Политика 1950 1980г конспект

Обновлено: 05.07.2024

Какие изменения в национальной политике и национальных движениях произошли в 1960-х — середине 1980-х гг.?

1. Новая историческая общность. В 1972 г. страна праздновала 50-летие образования СССР. Подводились и итоги развития Советского федеративного государства. Они были весьма впечатляющими. Наиболее высокими были темпы развития республик Средней Азии. Если в 1922 г. уровень неграмотности населения здесь составлял 95 %, то теперь такое же количество жителей региона имело высшее, среднее и незаконченное среднее образование. Объём промышленного производства за эти годы вырос в Казахстане в 600 раз, в Таджикистане — в 500, в Киргизии — в 400, в Узбекистане — в 240, в Туркмении — в 130 раз (на достаточно развитой Украине — в 176 раз). Только в Узбекской ССР в 1972 г. работало больше специалистов с высшим и средним специальным образованием, чем в народном хозяйстве всего СССР в конце 1920-х гг. Высокого уровня развития достигли и республики Прибалтики — промышленное производство в Латвии увеличилось с 1940 г. в 31 раз, в Эстонии — в 32 раза, а в Литве — в 37 раз. Все эти результаты были достигнуты коллективным трудом всех народов страны.

Теоретическая установка о советском народе как новой форме общности людей не могла не отразиться на политическом курсе, проводимом партийным руководством в национальном вопросе.

Провозглашаемый руководством страны курс на дальнейшую интернационализацию советского общества неизбежно вступал в противоречие с процессами роста национального самосознания и предшествующим опытом взаимоотношений Центра с республиками.

Можно ли утверждать, что в СССР окончательно был решён национальный вопрос?


РАСУЛ ГАМЗАТОВИЧ ГАМЗАТОВ (1923-2003)

Народный поэт Дагестана, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР.

2. Нарастание противоречий между Центром и республиками. В ходе выполнения реформы 1965 г. власти сделали серьёзный акцент на развитии специализации экономики союзных республик. Каждая из них должна была развивать традиционное производство: Казахстан — выращивание зерна и получение продуктов животноводства; Узбекистан — хлопководство; Туркмения — добычу газа и нефти; Молдавия — выращивание овощей и фруктов; республики Прибалтики — сельское и рыбное хозяйство.

В интересах быстрой интеграции экономики союзных республик ускоренными темпами шло промышленное развитие менее развитых из них. Наиболее быстрыми были показатели роста в Белоруссии, Молдавии, Туркмении, Киргизии, Азербайджане, Узбекистане, Литве. Это вело не только к высоким экономическим показателям всей страны, но и к преодолению обособленности республик. В то же время бурное промышленное строительство в этих регионах при ведущей роли союзных министерств ещё более усиливало роль Центра в отношениях с республиками.

В 1970-е гг. были практически ликвидированы все те права и полномочия союзных и автономных республик как в хозяйственных, так и в политических вопросах, которые были им предоставлены в 1950-е гг. Народы союзных республик лишились даже ограниченного контроля над своей экономикой, не могли решить многих проблем культурного развития без санкции из Москвы. Кроме того, из-за отсутствия местных квалифицированных кадров шло переселение в республики Средней Азии и Закавказья инженеров и техников из России. Это воспринималось порой даже на бытовом уровне как насильственная экспансия иных традиций и культуры, усиливало национализм. Вновь оживились национальные движения.


Делегаты — представители разных советских республик на всесоюзном съезде пионеров в Артеке. 1972 г.

3. Национальные движения. Национальные движения выступали в тот период своеобразной формой защиты национальных культур от проводимой Центром политики нивелировки и унификации. Многие попытки интеллигенции поставить хоть какую-то проблему своей национальной культуры, языка объявлялись проявлением национализма и рассматривались как враждебные.

В условиях нараставшего в стране инакомыслия всё больший удельный вес в нём стали занимать национальные движения.

К уже существовавшим движениям за право немцев выехать в ФРГ, за возвращение к родным местам крымских татар и турок-месхетинцев в 1967 г. добавилось массовое движение евреев за выезд в Израиль. Своими активными действиями участники национальных движений смогли добиться многого. В 1972 г. Президиум Верховного Совета СССР отменил все ограничения в выборе советскими немцами места жительства по всей территории страны. Однако автономия немцев Поволжья так и не была восстановлена. Из страны за 1970—1986 гг. эмигрировало более 72 тыс. немцев. Количество выехавших на свою историческую родину советских евреев за 1967—1985 гг. превысило 275 тыс. человек.

Наиболее массовыми и активными в 1970-е гг. были национальные движения в прибалтийских республиках. Их участники требовали не только соблюдения гражданских прав, но и снятия ограничений в деятельности церкви. Под петицией на имя Брежнева, в которой литовцы требовали возобновить работу закрытого властями собора в Клайпеде, подписались почти 150 тыс. человек.

Всплеск национализма в союзных республиках не мог не привести и к становлению русского национального движения. Его участники выступали за отказ от национально-государственного строительства и переход к административно-территориальному делению страны. Они требовали также большего уважения к русскому народу в любой точке страны. Идеологами русского национального движения в эти годы выступали А. И. Солженицын, И. Р. Шафаревич, И. С. Глазунов, В. А. Солоухин.

Одной из самых крупных организаций русского движения был Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН), созданный в середине 1960-х гг. в Ленинграде. Идеология этой организации базировалась на отказе от коммунистического строительства и построении национального православного государства. Несмотря на разгром ВСХСОН, к концу 1970-х — началу 1980-х гг. русское национальное движение стало одним из самых значительных в стране.

Деятельность национальных движений в СССР поддерживалась зарубежными эмигрантскими центрами — Антибольшевистским блоком народов, Среднеазиатским исследовательским центром и др. Они оказывали участникам движений материальную поддержку.

Как вы думаете, мог бы решить обострившиеся национальные противоречия переход к административно-территориальному делению СССР?

4. Эволюция национальной политики. В условиях роста национальных движений власти были вынуждены корректировать национальную политику. Прямые репрессии, как правило, использовались лишь против участников открытых форм протеста. В отношении же руководства и интеллигенции союзных республик проводилась политика заигрывания. За 20 лет (1965—1984) тысячи деятелей культуры, работников промышленности и сельского хозяйства союзных республик были удостоены звания Героя Социалистического Труда, награждены высшими орденами страны.


Праздничный концерт в Кремле. 1977 г.

Всё это вело к постепенному назреванию кризиса в межнациональных отношениях.

Вопросы и задания для работы с текстом

Изучаем документы

Партия считает недопустимыми какие бы то ни было попытки сдерживать процесс сближения наций.

Как вы думаете, какие последствия могла иметь реализация этой установки? Обоснуйте своё мнение.

Демократические институты не несут с собой исцеления, скорее наоборот, усугубляют болезнь. Поэтому для нас не столько важна победа демократии над диктатурой, сколько идейная переориентация диктатуры, своего рода идеологическая революция.

Наследниками каких политических сил дореволюционной России начала века можно считать авторов данного документа?

Думаем, сравниваем, размышляем

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Развивающие: формирование компетенций: информационной (поиск нужной информации в источниках различного типа, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); ценностно-смысловой (способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем); коммуникативной (способы взаимодействия в группе, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).

3.Воспитательные: воспитание толерантности.

Планируемые результаты урока:

Учащиеся продемонстрируют свои знания дат, терминов, исторических личностей и умение работать с историческим документом.

Оборудование и материалы.

Компьютер, проектор, интерактивная доска, элементы презентации по теме, раздаточный материал.

Методы: словесные, наглядные, репродуктивный, частично-поисковый

Тип урока: актуализации знаний и умений (урок повторения)

Организационный момент.

Класс делится на две группы по 8 человек (группы должны быть одинаковые по силе обучаемости). В конце урока каждый капитан группы оценивает своих членов группы. Капитана оценивает учитель, по тому, как сработала его группа.

Основная часть.

На уроке будут использованы задания, которые дают возможность обучающимся поработать с хронологией, фактами, объяснить понятия, термины, а также задания связанные с картой и с источниками.

Слово учителя:

Мы с вами на прошлых уроках постарались дать характеристику двум периодам, которые серьёзно отличаются друг от друга.

Сегодня на уроке актуализации знаний и умений, т.е. уроке повторения мы обобщим и систематизируем изученную тему

1. Задание: определите о каких исторических периодах будет идти разговор на уроке, назовите годы, правителей этих периодов.

……… () - советский государственный и партийный деятель, член КПСС с 1918 г. Участник гражданской и Великой Отечественной войн. С сентября 1953 г. - Первый секретарь ЦК КПСС, одновременно с 1958 по 1964 г. г. - председатель Совета Министров СССР. С деятельностью …,.… связано развенчание культа личности Сталина и период оттепели в СССР. В 1964 г. он был освобождён от всех постов и находился на пенсии. (оттепель 1953-1964гг. Хрущёв)

……. () - с 1966 по 1982 г. - ген. сек. ЦК КПСС. Участник Великой Отечественной войны, где вёл политическую работу. С 1950 г. ….. — первый секретарь ЦК КП Молдавии. С июня 1957 - член Президиума ЦК КПСС. В мае 1960 г. …… избран председателем Президиума Верховного Совета СССР, находился на этом посту до июня 1964, одновременно с июня 1963 - секретарь ЦК КПСС.

Задание на карточке. Группа отвечает и передаёт свою карточку другой группе для проверки. Проверяющие комментируют проверку устно. (Оценка - 5 бал.)

Работа с хронологией

1. Какое из названных событий произошло раньше других?

А) начало реабилитации жертв политических репрессий

Б) отмена карточной системы

В) запуск первого искусственного спутника Земли

Г) ХХ съезд КПСС

2. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) начало освоения целинных земель

3) избрание Н.С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС

4) создание Совета Экономической Взаимопомощи

3. Когда состоялся XX съезд КПСС?

4. Афганская война

5. Установите соответствие между датами и событиями, процессами:

А) 1957 г., 1961 г. 1) участие советских войск в афганской войне

Б) 1953 г., 1957 г. 2)принятие Конституции СССР, внесение в нее поправок

В) 1977 г., 1990 г. 3)борьба за власть после смерти Сталина

Г) 1979 г., 1989 г. 4)достижения в освоении космоса

5)освоение целинных земель, кукурузная эпопея

Ответ: А Б В Г

6. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

А) ввод советских войск в Афганистан (1979-1989гг.)

Б) Карибский кризис (1962г.)

В) создание Организации Варшавского Договора (1955г.)

Г) подписание советской делегацией Хельсинкских соглашений (1975г.)

II. Работа с фактами.

1. Первым секретарем ЦК КПСС после смерти И.В. Сталина был избран:

1) Л.П. Берия 2) Г.М. Маленков

3) В.М. Молотов 4) Н.С. Хрущев

2. Проведение экономической реформы в 1965 г. возглавил:

2) Н.А. Вознесенский

3. Кто из названных ученых, конструкторов руководил созданием первых советских космических кораблей?

1) И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау

2) С.П. Королев, В.Н. Челомей

3) С.И. Вавилов, Н.Н. Семенов

4) А.С. Яковлев, А.Н. Туполев

4. Установите соответствие между фамилиями писателей и названиями их произведений:

Ответ: А Б В Г

III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

1. Установите соответствие между терминами, понятиями и их объяснением:

А) конверсия 1) принятие решения на основе

Б) депортация общего согласия

В) консенсус 2) перевод военных предприятий на

Г) приватизация выпуск мирной продукции

3) перевод государственной

собственности в частную

4) насильственное переселение

5) обесценивание денег

Ответ: А Б В Г

2. Возмещение военных потерь и убытков, получаемое Советским Союзом от Германии в послевоенные годы, называлось:

1) во второй половине 1940-х гг.

2) в середине 1950-х гг.

3) в конце 1960-х гг.

4) во второй половине 1980-х гг.

4. Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х людей, не разделявших господствовавшую в СССР идеологию?

IV . Крылатые высказывания

1.Кому принадлежит высказывание:

Ответ: (Н.С.Хрущёв)

Ответ: (Л.И.Брежнев)

Ответить на вопрос и на основании ответа создать схему.

1 группа: Кто принимал участие в борьбе за власть после смерти И.В.Сталина?

Ответ – Берия, Маленков, Хрущёв.

2группа: Какие формы протеста появлялись в СССР не согласных с советской политикой.

Возникновение форм протеста и несогласия в обществе – движение диссидентов

4 Заполнить картосхему

- историческая личность и человек культуры


Брежнев Л.И. Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1966 по 1982 год.


Хрущёв Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы ,


Высоцкий советский актёр , поэт и автор-исполнитель песен [3] , автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно ).


Эрнст Неизвестный советский и американскийскульптор . Участник Великой Отечественной войны .

- Дать определение:

Определить даты –

1955 – 1965года - освоение целинных земель,

1—2 июня 1962 года - массовое выступление рабочих в г.Новочеркаске и их расстрел,

12 апреля 1961 года - полет в космос человека.

5. Работа с документом

- на основании документа учащиеся должны проанализировать эпоху:

1953-1964 гг., 1964-1982

Из доклада Хрущёва

- глава государства - Н.С.Хрущёв - о каком событии идет речь – выступление Хрущёва на 20 съезде ЦК КПСС в 1956году.

Из доклада Л.И.Брежнего

6. Работа с фото

Подписать фотографии и ответить на поставленные вопросы:

1. Что вы знаете об изображённых людях на иллюстрации?


- Алекса́ндр Иса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын

— русский писатель, драматург, публицист , поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Лауреат Нобелевской премии по литературе ( 1970 ). Диссидент , в течение нескольких десятилетий (1960—1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.


Андре́й Дми́триевич Са́харов - советский физик -теоретик, академик АН СССР , один из создателей первой советской водородной бомбы . Общественный деятель, диссидент и правозащитник ; народный депутат СССР . Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год . За свою правозащитную деятельность был лишён всех советских наград и премий и

Что их объединяло?

Выступали в защиту прав человека.

О чём писал Солженицын?

Правдиво описывал положение русского народа. Критиковал политику партии

В чём была принципиальная разница в их мировоззрении политических подходах?

Сахаров – лидер правозащитного движения, которое спонсировалось западом.

Солженицын – был всецело за русский народ.

Дальнейшая судьба Сахарова и Солженицына?

Сахаров в 1980 году был выслан с женой Еленой Боннэр из Москвы.

Солженицын был выдворен из страны.

7. Работа с картой


Ответ: США, СССР. Куба и Турция.


Отметить на карте страны, которые принимали участие в Афганской войне.

Что получили советские люди в период правления Н. С. Хрущева. Какие ожидания оправдались в послевоенный период?

Ответ: Плюсы:

1. Разоблачение культа личности Сталина. Реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных. Относительная демократизация общества.

3. Заключение Договора о запрете ядерных испытаний в трёх сферах: атмосфере, космосе и под водой.

4. Сокращение Вооружённых сил СССР на одну треть (1,2 млн человек) и уменьшение непомерных военных расходов.

5. Пенсионная реформа, коснувшаяся десятков миллионов граждан. При Хрущёве впервые на пенсию можно стало жить.

6. Реформа сельского хозяйства: колхозники, находившиеся практически на положении крепостных, стали получать гарантированную денежную оплату за труд. Им выдали паспорта, разрешили переходить в другие колхозы и уезжать в город.

7. Массовое жилищное строительство. Например, в 1956 г. Темпы строительства в Москве обогнали темпы прироста населения.

8. СССР добился крупнейших достижений в области науки и техники. Первая в мире атомная электростанция (1954), первый спутник (1957), первый космонавт (1961).

9. Освоено 30 млн га целинных земель.

Ответ: Минусы:

1. Расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске (1962). Считается, что погибли 26 человек, 58 ранены, 7 приговорены к высшей мере.

2. Хрущёв не противился возвеличиванию собственной личности. Если в 1963 г. Его портрет в центральных газетах был напечатан 120 раз, то за неполный 1964-й – более 140!

4. В результате непродуманной военной реформы огромное количество офицеров остались без работы, жилья и гражданской специальности.

6. С 1963 г. начались регулярные закупки зерна за рубежом.

7. Хрущёв проводил политику воспрепятствования содержанию скота в личной собственности граждан, из-за чего погибли миллионы голов скота.

8. При нём была построена Берлинская стена (1961), ставшая символом противостояния социализма и капитализма.

Учитель задает вопросы

На экране памятник Хрущёву.

Вопрос: Кто является скульптором этого монумента

Ответ: Эрнст Неизвестный

Вопрос: Вспомнить, что сказал о Хрущёве Эрнст Неизвестный.

Ответ: Я и сам до конца не понял, что в нем больше хорошего или плохого.

9. Вопросы для дискуссии:

- Что получили советские люди в период правления Н. С. Хрущева. Какие ожидания оправдались в послевоенный период?

- Что принесло разочарование?

- Период правления Л. И. Брежнева, почему ваши родители, бабушки, дедушки считают этот период наиболее благополучным для себя и до сегодняшнего дня сожалеют о его утрате?

- В какой из исторических периодов хотели бы жить вы? Обоснуйте свой выбор.

Слово учителя: подвести итог.

Каждый капитан группы оценивает своих членов группы. Капитана оценивает учитель, по тому как сработала его группа.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКА:

Повторительно-обобщающий урок по теме: « СССР в 1953-1980годах.

Карточка - тест № 1

1). Задание на карточке.

Группа отвечает и передаёт свою карточку другой группе для проверки.

Проверяющие комментируют проверку устно. (Оценка - 5 бал.)

Работа с хронологией

1. Какое из названных событий произошло раньше других?

А) начало реабилитации жертв политических репрессий

Б) отмена карточной системы

В) запуск первого искусственного спутника Земли

Г) ХХ съезд КПСС

2. Когда состоялся XX съезд КПСС?

1)1945г. 2) 1947г. 3) 1953г. 4) 1956г.

3. Установите соответствие между датами и событиями, процессами:

А) 1957 г., 1961 г. 1) участие советских войск в афганской войне

Б) 1953 г., 1957 г. 2)принятие Конституции СССР, внесение в нее поправок

В) 1977 г., 1990 г. 3)борьба за власть после смерти Сталина

Г) 1979 г., 1989 г. 4)достижения в освоении космоса

5)освоение целинных земель, кукурузная эпопея

II. Работа с фактами.

1. Первым секретарем ЦК КПСС после смерти И.В. Сталина был избран:

1)Л.П. Берия 2)Г.М. Маленков 3)В.М. Молотов 4)Н.С. Хрущев

2. Кто из названных ученых, конструкторов руководил созданием первых советских космических кораблей?

1) И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау

2) С.П. Королев, В.Н. Челомей

3) С.И. Вавилов, Н.Н. Семенов

4) А.С. Яковлев, А.Н. Туполев

III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

1. Установите соответствие между терминами, понятиями и их объяснением:

А) конверсия 1) принятие решения на основе

Б) депортация общего согласия

В) консенсус 2) перевод военных предприятий на

Г) приватизация выпуск мирной продукции

3) перевод государственной

собственности в частную

4) насильственное переселение

5) обесценивание денег

1) во второй половине 1940-х гг.

2) в середине 1950-х гг.

3) в конце 1960-х гг.

4) во второй половине 1980-х гг

IV. Крылатые высказывания

1. Кому принадлежит высказывание:

Карточка - тест № 2

1). Задание на карточке.

Группа отвечает и передаёт свою карточку другой группе для проверки.

Проверяющие комментируют проверку устно. (Оценка - 5 бал.)

Работа с хронологией

1. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) начало освоения целинных земель

3) избрание Н.С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС

4) создание Совета Экономической Взаимопомощи

2. Афганская война

А) 1969 - 1979гг. Б) 1979—1989гг. В) 1982 – 1989гг. Г) 1985 – 1985гг.

3. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

А) ввод советских войск в Афганистан

Б) Карибский кризис

В) создание Организации Варшавского

Г) подписание советской делегацией Хельсинкских соглашений

II. Работа с фактами.

1. Проведение экономической реформы в 1965 г. возглавил:

2) Н.А. Вознесенский

2. Установите соответствие между фамилиями писателей и названиями их произведений:

III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

1. Возмещение военных потерь и убытков, получаемое Советским Союзом от Германии в послевоенные годы, называлось:

2. Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х людей, не разделявших господствовавшую в СССР идеологию?

IV. Крылатые высказывания

1. Кому принадлежит высказывание:

Ответить на вопрос и на основании ответа создать схему.

Кто принимал участие в борьбе за власть после смерти И.В.Сталина?

Ответить на вопрос и на основании ответа создать схему.

Какие формы протеста появлялись в СССР не согласных с советской политикой.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х годов"

Первое предновогоднее телевизионное обращение к советскому народу от имени руководства СССР впервые сделал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев 31 декабря 1970 года. Правда, сходу уловить жанр Леониду Ильичу не удалось – его обращение больше походило на годовой отчёт.

Первое новогоднее обращение советские зрители увидели за несколько часов до боя курантов. А уже в 1974 году Брежнев появился на экранах в более привычное для нас время, за пять минут до наступления Нового года.

С начала 1950-х годов СССР стремительно развивался. Советский Союз превзошёл все ведущие страны мира по темпам роста валового внутреннего продукта.

С 1953 по 1964 год в СССР построили более восьми тысяч предприятий.

Значительно вырос уровень жизни населения.

СССР занимал лидирующие позиции по развитию научно-технического прогресса. Велось освоение космоса, были созданы предпосылки для реализации социальных программ.

Послевоенные годы стали временем германского и японского экономического чуда. В то же время перечисленные показатели указывают и на советское экономическое чудо. Одним из факторов, который помог достичь таких результатов, стало формирование новой общественной атмосферы.

Однако вскоре темпы экономического развития стали снижаться. Причин этому было несколько:

отказ властей от использования экономических стимулов к труду;

сохранение идеологических ограничений;

усталость общества от постоянных перемен.

Не получили развития попытки изменить политическую систему. Поэтому перед руководством СССР стояла задача провести новые реформы.


Происходило старение кадров. К 1980-м годам средний возраст работника высшего руководства составлял семьдесят лет.

Партия осуществляла контроль над всеми сферами жизни общества. В 1966 году прошёл 23-й съезд КПСС, на котором были ликвидированы все новации в партийной жизни, принятые за годы правления Хрущёва. Отменили принцип регулярного обновления партийной номенклатуры.

В 1971 году на 24-м съезде КПСС официально закрепили право контроля над деятельностью администрации научно-исследовательских институтов, учреждений культуры и здравоохранения.


В конце 1960-х годов началось возвеличивание личности Леонида Ильича Брежнева. Его постоянно восхваляли в средствах массовой информации.

Получив главные позиции в государстве, партийный аппарат отказался от критики культа личности Сталина. В своей речи, посвящённой двадцатилетию Победы в Великой Отечественной войне, Брежнев дал высокую оценку вкладу Сталина в дело Победы. Эта речь была встречена громкими аплодисментами.

В произведениях искусства Сталина изображали мудрым и скромным, заботящимся о благе народа. В партийных документах перестали говорить о развенчании культа личности. Подобные разделы исчезли из школьных учебников.

При Брежневе активно финансировались оборонные программы. В 1960-е годы году в подземных шахтах начали устанавливать межконтинентальные баллистические ракеты.


В СССР создали эффективную систему противовоздушной обороны.

Росла численность и мощь флота и авиации. Именно в период правления Брежнева СССР достиг ракетно-ядерного паритета с Соединёнными Штатами Америки.

С 1976 года в Восточной Европе стали устанавливать ядерные ракеты средней дальности. Это должно было укрепить обороноспособность страны.

Однако наращивание военного потенциала имело и негативные последствия. Производство военной техники и разработка новых моделей вооружения тормозили повышение уровня жизни населения Советского Союза.

Власти были обеспокоены ростом диссидентского движения. Поэтому важной задачей являлось укрепление органов государственной безопасности.


относительная однородность советского общества;

окончательное решение национального вопроса;

отсутствие противоречий внутри общества.

Исходя из этого, предполагалось, что устранены основные конфликты, и дальнейшее развитие общества будет благоприятным. Руководство партии воспринимало действительность с позитивной стороны и насаждало этот взгляд окружающим. Никто не должен был усомниться в правильности выбранного курса. И чем сложнее была экономическая ситуация, тем больше появлялось рапортов о различных достижениях и трудовых успехах.

Теория обострения идеологической борьбы объясняла преследование инакомыслящих как борьбу с подрывным влиянием Запада. Эта теория основывалась на сталинском положении о классовой борьбе на пути продвижения к социализму. Так Сталин аргументировал массовые репрессии 1930-х годов.

7 октября 1977 года была принята новая Конституция СССР. В Преамбуле Конституции оценивался исторический путь, пройденный за шестьдесят лет после революции 1917 года. Также говорилось о построении развитого социалистического общества. В Преамбуле утверждалось, что Советской власти навсегда удалось покончить с эксплуатацией человека человеком и национальной враждой.

Шестая статья Конституции закрепляла руководящее положение КПСС в советском обществе. Здесь же отмечалась важная роль массовых общественных организаций в политической системе.

В десятой статье говорилось о том, что основой экономической системы СССР является социалистическая собственность на средства производства.

Конституция 1977 года допускала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью предприятий.

Важное место в новой Конституции занимали социально-экономические права граждан СССР, такие как

Реализацию этих прав регламентировали специальные законы.

В Конституции 1977 года, как и во всех предыдущих, за союзными республиками было закреплено право свободного выхода из состава СССР.

Давайте подведём итоги.

В конце 1960-х годов началось возвеличивание личности Леонида Ильича Брежнева.

Мирное сосуществование оставалось главной целью политики СССР. Однако приоритет получило соревнование двух систем и укрепление социалистического лагеря. И вообще внешняя политика в данный период имела приоритетное значение. Правительство СССР проводило достаточно жесткую политику, сделав упор на достижение военного паритета с Западом. В этот период реализовывалась так называемая доктрина Брежнева – политика “ограниченного суверенитета”, опеки в отношении социалистических стран. Как только эти страны начинают проводить свою политику (например, в 1968г. попытка демократизации в ЧССР), СССР применяет силу (ввод советских войск в ЧССР). В конце 60-х гг. обострились отношения с Китаем (территориальный спор из-за острова Даманский).

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений со странами Западной Европы и США. В 1966 г. начинается сближение с Францией (визит в Москву Шарля де Голля).

В 1970 г. был подписан московский договор между СССР и ФРГ о нерушимости послевоенных границ.

В начале 70-х гг. происходит улучшение отношений с США. Начиная с визита президента США Никсона в Москву в 1972 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности.

Политика разрядки международной напряженности состояла из экономических соглашений и соглашений об ограничении ядерных вооружений. В 1971-1976 гг. общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз. В 1969 г. СССР и США достигли военного паритета (по числу межконтинентальных ракет).

26 мая 1972 г. в Москве был заключен временный Договор ОСВ-1. В 1979 г. был подписан Договор ОСВ-2.

Вершиной периода разрядки международной напряженности является 1975 год – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров 33 европейских государств, а также США и Канады. На этом совещании провозглашены принципы нерушимости границ, уважение независимости и суверенитета, отказ от применения силы и угрозы ее применения.

В целом внешняя политика в 60-80-е гг. была противоречивой: с одной стороны, предпринимались мирные шаги, направленные на ограничение вооружений и укрепление взаимного сотрудничества между странами, с другой – продолжалось военное противостояние между СССР и США в “третьих странах” - например, во Вьетнаме и Афганистане.

Работа с текстом учебника (с.313-314).

Используя текст учебника, записать в тетрадь хронику основных внешнеполитических событий, знаком “+” отмечают те из них, которые вели к укреплению мирных отношений, знаком “-” -- те, которые способствовали нарастанию напряженности.

Вопросы к классу:

Учитель. Таким образом, к сожалению, недолго продолжался период разрядки международной напряженности. Брежневские советники из ведомства иностранных дел, кажется, решили, что готовность Запада заключать соглашения с СССР, вести себя в соответствии с “духом Хельсинки” и прочие атрибуты разрядки международной напряженности – признаки слабости оппонентов в затихшей вроде бы холодной войне. В результате советская внешняя политика не только не утратила после подписания Заключительного акта 1975 г. своего экспансионистского характера, но и активизировалась. Правда, пресловутый “хельсинкский дух” побудил СССР ограничить свое вмешательство во внутренние дела стран Западной Европы, - но, возможно, дело тут было не в доброй воле “кремлевских старцев” и прятавшихся за их спинами анонимных стратегов, а в отсутствии возможностей и инструментов. Те существовавшие на Западе коммунистические партии, которые действительно обладали хоть каким-то количеством сторонников-избирателей, уже перестали слушать указания из Москвы. Еврокоммунистическое течение (основанное на идеях демократического социализма, которыми некогда руководствовались деятели Пражской весны 1968 г.) возобладало в левых партиях Испании, Португалии, Италии, Франции, Швеции. Так что вмешиваться в дела этих стран даже на муниципальном уровне советские коммунисты просто не сумели бы. Зато были другие возможности влиять на международные отношения – создавая очаги напряженности в иных регионах мира.

В конце 1970-х СССР поддержал кубинскую интервенцию в Анголе, вьетнамское вторжение в Камбоджу, 27 декабря 1979 г. “ограниченный контингент” советских войск был введен в Афганистан. Эта акция положила конец периоду разрядки, а также негативно сказалась на международном престиже и состоянии экономики СССР. Введение советских войск в Афганистан окончательно убедило Запад в эфемерности разрядки.

Советское руководство считало, что войска не будут ввязываться в боевые действия, а само их присутствие стабилизирует и укрепит режим афганской коммунистической партии. Однако военные действия затянулись на несколько лет и превратились в войну советских войск с повстанцами (моджахедами).

Вопросы к слайдам:

Работа с документом.

Вопрос к документу:

Как вы думаете, почему США предприняли такие жесткие меры по отношению к СССР?

Вопросы к слайдам:

Учитель: сегодня существуют разные точки зрения на целесообразность и нецелесообразность принятого в декабре 1979 года решения – с позиций национально-государственных интересов СССР. С одной стороны, ввод советских войск в Афганистан, помимо официальных идеологических мотивов, обосновывался необходимостью более надежной защиты южных границ СССР, недопущения американского проникновения в соседнюю страну. С другой стороны, в результате войны не только не удалось достичь поставленных целей, но и резко ухудшились международные позиции СССР. Афганская война и порожденный ею новый виток гонки вооружений усилили перенапряжение и без того стагнировавшей советской экономики и, в конечном счете, приблизили крушение всей советской системы.

Вплоть до 1987 года цинковые гробы с телами погибших хоронили в полутайне, а на памятниках запрещалось указывать, что солдат погиб в Афганистане. Лишь постепенно общество стало получать хоть какую-то реальную информацию, - круг ее расширялся. Но еще несколько лет – до 1989 года – доминировала героизация образов воинов – интернационалистов.

Читайте также: