Конспект урока поэты пушкинской поры 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Форма урока: урок - устный журнал

Формировать умение составлять самостоятельно монологическое высказывание на заданную тему.

Начать работу над формированием навыков литературного анализа художественного произведения.

Развивать у подростков художественный вкус, память, познавательные способности, эстетические эмоции.

Развивать творческую активность, формировать творческий подход к изучению литературы.

Воспитывать интерес и уважение к классическому наследию русской литературы

Хотя биографические сведения и важны для учащихся, но здесь они даются фрагментарно, тщательно отбираются, причём критерием отбора информации становится то, объясняют ли эти факты биографии сущность процесса творчества поэта.

Проведению урока предшествовала подготовительная работа: ученики были разделены на 6 группы, каждая получила творческое задание - создать страничку устного журнала по темам:

1 группа - Е. А. Баратынский в пушкинском круге поэтов

2 группа - Жизнь и творчество Д. В. Веневитинова

Цель: проследить основные вехи творческого пути Д. В. Веневитинова; изучить общие закономерности поэзии и художественное своеобразие современника А.С.Пушкина.

3 группа Жизнь и творчество П. А. Вяземского.

Цель: проследить основные вехи творческого пути П.А. Вяземского; изучить общие закономерности поэзии и художественное своеобразие старшего современника А.С.Пушкина.

4 группа - Жизнь и творчество поэта Д. В. Давыдова

Цель: выявить влияние особой судьбы Давыдова на его поэзию: показать основные черты характера героя лирики поэта

5 группа А. А. Дельвиг - поэт пушкинской поры.

6 группа - Н. М. Языков в пушкинском круге поэтов

В процессе подготовки к уроку участники групп занимались исследовательской деятельностью: работали с дополнительной литературой, энциклопедиями, осуществляли контекстный поиск фактологической информации, связанной с жизнью и творчеством поэтов, используя доступ в Интернет; подбирали биографический материал о поэтах пушкинского круга, самостоятельно анализировали предложенные стихотворения. Учитель консультировал учащихся и оказывал помощь в написании анализа стихотворения, а также в отборе материала для художественного оформления.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. (слайды №1,№2)

Но логика подсказывает, что период сле­дует ограничивать тем временем, когда пушкинская поэзия стала изве­стна читателям. Литературный дебют Пушкина состоялся в 1814 году. Стихи до последних дней жизни поэта были неотъемлемой частью его творчества. Таким образом, границы поэзии пушкинской поры опреде­ляются 1814 -1837 годами. Старшие современники - В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Д. В. Давыдов, - сформировавшиеся как поэты в более раннюю эпоху, оказывали влияние на молодого Пушки­на. Ровесники и младшее поколение современников, напротив, усваива­ли пушкинский поэтический опыт, развивая его в своем творчестве.

Е. А. Баратынский (1800-1844) Д. В. Веневитинов (1805-1827) П. А. Вяземский (1792-1878)

1. Итак, открываем первую страничку. (слайды №3-4)

Евгений Абрамович появился на свет 19 февраля 1800 г. в семье дворянского сословия. Имение Мара, где жили Баратынские, находилось в Тамбовской губернии. Дав мальчику традиционное в дворянских семьях домашнее воспитание и образование, в 1812 г. ему пришлось ехать в , т.к. родители отдали его в Пажеский корпус - элитное военное училище. Преподавали в Пажеском корпусе не особенно старательно, да и с нравственным воспитанием дело обстояло слабовато. В 1816 г. Евгений попал под влияние дурной компании и стал участником серьезного преступления - кражи. В результате его исключили из корпуса, лишив права поступать на службу, за исключением простой солдатской. Эти события надломили Баратынского и сильно повлияли на формирование его характера. Три года родные хлопотали о прощении в то время, как сам он бездействовал. Но был один вариант - начать с нуля, став рядовым военным, и продвигаться по службе к офицерскому чину. И вот в 1818 г. он приехал в Петербург, и его зачислили в царскую гвардию.

В середине 20-ых Баратынский находился в поиске новых творческих путей. Он пытался по-новому представить романтическую поэму при помощи реалистической манеры изложения. А. С. Пушкин одобрительно отозвался о его творчестве.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ Волипельгинская СОШ

Урок литературы

Куликова Галина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

Список использованной литературы ……………………………..16

Данная разработка представляет собой конспект урока литературы в

Проведению урока предшествовала подготовительная работа: создание учащимися литературных газет, используя программу Microsoft Word .

Данная разработка будет интересна всем учителям-словесникам для проведения уроков по данной тематике, а также её можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по литературе.

XXI век – век информационных технологий. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника.

Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа - и Интернет-ресурсов.

Данная разработка урока посвящена жизни и творчеству поэтов, лично знавших Пушкина и близких ему по художественным взглядам. К поэтам “пушкинской плеяды” относятся Батюшков, Д. В. Давыдов, А. Баратынский.

Проведению урока предшествовала подготовительная работа: ученики были разделены на 3 группы, каждая получила творческое задание – создать литературные газеты, используя программу Microsoft Word по следующим темам:

1 группа – Жизнь и творчество поэта К. Батюшкова

2 группа – Д. Давыдов - поэт пушкинской поры.

4 группа – Е. Баратынский в пушкинском круге поэтов

В процессе создания литературных газет участники групп занимались исследовательской деятельностью: работали с дополнительной литературой, энциклопедиями, осуществляли контекстный поиск фактологической информации, связанной с жизнью и творчеством поэтов, используя доступ в глобальную информационную сеть – Интернет. Учащиеся выбирали наиболее важную и интересную информацию из огромного литературного материала; знакомились с лирическими произведениями данных поэтов; учили понравившиеся стихотворения наизусть.

1) обучающие:

Выявить общность и различие поэтических систем на примере поэтов К.Батюшкова, Д.Давыдова, Е. Баратынского

2) развивающие:

Развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию,

делать выводы;

Закрепить умение составления синквейна;

3) воспитывающие:

Формировать любовь и уважение к литературным, музыкальным произведениям, а также к русской живописи как ценностям отечественной культуры;

Воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма через работу в группе.

Тип урока: изучение нового материала;

Используемые технологии:

Технология критического мышления;

Технология сотрудничества (работа в группах)

Средства обучения:

Опережающая работа:

В процессе подготовки к уроку участники групп занимаются исследовательской деятельностью: работают с дополнительной литературой, энциклопедиями, ищут нужную информацию в Интернете; выпускают литературные газеты по творчеству Батюшкова, Денисова, Баратынского.

Межпредметные связи:

План проведения урока:

Организационный момент (1-2 мин)

Поэтическая пятиминутка (3-5 мин)

Литературная разминка (5-7 мин)

Объяснение нового материала:

А) вступительное слово учителя (5 мин)

Б) защита литературных газет (10 мин)

5. Физкультминутка (1-2 мин)

6. Закрепление изученного материала, интеллектуальная игра

7. Вывод урока: составление итогового синквейна (5 мин)

8. Объявление оценок, домашнее задание (3 мин)

Основная часть

Организационный момент: здравствуйте, дорогие ребята!

Начинаем наш урок! Урок литературы! А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. И это значит, что мы вновь будем восхищаться, наслаждаться поэзией, удивляться… Помогите мне, ребята! Продолжите: … (узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, удивляться, анализировать, думать, вникать в суть…). Достаточно, молодцы! Спасибо!

Поэтическая пятиминутка: начинаем наш урок литературы традиционно с поэтической пятиминутки. Сегодня её нам подготовила Лена Никитина, о выборе поэта и стихотворения она нам расскажет сама.

и на распечатках для каждого ученика)

III . Объяснение нового материала:

1. Вступительное слово учителя: Молодцы! Вы хорошо поработали!

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о литературе начала 19 века,

Послушайте строки Игоря Северянина:

Есть имена, как солнце! Имена

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине, поэте

Действительном в любые времена.

2. Историческая справка (фильм в программе Windows Movi e Maker Приложение 3)

«Время, когда жил и творил А.С.Пушкин – сложное время. Это время гигантских общественных потрясений, когда рушился феодально-средневековый мир и на его обломках возникал и утверждался капиталистический строй. Это время ещё устойчивого крепостничества, это время отечественной войны 1812 года. Наполеон. Кутузов. Горит Москва. Это время зарождения тайных политических обществ, время разгрома декабрьского восстания 1825 года, это время страшной реакции Николаевской России.

(слайд №6) Давайте представим, что мы находимся в таком литературном салоне, и посмотрим, кто является его завсегдатаем.

… Звонит в дверь колокольчик. Выходит дворецкий:

- Здравствуйте, господа! Княгиня Волконская ждёт Вас!

- А кто сегодня будет?

- Разве Вы не знаете, ждут Пушкина!

(Василий Андреевич Жуковский …по щелчку) Записываем первое имя в тетрадь.

В это же время ещё пишет свои остроумные басни всеми почитаемый, тучный, в седых бакенбардах, начавший свою литературную деятельность ещё в 18 столетии великий русский баснописец … Иван Андреевич Крылов

(…по щелчку), (записываем в тетрадь).

А следующее имя, вероятно, вы услышите сегодня впервые: знакомьтесь, князь Пётр Андреевич Вяземский (…по щелчку) – язвительный интеллектуал, мастер эпиграмм, мадригалов, дружеских посланий, близкий друг Пушкина и соратник по журнальным схваткам.

Вчера ещё стенал над онемевшим садом

Ветр скучной осени и влажные пары

Стояли над челом угрюмыя горы

Иль мглой волнистою клубилися над бором,

Унынье томное бродило тусклым взором

По рощам и лугам, пустеющим вокруг.

А Пушкин ему отвечает:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечёт…

И, конечно же, всем нам хорошо знакомые строки, родные с раннего детства, помогайте мне, читаем вместе:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса……

Следующим именем в кругу старших современников великого поэта следует назвать имя Константина Николаевича Батюшкова (…по щелчку), записываем имя в тетрадь. Этому писателю ребята посвятили свою литературную газету. Итак, господа редакторы, корреспонденты, художники, вам слово.

3. Представление и защита литературных газет: (выступление учащихся, газета прикрепляется на магнитную доску).

Ещё одну литературную газету ребята посвятили творчеству героя войны 1812 года, предводителю партизанских отрядов, лихому гусару, другу Пушкина - Денису Давыдову (…по щелчку) Слушаем их.

Следующая творческая группа посвятила свою литературную газету творчеству Евгения Абрамовича Баратынского (…по щелчку)

Ну и, конечно же, в кругу пушкинской плеяды находятся такие имена, как

(слайд № 7) Итак, мы с вами только прикоснулись к изучению этой удивительной эпохи, познакомившись лишь с некоторыми поэтами пушкинского окружения. Тем не менее знакомство с этими поэтами нам позволяет сделать вывод, что каждый из них по-своему, столь же деятельно участвовал в литературной жизни первых десятилетий

19 столетия. Их стихи нередко становились событиями, рождали восторги, надежды и разочарования, вызывали яркие отклики критиков и собратьев по перу. Без сомнения, Пушкин не похож ни на одного из представленных здесь героев, но в каждом из них мы угадываем некоторые пушкинские черты.

(составление синквейна). Ну а сейчас, в качестве вывода нашего урока предлагаю написать синквейн. (слайд 8)

Первая строка – тема нашего урока –

Поэты пушкинской поры…

Желаю вам творческих успехов!

(Возможный вариант синквейна:

Поэты пушкинской поры…

Удивительные, творческие, талантливые, такие разные,

Пишут, творят, радуют читателей, восхищают…

Каждый внёс свой вклад в развитие русской литературы

Их объединяет имя Пушкина!

VI. Домашнее задание (слайд №9)

1. Дополнить презентацию о Пушкине (индивидуальное задание);

2. Выразительное чтение одного из стихотворений Пушкина (из учебника);

4. Найти в интернете иллюстрации к роману (индивидуальное задание).

И напоследок слова всё того же Игоря Северянина:

… Эпоха робкого дыханья… Где

Твоё очарованье? Где твой шёпот?

Практичность производит в лёгких опыт,

Чтоб вздох стал наглым,

И вот взамен дыханья –

Давайте позволим себе не согласиться с господином Северяниным. Пока мы с вами будем любить поэзию, восхищаться ею, изучать её, понимать – «эпоха робкого дыханья не покинет нас! Всем спасибо! До свидания!

Список использованной литературы:

2) Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность : Пособие для учителя. – 5-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2003.

4) Русская литература 19 века. 9 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля.: В 2 ч. – Ч.1. – М., Московский Лицей , 2003.

5) Русские поэты XVIII – XIX веков: Антология/Сост. В.И.Коровина и В.А.Сайтанова – М.: Дет.лит., 1985 год.

6) Степанова Н.Л.Поэты пушкинской поры.- М.: Художественная литература, 1972.

Здравствуйте, дорогие ребята! Начинаем наш урок! Урок литературы! А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в поэтический мир, полный загадок и открытий. Мы вновь будем восхищаться, наслаждаться поэзией, удивляться… Продолжите: … (узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, анализировать, думать, вникать в суть…). Достаточно, молодцы! Спасибо! Поэзия многогранна. И мы в этом сегодня убедимся
2. Вступительное слово учителя (на фоне видеоролика)
Есть имена, как солнце! Имена
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине, поэте
Действительном в любые времена.

3. Изучение нового материала. (Работа с мультимедийной презентацией)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 классе по теме "Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм".

Цель:

О. А. Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809).

Свое отражение эпоха Романтизма нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Г.И.Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э.Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма, картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И.Айвазовского - вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами.

Романтизм позволил заглянуть в мир отличный от реального.

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах) 1830 г. 260x325 см Лувр, Париж

Программа Г.С.Меркина

Тема. Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм.

воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века, явлений общественной и литературной жизни, особенности романтизма как литературного направления;

формировать навык работы с учебником, составления вопросов к статье, конструирование диалога, лексической работы, работы с репродукциями картин художников;

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.

І. Проверка домашнего задания.

Из литературы XIX века

Явления общественной жизни России начала XIX века

События и явления в литературной жизни XIX века

Возникновение новых литературных журналов и альманахов, появление русского читателя, формирование общественного мнения. Интерес писателей к историческим событиям прошлого: к временам Ивана Грозного, движению Степана Разина, бунту Емельяна Пугачева.

II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над темой урока.

2.1. Слово учителя.

Послушайте строки Игоря Северянина:

Есть имена, как солнце! Имена

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине, поэте

Действительном в любые времена.

2.2. Историческая справка (слайд-фильм)

«Время, когда жил и творил А.С.Пушкин – сложное время. Это время гигантских общественных потрясений, когда рушился феодально-средневековый мир и на его обломках возникал и утверждался капиталистический строй. Это время ещё устойчивого крепостничества, это время отечественной войны 1812 года. Наполеон. Кутузов. Горит Москва. Это время зарождения тайных политических обществ, время разгрома декабрьского восстания 1825 года, это время страшной реакции Николаевской России.

Давайте представим, что мы находимся в таком литературном салоне, и посмотрим, кто является его завсегдатаем.

… Звонит в дверь колокольчик. Выходит дворецкий:

– Здравствуйте, господа! Княгиня Волконская ждёт Вас!

– А кто сегодня будет?

– Разве Вы не знаете, ждут Пушкина!

(Василий Андреевич Жуковский)

В это же время ещё пишет свои остроумные басни всеми почитаемый, тучный, в седых бакенбардах, начавший свою литературную деятельность ещё в 18 столетии великий русский баснописец … Иван Андреевич Крылов

А следующее имя, вероятно, вы услышите сегодня впервые: знакомьтесь, князь Пётр Андреевич Вяземский – язвительный интеллектуал, мастер эпиграмм, мадригалов, дружеских посланий, близкий друг Пушкина и соратник по журнальным схваткам.

Следующим именем в кругу старших современников великого поэта следует назвать имя Константина Николаевича Батюшкова.

2.4. Лексическая работа: альманах.

Альмана́х — разновидность серийного издания, продолжающийся сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.).

В отличие от журнала, выходит обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляет собой непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д., приближаясь к типу календарей-справочников. В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 альманах — сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку.

Назовите имена поэтов золотого века русской литературы.

Каковы особенности литературной жизни в Москве и Петербурге?

Что сыграло важнейшую роль в росте общественного сознания?

Назовите имена литераторов, принимавших самое деятельное участие в войне 1812 года.

Какая тема стала основной в творчестве этих литераторов?

Какую роль в судьбе В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, A .С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева сыграли Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, С. Е. Раич?

Дайте определение романтизма.

2.7. Лексическая работа: романтика.

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале 19 века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность.

Почему слова романтизм, романтический могут относиться не только к литературным явлениям, но и к нашей повседневной жизни? Кого мы называем романтиком и как это связано с эстетическим направлением?

Назовите писателей, поэтов и художников-романтиков.

Джордж дон Байрон, Адам Мицкевич, Эжен Делакруа и Карл Брюллов, Орест Кипренский.

О. А. Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809).

Свое отражение эпоха Романтизма нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Г.И.Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э.Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма, картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И.Айвазовского - вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами.

Романтизм позволил заглянуть в мир отличный от реального.

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах) 1830 г. 260x325 см Лувр, Париж

Особенности романтизма

Необходимость борьбы с канонами класси­цизма и создания самобытного националь­ного искусства, стремление к свободе, борь­ба с европейской реакцией

Идеальные чувства. Романтическое двоемирие. Способность испытывать различного рода сильные страсти, чаще всего связанные с жаждой гармонии, со стремлением уйти от пошлости жизни

Центральные проблемы произведений писателей-романтиков

Противопоставление мира обыденного и мира воображаемого. Утверждение роман­тических ценностей (свобода, борьба, лю­бовь, природа)

Источник силы, справедливости, духовного здоровья

Стремление к идеалу, представления о сво­ем выдуманном мире, построенном по соб­ственным законам. Обращение к националь­ной истории и народному творчеству как источникам вдохновения

Идеальные герои и отношения

Одинокий индивидуалист и бунтарь, чело­век сильных чувств и поступков, бунтую­щий против социальных явлений и самого Бога, жертвующий ради толпы жизнью и презирающий толпу

Толпа, самолюбивая посредственность

Баллада и романтическая поэма, сказка и новелла. Смешение высокого и низкого, ко­мического и трагического, синтез различных жанров, их взаимодействие, создание новых жанровых форм (исторический роман, лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть-сказка и др.)

Особенности поэтики произведений

Изображение необычных обстоятельств, яр­кой пышной природы

III. Подведение итогов урока.

- В чем особенность романтизма в сравнении с классицизмом и сентиментализмом?

IV. Домашнее задание.

пушкинского круга. Предшественники

и современники.

Презентация

учителя русского языка и литературы

Ольховатского района Воронежской области

Бурлуцкой Е.А

Петр Вяземский Иван Крылов Александр Грибоедов Василий Жуковский Денис Давыдов Константин Батюшков Евгений Баратынский Владимир Вольховский Антон Дельвиг Вильгельм Кюхельбекер

Петр Вяземский

Иван Крылов

Александр Грибоедов

Василий Жуковский

Денис Давыдов

Константин Батюшков

Евгений Баратынский

Владимир Вольховский

Антон Дельвиг

Вильгельм Кюхельбекер

Иван Крылов Петр Вяземский Александр Грибоедов Василий Жуковский Денис Давыдов Константин Батюшков Евгений Баратынский Владимир Вольховский Антон Дельвиг Вильгельм Кюхельбекер

Иван Крылов

Петр Вяземский

Александр Грибоедов

Василий Жуковский

Денис Давыдов

Константин Батюшков

Евгений Баратынский

Владимир Вольховский

Антон Дельвиг

Вильгельм Кюхельбекер

Карл Кольман. Восстание декабристов

Карл Кольман. Восстание декабристов

Романтизм как литературное направление Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале 19 века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность.

Романтизм как литературное направление

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале 19 века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность.

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ

О. А. Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809).

О. А. Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809).

И.Айвазовский. Девятый вал

И.Айвазовский. Девятый вал

Особенности романтизма

Причина возникновения

Необходимость борьбы с канонами класси­цизма и создания самобытного националь­ного искусства, стремление к свободе, борь­ба с европейской реакцией

Главные категории

Идеальные чувства. Романтическое двоемирие. Способность испытывать различного рода сильные страсти, чаще всего связанные с жаждой гармонии, со стремлением уйти от пошлости жизни

Центральные проблемы произведений писателей-романтиков

Противопоставление мира обыденного и мира воображаемого. Утверждение роман­тических ценностей (свобода, борьба, лю­бовь, природа)

Источник силы, справедливости, духовного здоровья

Стремление к идеалу, представления о сво­ем выдуманном мире, построенном по соб­ственным законам. Обращение к националь­ной истории и народному творчеству как источникам вдохновения

Идеальные герои и отношения

Одинокий индивидуалист и бунтарь, чело­век сильных чувств и поступков, бунтую­щий против социальных явлений и самого Бога, жертвующий ради толпы жизнью и презирающий толпу

Враждебные силы

Толпа, самолюбивая посредственность

Особенности поэтики произведений

Баллада и романтическая поэма, сказка и новелла. Смешение высокого и низкого, ко­мического и трагического, синтез различных жанров, их взаимодействие, создание новых жанровых форм (исторический роман, лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть-сказка и др.)

Читайте также: