Платонов цветок на земле конспект урока 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Актуализация знаний

-Платоновские сказки –это своего рода философские притчи. В них выражен великий смысл.

-Вспомните, что такое притча?

-Какие притчи вы знаете?

4. Постановка учебной цели

-Как вы думаете, о чем эти рассказы? О чем предстоит прочитать?

-Какие бывают цветы?

(Комнатные, полевые, лечебные.

-Какова роль цветов в жизни человека?

Они украшают нашу жизнь, приносят радость людям, сопровождают нас всю жизнь.)

-А цветком мы можем назвать кого-нибудь?

5.Работа по теме урока

-Кто является главным героем? (внук Афоня)

- Какие эпитеты помогут описать мальчика? (беспокойный, непоседливый, энергичный, любознательный, добрый, внимательный)

- Чем интересен образ Афони? (ему скучно жить, он просит своего дедушку открыть какую-то великую тайну)

- Дедушка. Ещё один герой повествования. Каким мы его увидели? (дети находят фрагменты и зачитывают)

- Какие эпитеты вы подберёте для образа дедушки? (сонный, спокойный, трудолюбивый, мудрый, добрый, заботливый, внимательный)

- Скажите, зачем автор показывает нам внука и дедушку? (внук настойчиво просит дедушку открыть великую тайну "Расскажи мне про всё!"

- В произведении идёт речь о двух людях, юном создании и зрелом человеке. Почему тогда рассказ называется "Цветок на земле"? (в образ цветка автор вкладывает особый смысл)

- Какими художественными "красками-эпитетами" рисует автор цветок? (голубой, терпеливый, молчаливый, жалконький, живой, святой труженик)

- Зачитайте, пожалуйста, те фрагменты, которые помогут нам представить всю тяжесть борьбы цветка за жизнь (дети читают фрагменты, учитель фиксирует на "картине" самую главную фразу "Он из смерти работает жизнь")

- Если я спрошу о строении рассказа, то к какому компоненту композиции вы отнесёте эти важные слова? (кульминация)

- Почему вы считаете этот момент самым важным? (потому что в этом и заложен смысл жизни цветка: постоянно побеждать смерть, выживать, жить и своей жизнью прокладывать новые жизни)

- "А иначе, зачем на земле этой вечной живу?" Да? Зачем живёт дедушка на земле? (:) Откуда берёт начало жизнь Афони? (:) В этом и заключается тайна и правда жизни: жизнь вечна! Дедушка прожил долгую жизнь, трудился во благо земли и людей, таким же он воспитает и своего внука. Афоня вырастет и передаст тайну жизни своему внуку: и так будет бесконечно, пока человек борется за право жить на земле.

— Что вы можете сказать о жизни Васи, впечатлениях его детства?

— Что видит Вася каждый день из окон своего дома?

— Почему писатель переносит читателя в позднюю осень?

— Почему Вася любил ходить в школу?

(Вася любознательный, он хочет узнать мир)

— Почему автор подробно описывает работу машиниста, используя термины: тендер, балласт, бегунки, тормозные колодки?

— С какой цель автор использует олицетворения при описании паровоза?

— Что значила в жизни Васи корова?

— Все ли герои рассказа так же относились к корове?

— Как Платонов изображает горе коровы?

— Почему автор так тонко чувствует состояние бессловесного существа?

(Только человек может понять немое горе растений и животных. В этом его обязанность.)

(Вася знает, как он будет жить и работать, и ответ на этот вопрос ему подсказала корова своим бескорыстным служением людям)

— Каков смысл названия рассказа? (Жизнь коровы явилась примером бескорыстного служения людям.)

— В этом автор видит смысл существования всего живого на земле. Всякая живая душа: растение, животное, человек – достойна сердечного отношения, понимания, сочувствия.

- Хорошо. Тогда скажите, всегда ли книга может нас чему-то учить? (только в том случае, если мы читаем внимательно, вдумываемся в каждое слово, всматриваемся в каждую букву и извлекаем для себя полезное и прекрасное)

- Верно. Автор стихотворения "Ежевика" (?:) так говорит: "Культура - это не количество ПРОЧИТАННЫХ книг, а количество ПОНЯТЫХ". Давайте будем стремиться быть культурными людьми, понимать книги, вникать в смысл художественного слова и делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, размышлениями. Ведь уроки литературы - это диалог. Помните, что такое ДИАЛОГ? (:)

Домашнее задание (чтение наизусть стихотворения Ф. Искандера "Ежевика" 1 ученик)

- Мне принесли сегодня одну картину: (учитель показывает рамку, внутри которой ничего нет. Учитель весит эту рамку на слова, записанные на доске: "Я помню их, ты запомни меня, а тебя запомнит, кто после тебя народится:Так и будет жить один в другом, как один свет" А.П.Платонов)

- Попробуйте это высказывание сформулировать в виде вопроса (могут прозвучать разные вопросы, задача учителя "уловить" тот, который "перекликается с вопросом "В чём смысл жизни?"

- Итак: Мы задаём себе очень сложный философский вопрос "В чём смысл жизни?"

Аналитическая работа с текстом.

- Конечно, мы попытаемся ответить на него, размышляя над тайной художественного слова. Я приглашаю всех в МАСТЕРСКУЮ. Наша задача - заполнить картину образами. Словесные, художественные образы обретут вторую жизнь на нашем полотне.

- Дома вы прочитали рассказ "Цветок на земле". Кого из этого произведения вы первым перенесёте на нашу картину? (:) Кто является главным героем? (внук Афоня)

- Давайте прочитаем, каким видит его автор, каким видим его мы (читают фрагменты из рассказа).

- Какие эпитеты помогут описать мальчика? (беспокойный, непоседливый, энергичный, любознательный, добрый, внимательный)

(Учитель фиксирует на "картине" образ Афонии +эпитеты)

- Чем интересен образ Афони? (ему скучно жить, он просит своего дедушку открыть какую-то великую тайну)

- Дедушка. Ещё один герой повествования. Каким мы его увидели? (дети находят фрагменты и зачитывают)

- Какие эпитеты вы подберёте для образа дедушки? (сонный, спокойный, трудолюбивый, мудрый, добрый, заботливый, внимательный)

(Учитель фиксирует на "картине" образ дедушки +эпитеты)

- Скажите, зачем автор показывает нам внука и дедушку? (внук настойчиво просит дедушку открыть великую тайну "Расскажи мне про всё!"

- Есть ли у вас какие-то первые мысли: про что хочет узнать внук? (:)

- В произведении идёт речь о двух людях, юном создании и зрелом человеке. Почему тогда рассказ называется "Цветок на земле"? (в образ цветка автор вкладывает особый смысл)

- Расскажите мне об этом цветке (ребята зачитывают фрагменты из рассказа, учитель фиксирует образ цветка на "картине" дополняя его эпитетами)

- Какими художественными "красками-эпитетами" рисует автор цветок? (голубой, терпеливый, молчаливый, жалконький, живой, святой труженик)

- Какое же удивительное чудо - слово! Благодаря ему мы с вами открываем прекрасные художественные образы!

- Ребята, вам что-то или кого-то напоминает наш новый друг - цветок? (Да. Он похож на Неизвестный цветок и Ежевику)

- А что ещё общего вы заметили в жизни этих трудолюбивых растений? (они выживают в трудных условиях, становясь сильными и красивыми)

- Зачитайте, пожалуйста, те фрагменты, которые помогут нам представить всю тяжесть борьбы цветка за жизнь (дети читают фрагменты, учитель фиксирует на "картине" самую главную фразу "Он из смерти работает жизнь")

- Если я спрошу о строении рассказа, то к какому компоненту композиции вы отнесёте эти важные слова? (кульминация)

- Почему вы считаете этот момент самым важным? (потому что в этом и заложен смысл жизни цветка: постоянно побеждать смерть, выживать, жить и своей жизнью прокладывать новые жизни)

- "А иначе, зачем на земле этой вечной живу?" Да? Зачем живёт дедушка на земле? (:) Откуда берёт начало жизнь Афони? (:) В этом и заключается тайна и правда жизни: жизнь вечна! Дедушка прожил долгую жизнь, трудился во благо земли и людей, таким же он воспитает и своего внука. Афоня вырастет и передаст тайну жизни своему внуку: и так будет бесконечно, пока человек борется за право жить на земле.

- Ребята, вы догадались, кто является автором рассказа "Цветок на земле"? (А. Платонов)

- Верно! Андрей Платонов принадлежит к тем избранным художникам слова, произведения которых безошибочно узнаются по немногим наугад прочитанным фразам. У Платонова - свои слова, своя неповторимая интонация, своё отношение к человеку)

- Интересный факт из жизни писателя (ученик сообщает, что имя А. Платонов - литературный псевдоним. Писатель взял за основу фамилии имя отца, которого звали Платон Климентов) И ведь это тоже не случайно. Сын - это продолжение отца.

- Посмотрите, на месте нашего вопроса "В чём смысл жизни?" у нас появилась картина! В центре её - цветок. Что же вкладывает Платонов в образ цветка? (:)

- "Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь" ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ - ЭТО ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ. ЧЕЛОВЕК - ТВОРЕЦ И ТРУЖЕНИК НА НЕЙ.

- "Я человек. Я родился на прекрасной живой земле",- говорил Платонов.

Цель его творчества - открыть людям истинный смысл и правду жизни. Сказать по правде, Платонова читать не легко. В его слово надо вчитываться, не спеша, и тогда откроется чудесный мир платоновских произведений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

а) познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя А.П.Платонова,

в) научить находить художественные тропы (эпитеты, сравнения, олицетворения) и определять их роль при анализе текста рассказа;

а) развитие связной речи и логического мышления при ответах на вопросы,

б) развитие умения слушать, доказывать свою точку зрения,

в) развитие умения практически применять полученные знания;

г) развитие умения сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы;

а) воспитание культуры общения;

б) воспитание гуманности и толерантности учащихся по отношению друг к другу,

д) воспитание чувства любви к окружающему миру, трудолюбия.

Организационный момент.

2.Повторение опорных знаний для подготовки к изучению новой темы.

На прошлом уроке мы с вами знакомились с творчеством Владимира Владимировича Маяковского. Мы знаем, что он жил и творил в один из драматичных периодов русской истории. Этот период охватывал первую мировую войну, две революции, Гражданскую войну и тяжелейшие послевоенные годы. В своем творчестве Маяковский предстаёт перед нами, с одной стороны, как громогласный поэт-оратор, а с другой стороны,-как лирик с нежной ранимой душой. Это был глубоко порядочный человек с цельным характером, не похожий на других поэтов. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов.

О поиске смысла жизни и о том, что без цели жить невозможно, было написано много и многими. Но только у Маяковского об этом сказано простыми, доступными словами. Он сравнил мечту со звездами – подобные метафоры использовались и до него. Но только у Владимира Владимировича получилось это сделать так, что сразу хочется поднять глаза наверх, найти ту звезду, которая светит исключительно для тебя.

и работать стоило.

Как мы выяснили, лирика Маяковского поднимала глубокие нравственные проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное, в ней поэт размышляет о смысле жизни, о месте человека на земле.

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова А.Платонова: "Я помню их, ты запомни меня, а тебя запомнит, кто после тебя народится: так и будет жить один в другом, как один свет" .

Что такое эпиграф? ( Эпиграф - это небольшой текст, цитата, пословица или поговорка в начале произведения, которые помещаются автором для выражения основной мысли книги, статьи в газете или журнале.)

Как вы понимаете эти слова? ( автор говорит о смысле человеческой жизни, о её непрерывности, люди умирают, но память о них остаётся в сердцах и душах будущих поколений, человек бессмертен).

Запишите эпиграф в тетрадях.(записывают).

4.Усвоение новых знаний.

Давайте поподробнее познакомимся с личностью этого необыкновенного писателя.

♦ Еще подростком начал писать стихи, рассказы, которые печатались в газетах и журналах. Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он всегда описывал жизнь , её трагические стороны так, как видел и считал правильным. И писал Платонов всю жизнь: он относился к своей литературной деятельности как к работе. Такое отношение к делу можно назвать нравственным отношением к своему долгу, призванию в жизни.

До конца жизни Андрей Платонов не переставал работать: писал сценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки.

Писатель умер от туберкулёза, заразившись этой болезнью от умирающего сына,за которым он ухаживал, в 1951 году 5 января. Сын Платонова,Платон,успел подарить ему внука, у Платонова осталась дочь – Мария Платонова. Похоронили писателя на Армянском кладбище. В настоящее время его имя носит улица Воронежа, школа, библиотека. Его именем названа литературная премия, фестиваль искусств. Памятник Платонову стоит перед зданием Воронежского университета. В 2011 году стала работать постоянная выставка в литературном музее города Воронежа, посвящённая жизни и литературной деятельности писателя.

Итак,что повлияло на творчество писателя, какие герои предстают перед нами в его произведениях? ( на творчество Платонова повлияла его трудная жизнь, ему пришлось рано повзрослеть, начать рано работать, он был на фронте, видел войну, смерти людей. Герои Платонова — люди простодушные, с естественным, как у детей, восприятием жизни; с детским удивлением и сомнением, когда они обнаруживают, что их обманывают; с детской болью, когда они видят страдания других, они простые люди, умеющие сопереживать, по-детски удивляться).

Назовите героев этого произведения.( внук Афоня, дед Тит, цветок).

В течение урока мы выясним, какими предстают перед нами эти персонажи, какими их рисует автор, какими представляются они нам. Чтобы фиксировать результаты нашего анализа текста рассказа, начнём заполнять таблицу,характеризуя героев произведения.

Итак, один из героев этого произведения- внук Афоня.

- Давайте выясним, каким видит его автор, каким видим его мы. Найдите и прочитайте цитаты из текста, которые характеризуют мальчика, и запишем их в таблицу (читают фрагменты из рассказа и записывют).

- Какие эпитеты использует автор, говоря об Афоне?

- С чем автор сравнивает мальчика? Найдите сравнение.

- Какие эпитеты ещё можно назвать для характеристики мальчика? (беспокойный, непоседливый, энергичный, любознательный, добрый, внимательный)

- Чем интересен образ Афони? (ему скучно жить, он просит своего дедушку открыть какую-то великую тайну)(заполняем таблицу).

- Дедушка Тит-ещё один герой повествования. Каким мы его увидели? (дети находят фрагменты и зачитывают). Найдите эпитеты, олицетворения, срвнения, которые использует автор для характеристики деда.

- Какие эпитеты вы подберёте для характеристики образа дедушки? (сонный, спокойный, трудолюбивый, мудрый, добрый, заботливый, внимательный) (заполняем таблицу).

- Скажите, зачем автор показывает нам внука и дедушку? (внук настойчиво просит дедушку открыть великую тайну "Расскажи мне про всё!")

-О чём мальчик хочет узнать?

-Что показал внуку дед?

- Расскажите мне об этом цветке (ребята зачитывают фрагменты из рассказа, заполняем таблицу)

- Какими художественными "красками-эпитетами" рисует автор цветок? (голубой, терпеливый, молчаливый, жалконький, живой, святой труженик)

- Почему автор называет цветок тружеником, трудолюбивым? (он выживает в трудных условиях, становясь сильным и красивым)

- Зачитайте, пожалуйста, те фрагменты, которые помогут нам представить всю тяжесть борьбы цветка за жизнь (дети читают фрагменты,заполняем таблицу)

- Почему вы считаете этот момент самым важным? (потому что в этом и заложен смысл жизни цветка: постоянно побеждать смерть, выживать, жить и своей жизнью прокладывать новые жизни )

-Найдите общую черту в описаниях героев. (труженики, трудолюбивые)

-Понятие труд-одно из ключевых в рассказе.

Труд помогает преодолеть препятствия, выжить в этом мире и цветку, и людям. Труд превращает мертвое в живое.

-Понял ли Афоня, что главное? Докажите словами из текста. (Афоня понял, что жизнь бессмертна: цветок дает семена, а человек остается в своих детях, в своих делах. Он понял, что жизнь-это постоянный труд. Труд делает жизнь, создаёт её)).

-Объясни, важно ли для понимания рассказа, что его действие происходит во время войны.

- "А иначе, зачем на земле этой вечной живу?" Да? Зачем живёт дедушка на земле? (:) Откуда берёт начало жизнь Афони? (:) В этом и заключается тайна и правда жизни: жизнь вечна! Дедушка прожил долгую жизнь, трудился во благо земли и людей, таким же он воспитает и своего внука. Афоня вырастет и передаст тайну жизни своему внуку: и так будет бесконечно, пока человек борется за право жить на земле.

- Интересный факт из жизни писателя (ученик сообщает, что имя А. Платонов - литературный псевдоним. Писатель взял за основу фамилии имя отца, которого звали Платон Климентов) И ведь это тоже не случайно. Сын - это продолжение отца.

5.Обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов урока.

-Какую же главную мысль хочет донести до читателей автор? (Жизнь человека есть напряженный труд души и тела во имя будущих поколений).(вывод записать).

-Чтобы вы смогли выразить свои мысли,чувства, я прошу вас выполнить небольшую творческую работу-написать синквейн. Ключевое слово-жизнь (выслушаем несколько).

7. Домашнее задание:

В) Какое из высказываний могло бы послужить эпиграфом к нашему уроку?

1. Каждый должен что-то оставить после себя… Люди будут смотреть на взращенное тобой дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив. (Рэй Брэдбери)

2. Для того чтобы творить великие дела, надо жить так, как будто и умирать не придется. (Л Вовенарг)

3. Суть жизни – самого себя найти. (М Икбал)

4. Не тот человек больше жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь. (Жан Жак Руссо)

5. Давайте жить так, чтобы даже гробовщик оплакивал нашу кончину. (Марк Твен)

Приложение 4

КТО ЖИВЕТ?

Жил на Востоке много веков назад тщеславный князь. Имя его забылось, но дела остались в памяти людей.. Постоянно строил козни против соседних князей… Покорив соседние княжества, он готовился все к новым завоеваниям. И однажды во главе большого и могучего войска вторгся в пределы одного дальнего царства. Сокрушая все на своем пути, князь подошел к воротам чужеземной столицы. Окружив город …он засел в своем шатре, день и ночь выискивая способы овладения городом.

Как-то, произведя смотр войск, князь возвращался в свой шатер. Путь его лежал через городское кладбище. Князь натянул поводья и остановился. Он смотрел и думал: сколько здесь памятников… Под каждым камнем - чья-то угасшая жизнь…Он спрыгнул с коня и, подойдя к первому же надгробию, прочел на нем надпись. Это был богатый торговец, родившийся в таком-то году и умерший в том же году. Он не прожил ни одного дня. Какая странная надпись! Прочел другую: прославленный полководец, всегда побеждавший, прожил всего один день. Вот еще надписи: богатый землевладелец, прожил семь лет; убийца и разбойник, прожил три года. Еще более изумившись, князь, продолжая ходить между надгробиями, прочел и такую надпись: многомудрый писатель, прожил все дни отпущенной ему жизни.

Остановился князь в раздумье: что бы это значило? Какой сокровенный смысл таили в себе эти надписи? Думал-думал и оказался бессилен разгадать эту тайну.

Тогда повелел он привести кого-либо из старожилов. Бросились телохранители в разные стороны и, не прошло и минуты, привели к князю старика…

- Можешь ты мне объяснить смысл этих эпитафий? - опросил князь…

Старец потер себе лоб и угасшим голосом отвечал:

- В нашем городе существует освященный веками обычай. Мудрые старцы города помнят, что храбрость, ум, богатство не имеют цены, если они не на пользу другим. Дни, потраченные человеком лишь для себя, ничего те стоят; считаются прожитыми лишь те дни, которые были посвящены добрым делам. Потому что смысл жизни в том, чтобы жить для ближнего. И вот, когда кто-то из горожан умирает, собираются мудрые старцы и отчитывают дни усопшего, отданные благим делам, и число их записывается на надгробном камне.

- Под этим камнем покоится знаменитый мудрец. С юных лет день и ночь размышлял он над тем, как облегчить участь обездоленных, он писал и пел, и слово его и песня, идущие от сердца, утешали страждущих, поднимали дух у отверженных, наводили страх на угнетателей и притеснителей… И наши старцы сосчитали все дни его жизни - ни один из них не был прожит зря.

- То был разбойник, грабивший и убивавший людей. Но однажды он покаялся в своих грехах… Издалека провел он воду в самые безводные места нашей страны…С утра до вечера поил он водой жаждущих путников. Так он прожил для других ровно три года.

- А это могила храброго полководца. Он побеждал врагов нашей страны, но зачтены ему были не подвиги, а один-единственный поступок…Однажды на поле брани он подобрал раненого солдата вражеской армии… перевязал ему раны и ухаживал за ним целый день. Вот этот-то день и зачли ему за прожитый мудрецы нашего города.

- Вот здесь лежит один из богатейших людей города. Одно только и знал он в своей жизни - копить сокровища. Ни разу и ни к кому не наполнился он сочувствия. Его дни прошли бесследно, как дым. И потому на его надгробии написали: не прожил ли одного дня.

Читайте также: