6. Изучение теоретического материала (5 мин.) .

7. Итоги урока, оценивание (5 мин.) .

Что нового вы узнали на уроке?Понравился ли вам урок? Чем именно?Как вы думаете цели, которые были поставлены в начале урока были выполнены?

Данный урок рассчитан для учащихся 8 класса, основной целью которого является знакомство с некоторыми основными видами современной музыки и их представителями.

ВложениеРазмер
план урока по музыке 8 класс по теме: "Виды музыки в современном мире". 20.97 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

(ДЖАЗ, РОК-МУЗЫКА, ДИСКО, ПОП-МУЗЫКА)

Цели и задачи урока:

- ознакомить учащихся с историей возникновения и развития музыки массовых жанров (джазом, диско, рок- и поп-музыкой и т.п.);

-определить ее роль в сов ременном мире и культуре;

- акцентировать внимание на особенностях музыкального языка джазовой и рок-музыки, исполнителях и наиболее значимых произведениях;

- развивать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

- воспитывать эмоциональную чувствительность и эстетичекий вкус.

Тип урока: интерактивный с инновационными методами обучения, применением КТ.

Оборудование: учебник, фоторепродукции портретов музыкантов , видео и аудио-материалы.

І. Организационный момент.

1) Повторение пройденного.

- Женские голоса (сопрано,меццо-сопрано,контральто).

- Мужские голоса (тенор,баритон,бас,дискант-высокий голос у мальчиков)

- Вступление к опере или балету (увертюра)

- Что такое вокализ? (пение без слов);

- Ансамбль из трех исполнителей (трио);

- Классическая музыка, исполняемая небольшими группами музыкантов

Заходя в кабинет, вы уже поняли, что мы сегодня будем говорить о современной музыке, так называемой музыке массовых жанров, репродукции портретов исполнителей которой вы видите на доске. Давайте поставим перед собой задачи, которые будем решать на протяжении урока.

А) Раскрыть понятия "музыка массовых жанров", "джаз", "рок", "поп-музыка", "диско", "электронная музыка";

Б) Проследить историю возникновения и развития джаза и рок-музыки как наиболее своеобразных направлений.

В) Проанализировать музыкальное произведение.

Г) определить роль и значение муз.жанров для мировой культуры в целом и для каждого в отдельности.

Д) Прослушать примеры основных направлений рок-музыки.

Е) Подвести итоги.

ІІ. Изучение нового материала.

Музыка массовых жанров.

Музыка, о которой мы говорим, берет свое историческое начало с последнего десятилетия ХІХ века, развивалась на протяжении ХХ века и по сегодняшний день продолжается ее развитие. Происшедшие на рубеже 19-20 столетия революционные преобразования мира привели к изменениям сознания людей, к желанию создать новые стили и направления в культуре. Большая масса простых людей во всем мире взялась переделывать мир для себя. Не избежала преобразований и музыка. Простые рабочие люди принесли в музыку динамичность, энергию, ритм. И с тех пор музыка стала достоянием не избранного элитного общества, а большой массы людей. Отсюда и название "Музыка массовых жанров".

Развитие сельского хозяйства в США требовало огромного количества рабочих рук. Поэтому с момента открытия Колумбом в 15 веке, в Америку с 16 по 19 век было завезено большое количество рабов из Африки, которые привезли с собой культуру своего народа. Она могла проявляться только в двух случаях: либо во время работы, либо во время отдыха от работы. Проблемный вопрос: на каком инструменте они могли исполнять свою музыку? – ответ: голос, аккомпанемент- ладони, ноги, подручные средства.

Истоки джаза. ( фильм "Основоположники джаза")

Истоками джаза были трудовые песни негров, которые облегчали монотонный труд.

Европейцы также завезли свою музыку в Америку. Это были классические произведения, исполняемые на фортепиано и струнных инструментах. Баллады , известные европейцам, теперь исполняли и афроамериканцы. Яркой исполнительницей негритянских баллад была Элла Фитцджеральд. (прослушивание отрывка)

Негры – верующие люди, и в своих песнях они обращались к высшим силам. Спиричуэлс – от слова спирит-дух, душа, призрак. Самый известный хит – "Go down, Moises" в исполнении Луи Армстронга вы слышали, когда входили в класс. Исполняется спиричуэлс только а капельно.

В развитии вокально-инструментального искусства значительную роль сыграли джазовые блюзы . Это песни протеста, выражения тоски отчаяния.

Когда начинают появляться профессиональные исполнители, в джазе происходят эксперименты. Рэгтайм (разорванное время) – специфическое джазовое исполнение. Первым его исполнил Скотт Джоплин. ( прослушивание отрывка)

И свинг - ритмичная пульсация, с примесью танцевальных элементов.

Следующее направление музыки массовых жанров – диско. Это стиль популярной танцевальной музыки 2-й половины 1970-х годов. Песни этого направления характеризуются высоким вокалом, равномерным ритмом. В звучании преобладают клавишные , струнные и электронные музыкальные инструменты. Исполнители: группы "АББА", "Бони М" и другие. ( Видео или аудио отрывок).

Популярная, общедоступная музыка была названа поп-музыкой – понятие, которое охватывает разнообразные стили, жанры и направления массового музицирования. Инструментальные ресурсы ограничены электрогитарами и ударными , а также электронными инструментами. Вокальное исполнение характеризуется приближенностью к речи, демонстративно непоставленными голосами, а также стонообразными, выкрикообразными и завывающими дополнениями.( прослушивание отрывка). Известны исполнители – Майкл Джексон, Мадонна, Шакира, Бейонсе и многие другие, известные вам исполнители.

Самой малоизученной областью музыки массовых жанров, но при этом самой насыщенной по форме и содержанию является рок-музыка.

Проблемный вопрос- Чем является рок-музыка – рупором молодёжи, музыкальным воплощением раздирающих её противоречивых настроений, или одним из инструментов шоу-бизнеса, направленным на коммерческую прибыль в индустрии развлечений?

Рок-музыка ( Rock music ) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово "rock” — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с "roll”, "twist”, "swing”, "shake” и т. п.

ИСТОКИ РОК-МУЗЫКИ .(История возникновения):

Рок-музыка появилась в ранние 1950 годы в США и Великобритании как способ выражения настроения молодёжи, его отношения к окружающему миру. В роке молодёжь нашла способ выразить протест миру взрослых, протест их лицемерию и ханжеству. Музыкальная сторона в этом случае сводилась к минимуму.

Ведущие направления рок-музыки.

Фолк-рок, кантри-рок, панк-рок, арт-рок, глэм-рок, рок-н-ролл, хеви метал, хард-рок, ритм-энд-блюз, психоделлический рок, индустриальный рок, блэк, мод, джаз-рок, симфонический рок и очень много других.

Началом рок-музыки является появление жанра рок-н-ролл, вобравшего в себя черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, кантри.Титул короля рок-н-ролла завоевал Элвис Пресли. ( прослушивание отрывка).

После прослушивания мелодии учащиеся делают анализ произведения по плану: темп, солирующие инструменты, фоновые инстр., какое настроение и впечатление вызывает произведение.

В начале 60-хгг. ритмы рок-н-ролла и ритм-энд-блюза привели к возникновению бит-музыки, и первыми исполнителями, причем очень популярными, стали Битлз. Став популярными настолько, что вытеснили американскую музыку, положив начало так называемому английскому вторжению. "Ливерпульская четверка" Пол Маккартни, Джон Леннон, Джон Харрисон и Ринго Стар – создали не только новую музыку, но и новый имидж, новую эру фанатизма – музыкального. Такого сумасшествия поклонниц не было ни у кого. (прослушивание отрывка).

ІІІ.Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

2.Подведение итогов. Рефлексия.

Музыка массовых жанров – самая распространенная, популярная и востребованная широкими массами живущих на Земле людей. Роль и значение переоценить трудно. Это новая и близкая по духу любому человеку стилистика, ритмика, содержание.

“Петь вместе, это не говорить разом, это вместе чувствовать, думать, мечтать, одними словами и одной, положенной на музыку страстью” (Мудрость мира).

- О чём это высказывание? (ансамбль)

- Сегодня мы поговорим о западных и отечественных поп – группах, научимся разбираться в “настоящей музыке”.

III. Работа по теме урока.

1. Введение понятия “ансамбль”. (Приложение №1)

- Перед вами текст “Что такое ансамбль?”. Задание: прочитать и подобрать ассоциации к ключевому слову “Ансамбль”.

(Проверка выполненного задания)

2. Беседа о современной поп-музыке.

- В наше время существует огромное количество вокально-инструментальных ансамблей.

- Сейчас их называют группы. Рост количества, к сожалению, сопровождается падением качества.

- Как вы считаете, почему?

М. о. Наверное, потому что интереса к музыке у молодёжи нет.

Подкрепляется ростом профессиональной музыкальной подготовки.

- Если мы с вами не предъявляем высоких требований как слушатели, то исполнители и сочинители не стремятся к совершенствованию, что ведёт к снижению наших музыкальных вкусов. Замкнутый круг. В результате то хорошее, что есть на эстраде, теряется в массе низкопробных, безграмотных ансамблей. Обратите внимание, что многие из групп подражают не самым лучшим музыкантам Запада. И мы получаем оглушительный грохот электроинструментов, пение под фонограмму безголосых певцов и механический бездушный ритм. Эти группы и существуют только потому, что на земле много слушателей, лишённых музыкального (настоящего) вкуса, легко попадающих в сети эффектных шоу.

(Рассказ с показом слайдов (Приложение №2))

Знакомый нам американский певец и композитор Пит Сигер в открытом письме “Всемирный потоп поп – музыки” в 1972 году размышлял: “В нашем стремлении узнать новые музыкальные стили родной страны – и новую, и старую. Конечно, в нашей жизни происходят перемены, меняются музыкальные вкусы. Но знакомство с новым не должно приводить к забвению старого.

Мне повезло: после краткого периода страстного увлечения развлекательно – популярной музыкой (я играл на теноровом банджо в школьном оркестре) мне удалось открыть для себя настоящий американский фольклор, образцы которого никогда не звучали по радио. По сравнению с этим искусством большинство популярных песенок 30 – х годов с их бесконечными вариациями на тему: “милый, милый не могу без тебя…” показались мне примитивными. Почти все они предназначались лишь для одного: уговорить людей довольствоваться своей судьбой. Существует ли в США популярная музыка, направленная против уклада “истэблишмента”? Да, существует, но до настоящего времени она не имела доступа к коммерческим каналам массового распространения: “подпольная поп – музыка”.

Молодёжь, которая обязательно хочет слушать новейшие американские шлягеры, как правило, не знает наших лучших популярных и народных песен. Она знакома только с тем, что пропагандирует американская индустрия…”

- Что хотел сказать этим Пит Сигер?

- У нас в стране происходит то же самое?

- Почему люди так “грезят” музыкой?

- Можно ли такую музыку сравнить с наркоманией? Почему?

- Чем привлекает такая музыка?

- Сегодня на уроке прозвучат произведения в исполнении отечественных и зарубежных ВИА. Это будут хорошие примеры.

2. Рассказ о группе “Beatles”.

- Кто узнал, что это за ансамбль?

- Какое настроение передаёт музыка?

- Что вы знаете об этом ансамбле?

(Рассказ с показом слайдов)

“Четвёрка из Ливерпуля”, которой быль суждено открыть новую страницу в истории музыки, стать ансамблем, соединившим в себе функции композитора и исполнителя, открывшим для себя и своих слушателей огромные богатства афро-американского фольклора.

БИТЛЗ – английский вокально-инструментальных квартет, самый популярный музыкальный ансамбль 1960 – х годов. Возникла группа в Ливерпуле, Великобритания, распалась в 1970.

  • Джон Леннон (9 октября 1940 – 8 декабря 1980)
  • Пол Маккарти (18 июня 1942)
  • Джордж Харрисон (25 февраля 1943 – 29 ноября 2001)
  • Ринго Старр (7 июля 1940)

Ансамбль зародился в 1956 на совместных выступлениях Леннона и Маккартни, к которым вскоре присоединился Харрисон. Два года с ними играл ударник Питер Бест, но в 1962 его сменил Старр. Этот ансамбль первым сумел превратить рок в искусство. Музыканты относились к создаваемой ими музыке с максимальным трудолюбием и неустанным творческим поиском.

Пол, Джон и Джордж составляли ядро коллектива, остальные музыканты часто менялись. Электрогитар у музыкантов не было. Начинали они, как и тысячи других групп, с сифорла (смесь джаза, блюза и фолка). Постепенно перешли к рок-н-роллу. Название тоже претерпело изменения – от “The Quarrymen” до “The Beatles”.

Слово “beatles” сочетает в себе два значения - “beat” (удар, бит) и “beetles” (жуки). Большинство биографов приписывают авторство названия Джону Леннону. Вполне возможно. Если учесть его поэтические способности и умение строить рассказы и стихотворения на игре слов. Джон всегда был их лидером – самый оригинальный из них, самый мятежный духом. Его влияние доминировало в музыке и образе мыслей “Битлз”. Пол был столь же музыкально одарённым, и в некоторых отношениях его чисто музыкальное дарование превосходило талант Джона, но именно Джон был вперёдсмотрящим. Лидером Джона делала сила его личности. Он был не просто старше Пола и Джорджа, которые на старых фотографиях выглядят именно такими невинными и уязвимыми, какими они были на самом деле. Джон был куда более зрелым, видавшим виды скептиком, всё видящим насквозь, никому не доверяющим, отдающим себе отчёт в окружающей фальши.

“Beatles” продолжали прогрессировать музыкально, но было понятно, что история коллектива близится к логическому завершению. Личные амбиции брали верх. Леннон начал выпускать сольные синглы и выступать со своими новыми друзьями – группой Plastik Ono Band. С трудом удалось уговорить не делать официальных заявлений по этому поводу.

Фактически, уже с августа 1969 года группа как единый коллектив ничего не записывала. Каждый из четверых обзавёлся собственным проектом на стороне.

Традиционно именно Пола Маккартни считают главным виновником распада “Beatles”, однако, надо не забывать, что он сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы сохранить группу после смерти Эпштейна. Трудно было проглотить первую пилюлю, но дальше было ещё хуже. В конце 1970 года Маккартни подал в суд на Леннона, Стара и Харрисона, с тем, чтобы аннулировать все существующие между ними договорённости. Разбирательство затянулось на долгие годы, лишая фанатов всякой надежды на возрождение “Beatles”.

После убийства Джона Леннона в декабре 1980 года рухнули последние надежды на воссоединение легендарной команды, слухи о котором периодически вспыхивали на протяжении всех 70-х. В 80-е годы музыканты продолжали записываться и выпускать альбомы, правда, всё реже и всё с меньшим успехом. А вот популярность самих “Beatles” никогда не переживали кризиса. Частично из-за того, что они ушли со сцены чемпионами, а не немощными, полузабытыми пенсионерами.

В 1999 году, когда началась истерия по подведению итогов уходящего века, “Beatles” лидировали во всех опросах как лучшая группа XX века.

* Слушание русской версии песни “Yesterday” - “Вчера” в исполнении учителя в аранжировке синтезатора.

- О чём эта песня?

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

* Исполнение с учащимися.

3. Рассказ об отечественных ВИА.

- В нашей стране термин “бит – группа” был заменён на “вокально-инструментальный ансамбль”. ВИА возникли не на пустом месте. Существовали группы – вокальные – “Дружба”, “Аккорд”, “Орэра”. Некоторые ансамбли просто копировали западных исполнителей и быстро “сошли со сцены”. Другие же, напротив, искали свой стиль, своё лицо. Как показало время самыми успешными стали те, кто не порвал с народными музыкальными традициями. Секрет их творческого “долголетия” - в неисчерпаемых богатствах фольклора. Один из таких коллективов – белорусский ансамбль “Песняры”.

Валерий Яшкин в журнале “Неман” (№10) писал:

“Были демократы, был “Биттлз” и масса разных групп. И мне всегда было удивительно, как ребята из Белоруссии вдруг резко стали на слуху. Уже в 1971 году в фильме “Песняры” зазвучал чистейший поток голосов непередаваемой грусти и добра. ”

На этом уроке прозвучит песня “Старый конь”.

“Старый конь” - “Песняры”

- О каких событиях рассказывается в песне?

- Какие чувства она вызвала у вас?

- Что особенного в исполнении?

- “Ливерпульская четвёрка” Beatles и белорусские “Песняры” - поразмышляйте, в чём они схожи и в чём различны.

Мы должны уметь оценивать творчество поп-групп. Мы должны не забывать о том понимании красоты и правды, которое заложила в нас музыка классиков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Петь вместе, это не говорить разом, это вместе чувствовать, думать, мечтать, одними словами и одной, положенной на музыку страстью” (Мудрость мира).

- О чём это высказывание? (ансамбль)

- Сегодня мы поговорим о западных и отечественных поп – группах, научимся разбираться в “настоящей музыке”.

III. Работа по теме урока.

1. Введение понятия “ансамбль”. (Приложение №1)

- Перед вами текст “Что такое ансамбль?”. Задание: прочитать и подобрать ассоциации к ключевому слову “Ансамбль”.

(Проверка выполненного задания)

2. Беседа о современной поп-музыке.

- В наше время существует огромное количество вокально-инструментальных ансамблей.

- Сейчас их называют группы. Рост количества, к сожалению, сопровождается падением качества.

- Как вы считаете, почему?

М. о. Наверное, потому что интереса к музыке у молодёжи нет.

Подкрепляется ростом профессиональной музыкальной подготовки.

- Если мы с вами не предъявляем высоких требований как слушатели, то исполнители и сочинители не стремятся к совершенствованию, что ведёт к снижению наших музыкальных вкусов. Замкнутый круг. В результате то хорошее, что есть на эстраде, теряется в массе низкопробных, безграмотных ансамблей. Обратите внимание, что многие из групп подражают не самым лучшим музыкантам Запада. И мы получаем оглушительный грохот электроинструментов, пение под фонограмму безголосых певцов и механический бездушный ритм. Эти группы и существуют только потому, что на земле много слушателей, лишённых музыкального (настоящего) вкуса, легко попадающих в сети эффектных шоу.

(Рассказ с показом слайдов (Приложение №2))

Знакомый нам американский певец и композитор Пит Сигер в открытом письме “Всемирный потоп поп – музыки” в 1972 году размышлял: “В нашем стремлении узнать новые музыкальные стили родной страны – и новую, и старую. Конечно, в нашей жизни происходят перемены, меняются музыкальные вкусы. Но знакомство с новым не должно приводить к забвению старого.

Мне повезло: после краткого периода страстного увлечения развлекательно – популярной музыкой (я играл на теноровом банджо в школьном оркестре) мне удалось открыть для себя настоящий американский фольклор, образцы которого никогда не звучали по радио. По сравнению с этим искусством большинство популярных песенок 30 – х годов с их бесконечными вариациями на тему: “милый, милый не могу без тебя…” показались мне примитивными. Почти все они предназначались лишь для одного: уговорить людей довольствоваться своей судьбой. Существует ли в США популярная музыка, направленная против уклада “истэблишмента”? Да, существует, но до настоящего времени она не имела доступа к коммерческим каналам массового распространения: “подпольная поп – музыка”.

Молодёжь, которая обязательно хочет слушать новейшие американские шлягеры, как правило, не знает наших лучших популярных и народных песен. Она знакома только с тем, что пропагандирует американская индустрия…”

- Что хотел сказать этим Пит Сигер?

- У нас в стране происходит то же самое?

- Почему люди так “грезят” музыкой?

- Можно ли такую музыку сравнить с наркоманией? Почему?

- Чем привлекает такая музыка?

- Сегодня на уроке прозвучат произведения в исполнении отечественных и зарубежных ВИА. Это будут хорошие примеры.

2. Рассказ о группе “Beatles”.

- Первой прозвучит лирическая песня “Потому что” в исполнении одного из первых вокально-инструментальных ансамблей современного типа.

Диск с песней “Beatles” “Потому что”

- Кто узнал, что это за ансамбль?

- Какое настроение передаёт музыка?

- Что вы знаете об этом ансамбле?

(Рассказ с показом слайдов)

“Четвёрка из Ливерпуля”, которой быль суждено открыть новую страницу в истории музыки, стать ансамблем, соединившим в себе функции композитора и исполнителя, открывшим для себя и своих слушателей огромные богатства афро-американского фольклора.

БИТЛЗ – английский вокально-инструментальных квартет, самый популярный музыкальный ансамбль 1960 – х годов. Возникла группа в Ливерпуле, Великобритания, распалась в 1970.

Джон Леннон (9 октября 1940 – 8 декабря 1980)

Пол Маккарти (18 июня 1942)

Джордж Харрисон (25 февраля 1943 – 29 ноября 2001)

Ринго Старр (7 июля 1940)

Ансамбль зародился в 1956 на совместных выступлениях Леннона и Маккартни, к которым вскоре присоединился Харрисон. Два года с ними играл ударник Питер Бест, но в 1962 его сменил Старр. Этот ансамбль первым сумел превратить рок в искусство. Музыканты относились к создаваемой ими музыке с максимальным трудолюбием и неустанным творческим поиском.

Пол, Джон и Джордж составляли ядро коллектива, остальные музыканты часто менялись. Электрогитар у музыкантов не было. Начинали они, как и тысячи других групп, с сифорла (смесь джаза, блюза и фолка). Постепенно перешли к рок-н-роллу. Название тоже претерпело изменения – от “The Quarrymen” до “The Beatles”.

Слово “beatles” сочетает в себе два значения - “beat” (удар, бит) и “beetles” (жуки). Большинство биографов приписывают авторство названия Джону Леннону. Вполне возможно. Если учесть его поэтические способности и умение строить рассказы и стихотворения на игре слов. Джон всегда был их лидером – самый оригинальный из них, самый мятежный духом. Его влияние доминировало в музыке и образе мыслей “Битлз”. Пол был столь же музыкально одарённым, и в некоторых отношениях его чисто музыкальное дарование превосходило талант Джона, но именно Джон был вперёдсмотрящим. Лидером Джона делала сила его личности. Он был не просто старше Пола и Джорджа, которые на старых фотографиях выглядят именно такими невинными и уязвимыми, какими они были на самом деле. Джон был куда более зрелым, видавшим виды скептиком, всё видящим насквозь, никому не доверяющим, отдающим себе отчёт в окружающей фальши.

“Beatles” продолжали прогрессировать музыкально, но было понятно, что история коллектива близится к логическому завершению. Личные амбиции брали верх. Леннон начал выпускать сольные синглы и выступать со своими новыми друзьями – группой Plastik Ono Band. С трудом удалось уговорить не делать официальных заявлений по этому поводу.

Фактически, уже с августа 1969 года группа как единый коллектив ничего не записывала. Каждый из четверых обзавёлся собственным проектом на стороне.

Традиционно именно Пола Маккартни считают главным виновником распада “Beatles”, однако, надо не забывать, что он сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы сохранить группу после смерти Эпштейна. Трудно было проглотить первую пилюлю, но дальше было ещё хуже. В конце 1970 года Маккартни подал в суд на Леннона, Стара и Харрисона, с тем, чтобы аннулировать все существующие между ними договорённости. Разбирательство затянулось на долгие годы, лишая фанатов всякой надежды на возрождение “Beatles”.

После убийства Джона Леннона в декабре 1980 года рухнули последние надежды на воссоединение легендарной команды, слухи о котором периодически вспыхивали на протяжении всех 70-х. В 80-е годы музыканты продолжали записываться и выпускать альбомы, правда, всё реже и всё с меньшим успехом. А вот популярность самих “Beatles” никогда не переживали кризиса. Частично из-за того, что они ушли со сцены чемпионами, а не немощными, полузабытыми пенсионерами.

В 1999 году, когда началась истерия по подведению итогов уходящего века, “Beatles” лидировали во всех опросах как лучшая группа XX века.

* Слушание русской версии песни “Yesterday” - “Вчера” в исполнении учителя в аранжировке синтезатора.

- О чём эта песня?

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

* Исполнение с учащимися.

3. Рассказ об отечественных ВИА.

- В нашей стране термин “бит – группа” был заменён на “вокально-инструментальный ансамбль”. ВИА возникли не на пустом месте. Существовали группы – вокальные – “Дружба”, “Аккорд”, “Орэра”. Некоторые ансамбли просто копировали западных исполнителей и быстро “сошли со сцены”. Другие же, напротив, искали свой стиль, своё лицо. Как показало время самыми успешными стали те, кто не порвал с народными музыкальными традициями. Секрет их творческого “долголетия” - в неисчерпаемых богатствах фольклора. Один из таких коллективов – белорусский ансамбль “Песняры”.

Валерий Яшкин писал:

“Были демократы, был “Биттлз” и масса разных групп. И мне всегда было удивительно, как ребята из Белоруссии вдруг резко стали на слуху. Уже в 1971 году в фильме “Песняры” зазвучал чистейший поток голосов непередаваемой грусти и добра. ”

На этом уроке прозвучит песня “Старый конь”.

“Старый конь” - “Песняры”

- О каких событиях рассказывается в песне?

- Какие чувства она вызвала у вас?

- Что особенного в исполнении?

IV. Итог урока.

- “Ливерпульская четвёрка” Beatles и белорусские “Песняры” - поразмышляйте, в чём они схожи и в чём различны.

Мы должны уметь оценивать творчество поп-групп. Мы должны не забывать о том понимании красоты и правды, которое заложила в нас музыка классиков.

Используемая литература

Дмитриева Л. Г. , Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М. : Издательский центр “Академия”. 2000. – 240 с.

Компьютерная программа “Шедевры музыки” / Кирилл и Мефодий.

Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М. : “Советский композитор”, 1988. – 176с.

Сайт в Интернете: Beatles. ru. Автор: Corvin.

Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128с.

Читайте также: