Планування проектної діяльності конспект уроку

Обновлено: 07.07.2024

Современные методы проектирования направлены на то, чтобы заставить проектировщика "думать вслух" и интегрироваться в своем мышлении с мышлением других позиционеров в процессе коллективного проектирования. Основное преимущество таких методов в том, что участники процесса проектирования могут следить за происходящими изменениями и участвовать в них, сообщая друг другу факты и оценки, выходящие за пределы компетенции каждого отдельно взятого проектировщика. Актуальность внедрения метода проектов в учебный процесс не требует обоснования, но совместимость научно-исследовательской деятельности с уроком в 45 минут остается открытым и во многом спорным вопросом. Проектная деятельность является очень специфичной в формате массовой общеобразовательной школы. В основном, ее осуществление ведется во внеурочное время с мотивированными детьми индивидуальными методами. Перед педагогами нашей школы была поставлена проблема внедрения проектной деятельности в учебный процесс. Перевод проектно-исследовательской деятельности из нерегламентированного внеурочного процесса в рамки классно-урочной системы вызвал ряд затруднений, как у организаторов (учителей), так и у участников (учащихся).

Перед учителями встала задача организации учебного процесса в новых условиях. Урок проектной деятельности - сложное педагогическое явление. С одной стороны, это организованная активная учебно-познавательная деятельность учащихся, с другой - управление этой деятельностью учителем. Возник целый ряд вопросов:

Как проводить занятие по проектной деятельности?

Каким образом совместить работу по разным темам с разными авторами в одно и то же время?

Как научить учеников самостоятельно ставить цели, планировать, выполнять и оценивать свою работу?

Как спланировать работу?

Эффективность работы учителя – исследователя зависит от качества его подготовки к организации и руководству учебным проектом. Возникает необходимость координации деятельности всех педагогов, согласованности промежуточных результатов, обеспечения единых требований к проектным работам. Одним из обязательных условий успешности данной работы является принятие и утверждение общешкольных методических норм к организации ученического проектирования.

В данной ситуации мной было разработано планирование уроков проектной деятельности, которое утверждено Методическим объединением учителей-исследователей нашей школы как базовое. Тематическое планирование позволяет учителям – предметникам зафиксировать процесс развития навыков проектирования в границах традиционных учебных дисциплин. В целом планирование ориентировано на приобретение учащимися навыков научной работы, на обеспечение интеллектуального развития школьников и их последующую адаптацию и социализацию.

В практике организации проектной деятельности учащихся возможно использование традиционных форм: фронтальной, индивидуальной и групповой.

Например, на уроке при фронтальной организации занятия учитель всему классу объясняет, как правильно оформлять библиографический список литературных источников с одним, двумя или более авторов, литературу без автора, брошюру, журнальную или газетную статью. И объясняет это на примерах литературных источников, подобранных детьми самостоятельно, после чего каждый учащийся оформляет список литературы по своей теме.

Другим примером фронтальной организации занятия может служить занятие по теме: "Обоснование темы проекта", где учащиеся получают объяснение по обоснованию актуальности темы, формированию целей и задач и т.д., а затем каждый обосновывает свою тему самостоятельно с последующей ее доработкой после получения консультации учителя.

Фронтальную форму организации проектной деятельности учащихся можно применить при объяснении этапов проектирования и разработке каждым учащимся содержания предстоящих работ по этапам проектирования. Каждый учащийся, работая в коллективе, в то же время выполняет свое задание, работает над своей темой, овладевая при этом общими приемами работы над проектом. Это наиболее сложный процесс, требующий учета индивидуальных особенностей и познавательных возможностей учащихся.

Авторское планирование (Приложение 1) носит интегративный характер, что позволяет объединить творческие потенциалы многих учителей и предусматривает креативный подход к организации занятий, а также дает возможность при различии стилей деятельности педагогов и некоторой возникающей дифференциации класса обеспечить единство подходов и методов научного познания.

Планирование рассчитано на 1 час в неделю, согласно учебному плану, и построено следующим образом:

  • Тема занятия
  • Форма урока
  • Основное содержание
  • Этапы проектной деятельности учащихся

Содержание курса и характер занятий предусматривают обучение учащихся технологии проектной деятельности и формирование проектной культуры, поэтому в планирование включен ряд общих вопросов.

Кроме того, в этом плане намечаются мероприятия, необходимые для всех исследователей. К ним относятся лекции: по истории проектирования, по проектным технологиям, по правилам делового общения и ведения дискуссий, по формам и видам презентаций. Лекции проводятся для всего класса одним педагогом или группой преподавателей - исследователей. Коллективным видом деятельности являются и межпредметные консультации по выбору тематики и жанров учебных проектов для учащихся, испытывающих затруднения.

Следует отметить, что использование современных информационно-коммуникативных технологий, электронной почты позволяет организовать работу с каждым учащимся в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией, степенью самостоятельности и интеллектуальным потенциалом.

На завершающем этапе учащиеся представляют свои проекты на общешкольной конференции (проектная неделя), где подводятся итоги проделанной работы и дается оценка, а также рекомендации по продолжению работы.

Благодаря введению общего планирования уроков проектной деятельности удалось регламентировать осуществление проектной деятельности, обеспечить стабильную реализацию и развитие этого направления образовательного процесса, скоординировать деятельность педагогов школы по совершенствованию проектно – исследовательских умений учащихся. Единое планирование уроков не является статичным, оно корректируется в соответствии с новыми идеями, методиками, дидактическими комментариями и педагогическим опытом.

Второй урок к калкндарно тематическому планированию по технологии.

ВложениеРазмер
urok_2_planirovanie_proekta_i_metody_ego_realizatsii.docx 17.46 КБ

Предварительный просмотр:

цели урока: определить порядок выполнения работ по технологии и определить пути развития личностей учащихся

задачи урока: рассказать учащимся о выполнении творческих проектов и определить порядок и форму выполнения этапов проекта.

  1. Что такое творческий проект ? Проект –это план действий по воплощению творческой идеи в жизнь . Проект имеет несколько этапов 1. Формулирование идеи (можно нарисовать то что хочешь сделать). 2. Выполнение чертежа. (чертёж – рисунок детали или объекта с обозначенными размерами его частей )3.согласование чертежа (учитель проверяет размеры. 4. Выполнение детали по чертежу. 5) защита творческого проекта.

В наше время проектная деятельность широко распространена. Для выполнения работ любого вида в настоящее время проводится конкурс проектов на котором выбирается один подходящий. На данные конкурсы проекты поступают в виде чертежей (Вот почему необходимо уметь грамотно выполнить чертеж!!).

Данный способ выполнения работ необходим для освоения т.к. современный подход к работе не возможен без данных знаний и умений.

Проектной работой можно назвать любое действие, проходящее через вышеперечисленные этапы, будь то сборка модели самолёта, или изготовление объектов мебели и.т.д.

(Правила выполнения чертежа)

Каждый чертёж должен быть выполнен по определённым правилам. Каждый чертёж начинается с рамки. Рамка чертится с отступом по 0,5 см от всех сторон. В правом нижнем углу рамки изображается таблица, состоящая из 4 ячеек . В них записывается информация о чертеже (название детали/предмета, вид предмета, масштаб изображения, фамилия выполнившего)

Вид предмета может быть фронтальным, боковым, трехмерный. Фронтальный – вид с фронтальной(передней) части детали, который не учитывает видов с других сторон. Трехмерный – вид детали с нескольких сторон одновременно. Обычно для данного вида выбирают определённый угол под которым будет изображаться деталь.

Масштаб – это относительны размер рисунка к размеру объекта. Масштаб может быть уменьшенным и увеличенным. Реже используется натуральный размер.(приведите примеры использования ув, ум, в нат вел. Масштабов.

Существует различные размеры масштабов. Размер зависит от того, насколько велик или мал объект. Размер масштаба 1/10см означает, что 1см на чертеже соответствует 10см реального объекта. Если масштаб 10/1см означает, что 10см на чертеже соответствует 1см реального объекта. Если масштаб 1/1см, тогда 1см чертежа соответствует 1 см реального объекта. (примеры: 1/20мм,1/20см,1/5000м,10/1см итд).

  1. Утверждение проекта и проверка чертежа очень важно т.к. самоконтроль не может быть проведен в данном возрасте.
  2. После завершения чертежа вы можете приступить к выполнению проекта.
  1. Д\з 1)возьмите любой чертеж и определите масштаб изделия.

2) тренируйтесь чертить рамку. Начертите рамку для чертежа. (следующий урок мы начнем с проверки умения чертить рамку для чертежа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип занятия – комбинированный урок.

Характеристика урока. Для успешного выполнения проектов школьники должны уметь планировать свою деятельность, как на отдельных стадиях, так и для проекта в целом. Планирование – сложный и ответственный этап, от которого зависит успешность всей работы над проектом. Информацию можно получить различными способами. Так возникла идея использования символов при составлении плана, что позволяет сделать работу более осознанной и увлекательной для учащихся. Такой подход позволяет учащимся разработать компактный и наглядный план работы и получить целостное представление о ходе проектирования и изготовления выбранного ими объекта.

Дидактическая цель: обучить школьников планированию работы для успешного выполнения проектов.

Познавательный аспект

Формирование умений по нахождению доступных путей получения необходимой информации, способов ее представления, целостному планированию работы над проектом.

Развивающий аспект

Создание условий для развития у учащихся познавательной активности в процессе проектной деятельности; развитие быстроты и широты ума.

Воспитательный аспект

Воспитание ответственности, дисциплинированности, интереса к творческой деятельности.

Цели учащихся:

Прогнозируемый результат

План в виде схемы, отражающий основные направления работы над проектом и пути достижения намеченного.

Методы обучения: частично-поисковый, мозговой штурм.

Занятие №4

Тип занятия – комбинированный урок.

Характеристика урока. Для успешного выполнения проектов школьники должны уметь планировать свою деятельность, как на отдельных стадиях, так и для проекта в целом. Планирование – сложный и ответственный этап, от которого зависит успешность всей работы над проектом. Информацию можно получить различными способами. Так возникла идея использования символов при составлении плана, что позволяет сделать работу более осознанной и увлекательной для учащихся. Такой подход позволяет учащимся разработать компактный и наглядный план работы и получить целостное представление о ходе проектирования и изготовления выбранного ими объекта.

Дидактическая цель: обучить школьников планированию работы для успешного выполнения проектов.

Познавательный аспект

Формирование умений по нахождению доступных путей получения необходимой информации, способов ее представления, целостному планированию работы над проектом.

Развивающий аспект

Создание условий для развития у учащихся познавательной активности в процессе проектной деятельности; развитие быстроты и широты ума.

Воспитательный аспект

Воспитание ответственности, дисциплинированности, интереса к творческой деятельности.

Цели учащихся:

знать символы, помогающие в сжатом виде спланировать целостный процесс работы;

Прогнозируемый результат

План в виде схемы, отражающий основные направления работы над проектом и пути достижения намеченного.

Методы обучения: частично-поисковый, мозговой штурм.

Ход занятия

1.Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к учебному занятию.

2.Мотивация и актуализация.

Беседа о значении планирования собственной деятельности для достижения намеченного результата. Привлечение учащихся к формулировке темы, постановке целей и задач учебного занятия.

3. Изучение нового материала.

Анализ Надо Провести Получить

аналогов подумать исследование информацию


Прочитать Спросить Подсчитать Исследовать

Тезисы

Краткое изложение содержания

Комментарии - Краткие пояснения к рисункам, чертежам, схемам.

Схемы

Можно оформить так


























горизонтальная






Эскиз – карандашный набросок.

Рисунок – заштрихован или раскрашен. Рядом с ними дать краткий комментарий.

Чертежи – выполняют карандашом в масштабе с учетом стандартов. По ним изготавливают детали разрабатываемых изделий.

Расчеты

Математические расчеты делают в тетради или на листах с указанием всех формул и вспомогательной ин­формации:.Оз = Мз + Эз +Дз

Графики

Используются для представления информации

Диаграммы информации

4.Проверка понимания изученного. Учащимся предлагается отобразить на бумаге графическим способом определенные виды деятельности. Например: исследовать мнение близких людей; результаты представить в виде диаграммы

5. Практическая работа по планированию проекта.

7) Как? 2) Для кого?

Что? – вписываются названия изделия.

Для кого? – члены семьи, друзья , школа, мастерская.

Из чего? – основные дополнительные отделочные материалы(ассортимент свойства).

Какое? – виды, формы, отделки.

Где? – место использования (интерьер кухни, жилой комнаты оборудование мастерской) цвет, размер.

Чем? – Какое оборудование и какие инструменты будете использовать для изготовления.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Создание условий для формирования умений планировать действия по решению реальных проблем и освоения способов деятельности на основе компетентностного подхода

Обучающие: Формирование компетентности в сфере проектной и профессиональной деятельности

Развивающие: Развитие умений

видеть проблему и намечать пути ее решения;

анализировать, осуществлять поиск и обработку информации

работы в команде;

Воспитание активной личности, адаптированной к самостоятельной социальной и профессиональной жизни.

проводить анализ предметной области;

проводить анализ собственных возможностей;

определять характеристику объекта познания;

разделять проектную деятельность на этапы;

организовывать деятельность по реализации проектов;

устанавливать функциональные связи и отношения между частями целого;

пользоваться информационными источниками.

структура проектной деятельности;

понятия целей и задач проектной работы;

основные информационные источники поиска необходимой информации;

наглядные: демонстрация электронной презентации; оценочного листа; дидактического материала

словесные: беседа; комментарий деятельности групп

практические: анализ возможностей; анализ объективных факторов; сопоставление имеющихся данных; разработка плана действий

Формы работы: групповая; индивидуальная

Дидактические материалы: положения о конкурсах; оценочные листы; поэтапный план работы

Предполагаемый результат: Сформированные умения планировать действия по решению реальных проблем.

I . Организационный момент

- (Слайд с определением Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо)

А что необходимо сделать, чтобы стать успешным.

Совершенно верно, умение планировать – это важная составляющая успеха. Именно об этом мы будем говорить на занятии.

- (На слайде Задачи: построение формулы успеха; нахождение путей достижения поставленной цели.)

Нам предстоит определить составляющие формулы успеха и найти путь к достижению поставленной цели.

II. Работа в группах

Представим, что мы находимся у подножия вершины под названием УСПЕХ. Чтобы покорить данную вершину, нам предстоит пройти определенный путь, преодолев несколько этапов. Но для начала давайте определим, а в какой сфере деятельности вы бы хотели достичь успеха?

Из предложенных вами вариантов, можно выделить три категории.

1) Успех в учебе

2) Успех в творчестве

3) Успех в спорте

Теперь посмотрите на рабочие места и выберите одну из трех предложенных категорий, постарайтесь разделиться на равные подгруппы и займите соответствующее место: на столах стоят флажки, на них обозначены категории.

Итак, разделившись на группы, НАЧНЕМ НАШ ПУТЬ К УСПЕХУ!

Если рассматривать деятельность по достижению УСПЕХА, как проект, то с чего следует начать.

Нужно обозначить цель. Что такое цель? (это конечный результат , то к чему хочу прийти, хочу достичь)

Давайте определим, чего вы хотите достичь, какого успеха в своих сферах?

(например: успех в учебе для меня – это окончание семестра без 3, успех в творчестве – участие в конкурсе, успех в спорте – участие в соревнованиях)

Я предлагаю Вам следующие варианты целей:

Мы разделись на группы и определили цель , Будем считать, это началом нашего пути к вершине под названием успех. Давайте зафиксируем первый этап, прошу установить флажки.

На ваших столах лежат оценочные листы. Оценка ваших действий будет проходить в 5 этапов, и сложится из взаимной оценки, внешней оценки и оценки преподавателя. Максимальный балл на каждом этапе – 5.

Подпишите оценочный лист и передайте его соседу справа, чтобы он оценил вашу работу на данном этапе.

Продолжим наш путь к успеху!

Что необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели? …

Иначе говоря, мы должны провести анализ наших возможностей: Что я МОГУ ? (какими знаниями, умениями и навыками я обладаю на сегодняшний день)

Итак, перед вами таблица, каждой группе надо будет заполнить первый ее столбец (на работу отводиться 2-3 минуты): приведите по крайней мере 3 позиции.

(ячейка закрыта)

(ячейка закрыта)

Анализ полученных результатов.

Второе задание позволило нам преодолеть препятствие и стать ближе к вершине.

И это будет второй ступенью на пути к ней.

Обратимся к оценочным листам, передаем листы дальше по кругу.

Какие вы молодцы! Можно сказать, что полпути уже пройдено.

Вы говорили, что у вас есть желание и целеустремленность, но чтобы достичь успеха этого, все же мало. Какой шаг нужно нам предпринять дальше? .

Чтобы верно спланировать свои действия, нам нужно конкретизировать цель, т.е. знать требования, которые предъявляются к людям, претендующим на стипендию, победителям различных турниров или конкурсов. Для этого я вам предлагаю проанализировать Положения и выделить 3 основных требования , необходимые для достижения цели и зафиксировать их во 2-ом столбце таблицы.

Заполняют вторую колонку

(требования для достижения цели)

(ячейка закрыта)

Проверим, какие результаты у вас получились.

Определив реальные требования, мы обозначили мотивы наших действий к достижению цели или, говоря языком проекта, определили мотивацию - это и будет следующим шагом на пути к вершине. Передвиньте флажки на следующую ступень.

Передаем листы соседу справа и оценим работу на 3 этапе.

Мы с вами прошли достаточно большой путь и находимся на финишной прямой, нам остался еще один рывок.

И выполнить задание, заполнив третий столбец нашей таблицы, определив свои действия по достижению цели. (Время выполнения 5 минут). Зафиксируйте, по крайней мере, 3 действия.

(ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ)

МОИ ДЕЙСТВИЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ

Для того, чтобы получить именную стипендию (победить в конкурсе, турнире), мне нужно …

Давайте узнаем, что предстоит сделать для того чтобы покорить вершину под названием УСПЕХ и достичь желаемой цели? На этом этапе команды оценивают работу друг друга. Ваша задача внимательно слушать и оценить план действий согласно критерия.

Команды перечисляют действия. Оценивает эти действия другие команды.

Наш последний шаг - действия , это и есть наш план по достижению цели, который станет основой для разработки проекта.

Мы достигли вершины, давайте проанализируем и вспомним наши действия, которые к ней привели.

Таким образом, правильно спланировав наши действия, мы достигли конечной цели – разработали мини-проект и вывели Формулу успеха . Давайте озвучим ее!

Успех = Цель + Знание + Мотивация + Действие

Назовите людей, которые по вашему мнению являются успешными в той или иной области? И в чем состоял их успех? Применима ли эта формула к успеху этих людей?

Хотелось бы привести собственные примеры, может вы узнали этих людей?

Завершение урока

IV . Оценка

Подведем итоги всему нашему занятию и посчитаем средний арифметический балл и занесем его в оценочный лист.


- Сформировать знания о проектной деятель­ности, этапах выполнения проектов.

- закрепить знания о технике изготовления изделия.

- развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществлять выбор материала, инстру­ментов для работы; развивать познавательные способности, умение рассуждать и защищать проект.

- воспитание эстетического вкуса, осоз­нание учащимися возможностей применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, ра­бота с дидактическими материалами, демонстрация); поисковый; инструктаж; практическая работа, самостоятельная работа.

МТО урока: учебник "Технология" (для девочек) для 5 классов, рабочая тетрадь, образцы проектов.

1. Оргмомент

Проверка готовности учащихся к занятию.

Организация рабочего места.

Включение всех учащихся в деловой ритм.

2. Повторение

- Какие темы мы прошли в этом учебном году?

- Что вам больше всего понравилось выполнять на уроках технологии ?

3. Объяснение новой темы

Проект - идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта. (материал из Википедии)

Школьный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Для ученика проект – это возможность себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные. По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняться на материале конкретного предмета) и межпредметным .По продолжительности выполнения проекты бывают мини-проекты(1 урок) краткосрочными (2-4 урока), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными (четвертные и годичные).

Так же проекты могут быть индивидуальные и групповые.

При работе над проектом можно выделить основные 4 этапа

1. Поисковый – выдвижение проблемы и поиск информации.

2. Конструкторский – выбор лучшего варианта.

3. Технологический – составление плана работы, практическое выполнение проекта.

4. Заключительный – оформление и защита проекта.

Т.О.Чтобы выполнить и защитить проект, необходима большая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.

Работа, в результате которой создается что-то новое, оригинальное считается творческой. Поэтому проекты, которые выполняются на уроках технологии, также называются творческими.

3- проектирование 4-продукт 5- портфолио 6- презентация

Этапы работ над проектом

Введение в проектную деятельность

(требования, рекомендации, план выполнения)

Получает информацию о проектной деятельности (требования, план выполнения проектной работы)

Определение и утверждение тематики проектов

Выбирает тему проекта и утверждает ее

Составление графика работы над проектом

Составляет график работы над проектом

Подбор и анализ литературных источников и других материалов

Обсуждает с различными специалистами ход выполнения проекта, промежуточные консультации (консультации,анализ)

Анализ и контроль процесса выполнения проекта (групповые и индивидуальные консультации)

Контроль за оформлением проекта

Предварительно защищает проект в группе

Организация и проведение предзащиты проекта

Контроль за доработкой проекта

Обсуждает результат работы

Работа над проектом.

Актуальность проблемы. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать.

Создается банк идей и предложений. (На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу).

Исследование. Вариант проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими описаниями. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технологическая карта изготовления проекта, подбираются инструменты, материалы. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе. Учащиеся анализируют продемонстрированные готовые проекты, составляют перечень критериев, которым должно удовлет­ворять будущее изделие.

Обоснование выбора темы проекта, выработка и отбор идей. Учащиеся вместе с учителем обсуждают поставленные вопросы. Отбирают необходимую информацию для своего проекта.

Результаты и выводы: Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют эскизы будущих проектов, уточняют, анализируют собранную информацию, формируют выводы. (Вся работа ведется под наблюдением учителя.)

Разработка проекта — это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через само­реализацию в предметной деятельности (роспись изделий).

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается культура народа Казахстана

Ш. Практическая работа – запись в тетради основных этапов выполнения творческих проектов по темам:

Читайте также: