Платонов возвращение конспект урока 8 класс

Обновлено: 09.07.2024

- содействовать д уховному и нравств енному развитию обуч ающихся.

«Чтобы жить честно, н адо рваться, путаться, биться, ошибаться, на чинать и

Л.Н. Толстой размышляет, что зна чит жить честн о. Давайте поразм ышляем над

этим вопросом и м ы с вами. Это будет ключевой в опрос нашего урока. А поможет

рассказу режисс ёра Виктора Рыжк ова, снятый в 1 968 году. Кстати, Петрушу в э том

- Давайте посм отрим буктрейлер на произведение Плат онова и на фильм по этому

рассказу 1968 г ода режиссёра Ви ктора Рыжкова. Э то было инд ивидуальное

- Герой возв ращается с войн ы, всё верно. Но како е же это возвраще ние, если на

следующий день главный герой собира ется уехать, покин уть семью?

- Чтобы выяснить с мысл назван ия рассказа, нужно пройти путь гл авного героя с

момента возв ращения в семью, п уть его души, ег о внутреннего м ира, его

внутреннего с остояния. Нам предстоит выяснить, о каком в озвращении гов орит

Начало пути (сл ева) – момент возвращения ге роя в семью .

____________ ________________ _______________ _________________ _________

- Скажите, у всех л юдей такой р овный жизненный п уть? (Ответы учащи хся)

Нет, конечно. Всё верно. В жизни быв ают обстоятель ства, когда человек делает

ошибки, нераз умные поступк и, п риним ает неправильные р ешения, противореч ащие

законам нравств енности, законам доброты, понима ния, мил осердия .

- Выберите из пр едставленных вам ц итат, пословиц и п оговорок те, к оторые

Не грех упаст ь, грех не поднят ься (Сергий Радонежский )

Жизнь не обя зана давать н ам то, чего мы ждём. Надо бра ть то, что он а даёт.

- Давайте выстроим сю жетный ряд рассказа по фрагме нтам фильма по этому

(Учитель вывешив ает на доску – выше жизненной ли нии - сюжетный ряд с

- Итак, герой произв едения вернулся с войны в семь ю.

- Какими эти 4 года б ыли для Алексе я Иванова? Как он жил эти 4 года? Чт о ему

Геро й воева л, защищая Родин у. Иванов исп ытал всё, что можн о испытать на

войне: голод, холод, страх, отча яние, боль… Каждый де нь мог стать последни м. Но

- Автор не случа йно даёт герою это имя. Не Владим ир, не Святослав, а именно

Вот он наш герой, и мы по местим сюжетный ф рагмент на ли нию жизни.

Иванов___ _________________ ______________ _________________ _______________

- А почему, на в аш взгляд, писател ь дал герою фам илию Иванов?

Распространённа я фамилия в Росс ии. Писатель дал ге рою именно эту фам илию,

потому чт о хотел сказать, что история, с лучившаяся в семь е Иванова, во время

Великой Отеч ественной вой ны и после неё случалась во многи х семьях. Война

- Следующий фр агмент сюжета – встреча отца и с ына. Посмотрим э пизод из

- Как проявляет себя отец Алексей Иванов? (Ответ ы учащихся)

Поправляет рубашку, от цовские ч увства, чувствуется гордость за сы на,

любящий, заботлив ый. Если вернуться к значению име ни, то теперь он защитни к не

____________ _ Встреча отца и сына__________ ______________ _____________

- Как этот разгов ор характеризует Петрушу? (Увер енный, ведёт себя по -

хозяйски, делов итый, упрекает, что п риехал на 6 день)

- Найдите в тексте э пизод, когда семья в полном сборе садит ся ужинать.

- Сейчас семья в оссоединилась. Алексей Иванов с женой и детьми. Поставим наш

____________ ________________С емья вместе_________ _____________ _______

- Вроде бы и б ыт налаживается, и дети привыкают к от цу. Но что происходит?

- Как ведёт себя Але ксей Иванов в д анном конфликте ? Какие чувства о н проявляет?

Упрекает жену Лю бу, повышает г олос, думает только о с ебе, проявляет эгоизм,

уязвлённое сам олюбие, непонимание, обида, ревн ость, злость.

- На эту же ли нию расположим м ы д анн ый эпизод? Куда будет л иния жизни

Алексей поступае т не как защитник, а как разрушитель . Он берёт на се бя право

судить своих бл изких, не дума я о том, что им п ришлось пережить. Иванов не з нал в

- Давайте посмот рим, как жила с емья без отца? Расс кажите о Любов и Васильевне.

(Работала на кирп ичном заводе с ут ра до вечера, до ночи сначала раз норабочей,

так как не было кв алификаци и, потом, после обучения, - у пресса. Пришлось и

огнеупоры делать для провозны х топок, и обувь чи нить себе и детям, чтобы дорого

не платить сапож нику, и элект рические печки и справлять со седям за картошку, и

- По каким эп изодам мы можем с удить, что Люб овь Васильевна очень ж дала мужа?

(Несколько дней отпрашивалась на работе, что бы встретить мужа. Три дня

выходила ко всем поездам, не вып олняла нормы и по н очам не спала от радости,

слушая, как ме дленно и равнод ушно ходит маятн ик часов. На четвёртый день

отправила встре чать отца детей, а к н очному поезд у вышла сама. На ш естой ден ь

отца встретил сы н. Перед приез дом мужа приб рала кухню и комнат у, навела

Согласитесь ли вы со м ной, что неслуча йно жену главн ого героя зовут Лю бовь.

Алексея Иван ова дома ждут и люб ят. Любовь Васильевна сохра нила любовь.

- Как решает пост упить герой после ноч ного разговора и в озникшего ко нфликта? И

- Вверху или вн изу располож им кадр из фильма? (Я думаю, и вы с о мной

____________ ________________ _______________ _________________ ___________

Вы знакомы с содержанием рассказа. Что вам показалось непонятным? На какой вопрос вы хотели бы получить ответ в течение урока? Запишите эти вопросы в тетради. У меня тоже есть вопрос по этому произведению, но о нем я скажу в конце урока.

- На прошлом уроке мы сказали, что этот рассказ о войне.

или физическое? Опять нам в этом надо разобраться и постараться научится на примере литературных героев поступать правильно.

Вывешиваю на доску

к кому? (к детям, жене

куда? (домой, на малую родину, в родной город

к чему? (человечности, состраданию, пониманию, мирной жизни

- Почему встреча так быстро закончилась разлукой? В этом вопросе нам поможет разобраться осмысление душевного (внутреннего) мира каждого из героев.

- Вспомним героев рассказа.

- Расскажите о каждом из них очень кратко . Для этого поработайте в парах. О ком вы будете рассказывать? Пары у нас давно сформировались. Отвечать будет один из вас. (Маша – Оля, Наташа – Настя, Регина – Аня). Соберитесь с мыслями, посовещайтесь, затем ответьте (ответы учеников)

Алексей Алексеевич, гвардии капитан, убыл из армии по демобилизации, совестливый, чувствовал себя осиротевшим без армии, лет 35, темное грубое лицо, глухой хриплый голос, откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей, хотел погулять еще немного на воле. Вернувшись, почувствовал тихую радость в сердце. Он дышал родным устоявшимся

запахом дома – тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Он смотрел на жену, сына, дочь, вновь знакомясь с каждым, и не узнавал их. Странен и еще не совсем понятен был Иванову его родной дом. А более других удивлял его Петрушка. Он смотрел на Петрушку, на своего выросшего первенца сына, слушал, как он дает команду и наставления матери и маленькой сестре, наблюдал его серьезное, озабоченное лицо и со стыдом признавался себе, что его отцовское чувство к этому мальчугану,

влечение к нему как к сыну, недостаточно. Иванову было еще более стыдно своего равнодушия к Петрушке от сознания от того, что Петрушка нуждался

в любви и заботе сильнее других, потому что на него жалко сейчас смотреть.

Его удивили дети, удивила жена. Семья жила дружно, без хозяина вырос другой хозяин – Петька. Люба его обидела, в сердце ранила.

Люба, Любовь Васильевна Обмирала по мужу, руки от горя тряслись, но работала с бодростью, чтоб детей кормить и государству польза против неприятелей-фашистов была.

Сделать все ради спасения детей – вот главное предназначение женщины.

Петька Идет ему 12-ый год, серьезный подросток, казался старше своего возраста, малорослый и худощавый мальчуган, головастый, лобастый со спокойным, словно привыкшим к житейским заботам, глаза смотрели на белый свет сумрачно и недовольно. Одет опрятно. По дому давал указания сестре и матери. Заботится о матери и сестре, купил ей тетрадь, хочет купить матери пальто. Защищает мать, поучает отца. Нуждается в любви и ласке. Но все же ребенок: спрашивает отца, сколько у него медалей, удивляется, что мало и что у него все вещи поместились в одну сумку.

Настя покорная, послушная, все делает молча, заботливая. Хочет быть нужной и полезной в свои 5 лет.

- Как вы определите в нескольких словах главные черты каждого героя?

Алексей (запись в тетрадь)

Не мог долго пребывать в уныло-печальном состоянии; находил себе какое-либо занятие или утешение, подручную радость , и тем выходил из уныния

Люба, Любовь Васильевна Простосердечная, тихая, милая, застенчивая, стеснительная, послушная, терпеливая, хочет любит и быть любимой.

Вывод: Герои Платонова – настоящие живые люди с натуральными чувствами, невыдуманным поведением.

-Почему Иванов решил уйти из дома? (дети выросли без него, Люба обидела, самолюбие и собственный интерес)

- Почему семья выжила без отца? (трудолюбие матери и детей, забота друг о друге, сплоченность, понимание. Герои понимают, что только вместе, сообша, можно пережить тяжелую годину. Сочувствие, сострадание одного вызывает ответную доброту другого, поддерживают в жизни, дают силы)

«Хлопоты по хозяйств 35.30. – 38.17.

- Нет ли между этими мужскими характерами противостояния, недовольства друг другом? Алексей наблюдает за всем как бы со стороны, а в доме хозяйничает его первенец Петрушка. Давайте проследим чувства и состояние каждого из них по рассказу и от чего это происходит.

Назовите чувства, которые испытывают они оба в разное время. В каком состоянии они находятся?

Алексей, отец Петька, сын

Неудобство (от двукратного) спокойствие (от привычки к

возвращения в часть) житейским заботам)

Скука (в ожидании поезда) недовольство (от отцовского

опоздания, от долгого ожидания

Осиротевший (без армии)

Удивление (от встречи с взрослым равнодушие (к еде)

сыном, сердится (на мать, сестру)

его разумом) жалость (к матери)

Радость (от возвращения домой) заплакал (от ссоры родителей,

Странное непонимание (родного дома) от их нежелания понять друг друга)

Стыд равнодушия (к сыну)

Робость (перед сыном)

Сердится (на жену)

Ожесточенный (на жену)

обнаженным сердцем (в поезде, когда увидел бегущих за ним детей)

- Кого еще из героев мы можем сравнить, чтобы лучше понять ? (Отец-мать, дочь-мать, сын-дочь, встреча-разлука) Какие события в рассказе противопоставлены друг другу?

- Сравните. Сделайте это парами.

Встреча (1,7 строки – существительные-антонимы)

______________________два прилагательных к первому существительному

___________________________ три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

- Кого вы считаете главным героем произведения и почему?

- В чем, по-вашему, главная жизненная мудрость рассказа?

- Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для вашей будущей жизни?

Пусть достанутся мальчикам двери, открытые настежь,

Путеводные звезды, зажженные нами во мгле.

И мечта о всеобщем, большом человеческом счастье

На еще неуютной, еще предрассветной земле.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления.

Триединая цель урока:

Обучающая: совершенствовать умение анализировать художественное произведение (рассказ А.Платонова), определить смысл произведения, его идею;

Развивающая: развивать критическое мышление учащихся, умение работать с увеличивающимся и постоянно меняющимся потоком информации, самостоятельно формулировать гипотезы и выводы, вырабатывать собственное мнение, собственную точку зрения на основе осмысления различного опыта, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно, аргументировать свою точку зрения.

Воспитывающая: воспитывать толерантность, чувство ответственности; прививать культурные привычки; воспитывать любовь к русской литературе; ответственность в любви, в семейных отношениях.

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, используемые на данном уроке:

Фазы урока: вызов, реализация смысла, рефлексия

Фаза (этап) I Вызов.

hello_html_560eee45.jpg

Слово учителя: (на фоне музыки) Итак, друзья, часто ли мы задумываемся о счастье? Наверное, у каждого из нас своё представление о нём. Многие писатели пытались ответить на вопрос, что такое счастье. Среди них Андрей Платонов.

- Попробуем раскрыть хотя бы малую толику непростого платоновского мира.

- Как не проста судьба героев рассказа, так и не проста судьба самого произведения.

Эпиграфом к уроку послужат слова из нашего произведения. (Слайд №2)

Прежде он (Иванов) чувствовал другую жизнь

через преграду самолюбия и собственного интереса,

а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

Мчится поезд

Фаза (этап) II Реализация смысла.

- Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ? (одним, двумя словами: грусть, боль, чувство сострадания, мне было жаль героя; я счастлив, оттого что герой вернулся в семью…)

- Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа? (дом, семья, любовь, родина…).

- Расширьте круг ассоциаций.

- Составление кластера на интерактивной доске цветными маркерами, в соответствии с тем, какой цвет, по их мнению, соответствует данной ассоциации

Нажмите, чтобы узнать подробности

- содействовать духовному и нравственному развитию обучающихся.

I. Организационный момент.

II. Этап ВЫЗОВ

Эпиграф к уроку (на доске)

- Прочитаем эпиграф к нашему уроку.

- Давайте посмотрим буктрейлер на произведение Платонова и на фильм по этому рассказу 1968 года режиссёра Виктора Рыжкова. Это было индивидуальное домашнее задание (Епешин Сергей)

Ответы учащихся: герой вернулся с войны…

- Герой возвращается с войны, всё верно. Но какое же это возвращение, если на следующий день главный герой собирается уехать, покинуть семью?

КЛАСТЕР (на доске)

- Чтобы выяснить смысл названия рассказа, нужно пройти путь главного героя с момента возвращения в семью, путь его души, его внутреннего мира, его внутреннего состояния. Нам предстоит выяснить, о каком возвращении говорит автор.

III. Анализ текста.

1. Чертим путь героя. (Учащиеся чертят в тетради)

Начало пути (слева) – момент возвращения героя в семью.

- Скажите, у всех людей такой ровный жизненный путь? (Ответы учащихся)

Нет, конечно. Всё верно. В жизни бывают обстоятельства, когда человек делает ошибки, неразумные поступки, принимает неправильные решения, противоречащие законам нравственности, законам доброты, понимания, милосердия.

- Выберите из представленных вам цитат, пословиц и поговорок те, которые доказывают нашу мысль.

Не грех упасть, грех не подняться (Сергий Радонежский)

Жить прожить - не поле перейти

Жизнь не обязана давать нам то, чего мы ждём. Надо брать то, что она даёт.

Перестаньте беспокоиться и начните жить!

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Жизнь измеряется не годами, а трудами.

- Давайте выстроим сюжетный ряд рассказа по фрагментам фильма по этому произведению.

- Алексей Иванов. Возвращение

- Встреча отца и сына

- Ссора, ночной разговор

- Решение уйти из семьи, уехать

(Учитель вывешивает на доску – выше жизненной линии - сюжетный ряд с названиями эпизодов)

3. Герой произведения. Алексей Иванов.

- Итак, герой произведения вернулся с войны в семью.

- Сколько лет семья жила без отца? (4 года)

- Какими эти 4 года были для Алексея Иванова? Как он жил эти 4 года? Что ему

пришлось пережить? (Ответы учащихся)

Герой воевал, защищая Родину. Иванов испытал всё, что можно испытать на войне: голод, холод, страх, отчаяние, боль… Каждый день мог стать последним. Но ему посчастливилось вернуться живым.

- Давайте посмотрим, что означает имя Алексей.

- Автор не случайно даёт герою это имя. Не Владимир, не Святослав, а именно Алексей. Алексей – защитник Родины.

Вот он наш герой, и мы поместим сюжетный фрагмент на линию жизни.

Алексей Иванов__________________________________________________________________

- А почему, на ваш взгляд, писатель дал герою фамилию Иванов?

Распространённая фамилия в России. Писатель дал герою именно эту фамилию, потому что хотел сказать, что история, случившаяся в семье Иванова, во время Великой Отечественной войны и после неё случалась во многих семьях. Война покалечила тысячу семей.

4. Встреча отца и сына. 1 мин. 9 сек. (19.30 – 20.39)

- Следующий фрагмент сюжета – встреча отца и сына. Посмотрим эпизод из фильма.

- Как проявляет себя отец Алексей Иванов? (Ответы учащихся)

Поправляет рубашку, отцовские чувства, чувствуется гордость за сына, любящий, заботливый. Если вернуться к значению имени, то теперь он защитник не только Родины, но и семьи.

Поместим сюжетный фрагмент на ту же самую линию.

_____________ Встреча отца и сына_____________________________________

- Как этот разговор характеризует Петрушу? (Уверенный, ведёт себя по-хозяйски, деловитый, упрекает, что приехал на 6 день)

5. Семья вместе.

- Найдите в тексте эпизод, когда семья в полном сборе садится ужинать.

- Прочитаем этот эпизод по ролям.

(Со слов «За столом, сидя в кругу семьи…

и до слов «Я выросла большая, - сказала Настя)

- Сейчас семья воссоединилась. Алексей Иванов с женой и детьми. Поставим наш эпизод на прямую линию.

____________________________Семья вместе_____________________________

6. Ночной разговор. Ссора.

- Вроде бы и быт налаживается, и дети привыкают к отцу. Но что происходит? Какой возникает конфликт? (Ответы учащихся)

- Давайте послушаем аудиозапись (32.10 – 33.45)

- Как ведёт себя Алексей Иванов в данном конфликте? Какие чувства он проявляет?

Упрекает жену Любу, повышает голос, думает только о себе, проявляет эгоизм, уязвлённое самолюбие, непонимание, обида, ревность, злость.

- На эту же линию расположим мы данный эпизод? Куда будет линия жизни направлена? (Нет, ниже, внизу над линией)

Ссора, ночной разговор

Алексей поступает не как защитник, а как разрушитель. Он берёт на себя право судить своих близких, не думая о том, что им пришлось пережить. Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него семья.

7. Жизнь без отца.

- Давайте посмотрим, как жила семья без отца? Расскажите о Любови Васильевне.

(Работала на кирпичном заводе с утра до вечера, до ночи сначала разнорабочей, так как не было квалификации, потом, после обучения, - у пресса. Пришлось и огнеупоры делать для провозных топок, и обувь чинить себе и детям, чтобы дорого не платить сапожнику, и электрические печки исправлять соседям за картошку, и детей поднимать)

- По каким эпизодам мы можем судить, что Любовь Васильевна очень ждала мужа?

(Несколько дней отпрашивалась на работе, чтобы встретить мужа. Три дня выходила ко всем поездам, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости, слушая, как медленно и равнодушно ходит маятник часов. На четвёртый день отправила встречать отца детей, а к ночному поезду вышла сама. На шестой день отца встретил сын. Перед приездом мужа прибрала кухню и комнату, навела чистоту)

Согласитесь ли вы со мной, что неслучайно жену главного героя зовут Любовь. Алексея Иванова дома ждут и любят. Любовь Васильевна сохранила любовь.

8. Решение уйти из семьи, уехать.

- Как решает поступить герой после ночного разговора и возникшего конфликта? И это наш следующий эпизод.

(Решает уйти из семьи, уехать)

- Вверху или внизу расположим кадр из фильма? (Я думаю, и вы со мной согласитесь - внизу)

- Как поступает семья, дети? (Петруша одевается второпях, одевает Настю, чтобы догнать отца)

Обратим внимание на детей главного героя, Алексея Иванова– Петрушу и Настю.

- Сколько лет детям? (Петруше 11 лет, Насте – 4 года)

- Давайте посмотрим, что означает имя Пётр.

- Докажите, пользуясь текстом, что Петруша был скалой, опорой в семье.

(Обучающиеся зачитывают примеры из текста)

(Он помогает по хозяйству, разбирается в карточках, талонах. Заботится о матери, мечтая купить ей пальто, чтобы она не простудилась. Учит сестру грамоте и счету)

9. Возвращение. (1.15.20 - концовка)

- Итак, герой садится в поезд, в вагон, чтобы навсегда покинуть семью. Но…

- Прочитаем заключительные строки произведения.

- Про Петрушу мы поговорили. А каково же значение имени Настя? Именно это имя дал автор дочке главного героя.

- Посмотрим, как увидел режиссёр этот эпизод в фильме.

(1.15. 20 – концовка)

Не это ли настоящее возвращение героя? Вернёмся к нашему кластеру. Так о каком возвращении идёт речь? Какие слова синонимы вставим в кластер справа? (прощение, обновление, возвращение к себе, духовное возвращение, воскресение, душа оживает от грубостей и ран войны)

КЛАСТЕР (на доске)

с войны возвращение к себе, духовное возвращение,

домой прощение, обновление, воскресение

- Куда поместим на линии жизни фрагмент из фильма?

VI. Заключение.

Сожмём кулак. Сейчас в руках вы держите самое главное. Вы знаете, что сердце человека размером в кулак. От него, согревающего своим теплом, действительно должно приходить счастье.

Именно такое сердце просыпается в груди главного героя, человека, вернувшегося к себе. В момент духовного прозрения и состоялось настоящее возвращение главного героя к себе и к своему дому, к своей семье. И помогают ему это сделать его дети – Петруша И Настя.

Я желаю вам, чтобы вы всегда находили в себе силы прощать, умели ценить, любить, беречь и понимать. Спасибо за работу! Спасибо за урок! Я вас люблю!

Читайте также: