Плесневые грибы конспект 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: познакомить учащихся с характерными признаками плесневых грибов и дрожжей, их строением, ролью в природе и жизни человека. Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Методическая разработка урока по биологии

Миголь И.А., учитель биологии

ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ

Формировать УУД.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД: изучить строение плесневых грибов, определить роль грибов в природе и жизни человека. Рассмотреть основные способы размножения грибов.

За д а ч и у р о к а :

— познакомить учащихся с характерными признаками плесневых грибов и дрожжей , их строением, ролью в природе и жизни человека. Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Эпиграф к уроку:

Не все то зло - что плесенью зовется.

Почти по Козьме Пруткову

1. Мотивация к учебной деятельности

На прошлой недели мы с удивительным царством живой природы. Некоторые из представителей этого царства светятся, некоторые источают запахи, а некоторые увеличиваются в размере на 50 см за 2 часа.

Ребята, вспомните о каком царстве идет речь.

Задание у доски (над заданием работают по 2 ученика: один отвечает, второй - оценивает) 7 мин+3 мин=10

1.Отгадай, что лишнее (необходимо найти лишнее и объяснить почему?)

2. Выберите номера правильных суждений:

1. Грибы вырастают только до определенного размера;

2. Грибы питаются готовыми органическими веществами;

3. Грибы сами создают органическое вещество из неорганических;

4. Все грибы – многоклеточные организмы;

5. Грибы активно передвигаются;

6. Среди грибов встречаются паразиты;

7. Грибные клетки имеют прочные клеточные стенки;

8. Грибы обладают неограниченным ростом;

9. Грибы это необычайные растения;

10. Грибы могут жить в почве, в воде, на синтетических материалах на других грибах, внутри растений и животных.

3. Найди соответствие между правой и левой частью:

Поглощают органические вещества из остатков погибших живых организмов

Получают органические вещества из другого организма, не вредя ему и даже предоставляя взамен другие необходимые вещества

Питаются органическими веществами живых организмов, не убивая их сразу, но вредя им

Потребляют органические вещества убитых ими живых организмов

4. Какие признаки грибов сходны с растениями, а какие с животными? Соответственно напротив каждого признака поставь Р, если признак, сходный с растениями и Ж – если сходный с животными.

Какой вывод можно сделать, изучив признаки грибов?

1. Неподвижны

2. Постоянный рост в верхушечной части

3. Клетки имеют прочные клеточные стенки

4. Питаются только готовыми органическими веществами

2. Организация познавательной деятельности

Ребята, посмотрите на слайды. Попробуйте отгадать, что вы видите?

Действительно, сложно определить, что показано на слайде.

Подсказкой будет вам кроссворд, который вы должны разгадать за 5 минуты. Выделенное слово и будет подсказкой.

Итак, что за слово вы получили: ПЛЕСЕНЬ.

НА СЛАЙДЕ УВИДЕЛИ фотографии плесневых грибов автора Кима Флеминга.

И так, ребята, о каких грибах пойдет сегодня речь?

ТЕМА «ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ

Что вы знаете о плесневых грибах?

На практике мы знаем о плесневых грибах не так уж и много. Поэтому сегодня вы не просто изучите строение плесневых грибов и особенности их размножения, но и определите роль плесневых грибов в природе и жизни человека.

Эпиграф к уроку: Не все то зло - что плесенью зовется.

Ребята, сегодня вы познакомитесь с двумя представителями плесени: мукор и пеницилл.

Вы их видите на слайде.

Найдите информацию об этих грибах в тексте, который лежит у вас на столах.

А)Этот гриб наиболее часто можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время находился во влажном теплом месте. Если проследить за развитием этого гриба, можно заметить, что на хлебе сначала появляется пушистый белый налет

-Как вы думаете, что это такое?

Это гриб мукор. Если мы и дальше будем наблюдать за грибом, то заметим, что через некоторое время цвет гриба изменится. Он потемнеет. Это начали появляться и созревать споры.

- Найдите в тексе информацию об особенностях строения мукора.

Споры очень мелкие, невидимы простым глазом, их можно разглядеть только в достаточно мощный микроскоп. Кроме того, споры крайне легкие.

-Как вы думаете, как распространяются эти споры? ВЕТРОМ

Попав в благоприятные условия (тепло, определенная влажность), споры прорастают, в результате чего образуется новую ГРИБНИЦУ.

-Как вы считаете, какой тип питания характерен для гриба мукор?

(сапрофит питается готовыми органическими веществами неживых растений)

Но этот гриб поселяется не только на хлебе.

Некоторые виды мукора могут вызывать заболевания человека и животных.

Б) В наших домах можно обнаружить еще один гриб. Это гриб пеницилл. (слайд ___)

- Где обитает пеницилл? Продуктах питания, в почве

- Чем отличается от мукора гриб пеницилл? состоит не из одной клетки, а разделен перегородками на отдельные клетки. Клетки пеницилла одноядерные. Отдельные нити, как и у мукора, поднимаются вертикально вверх, образуяна концах особые разветвления в виде кисточек. Эти разветвления заканчиваются цепочками спор, которые по мере созревания отделяется и разносится током воздуха.

Некоторые виды этого гриба специально разводят в лабораториях для медицинских целей. Дело в том, что в клетках некоторых видов пеницилла содержаться вещества, убивающие или подавляющие жизнедеятельность болезнетворных бактерий.

Из этого гриба изготавливают лекарство пенициллин, который являются антибиотиком.

Большинство грибов невидимы простым глазом и сильное увеличение микроскопа позволяет нам увидеть их, проникнуть в тайны их жизни.

Но перед тем как начать работать с микроскопом, необходимо подготовить свои глазки.

Итак ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА



Какие утверждения правильные? Отметьте их знаком плюс.

1. Мукор и пеницилл - это бактерии.

2. Грибница мукора состоит из одной сильно разросшейся и разветвлѐнной клетки.

3. Расширения на концах нитей мукора называют спорангиями и в них созревают споры.

4. Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, разделѐнных перегородками на клетки.

5. грибам для прорастания спор и роста грибницы нужна высокая влажность;

6. В клетках пеницилла образуется вещество, убивающее некоторые микроорганизмы.

7. Мукор может размножаться обрывками грибницы.

8. Белый пушистый налѐт на пролежавшем несколько дней хлебе, через некоторое время темнеет.

9. Плесневые грибы хорошо размножаются на продуктах в холодильнике;

10. Споры грибов распространяются по воздуху.

Что вы сегодня узнали?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по УМК под редакцией В.В. Пасечник. Урок системно-деятельностного подхода. Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, планируют, что понадобится для достижения цели, выполняют самостоятельно задания, особое внимание уделяется умению оценивать свою рабуту и работу товорищей.

Наумова Татьяна Николаевна

Калачинского муниципального района

Тема: Плесневые грибы и дрожжи.

Цель: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве, использование в медицине.

Предметные результаты:

формировать умение объяснять, как строение плесневых грибов связано с их жизнедеятельностью;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: спорангии, мукор, пеницилл, дрожжи.

– формировать умение сравнивать шляпочные грибы и плесневые грибы.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Оценивать собственный вклад в работу;

Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, видеофрагментами, выполнение различных заданий в маршрутных листах, фронтальный опрос, беседа,

самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия.

Характер деятельности учащихся: репродуктивный, поисково-исследовательский, лабораторная работа.

Приемы деятельности учителя:

работа с компьютерной презентацией, эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников, подведение итогов.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения:

Перцептивный аспект (передачи знаний): словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.

Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.

Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа.

Мотивационный аспект: занимательность, беседа.

Аспект контроля: фронтальный, взаимоконтроль, самоконтроль итоговый.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.

Оборудование: рисунки шляпочных и плесневых грибов, компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеофильм, натуральные объекты - колонии плесневых грибов на различных субстратах, дрожжи, микроскоп.

Деятельность обучающихся

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

Проверка д/з

III. Целепологание и актуали-зация знаний.

1.Рапортичка

2. Приветствие

3. Проверка готовности к уроку

(ТРУД-тетрадь, ручка, учебник, дневник)

Сегодня у нас гости на уроке надеюсь на вашу активную работу.

Сегодня каждый из вас получит оценку на уроке. Оценивать себя вы будете самостоятельно. Для оценивания будите использовать конвертик, в котором лежат критерии и шкала оценок для каждого задания. Для упражнения №2 и №3 и оценки д/з белая карточка оценивания, для оценивания л/р зеленые карточки, на которых так же указаны критерии и шкала оценивания работы. Розовые карточки для оценивания итоговой работы в конце урока.

- Какие грибы мы изучали на прошлом уроке? На каких предметах вы еще говорили о грибах? (окруж. Мир; литература)

Предлагаю проверить ваши знания в виде игры

Грибы принято выделять в отдельное царство (да)

Грибы по способу питания сапротрофы и паразиты (да)

Грибы размножаются семенами (нет)

У шляпочных грибов есть шляпка и ножка (да)

Шляпочные грибы все съедобны (нет)

Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые (да)

Показ видеофильма. (фрагмент 2 мин.)

-Ребята я прошу ваше внимание на экран. Просмотрев фрагмент постарайтесь ответить на вопрос: о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога".Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. Все это – о ПЛЕСЕНИ.

– Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

Сообщает тему урока. (запишите тему урока в марш. лист)

Строение шляпочных грибов

Общую характеристику грибов

Особенности строения плесневых грибов и дрожжей

Роль плесневых грибов и дрожжей в природе

Каким способом мы достигнем своей цели? (учебник и тд)

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей

Отвечают на вопросы д/з

Предполагают свои идеи

Записывают тему урока в тетрадь.

ЛичностныеУУД:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Формирование положительного эмоционального настроя на урок.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

IV. Совмест-ное открытие знаний.

1. – Вспомни, при каких обстоятельствах тебе приходилось сталкиваться с плесенью? (Жизненный опыт.)

Какое строение имеет мукор? Чем пеницилл отличается от мукора?

Грибница мукора состоит из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с множеством ядер в цитоплазме. Головки мукора содержат споры. Эти головки называют спорангиями.

Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены на концах нитей грибницы в виде кисточек.

Какие грибы человек использует при выпечки хлеба? (дрожжи). Это микроскопические грибы, которые состоят из одной клетки, имеющую форму шарика, ядро, цитоплазма.

А каким же способом размножаются дрожжи? Стр 79 уче

5.Работа в парах задание № 2 и последующая проверка по эталону; взаимопроверка. (2 мин)

Из перечисленных сведений выберите те, которые соответствуют особенностям дрожжей:


Видеоурок знакомит учащихся с грибами, которые чаще наносят вред человеку, чем пользу, – плесневыми грибами. А также с грибами, благодаря которым получаются пышные, всеми любимые пироги и булки, – дрожжами. А еще с грибами-паразитами, которые вызывают различные болезни животных, растений и человека. В данном уроке приводятся следующие понятия: плесени, спорангии, пеницилл, дрожжи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты"

На прошлом уроке вы познакомились со съедобными и ядовитыми грибами. Вы узнали, как грибы размножаются, развиваются и растут.

Плесени ― по сравнению со шляпочными грибами, совершенно невзрачны на вид. Человек ведет с ними постоянный бой. И все-таки избавится от них невероятно трудно. Ежегодно плесень вместе с бактериями губят значительное количество собранного урожая фруктов и овощей.

Поселяясь на продуктах, плесени разлагают их делая опасными для жизни человека. Употреблять в пищу такие продукты нельзя.

Что же такое плесень? Плесени — это микроскопические грибы. По способу питания они сапрофиты, то есть питаются уже готовыми органическими веществами. Это самые разнообразные продукты животного и растительного происхождения.

Пожалуй, наиболее часто встречается плесневый гриб мукор, или как его ещё называют белая головчатая плесень. Этот гриб вы наверняка видели. Он появляется на хлебе, который уже полежал в теплом влажном месте.

В процессе развития мукора на нитях грибницы появляются головки. Их называют ― спорангиями, так как они наполнены миллионами спор. Головки созревают, лопаются, и споры вылетают. А попав в благоприятные условия споры прорастают в грибницу.

Способность плесневых грибов к размножению удивительна. Вот, к примеру, пилоболус ― гриб пушка.


Он растет на конском навозе. Посмотрим, как спороносит гриб. Головки пилоболуса обладают интересной особенностью. Они чутко реагируют на свет. И в момент созревания спор выбрасываются на ближайшие предметы.

Споры плесневых грибов обитают повсюду. Это можно проверить. Если стерильную чашку Петри с питательной средой оставить открытую в помещении всего на несколько мгновений, на ее поверхность вместе с пылью и микробами осядут споры плесневых грибов. Закроем чашку и оставим ее на несколько дней. Из спор начинает развиваться грибница. Для этого спорам нужно тепло, влага и питательная среда.

Если устранить эти условия, то и плесени не будет. Поэтому лучшая защита продуктов от плесени — это пониженная температура и отсутствие излишней влажности.

Изучая плесени, ученые обнаружили интересное явление. Поселяясь на продуктах питания вместе с бактериями, плесни вырабатывают вещества, подавляющие развитие бактерий. Эту особенность плесневых грибов люди используют в борьбе с бактериями.

Плесень ― гриб пеницилл. На него было обращено внимание биологов.

Если посмотреть на гриб под микроскопом, то можно увидеть на концах нитей грибницы целые кисти спор. Споры у пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах нитей грибницы в мелких кисточках.

Проведем небольшой опыт. Снимем крышки с двух чашек Петри. На их питательную среду из воздуха попадут бактерии. В одну из чашек положим кусочки пеницилла. Через несколько дней проверим. Смотрите, сразу видно: там, где не было пеницилла хорошо растут бактерии. А в этой… вокруг грибницы пеницилла чистая среда… бактерий нет. Видимо, какое-то вещество в среде убило поселившиеся рядом с грибом бактерии. Это подавляющее вещество рядом с грибницей ― получило название пенициллин.


Пенициллин ― это антимикробный препарат, который приводит к гибели бактерий. Так продукт невзрачного плесневого гриба стал могучим лекарством.

А знаете ли вы, что те самые дрожжи, которые используют для приготовления пирогов, блинов, хлеба, тоже грибы?

Дрожжевые грибы ― бесцветные одноклеточные организмы. Как видите, они не очень похожи на грибницу плесневых грибов. Но и здесь в каждой клетке ядро. Значит, дрожжи не бактерии, а грибы, у которых только нет грибницы.


Вспомните: бактерии не имеют оформленного ядра и их наследственный материал располагается прямо в цитоплазме.

Многие дрожжевые грибы размножаются почкованием. Что это значит?

Процесс почкования состоит в том, что на клетке появляется бугорок (иногда их несколько), который постепенно увеличивается в размерах. Этот бугорок называют почкой.

По мере роста почки между ней и материнской клеткой образуется перетяжка, благодаря которой и молодая клетка может отделиться. Но чаще всего молодая клетка не отделяется от материнской, а остается на ней. Почкующиеся клетки обычно образуют не одну, а несколько почек.

Было замечено что дрожжи наиболее интенсивно размножаются в сахарном растворе. При этом происходит процесс выделения углекислого газа, который вспучивает тесто, делая его пористым. Вот почему для хлеба пирогов, блинов используют дрожжи.

Грибы паразиты

Ирландия, 1847 год. Страну постиг страшный голод. Погибли посевы картофеля. Голод свел в могилу миллионы ирландцев, питающихся исключительно картофелем. А два миллиона заставил иммигрировать за океан. Что же произошло в Ирландии?

Борьба с этим опасным грибом-паразитом ведется по-разному. Ученые даже вывели сорт картофеля, устойчивый к грибу фитофторе.

Грибы-паразиты не щадят и посадок фруктовых деревьев. Пятна на листьях и плодах, трещины на поверхности груш и яблок ─ все это работа грибов возбудитей порши.


Стеблёвая и бурая ржавчина ─ наиболее распространенное заболевание пшеницы, ржи и других злаков. Ржавчина обильно спороносит и заражает отдельные растения. Грибница ржавчины поедает листья и стебли злаков угнетая растение, и не дает ему нормально развиваться. В результате колос не развивается и гибнет.

А вот дикорастущее растение пырей, оно устойчиво к ржавчине. То есть ржавчина никого вреда ему принести не может. Ученые использовали эту особенность и искусственно вывели пшенично-пырейный гибрид, который не боится ржавчины.

Опасный паразит злаков ─ гриб, который вызывает пыльную головню.


Разные виды этого гриба могут поражать хлебные злаки: пшеницу, ячмень, кукурузу и др.

Черная пыль на колосьях — это споры гриба. Споры паразита переносятся на завязь цветка злака. Здесь споры прорастают. Их грибницы внедряются в зародыш семени. Грибница проникает в проростки зерновых растений и растет внутри стебля, питаясь его соками. А затем вместо зерен образуется множество черных зерен гриба.

Грибы-паразиты растут и в лесу. Например, грибы трутовики. Их споры проникают в дерево через трещины, раны, появляющиеся в коре при поломке ветвей.

Если положить зрелый трутовик на белую бумагу, то через какое-то время можно увидеть там споры. Миллиарды их находятся в трубочках гриба. Трубочки трутовика нарастали в течение нескольких лет.

Поселяясь на ветвях и стволах деревьев и питаясь содержимым их клеток, многие трутовики губят деревья.

Когда дерево погибает, грибница трутовика продолжает жить на мёртвой древесине, разрушая ее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Биология: Бактерии, грибы, растения. 5кл.: учебник/ В.В. Пасечник- М.: Дрофа, 2014.

- Электронное приложение к учебнику;

- Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология растений, бактерий, грибов и лишайников: Сборник задач и упражнений.6 класс.:-М.: Мнемозина, 2002 -160с.ил.

- CD-ROM . Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6

1. Проверка домашнего задания

Продолжите предложение: (слайд№2)

б) Микориза или грибокорень – это….

Найдите соответствие между способом размножений (слайд №3)

(Дети соединяют линиями соответствующие способы и типы размножения)

Тип размножения Способ размножения

А)Вегетативное 1) с помощью специализированных клеток( гамет)

Б) Бесполое 2) грибницей

В) Половое 3) спорами

1.Грибы принято выделять в отдельное царство (да)

2.Грибы по способу питания сапротрофы и паразиты (да)

3.Грибы размножаются семенами (нет)

4.У шляпочных грибов есть шляпка и ножка (да)

5.Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые (да).

Распредели по группам (слайд№5)

Какие из названных грибов относятся к трубчатым, а какие к пластинчатым: маслята, рыжики, белые грибы, лисички, подосиновики, сыроежки, шампиньоны, подберёзовики, грузди, опята.

Подумай! (слайд №6)

Грибы не имеют хлорофилла, а все же содержат в своем теле органические вещества. Как они получают эти веществ

Объяснит, почему березы, рядом с которыми растут подберезовики, осины, рядом с которыми растут подосиновики, растут и развиваются быстрее? (слайд презентации)

Изучение нового материала

Давайте проверим, сможете ли вы отличить грибы от представителей других царств живой природы. Отберите из предложенных объектов грибы (муляжи шляпочных грибов, заплесневелый хлеб, лимон с плесенью, дрожжи, жук-олень) (ребята выбирают грибы)

Оказывается, на практике мы знаем о грибах не так уж и много. Вы выбрали шляпочные грибы, но оказывается, что плесень и дрожжи тоже являются грибами.

Действительно среди грибов встречаются такие, которые не образуют плодовых тел. Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах, квартирах. Часто мы их не замечаем, пока они не проявят себя слишком явно.

- А мы такие грибы уже изучали? (Нет)

Тогда сформулируйте тему урока (Формулируем тему урока.)

Запишите ее в тетрадь

На доске опорные глаголы: узнать, изучить, охарактеризовать, доказать, рассмотреть.

Я предлагаю вам, используя глаголы, написанные на доске, сформулировать цель урока.

Плес­не­вые грибы – раз­лич­ные грибы, об­ра­зу­ю­щие гриб­ни­цу без круп­ных, за­мет­ных нево­ору­жен­ным гла­зом пло­до­вых тел. Плес­не­вые грибы рас­про­стра­не­ны по­все­мест­но. Они хо­ро­шо рас­тут в тёп­лых влаж­ных ме­стах, на пи­та­тель­ных сре­дах. (слайд 7)

Среди плесневых грибов наиболее известны и чаще всего встречаются в наших домах гриб мукор и гриб пеницилл.

Сначала грибница мукора белого цвета, а затем становится черной, посмотрите на рисунок, на натуральные объекты грибов, почему меняется окраска гриба, с чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю рассмотреть микропрепараты мукора разного цвета под микроскопом.

(Оформление работы в рабочей тетради к учебнику В.В. Пасечника)

(Дети рассматривают и видят, что кроме нитей грибницы в черном грибе есть споры.)

-Следовательно, это созревшие споры придают грибу черный цвет.

Значит, плесневые грибы размножаются с помощью спор. Споры плесени летают в воздухе повсюду.

( просмотр анимации, звук выключен, ученики просматривают анимацию и затем поясняют этот процесс)

Гриб Пеницилл (слайд 11)

В наших домах достаточно часто можно обнаружить еще один гриб – пеницилл.

Этот гриб встречается в виде плесени зеленого, сизого, голубого цвета на почве и продуктах растительного происхождения (на плодах, овощах, варенье, томатной пасте и др.).

Но в строении этих грибов есть отличия, которые я вам предлагаю выявить.

( дети читают и сравнивают строение грибов ) (слайд №15)

Мукор одноклеточный гриб Пеницилл многоклеточный

Клетка мукора многоядерная Пеницилл имеет одноядерные клетки

Споры созревают в головках Споры созревают в кисточках

Гриб белого цвета Гриб зеленого цвета

Создание проблемной ситуации:

Почему они считали, что его открытие так значимо для истории?

Для ответа на этот вопрос, давайте обратимся к информации слайда.

(Дети читают и формулируют ответы на вопрос)

В 1928 году английский профессор Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент.

Но самое интересное, что вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил

область, в которой бактерий не было. Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. Это вещество назвали пенициллин.

А первый больной, на котором опробовали пенициллин, был красноармеец, раненый в грудь осколком снаряда. Его кровь разрушал микроб стафилококк. С помощью пенициллина больной быстро пошел на поправку.

(-Это помогло спасти тысячи жизней, защитить людей от бактериальных заболеваний)

-Гриб пе­ни­цилл спе­ци­аль­но раз­во­дят, чтобы по­лу­чать ле­кар­ства для ле­че­ния бо­лез­ней, вызванных бактериями. Один грамм пенициллина способен прекратить действие миллиарда болезнетворных бактерий.

Всем вам известны дрожжи. Но вы не знали раньше, что это тоже грибы.

Впер­вые дрож­жи уви­дел в оп­ти­че­ский мик­ро­скоп в 1680 году Ан­то­ни ван Ле­вен­гук, од­на­ко не рас­по­знал в них из-за от­сут­ствия дви­же­ния живых ор­га­низ­мов. И лишь в 1857 году ве­ли­кий уче­ный Луи Па­стер до­ка­зал, что это живые организмы

.Эти мик­ро­ско­пи­че­ские грибы со­сто­ят из одной клет­ки, име­ю­щей форму ша­ри­ка.

Боль­шин­ство из них утра­ти­ли спо­соб­ность об­ра­зо­вы­вать гриб­ни­цу. Воз­мож­но, это свя­за­но с тем, что они живут в пи­та­тель­ных жид­ко­стях, бо­га­тых са­ха­ром.

Раз­мно­жа­ют­ся они поч­ко­ва­ни­ем. Давайте посмотрим, как это происходит.

(просмотр анимации в электронном приложении к учебнику)

Все вы знаете, что дрожжи используют для приготовления теста, из которого выпекают хлебобулочные изделия. Давайте посмотрим на экран (слайд 16), объясните, что происходит с тестом, в которые добавили дрожжи? (Тесто поднимается)

Проблемный вопрос.

-А почему это происходит? Как вы можете это объяснить?

(Дети высказывают предположения.)

А давайте этот вопрос адресуем нашему школьному повару!

(запись выступления повара на экране или приходит на урок)

Замешивая тесто мы кладем в него не только дрожжи, но и сахар.

Дрожжи питаются сахаром и превращают его в спирт и углекислый газ. Углекислый газ образует, пузырьки в тесте и поднимает его. Хлебобулочные изделия, выпеченные из дрожжевого теста, будут пышными и мягкими.

-Ребята, а к какой группе относятся плесневые грибы и дрожжи по способу питания?

Ну вот мы и познакомились еще с одной группой грибов, давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ, ЗАПИШИ БУКВУ ОТВЕТА В ТАБЛИЦУ. ЕСЛИ ОТВЕТИЛ ПРАВИЛЬНО, ТО У ТЕБЯ ПОЛУЧИТСЯ СЛОВО.

Читайте также: