Почему осенью листья желтеют конспект занятия в подготовительной группе

Обновлено: 05.07.2024

Объект исследования: деревья, осенние листья .

Методы исследования: поиск информации в энциклопедии, интернете, анализ полученной информации, опыт, наблюдение.

Цель воспитателя: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе получения углубленного представления об изменениях в природе в осенний период, изучить строение листа . Формировать представления о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений.

Исследование:сначала проводим с детьми беседу: что происходит с природой осенью, что происходит с деревьями.

Педагог предлагает детям провести эксперимент и выяснить почему листочки осенью меняют цвет .

Предполагаемая цель ребенка: узнать отчего зависит окраска листьев , изучить строение листка , помочь детям изучить причины почему листья осенью становятся желтыми .

Игровая ситуация для мотивационного этапа: к ребятам за помощью обратился Лесовичок, он принес зеленые и желтые листочки и попросил объяснить почему листочки осенью меняют цвет .

Вопросы для создания и формулировки цели:

- Ребята вы хотите помочь Лесовичку?

- А вы хотите узнать почему листики становятся желтыми ?

Этапы деятельности Действия детей Задачи воспитателя Образовательная область

Мотивационный этап Выражают желание узнавать, почему осенью листья меняю окраску . Стимулировать любознательность, мотивацию. Развивать любознательность. Познавательное развитие

Выражают желание помочь лесовичку Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками. Социально-коммуникативное развитие

Отвечают на вопросы, рассуждают Развивать речь как средство общения Речевое развитие

Ориентировочный этап Осознают и понимают цель Воспитывать самостоятельность и целенаправленность Социально-коммуникативное развитие

Формулируют цель Развивать связную речь Речевое развитие

Исполнительный этап Исследуют строение листа с помощью лупы , рассматривают его;

Называют вместе с педагогом названия частей листа ;

Помогают друг другу в процессе проведения опыта Развивать общение со сверстниками Социально-коммуникативное развитие

Объясняют свои действия, делают выводы Обогащать активный словарь; развивать связную, грамматически правильную речь. Речевое развитие

Развивать двигательную активность. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Физическое развитие

Рефлексивный этап Выражают эмоции по итогам деятельности Создать условия для достижения положительного результата экспериментального исследования. Социально-коммуникативное исследование

Перспективный этап углубились знания о природе, необходимости бережного отношения к ней; углубились знания об осени и ее признаках

развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой. Познавательное развитие

совершенствовалось умение осуществлять познавательно исследовательскую

деятельность. Познавательное развитие

Вопросы для подведения итогов:

- Ребята, что мы с вами сегодня делали?

- А для чего мы это делали?

- Что нового узнали?

- Мы смогли помочь Лесовичку?

- Как мы ему помогли?

Задание для закрепления: нарисовать осенний букет

РППС (материалы для исследования, наглядные изображения и т. д).

- игровой персонаж - Лесовичок;

- листья крупные и мелкие , разной формы настоящие;

- кусочки белой ткани;

Вопросы для рефлексии:

- Что особенно вам сегодня понравилось

- Что вам запомнилось?

- Что было интересным?

Ход НОД

Этапы НОД Действия педагога и детей (предполагаемые ответы детей)

Мотивационный этап В гости к детям приходит игровой персонаж Лесовичок. Лесовичок принес желтые и зеленые листочки и просит ребят объяснить ему почему осенью листочки становятся желтыми .

- Ребята вы хотите помочь Лесовичку? (да)

- А вы хотите узнать почему листики становятся желтыми ? (да)

- Давайте поможем Лесовичку и узнаем почему осенью листочки становятся желтыми .

Ориентировочный этап - В какое время года листочки меняют свой окрас ? (осенью)

- Почему летом листья зеленые , а осенью - разноцветные? (не все дети знают)

- Если вы будите знать почему листья осенью меняют окраску, вы сможете помочь Лесовичку? (да)

Исполнительный этап Педагог читает стихотворение

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

- Ребята о каком времени года говориться в стихотворении (осень)

- А что происходит с природой осенью? (погода теплая, на деревьях разноцветные листочки , дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава и т. д).

- Осень красивое время года? (ответы детей)

Педагог рассказывает детям, что осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит .

До зимы еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву . Идет подготовка к листопаду . В листьях происходят удивительные превращения. Сначала листья начинают желтеть . Хотя никто не добавляет в соки желтой краски . Желтая краска находится в листьях всегда . Только летом желтый цвет незаметен . Он забивается более сильным - зеленым.

Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает , и заметным становится желтый : лист желтеет .

- Ребята осенью листья становятся не только желтыми , а еще какими? (ответы детей красными, багряными, фиолетовыми).

Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе .

Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того , какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая - окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде сочными, яркими.

А вот с ольхи и сирени листва упадет зеленый , независимо от погоды. В их листьях , кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.

- Ребята а вы знаете, из чего состоит лист ? (ответы детей)

- Давайте рассмотрим листочек и узнаем из чего он состоит? (давайте)

Мы, листики осенние ,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял .

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Давайте мы с вами станем учеными и проведем опыт?

Педагог предлагает сесть детям за столы, на столах лежат листья и лупы .

- Давайте рассмотрим, как устроен лист . А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Сначала рассмотрим черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой .

Теперь рассмотрите верхнюю поверхность листа . Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу . Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа . Вы можете убедиться в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка (ответы детей).

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать . - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы , - загибаем пальчики, начиная с большого

Листики дуба мы соберем ,

- Теперь давайте с вами выясним почему же листья желтеют осенью ? – Мы с вами узнали, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу.

- Сейчас проведем с вами опыт и увидим это вещество.

- Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани.

- Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань .

- Разверните ткань и посмотрите, что с ней стало? (на ткани появились зеленые пятна).

— Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.

— Вот поэтому, когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет , становится желтым .

- В следующий раз я вам расскажу почему листочки не только желтеют , а бывают и других цветов.

- Ребята теперь вы знаете, из чего состоит листик и почему осенью он становиться желтым .

- Ребята, что мы с вами сегодня делали? (отвечают)

- А для чего мы это делали? (отвечают)

- Что нового узнали? (отвечают)

- Мы смогли помочь Лесовичку? (отвечают)

- Как мы ему помогли? (отвечают)

- А теперь давайте для нашего Лесовичка сделаем подарок

- Давайте нарисуем ему красивый осенний букет, что бы он смог отнести в лес и подарить своим друзьям.

Рефлексивный этап - Что вам сегодня особенно понравилось?

- Что было интересным?

- На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному.

- Давайте проведем эксперимент для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро , а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

- Возьмите в руку лист и встаньте . Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев . Пока лист летит ,внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

познавательное развитие: развитие познавательно-исследовательской деятельности; художественно-эстетическая деятельность; развитие речи.

Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет) для детей с ОВЗ

Интерактивное устройство MIMIO, компьютер, экран, музыкальный центр;

-обобщить знания детей об осенних изменениях в природе;

-исследовать строение листа опытным путем, сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях;

-показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы;

-закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева;

-совершенствовать навыки лепки;

-активизировать в речи детей слова: черешок, кромка;

-совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

-стимулировать желание детей экспериментировать;

-развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

-развивать психические процессы: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, коммуникативные способности.

-воспитывать бережное отношение к природе;

-способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках познавательно-исследовательской деятельности;

Формы организации деятельности

Рассказ педагога; эксперименты и опыты.

ХОД непосредственной образовательной деятельности

Постановка цели и задач НОД:

-Ребята, сегодня на занятии мы проведем опыт и эксперимент для того, чтобы получить ответы на вопросы. Также вас ждут интересные задания и игры. Но сначала послушайте историю о таких же детях, как вы, только из другого детского сада.

-В одном детском саду вышли дети днём на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и спросили у воспитателя:

-Ничего особенного! - улыбнувшись, сказала воспитательница.

-И правда! - расстроено сказал один мальчик. Осень - очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный, холодный ветер.

-Нет, дети, - возразила воспитательница, - каждое время года прекрасно по-своему!

-Как, ребята, вы считаете? Объясните, пожалуйста, почему?

-Почему именно осенью так приятно гулять в парке?

-Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят из магазина спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности?

-У кого из вас день рождения осенью?

-Хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать.

-Какие это птицы?

-Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Предлагаю рассмотреть, как устроен лист.

-Для того, чтобы лучше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором - лупой.

Дети слушают рассказ воспитателя.

Осень - очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.

Познавательно-исследовательская деятельность. Исследование строения листа с помощью лупы

-Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

-Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.

-Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

-А почему же листья желтеют осенью?

-Потому что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Дети рассматривают листья.

Повторение названий строения листа.

-Возьмите листочек и вложите внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани.

-Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань.

-Что вы обнаружили в ходе опыта? Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет.

-Когда наступает осень, становится холоднее и солнечного света все меньше. Это значит, что зеленого вещества в листочке становится меньше, пока не пропадёт совсем.

-Тогда лист, становится каким цветом?

-Какого цвета бывают листья у деревьев осенью?

-У каких деревьев листья осенью красного цвета?

-На ткани появились зеленые пятна.

-Листья становится желтыми.

-Оранжевые, красные, коричневые.

-Осенью листья красного цвета у деревьев: осина, рябина, клён.

-На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному.

-Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружится.

-Для этого возьмите в руку лист. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока падает лист, внимательно наблюдайте за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

-Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

-Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

-Возьмите карандаши и обведите пунктирные линии, изображающие путь листьев от дерева до земли. Листья предлагаю раскрасить цветными карандашами.

Дети выполняют задание.

-Дети, обратите внимание на доску.

-Назовите, изображенные деревья.

Дети находят листья и прикладывают к деревьям.

-Возьмите дубовый листок и поднимите его над зеленым листом бумаги. Внимательно слушайте и выполняйте:

-Листок медленно опустите в самый центр зеленого листа бумаги.

-Положите дубовый лист между кленовым и березовым.

-Кленовый лист положите справа от рябинового и слева от дубового.

-Ветер закружил листья по кругу.

-Ветер перенес дубовый листочек в верхний правый угол.

-А теперь кленовый листочек полетел в нижний левый угол.

-Сдуйте листочки сильным выдохом, не надувая щеки. (Дыхательная гимнастика).

Дети выполняют задания педагога

Осень, осень, (Трем ладошки друг о друга)

Солнце нас уже не греет, ( Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее, ( Синхронно наклоняем руки в разные стороны)

Ветер по лесу летал.

Ветер листики считал: (плавные, волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки.

Ветер бросил на тропинку. ( дети приседают)

Дети выполняют движения соответственно тексту и выкладывают узор из листьев

-Перед вами нарисованные цветные листочки и их тени. Необходимо найти тень каждого листочка и соединить линией листочек и его тень.

-Ребята, кидайте кубик и правильно количество листьев называйте (согласование числительных с существительными).

Дети соединяют линией листочки и их тени.

-Семь кленовых листьев; один берёзовый лист.

-Посмотрите, пожалуйста, на доску. Предлагаю решить кроссворд.

Совместно с педагогом дети разгадывают кроссворд.

-Ребята, сейчас немного отдохнём.

Дети под музыку выполняют движения соответственно тексту

-Ребята давайте подойдем к окну и посмотрим на деревья. Посмотрите, какие они красивые.

-Как вы думаете, почему деревья такие красивые?

Повторение правила работы с пластилином.

1. Лепку выполняй на подкладной доске, не клади пластилин на стол.

2. Перед работой хорошо разогрей пластилин в руках.

3. Не бросай остатки пластилина на пол.

4. Храни пластилин в коробочке

5. После работы вытри руки тряпочкой и вымой теплой водой с мылом.

Изучение технологической карты лепки дерева.

1.Чтобы вылепить дерево, нам нужно взять кусочек пластилина коричневого (серого) цвета. Разделите этот кусочек пополам.

2. Из одной половинки прямыми движениями раскатаем толстую колбаску. Это будет ствол дерева. Но верхушка дерева всегда тоньше, чем весь ствол, поэтому приставьте пальчик к одному краю колбаски и слегка раскатайте ее тоже прямыми движениями.

Теперь приложим получившийся ствол к листу картона. Прикладывайте ствол дерева так, чтобы он не висел в небе. А рос из земли с травой. Приложите и слегка надавите пальчиками, чтобы пластилин прилип к картону.

3. От оставшейся части пластилина отрывайте кусочки, раскатывайте из них колбаски (жгутики) тоньше и прикрепляйте к стволу дерева.

4. Дерево готово, займёмся листьями. У вас есть еще кусочки пластилина. Какого они цвета? Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. Дополните крону миниатюрными спиральками, которые символизируют листья. Скатайте в тонкую змейку, затем сверните, украсьте в произвольном порядке

5. Вылепим небольшое дупло, где поселится рыжая белочка.

6. Из пластилина способом размазывания изображаем землю. Из белой бумаги методом обрывания, припорошим землю снегом (если выпал снег).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Цель : расширить и обобщить знания детей по теме.

- Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

- Закрепить знания о форме листьев, значении их для дерева.

- В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

- Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей).

- Упражнять в умении делать аппликацию из листьев.

- Воспитывать любознательность, желание изучать природу.
Словарь:

черешок, кромка, хлорофилл, жилки, листопад.
Оборудование:

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, лупы, салфетки бумажные белые, деревянные кубики, заготовки рамок, клей, кисти.
Предварительная работа:

Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают.

Играет музыка леса….

Воспитатель: Ребята, давайте представим , что мы сейчас отправимся в лес.
Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали?


Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И.Бунин
Вос-ль: Правильно мы попали в осенний лес. (слайд - лес)

Представьте- ( Шелестят под ногами сухие листья, дует ветер, листья падают с деревьев и кружатся в воздухе, под ногами целый ковер из листьев)

Почему много листьев? (начался листопад) Что такое листопад?

- А вы, знаете, почему желтеют листья? Как наступает листопад? Зачем деревья сбрасывают листву? А хотели бы узнать? (ответы детей)
-Тогда я вас приглашаю сесть на стулья и внимательно посмотреть на экран.

Задается вопрос детям: Почему листья желтеют? (слайд - жёлтый листок)
До сильных морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.

Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

А хотите увидеть это вещество – хлорофилл? (слайд- зелёный листок)

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым. Вот наши листья пожелетели . Время им опадать. Как называется это явление? (Листопад)

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели(Побежали)

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам).

Садимся к экрану. Как наступает листопад? (слайд- листопад)

Одной из причин того, почему происходит осенний листопад, является подготовка растения к холодному периоду года.
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень - и у листьев на деревьях изменяется зеленый цвет на желтый. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками.
Попробуйте сорвать зеленый лист, например, у березы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений.
А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Помните, на прогулке я обращала ваше внимание на это: мы с вами рассматривали веточку березы и листья с неё очень легко опали….Еще недавно листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.
Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают .

Опыт: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка, в том месте,

где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. (слайд).

А теперь давайте приготовим сюрприз для ваших родителей, украсим осенними листочками рамки для фотографий.

Конспект НОД

Интеграция ОО: коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, поисково-исследовательская деятельность

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

образовательные:

  • Исследовать природное явление листопад, строение листа.
  • Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
  • В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

развивающие:

Развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл, жилки) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

воспитательные:

Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом

Методы педагогической деятельности: словесные (беседа), проблемная ситуация, наглядные (демонстрация видео), практические

Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера

Используемые формы организации познавательной деятельности детей:

групповая и индивидуальная

Оборудование и материал:

Ноутбук, телевизор, лупы, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, лоскутки белой ткани, зеленые (свежие) листочки, деревянные кубики.

Предварительная работа:

А.С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

  • Разучивание стихов и поговорок об осени;
  • Пение песен об осени и слушание музыки;
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
  • Наблюдение за деревьями на прогулке.

Ожидаемый результат:

Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель : Ребята, давайте представим , что мы сейчас находимся в лесу. Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали?

(Видео)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И.Бунин
Воспитатель: Правильно мы попали в осенний лес.

- Какого цвета лес в стихотворении?

- С чем поэт сравнивает лес?

- С чем поэт сравнивает елочки?

- Чем пахнет в осеннем лесу?

- А чем вам понравился осенний лес?

Представьте- ( Шелестят под ногами сухие листья, дует ветер, листья падают с деревьев и кружатся в воздухе, под ногами целый ковер из листьев).

2. Основная часть

Посмотрите какие они красивые. (Демонстрация листьев) А давайте определим с каких они деревьев.

Воспитатель: Почему так много листьев? (начался листопад)

Что такое листопад? (С деревьев падают листья)

Давайте устроим листопад.

Воспитатель: Посмотрите как интересно устроен листок. Давайте рассмотрим наши листочки.

Воспитатель: Дети, давайте потанцуем с нашими листочками.

Физкультминутка

( Танцевальные движения с листочками под песню "Чародей листопад" (слова и музыка И. Бодраченко )

Листья осенние кружатся
Падают в синие лужицы
Веточки гнутся, шуршат
Это все — листопад

Листья порхают, как бабочки
Тихо ложатся на лавочки
Вот уж засыпан весь сад
Это все — листопад

Чародей-листопад
Облетает наш сад
Облетает наш сад
Листопад, листопад

Утро прохладное, раннее
Стелется дымка туманная
Вот уж блестит первый лед
Это осень идет

Ходит она невидимкою
С тихой и светлой грустинкою
Вот уж заснул старый сад
Где же ты, листопад?

Чародей-листопад
Засыпает наш сад
Засыпает наш сад
Листопад, листопад

Дети бегут по кругу, друг за другом, помахивая руками вверху

Остановились, повернулись ликом в центр круга.

1 - правая рука вверх, 2- левая рука вверх

3- руки вниз ( повтор 4 раза)

Махи руками перед собой

Дети бегут по кругу, друг за другом, помахивая руками вверху

Остановились, повернулись ликом в центр круга.

1 - руки к груди, 2 - руки в стороны (повтор 4 раза)

Садятся на корточки "засыпают"

Встают, руки вверх.

Воспитатель: А вы, знаете, почему желтеют листья? Как наступает листопад? Зачем деревья сбрасывают листву? А хотели бы узнать? (ответы детей)
Я вас приглашаю сесть на стулья и внимательно посмотреть на экран.

(Развивающий мультфильм "Почему желтеют листья")

Воспитатель: Почему же осенью листья желтеют? (ответы детей)

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым. Вот наши листья пожелтели.

Воспитатель: А почему осенью опадают листья? (ответы детей)

Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Воспитатель: А хотите увидеть это вещество – хлорофилл? Тогда давайте с вами проведем опыт

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.

Воспитатель:
Понравилось ли вам занятие? (ответы детей)

А вы поняли, почему осенью желтеют и опадают листья? (ответы детей)

Воспитатель: Одной из причин того, почему происходит осенний листопад, является подготовка растения к холодному периоду года.

Дети, в заключении нашего занятия давайте споем песню про листопад.

ЛИСТОПАД
Слова Н.Найдёновой
Музыка - автор не установлен.

1. Нынче дождик не простой,
Нынче дождик золотой,
Он совсем не водяной,
Нету лужи ни одной.
Припев:
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят,
Листья по ветру летят,
Летят!
2. Шумный ветер налетел,
Все березы он раздел,
Золотой нарядный клен
Без листвы оставил он.
Припев.
3. День осенний так хорош,
Сколько листьев соберешь!
Золотой большой букет —
Нам от осени привет!
Припев.

Читайте также: