Платонов неизвестный цветок конспект урока 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: совершенствовать навыки анализа текса, прививать любовь к чтению произведений А.П. Платонова, развивать универсальные учебные действия обучающихся.

Задачи урока:

1. Дидактические: создать условия для анализа поведения и поступков главных героев, понимания содержания сказки-были А.П. Платонова и авторской позиции.

2. Воспитательные: создать условия для понимания жизненных ориентиров на основе рассказа.

3. Развивающие: работать над философским смыслом произведения.

Общеучебные умения, формируемые на уроке: слушать учителя, внимательно читать, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, применять полученные знания на практике.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: комплексный.

Структура урока:

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование).


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Вместо тетради у вас на столах рабочий лист. Я предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока. Вам нужно выбрать из предложенных и дописать в рабочем листе одно слово-глагол в незаконченном предложении. Ещё раз обратитесь к эпиграфу, вспомните сказку и то, что всё хорошее в жизни достигается большим трудом. А что такое труд? Это действие, созидающее, активное.

Что нам предстоит на уроке сделать? Соотнесите действие и его содержание стрелочками в рабочем листе.

Попытаемся понять…содержание сказки-были А.П. Платонова и авторскую позицию.

Для этого проанализируем…поведение и поступки главных героев.

Откроем… для себя жизненные ориентиры.

Обучающиеся готовятся к уроку. Знакомятся с рабочими листами, в которых предстоит работать на уроке.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

-Цветок рос на пустыре, куда часто заходили коровы и козы. (Нет)

-Одно семечко приютилось в ямке меж камнем и глиной. (Да)

-Чтобы смочить пылинки, цветок всю ночь сторожил росу. (Да)

-Даша написала письмо матери и понесла его на станцию. (Да)

-Даша и раньше видела такие цветы. (Нет)

-Пионеры любовались цветком, как героем. (Да)

-Четыре дня пионеры удобряли землю на пустыре. (Да)

-Зимой Даша забыла о цветке. (Нет)

-Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок. (Да)

Отвечают на вопросы, формулируют собственное мнение.

Личностные результаты:

1. интерес к изучению литературы

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний.

- Как автор А.П. Платонов определил жанр своего произведения?

- Что в произведении сказочное, а что реальное?

- Вы сказали, что в сказке цветок показан как живое существо. Давайте перечитаем 3-4 абзацы и найдём ключевые слова в описании жизни цветка. Работаем в парах.

- К какому художественному приёму прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок?

- Какими чертами характера человека наделён главный герой сказки?

- Для чего трудился день и ночь цветок? Как в тексте об этом сказано? (4 абзац 2 предложение) Значит, он трудился, действовал, чтобы жить. (Показать рукой на тему урока)

- Что важнее всего на земле? (Жить)

1. Лепесток. Трудиться.

(В руках горшок с комнатным цветком). Как вы считаете, легко ли жить этому цветку? (Да) А почему?

- А что должен был делать цветок в сказке, чтобы жить?

- И чего же он добился своим трудом? (Прочитайте 7 абзац)

- На что похож стал цветок?

- Какой худ. приём использует сейчас автор?

- Так и в жизни тот достигает высот, кто много-много трудится. Давайте ещё раз прочитаем эпиграф. (Читают)

Какое важное открытие мы сделали! Чтобы жить, надо много…трудиться! Запишите этот жизненный ориентир на 1 лепесток в рабочем листе.

2. Лепесток. Сострадать.

Прочитайте 5 и 6 абзацы в сказке.

- Какие чувства вы испытали, читая эти строки?

- Захотелось Вам помочь цветку? (Да)

- Что бы вы сами могли сделать для него?

- Помните, что мало только жалеть, заботиться в душе, нужно помогать, проявлять заботу реальными делами, т.е. действовать.

- Как нужно относиться, ребята, ко всем, кто страдает? (Помогать, заботиться, сострадать)

- Молодцы! Мы сделали ещё одно открытие. Давайте запишем на второй лепесток – сострадать.

Ответы и выводы детей.

Цветок разговаривает, думает, грустит, ведёт себя как живое существо, борется как герой, даёт жизнь сильному потомству…

Записывают их в виде кластера в рабочем листе.

В рабочем листе выберают и подчеркивают те, которые относятся к цветку.

Жалость, сочувствие, грусть…

Дети предлагают свои идеи.

Коммуникативные УУД:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь).

Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии..

Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств.

Познавательные: сравнение, оценивание.

Коммуникативные: передача информации и отображение предметного содержания.

Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте. Представьте, что вы семечко и ещё в земле. Семечко начало расти, у него появляется росточек сначала один, потом другой. Подул ветер. Росток превращается в красивый и сильный цветок. Он с каждым днём хорошеет. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, вы прекрасны, неповторимы, как наш герой из сказки. Садитесь, пожалуйста. Мы устали чуточку,

Коммуникативные: согласованность действий с партнерами.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление

3. Лепесток. Быть внимательным.

А Даша его заметила. Другие же проходили мимо. Предлагаю восстановить текст, вставив пропущенные слова, которые как раз помогут ответить на этот вопрос, почему было нелегко заметить цветок на пустыре? (абзац 8)

К какому средству выразительности относятся вставленные вами слова?

Послушайте, как автор рисует встречу Даши с неизвестным цветком, подумайте, какие черты характера девочки проявились в этом эпизоде? (учитель читает)

-Что вы можете сказать о Даше? (внимательная, наблюдательная и чуткая)

- Да, ребята, она была чуткая, добрая, сострадательная, но очень важно, что она была внимательная. Внимательным людям открываются многие тайны. Слово это многозначное: это и внимательность-чуткость, и внимательность-наблюдательность. Здесь проявились оба эти качества. Вспомните также, куда спешила девочка до встречи с цветком? Наше третье открытие - быть внимательным.

4. Лепесток. Радоваться.

Даша не просто была внимательной, она проявила сострадание к цветку, причём – деятельное сострадание – привела с собой ребят.

Какие результаты дали усилия детей?

…То есть ребята своим трудом принесли в мир радость.

Как здорово, что ту вас столько радости в жизни! А наш цветок только ли грустил в своей трудной жизни или всё же когда-то радовался? (радовался лучу солнца)

Он даже одному лучу радовался, хотя предстоял трудный день. Так и человек, если даже в самые трудные моменты жизни не падает духом и даже находит повод для радости, он помогает себе жить.

Вы догадались, какое следующее открытие мы запишем на лепесток?

5 Лепесток. Любить.

Кто в сказке полюбил цветок?

А другие ребята?

То есть их привязанность к цветку была неглубокой. Хотя и восхищались им как героем. Ребята, бывает так в жизни, когда не проходит человек с добрым сердцем мимо чьей-то беды, а потом уже не интересуется, как сложилась его судьба. То, что он помог хотя бы однажды, это тоже хорошо, но какое счастье для попавшего в беду, когда кто-то идёт с ним до конца, берёт на себя ответственность за его судьбу. Такое качество человека называется любовью к ближнему – это высшая нравственная заповедь. Да, любить можно и нужно маму, папу, друзей, родину, близкого человека – без любви нет жизни, но если твоя душа распахнута ко всему миру, с удивлением и любовью смотрит на мир – это великий дар. Причём высшая форма любви – деятельная любовь, стремление приносить радость, помогать.

Кто ещё из героев прочитанных вами произведений, обладал таким даром – любить? Кто выделялся среди других своей непохожестью в отношении к миру, искренностью и умению любить? (Ассоль и Грэй)

Ребята, это важное качество для жизни? (Да). Причём - самое важное.

Итак, на последнем лепестке мы запишем ещё одно открытие нашего урока – жить – значит любить.

Его никто не знал, не замечал до Даши.

Пустырь зацвёл, неизвестный цветок дал множество деток, которые с радостью смотрели на мир и радовали всех вокруг.

Записывают ассоциации в рабочем листе.

Чтение, составление высказывания о героях и их поступках, оформление своих мыслей

Закрепление изученного материала

Какие жизненные ориентиры открыли мы для себя в сказке Платонова?

Что значит ЖИТЬ?

То есть жить – значит действовать!

Трудиться, сострадать, быть внимательным, радоваться, любить.

Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Ребята, теперь вы сможете ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока:

Что помогает выжить в трудных условиях?

Запишите это на обратной стороне вашего цветка.

Я сегодня для себя тоже сделала открытие. Вы умеете трудиться, думать, радоваться, быть внимательными. Спасибо вам за помощь. Мне было приятно общаться с вами.

Личностные результаты:

1. интерес к изучению литературы

2. осознание ценности литературы

РегулятивныеУУД.

1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Я предлагаю вам выполнить творческое задание на выбор.

2. Напишите письмо маме от имени Даши после встречи с неизвестным цветком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по произведению замечательного писателя А.Платонова очень понравился учащимся, помог открыть в них новые таланты.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Урок литературы в 6 классе по произведению

Разработала Патока О.В.,

учитель русского языка и

Донецк, 2017

Цель: помочь учащимся проанализировать сказку-быль А.П. Платонова,

Развивать образное мышление, умение анализировать и делать выводы, устную и письменную речь, творческие способности учащихся,

Воспитывать понимание ценности жизни, чувство любви ко всему живому, способность сострадать.

Жизнь — это слабый отблеск времени между двумя вечностями.

Жизнь есть только там, где есть любовь.

Мохандас Карамчанд Ганди

І Организационный момент.

1. Слово учителя:

Вы нарисовали прекрасные рисунки к произведению, которые мы видим на доске. Сегодня мы будем работать над этим замечательным произведением.

ІІ Объявление темы и цели урока.

1. Слово учителя:

Как вы думаете, каковы же будут цели урока?

2. Предполагаемые ответы учащихся:

Понять смысл сказки-были.

Понять, что автор хотел нам сказать своим произведением.

3. Слово учителя.

Верно, молодцы! Все это мы будем делать на нашем уроке. Итак, отправляемся в путь познания и открытия нового!

ІІІ Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Слово учителя.

Посмотрите, ребята, на эпиграфы, написанные на доске. Скажите, как вы их понимаете?

2. Предполагаемые ответы учащихся:

Жизнь – очень короткий промежуток времени.

Самое главное в жизни – любовь.

Без любви жизнь ничто.

Жизнь очень коротка, нужно ценить каждый ее миг.

3. Слово учителя.

Действительно, жизнь – это всего лишь миг в вечности, поэтому жизнь – огромная ценность, дарованная нам свыше. Речь на нашем уроке пойдет о жизни, ее смысле, о доброте, красоте и любви.

ІV Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Слово учителя.

- Что такое сказка?

(Сказка – один из жанров устного народного творчества. Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.)

- Какие бывают сказки?

(Сказки бывают народные и литературные или авторские.)

- Что такое литературная сказка?

(Литературная сказка – это авторское произведение, часто основанное на фольклорных источниках.)

- Чем она отличается от народной?

(Ее отличие от народной сказки состоит в том, что у произведения есть конкретный автор, она записана, а не передается из уст в уста и имеет один вариант.)

- А что же такое быль?

(Это то, что было на самом деле, реальные события.)

V Восприятие обучающимися учебного материала.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто герой произведения?

Что цветок делал днем, а что – ночью?

Когда цветок распустил венчик?

Как девочка Даша нашла цветок?

Как пионеры помогли цветку?

Как изменился пустырь на следующее лето?

Почему цветок неизвестный?

Как цветку удавалось выжить на камнях и глине?

Почему Даша решила найти цветок?

Как девочка отнеслась к цветку?

Почему пионеры решили помочь цветку?

Почему новый неизвестный цветок немного лучше и прекраснее прошлогоднего?

2. Работа в группах.

Учащиеся заранее были разбиты на группы и выбрали спикера.

І группа. Цветок снаружи.

1) Как родился цветок?

(из ветра упало семечко, долго томилось, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти)

2) Как выглядел цветок в свои обычные дни?

(маленький, он вырастил большие листья)

3) Как выглядел цветок, когда ему было плохо?

(листья переставали быть зелеными, одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета).

4) Как выглядел венчик цветка?

(он был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды)

5) Каким был аромат цветка?

6) Как разговаривает маленький цветок?

(тихо, неуверенно, не хочет обидеть девочку молчанием)

ІІ группа. Цветок внутри.

1) Как жил цветок?

(тяжело, он страдал)

2) Почему говориться, что цветок трудился?

(он все делал для того, чтобы не умереть – днем сторожил ветер, а ночью росу)

3) Как описывается внутреннее состояние цветка?

(ему было больно от голода и усталости)

4) Как автор объясняет, почему цветок жил?

(он был терпелив, превозмогал боль для того, чтобы жить, каждый день совершает маленький подвиг)

5) Чем цветок особенный?

(он изображен как живое существо, чувствует, говорит)

ІІІ группа. Девочка Даша.

1) Почему Даша шла мимо пустыря?

(она заскучала по матери и написала ей письмо, понесла его утром на станцию мимо пустыря)

2) Почему Даша пошла на аромат цветка?

(она вспомнила сказку мамы о цветке, который грустил по матери, он плакать не мог, в благоухании проходила его грусть)

3) Почему девочка поцеловала цветок?

(он был так прекрасен и беспомощен, одинок, Даша восхищалась его упорством)

4) Почему Даша приводит на пустырь пионеров?

(она хочет помочь цветку выжить, чтобы у него появились прекрасные дети)

5) Какие качества Даши вы можете назвать?

(доброта, милосердие, помощь слабым, сострадание)

ІV группа. Язык произведения. Выразительные средства речи.

1) Какие выразительные средства речи использует автор?

(эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры)

2) Приведите примеры каждого тропа.

3) Найдите, какие слова повторяются. Для чего автор использует этот прием?

4) Почему венчик цветка сравнивается со звездой?

(звезда - символ тепла, надежды, спасения, недаром есть выражение «путеводная звезда)

Подведение итогов в работе групп. Спикеры представляют работу группы в виде коротких выступлений.

Красота, добро, надежда, жизнь, любовь, вера, труд.

4. Проблемные вопросы:

(о надежде, о преодолении трудностей, о желании жить)

- Чему учит нас это произведение?

(что все в мире живое, все нужно любить и понимать, учит верить в свои силы и преодолевать все препятствия на жизненном пути, что самая большая ценность – это жизнь)

1 строка – цветок

2 строка – маленький, неизвестный

3 строка – живет, трудится, радуется

4 строка – ценит каждое мгновение жизни

5 строка – надежда

VІ Закрепление изученного материала.

1. Где рос цветок?

2. Где приютилось семечко, принесенное ветром?

А на голых камнях;

Б в черной влажной земле;

В в ямке меж камней и глиной.

3. Почему цветок вырастил большие листья?

А чтоб ловить больше солнца;

Б чтоб собирать росу;

В чтоб ветер не смог его сломать.

4. Как обозначалось мученье цветка?

А он становился желтым;

Б он сгибался до самой земли;

В листья становились разного цвета.

5. С чем сравнивается венчик цветка?

6. Как звали девочку?

7. Кому написала письмо девочка?

8. Сколько дней работали пионеры на пустыре?

9. Каким был пустырь на другое лето?

А он не изменился;

Б пустырь застроили;

В он зарос травами и цветами.

10. Каким был новый цветок?

А таким же, как его отец;

Б похожим на остальные цветы;

В немного лучше его и еще прекраснее.

VІІ Подведение итогов урока. Рефлексия.

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

урок дал мне для жизни…

VІІІ Оценивание.

ІХ Домашнее задание.

1) Пересказать сказку-быль от лица цветка или Даши.

2) Заполнить таблицу «Реальное и сказочное в произведении

Х Пожелания.

Завершить наш урок я хочу пожеланиями, которые спрятаны в лепестках нашего прекрасного цветка на доске. Давайте же прочитаем эти пожелания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 6 классе по произведению

Цели: 1.Создать условия для понимания учащимися способов выражения авторского отношения к персонажу произведения.

2. Воспитывать нравственные качества и подвести детей к осознанию того, как:

- важно быть внимательным к окружающему миру;

- необходимы каждому человеку понимание и сердечная доброта

-преодолевая трудности, человек становится выносливее, терпеливее.

3. Совершенствовать навыки чтения и умения работать с текстом художественного произведения.

Личностные:

-способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к героям и их поступкам

- продолжить формирование ценностно смысловой ориентации:способность ценить мир природы и человеческих отношений

Регулятивные:

-способствовать самостоятельному формулированию темы и целей урока, - организовать работу учащихся в малых группах

-вырабатывать в сотрудничестве критерии оценки и определение степени успешности своей работы и своей группы

- развитие адекватного восприятия высказываний и оценок учителя, сверстников на основе принятых критериев

Познавательные:

- организовать работу по осмысленному чтению сказки

-развивать умения: анализировать прочитанный текст, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения

- расширять и активизировать словарный запас учащихся

Коммуникативные:

-побуждать высказывать и обосновывать свою точку зрения

- учить слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Технологии: технология развития критического мышления, здоровьесберегающая, технология сотрудничества, ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал, презентация.

1. Организационный момент

Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Когда мы говорим о настроении, мы говорим о состоянии души. Что такое душа?

Я сегодня волнуюсь, потому что хочу предложить вам поговорить по душам.

Что значит “разговор по душам”?

2. Проблемный вопрос к уроку.

Вдохновило меня на этот разговор по душам произведение известного русского писателя 20 века Андрея Платоновича Платонова.

Что особенного заметили в имени?

Что такое псевдоним?

Его псевдонимом послужило имя отца: Платон – Платонов.

Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель.

Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря – железнодорожника Платона Климентова. Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр.

За свою жизнь он прошёл через много специальностей. Литература становится главным делом жизни. На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена из юности, когда он, старший, по -матерински заботился о своих сёстрах и братьях.

3. Подготовка к восприятию сказки

Прослушайте стихотворения Л.Татьяничевой:

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.

Как вы понимаете слова “Хорошеть самому?”

( Если делать людям добро, то человек сам становится добрым.

Добро всегда побеждает зло. Доброта делает человека красивым и радостным, счастливым.

Делать добро для друзей и окружающих. Надо делать добро не только словами, но и делами.).

- Какие ассоциации у вас возникают со словом “цветы”?

- Цветы – это чудесное творение природы. Они у нас ассоциируются с чем-то добрым, светлым, радостным, кажется, что жизнь у цветка яркая, счастливая, беззаботная.

Каким вы представили цветок?

Выскажите свои предположения. Посмотрите рисунки к этому произведению, которые вы заранее нарисовали.

- В каком году было написано это произведение?

- Посмотрите на годы жизни писателя.

Это произведение было написано незадолго до смерти писателя.

Сказку “Неизвестный цветок” писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, это маленькое произведение было высоко оценено.

К рисункам учитель добавляет иллюстрацию по произведению А. Платонова “Неизвестный цветок”.

- Какой фрагмент вы видите на данной иллюстрации?

- Как художник изобразил необыкновенность цветка?

- Сумел ли художник изобразить отношение Даши к цветку и стремление пионеров удобрить землю на пустыре?

- Этот цветок не похож на другие. Он не такой яркий, не такой красивый. Тоненький, слабенький, одинокий, растёт среди камешков.Он из сказки А.Платонова “Неизвестный цветок”. Значит, он сказочный. О неизвестном цветке, который не похож на другие, мы с вами сегодня и будем размышлять.

- Сказка-это целый мир, который каждый раз удивляет читателя, обращает внимание на важные, “вечные” истины. В конце работы мы дадим ответ на вопрос: Какую мудрость, веками хранимую русским народом, передает нам писатель А. Платонов?

Прочитайте самостоятельно название сказки и подумайте, о чём может быть произведение с таким названием?

Как вы думаете, может это произведение быть сказкой?

- Что такое сказка?

Какими чертами обладает любая сказка?.

О чем может идти речь в этой сказке?

Как вы думаете, может это произведение быть былью?

Что такое быль?

О чем может идти речь в этой были?

Как автор определил жанр своего произведения?

Почему автор объединил несовместимые жанры?

Давайте прочитаем это произведение и ответим на этот вопрос.

4. Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.

Чтобы правильно определить тональность исполнения, попробуем понять настроение и чувства автора и героев сказки. В сказке-были есть места, в которых и персонажи, и читатель испытывают печаль, грусть и одновременно надежду. Некоторые строчки повествования вызывают восхищение и радость. Это надо учесть во время чтения.

- Прерванное чтение.

На стр. 91 после слов…И вот шла однажды девочка Даша мимо того пустыря…- остановить чтение.

-Как вы думаете, что произойдет в следующий момент?

А хотите узнать авторский вариант?

- Предлагаю продолжить чтение и узнать, что произошло в сказке дальше.

5. Первичное восприятие

Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.

Представьте, что это вы увидели вдруг неизвестный цветок. Какие бы чувства испытали?

Физкультурная минутка.

Встаньте. Представьте, что вы тот маленький неизвестный цветок. Приютилось семечко в ямке (присели).

Напиталось росой, пустило корешки и стало расти (медленно встают). Цветок вырастил большие листья (руки в стороны) Когда дул ветер, он поднимал их, и ветер утихал. Чтобы напиться, цветок собирал росу и осторожно опускал листья земле, увлажняя почву. Он радовался, когда первый луч утреннего солнца касался цветка. Как вы изобразили радость? Подарите еще раз друг другу свои улыбки. Какие вы сейчас красивые! Улыбайтесь красоте, друг другу, добру и ваша волшебная улыбка возвратится к вам с радостью. Окружающий нас мир - это волшебное зеркало. Садитесь.

6. Беседа по содержанию сказки-были.

- О чём и о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)

- Что рассказано об этих героях? (Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)

7. Осмысление и анализ прочитанного содержания (выборочное чтение)

2) Найдите в тексте слова помогающие определить отношение рассказчика к цветку.

3) Была ли у цветка самая главная цель в жизни?

( -Даше было очень грустно, потому, что она была далеко от мамы. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, она решила заглянуть на пустырь.

Даша была любознательной, ей хотелось понять, кто издает такой необычный аромат.)

Как вы думаете, что Даша хотела выразить цветку своим поцелуем?

5) Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?

6) Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?

7) Почему автор сравнивает цветок с героем ?

8) Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?

9) Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей?

10) Как изменилась жизнь на пустыре через год?

11) Что почувствовала девочка увидев преобразовавшийся пустырь?

12) Найдите в тексте слово, которым автор называет запах распустившегося цветка.

14) Представьте, что вы вместе с Дашей пытаетесь убедить друзей прийти на пустырь. С помощью каких слов вы бы сумели достучаться до сердца каждого?

8. Творческое задание

Возьмите лепесток. Составьте синквейн о Даше или о цветке.

Подводя итог нашему разговору по душам, скажите, как откликнулась ваша душа на это произведение.

- Цветку трудно пришлось. Но благодаря своему трудолюбию, терпению, стремлению к жизни, благодаря помощи человека, он выжил и смог подарить свою красоту людям, смог дать жизнь более сильному и прекрасному растению.

- Я поняла, что любое живое существо, будь то человек или растение, должны бороться за жизнь, имеют право на жизнь. Каждый, кто родился, имеет свое предназначение на Земле, живет не зря, живет для счастья других.

- Кому удалось сегодня совершить для себя открытие? Поделитесь своим открытием с друзьями.

Ну вот подошел к концу наш урок.

- Закончить урок мне хотелось бы стихотворением Ф.И. Тютчева “Нам жизнь дана, чтобы любить. ”

Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.
Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорбленных,
И согревать, и насыщать
Увечных слабых и бездомных.
Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться с тьмой, бороться с ложью,
И сеять в братские сердца
Одну святую правду Божью.
А правда в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело

8. Итог урока

Волновалась ли у вас сегодня душа?

Пытались ли раскрыть свою душу?

Положите ручку на свое сердечко. Говорят, там душа человека.

Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым.

Домашнее задание:

1. Перечитать сказку-быль.

2.Ответить на вопросы.

3. Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода.

4.Письменно ответить на вопрос: «Что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который дается человеку в руки на мгновение и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.

Бернард Шоу (британский писатель, драматург)

I. Вступительная часть урока

Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ произведения.

1. Слово учителя (1 мин.)


– Знаете, ребята, что совершать открытие – это увлекательнейшее занятие. Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий: континентов, островов, древних цивилизаций, звезд, различных законов природы, новых видов растений и многого-многого другого. Столько всего уже открыто на Земле, что кажется, что на долю современного человека совсем ничего не осталось.

– Вы тоже так думаете? Может быть, есть еще тайны, которые предстоит открыть? Оказывается, если постараться, можно открыть что-то очень важное для себя самого, для окружающих. Именно об этом написал сказку Андрей Платонов и назвал ее "Неизвестный Цветок". (Портрет писателя на доске.)

2. Беседа с элементами диспута (3 мин.)

– В качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала слова Бернарда Шоу:

3) Постановка целей урока

На нашем уроке мы обсудим, почему необходимо уважать чужое достоинство, продолжим развивать исследовательские способности при анализе художественного произведения. Мы будем воспитывать в своих сердцах милосердие, доброту, уважение к ближнему, любовь к Родине.

4) Целевая установка

II. Основная часть урока. Аналитическая работа.

1. Работа с таблицей (3 мин.)

– Итак, у вас на партах есть заготовки: это тексты сказки и листочки-помощники.
Давайте заполним на этих листочках то, что уже можно заполнить (заполняются 1,2,3 графы)

Таблица приведена в том виде, какой она будет к концу урока

  1. Жизнь на пустыре
  2. Встреча с Дашей
  3. Новая жизнь пустыря
  4. Год спустя

Более подробно останавливаемся на 3-й графе.

2. Аналитическая беседа на воспроизведение и закрепление пройденного материала (2 мин.)

  • кто главный герой этого произведения?
  • что же есть в описании этого героя сказочного, а что реального?

3. Художественное чтение (5 мин.)

Учитель читает сказку, которая сопровождается Презентацией (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)

4. Аналитическая работа по тексту

Беседа с элементами диспута

– Вы внимательно прослушали эту сказку, о чём же автор в ней говорит? Ведь сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
– Кто главный герой произведения? (Неизвестный цветок) – запись в таблицу
– Что же в его поведении сказочного? (Цветок разговаривает, думает, грустит, он оживает прекрасным человеком. Он ведет себя, как живое существо. Наделен ощущением, которое испытывает живое создание; борется, как настоящий герой, дает жизнь сильному потомству.)
– Как называется такой приём? (Олицетворение).
– А что же реального в описании цветка? (У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование.)
– Давайте снова обратимся к нашей табличке. Найдите пункт 5. Что же такое композиция? (Построение)
– Как построено это произведение? Когда вы пишете сочинение, вы начинаете с плана; вот и мы составим план.
– Сколько частей вы бы выделили в этом произведении? (4)

Запись на доске пунктов плана ( ребята называют и записывают эти пункты на листке)

– Ну а теперь, анализируя текст произведения, давайте попробуем доказать, что главное слово на свете – любовь.
– Какой же была жизнь цветка на пустыре? Давайте найдём в тексте ответ на этот вопрос. (Ученики зачитывают примеры)

XI. Обобщение по теме

– Вспомним вопрос, который мы поставили перед собой в начале работы над сказкой. Какую мудрость, веками хранимую русским народом, передает нам писатель А. Платонов.
(– Если человеку одиноко, он страдает, то ему нужно помочь, окружить любовью, заботой.
– Каждый человек должен любить место, где он родился. Наша Родина – главное для нас
– Человек должен трудиться, не быть ленивым.
Такой человек преодолеет все жизненные неприятности.)

– Нравственная красота человека раскрывается не только в сказке Платонова. Источником добрых, сердечных поступков могут стать пословицы и поговорки, сказки, случаи из жизни.
Создадим три группы, чтобы почерпнуть для себя мудрые мысли.

I группа назовет пословицы и поговорки, связанные с душевными качествам человека.
II группа вспомнит сказки с подобными темами.
Ребята III группы, расскажите о случаях, связанных с помощью, состраданием.

Во время рассказа ребята других групп не забудьте записать несколько понравившихся примеров в тетрадь.

_______ и _______ предстоит поработать творчески. Вам предстоит письменно составить небольшой рассказ-размышление по опорным словам нашего цветка.

III. Творческая часть урока

Цветок
Неизвестный жизнелюбивый
Боролся терпел родился
Часто незаметно то, что безответно.
Труженик

IV. Домашнее задание

V. Заключительное слово учителя

Читайте также: