Почва и человек конспект

Обновлено: 07.07.2024

Ключевые слова:
Почва, плодородие почвы, гумус, почвообразующие факторы, В.В. Докучаев, почвенный профиль, почвенные ресурсы, эрозия почв, мелиорация земель, рекультивация земель.

Основные понятия

Почва – верхний плодородный слой земли.

Гумус – органическое вещество почвы, образующееся при преобразовании остатков растений и непрерывно обновляющееся. Определяет плодородие почвы.

Эрозия почв – разрушение под действием воды и ветра верхних горизонтов почвы.

Мелиорация – совокупность мер по улучшению земель.

Рекультивация – восстановление нарушенных земель.

Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик и интерактивный элемент учителя об особенностях почв России.

- В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 34. Почва. Человек и почвы

Цели: ученики называть составные части почвы, наиболее распространенные почвы России; приводить примеры воздействия на почву разных условий ее образования.

I . Организационный момент

- Вспомните, какие компоненты биосферы, мы уже изучили? (растительность)

- Какой компонент будем изучать сегодня? (почву).

- Что такое почва? (верхний плодородный слой земли)

- Что входит в состав почвы? (перегной, горные породы, корни растений, вода, воздух, животные)

II . Изучение нового материала.

Почва образуется в результате взаимодействий живой и неживой природы. Какие компоненты живой и неживой природы принимают в этом участие? (горные породы, животные, растения, вода, климатические условия). А еще для процесса почвообразования требуется время.

Почва образуется на границе земной коры и атмосферы.

Почва — это поверхностный слой земной коры на суше, обладающий плодородием.

Почва состоит из твердой, жидкой и газообразной частей.

Твердая часть почвы — это частички разрушенных горных пород и перегной, перемешанные друг с другом. Песчаные и глинистые частицы — неорганическая часть почвы, а перегной — органические вещества.

Жидкая часть почвы — это вода с растворенными в ней органическими и неорганическими веществами. Вода заполняет поры между твердыми почвенными частицами.

Газообразная часть представляет собой почвенный воздух, который, как и вода, заполняет поры и пустоты между частицами почвы. Из почвы получают питательные вещества, воду и воздух растения.

Образование почвы зависит от многих условий: состава горных пород, климата, поверхностных и подземных вод, растительности, животных.

Горные породы, на которых образуется почва, называются почвообразующими (материнскими). На песках формируются песчаные почвы, на глинах — глинистые, на россыпях камней — каменистые. Почвы различаются не только по строению профиля, но и по его механическому составу, т.е. по соотношению различных по размеру минеральных частиц (песка и глины).

С климатом связано не только обеспечение почвы теплом и водой. От него зависит скорость выветривания горных пород и образование перегноя, характер растительности и животного мира.

Почвы очень тесно связаны с живыми организмами. Отмирающие растения и их части с помощью микроорганизмов превращаются в перегной. Почвенные животные перерывают и перемешивают почву. Особенно велика роль дождевых червей.

Таким образом, почва — это особое природное тело, в котором живое и неживое вещество сливаются в единое целое.

Особые условия образования почв — время и хозяйственная деятельность человека. Формирование почвы происходит очень медленно. За 100 лет ее толщина увеличивается всего на 0,5—2 см. В отличие от природных условий, воздействие человека на почву целенаправленно. Люди изменяют почву в соответствии со своими потребностями.

Плодородие почв определяется их свойствами: содержанием перегноя, влаги, воздуха, а также составом почвообразующих пород. Каменистые и песчаные почвы неплодородны, так как из них легко вымываются минеральные вещества и перегной. Повышают плодородие почв путем внесения удобрений. Чем больше в почве перегноя, тем больше питательных веществ для растений. Самые плодородные почвы — черноземы — сформировались в степях.

Результатом взаимодействия этих процессов является разделение почвы на слои – горизонты, взаимосвязанные между собой. В почве выделяется несколько горизонтов, напоминающих слои. Горизонты появляются постепенно, по мере образования почвы. Они не имеют резких границ и плавно переходят один в другой.

Почвенные горизонты отличаются друг от друга количеством перегноя, цветом, составом.

- Рассмотрим строение почвенного разреза на примере дерново-подзолистой почвы по рис. 175 на стр. 199 учебника:

1. Сколько горизонтов выделяют в слое почвы? Как вы это определили?

2. Горизонты обозначаются начальными буквами латинского алфавита. Обозначьте их на таблице (вставить карточки в карманы)

3. Что из себя представляют горизонты почв?

Степень выраженности горизонтов тем лучше, чем старше почва. По строению почвенного раздела определяют тип почвы (чернозем, серая лесная и т.д.). Рассмотрим рис 176 на стр. 200 в учебнике:

Из-за разнообразия условий образования выделяют много типов почв, имеющих разное строение и свойства. В России наиболее распространены подзолистые почвы. Они образуются под пологом хвойных и смешанных лесов. А на юге нашей страны под степной травянистой растительностью сформировались черноземы (рис. 176).

Основа почвы – горная порода; растения – источник перегноя; животные перерабатывают растительные остатки в гумус; климат влияет на скорость образования гумуса; рельеф влияет на состав горных пород; вода питает растения и растворяет минеральные вещества и гумус; на эти процессы нужно время; человек разрушает, истощает или обогащает почвы.

Итак, в формировании почв участвуют 3 главных процесса: процесс образования гумуса, процесс передвижения минеральных и органических веществ, процесс выветривания.

- Почему так они названы?

А) можно ли создать искусственную почву? Какой материал нужно для этого взять, какие условия создать?

Предложите свой проект

Б) Вы все работаете на своих приусадебных участках. Допустим, вы обнаружили в почве вашего участка присутствие дождевых червей, кротов и землероек. Вред или пользу приносят эти животные почве и растениям?

1. Плодородие почвы обусловлено наличием в ней:

2. Из перечисленных ниже факторов почвообразующими не являются:

Б) солнечная радиация

В) деятельность человека

3. Чем подзолистые почвы отличаются от черноземов?

А) в черноземе больше перегноя

Б) подзолистые почвы более темные, чем чернозем

4. При перекопке небольшой грядки в огороде Миша обнаружил, что почва состоит из маленьких комочков диаметром примерно полсантиметра. Как называется такая структура почвы?

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, работа по карточкам, исследовательская работа в группах, дискуссионный, метод алгоритма, проектная деятельность.

Ход урока

I. Организация на урок.

III. Проверка домашнего задания:

1) Работа по индивидуальным карточкам.

а) Установить соответствие почв и природных зон:

подзолистые сухие степи, полупустыни
чернозёмные тайга
бурые лесостепи, степи
серые лесные каштановые полупустыни

б) В какие группы можно объединить слова:

арктические почвы, песчаная почва, глинистая почва, каштановые почвы, чернозёмы, климат, растительный покров, материнская порода.

г) Работа с классом.

Цифровой диктант. (1 – верное утверждение, 0 – неверное утверждение)

Я утверждаю, что:

  • почвы горных районов щебнистые;
  • в Сибири преобладают подзолистые почвы;
  • с осветлением почв растёт их засоленность;
  • наиболее благоприятная для развития сельскохозяйственной растений зернистая или комковатая структура;
  • песок и глина являются почвой;
  • чернозёмы мощностью 1 метр имеют возраст около 20000 лет;
  • солончаки образуются при подъёме воды по капиллярам почвы и и испарении её;
  • в торфяно- болотных почвах содержащих гумуса больше , чем в чернозёмах;
  • горные породы, на которых образуются почвы, не влияют на её свойства;
  • для образования плодородной почвы достаточно 100 лет;

(Ответы: 1, 0, 1, 1, 0, 1, 1, 1, 0, 0.)

Итог по домашнему заданию:

– Назовите основные типы почв нашей страны.

– От чего зависит плодородие почв?

IV. Изучение нового материала.

1) – Вспомните что такое почвенные ресурсы?

Запись в тетрадь: Почва – источник получения сельскохозяйственного сырья и сельскохозяйственной продукции.

2) Работа с материалом учебника (страница 132)

Проверка написанной работы.

3) – Почву необходимо охранять.

Работа с материалом учебника (страница 132)

4) – Какой процесс наиболее разрушительный?

– Как вы думаете, какие мероприятия необходимо провести, чтобы предотвратить разрушение почв?

а) водная и ветровая эрозия;
б) мелиорация почв.

– К каким неблагоприятным изменениям почв приводит их использование под пашню?

– Проследите, каким путём удобрения и ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве, попадают в атмосферу, в грунтовые воды, в реки и озёра.

Вывод: Мероприятия по охране почв и повышению её плодородия необходимы, так как своим существованием человек обязан почве (90% пищи человек получает в виде урожаев с обработанной земли и ещё 8% за счёт выпаса скота на лугах и пастбищах).

V. Групповая исследовательская работа.

а) определить по образцу почвы её механический состав;
б) по фотографиям растительного покрова пастбища, снятым в 2007 и 2008 годах, определить степень изменения растительного покрова и составить прогноз будущего этой территории.

а) определить по образцу почвы её механический состав;
б) по фотографиям почвенной фауны пастбища, снятым в 2007 и 2008 годах, определить степень изменения количества почвенных животных и составить прогноз будущего этой территории.

1 группа – Растительный покров исчезнет с территории пастбища к 2011 году.
2 группа – Почвенная фауна исчезнет с территории пастбища к 2010 году.

Общий результат исследования: пастбище, прилегающее к свиноводческому комплексу, полностью исчезнет через 200 лет.

VI. Дискуссия по выявившейся проблеме.

– Какие меры вы можете предложить по сохранению пастбища?

Рассмотрите и обсудите несколько вариантов:

а) закрыть свиноводческий комплекс;
б) обратиться в соответствующие службы по охране природы;
в) другие варианты;

  1. Закрыть предприятие нельзя – это важное звено АПК Краснодарского края.
  2. Написать письмо в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.
  3. Провести озеленение территории.
  4. Разработать технологию изготовления из навоза сухих брикетов для топлива.

VII. Закрепление изученного материала:

VIII. Итог урока

Какие почвы распространены в нашей местности? В чём их ценность? Главная задача человечества в обращении с почвой (беречь почвы, повышать их плодородие).

IX. Домашнее задание:

Составить путеводитель по станице Петровской (1 группа – территории с чистыми почвами; 2 группа – территории с загрязнёнными почвами).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почва - основной компонент любых наземных экосистем, в ней протекают разнообразные физические, химические и биологические процессы, ее населяет множество живых организмов. На содержание в ней минеральных и органических веществ, а также микроорганизмов влияют климатические условия того или иного района, наличие промышленных и сельскохозяйственных объектов, время года и количество выпадающих осадков.

Физико-химический состав и санитарное состояние почвы могут оказать влияние на условия проживания и здоровье населения.

Загрязнение почвы, так же как и атмосферного воздуха, связано с производственной деятельностью человека.

Источниками загрязнения почвы служат сельскохозяйственные и промышленные предприятия, а также жилые здания. При этом от промышленных и сельскохозяйственных объектов в почву поступают химические (в том числе и весьма вредные для здоровья: свинец, ртуть, мышьяк и их соединения), а также органические соединения.

Химические вещества, попадающие в почву от промышленных и сельскохозяйственных объектов, в отличие от органических, не подвергаются разложению. Она накапливаются в ней и могут влиять на процесс самоочищения. Из почвы вредные вещества (неорганического и органического происхождения) и болезнетворные бактерии могут поступать с дождевыми водами в поверхностные водоемы и водоносные горизонты, загрязняя воду, используемую для питья.

Некоторые из химических соединений, в том числе и канцерогенные углеводы, могут поглощаться из почвы растениями, а затем через молоко и мясо попадать в организм человека, вызывая изменения в состоянии здоровья.

Председатель методического объединения

естественно – научного цикла

Тема : Почвенные ресурсы .Почвы и человек.

ФИО (полностью): Лосева Татьяна Игоревна

Место работы: Кадетский корпус Следственного комитета

Должность: учитель географии.

Базовый учебник: В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.

Класс: 8а,8б,8в.

Цель урока: Структура земельного фонда Р.Ф.

Планируемые результаты урока:

Знать: Почвенные ресурсы. Процессы, приводящие к разрушению. почв.

Уметь: Объяснять мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов.

10. Тип урока: Изучение нового материала.

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Читайте также: