Погода 3 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Колледж педагогического образования, информатики и права

ПЦК школьной педагогики и психологии

Что такое погода?

Выполнила студентка группы 4А:

Эюбова Айшан Рашидовна

Учитель Головина И.С. _________________

Методист Наговская Ф.Ш._______________

Предмет: окружающий мир.

Тип урока: изучение нового материала.

Предметные: научиться проводить наблюдения за погодой и природой в целом; познакомиться с новыми условными знаками и закрепить умение ими пользоваться при фиксации показателей погоды.

Метапредметные:

- Регулятивные: научиться определять и формулировать цель и задачи урока, ставить учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль по результату.

- Коммуникативные: учить строить диалог с партнером – в парах, группах, договариваться и приходить к общему решению проблемы; учить сотрудничеству; осуществлять анализ объектов, устанавливать причинно-следственные связи; учить правильно, строить свой ответ ; формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении; строить доказательные высказывания.

- Личностные: развивать любознательность, наблюдательность и воспитывать бережное отношение к природе; учиться оценивать свою деятельность на уроке.

Оборудование: учебник, карточки – раздаточный материал с заданиями, картинки и клей для рефлексии.

Этапы урока:

I . Организационный этап (2 мин)

II . Постановка целей урока. Изучение новой темы (20-25 мин)

III . Итог урока (5 мин)

IV . Рефлексия (2 мин)

План-конспект

I. Организационный момент (2 мин)

- Здравствуйте, ребята!! Присаживайтесь.

- Сегодня на урок к нам заглянуло солнышко:

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое

Облако повисло…
И спешат несчастные

Кислые прохожие
И едят ужасно

Кислое мороженое…
Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!
Потому что кислое

Было настроение.

– Какое у вас сейчас настроение?

Чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок

Обучающиеся отвечвают на вопросы и настраиваются на работу.

II . Постановка целей урока. Изучение новой темы (20-25 мин)

Определение темы и цели урока

Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор.

Если мама зонтик купит –

Я смогу пойти во двор. (Дождь)

Он с утра уже метет,

Бьется в окна спаленки.

Ваня погулять идет –

Надевает валенки. (Снег)

Он спустился утром рано,

Белый-белый и густой.

Воздух вымазал сметаной.

Отгадай, кто он такой. (Туман)

Страшно выйти на крылечко –

Он сегодня просто лют.

Льдом сковал и нашу речку,

И большой соседний пруд.

А теперь задам вопрос –

Кто зимой нам щиплет нос? (Мороз)

Летний гость все раскалил,

Стал асфальт, как печка.

"Ох, скорей бы дождь полил!" –

Просит наша речка.

"Сохнуть я уже устала,

Из-за гостя мельче стала!" (Зной)

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О погоде)

- Верно. Какую цель урока поставим перед собой?

Работа в группах.

- Сейчас я вам предлагаю разделиться на 4 группы. Вам необходимо посовещаться друг с другом и соотнести текст с иллюстрацией, объяснив свой выбор.

2 - 1) По радио сообщили, что там, куда летят пассажиры, спустился туман. Не видно, куда сажать самолёт, поэтому рейс задерживается. (Весна)

4 - 2) Жара. Лениво плывут кучевые облака. Воздух лёгкий и горячий. (Лето)

1 - 3) Небо заволокло тучами. Ветер подул с возросшей силой, при каждом порыве завывая в трубе. Начинается пурга. (Зима)

3 - 4) Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. Шумит злой ветер. (Осень)

- Что объединяет эти тексты? (Они все о временах года)

- Ничто в природе на Земле не оказывает такого заметного влияния на жизнь каждого человека, как погода. Это тема нашего разговора сегодня.

- Собираясь выйти из дома, люди обязательно смотрят в окно. Зачем? (Чтобы узнать, какая сегодня погода, чтобы знать, как одеться, брать ли зонт.)

- Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня. (Хорошая, теплая, ясная.)

- В прошлом погодой называли солнечные безветренные дни. Когда шёл дождь, мела метель или падал густой снег, то, как вы думаете, что говорили о таком дне? (Непогода, ненастье.)

2. Работа с текстом.

- Что вы можете дополнить? (Воздушная оболочка дарит нам голубой цвет неба.)

- Атмосфера находится в постоянном движении. Во время ее циркуляции вокруг Земли изменения, происходящие в ее нижнем слое, служат причиной разнообразных погодных явлений.

- Какие погодные явления вам известны?

- Кто делает погоду?

- Всю погоду на Земле делает солнце. Приведите доказательства. (Смена времени года, сильная жара, холод.)

- Какая бывает погода? (Холодная или жаркая, сухая или дождливая, ветреная или спокойная, солнечная или облачная.)

- Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, холодно, жарко? (Осадки, ветер, облачность, температуру.)

- Где формируются перечисленные погодные явления и показатели погоды? (В атмосфере.)

- Попробуйте дать научное объяснение, что такое погода.

- Откройте учебник на стр. 8 и прочитайте определение. (Погода – состояние атмосферы в данном районе за сутки, неделю, месяц.)

- Что такое прогноз погоды? (Это научное предположение о будущем состоянии погоды.)

- Где можно узнать прогноз погоды? (По радио, телевидению, в газете, в Интернете.)

2. Положение солнца.

3. Температура воздуха.

4. Облачность. Осадки.

5. Ветер. Его сила и направление.

6. Продолжительность дня.

7. Сравнение погоды сегодняшней со вчерашней.

- Есть люди, для которых наблюдение за погодой является профессией. Кто знает название этой профессии?

Работа в парах – кроссворд

- Сейчас я вам предлагаю разгадать в парах метеорологический кроссворд. Затем мы проверим.

П о г о р и з о н т а л и:

2. Тучка по небу гуляла,

Тучка бусы растеряла.

Скачут бусы по дорожке,

3. Что за чудо-красота! Расписные ворота

Появились на пути –

В них ни въехать ни войти! (РАДУГА)

5. У избы побывал –

Все окно разрисовал,

У реки погостил –

Во всю реку мост мостил. (МОРОЗ)

7. Когда он отдыхает,

На время все стихает,

И листья не колышутся,

И шороха не слышится. (ВЕТЕР)

П о в е р т и к а л и:

1. Воздушные вихри, возникающие в том случае, когда быстро поднимающаяся масса теплого воздуха закручивается сильным ветром.

5. Рассыпала Лукерья

Стала улица бела. (МЕТЕЛЬ)

4. Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла,

И сады, и огороды

Всей округе полила. (ГРОЗА)

6. Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (ИНЕЙ)

- Поднимите руку те пары, которые разгадали кроссворд без единой ошибки?!

- Метеорологи собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютеры. Компьютеры вычисляют температуру, давление воздуха, влажность, скорость и направление ветра. Результаты наносят на карту. Погодные карты показывают по телевидению, печатают в газетах.

- Мы наблюдаем за погодой каждый день. Но для того, чтобы узнать по прогнозу, например, в Интернете, какой будет сегодня или завтра погода, необходимо знать условные обозначения. Давайте с ними сейчас познакомимся:

Учитель записывает на доске:

- А сейчас внимательно посмотрите на эти условные обозначения. У каждого из вас на партах лежит карточка. Подпишите её (Ф.И.). Напротив каждого погодного явления вам необходимо нарисовать условный знак (затем сдаём и проверяем).

У тучек сегодня

Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)

Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)

А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)

Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)

С листиков капают,

Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)

(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)

Грустно на свете,

Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)

(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.) А-а-а-а а-а-а!

(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)

Объявляется погода

Там примерно раз в полгода:

Ждите все сезон дождей…

Вот погодка у людей!

- Во многих частях мира погода меняется ежедневно. Специалисты ведут наблюдения с тем, чтобы можно было предсказать, как поведет себя погода в дальнейшем. Для этого необходимы приборы, с помощью которых они могли бы измерять погодные явления.

- Как вы думаете, что это за приборы?

Работа с изображениями приборов и их предназначением.

- Итак, давайте с вами вспомним те атмосферные явления, по которым прогнозируют погоду.

- С помощью какого прибора мы можем узнать температуру воздуха? (С помощью термометра.)

Барометр – измеряет атмосферное давление (состоит из диска и иглы, помещенной в его центре, при измерении давления игла вращается).

Дождеметр (осадкомер) – сосуд, собирающий осадки на уровне земли, затем их переливают в специальный мерный цилиндр.

Флюгер – указывает направление ветра (стрелка поворачивается в ту сторону, куда дует ветер).

Анемометр (ветрометр) – измеряет силу ветра (ветер толкает чашки, заставляя их вращаться вокруг вертикальной оси, счетчик фиксирует скорость их вращения).

- Погода подчиняется строгим правилам закономерности. Для каждой погоды характерна своя совокупность признаков. Обычно они тесно связаны между собой. Например, летом, если понижается давление воздуха, то понижается температура, повышается влажность, усиливается ветер. Что является следствием? (Дождь.)

- Что вы знаете о дожде?

- Летом после дождя можно наблюдать удивительное явление:

На минутку в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил.

- Когда вы будете изучать физику, то узнаете, как возникает радуга, почему она держится на небе так недолго, почему не удастся никогда по ней пройтись.

- Что такое дождь и снег? (Осадки.)

- Какие ещё осадки вам известны?

- Для каких времён года они характерны, когда их можно наблюдать? Давайте вспомним ответы в метеорологическом кроссворде.

Сначала – блеск,

За блеском – треск.

(Гроза, молния, гром.)

- В какую погоду возникает гроза? (В теплую и влажную.)

- В чем ценность умения человека предсказывать погоду?

- Случается, что в природе происходят чрезвычайные, яростные погодные явления. О них сообщают в газетах и по телевидению. Разбушевавшаяся стихия может принести огромный ущерб природе, зданиям и даже смерть людям.

- Какие стихийные бедствия вам известны? (Ураганы, тайфуны, торнадо, цунами, штормы.)

- Что вы знаете об этих явлениях?

- Ураганы, тайфуны – тропические, вращающиеся бури. Они возникают тогда, когда над теплыми тропическими морями поднимается воздух и начинает вращаться. Большая часть таких бурь возникает в Тихом океане. Бури проходят над Филиппинами, Гонконгом, Китаем и Японией. Они наносят большой ущерб Австралии и югу США.

Дует ветер, и над землей несется огромный вихрь – торнадо. Тяжелую картину разрушений оставляет после себя тропическая буря.

Торнадо – так называют в Северной Америке смерч гигантской разрушительной силы. Эти вихри крушат на своем пути все.

Водяные смерчи похожи на торнадо, но образуются над морем. Центр столба засасывает воду и водяные брызги так, что между морем и небом образуется длинная воронка тумана и облаков.

- Ребята, а с помощью чего люди узнают о предстоящем стихийном бедствии? Спутники службы погоды позволяют предсказать тайфуны, ураганы и смерчи, снежные бури, помогают следить за движением циклонов.

- Почему так велико значение изучения погоды? (От погоды зависит жизнь на Земле.)

- А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

- Подумайте, чего из перечисленного не бывает.

- На самом деле никаких туч не бывает – есть только облака, которые играют огромную роль в жизни нашей планеты. Они не случайно появляются и исчезают в небе. Внешний вид облаков и характер их развития могут о многом рассказать. Вы сами можете определить, какой будет погода, если повнимательней присмотритесь к облакам. Поэтому вашим домашним заданием будет следующее: вам необходимо, пользуясь различными источниками, узнать и даже пронаблюдать то, как по облакам можно определить погоду. На полученных карточках вы должны дома соотнести вид облаков с так называемой погодной приметой. Данное выполненное задание нужно принести к следующему уроку.

Цели: дать понятие “погода”; разъяснить значение предсказания погоды; познакомить с факторами, которые влияют на погоду; учить проводить простые наблюдения за погодой; отмечать наблюдения в календаре погоды при помощи условных знаков; развивать навыки самообслуживания, любознательность, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: климатическая карта мира, иллюстрации с изображением разных погодных условий (задержка рейса в аэропорту, городские улицы зимой и осенью, купание в реке и т. п.), запись песни “Непогода” на слова Н. Олева; приборы метеорологов (иллюстрации), карта погоды, иллюстрации – стихийные бедствия, жизнь на Земле в разные исторические периоды развития планеты, плакат-ребус, кроссворд, презентация, проектор.

I. Организационный момент.

– Сегодня на урок к нам заглянуло солнышко:

Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло.

И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасно
Кислое мороженое.

Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.

– Что значит “кислое” настроение? Как оно проявляется у людей?

– Какое у вас сейчас настроение?

Чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Постановка целей урока. Введение в тему.

1. Работа в группах.

Демонстрируются иллюстрации – с изображением разных погодных условий. Каждая группа получает карточки с текстами и определяет, о чем они.

1) По радио сообщили, что там, куда летят пассажиры, спустился туман. Не видно, куда сажать самолёт, поэтому рейс задерживается.

2) Жара. Лениво плывут кучевые облака. Воздух лёгкий и горячий.

3) Небо заволокло тучами. Ветер подул с возросшей силой, при каждом порыве завывая в трубе. Начинается пурга.

4) Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. Шумит злой ветер.

Все тексты – описание погоды в разное время года.

– Соотнесите текст с иллюстрацией. Что скажете о людях? (Они по-разному одеты, это зависит от времени года, от погоды.)

– Ничто в природе на Земле не оказывает такого заметного влияния на жизнь каждого человека, как погода. Это тема нашего разговора сегодня.

– Собираясь выйти из дома, люди обязательно смотрят в окно. Зачем? (Чтобы узнать, какая сегодня погода, чтобы знать, как одеться, брать ли зонт.)

– Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня. (Хорошая, теплая, ясная.)

– В прошлом погодой называли солнечные безветренные дни. Когда шёл дождь, мела метель или падал густой снег, то, как вы думаете, что говорили о таком дне? (Непогода, ненастье.)

2. Музыкальная минутка.

– Послушайте текст и определите, о чем он.

– Это одеяло окутывает земную поверхность и защищает людей, животных, растения от губительных ультрафиолетовых космических лучей. Оно сохраняет тепло, полученное нашей планетой от солнца. О каком “одеяле” идет речь? (Об атмосфере.)

– Что вы можете дополнить? (Воздушная оболочка дарит нам голубой цвет неба.)

– Атмосфера находится в постоянном движении. Во время ее циркуляции вокруг Земли изменения, происходящие в ее нижнем слое, служат причиной разнообразных погодных явлений.

– Какие погодные явления вам известны? Кто делает погоду? Всю погоду на Земле делает солнце. Приведите доказательства. (Смена времени года, сильная жара, холод.)

– Какая бывает погода? (Холодная или жаркая, сухая или дождливая, ветреная или спокойная, солнечная или облачная.)

– Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, холодно, жарко? (Осадки, ветер, облачность, температуру.)

– Где формируются перечисленные погодные явления и показатели погоды? (В атмосфере.)

– Попробуйте дать научное объяснение, что такое погода.

– Откройте учебник и прочитайте определение. (Погода – состояние атмосферы в данном районе за сутки, неделю, месяц.)

– Что такое прогноз погоды? (Это научное предположение о будущем состоянии погоды.)

– Где можно узнать прогноз погоды? (По радио, телевидению, в газете, в Интернете.)

“Диктор” сообщает прогноз погоды, пользуясь планом-памяткой:

2. Положение солнца.

3. Температура воздуха.

4. Облачность. Осадки.

5. Ветер. Его сила и направление.

6. Продолжительность дня.

7. Сравнение погоды сегодняшней со вчерашней.

– Откройте рабочие тетради. Давайте проверим домашнее задание

– Кому понравилось вести наблюдения?

– Есть люди, для которых наблюдение за погодой является профессией. Кто знает название этой профессии?

Метеорологи собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютеры. Компьютеры вычисляют температуру, давление воздуха, влажность, скорость и направление ветра. Результаты наносят на карту. Погодные карты показывают по телевидению, печатают в газетах. На этих картах линии, называемые изобарами, соединяют точки с одинаковым атмосферным давлением. Стрелки указывают направление ветра. Черточки на конце стрелки подсказывают скорость ветра в узлах. Условные знаки показывают величину облачности. Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 км. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки. (Дети рассматривают фотографии спутников.)

– Вы наблюдаете за погодой каждый день. Ваши наблюдения вы можете делать по-научному. Для этого нужно вести календарь погоды, где она отмечается условными обозначениями:

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.

Подумайте, чего из перечисленного не бывает. На самом деле никаких туч не бывает – есть только облака, которые играют огромную роль в жизни нашей планеты. Они не случайно появляются и исчезают в небе. Внешний вид облаков и характер их развития могут о многом рассказать. Вы сами можете определить, какой будет погода, если повнимательней присмотритесь к облакам.

Понаблюдайте, запишите результаты наблюдений и проверьте свой прогноз.

Перистые облака.
Очень высокие и легкие
Предвестники потепления
Перисто-кучевые облака.
Полосы клубящихся облаков
Предвестники скорого дождя
Высоко-кучевые облака.
Маленькие плотные белые облачка высоко в небе
Завтра будет дождь
Грозовые облака.
Более широкие в верхней части
Предвестники грозы и сильного ливня
Густые кучевые облака Очень скоро будет сильный ливень
Плоские кучевые облака К теплому солнечному дню
Слоисто-дождевые облака.
Сплошные серые облака, затягивающие все небо
В самое ближнее время будет нудный моросящий дождь

– Дежурные рубрики “Это интересно” нашли вот такую информацию: моряки в открытом море всегда узнавали о приближении земли, как только видели облака, которые всегда образуются вдоль прибрежной линии.

Объявляется погода
Там примерно раз в полгода:
Ждите все сезон дождей.
Вот погодка у людей!

Попробуйте показать на карте места, где характерны сезоны дождей.

– Во многих частях мира погода меняется ежедневно. Специалисты ведут наблюдения с тем, чтобы можно было предсказать, как поведет себя погода в дальнейшем. Для этого необходимы приборы, с помощью которых они могли бы измерять погодные явления.

– Посмотрите, что это за приборы и для чего они нужны.

Где следует прикреплять уличный термометр? Выберите правильный ответ:

1) в тени, с внутренней стороны окна;

2) снаружи окна, на солнечной стороне;

3) снаружи окна, на любой стороне;

4) в тени, с наружной стороны окна;

5) с внутренней стороны окна, на солнечной стороне.

Барометр – измеряет атмосферное давление (состоит из диска и иглы, помещенной в его центре, при измерении давления игла вращается).

Дождеметр – сосуд, собирающий осадки на уровне земли, затем их переливают в специальный мерный цилиндр.

Флюгер – указывает направление ветра (стрелка поворачивается в ту сторону, куда дует ветер).

Анемометр (ветрометр) – измеряет силу ветра (ветер толкает чашки, заставляя их вращаться вокруг вертикальной оси, счетчик фиксирует скорость их вращения).

Погода подчиняется строгим правилам закономерности. Для каждой погоды характерна своя совокупность признаков. Обычно они тесно связаны между собой. Например, летом, если понижается давление воздуха, то понижается температура, повышается влажность, усиливается ветер. Что является следствием? (Дождь.)

– Что вы знаете о дожде?

– Летом после дождя можно наблюдать удивительное явление:

На минутку в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
(Радуга.)

– Когда вы будете изучать физику, то узнаете, как возникает радуга, почему она держится на небе так недолго, почему не удастся никогда по ней пройтись.

У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать.
Дождь ли снег – в любое время года
Надо благодарно принимать.
Э. Рязанов

– Что такое дождь и снег? (Осадки.) Какие ещё осадки вам известны? Для каких времён года они характерны, когда их можно наблюдать?

Сначала – блеск,
За блеском – треск.
(Гроза, молния, гром.)

– В какую погоду возникает гроза? (В теплую и влажную.)

– На земном шаре одновременно происходит почти две тысячи гроз. И в каждой сверкают молнии и грохочет гром. Иногда, когда расчесываешь сухие волосы пластиковой расческой, слышишь слабый треск. Это младший брат грома. Есть тут и молнии, только такие маленькие, что их трудно разглядеть. А в небе происходят электрические бури. Они случаются в тех случаях, когда дождевые капли и градины с силой ударяются друг о друга, создают в облаке электрический разряд. Электрические искры, пробивая воздух, перескакивают с облака на землю или на другое облако неподалёку. От этого воздух мгновенно разогревается и расширяется, производя звук сильного удара, напоминающий взрыв (гром), и вспышку (молнию). Свет распространяется быстрее, чем звук, поэтому сначала вы видите молнию, а затем слышите гром. Можно даже посчитать, на каком расстоянии от вас находится центр грозы, для этого сосчитайте секунды между тем мгновением, как вы увидели молнию, и тем, как вы услышали гром. Число получившихся секунд разделите на 3 и найдете это расстояние в километрах.

В Азии и Центральной Америке есть места, где грозы гремят по 200 дней в году. Зато в Арктике гроза случается всего один раз в несколько лет.

Есть такое выражение “кухня погоды”. Есть ли на Земле такая кухня? Где она может быть расположена?

Дети рассматривают несколько версий: Арктика – с ее холодными воздушными массами, Мировой океан – где формируются осадки, и приходят к выводу, что такого конкретного места, где “варится погода”, нет.

– В чем ценность умения человека предсказывать погоду?

– Случается, что в природе происходят чрезвычайные, яростные погодные явления. О них сообщают в газетах и по телевидению. Разбушевавшаяся стихия может принести огромный ущерб природе, зданиям и даже смерть людям. Какие стихийные бедствия вам известны? (Ураганы, тайфуны, торнадо, цунами, штормы.)

– Что вы знаете об этих явлениях? Давайте найдем на карте места, наиболее страдающие от стихии.

Ураганы, тайфуны – тропические, вращающиеся бури. Они возникают тогда, когда над теплыми тропическими морями поднимается воздух и начинает вращаться. Большая часть таких бурь возникает в Тихом океане. Бури проходят над Филиппинами, Гонконгом, Китаем и Японией. Они наносят большой ущерб Австралии и югу США.

Дует ветер, и над землей несется огромный вихрь – торнадо. Тяжелую картину разрушений оставляет после себя тропическая буря.

Торнадо – так называют в Северной Америке смерч гигантской разрушительной силы. Эти вихри крушат на своем пути все.

Водяные смерчи похожи на торнадо, но образуются над морем. Центр столба засасывает воду и водяные брызги так, что между морем и небом образуется длинная воронка тумана и облаков.

Спутники службы погоды позволяют предсказать тайфуны, ураганы и смерчи, снежные бури, помогают следить за движением циклонов.

– Почему так велико значение изучения погоды? (От погоды зависит жизнь на Земле.)

– За многие тысячелетия климат нашей планеты менялся. Были холодные периоды, получившие название ледниковые, и более тёплые – межледниковые. Мы живём в одном из таких межледниковых периодов, который начался 10000 лет назад.

На последующих уроках мы узнаем, что такое климат и каково его значение для природы и жизни человека.

– Найдите на карте города: Санкт-Петербург, Сочи, Якутск, Владивосток, Волгоград. На какой территории они расположены? (В России.)

– Выполните задание № 15 по рабочей тетради.

– Почему так сильно отличаются показатели погоды в разных городах? (Обширная территория России, одни города на берегу моря, другие нет, различный рельеф, другие факторы.)

– Посоветуйтесь в группе и напишите выводы; они будут нам полезны при изучении темы “Климат”.

Сотни лет люди подмечали, что происходит в природе перед ненастьем. Подмечали без приборов, глядя на солнце и звезды, на птиц и животных, на травы и цветы. И зрение людей обострилось, стало зорким. И нам надо учиться наблюдать – пытливо и внимательно, разумно пользуясь опытом старших. Тогда мы сможем взглянуть на природу совсем иначе, и многое в ней станет для нас простым и ясным.

III. Обобщение и закрепление. Итог.

– Что включает в себя погода? (Температуру, давление, влажность, ветер, облачность, осадки.)

– На погоду влияют различные факторы. Попробуйте назвать главный. (Солнце.)

– С октября 1981 года специальные службы Москвы обеспечивают хорошую погоду в дни праздников, военных парадов. Каким образом это происходит? Что вам известно о вмешательстве человека в атмосферные процессы? (С самолетов в облака вводится твердая углекислота, она охлаждает воздух и за городом опадает в виде осадков.)

Домашнее задание: Приготовь рассказ о грозных явлениях природы. Найдите народные приметы и запишите в тетрадь.

Р е б у с “О погоде”.

Если вы сумеете разгадать этот небольшой ребус, то прочтете высказывание Марка Твена – известного американского писателя – о погоде.

Ответ: “Если вам не нравится погода, подождите немного”.

1. Дмитриева Н.Я. Окружающий мир : учебник для 3 кл.: в 2 ч. / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. – Самара : Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2009.

2. Ефимовский Е.С. Мудрые науки – без назидания и скуки: Похождения грамотея / Е.С. Ефимовский. – СПб. : ТИТ “Комета”, 1994.

3. Детский мир от “А” до “Я”: детская энциклопедия в рассказах и картинках. – М.: Алекс; Таллинн: Скиф, 1993.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организовывает погружение в проблему. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

- Как вы думаете, о чём же мы сегодня будем говорить? Да, о погоде.

- Цель нашего урока - узнать, что такое погода и как мы можем наблюдать за погодными изменениями.

-Ничто в природе на Земле не оказывает такого заметного влияния на жизнь каждого человека, как погода. Это тема нашего разговора сегодня.

– Собираясь выйти из дома, люди обязательно смотрят в окно. Зачем? (Чтобы узнать, какая сегодня погода, чтобы знать, как одеться, брать ли зонт).

- Почти каждое утро я вас спрашиваю: что необычного вы сегодня заметили? Какая температура воздуха на улице?

- Какие интересные изменения в погоде вы можете припомнить за последний месяц?

-Вы поделились своими впечатлениями. Вас было интересно слушать. В дальнейшем ваши наблюдения мы сможем оформить.

Организовывает устный анализ проблемной ситуации.

-Чтобы продолжить рассказ о погоде, мы поиграем. Таким образом,составим словарик научных терминов.

- Каждая группа получает слово, к которому вы подбираете подходящее значение.

- Для работы со словами вы можете пользоваться учебником (ч.1 стр. 115, 118)

Создаёт и организует условия для взаимодействия участников групп.

1 гр. -Как одним словом можно назвать слова вашего словаря? (осадки)

2 гр. - Какие слова второй группы можно отнести к осадкам? (иней, роса, гололёд)

- Какое слово из данных слов на доске не относится к осадкам? (ветер)

Работа по хрестоматии, стр.74.

- Прочитайте статью. Какую работу выполняет ветер? Кому он помогает?

- Что такое ветер?

- Какие бывают ветры?

- Как называется очень сильный зимний ветер?

-Как называется летний ветер?

- Что такое ураганы?

-О каких ветрах рассказывается в статье?

- Неужели ветры приносят только вред?

- Проверьте слова 3 группы.

- Как их можно назвать одним словом? (приборы)

-Для чего они нужны?

-Эти приборы необходимы учёным – метеорологам, которые ведут наблюдения за погодой.

- Почему так велико значение изучения погоды? (От погоды зависит жизнь на Земле)

- Для обозначения погоды принято пользовать условными знаками (ч.1 стр. 122).

- Как можно назвать одним словом условные знаки? (пиктограммы)

-Что обозначают данные знаки?

-Какие осадки выпадают в нашей местности в разное время года?

-Ответьте на этот вопрос и результат запишите в тетради (тетр.1, стр. 41)

- Проверку выполнят ребята другой группы. Поменяйтесь местами. Придумайте и поставьте знак согласия или несогласия выполненного задания.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И.В.ТКАЧЕНКО

У природы нет плохой погоды - Каждая погода благодать.

Дождь ли снег - любое время года Надо благодарно принимать. Э.Рязанов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать понятие “погода”; разъяснить значение предсказания погоды; познакомить с факторами, которые влияют на погоду; учить проводить простые наблюдения за погодой; отмечать наблюдения в календаре погоды при помощи условных знаков; развивать навыки самообслуживания, любознательность, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: климатическая карта мира, иллюстрации с изображением разных погодных условий ( городские улицы зимой и осенью, купание в реке и т. п.), запись песни “У природы нет плохой погоды” ; приборы метеорологов (иллюстрации), карта погоды, иллюстрации – стихийные бедствия, жизнь на Земле в разные исторические периоды развития планеты,кроссворд, презентация, проектор.

Карточки планирования УД

Ход урока:

-Прозвенел для всех звонок, начинаем наш урок, прикоснитесь друг к другу ладошками, подарите уверенность в себе, улыбнитесь друг другу, чтобы наш класс наполнился ярким солнечным светом и теплом.

) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

-Начинаем мы урок

Поудобнее садитесь, не шумите, не вертитесь,

Все внимательно читайте,

А спрошу вас – отвечайте.

- А поговорим мы сегодня, о важном для каждого человека на земле.

-Послушайте песню и определите тему нашего урока.

-Итак догадались, о чем мы сегодня будем говорить? ( О погоде.)

– Ничто в природе на нашей Земле не оказывает такого заметного влияния на жизнь каждого человека, как погода.

– Собираясь выйти из дома, люди обязательно смотрят в окно. Зачем? (Чтобы узнать, какая сегодня погода, чтобы знать, как одеться, брать ли зонт.)

- А еще как можно узнать? (По радио, телевизору, интернету)

- А как радио, телевидение и газета узнали о погоде?

- О чём вы сегодня хотите поговорить на уроке?

-Что бы вы хотели узнать?

Слайд 4

- Что такое погода?

-От чего она зависит?

-Почему погода постоянно меняется?

-Откуда знают о погоде на завтра?

-Зачем о погоде надо знать заранее?

- Вы поставили перед собой вопросы.

Давайте вместе искать на них ответ.

3) Объяснение нового материала

-Попробуйте выбрать слова, которыми нельзя охарактеризовать погоду.

Слайд 5

-Какая же бывает погода? Прочитайте.

Слайд 6

-Итак, что же такое погода? Давайте разбираться.

Слайд 7

-Откройте учебник на странице 8.

-Найдите, какое определение дается в учебнике.

Слайд 8

- Какое слово оказалось непонятным? (Атмосфера)

Слайд 9

- Наша планета Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой.

-Ветреная, дождливая или солнечная, сухая-все эти характеристики погоды зависят от состояния атмосферы.

-У погоды есть несколко показателей.Что же это за показатели? Найдите в тексте.Выборочное чтение.

Слайд 10

Солнечные лучи нагревают воздушную оболочку. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Поэтому Солнце согревает нашу планету не везде одинаково. От действия солнечных лучей зависит температура воздуха в данной местности в данное время.

Слайды 11,12

Измеряют температуру воздуха термометрами и записываем так

-Скажите какую t показывает термометр?

Запишите на доске.(+29 С)

-А эти? Запишите на доске.(+27 С)

- От чего ещё зависит погода?

- Мы живём на самом дне воздушного океана.

-Воздушная оболочка Земли давит на поверхность планеты. Это называется атмосферным давлением.

Прибор, который определяет атмосферное давление называется барометр

Атмосферное давление постоянно меняется и человек это давление не замечает.

- Из-за разницы в давлении образуется ветер.

-При высоком давлении потоки воздуха стремятся занять место, где давление ниже. Струя воздуха стремится от высокого давления к низкому. Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер. Какие вы знаете ветры?

Флюгер – указывает направление ветра (стрелка поворачивается в ту сторону, куда дует ветер).

Анемометр (ветрометр) – измеряет силу ветра (ветер толкает чашки, заставляя их вращаться вокруг вертикальной оси, счетчик фиксирует скорость их вращения).

-Рассмотрите условные обозначения ветра.

- Большая часть планеты Земля покрыта водой.

Вода под действием тепла испаряется, в атмосферу попадает большое количество влаги, которая в верхних слоях атмосферы охлаждается, образуя капельки воды. Они сливаются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, они становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь.

-Как называется это природное явление ? (Круговорот воды)

Cлайд 19

-Так образуются осадки.

- Какие виды осадков вы знаете?

-Осадки бывают в виде дождя, снега, града, тумана, росы, инея.

- Вот так их обозначают схематично.

Физминутка Слайд 30

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Подумайте, чего из перечисленного не бывает. На самом деле никаких туч не бывает – есть только облака, которые играют огромную роль в жизни нашей планеты. Они не случайно появляются и исчезают в небе. Внешний вид облаков и характер их развития могут о многом рассказать. Вы сами можете определить, какой будет погода, если повнимательней присмотритесь к облакам.

-Облака бывают разными.

- Именно они не дают проникать солнечным лучам и нагревать поверхность земли.

Перистые облака.
Очень высокие и легкие

Перисто-кучевые облака.
Полосы клубящихся облаков

Предвестники скорого дождя

Высоко-кучевые облака.
Маленькие плотные белые облачка высоко в небе

Грозовые облака.
Более широкие в верхней части

Предвестники грозы и сильного ливня

Густые кучевые облака

Очень скоро будет сильный ливень

Плоские кучевые облака

К теплому солнечному дню

Слоисто-дождевые облака.
Сплошные серые облака, затягивающие все небо

В самое ближнее время будет нудный моросящий дождь

-Наличие в небе облаков называется облачностью.

- Какая бывает облачность.

-Рассмотрите условные знаки, обозначающие облачность

5) Расширение кругозора обучающихся.

– Есть люди, для которых наблюдение за погодой является профессией. Кто знает название этой профессии?

Ученые ведут постоянные наблюдения за погодой, они составляют прогнозы – предсказания погоды на завтра, на несколько дней и даже недель вперед.

На метеорологической станции работают метеорологи. Слайд 39

- Со всей Земли приходят в метеоцентры сведения о погоде. Миллионы цифр! И синоптики составляют по этим цифрам карты погоды для всей планеты, страны, для области или города. Перед вами синоптические карты. Слайд 40. Прогноз погоды должен до нас доходить быстро.

- А зачем людям нужен быстрый и точный прогноз погоды?

В космосе работают метеоспутники, которые ведут фотосъёмку днём и ночью, используя специальные камеры. Слайд 41. Есть даже специальные метеорологические самолеты и корабли, оснащенные необходимым оборудованием. Слайд 42.

Народные приметы , которые тоже иногда помогают предсказывать погоду.

IV. Закрепление новых знаний.

Практическая работа.

У вас на листочке есть 2 практических задания

1) Сейчас вы как синоптики попробуете записать с помощью условных знаков словесный прогноз погоды. ( Температура воздуха пять градусов тепла, пасмурно, дует ветер, идёт дождь).

2) Расшифруйте, записанный знаками прогноз погоды (добавлены знаки, о которых не шла речь на уроке

Проверка работы.

- Какие знаки вызвали затруднение? Кто знает, что они обозначают?

III. Обобщение и закрепление. Итог.

– Что включает в себя погода? (Температуру, давление, влажность, ветер, облачность, осадки.)

– На погоду влияют различные факторы. Попробуйте назвать главный. (Солнце.)

– С октября 1981 года специальные службы Москвы обеспечивают хорошую погоду в дни праздников, военных парадов. Каким образом это происходит? Что вам известно о вмешательстве человека в атмосферные процессы? (С самолетов в облака вводится твердая углекислота, она охлаждает воздух и за городом опадает в виде осадков.)

Домашнее задание: найти народные приметы

2) Рефлексия.

Отгадаем кроссворд Слайд 42

1) Наука о погоде… ( метеорология)

2) Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, не уймешь. (ветер)

3) Её узнать поможет нам термометр (температура)

4) Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады и огороды всей округи полила (гроза)

5) От количества облаков на небе зависит… (облачность)

6) Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра зависит. (погода)

7) Снег, дождь, град – это… (осадки)

8) Небо чистое, солнечно. Мы говорим. (ясно)

Домашнее задание: найти народные приметы

VI. Итоговая оценка деятельности и знаний обучающихся.

-Сейчас посмотрите, на столах у вас лежат карточки. Если урок вам понравился, вы всё поняли, то покажите желтую. Если же урок показался вам непонятным, скучным, неинтересным, то покажите красную

Читайте также: