Подвиги стрелка и конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Десять солнц. Давным-давно, в незапамятные времена на небе появилось сразу десять солнц и началась страшная засуха. Зной сжег посевы, земля была так накалена, что плавились камни и металлы. Люди днем прятались где могли и выходили наружу только ночью, но за ночь земля не успевала остыть, поэтому кровь чуть ли не закипала у них в жилах, запасы еды кончались, сами они высохли и почернели, и вот-вот должны были умереть.

Все десять солнц были детьми восточного небесного божества Ди-цзюня и его жены Сихэ. Жили они в Кипящей долине за Восточным морем: место это называлось так потому, что когда солнца купались, вода вокруг них бурлила, превращаясь в кипяток и пар. Прямо в этом море росло громадное дерево фусан, на ветвях которого они и жили. На небе они появлялись по очереди, и происходило это так.

Когда наступал рассвет и вслед за волшебными петухами – нефритовым, золотым и каменным – кричали все петухи Поднебесной страны [так китайцы называли свою родину], с рокотом начинался морской прилив и на небе появлялось очередное солнце. Оно сидело на колеснице, запряженной шестью драконами, а правила колесницей сама Сихэ. Достигнув самой высокой точки небосклона, мать останавливала колесницу, и дальше солнце летело уже самостоятельно. Но Сихэ сверху следила за ним, пока оно не скрывалось из глаз и не наступала ночь. Тогда мать на пустой колеснице возвращалась домой, чтобы утром вновь пуститься в дорогу со следующим солнцем.

Такой строгий порядок соблюдался с самого сотворения мира и изрядно надоел озорным сыновьям Сихэ.

Однажды вечером они долго шептались о чем-то, сидя на нижних ветвях дерева фусан. А наутро все десять солнц вспорхнули в небо и стали резвиться там как хотели. Сколько ни кричала им вслед мать, умоляя образумиться, все было напрасно: они установили для себя новый порядок и теперь ежедневно поднимались в небо все вместе, чтобы не разлучаться.

Верховный владыка посылает на землю стрелка И. Люди, изнемогая от голода и жары, обратились к могущественной колдунье Нюйчоу, чтобы та своими заклинаниями вызвала дождь. Но колдунья, помещенная на вершине холма под палящие лучи десяти солнц, умерла, ничего не добившись.

Верховному владыке Ди-цзюню стали надоедать жалобные молитвы людей, доносившиеся до неба. Недовольство началось и в небесном царстве, тогда владыка решил послать на землю самого искусного стрелка из лука по имени И, чтобы тот навел порядок. Ди-цзюнь подарил стрелку И красный лук с колчаном необыкновенно прочных и острых белых стрел. Затем по велению верховного владыки стрелок И вместе со своей женой Чанъэ спустился на землю и начал совершать свои подвиги.

Стрелок И выпускает 9 стрел. Первым делом И направился к правителю людей Яо, который ничем не мог помочь своим подданным и сидел в своей хижине в глубокой печали, такой же голодный и исхудавший, как остальные. Яо, узнав от стрелка И, зачем он послан на землю, очень обрадовался и первым делом повел его показать, как живут люди. Многие к тому времени уже умерли, а остальные готовились к смерти. От них оставались только почерневшая от нестерпимого зноя кожа да кости. Узнав, зачем прибыл стрелок И, люди собрались на площади и из последних сил стали просить поскорее спасти их от испепеляющего жара, исходящего от десяти солнц.

Сердце стрелка И преисполнилось жалости и сострадания к несчастным. Он вышел на середину площади, снял со спины лук, наложил стрелу на тетиву, натянул лук, прицелился – и стрела со свистом понеслась вверх. Все замерли в ожидании. Спустя мгновение в небе беззвучно лопнул золотой шар и что-то огромное с шумом упало сверху, рассыпая вокруг себя золотые перья. Подбежавшие люди увидели на земле гигантскую трехногую золотую ворону, в теле которой торчала стрела. Это было одно из солнц. Все почувствовали, что жара уменьшилась. Посмотрев на небо, увидели там только девять солнц. Стрелок И выпустил одну за другой еще восемь стрел, и восемь мертвых солнц в виде трехногих золотых ворон упали с неба. Правитель Яо, наблюдая, как небесный посланец расправляется со злыми озорниками, вдруг понял, что все десять солнц убивать нельзя. Он послал человека, чтобы тот потихоньку вытащил одну из приготовленных стрелком И десяти стрел. Вот почему одно солнце осталось на небе.

Стрелок И освобождает землю от чудовищ. Стрелок И совершил еще немало славных подвигов, очищая землю от чудовищ, которые причиняли много зла людям. Среди них были: свирепый яюй, страшилище с головой дракона, туловищем быка, лошадиными ногами и когтями тигра; чудовище цзочи со звериной головой и телом человека; девятиголовый зверь цзюин, который из каждой пасти мог изрыгать огонь и воду; исполинская птица дафэн, своими крыльями поднимавшая такой ветер, что он разрушал человеческие жилища; громадный змей башэ, который мог проглотить целого слона. Затем в тутовом лесу Сан-линь герой совершил свой последний подвиг – ранил и поймал громадного кабана фэнси, который пожирал людей и животных, разорял посевы.

Стрелок И и его жена превращаются в простых людей. Теперь земля была свободна от страшных чудовищ. Люди веселились и пели гимны в честь стрелка И. Довольный герой принес пойманного кабана в жертву небесному владыке Ди-цзюню. Но тот неожиданно разгневался (видимо, за то, что стрелок И перебил его детей – девять солнц) и запретил своему посланцу возвращаться на небо. Стрелок И с женой были вынуждены остаться на земле, превратившись из небожителей в обычных смертных людей.

Особенно недовольна была Чанъэ. Ее маленькое женское сердце никак не могло понять величия подвигов мужа. Она постоянно упрекала его за то, что из небесной феи стала смертной женщиной. В конце концов стрелок И ушел из дому и начал бродячую жизнь. Немного отвлекала его от горьких дум только охота в горах, да еще быстрая езда на колеснице по равнине.

Поиски напитка бессмертия. Но плохо жить человеку без своего дома, так что стрелок И вернулся к Чанъэ. Но ведь теперь они были смертными и, завершив жизнь, могли попасть в подземное царство, чтобы влачить там жалкое существование. Тогда И решил найти богиню Си-ванму, у которой был напиток бессмертия. Он отправился на далекий запад, где на горе Куньлунь жила эта богиня.

Коварная Чанъэ выпивает напиток одна. Вернувшись домой, стрелок отдал волшебный напиток на хранение жене, чтобы они вместе выпили его во время праздника. Но коварная Чанъэ обманула мужа и, выждав, когда он уйдет из дому, проглотила все содержимое тыквы, чтобы стать не просто бессмертной, а небесной богиней. Как только она сделала это, то почувствовала, что ее тело становится необыкновенно легким, а ноги отделяются от земли.

Стрелок И недолго прожил после бегства жены. [Но слава его подвигов до сих пор жива, а благодарный народ почитает его как божество Цзунбу.]

Рассказывают, будто в стране сладких источников растет огромное дерево. На его могучих ветвях, покачиваясь, дремлет Солнце. Поутру, набравшись сил, оно взбирается на колесницу и гонит огненных коней по небесной колее. Было время, когда на этом дереве помещалось десять Солнц, шаловливых сыновей своей матери Сихэ1. Они сменяли друг друга на ее колеснице, и, так как братья были близнецами, люди думали, что им с неба всегда улыбается одно Солнце.

За многие тысячи и тысячи лет этот строгий порядок братьям-Солнцам изрядно надоел. И как-то все вместе они взлетели на вершину дерева и стали шептаться, чтобы не услышала мать.

— К чему нам эта колесница? Почему мы выходим в небо по одному? Зачем нам эта колея? Разве на небе негде развернуться и показать удаль?

какой еще никогда не бывало. Леса, покрывавшие тогда большую часть земли, вспыхнули, как сухой тростник от кремневой искры. Звери, преследуемые огнем и удушливым дымом, бежали из чащ и дебрей и искали спасения в реках. Но и реки вскипали от солнечного неистовства. Рыба всплывала брюхом вверх. Птицы, опалив крылья, падали сверху обуглившимися комочками. Толпы почерневших от нестерпимого зноя людей собирались на равнинах. Ударяя в каменные гонги, дуя в трубы, они поднимали шум, надеясь испугать небесные светила. Но Солнца, заигравшись, не слышали ничего или, может быть, по своей наивности думали, что люди, глядя на их проказы, радуются.

Видя страдания людей и земных тварей, послал Великий Владыка Ди-цзюнь2 на землю своего сына И. Был он искусным стрелком, потому что левая его рука была короче правой. Вручил Ди-цзюнь сыну красный лук и десять белых стрел с твердыми и острыми наконечниками.

Когда И явился на землю, многих людей уже не стало, уцелевшие укрылись в глубоких пещерах. Услышав шум шагов, они высунули головы и стали приветствовать стрелка.

Снял стрелок И из-за спины лук, наложил на него первую стрелу и натянул тетиву до отказа. Стрела со свистом улетела в небо, и люди увидели, как одно из Солнц лопнуло, как багровый бычий пузырь. Вновь и вновь натягивал И свой лук, и стрелы летели в Солнца, которые, дрожа, хотели спрятаться друг за друга, но стрелы И настигали их, и они разрывались с треском, как огненные шары.

Люди радовались и подбадривали меткого стрелка криками. Только мудрый правитель Яо, тот, у которого седая борода до земли и в каждом глазу три зрачка, понял, что, если не остановить стрелка, вошедшего в раж, он перебьет все Солнца и земля погрузится во мрак. Яо неслышно подошел к И и вытащил у него из колчана одну стрелу.

На небе, обезумев, металось последнее Солнце. От страха у него побелело лицо. Хотел убить и его стрелок И, да не нашел стрелы. Спасаясь от стрелка, бросилось Солнце в объятья своей матери Ночи. И с тех пор оно больше не смеет сходить с предназначенной ему колеи и долго задерживаться на небе. С прекращением засухи не кончились бедствия людей. Во время лесных пожаров поля заполнили чудовища. К ним присоединились драконы, вынужденные покинуть закипевшие воды. Все они нападали на смертных, и не было с ними сладу. И, усмирив Солнца на небе, решил избавить землю от чудовищ и драконов.

В центре страны свирепствовал красный бык-людоед Яюй с человечьим лицом и лошадиными ногами, издававший звуки, напоминающие плач ребенка. Одно появление или звук его голоса заставляли людей бежать без оглядки. Поразил И Яюя одной стрелой.

На юге страны, в пустоши Чоу-хуа, водилось чудовище Цзочи со звериной головой, человеческим телом и громоподобным голосом. Из пасти его торчал огромный клык, вызывавший ужас у всех, кто с ним встречался. Стрелок И без страха подошел к Цзочи на выстрел стрелы. Цзочи поднял копье, чтобы поразить героя. Стрела И угодила в древко копья и его расщепила. Видя такую необыкновенную меткость, чудовище кинуло копье и взялось за щит, чтобы прикрыться. Но И поразил Цзочи стрелою через щит.

После этого И направился на север Поднебесной империи, к реке Сюншуй, где досаждал людям Цзюин, зверь о семи головах, изрыгавший из каждой пасти пламя и воду. Поразил И семью стрелами каждую из голов Цзюина и швырнул их в реку.

Во время странствий И по странам Севера на его глазах со страшным грохотом обрушилась гора Силушань. Зоркий взгляд стрелка обнаружил среди обломков удивительно твердый нефритовый перстень. И примерил его к большому пальцу правой руки, и, так как он вошел, как влитой, понял И, что перстень дарован ему с небес, чтобы было удобнее натягивать тетиву.

Вскоре перстень пригодился. У Озера зеленого холма на стрелка обрушился ураган, да такой, что он едва удержался на ногах. Стрелок увидел поднимавшуюся над зарослями огромную птицу Дафэн3 с пестрым опереньем, как у павлина. Ветер возникал от взмаха ее крыльев. Птица летела так быстро, что стрела не могла ее догнать, а если бы догнала, то запуталась бы в густых перьях. Поэтому И сплел из зеленого шелка крепкую нить и привязал ее к стреле. Когда птица пролетала у него над головой, И пустил стрелу и угодил ею прямо в грудь. Нить не дала птице улететь. Стрелок стащил ее вниз и разрубил мечом. Люди очень благодарили И, потому что ураган от крыльев птицы разрушал их хижины и иногда уносил детей.

Узнав о подвиге И, его призвали к себе рыбаки с озера Дунтинху, страдавшие от удава-людоеда Баше. Поднимаясь со дна, чудовище опрокидывало лодки и проглатывало тех, кто в них был. Дали И лодку, и он отправился на розыски змея. Наконец, он увидел высовывающуюся из воды зеленую голову. Она приближалась, вызывая огромные волны. Выпустил И несколько стрел одну за другой, и, хотя они попали в цель, удав продолжал плыть как ни в чем не бывало. Пришлось И спрыгнуть в воду и вступить с Баше в бой, нанося удары мечом. Наконец, зеленая голова опустилась, а из чрева удава хлынула вонючая жидкость. Рыбаки, наблюдавшие за схваткой с берега, радостно приветствовали победителя.

Последним из чудовищ, наносящих людям вред, был гигантский кабан Фэнси, обитавший в Тутовом лесу. Чудовище было величиною с быка, а свирепостью превосходило тигра. Нашел И кабана по огромным зарубкам, оставляемым его клыками на деревьях. Стрелы угодили зверю в ляжку, не дав возможности убежать. После этого И взвалил кабана на плечо и еще живого пронес по всей округе. Когда народ убедился, что избавлен от зверя, портившего посевы и нападавшего на скот, он убил его, разрубил на мелкие куски и принес в жертву Владыке Небес.

Вернувшись домой, И поставил сосуд на стол и, объяснив жене, что они выпьют зелье бессмертия во время ближайшего праздника, лег отдыхать. Когда же И проснулся, то увидел сосуд опорожненным. Чан-э выпила содержимое и улетела на луну. На луне предательница превратилась в огромную жабу (ее можно видеть во время полнолуния), но И уже ничем не отличался от людей. Будучи смертным, как все, он стал раздражительным. Не раз от его гнева страдали слуги, не совершившие какого-либо проступка.

Впрочем, к одному из слуг, Фэнмэну, И относился так, словно бы тот был ему сыном. Он решил оставить ему все, чем обладал, а обладал он одним лишь искусством стрельбы из лука. Начав обучать Фэнмэна, И объявил ему:

Отправившись домой, Фэнмэн целыми днями лежал у ткацкого станка жены. Педали крутились, а он смотрел на них, стараясь не моргать. Вскоре он этому научился и попросил жену неожиданно подносить к лицу острую иглу или шило. Когда его глаза привыкли и к этому, он прибежал к господину и попросил дать ему лук со стрелами.

— Еще рано! — проговорил И улыбаясь. — Хороший стрелок должен видеть совсем маленькую вещь, как большую, а вовсе не различимую глазом, как заметную. Когда будешь это уметь, приходи!

Фэнмэн вырвал из хвоста быка тончайший волосок и кое-как привязал к нему пойманную блоху. После этого он прикрепил волос к потолку и, лежа на постели, устремил на него взгляд. Много дней он провел так без питья и еды. Жена, решив, что он рехнулся, пошла за знахарем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с.Зоркино Марксовского района Саратовской области

Руководитель ШМО:

___________Астахова И.И.

Протокол №_____

заместитель директора по УВР:

___________Гришина Л.С.

Директор школы:

__________ Боярская Л.Н.

Приказ № ___

Рабочая программа

по литературному чтению для 4 класса

Нузбаевой Ольги Леонидовны

учителя начальных классов

20 20 -20 21 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по литературному чтению для 4 класса МОУ-СОШ с.Зоркино разработана на основании:

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 г. с последующими изменениями)

3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 25 декабря 2013 года)

4. Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2020-2021 учебный год.

7. Основной образовательной программы НОО МОУ-СОШ с.Зоркино

8. Учебного плана МОУ-СОШ с. Зоркино Марксовского района Саратовской области на 2020-2021 учебный год.

Согласно учебному плану МОУ-СОШ с. Зоркино на преподавание литературного чтения в 4 классе отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа.

Цели и задачи обучения литературному чтению

Основная цель уроков литературного чтения – помочь ребенку стать читателем; подвести к сознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт.

Задачи курса:

ü обеспечивать полноценное восприятие обучающимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

ü научить понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

Информационно – методическое обеспечение

Интернет-ресурсы:

2. Образовательный портал. – Режим доступа: www . uroki . ru

3. Первый мультпортал. – Режим доступа: www . km . ru / education . ru

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www . festival .1 september . ru

Планируемые результаты изучения курса литературное чтение

В результате изучения литературного чтения обучающийся научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

писать отзыв о прочитанной книге;

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой. Без использования терминологии.

Обучающийся научится:

читать по ролям литературное произведение;

использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);

создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Обучающийся получит возможность научиться:

творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

способам написания изложения.

Обучающийся научится:

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

отличать прозаический текст от поэтического;

распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Обучающийся получит возможность научиться:

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

определять позиции героев и автора художественного текста;

создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Содержание учебного курса

Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей – классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно – познавательная книга о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей – сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно – познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.

Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.

Жанрово – тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно – художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно – популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героя, интересных случаев из их жизни, эмоционально – образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

Научно – художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

Очерк – повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно – выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх – драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 20 стихотворений , 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Итоговая проверка навыков чтения вслух.

Стрелок И победил девять Солнц, которые сожгли леса и посевы на земле; свирепого быка Яюй, который издавал жалобные звуки, напоминавшие детские всхлипы; чудовище Изочи с гигантским клыком в горле, которое ужасало все местное население; семиглавого зверя Цзюин, который исторгал горячую воду и огонь; исполинскую птицу Дафэн, от взмаха крыльев которой возникал смерч, разрушавший хижины бедняков; опасного удава Боше, который съедал рыбаков и уничтожал их лодки; злобного кабана Фэнси, который питался домашними животными и топтал посевы.

Над кем одержал победу стрелок И

Китайский стрелок из мифа победил множество противников из сверхъестественных существ и чудищ, таких как:

  1. 9 Солнц, сынов богини ночи.
  2. Красного быка-людоеда.
  3. Чудище Цзючи со звериной головой на человеческом теле.
  4. Цзюина семиголового монстра, выдыхающего воду и огонь.
  5. Красивую птицу Дафэн, при взмахе крыльев которой поднимался ураган.
  6. Удава Баше, пожирающего рыбаков.
  7. Гигантского кабана Бенси.

Краткая история побед

Стрелок И обладал руками разной длинны и чудесным навыком меткой стрельбы из лука. Его отправил на землю Великий владыка Ди Цзюнь, когда сыновья богини Сихе, десять солнц сбежали и причинили земле страшный урон. Они светили все разом и сожгли землю, леса, птиц и зверей, закипели океаны, погибло много людей. Стрелок И уничтожил девятерых из них, но трехзрачковый правитель Яо украл стрелу, ведь если И уничтожил бы десятое солнце, то наступила бы тьма. После этой победы стрелок решил очистить землю от остальных чудовищ, которые убивали детей и взрослых, уничтожали поселения и корабли. Тяжело было сражаться с многоголовым монстром Цзюином, нужно было отрубить каждую голову. А удав-людоед Баше не поддавался и нескольким стрелам, пришлось стрелку прыгнуть в воду и сражаться мечом. Он уничтожали их на радость жителей китая, освобождая их от горя, страха и страданий, его восхваляли как героя и преклонялись пред ним, он был единственным спасителем людей.

Как предали стрелка

Читайте также: