Конспект урока моцарт и сальери 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос, тестирование).

Ход урока

I. Орг.момент

(оформление рабочих карт)

II. Тема и цель урока

III. Объяснение нового материала

(лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией)

  • гордость, презирающая всех;
  • жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;
  • зависть, доводящая до злодеяния;
  • чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;
  • гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.

3. Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери.

Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).

Реквием – траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. (Звуковой фрагмент)

Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.

– Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению. Исторические лица, документальные факты из жизни приобрели художественное обобщение.)

4. Герои трагедии

(работа в группах)

Моцарт – композитор, пользующийся известностью и славой. Как человек он считает разумным и справедливым Божественный миропорядок. Он принимает земную жизнь с ее радостями и страданиями, постигает высокие идеалы, идущие от Бога. Моцарт – гений, он избран небом, чтобы передать людям в гармонии музыки добро и красоту как непреходящие, вечные ценности.

Сальери осознает гениальность Моцарта.

Сальери

Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.

Сам Моцарт понимает, что служителей прекрасного на земле мало, если бы всем был дан дар творчества,

тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.

Осознавая свой дар, Моцарт чувствует себя обычным смертным. Назвавшему его богом Сальери он шутливо отвечает:

Ба! право? может быть.
Но божество мое проголодалось.

Сальери

Моцарт

Нет – так; безделицу. Намедни ночью
Бессонница моя меня томила.
И в голову пришли мне две-три мысли.
Сегодня их я набросал. Хотелось
Твое мне слышать мненье.

Моцарта тревожит мрачное предчувствие, его черный человек – олицетворение смерти. Свою тревогу он не связывает с Сальери, которого считает своим другом и гениальным композитором. И это вполне понятно: Моцарт не знает зависти, не способен на злодейство. Он убежден, что «избранник небес – гений, являющий в своем искусстве образцы совершенства, высокие идеалы, – не может совершить злодейство:

Моцарт

Он же гений.
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль?

Сальери тоже принадлежит к миру искусства, он тоже известный композитор. Но его отношение к Божественному миропорядку иное, чем у Моцарта:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.

Этими словами Сальери начинается трагедия. В них выражено его противостояние Божественному миропорядку, его конфликт с жизнью. Служа искусству, Сальери поставил целью добиться славы, он любит искусство и не любит жизнь, он отгородился от нее, стал заниматься только музыкой:

Сальери

Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке.
Ремесло
Поставил я подножием искусству.

Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:

Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные.

IV. Итоги урока.

Моцарт был убежден в этой вечной, непреходящей истине, он – гений. Совершивший убийство Сальери – злодей. Так раскрывается идейный смысл трагедии А.С. Пушкина.

  • тестирование
  • заполнение рабочей карты

V. Домашнее задание

Р: работа над ошибками (по тесту)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок усвоения новых знаний с элементами компаративного анализа.

Оборудование:

Репродукция портрета А.С.Пушкина

Презентация Power Point

Бланки контроля усвоения знаний обучающимися с низким уровнем знаний

Ход урока

I. Оргмомент:

2. Раздача бланков учащимся, которые не подготовились к уроку (Приложение 1) (в течение урока заполняют бланк).

II. Объявление темы и задач урока

III. Мотивация учебной деятельности:

Моцарт и Пушкин – 2 гения: Моцарт – гений музыкального искусства, а Пушкин - художественного.

IV. Этап усвоения новых знаний:

(лекция учителя с элементами беседы сопровождается презентацией – Приложение 2)

Запись в тетрадях: Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединенных общими чертами (по композиции, сюжетике, системе образов, идейно-тематическим признакам: цель каждой трагедии развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество).

Управление образования администрации города Макеевки

Макеевская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 60

Урок литературы в 9 классе

Подготовила

Бакаева Галина Николаевна,

учитель литературы

2015 – 2016 уч.год

развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков;

формирование положительных нравственных ориентаций.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний с элементами компаративного анализа.

Оборудование:

Репродукция портрета А.С.Пушкина

Презентация Power Point

Бланки контроля усвоения знаний обучающимися с низким уровнем знаний

I. Оргмомент:

2. Раздача бланков учащимся, которые не подготовились к уроку (Приложение 1) (в течение урока заполняют бланк).

II. Объявление темы и задач урока

III. Мотивация учебной деятельности:

Моцарт и Пушкин – 2 гения: Моцарт – гений музыкального искусства, а Пушкин - художественного.

IV. Этап усвоения новых знаний:

(лекция учителя с элементами беседы сопровождается презентацией – Приложение 2)

Запись в тетрадях: Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединенных общими чертами (по композиции, сюжетике, системе образов, идейно-тематическим признакам: цель каждой трагедии развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество).

чревоугодие;

3. История создания и основа сюжета трагедии

Трагедия была написана в 1830 году, но замысел относился ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году.

Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).

В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.

На похороны Моцарта Сальери не пошел. И жены Моцарта тоже не было - она в тот момент очень сильно болела и не могла встать. Обвинители Сальери указывают на то, что Моцарт был похоронен по "третьему разряду" - в общей могиле с бродягами и преступниками; при погребении тела не присутствовал никто из родственников и знакомых композитора. Сделано это было якобы для того, чтобы потом нельзя было отыскать могилы Моцарта, если кому-то вздумалось бы провести эксгумацию. На эти доводы тоже есть возражения. Судебная токсикология как наука реально возникла лишь в середине XIX века, а во времена Моцарта отравителям (если таковые были) и в голову не приходило опасаться эксгумации. Ну, а причина того, что участники похоронной процессии повернули с половины пути, возможно, заключается в том, что они не желали присутствовать при позорном погребении гения. Заметим кстати, что жителям Вены сообщили о смерти Моцарта только после похорон. Сейчас местонахождение могилы Моцарта неизвестно, и тайна его смерти, скорее всего, никогда не будет раскрыта.

4. Постановка проблемного вопроса:

- Что же послужило причиной возникновения споров о смерти Моцарта?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, следует проанализировать образы композиторов и сравнить их с историческими прототипами.

Кроме того, Сальери получил известность как блестящий педагог. Он воспитал более 60 учеников, среди которых Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. В 1817 г. музыкант стал первым директором Венской консерватории. Умер 7 мая 1825 г. в Вене.

6. Историческая справка:

1) Пьер-Огюсте́н Каро́н де Бомарше́ — знаменитый французский драматург и публицист.

Мария-Мадлена Франке, 30-летняя красавица, жена дряхлого контролера отчетности на кухне французского короля, увлеклась юным часовщиком. В итоге контролер уступил Пьеру Карону свою должность. Старик Франке умирает, и молодой Карон женится на его вдове. С этой поры сын часовщика получает дворянский титул и увеличивает свою фамилию прославленной им прибавкой — Бомарше. Менее чем через год после свадьбы — 29 сентября 1757 года супруга умирает. Враги утверждают, что Бомарше отравил ее. Однако вряд ли это так, ибо все имущество переходит к родственникам, и Бомарше опять почти нищ.

2) Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения.

Слова Сальери о Микеланджело Буонаротти напоминают нам о довольно известной легенде, согласно которой Микеланджело, расписывая один из соборов Ватикана, умертвил натурщика, чтобы правдоподобнее изобразить муки умирающего Христа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Целеполагание ученика:

– уметь определять тематику и проблематику маленькой трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери";
– уметь находить изобразительно – выразительные средства языка;
– уметь анализировать текст, отбирать главное, сопоставлять произведения разных видов искусств, объединенных одной темой;
– уметь работать с опорными схемами;
– осознать, что зависть – непростительный грех.

Целеполагание учителя:

– совершенствовать навыки учащихся анализа текста, научить приемам работы с текстом;
– способствовать развитию творческих способностей учащихся и познавательного интереса к литературе, используя межпредметные связи;
– формировать умение у школьников работать с опорной схемой;
– воспитывать нравственную позицию, заложить основы нравственного поведения, раскрыв понятия страсти, порока;
– развивать эмпатию как способность чувствовать, сочувствовать, сопереживать.

Оборудование: компьютер, словари, аудиозаписи произведений Моцарта и Сальери.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

I. Актуализация знаний

Урок сопровождается мультимедийной презентацией ( Приложение 1 )

1. Вступительное слово.

В майские дни 1997 года в Милане, в главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта.

Что может быть ужаснее - быть проклятым в памяти потомков? Убийца гения! А что если проклят без вины? Спустя двести с лишним лет высокий суд разбирался в том, что же произошло.

Головокружительная карьера Антонио Сальери! Дирижер итальянской оперной труппы в Вене, которая стала ему второй родиной, один из основателей Венской консерватории, Сальери в течение нескольких десятилетий оставался в центре музыкальной жизни Европы. Головокружительная карьера! Произведения Сальери обошли почти все оперные театры мира.

Но, Сальери и Моцарт были художниками разного ранга: талант и гений. Таланту при жизни повезло больше, чем гению. Так часто бывает.

Размышления Моцарта все чаще окрашивал глубокий пессимизм; навсегда в прошлое ушли блеск успеха и радости молодых лет. После возвращения в Вену в конце 1787 Моцарта начали преследовать неудачи, а под конец жизни – нищета. Постановка Дон Жуана в Вене в мае 1788 закончилась провалом. Моцарт получил должность придворного композитора и капельмейстера императора Иосифа II, но со сравнительно небольшим для этой должности жалованьем.

Так были ли у Сальери него хоть какие-нибудь основания завидовать человеку, который жил в жестокой нужде, не имея ничего?

Впрочем, за эти двести лет взаимоисключающих версий было предостаточно, и розыски каких-либо подтверждений велись до последнего времени.

— Сальери не убивал моего отца, но поистине отравил его жизнь интригами, — отреагировал сын Моцарта на просочившиеся в печать слухи.

Но разве правда художественная всегда должна совпадать с правдой исторической? Это уже риторический вопрос. Так давайте же перейдем к той истории, которую показал нам Пушкин.

Болдинская осень.

Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединенных общими чертами (по композиции, сюжетике, системе образов (небольшое количество действующих лиц), по идейно-тематическим признакам: цель каждой трагедии развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество). Слайд 5

Слово "маленькие" указывает на сокращенный объем - 3 сцены. Действие трагедии начинается в самый напряженный момент, доводится до кульминации и ставит героев перед лицом смерти, поэтому трагедия заканчивается гибелью одного из них. Показывается самоутверждение героя вопреки всем нравственным устоям. Характеры не развиваются, а подвергаются испытанию.

- Что такое трагедия? (Это драматическое произведение, в котором характер героя раскрывается в безвыходном положении, в борьбе, обрекающей его на погибель).

- На что уже нацеливает нас определение жанра? (На трагический конец).

Каждая из трагедий – это спор о человеке, о возможностях его природы, о границах зла и бесконечности добра. В каждой из трагедий поэт говорит о грехах человеческих, о страстях и пороках. Слайды 6-8

– Лекция с элементами поисковой беседы по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери

Слово учителя. Зависти как греху, ведущему человека к нравственному падению, будет посвящен наш урок. Слайд 10

(Запись темы урока, в формулировке которой использована цитата современного поэта А.Дементьева)

Слово учителя. Как вы заметили, А.С.Пушкин создает свою версию об отношениях двух композиторов. Но и из докладов и непосредственно из текста мы видим, что Сальери завидовал Моцарту, кстати, первоначальное название трагедии – "Зависть". Что отражало это название? (Тему)
Сальери завидовал таланту Моцарта, а разве сам он не талантлив? Давайте выясним, такой ли идеальный Моцарт, чтобы ему завидовать, и такой ли отрицательный образ Сальери.

Слайды 12-13

- Запишите в положительные и отрицательные черты Моцарта и Сальери, опираясь на текст трагедии.

Учащиеся записывают, потом зачитывают свои варианты, доказывая примером из текста наличие той или иной черты. Отрицательные черты Моцарта: несерьезность, пренебрежение своим талантом, наивность; положительные: одаренность, легкость, чувство юмора, доброта. Отрицательные черты Сальери: зависть, коварство, злоба, гордыня, способность на предательство, механическая рассудочность, положительные: чувство прекрасного, трудолюбие, сила воли, самоотречение, терпеливость и т.д. Делается вывод, что Моцарт не такой уж идеальный у А.С. Пушкина, а Сальери тоже не совсем отрицательный, то есть характеры героев реалистичны. Слайды 14-15

– Что же объединяло двух композиторов? (Любовь к искусству)
– А одинаково ли они добиваются высот? Подтвердите цитатой из текста. Сальери о своем творческом процессе говорит:

Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Проверил
Я алгеброй гармонию.

А Моцарт – "праздный гуляка", свои произведения он называет "безделицами", он творит легко и непринужденно:

Намедни ночью
Бессонница моя меня томила,
И в голову пришли мне две, три мысли.
Сегодня их я набросал…

(Сальери кропотливо трудится, он отречен от всего, подчиняя музыку механической рассудочности, а у Моцарта мы видим вдохновение, он творит легко, без усилий.)

– Как же у Моцарта получается так легко творить, отвлекаясь на земные дела? (он гений, получает вдохновение от Бога)
– Так чему же завидовал Сальери? (Гениальности)

Как вы понимаете, чем талант отличается от гениальности? (Учащиеся высказывают предположения)

Давайте зачитаем определения из толкового словаря.

Талант – выдающиеся способности.
Гениальность – высшая творческая способность, вдохновение. Слайд 16

– Талантливый человек может творить, а может и не творить, а гениальный не может не творить. Давайте посмотрим, что рождает в душе Сальери зависть к гениальности Моцарта.

Эпизод со слепым скрипачом

– Какую роль играет этот эпизод в композиции трагедии? (кульминация, так как созревает у Сальери мысль о преступлении.)
Но ведь мысль, это еще не убийство. Почему же мы тогда говорим, что именно этот момент кульминационный? (В этом разрушительная сила зависти или другого смертного греха: попав в душу, зависть рождает преступную мысль, которой не в силах противиться человек, он становится заложником своей страсти).

Адский механизм запущен. Посмотрим, к чему это приведет. (В схеме в круге записываются слова: "Мысль о преступлении") Слайды 17-18

Обратим внимание на развязку действия, на само предательство. Появляется аллегорический образ Черного человека. Как вы думаете, что он символизирует? Слайд 19

Слово учителя (проблемный вопрос). Обратите внимание на ремарку во второй сцене. Моцарт и Сальери сидят за столом. Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Видел ли это Моцарт, ведь в ремарке не сказано, явно или тайно действует Сальери? (учащиеся высказывают предположения.) Точного ответа мы дать не можем, хотя официальная версия, что Сальери действует тайно. А что если "явно", и Моцарт видит коварство своего друга? Какое звучание тогда приобретает произведение и образ Моцарта? В данном случае совсем по-другому звучат слова Моцарта перед тем, как он выпивает яд:

Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль?

Получается, что Моцарт ценой собственной жизни проверяет идею – гений ли он. Мы наблюдаем сюжетный полифонизм.

Продолжите, пожалуйста, в схеме действие разрушительного механизма зависти. В следующий круг в опорных схемах учащиеся вписывают слово "преступление". Слайд 20

– Получает ли удовлетворение Сальери, совершив преступление? Какими строками заканчивается трагедия? Как их понять? (Сальери сам себе доказал, что он не гений. Убив Моцарта, он не заглушил голос его великой музыки, а остался с терзаниями, убив в себе человека, он стал просто преступником. "А гений и злодейство – две вещи несовместные").

– Как вы думаете, а что мы должны написать в последнем круге? (Наказание) Слайд 21

(Звучит отрывок из "Реквиема" В.А.Моцарта).

III. Анализ стихотворения А.Дементьева "Зависть"

Слово учителя. Прекрасная, гениальная музыка прорывается к нам сквозь века, затрагивает светлые струны души, поднимает человека над этим миром, зовет его к прекрасному. Но и зависть как темная сторона человека пробивается сквозь века. И современные авторы продолжают в своих произведениях проблему, поднятую А.С.Пушкиным.
Так поэт ХХ века Андрей Дементьев написал стихотворение, которое так и называется "Зависть". В нем отражено наказание Сальери. Слайд 22

Ученик наизусть читает стихотворение

Зависть белой не бывает,
Зависть свет в нас убивает.
Ну, а тот, кто ею болен,
У того душа темна,
И в поступках он не волен,
Ибо всем вершит ОНА
Мы смирились с тем, что зависть
Судит всех без доказательств.
Ей достаточно улик –
Этот счастлив. Тот – велик.
И чужой судьбою мучась,
Умирая от обид,
Все надеется на случай,
Что когда-нибудь получит
То, что ей в других претит.

(Учащиеся выписывают в схемы ключевые слова, связанные с наказанием Сальери. Особое внимание обращается на строчку Зависть свет в нас убивает.)

– Что значит "убивает свет?" (Уничтожает светлые стороны души, божественный свет, лучшие ее проявления). Согласны ли вы с автором стихотворения? Выскажите свои предположения. Что поняли вы на сегодняшнем уроке, чему удивились, о чем задумались? (Учащиеся высказываются)

Теперь проведём параллели между судьбами двух великих люде – Моцарта и Пушкина. В чём проявляется их гениальность? Слайд 23

Рано начали писать

Оба прошли тернистый путь: испытали периоды безденежья, зависть, враждебное отношение к себе.

Короткой была их жизнь. За небольшой период времени создали огромное количество шедевров, обоим присуще обострённое чувство собственного достоинства.

А вспомните пламенные строки Пушкина:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы!

Мой друг! Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Так интересно переплетаются судьбы двух великих людей, живших в разные эпохи.

Подводя итоги, подумаем над вопросом: что заставило поэта вложить в уста одного из героев фразу: ". Нет правды на земле. "?

— Как было сказано, судьба персонажей — это и судьба самого поэта. Она у Пушкина была необычайно сложной: ему пришлось испытать зависть и клевету, сплетни, а также мате риальн oe неблагополучие. Персонажи "Маленьких трагедий" страдают от того же. Вот почему приведенная фраза воспри нимается как приговор "ужасному веку" и "ужасным сердцам". Слайд 24

IV. Рефлексия. Подведение итогов

Слово учителя. Мы увидели с вами, что тема зависти была, есть и будет актуальна. Хотелось бы, чтобы человек смог управлять своими чувствами и не давал выхода своим низменным страстям, которые разрушают и убивают человека в человеке.

V. Объяснение домашнего задания

Домашнее задание. Понятно, что зависть – явление крайне страшное. Как с ней бороться, чтобы сохранить свет в своей душе? Вы – люди 21 века. Попробуйте поразмышлять над этой проблемой. Каким образом можно бороться с таким чувством как зависть? Напишите свои рецепты.


Урок "открытие нового знания".Направлен на формирование УУД. Используется системно- деятельностный подход в обучении.Цели учебной деятельности:учить анализировать прозаическое прозведение,определять проблему,работать над выразительным чтением,формировать умение устной монологической речи,давать характеристику героям.

Содержимое разработки

Учитель русского языка и литературы : Юдина Л.А.

Литература.9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/Коровин,Коровина.-М.:Просвещение.2016

А гений и злодейство

Две вещи несовместные. Не правда ль?

Открытие новых знаний

Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные

Формы работы учащихся

Самостоятельная, индивидуальная групповая

Цели учебной деятельности:

- выяснить, какую проблему поднимает автор в этой трагедии;

- учиться анализировать поэтическое произведение, давать характеристику героям по их поступкам, отношению к окружающим ,по авторской оценке;

- вырабатывать умение устной монологической речи , работать над выразительным чтением.

- рабочие тетради и рабочие листы;

Оформление доски. На одной доске - тема урока, эпиграф, центры ассоциативных кустов ( слова гениальность и злодейство напечатаны)

На второй доске - нотный стан, скрипичный ключ, ноты.

Портреты Моцарта и Сальери не рядом, а один над другим или один выше, другой – ниже.

Но так, чтобы осталось место для работы. В процесссе урока дети распределят кусочки цветной бумаги под портретами с чертами характеров композиторов.

Структура и ход урока

2.Литературная разминка

- Ребята, наш урок мы начнем с литературной разминки. Готовясь к устной части по русскому языку, предлагаю вам следующее задание. Подготовьте выразительное чтение стихотворения , соблюдая критерии 1 и 2, определите тему лирического стихотворения, кому оно могло посвящаться и какие художественно-выразительные средства использует А.С. Пушкин.

Время на подготовку -1,5 мин, затем проверка ( на все задание не более 5 минут)

- Ребята, какие цели учебной деятельности поставите.

- Давайте, проговорим план работы на нашем уроке.

1. Поработать с понятиями.

2. Выяснить, кто такие Моцарт и Сальери.

4. Ответить на проблемный вопрос урока.

- Итак, начнем работать.

Печать (раздатка) в рабочий лист

гордость, презирающая всех;

жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;

зависть, доводящая до злодеяния;

чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;

гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.

2) Теперь, поговорим о названии трагедии. Кто они - Моцарт и Сальери?

- Известно, что Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии.Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер.

Несколько слов об итальянском композиторе. Он тоже достоин нашего внимания. Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы в Вене.

Учениками Сальери были Л. Ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер.

Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к преступлению.

5.Анализ текста.

1. Слово учителя.

2.Выразительное чтение монолога Сальери в 1 сцене.
Чтение учителем и хорошо читающие учащиеся.

-Какое впечатление производит монолог Сальери?

Искренний монолог героя можно воспринимать как автобиографию. Сальери рассказывает о том, насколько труден был путь к признанию и славе

- Каким можно представить себе этого человека?

Это целеустремленный человек, уверенный в своей правоте: считает, что его творческое кредо должно быть нормой для всех.

- Что удивляет в его рассказе о пути к славе?

- Как Сальери относится к музыке?

Как к ремеслу, а не процессу творчества. И это представление о музыке никак не соответствует истинной гениальности.

- Чем заслуживает все-таки Сальери уважение, несмотря на такое представление героя о творчестве?

Он труженик, всего добивался долгие годы. Совершенствовал свое мастерство, оттачивал его, учился творить, подражая своим учителям. Он уверенно шел к цели и добился славы.

- В чем Сальери находит мужество признаться сам себе?

Он завидует гениальности Моцарта.

- Почему же он завидует?

Музыка Сальери оторвана от жизни, в ней нет того жизнеутверждающего содержания, как в музыке ненавистного Моцарта, нет гармонии, привлекающей людей и вызывающе их восхищения.

- Меняется ли настроение Сальери на протяжении монолога? Почему?

3.Инсценировка эпизода с уличным скрипачом и его анализ. ( ролевое чтение)
Эта сцена очень важна для раскрытия душевного мира свободного и непосредственного во всех проявлениях жизнелюбца Моцарта в противовес аскету Сальери.

-Как меняются роли героев в диалоге о заказе Реквиема, о черном человеке, о Бомарше?

Оптимист Моцарт становится пасмурным и искренне встревоженным, а мрачный завистник Сальери, когда-то приятель Бомарше, автор Тарара, теперь хладнокровно готовящийся к убийству, - весел и беззаботен.

- Можно ли считать простодушно брошенную Моцартом фразу:

Как ты, да я . А гений и злодейство –

Две вещи несовместные. Не правда ль? – роковой?

Конечно! В этой фразе то, что терзает Сальери. Он признался себе, что способен на злодейство, а между тем сам гений говорит, что гений и злодейство несовместны.
- Как понял слова Моцарта Сальери?

Сальери понял, что он не гений

- Каков же результат?

Замечание Моцарта ускорило решение Сальери, и он бросает в яд в стакан Моцарта.

--Кульминация пьесы – исполнение Моцартом Реквиема. Почему именно этот фрагмент?

Смысл этой сцены в том, что Моцарт, по замыслу Пушкина, отпевает самого себя. Но кроме этого, он наносит удар по логике Сальери. Последний понимает теперь, не только то, что Моцарт – не гуляка праздный, а и то, что устраняя из жизни Моцарта, избавляясь от мучительных страданий, он в то же время лишает себя и других величайшей радости – наслаждения той музыкой, которую мог бы сотворить этот гений.

……………………… Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство –

Две вещи несовместные. Неправда:

А Бонаротти? Или это сказка

Тупой бессмысленной толпы – и не был

Убийцею создатель Ватикана?

Но мысль эта так же безосновательна, как и весь ход мыслей Сальери. В этом убеждает читателя А. С. Пушкин драматическим финалом произведения. А в светлом, гуманистическом образе Моцарта, наивность и доверчивость.

5. Работа с эпиграфом. Дискуссия.
А гений и злодейство -

Две вещи несовместные. Не правда ль?

Разберемся со значением слов гений ( гениальность) и злодейство.
Составление ассоциативных кустов к словам гениальность и злодейство.

Работа в парах.
Гениальность :

Злодейство- аморальный поступок, грех, преступление норм закона.

Создавая ассоциативные кусты, учащиеся фиксируют на доске понятия, которые они связывают со словами злодейство и гениальность. Учитель, обобщая, говорит о том, что можно согласиться с такими трактовками , но обращает внимание на следующую деталь: нельзя воспринимать как одно и то же талант и гениальность.

Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта, или присущие от рождения определённые способности и умения.

Гениальность – это необычайно высокие интеллектуальные способности.
Необходимо акцентировать внимание детей на том, что это близкие, но РАЗНЫЕ понятия.
Учащиеся без затруднения ответят, что в трагедии А. С. Пушкина гениален Моцарт, а Сальери – талантлив.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


2. Совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения.

2. Воспитать нравственное отношение, как к человеку и его таланту, так и к произведениям искусства.

3. Приобщить учащихся к классической музыке

Тип урока : Урок освоения новых знаний. Интеграция литературы, музыки и МХК.

1. Репродукция портрета Пушкина.

2. Репродукция портретов Моцарта и Сальери.

4. Факты биографии композиторов.

5. Иллюстрации к произведению.

Беседа по произведению.

Выставление оценок и домашнее задание.

С библейских времен такая нравственная болезнь, как зависть, точила сердца людей, толкая их на тяжелые преступления

Выдающиеся люди разных эпох создавали произведения, изображая в них людей, пораженных пороками. Известный нидерландский художник эпохи Возрождения (16 века) Питер Брейгель с о здал цикл из 7 картин, каждая из которых посвящена отдельно взятому греху. Посмотрите на репродукцию картины этого художника, обратите внимание, как он изобразил "Зависть"

- Какие чувства вызывает у вас эта репродукция, что вы видите на ней. ( Хаос изображенного, ужас и страх).

- Какую форму для изображения зависти в мире людей избрал автор? (Иносказание, аллегор ия).

- А что называют аллегорией? Найдите и прокомментируйте

аллегорические образы . (Аллегория - иносказание, отвлеченная мысль, выраженная в конкретном образе.

Вереница голых изуродованных людей, с которых снимают обувь, собаки, раздирающие кость, смеющиеся чудовища и т.д.)

Мы увидели страшный мир, мир, из которого смеющиеся чудовища (аллегория зависти) заползают в душу грешника, убивая в нем свет.

- Какое чувство лежало в глубине души Сальери и убивало в нем человека? (Чувство зависти.)

– Значит, какая тема урока? Сформулируйте ее в форме вопроса. ( Что в глубине души моей лежит?)

Фиксирует тему на доске ( слайд 3).

История создания трагедии.

Сегодня мы познакомимся с двумя пушкинскими героями, прототипами которых являлись реальные люди. Мы попытаемся разобраться в их жизненных убеждениях, мировоззрении. Первоначальный вариант названия трагедии "Моцарт и Сальери" - "Зависть", но драматург отказывается от этого названия. Его интересует не нрав завистника, а философия художника-творца.

III .Беседа с уч-ся

Почему Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению.)

4 . Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в трагедиях? (Деньги — искусство — любовь — смерть.)

Вспомним некоторые литературоведческие понятия.

1. Что такое драма?
2. Назовите жанры драматургии.
3. Что такое конфликт?

Прежде чем мы перейдем непосредственно к самой трагедии, давайте вспомним, кто же такие Моцарт и Сальери? Знакомы ли вам эти имена?

IV . Выступление уч-ся

1 группа МОЦАРТ

2 группа САЛЬЕРИ

V .Сцена со слепым скрипачом

Следующий эпизод связан с появлением уличного скрипача. Давайте проследим за развитием этой сцены.

эпизод этот нужен для раскрытия душевного мира свободного и непосредственного во всех своих проявлениях жизнелюбца Моцарта. Эпизод показывает, что Моцарт популярен, его произведения исполняются на улицах.)

Сцена со скрипачом углубляет драматургический конфликт. В чем это проявляется?

Учитель: На протяжении всей пьесы Сальери сначала подсознательно, а затем сознательно готовиться убить Моцарта.

2. Какую роль он играет в развитии действия ?( Сцена со скрипачом углубляет драматургический конфликт. Появление старика помогает почувствовать то, что творится в душе у каждого из героев. Сальери мучает зависть. Недоумение от того, почему Моцарт не ценит своего таланта. В этой музыке он услышал о Моцарте и о себе. Произведение Моцарта восхищает Сальери совершенством формы. Но душа его остаётся равнодушной, искусство не действует на неё очищающее. Не случайно именно в это время преступный замысел его становится окончательным решением. )

Учитель: - Появление старика помогает почувствовать то, что творится в душе у каждого из героев. Сальери мучает зависть. Недоумение от того, почему Моцарт не ценит своего таланта. В этой музыке он услышал о Моцарте и о себе. Произведение Моцарта восхищает Сальери совершенством формы. Но душа его остаётся равнодушной, искусство не действует на неё очищающее. Не случайно именно в это время преступный замысел его становится окончательным решением. Действительно, эта сцена показывает столкновение двух начал в душе Сальери : низменного (злобного, завистливого) и высокого (творческого, выражающегося в служении музыке, в преклонении перед гением.

Мучительные противоречия Сальери связаны с решением вопросов о соотношениях ремесленничества и гениальности, праздности и труда, жизненной легкости и смертной тяжести. Для Моцарта гармония мира в неразрывном взаимопроникновении высокого и низкого, смешного и грустного, бытового и бытийного, искусства и жизни. Он носитель пушкинской идеи о том, что гениальность — дар свыше, гениальность — спутница добра. Гуманистический смысл трагедии в том, что никакое злодеяние не может быть оправдано даже высокими целями.

Сцена показывает истинные мотивы Сальери: его рассуждения о легкомыслии Моцарта оказываются лишь прикрытием зависти, которая является истинной причиной поступка Сальери.)

Учитель: Крушение теории Сальери.

4. В начале второй сцены в развитии внутреннего конфликта- новый поворот. О чем сообщает Моцарт Сальери?

(О том, что к нему пришел человек и заказал Реквием)

5. Какова реакция Сальери?

6.Далее мы видим, что роли героев несколько меняются.

8. А мрачный Сальери?

Учитель: Моцарт предчувствует свою смерть.

9. Чем были вызваны слезы Сальери в конце трагедии?( Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя: Пушкин подводит Сальери к мысли, что, убив Моцарта, он никогда не станет гением, потому что он злодей.)

Продолжай, спеши еще наполнить звуками мне душу.

Не стало великого композитора, но музыка его осталась, а вместе с ней и сам Моцарт. Многочисленные исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказали, что музыка австрийского композитора Моцарта оказывает на людей сильное оздоровительное воздействие: повышает умственные способности, увеличивает концентрацию внимания, оказывает благоприятное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней. В Канаде струнные квартеты из специально нанятых музыкантов играют на городских площадях музыкальное произведение Моцарта, чтобы, как считают авторы этой идеи упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество аварий.

Прекрасная, гениальная музыка прорывается к нам сквозь века, затрагивает светлые струны души, поднимает человека над этим миром, зовет его к прекрасному. Но и зависть пробивается сквозь века. И современные авторы продолжают в своих произведениях проблему, поднятую А.С.Пушкиным. Так поэт 20 века Андрей Дементьев написал стихотворение, которое так и называется "Зависть". В нем отражено наказание Сальери.

Выразительное чтение учителем стихотворения .

Зависть белой не бывает, Зависть свет в нас убивает. Ну, а тот, кто ею болен, У того душа темна, И в поступках он не волен, Ибо всем вершит ОНА. Мы смирились с тем, что зависть Судит всех без доказательств. Ей достаточно улик - Этот счастлив. Тот - велик. И чужой судьбою мучась, Умирая от обид, Все надеется на случай, Что когда-нибудь получит

То, что ей в других претит .

Что поняли вы на сегодняшнем уроке, чему удивились, о чем задумались?

- Кто из двух героев трагедии истинно трагедийный образ? (Сальери, т.к. в трагедии изображена борьба в его душе двух начал: высокого и низменного.)

- Какова миссия человека на земле? -( Единственная достойная миссия человека – быть творцом добра и красоты.)

Послушаем еще одно произведение Моцарта.(соната № 17). Слушая, попытайтесь воспроизвести ее в образах (музыкальное рисование).

IX .Выставление оценок.

Читайте также: