Подлежащее и сказуемое 5 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – с. 77-79.

Дополнительная литература:

1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1.// Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 113.

2. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 154.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – это основная единица синтаксиса. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью, содержит грамматическую основу. Все слова в предложении, которые выражены самостоятельными частями речи, называются членами предложения.

Все члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены предложения, или грамматическая основа, – это подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа, как вы помните, может состоять из двух членов (двусоставное предложение) или одного члена (односоставное предложение).

Однажды мы пошли за черникой.

В этом предложении подлежащее мы выражено местоимением; мы (что сделали?) пошли; сказуемое пошли выражено глаголом.

В этом предложении подлежащее черника выражено именем существительным; черника (какова?) вкусна. Слово вкусна – краткая форма прилагательного вкусная. Следовательно, сказуемое вкусна выражено кратким прилагательным.

Июль – макушка лета.

В этом предложении подлежащее июль выражено именем существительным; июль (это что?) макушка; сказуемое макушка выражено именем существительным.

Сказуемое может быть выражено фразеологизмом (неделимым словосочетанием). В этом случае его можно заменить одним глаголом. Например, Петя попал впросак. Подлежащее Петя (что сделал?) попал впросак. Попал впросак – это сказуемое, выражено фразеологическим оборотом. Может быть заменено одним глаголом – ошибся.

Также вы должны помнить, что сказуемое может быть выражено одним словом (такие сказуемые называются простыми), а может – несколькими (это составные сказуемые). Виды составных сказуемых вы будете изучать позднее.

Рассмотрим несколько примеров.

Мы пришли в школу. В этом предложении сказуемое пришли выражено глаголом. Это простое сказуемое, так как одно слово.

Мы начали (продолжили, закончили) изучать интересную тему. В этом предложении сказуемое начали изучать состоит из двух глаголов. Это составное сказуемое.

Тема была сложной. В этом предложении сказуемое была сложной состоит из двух слов: глагола и имени прилагательного. Это тоже составное сказуемое.

Теоретический материал для углубленного изучения

Правила согласования подлежащего и сказуемого.

Чтобы правильно согласовать сказуемое и подлежащее надо запомнить несколько правил. Для удобства можно пользоваться следующей таблицей.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

КТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО

Сказуемое ставится в форме м. р., ед. ч.

Кто делал это задание?

2. В состав подлежащего входят слова: НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО

Сказуемое только в ед. ч.

Несколько человек опоздало на экскурсию.

3. В состав подлежащего входят имена существительные: БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ

Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.

НО если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма ед. ч:

Большинство учеников решило (решили) задачу.

Пришло множество гостей.

3. В состав подлежащего входит числительное:

МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД, ТЫСЯЧА

Сказуемое согласуется в роде и числе с этими словами.

Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории. (ж. р)

Миллион тюльпанов посажен на клумбе. (м. р.)

Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля

1. Найдите грамматическую основу предложения. Определите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое. Впишите в пропуски.

Книжная полка хранит удивительные открытия для читателей.

2. Чем может быть выражено сказуемое? Выберите все возможные варианты ответа.

Конспект урока русского языка в 5 классе по программе В.Бабайцевой.

ВложениеРазмер
glavnye_chlen_predlozheniya.ppt 67.5 КБ
glavnye_chchleny_predlozheniya.docx 18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Страна Ошибия. Поседел у телевизора. Ещё я примирял костюм – он у меня с ботинками поссорился и в драку полез. И вообще я тут такого насмотрелся! Видел, как Лентяйкин полоскал свою любимую собаку и как все спустились с горы, Лодырников всё слизал , как Ошибкина искала в морковке патроны, чтобы её разрядить ! Нет, с меня хватит!

Главные члены предложения.

Главные члены предложения. Что изучает синтаксис? Что такое пунктуация? Назовите главную единицу синтаксиса. Что такое грамматическая основа? Какие вы знаете предложения по цели высказывания? Назовите предложения по эмоциональной окраске. Назовите виды предложений по числу грамматических основ. Какие вы знаете предложения по наличию второстепенных членов?

Главные члены предложения. [ ] ?

Главные члены предложения. [ ] ? По цели высказывания… По эмоциональной окраске… По числу грамматических основ… По наличию второстепенных членов…

Главные члены предложения. Что обозначает подлежащее? С помощью каких вопросов можно найти его в предложении? Какой частью речи и в форме какого падежа бывает выражено подлежащее? Что обозначает сказуемое? С помощью каких вопросов можно найти его в предложении? Какой частью речи бывает выражено сказуемое?

Главные члены предложения. Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия .

Главные члены предложения. Кинотеатр. Сложное слово. Состоит из двух слов. Кино – часть сложного слова, означает относящийся к кинематографии. Театр – помещение для зрелищных представлений. Кинотеатр – театр для демонстрации, показа кинофильмов.

Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия. Способы нахождения подлежащего: Задать вопрос: о ком (о чём) говорится в предложении?; о площади – о линии 2) Задать вопрос: кто? что?; площадь - линия 3) Найти сказуемое и от него поставить вопрос именительного и винительного падежей; кто? что? линия (им.п.) пересекает кого? что? п л о щ а д ь (вин.п.)

Нахождение главных членов Задать вопрос: о ком (о чём) говорится в предложении?; Задать вопрос: кто? что?; Задать вопрос: что говорится о предмете речи? что он делает? каков он? что он такое? Если подлежащее найти сложно, то 4) Найти сказуемое и от него поставить вопрос именительного (кто? что?) и винительного (кого? что?) падежей;

Главные члены предложения Назовите главные члены предложения? На какие вопросы отвечает подлежащее? На какие вопросы отвечает сказуемое?

Предварительный просмотр:

Тема: ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: повторить изученный ранее материал о главных членах предложения; продолжить работу над осмыслением того, зачем нужно правильно находить главные члены предложения и определять, сколько грамматических основ они образуют; показать различные приемы и средства работы над языковым материалом; тренировать учащихся в анализе предложений, имеющих близкие по форме подлежащее и дополнение; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня тридцатое октября.

Начнём наш урок с орфографической разминки.

II. Орфографическая разминка.

И что же? Вышло, как захотели. Теперь такая страна существует! Ошибией называется.

Это новое государство предоставляет убежище всем-всем ошибкам! Но в этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной полноценной жизнью.

Не верите? Проверьте!

Хотели бы вы жить в такой стране?

Как-то попали несколько ребят в эту свободную, неправильную Ошибию! Вначале понаслаждались вволю, поудивлялись, посмеялись. Но с каждым днем им становилось все хуже и хуже. Вот один говорит:

- Нет, братцы, это не страна, а фильм ужасов какой-то! Раньше я как рассуждал? Подумаешь, не ту букву поставил! Запятой не хватило - эка беда! А сейчас - не-е-ет! Когда все твои ошибки на твою голову валятся - увольте! Я тут за один день такое пережил!

Поседел у телевизора, стаял у магазина.

Еще я примирял костюм - он у меня с ботинками поссорился и в драку полез.

И вообще я тут такого насмотрелся! Видел, как Лентяйкин полоскал свою любимую собаку и как все спустились с горы, а Лодырников все слизал , как Ошибкина искала в морковке патроны, чтобы ее разрядить ! Нет, с меня хватит!

А вы, ребята, хотели бы посетить Ошибию? Как вы думаете, хорошо ли там ее постоянным обитателям?

Вопросы и задания:

1. Исправьте ошибки в выделенных словах, исходя из их значения в контексте, и запишите словосочетания в тетрадь, устно подбирая проверочные слова.

2. В каких словосочетаниях написание выделенных слов было бы правильным? Составьте такие словосочетания и запишите их.

IV. Повторение домашнего задания.

- Но сначала мы с вами должны вспомнить всё, что уже узнали в стране Синтаксис.

Беседа по вопросам.

- Что изучает синтаксис?

- Что такое пунктуация?

- Назовите главную единицу синтаксиса.

- Что такое грамматическая основа?

- Какие вы знаете предложения по цели высказывания?

- Назовите предложения по эмоциональной окраске.

- Назовите виды предложений по числу грамматических основ.

- Какие виды предложений вы знаете по наличию второстепенных членов предложения?

Характеристика предложения по схеме.

- Посмотрите на схему. О чём она нам может рассказать? Какое это предложение? Охарактеризуйте предложений по плану.

- Составьте своё предложение и подчеркните грамматическую основу.

Работа у доски. Повторение морфологического разбора.

- Два человека будут работать у доски по карточкам.

Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу. Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Пошёл старик к синему морю .

Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу. Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Насмешишь ты целое царство.

- Посмотрите на доску. Правильно ли выполнили ребята морфологический разбор данных слов.

(К) морю – сущ., 2 скл., ср.р., в ед.ч., дат.п.

Насмешишь – глаг., 2 спр., буд. вр., 2 л., ед.ч.

- Как вы находили подлежащее и сказуемое?

- Определите, какими частями речи выражены главные члены?

V. Изучение нового материала.

1. Самостоятельная работа над осмыслением теоретического материала учебника. (Параграф 17, стр. 27-28).

- Прочитайте параграф 17, расскажите о главных членах предложения, пользуясь следующей записью.

1. Что обозначает подлежащее?

С помощью каких вопросов можно найти его в предложении?

Какой частью речи и в форме какого падежа бывает выражено подлежащее?

2. Что обозначает сказуемое?

С помощью каких вопросов можно найти его в предложении?

Какой частью речи бывает выражено сказуемое?

Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия.

3. Лексико-орфографическая работа.

Кинотеатр. Сложное слово. Состоит из двух слов.

Кино – часть сложных слов, обозначает «относящийся к кинематографии.

Театр –помещение для показа зрелищных представлений.

Кинотеатр – театр для демонстрации, показа кинофильмов.

- Найдите в предложении главные члены предложения.

Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия.

- Найти подлежащее поможет опорный материал.

Способы нахождения подлежащего:

  1. задать вопрос: о ком (о чём) говорится в предложении?;
  2. задать вопрос: кто? (что?);
  3. найдите сказуемое и от него поставить вопросы именительного и винительного падежей:

кто? что? линия (им. п.)

кого? что? п л о щ а д ь (вин. п.)

VI. Закрепление изученного. Упражнение 236.

- Запишите текст. Подчеркните главные члены предложения. Рассуждайте по плану , показанному на экране.

Этот день запомнился надолго. Наш лагерь посетил известный спортсмен. Сначала устроили соревнования между отрядами, а гость был судьёй. Потом все слушали его рассказ об интересных спортивных встречах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

урок по русскому языку

Тема: Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

Обучающие : совершенствование умения определять способы выражения подлежащего и сказуемого;

повторить понятие главных членов предложения;

познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого;

сформировать умение выделять грамматическую основу предложения.

Развивающие: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.

Воспитательные: формировать интерес к русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование урока: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация Microsoft Power Point , муз.сопровождение для физминутки, листок фиксирования результатов работы , карточки орфографического практикума

Организационный момент ( 2-3 минуты)

- Я рада видеть всех вас на уроке. Давайте, друзья, улыбнемся друг другу! Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Я рада! Желаю успехов всем нам!

- Сегодня мы продолжим исследовать безграничные просторы русского языка и выполним необходимые записи наших познаний в бортовом журнале исследователя . Каждый впишите свои фамилия и имя, класс.

- Запишем в своих тетрадях -Двадцать шестое апреля, на следующей рабочей строке – Классная работа

1. Орфоэпическая разминка ( слайд 1)

- Перед вами записаны слова. В каждом слове поставьте ударение.

красИвее, создалА , жалюзИ, тОрты, кладовАя, крЕпится, каталОг, переслАла

- Проверим правильность выполнения( спрашиваю учеников поочередно, на слайде высвечиваются слова с ударением)

- Возле каждого слова с правильно поставленным ударным гласным поставьте 1 балл, возле слов с неверным ударением поставьте 0 баллов.

2. Орфографический практикум

М…рож…ное, …втомобиль, вп…дать, хлоп(?)я, Р…стов, об…зательно, бе(с, з) покоиш (?)ся, затерят (?)ся, чут (?)ё

На выполнение этого задания вам потребуется 3 минуты. ( учащиеся самостоятельно выполняют задания в своих тетрадях

- Те, кто сидит по парам поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте и оцените работы с помощью нашего слайда ( слайд3)

- Молодцы, ребята, справились с эти заданием. А теперь запишите в бортовом журнале количество баллов.

Повторение ранее изученного о синтаксисе

3. Лингвистический футбол

каждый верный ответ – 1 балл, а неверный – 0 баллов. Время на выполнение задания - 3 минуты.

- .. скажи пожалуйста, почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов “ПРИШЛИ ГОСТИ”? ( это сочетание является подлежащим и сказуемым, а подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание)

- Подведем итог баллов в этом задании.

Подготовка к изучению нового материала ( слайд 7)

- Ребята, на прошлом уроке мы изучали что такое грамматическая основа предложения ( подлежащее и сказуемое)

. Давайте сейчас вспомним, что это такое и составим соответствующую схему

- . Есть ли у вас какие-нибудь дополнения к этому? ( предложения, в которых два главных члена – двусоставные, один главный член – односоставные)

В упр. 484 перепутались между собой предложения. Помогите им встать на свои места. Запишите их в таком порядке, чтобы снова получился из них текст. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Сверху укажите, словами каких частей речи выражены подлежащее и сказуемое.

Прежде чем играть, давайте договоримся о критериях оценивания результатов игры.

Оцениваем работы друг у друга. Выставляем баллы себе в журнал.

6.Работа над исследованием

Теперь ещё одна таблица – пустая. Вам нужно, анализируя записанные предложения из упр 484 и предложения на карточках, определить, какими частями речи могут выражаться оба главных члена предложения. Для этого вы на карточке также можете подчеркнуть подлежащие и сказуемые и определить, чем они выражены.

Работа с карточкой

1. Много по осен.. грибов ур..дилось. Да какие моло..цы!

Под тёмными ёлками б..ровики стоят. У них к..фтаны белые, шляпы на головах б..гатые. Грибы – загл..денье!

Под высок..ми соснами м..слята с сырое..ками растут. Они тоже хороши!

2. 1)Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

2) Мы с мамой подошли к дому.

3) Щенок с котом остались в комнате.

4) Он внимательно посмотрел на меня.

Подводим итог нашему исследованию. Проверяем все средства выражения (можно по учебнику – стр.110-111-112) можно по таблице.

Выставляем себе баллы за работу с таблицей

7. Делаем выводы

Какими средствами (частями речи) может выражаться подлежащее?

Какими средствами (частями речи) может выражаться сказуемое?

Подведение итогов. Считаем свои баллы в бортовом журнале исследований. Выставляем себе отметки в журнале.

Цели урока: 1) актуализация знаний учащихся о предложении, формирование представлений о подлежащем и сказуемом, способах их выражения; 2) развивать умение работать в группе; 3) развивать умение графически оформлять текстовый материал.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Стадия вызова.

Лесенка. По каким ступенькам русского языка мы уже поднялись?

– Сегодня мы говорим о синтаксисе. У вас на столах лежат карточки с лингвистическими терминами. Я прошу внимательно их перечитать и подчеркнуть только те, которые относятся к синтаксису.

Приставка, согласный, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, орфограмма, формообразующие, главные члены, гласный, окончание, глагол, фонетический разбор.

– Что у вас получилось?

– Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? Запишите её в тетрадь.

3. Стадия осмысления.

– Что вам уже известно о главных членах предложения? Можете ли вы определить их в предложении?

Откройте упр. 81 на с. 75 в рабочей тетради. (Приложение 1) Подчеркните подлежащее и сказуемое в 1,2,3 отрывках.

– А кто знает, как по–другому называются главные члены предложения?

На доске написано определение, взятое из словаря С.И.Ожегова:

Основа – внутренняя опорная часть предметов, остов; источник; главное, на чём строится что-нибудь.

– Почему главные члены предложения называют его грамматической основой?

Давайте посмотрим, может быть, сегодня мы узнаем что-то новое об этом понятии.

– Откройте стр. 132 в учебнике. (Приложение 2) Представьте содержание параграфа в виде схемы.

– Закрепим знания, выполнив упр. 355 в учебнике. (Приложение 3) У вас 5 предложений. Из каждого я прошу выписать только грамматическую основу и указать, какими частями речи выражены главные члены.

– Что общего во всех выписанных вами основах? (Построены по схеме сущ.(мест.)+гл.)
Выпишите из текста предложения, где грамматическая основа построена по схеме:

1) сущ. (мест) + прил.

2) сущ. (мест) + сущ.

Во сне Алёша увидел росистый луг. Трава на лугу густая и сочная. Роса сияет на ней дрожащими огнями.

Мчится по лугу тонконогий жеребёнок. Он сильный и смелый. Он словно летит над землёй. Этот чудесный сон – самое светлое воспоминание Алеши о раннем детстве.

– Почему в последнем предложении стоит тире? Попробуйте сформулировать правило.

– Посмотрим, правы ли вы. Прочитаем правило на стр. 136 учебника.

Задание: составьте предложения по схеме сущ. – сущ. о цветах, розе, бабочке. Постарайтесь, чтобы ваши высказывания позволили взглянуть на эти предметы по-другому. Например: Месяц – это серебряный шар со свечою внутри. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наглядности: интерактивная доска, таблицы по теме, репродукции картин о осени, музыка Чайковского, тестовые задания.

Межпредметная связь: живопись, литература, музыка .

I. Организационный момент

II. Беседа

Послушайте стихотворение:

Когда-то давным-давно,
В какие-то времена,
(Уже не помнит никто)
Жили в предложении слова
И не делились по значению тогда.
Не было ни главных, ни второстепенных,
Жили все на равных:
Весело, степенно…
Но однажды
Приключилась в предложении суматоха.
Все слова всполошились:
- Как плохо!
- Кто здесь главный?
- Кому мы поручим команду свою?
Нет ни матери, ни отца,
Не замолвить за нас ни словца.
Призадумались слова в предложении.
Как же выйти нам из этого положения?
Стали думать они и гадать;
- Кого же главным мы можем назвать?
Долго думали и гадали
И, наконец-то, они признали:
- Тот, о ком говорится в предложении,
Будет главным для нас одолжением.
Имя будет ему подлежащее,
Имя самое подходящее.
А что делать ему в предложении,
Тут мы скажем уже без сомнения:
Здесь сказуемое будет помогать
И за все в предложении отвечать.
Ну, а все остальные слова
Помогать тут будут всегда.
Где, какие, когда и зачем
Отчего, почему и за кем
Встанут быстро в предложении
Рядом с главными второстепенные.

Какую тему мы будем сегодня повторять на уроке?

Подлежащее

Один из двух главных членов предложения. Оно называет то, о чём говорится в предложении: Мальчик играет. Корабль плывёт. Грамматически подлежащее независимо от других членов предложения.

Подлежащее может быть выражено существительным, местоимением, инфинитивом глагола: Работа движется. Всё кончено. Ломать – не строить.

Встречаются предложения, в которых только один главный член, играющий роль подлежащего. Такой главный член называет то, о чём будет говорится дальше: Весна. Природа оживает.

Один из двух главных членов предложения. Оно обозначает действие или признак предмета, называемого подлежащим. Грамматически сказуемое связано с подлежащим: Снег шёл. Буря начиналась. Облака плыли.

Сказуемое может быть выражен глаголом (Корабль плывёт.), существительным (Моя мама – красавица.), полным и кратким прилагательным (Ночь тёмная. Ночь темна.).

Встречаются предложения, в которых только один главный член, играющий роль сказуемого: Смеркается. Школу скоро построят.

Для чего нужны главные члены предложения? Что составляют главные члены предложения?

Над чем нам следует поработать на уроке? Что надо знать о подлежащем? Что надо знать о сказуемом?

Сегодня на уроке мы будем говорить и писать об осени.

Запишите по памяти строки из стихотворения Алексея Плещеева. Подчеркните грамматические основы. Какими частями речи выражены главные члены?

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Работа у доски.Запишите предложения. Подчеркните грамматические основы предложений. Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?

Первые листики жёлтые.

Осень - прекрасное время год

. Когда между подлежащим и сказуемым мы ставим тире?

Работа с текстом.

Текст

(1)Осень подкрадывается незаметно. (2)Порой сразу и не увидишь, как маленький желтый или оранжевый листик затерялся в кудрях деревьев. (3) Еще в конце августа притаился он в листве и вдруг в сентябре вспыхнул от его маленького огонька осенний пожар. (4)Кажется, что перебирается огонь с дерева на дерево и разносится ветром далеко – далеко. (5)Прячутся в лесу за первыми оставшимися листьями грибы.

Работа с текстом.

– Прочитать. Озаглавить.
– Можно ли эти предложения назвать текстом? Объяснить.
– Сколько абзацев в тексте? Нужно ли разбить текст на абзацы?
– На что хочет обратить наше внимание автор:

а) на осенний лес
б) на то, что осень пришла незаметно

– Доказать, в каких предложениях содержится ответ? Назвать их.
– Охарактеризовать последнее предложение: по строению, по цели высказывания, по эмоциональной окраске.
– В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? Объяснить.

– Произвести морфемный разбор прилагательного ОСЕННИЙ. Объяснить правописание удвоенной -НН (Осень – сущ. осенний – прилаг.)
– Найти грамматическую основу 1-го предложения. (Сначала – подлежащее, за ним –сказуемое)

(автор физкультминутки Дмитрий Тарасов)

Тесты. Подчеркните грамматические основы. Работаем в парах. Проверьте взаимно правильность выполнения задания.

Читайте также: