Плід поширення плодів конспект уроку 6 клас

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: сформировать знания у обучающихся о строении, классификации и разнообразии плодов покрытосеменных растений.

Планируемые результаты урока:

Личностные результаты: формирование учебно-познавательной заинтересованности к новому учебному материалу в области ботаникой науки.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: делать выводы о проведенной работе; осуществлять самопроверку и взаимопроверку.

Познавательные: умение работы с различными источниками биологической информации (текстом учебника, дополнительной информацией, источниками сети интернет); умение проводить работу с биологическими макетами и натуральными объектами в ходе выполнении лабораторной работы.

Коммуникативные: формирование умений работать в паре, умения слушать других, умение правильности построения собственной речи.

Предметные результаты : формирование основных заданий о способах распространения плодов и семян; формирование знаний о классификации плодов ( по количеству воды, по количеству семян, по сложности); формирование знаний о разнообразии плов.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Средства контроля и оценки

Проведение краткой инструкции работы на уроке:

2. В течение урока оценивать свою работу будем на листах самооценки. Познакомьтесь с ним (приложение 1 .).

Лист, включает в себя: перечень видов работ на уроке, место для самооценки для каждой работы.

Посмотрите критерии оценки. У кого есть вопросы?

Не забывайте, после каждого задания оценивать свою работу.

Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листы для самоконтроля, где изображен цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.

(1)Какую тему повторяли, выполняя это задание?

Создание проблемной ситуации:

Чудо природы, тайна цветка давно интересовала человечество , и она нам открылась на прошедших уроках. Сегодня мы откроем еще одну тайну: что же происходит, когда цветки отцветут, и образуется очередное чудо, имя которому? – плод.

Сформулируйте тему урока:

(Запись темы урока на доске)

Я сегодня собиралась

Всё ль в корзинку положила?

Посмотрите ка, друзья,

Какие плоды принесла вам я

(демонстрирует корзину с плодами)

- А что вы уже знаете о плодах покрытосеменных растений?

Работая в парах, обсудите: «Что еще вы не знаете, но хотели бы знать о плодах?

- Постарайтесь самостоятельно сформулировать цель урока опираясь на нашу тему урока .

Предлагаю свой вариант: Итак, ЦЕЛЬ нашего урока состоит в изучении строения плодов, их классификации, и роли в жизни человека. (запись цели на доске).

- Что нам необходимо, чтобы достичь цели урока?

- Работая в парах, подумайте , какие пункты могут быть в плане достижения поставленной цели.

- классификация плодов по признакам;

- виды плодов на примере разных растений;

- практически узнавать и разделять плоды по группам.

(учитель на доске записывает пункты плана).

Включение в деловой ритм.

Слушают учителя и настраиваются на работу.

Самостоятельная работа: ознакомление с листом самооценки.

Отвечают на вопросы учителя: (1) строение цветка.

Поведение итогов (самооценка) пройденной темы.

Формулируют тему урока.

В тетради записывают дату и тему урока.

Отвечают на вопрос учителя. Возможные ответы: плоды появляются после цветения растений. Они используются людьми и животными в пищу, для размножения растений.

Работа в парах: узнать о строении плодов, о их видах.

Формулируют цель урока.

Ответы: составить план работы.

По окончании работы один ученик выходит к доске и подписывает части цветка на цветке, который заранее был нарисован на доске.

Ученики сами себя проверяют: если справились с заданием без ошибок , то на своих листах пишут МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибки исправляют и пишут, повтори строение цветка.

Обучающиеся класса выражает своё согласие или нет с помощью условных знаков – поднятая или опущенная рука.

Обучающиеся класса выражают свои имеющиеся знания устными ответами.

Взаимопроверка в парах.

Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки.

Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки.

Взаимопроверка с учителем

- Какая пара представит свое понимание?

Какой вывод мы можем сделать ?

- Какой следующий этап работы?

Учитель предлагает учащимся нарисовать любой плод известного им растения и дать ему название.

Учитель предлагает продемонстрировать свои рисунки.

У всех цветковых растений имеются плоды, но они не всегда похожи друг на друга. Но все же строение плодов схожее.

- Что мы узнали , выполняя это задание?

- Как вы считаете, справились ли мы с данной задачей. Почему?

Какие новые понятия мы изучили на данном этапе?

- Переходим к третьему этапу урока.

- О чём пойдёт речь?

- Плоды растений разнообразны и делятся на группы по разным критериямё : 1) по сложности, 2) по количеству семян, 3) по количеству воды.

Работать будем в парах.

Прочитав текст, состав ить в тетради классификации плодов.

(по числу пестиков)

Простой сложный соплодие

( по количеству семян)

( по количеству воды в околоплоднике)

Вывод: мы составили три вида классификации плодов по различным признакам.

- Выполнили мы третий пункт нашего плана?

Оцените свою работу в листе самооценки.

Следующий этап работы.

Изучение видов плодов на примере разнообразных растений

В ыполним Лабораторную работу.

Самостоятельная работа. Организует деятельность учащихся по выполнению лабораторной работы.

Работаем с текстом учебника, краткую информацию записываем в таблицу.

Проверим, что у нас получилось.

И тог: - что на данном этапе нам удалось изучить?

Высказывание одной пары.

Обучающиеся обращаются к учебнику и зачитывают поняти е.

Плод – это орган размножения цветкового растения.

Ответы обучающихся : частично выполнили

Обучающиеся рисуют и дают название своему нарисованному плоду.

Учебник стр. 190 (чтение, строение плода).

Обучающиеся высказывают сво ю точку зрения и демонстрируют рисунки с изображениями плодов

Мы справились с задачей, так как сейчас знаем из каких частей состоит плод: семя и околоплодник.

Определение этапа урока.

Работа с планом урока.

Случают задание учителя.

Проверка составленной схемы по эталону учителя.

Определяют этап работы над темой.

t1621151003aa.jpg

В
тетради оформляют лабораторную роботу. Оформляют таблицу для выполнения лабораторной работы:

Выступление учащихся, другие обучающиеся параллельно заполняют таблицу в тетради.

Ответы: виды плодов и примеры растений, относящихся к данным видам.

У ченики класса выражает своё согласие или нет с помощью условных знаков – поднятая или опущенная рука.

Обучающиеся с помощью сигнальных знаков выражают своё согласие

О тветы обучающихся на основе работы с планом урока.

Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки.

Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки.

Осуществление самопроверки с помощью эталона схемы учителя.

Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки.

Тема урока: Плоды

Цели:

2. Развитие умений работать с наглядным материалом и оформлять систему знаний в таблицу.

3. Воспитание бережного отношения к окружающей природе и понимание её сути

Тип урока: практическая работа

Структура урока

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Собрать модель цветка, рассказать о его строении и выделить главные части цветка

Изуче-ние нового материала

Сегодня мы познакомимся со строением и классификацией плодов, их роли в жизни растений. Открываем учебник на странице 131 П 30, абзац №3.

Из чего состоит плод? Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник – разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основание тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе. Семена образуются из семязачатков.

Обучающиеся отвечают на вопрос.

Какие растения имеют такой плод

Сочный (+)или сухой (-)

Заполнение таблицы в тетради

Вопросы на странице 136.

Записывают домашнее задание в дневник

В зависимости от количества учеников в классе таблицу можно использовать в нескольких вариантах:

1. Можно дать наполовину заполненную таблицу.

2. Каждая группа делает мини проект и защищает его, и т. д.

Рекомендуем посмотреть:

Здравствуйте, Татьяна Васильевна. В Вашей разработке замечательная таблица. Однако, непонятно по какому учебнику Вы работаете?! В чём заключается работа учащихся над минипроектами?

Татьяна Васильевна! Спасибо, практическая работа на уроке важна. Приглашаю вас посетить мою страницу и оставить комментарий. Спасибо, с уважением.

Спасибо за разработку, мне понравилось задание, с заполнением таблицы "Классификация плодов", оно поможет ребятам лучше запомнить основные характеристики плодов, но я бы еще на уроке использовала настоящие плоды.

Здравствуйте, Татьяна Васильевна. Ваша таблица "Классификация плодов" мне очень понравилась. Она позволит учащимся хорошо усвоить материал.

Здравствуйте, Татьяна Васильевна! Мне понравился ваш способ создания конспекта урока, он не занимает много времени по написанию, также способствует хорошему усвоению материала, и детям не придется много конспектировать материал, т. к. представлена развивающая таблица. Спасибо, Вам!

Здравствуйте Татьяна Васильевна. Приведённая вами технологическая карта изучения темы актуальна ,так как систематизирует материал урока, кроме того используются дополнительные типы плодов.Спасибо Вам за конспект урока.

Татьяна Васильевна, на уроках биологии с проведением лабораторных работ приведённая технологическая карта может являться оптимальным конспектом урока. Прослеживается системно-деятельностный подход при изучении нового материала. Многообразие примеров способствует расширению кругозора учащихся.
Посоветовала бы в конспект включить этап "Закрепление изученного материала" и предложить учащимся задания по определению типа плодов. Присоединяюсь к мнению Айгуль Рафиковны об использовании натуральных плодов на уроке.
Спасибо за представленный материал.

Спасибо, Татьяна Васильевна за предоставленный вариант практической работы на уроке. Замечательно то, что вариант таблицы очень удачно применен к оформлению записей в тетради и систематизации плодов. Кроме того, учитель дает расширенную версию информации о плодах, что активизирует познавательную деятельность учеников на уроке.Хочу посоветовать включить в конспект этап рефлексии учащихся (. что изучали, что нового узнали, достигли ли цели урока и т.д.). Для этого необходимо включить в конспект постановку проблемной ситуации на уроке перед изучением нового.
Спасибо Вам за урок!

Здравствуйте Татьяна Васильевна, конспект предложенный вами конечно соответствует теме, просматривается объёмная самостоятельная работа учащихся в ходе которой они и изучают и углубляют и закрепляют материал, но каким образом Вы воспитываете бережное отношение к окружающей природе, на мой взгляд в конспекте об этом нет ни слова.

спасибо за разработку. Искала материал по типам плодов. Буду использовать табличку для заполнения старшеклассниками для самоподготовки к экзаменам.

Спасибо за разработку урока! Таблица классификации плодов может быть использована для подготовки обучающихся к олимпиаде и к ОГЭ, и ЕГЭ.

Спасибо за разработку урока! Грамотно сформулированы цели урока.Особо хочется отметить таблицу" Классификация плодов", которая в дальнейшем может пригодиться для сдачи экзаменов. Только необходимо указывать по какому учебнику составлен конспект урока.

Ознакомилась с материалом, понравился вариант с частичным заполнением таблицы, часто использую его в своей работе. Спасибо!

Уважаемая Татьяна Владимировна! Урок очень понравился, методически грамотный, выверенный, с таким уроком не страшны ни какие проверки по ФГОСам

Очень полезная таблица для запоминания плодов. Скачала себе, буду раздавать ребятам для подготовки к олимпиадам.

Доброе время суток, здравствуйте! Не понятно по какому учебнику работают школьники. Минимальный объем записей позволяет быстро заполнять таблицу. Спасибо!

Спасибо за разработку урока. Прекрасный пример реализации деятельностного подхода на уроках биологии! Обязательно возьму себе на вооружение.

Спасибо за разработку! Табличная форма восприятия информации очень актуальна при изучении ботаники в рамках 1 часа в неделю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить разнообразие плодов растений; показать многообразие плодов; научиться распознавать и определять типы плодов.

Задачи урока:

1. сформировать у учащихся представления о плоде как главном генеративном органе покрытосеменных растений, об их строении и многообразии.

продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений;

подвести учащихся к выводу о родстве цветковых, расширить кругозор обучающихся.

воспитание аккуратности и самостоятельности в работе, экологическое воспитание. Продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядно-образный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: коллекция семян и плодов, таблицы, учебник, рисунки, мультимедийный материал, экран, медиапроектор.

Ход урока I. Организационный момент (подготовка игры)

урок пройдет в необычной форме – в форме игры.

Ну что же, отправимся в путь.

– А на каком виде транспорта? (С учащимися выбираем вид транспорта)

– Отправимся в путешествие на поезде.

Места в оставшихся вагонах предложим нашим гостям. Сопровождать наш состав будет строгий проводник. Это очень строгий человек, любящий порядок.

II. Проверка знаний (взаимопроверка с использованием тестовых заданий)

Цветок – это:
A) околоцветник;
Б) яркий венчик;
В) видоизмененный побег;
Г) часть стебля.

Главные части цветка:
А) лепестки и чашелистики;
Б) пестик и тычинки;
В) цветоножка и цветоложе;
Г) столбик и рыльце.

Тонкий стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок называют:
А) цветоложе;
Б) пестик;
В) цветоножка;
Г) тычинка.

Частью околоцветника является:
А) венчик;
Б) тычинки;
В) пестик;
Г) цветоложе.

Венчик состоит из:
А) пестиков;
Б) тычинок;
В) лепестков;
Г) цветоложе.

Назовите структуру цветка, частями которой являются рыльце, столбик, завязь:
А) тычинка;
Б) пестик;
В) околоцветник;
Г) цветоножка.

Цветки, в которых есть и тычинки, и пестики, называют:
А) раздельнополые;
Б) обоеполые;
В) двудомными;
Г) ветроопыляемыми.

Как называют околоцветник, состоящий из листочков двух типов:
А) двойной;
Б) двудомный;
В) простой;
Г) сложный.

Ответы: 1 – В; 2 – Б; 3 – В; 4 – А; 5 – В; 6 – Б; 7 – Б; 8 – А.

(Ответы на тестовые задания на магнитной доске или мониторе)

Все хорошо справились с заданием. Пора отправляться в путь. Наш поезд трогается с места.

III. Изучение новой темы

Плоды. Функции плодов.

Образование плодов и семян.

Основа всей жизни на Земле – растения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена. Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах. После того как цветок отцвел, наступает новый этап в его развития – образование плода.

Плод – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена.

Функции плода:

развитие и созревание семян,

осуществляют их распространение по земной поверхности.

Плод образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения.

Плод состоит из околоплодника и семян.

Околоплодник – это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи. В образовании околоплодника участвует основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Все плоды делятся на группы по трем признакам:

По количеству воды в околоплоднике;

По количеству семян;

По количеству пестиков, участвующих в образовании плода.

В зависимости от количества воды в околоплоднике плоды разделяются на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. Если в цветке один пестик, то плод развивается простой, а если в цветке несколько пестиков – плод сложный.

Разнообразие плодов очень велико.

А) Сочные плоды:

Ягода – сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей, внутри плодов находится много мелких семян.

Яблоко – сочный плод с мякотью, покрытый кожицей, но семена лежат в пленчатых сухих камерах.

Тыквина – семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый (арбуз, тыква, огурец).

Померанец или гесперидий – ягодовидный плод у цитрусовых (апельсин, лимон, мандарин).

Костянка – сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и косточкой, внутри которого находится 1 семя (вишня, слива).

Б) Сухие плоды:

Орех – околоплодник жесткий, деревянистый, семя лежит свободно (лещина, фундук).

Желудь – околоплодник менее жесткий, плод окружен защитным покровом(дуб).

Семянка – сухой плод, околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним (подсолнечник).

Зерновка – сухой плод, околоплодник срастается с семенной кожурой (рожь, пшеница).

Боб – сухой плод, который вскрывается двумя створками (горох, фасоль, бобы).

Стручок – сухой плод с двумя створками, но семена развиваются не на створках, а на перегородке плода (репа, капуста).

Коробочка – сухой плод, в котором находятся многочисленные семена (мак).

Сухие

Сочные

Односемянные

Многосемянные

Односемянные

Многосемянные

лещина, лотос, липа

горох, фасоль, бобы, акация, люпин

вишня, абрикос, миндаль, грецкий орех

смородина, виноград, картофель

капуста, редька, редис, горчица

арбуз, огурец, тыква

береза, вяз,клен, ясень

мак, тюльпан, белена, дурман

апельсин, лимон, мандарин

одуванчик, подсолнечник, череда, василек

яблоня, рябина, боярышник, груша

пшеница, рис, кукуруза, просо

гранатина, землянична (многоорешек)

гранат, клубника, земляника

Путь наш был нелегким, давайте отдохнем. (Физкультминутка)

IV. Закрепление

Цель: изучить и классифицировать плоды.

Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.

Задание:

Рассмотреть плоды, которые находятся на вашем столе. С помощью учебника определите их названия.

Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

Название плода

Тип плода

Какие растения имеют такой плод

1. Сочный

2. Сухой

3. Односемянной

4. Многосемянной

Вывод: Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

2. Игра-конкурс

Какие сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?

Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.

Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь); “Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).

Плод стручок – “Мужик и медведь” (река).

Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква).

Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка).

Задача. Три подруги поспорили о строении плода шиповника. Первая говорит, что плод шиповника - ягода. Вторая утверждает, что – многоорешек, а третья настаивает, что многосемянка. Помогите разрешить спор девушек. ( Плод шиповника – многоорешек).

Стихи, песни, пословицы, поговорки о плодах.

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз)

Золотое решето черных домиков полно,
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Молодцы! Вы показали хорошие знания. А что вы скажете на прощание этой стране? (с каждого вагона по одному участнику рассказывают стихи).

Почему цветут цветы,
Это знаем я и ты:
Ведь у каждого растения
Семя есть для продолжения.
Плод созреет, упадет –
Семя в землю попадет.
Потому растут цветы,
Каждый год растут деревья
И приносят нам плоды.

Почему мы устаем?
Плохо спим, лекарства пьем?
Потому что витаминам
Мы вниманья не даем.
Овощи, фрукты нужны нам всегда,
Без них человеку – просто беда.
Нигде не найдет ценнее он клад –
Здоровьем каждый будет богат!

К чему мы все это вам говорим?
Чтоб знали природу и ей дорожили.
Любите природу, заботьтесь о ней,
Она сейчас многих вещей поважнее.
И счастье нашей планеты Земля,
Зависит, быть может, и от тебя.

V. Выводы

Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад. О плодах и семенах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки.

Наше путешествие приближается к концу. Пора отправляться обратно домой (звенит колокольчик, музыка).

Рефлексия

Что было самым интересным на уроке?

Что было самым трудным?

VI. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся за выполнение проверочного теста, за работу на уроке.

Малоархангельский район

Учитель Егурнова Т.И.


Цели урока

  1. Провести с учащимися исследовательскую работу по изучению плодов.
  2. В ходе исследования сделать выводы о роли плодов в природе.
  3. Познакомить учащихся с полезными свойствами некоторых видов плодов.

Предметные результаты:

1. Формировать умение определять основные органы растений (плод).

2. Формировать умение объяснять особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: плод.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Познавательные УУД

1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оборудование:

  • Карточки “Виды плодов”.
  • У каждого ученика на столе – 2 блюдца, вилка, ложка, салфетка.

На первом блюдце – половина оливки и косточкой, половина маслины с косточкой, ломтик яблока с семенем, ломтик груши и семенем, долька апельсина или мандарина (лучше с семенем), кусочек консервированного ананаса; на втором блюдце – грецкий орех в скорлупе, очищенный грецкий орех, лесной орех в скорлупе, арахис в скорлупе.

Тип урока – комбинированный.

Начало урока – организационный момент.

Второй этап урока – повторение.

Учитель: На прошлых уроках мы изучали строение цветка и соцветия. Начинаем урок с биологического диктанта по теме “Строение цветка”.

  • 1 черта – цветоножка;
  • 2 черта – пыльник;
  • 3 черта – тычиночная нить;
  • 4 черта – рыльце;
  • 5 черта – столбик;
  • 6 черта – завязь;
  • 7 черта – цветоложе;
  • 8 черта – чашелистик;
  • 9 черта – лепесток.


Проверим диктант сразу. Меняемся с соседом по парте листочком и под мою диктовку проверяем.

Ответы: 9 1 4 2 3 5 8 7 6 (за работу без ошибок ставим “5”; за две ошибки – “4”; за три, четыре ошибки – “3”; за пять ошибок и более – “2”).

После выставления оценки на листочке работы сдать.

Отвечаем на вопросы фронтальной беседы:

Дайте определение понятию цветок? (цветок – видоизмененный побег, служащий для семенного размножения)

Дайте определение понятию соцветие? (соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке)

Зачем мелкие цветы собираются в соцветия? (соцветие делает мелкие цветки хорошо заметными для насекомых-опылителей)

Что образуется внутри цветка? (внутри цветка образуются семена)

Что останется на растении после того, как цветок отцветет? (на растении останется плод).

- Создание проблемной ситуации.

Чудо природы, тайна цветка давно интересовала человека, и она нам открылась на прошедших уроках. Сегодня мы откроем еще одну тайну: что же происходит, когда цветки отцветут.

А чтобы определить тему урока, вы должны отгадать загадку.

Цветок всю ночь готовит мед,

Пчелу – сластену в гости ждёт.

Бери, мол, но как другу,

Мне окажи услугу:

Пыльцу мучную эту

Пчела несёт её, и вот –

Цветок увял, и зреет……….(плод)

И так сегодня мы будем говорить о плодах.

Давайте определим основные задачи сегодняшнего урока. Что нам предстоит изучить?

- Из чего образуется плод.

- Классификацию. Примеры плодов.

Третий этап урока – исследование.

Учитель: Тема нашего урока, как вы наверно поняли, плоды. Задача данного этапа урока – познакомиться с разными видами плодов; провести исследование, чтобы выяснить, чем они похожи друг на друга или чем отличаются; какое значение имеет употребление этих плодов в пищу. Проводя исследование, мы должны дать название плодам и поговорить об их строении и особенностях.

Первым делом, давайте попробуем все плоды, находящие на тарелках разделить на две группы. Для этого возьмите вилку и проколите аккуратно каждый плод.

Все ли плоды удалось проколоть? (нет).

Почему? (оболочка плода жесткая).

Что изменилось? (из одних плодов вытекает сок, а из других – не вытекает).

Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок? (сочные).

А как назвать те плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)

Один ученик выходит к доске и все карточки с предложенными плодами делит на две группы – сухие и сочные и размещает их на доске в два столбика: слева – сухие, справа – сочные.

Каждый плод имеет свое название.

Как вы думаете, как называется тот или иной плод? (показать указкой на ту или иную карточку; Дети чаще всего называют растение, а не плоды – например вишня, горох, рожь). Вы даете название растения, а не плодов. Например, плод вишни называется костянка. И все плоды с косточкой внутри называются костянки. Найдите на своей тарелке костянки (это оливка и маслина).

Почему вы решили, что плод оливы – костянка? (внутри косточка)

Как вы думаете, оливка и маслина – это два разных растения?

Для того чтобы дать ответ на данный вопрос, внимательно рассмотрите косточку и того и другого плода. Сделайте в тетради рисунок половинок плодов с косточками (рисунок 2).


Ученик 1 (слайд №1). Маслину европейскую еще называют оливковым деревом. Высота вечнозеленых деревьев 10-15 метров. Доживает до весьма преклонного возраста. У отдельных экземпляров он превышает 1000–2000 лет. Плод – оливка – представляет собой костянку с наружным кожистым слоем околоплодника, который бывает различно окрашенным (от беловатого до темно-синего). Под ним лежит богатая маслом мякоть, окружающая внутренний каменистый слой околоплодника, который заключает в себя семя. Мякоть плодов содержит 25-80 % невысыхающего масла (лучшие сорта его известны как прованское). Для извлечения масла оливки измельчают и прессуют. Масло, собранное после первого отжима, очищают и получают превосходное светло-желтое или золотисто-желтое масло, которое сразу можно употреблять в пищу. Оставшуюся массу вторично отжимают под большим давлением и получают масло для технических целей (деревянное масло). Оливковое масло пригодно не только для питания человека, его применяют в медицине, в фармацевтической промышленности в качестве основы лекарственных средств, в парфюмерии, а также как смазочное масло и для заправки масляных ламп. В древности оливковое масло считалось символом чистоты. Только с появлением мыла оливковое масло перестали применять с гигиенической целью. Из оливок не только извлекают масло, их просто едят, причем во все возрастающих количествах. Из-за очень горького вкуса, что объясняется присутствием галловой и таниновой кислот, оливки не едят сырыми, но в соленом виде они вкусны. Их собирают и помещают в сосуды с рассолом, где они подвергаются продолжительному (от 3 до 10 месяцев) брожению, и только после этого становятся съедобными. Аналогично обрабатывают созревшие, синие оливки – популярный пищевой продукт. Оливковое, прованское масло, получаемое из них, используется для консервирования рыбопродуктов, при приготовлении пищи.

Учитель. Какие плоды, оставшиеся на тарелке, мы тоже отнесем к сочным? (это яблоко, груша, апельсин, ананас).

Давайте внимательно посмотрим на дольку яблока и груши. Что вы можете о них сказать? (они похожи) Такие плоды, как у яблока, где в образовании плода, кроме завязи принимает участие, разросшееся цветоложе, основания чашелистиков, лепестков, нижние части тычинок, называются яблоко. Зарисуйте дольку груши и яблока (рисунок 3).


Ученик 2 (слайд №2). Издревле существует поверье: врачу нечего делать в доме, где есть яблоки, ибо они источник здоровья, силы, бодрости, молодости. Яблочный сок хорошо утоляет жажду, некалориен, содержит соли калия, фосфора, магния, железа, витамин С, яблочную, лимонную и другие виды органических кислот. Особенно полезен детям и людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, при малокровии, гастрите с пониженной кислотностью. Яблоки содержат нерастворимые волокна, которые выводят лишний холестерин, а также растворимые волокна – пектины. Они способствуют очищению организма. Всего одно яблоко в день снижает риск инсульта. Вещество кверцетин, которое содержит яблоко – укрепляет иммунную систему, снимает воспаление.

Учитель. А теперь внимательно изучим апельсин. Чем его плод отличается от всех остальных? (он состоит из отдельных долек, каждая из которых покрыта тонкой пленкой, а все дольки вместе покрыты кожурой). Аккуратно снимите тонкой кожицы и зарисуйте саму дольку апельсина и клетки внутри него (рисунок 4).


Ученик 3 (слайд №3). Сладкий апельсин содержит в плодах 1–2% лимонной кислоты и до 15 % сахара, в кожуре и соке имеется витамин Р. Культура апельсина происходит из Китая. С одного апельсинового дерева можно собрать 100 кг.плодов. Апельсины едят свежими. Меньшее количество плодов перерабатывают на консервы, мармелады, джемы, цукаты, оранджи и соки. В производстве напитков и для ароматизации кондитерских изделий используют эфирные масла, получаемые из кожуры. Плоды лимона и ярко-желтой кожурой очень душистые, с кислой мякотью, содержат много лимонной кислоты (7 %) и аскорбиновой кислоты – витамина С. Плоды лимона служат основным сырьем для производства лимонадов, а также употребляются как приправа к еде и для медицинских целей. Эфирные масла, содержащиеся в околоплоднике, идет на приготовление косметических средств и спиртных напитков.

Ученик 4 (слайд №4). В мякоти ананаса есть витамины группы В, РР, провитамин А, железо, медь, цинк, кальций, магний, йод. Он имеет биологически активные вещества, которые стимулируют пищеварение, очищая кишечник, снижает вязкость крови, понижает давление. Поедая ананасы, можно похудеть. В 225 г. ананаса содержится 2,6 мг.марганца, что составляет 128 % дневной нормы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Устали? Давайте чуть-чуть с вами отдохнём.

Мы устали чуточку,

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё прыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

Учитель. Какие плоды остались на тарелке? (сухие). Как они называются? (орехи) Какие орехи перед вами? (грецкий, лесной и арахис). Что объединяет все эти плоды? (все они покрыты твердой скорлупой и внутри съедобное семя) Достаньте половинку грецкого ореха и зарисуйте его. (рисунок 5)


Учитель. Является ли арахис настоящим орехом? (нет). Почему? (плод арахиса не орех, а боб) Орехи – это были последние плоды нашего сегодняшнего исследования.

А теперь давайте подведем итоги нашей работы. Что объединяет все плоды, и сухие, и сочные? Посмотрите внимательно на рисунки (это то, что у них у всех есть семена). Все незрелые плоды на вкус кислые. Зачем? (чтобы их не съели до тех пор, пока не созреют семена) Из чего образуются плоды, если внутри их находятся семена? (из пестика) Дайте определение, что же называется плодом? (плод – это разросшийся пестик цветка, внутри которого находятся семена и который выполняет защитную функцию) С какими видами плодов мы познакомились сегодня на уроке? (костянка, яблоко, померанец, соплодие, орех, боб)

Оценки получают все ученики.

Домашнее задание.

Читая домашний параграф 30 о видах плодов, составьте схему “Сухие и сочные плоды”. Сделайте вывод о том, почему в пищу нужно использовать разные плоды. Подумайте о том, почему корнеплод моркови, свеклы, редиса нельзя назвать плодом? Найдите не менее двух обоснований.

Используемая литература

1. Пришельцы разных широт [Текст]: подписная научно-популярная серия “Биология” 11/1987 М. Знание 1987 63 с.

Читайте также: